Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
p align="left">Замена не отбытой части наказания более мягким видом допускается в тех случаях, когда лицо, хотя полностью и не исправилось, но твердо встало на путь исправления. Замена наказания более мягким является важным стимулом для скорейшего исправления осужденного. Условно-досрочное освобождение и замена наказания более мягким применяется в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, исправительным работам или направлению в дисциплинарный батальон.
Основанием для условно-досрочного освобождения и замены наказания более мягким является исправление осужденного, которое он доказал примерным поведением и честным отношением к труду.
Вывод об исправлении осужденного с учетом его личности, характера совершенного преступления и степени участия в нем осужденного должен быть основан на совокупности данных «о соблюдении им режима в исправительно-трудовом учреждении, выполняемой работе и отношении к ней, повышении своей производственной квалификации, участии в общественной жизни и т. п.» [28]
Условно-досрочное освобождение и замена не отбытой части наказания более мягким наказанием могут применяться только судом по представлению администрации мест лишения свободы или соответствующих органов министерства внутренних дел, если речь идет о таких видах наказания, как ссылка, высылка или исправительные работы без лишения свободы. Суд, решив положительно вопрос об условно-досрочном освобождении от основного наказания или замене его более мягким, может одновременно освободить осужденного и от таких дополнительных мер воздействия, как ссылка, высылка или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
В законе указывается, что в случае, если лицо, к которому было применено условно-досрочное освобождение, совершит в течение не отбытой части наказания новое однородное или не менее тяжкое преступление, суд назначает ему наказание: освобождение от наказания в связи с болезнью. В этой статье говорится, что лицо, пораженное после совершения им преступления: психическим заболеванием, лишающим его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий бездействия либо руководить ими; иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания; заболеванием, делающем военнослужащего негодным к военной службе в случае отбывания им наказания в виде ареста либо содержания в дисциплинарной воинской части - освобождаются от отбывания назначенного либо«дальнейшего отбывания наказания в связи с болезнью».[29]
Социально - правовая доктрина государства объявляет права и свободы человека высшей ценностью, поэтому уголовная политика включает их в круг приоритетных объектов уголовно - правовой охраны. Эта же идея лежит и в основе обращения с лицами, заболевшими до или после вынесения обвинительного приговора психическим расстройством, лишающим их возможности осознавать фактическое значение своих действий, их опасность и или руководить ими. Закон РК от 2 июля 1992 года «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», предопределивший положения ст. 81, исходит из гуманного принципа замены наказания лечением, если виновный заболел психическим расстройством и не может адекватно воспринимать суть применяемых к нему мер. [30]
Под психическим расстройством, лишающим лицо возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий бездействия либо руководить ими понимается состояние здоровья виновного лица, именуемое невменяемостью.
Невменяемость - состояние здоровья лица совершившего общественно опасное деяние, установленное судом на основании заключения судебно - психиатрической экспертизы и определяемое с учетом единства психологического и биологического критериев.
Психологический юридический критерий означает неспособность лица осознавать фактическое значение своих действий, их опасность и руководить ими. Оценивается с интеллектуальной стороны вины как неспособность к осознанию, с волевой - как неспособность к руководству своими действиями в связи с возникшей болезнью.
Биологический медицинский критерий - перечень психических расстройств, наличие хотя бы одного из которых в совокупности с юридическим критерием образует состояние невменяемости.
Заключение о психическом заболевании выносится экспертом - психиатром, после чего оно подлежит оценке судом в совокупности со всеми материалами дела для решения вопроса о невменяемости, применении принудительных мер медицинского характера, определения типа больницы, о передаче лица под опеку или на попечение родственников при врачебном наблюдении. При применении принудительных мер медицинского характера суд в резолютивной части определения указывает конкретную принудительную меру медицинского характера. Определение медицинского учреждения, в котором лицо должно проходить лечение, входит в компетенцию органов здравоохранения.
