Усыновление (удочерение) ребенка в порядке особого производства
Усыновление (удочерение) ребенка в порядке особого производства
67
Оглавление
Введение
Глава 1. Общие положения об установлении фактов, имеющих юридическое значение
1.1 Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение
1.2 Порядок установления фактов, имеющих юридическое значение
Глава 2. Порядок усыновления (удочерения) ребенка в особом производстве
2.1 Порядок усыновления (удочерения) ребенка гражданами Российской Федерации
2.2 Порядок усыновления (удочерения) ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющиеся гражданами Российской Федерации
Глава 3. Судебная практика по вопросам усыновления (удочерения) в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В системе гражданского процессуального права наряду с общими правилами гражданского судопроизводства самостоятельное положение занимает значительная группа норм, отражающих специфику рассмотрения в судах дел особого производства. Согласно ст. 262 ГПК, к ним относятся дела:
- об установлении фактов имеющих юридическое значение,
- об усыновлении, удочерении ребенка,
- о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим,
- об ограничении дееспособности гражданина,
- о признании гражданина недееспособным,
- об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами,
- об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация),
- о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
- о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам(вызывное производство),
- о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании,
- о внесении изменений и исправлений в акты гражданского состояния,
- по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении,
- по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.
Каждая из указанных в этом перечне категорий дел имеет особенности, но при всем различии они обладают одним общим признаком, существенно отличающим их как от исковых, так и от дел, возникающих из административно - правовых отношений: в них отсутствует спор о праве между заинтересованными лицами, подведомственный суду.
Это обуславливает и ряд общих особенностей в процессуальном порядке их рассмотрения и исполнения вынесенных по ним судебных решений:
- задача суда состоит не в разрешении спора о гражданском праве. У заявителей нет каких либо претензий к другим лицам, поэтому в процессе нет сторон, т.е. нет ни истца, ни ответчика.
- Дела особого производства возбуждаются заявлением, содержание которого в значительной части определяется специальными нормами, изложенными в гл.27 -38 ГПК.
- Закон в большинстве случаев точно устанавливает определенный круг лиц, по заявлению которых может быть начато дело особого производства в суде
- Дела особого производства рассматриваются судом с участием заявителя, заинтересованных граждан или организаций.
Участие в судебном разбирательстве заинтересованных в исходе дела лиц и организаций по делам, где нет спорящих сторон, помогает суду более полно и всесторонне исследовать все обстоятельства каждого дела и в тоже время обеспечивает указанным лицам возможность надлежащим образом защитить собственные или порученные их охране законные права и интересы других лиц и организаций.
Принимая дело к производству, суд обязан выяснить круг лиц и организаций, заинтересованных в исходе дела, и принять меры для привлечения их к участию в процессе. Непривлечение к участию в деле особого производства заинтересованных граждан и организаций является одним из оснований отмены решения. Поэтому по многим делам особого производства законом предусмотрены определенные гарантии привлечения в процесс названных лиц.
- Согласно ст.263 ГПК, дела особого производства рассматриваются судами по общим правилам гражданского судопроизводства с изъятиями и дополнениями, установленными законодательством. Не применяются при их рассмотрении такие институты, которые исключаются самим характером особого производства (например, иск, мировое соглашение, встречный иск, участие третьих лиц).
- Если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, подведомственный судебным органам. Суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях.
Следовательно, особое производство - специальный процессуальный порядок рассмотрения дел в судах первой инстанции, применяемой в отношении определенного, четко очерченного законом круга гражданских дел, общей чертой которых является отсутствие в них материально- правового спора между заинтересованными лицами.
В порядке особого производства рассматриваются различные по характеру дела, существенным образом различаются и конкретные задачи суда. Следовательно, каждая из категорий дел особого производства по своему отличаются от дел искового производства, поэтому определенные различия имеются и в процессуальном порядке их рассмотрения.
Глава 1.Общие положения об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Возникновение субъективных личных и имущественных прав граждан и организаций, их изменение и прекращение закон всегда связывает с наступлением или изменением определенных обстоятельств, т.е. с юридическими фактами. В большинстве случаев такие факты подтверждаются записями актов гражданского состояния, различными свидетельствами и другими документами.