Лица, освобожденные от отбывания наказания в связи с болезнью, после вынесения в отношении их обвинительного приговора, в случае выздоровления, могут подлежать наказанию с зачетом времени, проведенного в лечебном учреждении, в срок отбытия наказания в том случае, если не истекли соответствующие сроки давности. Аналогично решается вопрос «о наказании лица, заболевшего психическим расстройством после совершения преступления во время предварительного следствия».
Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Беременной женщине или женщине, имеющей хотя бы одного ребенка в возрасте до восьми лет, суд может отсрочить фактическое отбывание наказание до достижения ребенком восьмилетнего возраста, если она осуждена: за преступление против личности - к лишению свободы на срок до пяти лет включительно или иному, более мягкому наказанию; за другие виды преступлений - к любому наказанию. Женщина считается осужденной - по общему правилу: с момента вступления в законную силу обвинительного приговора суда до момента освобождения от фактического притерпевания наказания, далее - до момента погашения или снятия судимости она именуется не осужденной, но судимой. Факт беременности женщины подтверждается медицинским заключением о беременности, а факт наличия ребенка, не достигшего восьмилетнего возраста - свидетельством о его рождении и справкой о фактическом наличии ребенка на иждивении осужденной женщины.[31]
Отсрочка отбывания наказания беременной женщине или женщине, имеющей малолетнего ребенка может применяться лишь в случае наличия достаточных условий для нормального воспитания ребенка в состоянии свободы. Условия считаются достаточными: при фактическом наличии постоянного места жительства; при благоприятном социальном окружении; при представлении суду обоснованных заверений о предстоящем правомерном образе жизни осужденной матери и возможности воспитания и обеспечения ребенка.
Данное основание освобождения от отбывания уголовного наказания входит в разряд условного, факультативного видов освобождения от наказания.
Осужденная женщина, в отношении которой применена отсрочка отбывания наказания, уклоняющаяся от воспитания, обеспечения и ухода за ребенком предупреждается органом, осуществляющим контроль за ее поведением, о возможности отмены отсрочки и направления осужденной для отбывания наказания. По достижении ребенком восьмилетнего возраста либо в случаях: его смерти или прерывания беременности, наказание в отношении которой отсрочено, суд принимает одно из следующих решений: освободить осужденную от отбывания оставшейся части наказания; заменить оставшуюся часть наказания более мягким; вернуть осужденную в соответствующее учреждение для отбывания оставшейся части наказания.
Последнее решение принимается, «как правило, при исчезновении условий, достаточных, для нормального воспитания ребенка».[32]
Осужденной женщине, наказание в отношении которой отсрочено, совершившей вновь какое - либо выносится новый обвинительный приговор суда и назначается наказание в соответствии с общим правилом - по совокупности приговоров ст.70 УК РК.
Освобождение от наказания и замена наказания более мягким в отношении лиц, совершивших преступление в возрасте до 18 лет ст.92 УК РК.
Несовершеннолетние гораздо легче поддаются исправлению по сравнению со взрослыми лицами, поэтому досрочное освобождение и замена наказания более мягким в этом случае имеет ряд особенностей.
Во-первых, условно-досрочное и досрочное освобождение несовершеннолетних, а также замена им наказания более мягким могут применяться после фактического отбытия не менее одной трети назначенного судом наказания, независимо от тяжести совершенного преступления и прежних судимостей.
Во-вторых, в законе устанавливается различный порядок освобождения лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет, в зависимости от того, достигли или нет они совершеннолетия к моменту освобождения. Лица, достигшие совершеннолетия к моменту освобождения и удовлетворяющие требованиям, установленным в законе, подлежат условно-досрочному освобождению. Это значит, что в случае совершения ими в течении не отбытой части наказания нового однородного или не менее тяжкого преступления, суд может им назначить наказание аналогично правилам ст.70 УК РК.
Лица, не достигшие совершеннолетия к моменту освобождения, подлежат досрочному освобождению, которое носит безусловный характер, то есть в случае совершения нового преступления в течение не отбытой части наказания эти лица могут нести ответственность только за новое преступление.
Представление об освобождении несовершеннолетних и замена им наказания более мягким делается администрацией трудовых колоний для несовершеннолетних. Освобождение лица, виновного лица, от уголовной ответственности является освобождением его и от наказания. Таким образом, нарушается принцип каждому виновному - справедливое наказание. Однако рассмотрим данный аспект более подробно. Наказание может утратить свой предупредительный эффект, если оно применяется с большим опозданием. Оно не становится средством перевоспитания, если преступник уже исправился и без наказания. В этом случае наказание еще может сыграть обще предупредительную роль, но в основном будет выступать как месть за содеянное, как голая кара.
Освобождение от уголовной ответственности и наказания может играть предупредительную роль. Государство как бы объявляет, что совершившее преступление лицо может последующим поведением загладить причиненный вред, загладить свою вину. Институт освобождения от уголовной ответственности и наказания стимулирует лиц, совершивших однажды преступление, к примерному поведению. Можно подумать, что существование данного института превращает наказание в пустую угрозу. Однако, этого не происходит, так как освобождение от уголовной ответственности и наказания наступает не автоматически, а лишь при соблюдении определенных условий. «Даже после отбытия лицом наказания или после сокращения либо замены наказания более мягким , лицо продолжает нести невыгодные отрицательные последствия».[33]
Осуждение лица судом к тому или иному виду наказания дает, как правило, основание считать данное лицо имеющим судимость. При этом лицо считается судимым с момента вступления обвинительного приговора в силу, в период отбывания назначенного наказания и в период определенного установленного законом времени после отбытия наказания. В отдельных случаях судимость может повлечь за собой некоторые ограничения для лица, например, в выборе места жительства, в работе и т.п.
При совершении нового преступления наличие судимости зачастую рассматривается как отягчающее обстоятельство.
Уголовный закон устанавливает определенный порядок погашения и снятия судимости с тех лиц, которые, отбыв наказание или будучи освобождены от него досрочно, не нарушают вновь правопорядок. Данные лица в установленном законом порядке могут быть признаны несудимыми.
Закон устанавливает различные сроки погашения судимости, т.е. автоматического прекращения судимости для лиц, отбывших как основное, так и дополнительное наказания. Эти сроки определяются исходя из размера наказания, которое было назначено виновному судом.
В случае сокращения или замены наказания более мягким либо условно - досрочного или досрочного освобождения срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания. Кроме истечения определенных законом сроков после отбытия наказания, требуется, чтобы лицо в течение этих сроков не совершило нового преступления.
Совершение же нового преступления прерывает течение срока погашения судимости. Сроки, погашающие первую судимость, начинает течь вновь с момента отбытия лицом наказания за новое преступление. С этого момента параллельно исчисляются и сроки погашения судимости по второму преступлению. Для погашения судимости установленные законом сроки должны истечь полностью. Но закон дает всем отбывшим наказание стимул для более раннего освобождения от судимости. Суду предоставляется право в некоторых случаях «снять с лица судимость досрочно, если виновный после отбытия им наказания своим поведением и трудом доказал свое исправление»
Досрочное снятие судимости возможно и по актам амнистии и помиловании.
Амнистия и помилование выделены в отдельную главу в силу необычности содержания, формы и органов принимающих акты по этим видам освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Акт об амнистии - документ высшего органа государственной власти, содержащий юридические нормы, освобождающие от уголовной ответственности или наказания либо смягчающие наказание в отношении определенных категорий лиц, совершивших преступления осужденных, с учетом их пред криминальной деятельности, категорий и видов совершенных ими преступлений, назначенного судом вида и срока наказания, фактически отбытого срока наказания, возраста и пола данных лиц, наличия на их иждивении детей, а также принимая во внимание заслуги перед обществом и государством, состояние здоровья и других особенностей привлекаемых к уголовной ответственности осужденных. Поскольку принятие акта об амнистии относится к компетенции высшего органа государственной власти, постольку ее нормы являются обязательными к исполнению всеми соответствующими органами: дознания, следствия, суда, ведающими исполнением наказания Признаком, отличающим акт об амнистии от акта о помиловании, является то, что он применяется в отношении не конкретного лица, а определенной группы лиц, совершивших преступления соответствующей категории и или характеризующихся теми или иными специфическими признаками. Как правило, издание акта об амнистии приурочивается к конкретным событиям: окончанию войны, экономической или политической реформы, явлениям мирового значения, принятию конституции, годовщине знаменательного события, иным памятным датам в жизни государства.