На основании этих документов соответствующими компетентными органами (судом, Органами социального обеспечения, нотариата Ст.35-38 Основ законодательства РФ о нотариате //Ведомости РФ и др.) обычно делаются определенные выводы о тех или иных юридических последствиях, касающихся личных и имущественных прав граждан например, о праве на пенсию, наследство и т.д.)
Но не всегда тот или иной факт, имеющий юридическое значение, может быть удостоверен соответствующим документом. Например, документ может быть утрачен, и восстановить его не возможно в связи с уничтожением архива; для многих юридических фактов вообще не определен какой либо особый порядок регистрации. Поэтому законом предусмотрен судебный порядок гл.28. ГПК РФ установления фактов, имеющих юридическое значение.
Процессуальный порядок рассмотрения этих дел установлен ст.265-ст.268 ГПК. Ряд важных руководящих указаний, разъясняющих основные особенности производства данной категории дел, содержится в постановлении Пленума Верховного суда СССР от21.06.1985 года «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение»
Заявление об установлении юридического факта может быть принято и рассмотрено судом в порядке особого производства, если:
1. согласно закону, такой факт порождает определенные юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав) и установление данного факта не связывается с последующим решением спора о праве, подведомственного суду;
2. для соответствующих фактов законом не предусмотрен иной порядок их установления;
3. получение заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, невозможно или же невозможно восстановление утеряных, либо уничтоженных документов.
1.1Дела об установлении фактов имеющих юридическое значение
При соблюдении условий изложенных выше в судебном порядке могут быть установлены следующие юридические факты ст.264 ГПК РФ:
1. От которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;
6) факта владения и пользования недвижимым имуществом;
7) факта несчастного случая;
8) факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;
9) факта принятия наследства и места открытия наследства;
10) других имеющих юридическое значение фактов.
Суды вправе особого производства рассматривать дела об установлении факта принадлежности гражданам справок о ранениях, нахождении в госпитале в связи с ранением, извещений воинских частей, военкоматов и других органов военного управления о гибели или пропаже без вести граждан в связи с обстоятельствами военного времени.
Вместе с тем ряд юридических фактов не может быть установлен в судебном порядке: принадлежность лицу партийного, профсоюзного, военного билета и других воинских документов, удостоверяющих личность, а также паспорта и свидетельств, выдаваемыми органами загса; трудовой стаж для назначения пенсии; окончание среднего или высшего учебного заведения; усыновление после смерти усыновленного или усыновителя, если при их жизни оно не было надлежащим образом оформлено.
Исключение из подведомственности суда таких дел допускается только в силу прямого указания законодательства.
Суды ст.264-265 ГПК РФ могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства:
а) если согласно закону такие факты порождают для заявителя юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций);
б) установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду;
в) заявитель не имеет другой возможности получения в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, либо восстановления утраченных документов;
г) действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления.
Содержащийся в ст. 264 ГПК перечень фактов, подлежащих установлению в судебном порядке, не является исчерпывающим. Суды вправе устанавливать и другие факты, имеющие юридическое значение. Не исключается возможность установления происхождения ребенка Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 25.10.96 N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов"*(80) (п. 5) от лица, не состоящего в браке с его матерью, в случае смерти этого лица суд вправе в порядке особого производства установить факт отцовства. Такой факт может быть установлен в отношении детей, родившихся 1 марта 1996 г. и позднее, при наличии доказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от данного лица ст.49 СК, а в отношении детей, родившихся в период с 1 октября 1968 г. до 1 марта 1996 г., - при наличии доказательств, подтверждающих хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных в ст. 48 Кодекса о браке и семье РСФСР. При отсутствии документальных сведений ст. 7 Закона РФ от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в ред. от 07.08.2000) на основании свидетельских показаний в судебном порядке может быть установлен факт применения в отношении гражданина репрессии. Согласно п. 3 ст. 1129 ГК по требованию заинтересованного лица судом может быть подтвержден факт совершения завещания в чрезвычайных обстоятельствах.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в судебном порядке не могут рассматриваться, в частности, заявления об установлении: трудового стажа (для назначения пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, начисления процентных надбавок к заработной плате, выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет и т.п.); причин и степени утраты трудоспособности; группы инвалидности и времени ее наступления; прохождения действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР; нахождения на фронте; пребывания в партизанском отряде; получения ранения, контузии в боях при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; признания инвалидом Отечественной войны; возраста граждан; окончания учебного заведения, признание отцовства в случае смерти лица, на иждивении которого находился ребенок и которое признавало себя отцом ребенка.