«Пределы государственного гуманизма по отношению к лицам, совершившим преступления, определяется конкретным актом об амнистии, который может: освободить от уголовной ответственности, в том числе, прекратить производство всех следственных дел и дел, не рассмотренных судами, до вступления акта об амнистии в силу; освободить от любого вида наказания, как основного, так и дополнительного; сократить не отбытый срок наказания либо заменить его более мягким».[34]
Применяя акт об амнистии по отношению к длящимся и продолжаемым преступлениям, необходимо точно установить момент их совершения. Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного деяния и заканчивается моментом действий самого виновного, направленных к прекращению преступления, либо моментом наступления события, препятствующего совершению преступления. Началом продолжаемого преступления надлежит считать совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих в совокупности одно продолжаемое преступление, а концом - момент совершения последнего преступного действия. Амнистия применяется только к тем длящимся и продолжаемым деяниям, которые окончились до ее издания
Условно-досрочное освобождение может быть применено только к осужденному, который, отбыв предусмотренную законом часть наказания, примерным поведением доказал свое исправление и не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания.
Лицу, отбывающему лишение свободы за преступление небольшой или средней тяжести, суд с учетом его поведения может заменить не отбытую часть более мягким видом наказания. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от дополнительного вида наказания.
Данные вопросы рассматриваются судьей по месту отбывания осужденным наказания. Основанием для их рассмотрения является представление специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденных, а в отношении военнослужащего представление командования воинской части, или учреждения.
Об условно-досрочном освобождении или об отказе в нем судья выносит мотивированное постановление, копия которого направляется в суд, постановивший приговор, и в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства, избранному осужденным. В случае отказа судьи в условно-досрочном освобождении или замене не отбытой части наказания повторно внести в суд представление по любому из этих вопросов можно не ранее чем через шесть месяцев со дня, когда вынесено решение суда об отказе.
Обсудив практику «судов по применению условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и о замене не отбытой части наказания более мягким, пленарное заседание Верховного Суда отмечает, что суды в основном правильно применяют требования ст.ст.70,71,84 Уголовного кодекса Республики Казахстан».[35]
Вместе с тем в работе судов имеются серьезные недостатки и нарушения закона. В целях формирования правильной судебной практики по применению законодательства об условно-досрочном освобождении от наказания и замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания, пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан постановило обратить внимание судов, что точное и неуклонное исполнение требований уголовного закона об условно-досрочном освобождении от наказания и замене не отбытой части наказания более мягким имеет исключительно важное значение в деле исправления осужденных, предупреждения рецидивной преступности.
«В соответствии со ст.455 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, вопросы об условно-досрочном освобождении, о замене не отбытой части наказания более мягким рассматриваются по представлению органа, ведающего исполнением наказания, либо по представлению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление несовершеннолетних, а в отношении лиц, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части - по представлению командования дисциплинарной воинской части».[36]
Согласно п.9 ст.169 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан, при отбытии осужденным установленной законом части срока наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязана в месячный срок рассмотреть вопрос и вынести постановление о представлении либо отказе в представлении к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания или к замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания
В случае, если администрация в месячный срок не решит данный вопрос, то осужденный, его защитник, согласно ст.278 Гражданско-процессуального кодекса Республики Казахстан вправе обжаловать бездействие администрации непосредственно в суд по месту отбывания наказания. Суды должны реагировать на данное нарушение закона, допущенное администрацией учреждений или органов, исполняющих наказание
«В соответствии со ст.13 Конституции Республики Казахстан, устанавливающей право каждого на судебную защиту своих прав и свобод, и ст.ст.18, 20 УИК РК постановление администрации учреждений и органов, исполняющих наказание, об отказе в представлении к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания или к замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания может быть обжаловано осужденным, его защитником в суд или прокурору по месту отбывания наказания».[37]
Суды не должны принимать к своему производству представления об условно-досрочном освобождении, не отвечающие требованиям ст.169 п.3 УИК РК: не содержащие данных, характеризующих личность осужденного, его поведение, отношение к труду и обучению за весь период отбывания наказания, и свидетельствующих о том, что «он доказал свое исправление, а также сведений об отбытии установленной законом части срока наказания».[38]
Если в представленных материалах не содержится достаточных данных для рассмотрения их и в ходе судебного заседания восполнить их невозможно, судья при подготовке материала к слушанию письмом возвращает его для соответствующего оформления, а если это обнаружилось в судебном заседании, то выносит постановление с указанием оснований, по которым материал возвращается.
Подлежат возвращению без рассмотрения и представления об освобождении осужденных, не отбывших требуемой законом части срока наказания. Представления в отношении осужденных, на которых условно-досрочное освобождение не распространяется, подлежат оставлению без удовлетворения.
Согласно ст.169 п.11 УИК РК, в случае отказа в условно-досрочном освобождении, замене не отбытой части наказания более мягким, повторное внесение представления по любому из этих оснований может иметь место не ранее, чем по истечении шести месяцев со дня вынесения постановления об отказе, а для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, не ранее, чем по истечении 3-х лет. Вопросы «об условно-досрочном освобождении от наказания или замене не отбытой части наказания более мягким наказанием разрешаются судьей районного и приравненного к нему суда по месту отбывания наказания осужденным».[39]
Участие в судебном заседании представителей учреждений и органов, направивших представление, а также осужденного и прокурора обязательно. Осужденный вправе знакомиться с представленными в суд материалами, участвовать в их рассмотрении, заявлять ходатайства и отводы, давать объяснения, представлять доказательства.
В соответствии со ст.455 УПК участие в судебном заседании защитника обязательно в тех случаях, когда рассматривается представление в отношении несовершеннолетних, лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство по делу, а также лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свои права.
Решение суда выносится в виде постановления, которое должно быть мотивировано и содержать подробное обоснование выводов, к которым пришел суд в результате рассмотрения представления.
В протоколе судебного заседания должен быть отражен ход судебного заседания, указаны все действия суда и участников процесса, подробно изложены пояснения лиц по поводу представления, мнения прокурора и защитника.
Недопустимо любое упрощение уголовного процесса при рассмотрении вопросов об условно-досрочном освобождении и замене не отбытой части наказания более мягким наказанием, использование заранее изготовленных бланков с изложением текста постановлений, рассмотрение большого числа материалов в одном судебном заседании.
По результатам рассмотрения представления органа, ведающего исполнением приговора или обеспечивающего исправление несовершеннолетнего, судья может принять решение об удовлетворении представления либо об отказе в его удовлетворении.
Суд рассматривает представление администрации колонии, заслушивает осужденного, изучает другие документы, характеризующие личность и поведение данного лица, и принимает решение по существу ходатайства.
Практика достаточна стабильна. Отказы комиссией колонии составляют менее одной третьей. Суды соглашаются с большинством представлений. Их отказы составляют около 5%. Освобождаются около 2\3 всех осужденных, имеющих формальное право на условно-досрочное освобождение.
По данным наших исследований, проведенных в ряде областей Республики Казахстан, в 11,5% случаев осужденные выражали своё несогласие с решением комиссии колонии. Однако обжаловать её решение и самостоятельно обратиться в суд они не вправе.[40]
Рассматривая представление об условно-досрочном освобождении от наказания, суд не вправе заменять не отбытый срок лишения свободы условным осуждением. Сокращать не отбытый срок наказания, а может лишь условно-досрочно освободить осужденного, либо заменить ему не отбытую часть наказания другим, более мягким наказанием при наличии условий, предусмотренных ст.71 УК, или отказать в этом.