Факт родственных отношений п. 1 ч. 2 ст. 264 ГПК устанавливается в порядке особого производства, когда это непосредственно порождает юридические последствия, например, если подтверждение такого факта необходимо заявителю для получения в органах, совершающих нотариальные действия, свидетельства о праве на наследство, для оформления права на пенсию по случаю потери кормильца.
Необходимо отметить, что установление факта родственных отношений не должно вести к разрешению спора о праве. Так, суды не вправе принимать заявления об установлении факта родственных отношений, если заявителем преследуется цель подтверждения в дальнейшем права на жилую площадь или на обмен жилой площади. Если заинтересованному лицу отказано в удовлетворении требования о признании права на жилую площадь или на обмен жилой площади, то оно может обратиться в суд с соответствующим иском.
Установление факта нахождения лица на иждивении п. 2 ч. 2 ст. 264 ГПК имеет значение для получения наследства, назначения пенсии или возмещения вреда, если оказываемая помощь была для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т.п., суду необходимо выяснить, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.
Для установления факта нахождения на иждивении в целях оформления права на наследство необходимо, чтобы иждивенец был нетрудоспособным ко дню смерти наследодателя и находился на иждивении наследодателя не менее года до его смерти. При этом не имеет значения, проживали они совместно с наследодателем или нет (п. 1 ст. 1148 ГК. При установлении факта нахождения на иждивении для возмещения вреда в случае потери кормильца право на возмещение вреда не связано ни с наличием родственных отношений между иждивенцем и кормильцем, ни со сроком нахождения на иждивении.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 264 ГПК суды вправе устанавливать факты регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака и смерти, если в органах записи актов гражданского состояния (далее органы ЗАГС) не сохранилась соответствующая запись и в восстановлении такой записи органами ЗАГСа отказано либо если она может быть восстановлена только на основании решения суда об установлении факта регистрации акта гражданского состояния. В соответствии с п. 1 ст. 74 Закона об актах гражданского состояния записи актов гражданского состояния восстанавливаются органом ЗАГСа по месту составления утраченной записи акта гражданского состояния только на основании решения суда, вступившего в законную силу.
В случае, если утраченная запись акта гражданского состояния была составлена за пределами территории Российской Федерации, восстановление записи акта гражданского состояния может производиться по месту вынесения решения суда, вступившего в законную силу.
Основание для обращения в суд об установлении факта государственной регистрации акта гражданского состояния - сообщение органа исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния и на территории которого была произведена государственная регистрация акта гражданского состояния, об отсутствии первичной или восстановленной записи акта гражданского состояния п. 2 ст. 74 Закона об актах гражданского состояния..Запись акта гражданского состояния может быть восстановлена по поступлении в орган ЗАГС вступившего в законную силу решения суда об установлении факта государственной регистрации акта гражданского состояния. На основании восстановленной записи акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния с отметкой о том, что запись акта гражданского состояния восстановлена.
Дела об установлении фактов государственной регистрации актов гражданского состояния необходимо отличать от дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния п. 9 ч. 1 ст. 262 ГПК. Следует иметь в виду, что в указанной категории дел соответствующая запись не утрачена, а в ней указаны неправильные или неполные сведения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 264 ГПК суд рассматривает дела об установлении факта признания отцовства. Такой факт может быть установлен в порядке особого производства в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка (ст. 50 СК). Согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов" факт признания отцовства может быть установлен по правилам особого производства на основании всесторонне проверенных данных, при условии, что не возникает спора о праве. Если такой спор возникает (например, по поводу наследственного имущества), заявление оставляется судьей без рассмотрения и заинтересованным лицам разъясняется их право на предъявление иска на общих основаниях.
В отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 г. от лиц, не состоявших в браке между собой, суд вправе установить факт признания отцовства в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, при условии, что ребенок находился на иждивении этого лица к моменту его смерти либо ранее.
В порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица по паспорту или свидетельству о рождении п. 5 ч. 2 ст. 264 ГПК. При этом следует отметить, что речь идет лишь об установлении факта принадлежности документа данному лицу, а не об установлении самого факта, который зафиксирован в правоустанавливающем документе. По делу об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа заявитель должен представить доказательства о том, что правоустанавливающий документ принадлежит ему и что организация, выдавшая документ, не имеет возможности внести в него соответствующее исправление.
Заявления об установлении факта принадлежности лицу воинских документов, паспорта и свидетельств, выдаваемых органами записи актов гражданского состояния, в силу п. 5 ч. 2 ст. 264 ГПК судебному установлению не подлежат. Суд не вправе рассматривать также заявления об установлении факта принадлежности удостоверения к ордену или медали гражданину, имя, отчество или фамилия которого не совпадают с указанными в удостоверении, поскольку эти вопросы разрешаются органом, выдавшим удостоверение. В то же время суды вправе рассматривать дела об установлении факта принадлежности гражданам справок о ранениях, нахождении в госпитале в связи с ранением, извещений воинских частей, военкоматов и других органов военного управления о гибели или пропаже без вести граждан в связи с обстоятельствами военного времени, поскольку такие документы не относятся к удостоверяющим личность.
Факт владения и пользования недвижимым имуществом может быть установлен судом в порядке особого производства п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК. В соответствии со ст. 131 ГК право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Порядок такой регистрации установлен Законом о государственной регистрации прав. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Учреждение юстиции обязано по ходатайству правообладателя удостоверить регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве.
В случае, если у заявителя был документ о праве собственности на принадлежащее ему недвижимое имущество, но он утрачен, и указанный факт не может быть подтвержден во внесудебном порядке, факт владения и пользования недвижимым имуществом может быть установлен в судебном порядке. В обоснование этого заявителем должны быть представлены доказательства о невозможности получения им надлежащего документа либо невозможности его восстановления.
При рассмотрении дел об установлении факта несчастного случая п. 7 ч. 2 ст. 264 ГПК необходимо иметь в виду, что речь идет, как правило, о несчастном случае на производстве. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве регулируется Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.03.99 N 279 (в ред. от 24.05.2000.
В порядке особого производства суд вправе устанавливать факт несчастного случая лишь тогда, когда возможность его установления во внесудебном порядке исключается, что должно быть подтверждено соответствующим документом. Заявление об установлении факта несчастного случая принимается к производству суда в случае, когда акт о несчастном случае вообще не составлялся и составить его в данное время невозможно; акт был составлен, но впоследствии утрачен и восстановить его во внесудебном порядке не представилось возможным; при составлении акта была допущена ошибка, препятствующая признанию факта несчастного случая, и исправить эту ошибку во внесудебном порядке оказалось невозможным.
Заявление об установлении факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах п. 8 ч. 2 ст. 264 ГПК принимается к производству суда и рассматривается при представлении заявителем документа об отказе органа записи актов гражданского состояния в регистрации события смерти.
Порядок регистрации смерти в органах ЗАГС регулируется Законом об актах гражданского состояния. В соответствии со ст. 64 указанного Закона основанием для такой регистрации является:
- документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом;
- решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу;
- документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий.
В случае отсутствия указанных документов последует отказ органа ЗАГСа в регистрации смерти.
Государственная регистрация смерти производится органом ЗАГСа по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего или по месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти.
По требованию лица (его представителя), которому отказано в государственной регистрации акта гражданского состояния, руководитель органа ЗАГС обязан сообщить данному лицу (его представителю) причины отказа в письменной форме.
Если орган ЗАГС отказал в регистрации события смерти, то возможно обращение в суд с заявлением об установлении факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах. Заявителем должен быть представлен документ об отказе органов ЗАГСа в регистрации события смерти. В заявлении должны быть представлены доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенное время, при определенных обстоятельствах.
В порядке особого производства судом рассматривается заявление об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства п. 9 ч. 2 ст. 264 ГПК.
В соответствии со ст. 1153 ГК принятие наследства выражается в совершении действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, и в подаче нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство. Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства п. 1 ст. 1154 ГК.В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник:
- вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
- принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
- произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
- оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства.