В соответствии со ст.70 УК условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено в отношении лиц, осужденных к исправительным работам, ограничению свободы, ограничению по военной службе, содержанию в дисциплинарной воинской части и лишению свободы.
Лицо может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного наказания и фактически отбыло определенную часть наказания, размер которого зависит от категории преступления, за которое оно отбывает наказание. Исправление должно быть доказано прежде всего примерным поведением. Под примерным поведением следует понимать исполнение всех правовых норм, правил общежития, норм морали, соблюдение всех требований режима отбывания наказания, качественное выполнение поручаемой работы, соблюдение правил техники безопасности, бережное отношение к оборудованию, материалам, инструментам и т.д. Суды, разрешая вопрос о возможности применения условно-досрочного освобождения от наказания, «о замене не отбытой части наказания более мягким наказанием, обязаны обеспечить строго индивидуальный подход к каждому осужденному».[41]
В связи с этим суды должны выяснять, отбыл ли осужденный предусмотренную законом часть срока наказания, тщательно исследовать поведение осужденного за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению представления.
К отбывающим наказание за преступления небольшой или средней тяжести, условно-досрочное освобождение может быть применено при отбытии не менее половины назначенного срока наказания. За тяжкое преступление не менее 2/3 и за особо тяжкое преступление - не менее 3/4 назначенного срока наказания. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ч.4 ст.70 УК фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев. Это условие не распространяется на другие виды наказания, следовательно, вопрос об условно-досрочном освобождении от отбывания прочих, кроме лишения свободы, видов наказания может быть поставлен и до истечения шестимесячного срока.
Лица, совершившие преступление в несовершеннолетнем возрасте, могут быть освобождены условно-досрочно от отбывания двух видов наказания: лишения свободы и исправительных работ после фактического отбытия не менее 1/3 срока наказания. За преступление небольшой или средней тяжести, не менее половины срока наказания за тяжкое преступление и не менее 2/3 срока наказания за особо тяжкое преступление.
В соответствии со ст.71 УК не отбытая часть назначенного срока лишения свободы за преступление небольшой и средней тяжести с учетом поведения осужденного может быть заменена ему любым более мягким видом наказания, указанным в ст.39 УК: арестом, ограничением свободы, исправительными работами, привлечением к общественным работам, а в отношении осужденных военнослужащих - содержанием в дисциплинарной воинской части или ограничением по военной службе. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного наказания.
Не отбытая часть лишения свободы может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным не менее 1/3 срока наказания. Отбывание более мягкого вида наказания назначается на срок, равный оставшейся не отбытой части наказания, назначенного по приговору суда. Однако этот срок не может превышать верхнего предела, установленного законом для соответствующего вида более мягкого наказания. Лица, которым назначенное приговором суда лишение свободы заменено более мягким видом наказания, в дальнейшем на основании и в порядке, установленном ст.70 УК, могут быть освобождены условно-досрочно от отбывания нового, более мягкого вида наказания. В отличие от условно-досрочного освобождения, замена не отбытой части лишения свободы более мягким видом наказания не может быть отменена из-за ненадлежащего поведения осужденного.
В случае совершения осужденным нового преступления во время отбывания более мягкого вида наказания к назначенному за него наказанию полностью или частично присоединяется только не отбытая часть нового наказания, а не та часть лишения свободы, которая осталась не отбытой.
Если «осужденный отбывает наказание, назначенное по совокупности приговоров за преступления, одни из которых совершены до достижения 18 лет, а другие в совершеннолетнем возрасте, отбытие срока, дающего основание для применения условно-досрочного освобождения, следует исчислять в соответствии со ст.70 УК РК».[42]
В тех случаях, когда наказание осужденному было смягчено актом амнистии или помилования либо постановлением суда, суд при применении условно-досрочного освобождения от наказания должен исчислять фактическую часть отбытого наказания, исходя из наказания, установленного актом амнистии или помилования либо постановлением суда.