Факт принятия наследства может быть рассмотрен в порядке особого производства, если нотариус или должностное лицо, совершающее нотариальное действие, откажет заявителю в выдаче свидетельства о праве на наследство по мотиву отсутствия или недостаточности соответствующих документов, необходимых для подтверждения в нотариальном порядке факта вступления во владение наследственным имуществом. Если надлежащие документы представлены, но в выдаче свидетельства о праве на наследство отказано, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд не с заявлением об установлении факта принятия наследства, а с заявлением на отказ в совершении нотариального действия (ст. 310 ГПК).
Местом открытия наследства ст. 1115 ГК является последнее постоянное место жительства наследодателя. Если последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории Российской Федерации, неизвестно или находится за ее пределами, местом открытия наследства в Российской Федерации признается место нахождения такого наследственного имущества. Если такое наследственное имущество находится в разных местах, местом открытия наследства является место нахождения входящих в его состав недвижимого имущества или наиболее ценной части недвижимого имущества, а при отсутствии недвижимого имущества - место нахождения движимого имущества или его наиболее ценной части. Ценность имущества определяется исходя из его рыночной стоимости.
Следует заметить, что место открытия наследства и факт принятия наследства, как правило, устанавливаются в одном судебном решении.
1.2 Порядок установления фактов, имеющих юридическое значение
Все подведомственные судам дела об установлении юридических фактов рассматриваются по месту жительства заявителя, а если заявителем является юридическое лицо - по месту нахождения его органа. Только дела об установлении факта владения строения подсудны судам по месту нахождения строения.
При принятии заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, судья проверяет, подведомственно ли установление данного факта суду, имеет ли заявитель право обратиться в суд с таким заявлением, выясняет, для какой цели необходимо установление этого факта, потребовать от заявителя письменные доказательства, свидетельствующие о невозможности получения или восстановления документа, удостоверяющего данный факт, а также доказательства, подтверждающие факт.
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, могут быть возбуждены в суде по заявлениям как непосредственно заинтересованных в этом лиц, так и иных граждан и организаций, когда по закону они вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц. Например, с заявлением об установлении факта отцовства могут обратиться в суд не только мать ребенка и сам ребенок по достижении совершеннолетия, но и его опекун (попечитель), а также лицо, на иждивении которого находится ребенок ст. 49 СК.С заявлением об установлении факта регистрации брака могут обратиться в суд оба супруга. Если заявление об этом подано в суд лишь одним из них, то другой супруг привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В ходе подготовки к судебному разбирательству дела, возбужденного в порядке особого производства, судья выясняет, какие лица и организации могут быть заинтересованы в разрешении данного дела и подлежат вызову в судебное заседание; при необходимости судья вправе требовать представления дополнительных доказательств и совершать другие действия по подготовке дела.
Если заявление об установлении факта в силу закона не подлежит рассмотрению в суде, судья мотивированным определением отказывает в его принятии, а если дело уже возбуждено, то производство по нему прекращается определением суда.
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судом с участием заявителя и заинтересованных в исходе дела граждан, соответствующих организаций (органов социального обеспечения, финансовых органов, военкоматов и т.д.).
Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица вправе представлять доказательства в подтверждение обоснованности или необоснованности рассматриваемого судом заявления об установлении факта, участвовать в исследовании обстоятельств дела, обжаловать вынесенное решение и совершать другие процессуальные действия, указанные в ст. 35 ГПК.
Статья 35 ГПК РФ устанавливает исключительную территориальную подсудность, в соответствии с которой заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, а заявление об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом - по месту нахождения недвижимого имущества.
Содержание заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение:
В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, кроме обычных реквизитов, указанных в ст. 131 ГПК (наименование, место жительства или место нахождения заявителя, прилагаемые документы и др.), должно быть специально указано: какой факт заявитель просит установить; цель установления этого факта; доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов либо невозможность восстановления утраченных документов.
Необходимо отметить, что указание в заявлении цели установления факта необходимо для того, чтобы судья при приеме заявления смог определить юридическую значимость данного факта и круг заинтересованных по делу лиц.
Решение, вынесенное по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, по форме и содержанию должно отвечать всем требованиям, предусмотренным ст. 198 ГПК. Применительно к данной категории дел в решении должны быть приведены доказательства в подтверждение вывода об обстоятельствах, имеющих значение для разрешения дела, и в случае удовлетворения заявления - четко изложен установленный факт.
Вступившее в законную силу решение суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, обязательно для органов, регистрирующих такие факты или оформляющих права, которые возникают в связи с установленным судом фактом. При установлении в судебном порядке факта регистрации акта гражданского состояния орган записи актов гражданского состояния указанный акт регистрирует на основании решения суда.
Судебное решение об установлении факта, подлежащего регистрации в органах ЗАГСа или в других органах, не заменяет собой документов, выдаваемых этими органами, а служит лишь основанием для их получения.
Глава 2. Порядок усыновления (удочерения) ребенка в особом производстве
Подача заявления об усыновлении или удочерении устанавливает территориальную подсудность рассмотрения заявлений об усыновлении или удочерении. Граждане Российской Федерации, пожелавшие усыновить ребенка, подают заявление в районный суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка. Что касается граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка, являющего гражданином Российской Федерации, то заявление об усыновлении подается соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.
В заявлении об усыновлении должны быть указаны:
фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства;
фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства или место нахождения, сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличии у него братьев и сестер;
обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства;
просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в записи акта о рождении.
К заявлению об усыновлении должны быть приложены:
1) копия свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;
2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) - при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;
3) при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;
4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);
5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;
6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;
7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители.
К заявлению граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, прилагаются документы ст.271 ГПК, а также заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства Постановление Правительства РФ от29.03.2000г. №275 ст.1590 на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.
К заявлению граждан Российской Федерации об усыновлении ребенка, являющегося иностранным гражданином, прилагаются документы, а также согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, и, если это требуется в соответствии с нормами права такого государства и (или) международным договором Российской Федерации, согласие самого ребенка на усыновление.
Документы усыновителей - иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке Постановление Правительства РФ от28.03.2000г. №268 Ст. 1501. После легализации они должны быть переведены на русский язык и перевод должен быть нотариально удостоверен.
Все документы представляются в двух экземплярах.
Требования к содержанию заявления об усыновлении:
Учитывая специфику дел данной категории, форма и содержание такого заявления должны отвечать как общим требованиям, ст. 131 ГПК так и требованиям ст. 270 ГПК о необходимости указывать в заявлении сведения о самих усыновителях, о детях, которых они желают усыновить, их родителях, просьбу о возможных изменениях в актовой записи о рождении усыновляемых детей, а также обстоятельства, с которыми закон связывает возможность быть усыновителем и подтверждающие их доказательства, с приложением к заявлению необходимых документов ч. 1 ст. 271 ГПК..
Если заявление об усыновлении подано гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, то заявитель обязан представить в суд заключение об условиях жизни и возможности быть усыновителем, выданное компетентным органом государства, гражданином которого он является (если заявителем является лицо без гражданства - государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства), а также разрешение компетентного органа соответствующего государства, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, на въезд и постоянное жительство усыновляемого ребенка на территории этого государства ч. 2 ст. 271 ГПК..
Процессуальная новелла ст. 271 ГПК - положение ч. 4, устанавливающее требования к документам, представляемым усыновителями - иностранными гражданами. Документы иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке коммент. к ст. 408 ГПК).. После легализации документы необходимо перевести на русский язык, а перевод нотариально удостоверить.
2.1 Порядок усыновления (удочерения) гражданами Российской Федерации
Подготовка дела об усыновлении к судебному разбирательству устанавливает порядок подготовки дела об усыновлении к судебному разбирательству. В порядке подготовки дела об усыновлении к судебному разбирательству судья в каждом случае обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого. В ч. 2 ст. 272 ГПК содержится перечень документов, которые должны быть приложены к такому заключению. Судья в соответствии с указанным перечнем документов должен истребовать от органа опеки и попечительства акт обследования условий жизни усыновителей и другие необходимые для усыновления документы: свидетельство о рождении ребенка, медицинское заключение экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранения субъекта РФ о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого; согласие ребенка на усыновление, если он достиг возраста 10-ти лет; согласие на усыновление родителей ребенка, если оно требуется по закону; другие, перечисленные документы. В случае необходимости суд может затребовать и иные документы П.24 правил передачи детей на усыновление(удочерение), требующиеся для правильного решения вопроса о том, может ли заявитель быть усыновителем данного конкретного ребенка.