При условно-досрочном освобождении суды не должны устанавливать какой-либо испытательный срок, поскольку, по смыслу ст.70 УК, таким сроком является не отбытая часть наказания. В связи с этим в резолютивной части постановления об условно-досрочном освобождении необходимо указывать конкретный календарный срок наказания, от отбытия которого осужденный освобождается условно-досрочно, и обязательно указывать об условно-досрочном характере освобождения осужденного.
Условный характер данного вида освобождения от отбывания наказания заключается в установлении контроля за поведением условно-досрочно освобожденного и за исполнением возложенных на него обязанностей, а так же в возможности отмены условно-досрочного освобождения в случае нарушения требований, предъявляемых к условно-досрочно освобожденным. Контроль поведения условно-досрочно освобожденных осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом по месту жительства осужденных, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.
При условно-досрочном освобождении от основного наказания осужденных, к которым были применены дополнительные наказания, суды во всех случаях по представлению органа, исполняющего наказание, или по своей инициативе обязаны обсуждать вопрос о возможности освобождения полностью или частично осужденного и от дополнительного наказания. Решение суда по этому вопросу должно быть отражено в резолютивной части постановления. Если при условно-досрочном освобождении от основного наказания вопрос об освобождении осужденного от дополнительного наказания был решен судом отрицательно, то повторное рассмотрение этого вопроса может состояться лишь по истечении срока, установленного ст.169 п.11 УИК, т.е. 6 месяцев со дня вынесения судом постановления об отказе.
В тех случаях, когда вопрос об условно-досрочном освобождении от дополнительного наказания осужденного, полностью отбывшего основное наказание, возник во время отбывания им дополнительного наказания, суд может освободить его от этого наказания по отбытии им установленной законом части дополнительного наказания и при наличии других указанных в законе условий.
Решая вопрос о возможности применения условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лица, которое ранее было условно-досрочно освобождено, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным ч.7 ст.70 УК. Следует иметь в виду, что сам по себе факт отмены условно-досрочного освобождения по закону не может служить основанием для отказа в применении к осужденному условно-досрочного освобождения.
Условно-досрочное освобождение к таким лицам может быть применено после фактического отбытия ими 3/4 назначенного срока наказания.
Ст.169 п.12 УИК РК предусматривает, что условно-досрочно освобожденные, а также осужденные к наказанию в виде ограничения свободы, если они были направлены в исправительные учреждения, в случаях, предусмотренных законом, могут быть вновь представлены к условно-досрочному освобождению от отбытия наказания или замене не отбытой части наказания более мягким не ранее, чем по истечении одного года со дня вынесения судом решения об отмене условно-досрочного освобождения.
В практике судов не должны иметь место случаи как неправильного применения условно-досрочного освобождения, так и необоснованного отказа в освобождении от наказания осужденных, доказавших свое исправление.
« Суды не вправе отказывать в условно-досрочном освобождении по мотивам, не предусмотренным законом, таким как: мягкость назначенного наказания, кратковременность пребывания осужденного в данном исправительном учреждении, отрицание вины осужденным, наличие в прошлом судимостей, отбывание наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и т. д.».[43]
Действующий УК не содержит ограничений в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. Оно может применяться к любым лицам, в том числе и при особо опасном рецидиве, независимо от характера и тяжести совершенных преступлений. В соответствии со ст.5 УК вопрос о возможности применения или неприменения условно-досрочного освобождения от наказания и замены, не отбытой части наказания более мягким должен решаться в соответствии с законом, действующим в момент применения условно-досрочного освобождения, а не с законом, действовавшим во время осуждения.
Постановление судьи, вынесенное по результатам рассмотрения представления об условно-досрочном освобождении, о замене не отбытой части наказания более мягким наказанием должно направляться для приобщения к делу в суд, постановивший приговор, а в отношении несовершеннолетнего также в комиссию по делам несовершеннолетних по его постоянному месту жительства.
Во всех случаях необходимо разъяснять условно-досрочно освобожденным последствия, предусмотренные ч.7 ст.70 УК, в случае совершения ими в течение не отбытого срока наказания нового преступления, нарушения общественного порядка, за которое на него может быть наложено административное взыскание, злостного уклонения от исполнения обязанностей, возложенных судом при применении условно-досрочного освобождения; кроме того, разъяснять осужденным право обжалования постановления суда в апелляционном порядке, о чем следует указывать в протоколе судебного заседания.
К примеру, в колонии можно обратиться с жалобой и к прокурору по надзору за уголовно-исполнительной системой, надзирающие за данной системой, а также в вышестоящие органы.
Судами области за прошлый год рассмотрено около 4000 представлений об условно-досрочном освобождении от отбытия наказания, замене не отбытого наказания более мягким, и не менее важно, об отмене условно-досрочного освобождения. Из всех представленных к условно-досрочному освобождению и смягчению наказания 88% удовлетворено. Характерно, что за этот период, перед судом предстали за вновь совершённые преступления всего 10 человек из числа условно-досрочно освобожденных.
2.2 Помощь осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль над ними
Одним из высших принципов УИК РК, наряду с исполнением наказания, является оказание помощи осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль над ними. В статье 176 УИК РК. определены обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.
« Не позднее, чем за два месяца до истечения срока ареста, либо за шесть месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы, администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет местные исполнительные органы и службу занятости, по избранному осужденным месту жительства, о его предстоящем освобождении. Наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях». [44]
С осужденным проводится интенсивная воспитательная работа с целью подготовки его к освобождению, разъясняются его права и обязанности.
Инвалиды I и II групп, а также мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.
Работа по подготовке осужденного к освобождению должна начинаться заблаговременно. Закон обязывает начинать такую работу за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы. Эта разница объясняется как небольшим сроком наказания как известно, арест может быть назначен на срок не более 6 месяцев, так и степенью распада социально полезных связей, зависящих также от времени отрыва осужденного от семьи и от степени его социально-нравственной запущенности. Поэтому подготовка к освобождению лиц, отбывающих ограничение свободы и лишение свободы, требует больше времени.
В результате беседы с осужденным выясняется, нуждается ли он в помощи в трудовом и бытовом устройстве. Если осужденный нуждается в помощи - он обращается с письменным заявлением, в котором указывается избранное им местожительство и желание трудоустроиться с помощью органов службы занятости.
На основании заявления осужденного администрация исправительного учреждения направляет информацию в местные исполнительные органы и в службу занятости по избранному осужденным месту жительства, где сообщает дату освобождения, наличие у осужденного жилья, его трудоспособность и имеющиеся специальности.
Следует иметь в виду, что существовавшие ранее ограничения в прописке в зависимости от числа и характера совершенных преступлений отменены. Возможность «прописки определяется наличием жилья и согласием родственников, либо возможностью получения общежития или иного жилого помещения для проживания».[45]
В исправительном учреждении с осужденным проводится воспитательная работа, в ходе которой ему разъясняются его права и обязанности, порядок трудоустройства, возможность прибегнуть к услугам службы занятости и т.п. Указание закона на интенсивность проведения воспитательной работы показывает, что на работу с этими лицами должно быть обращено особое внимание.
В отношении освобождаемых несовершеннолетних, которые не имеют родителей или иных лиц, у которых они могут проживать, направляется информация также в комиссию по делам несовершеннолетних по прежнему месту жительства. Комиссия, наряду со службой занятости, принимает меры по устройству освобождаемого на работу или учебу и обеспечению его жильем. Если администрация воспитательной колонии придет к выводу, что возвращение несовершеннолетнего к прежнему месту жительства нецелесообразно из воспитательных соображений криминогенная обстановка в семье, связь с преступной средой и т. п., с согласия несовершеннолетнего могут приниматься меры по его трудовому и бытовому устройству по месту расположения колонии. В этом случае направляется информация в местные исполнительные органы, в службу занятости и в комиссию по делам несовершеннолетних соответствующего района.