p align="left">Все это вместе взятое объясняет то, что усыновление ребенка -- российского гражданина к редким событиям не относится, о чем говорят данные статистики. Например, в Российской Федерации состо-ялось так называемых международных усыновлений: в 2000 г. -- 1485, в 2001 г. -- 2196, в 2002г. -- 1497, в 2003г. -- 3251. Косова О. Усыновление иностранными гражданами // Закон, 2004, №4, С. 79.
Усыновление российских детей гражданами других госу-дарств подчиняется ряду требований, исключающих свободное распоряжение судьбой ребенка. Существование этих правил объясняется, в частности, стремлением предотвратить превра-щение детей в товар, в предмет наживы теми, кто готов совер-шить такое преступление.
2.2 Проблемы законодательства о международном усыновлении
Необходимость защиты прав и интересов детей, оставшихся без попече-ния родителей и передаваемых на воспитание в семьи, проживающие за пределами России, требует особого подхода к процедуре международ-ного усыновления. Имевшиеся пробелы в правовом регулировании меж-дународного усыновления нередко приводили к существенным наруше-ниям прав детей, которые фактически становились объектом коммерче-ской деятельности.
Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в Конвенции ООН о правах ре-бенка 1989 г.. Это, во-первых, как уже говорилось ранее признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными се-мейного окружения, допустимого лишь тогда, когда "обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхожде-ния ребенка является невозможным". Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных ор-ганов государства. В-третьих, необходи-мость, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые исполь-зуются при внутригосударственном усы-новлении. И, наконец, в-четвертых, недопу-щение, чтобы устройство ребенка приво-дило к получению неоправданных финан-совых и иных выгод связанными с усынов-лением лицами.
Эти принципы были в полной мере вос-приняты и закреплены в тексте специально посвященной вопросам международного усыновления Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении ино-странного усыновления от 29 мая 1993 г. В ней употребляется термин "иностранное усыновление", в целом созвучный термину "международное усыновление". Иностран-ное усыновление имеет место, "когда ре-бенок, постоянно проживающий в одном Договаривающемся государстве ("государ-ство происхождения"), переехал, переез-жает или должен переехать в другое Дого-варивающееся государство ("принимаю-щее государство") либо после его усынов-ления в государстве происхождения супру-гами или лицом, обычно проживающими в принимающем государстве, либо в целях такого усыновления в принимающем госу-дарстве или в государстве происхождения" (п.1 ст.2 Конвенции).
В Гаагской конвенции нашли более дета-лизированную форму положения Конвен-ции ООН о правах ребенка относительно усыновления, а также закреплен ряд новых правил такого усыновления, например, от-носительно его признания и правовых последствий; об использовании личных сведе-ний, собранных или переданных в соответ-ствии с конвенцией, только для соответст-вующих целей и др. Особое значение имеют правила о соотношении норм конвенции с национальным законо-дательством стран-участниц и международными договорами, о применении конвенции государствами, имеющими две и более правовых систем на своих территориях.
Многие положения Гаагской конвенции находят отражение в российском законо-дательстве. Ряд аналогичных правил был присущ отечественному семейному праву еще до принятия Семейного кодек-са РФ, некоторые были введены в него впос-ледствии путем принятия внутригосударст-венных актов.
В частности, созвучна положениям Гааг-ской конвенции норма п. 1 ст. 165 СК о праве, применимом к усыновлению рос-сийских детей иностранными гражданами. На территории РФ усыновление и удочере-ние (как и их отмена) детей российских граждан иностранными гражданами или лицами без гражданства производится со-ответственно по законодательству государ-ства, гражданином которого является усыновитель, или по законодательству госу-дарства, на территории которого усынови-тель имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновле-нии, удочерении (об их отмене). Помимо законодательства указанных выше госу-дарств должны также соблюдаться с уче-том положений международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей правила российского законодательства, а именно правила о детях, передаваемых на усынов-ление; об учете таких детей и лиц, желающих усыновить ребенка; о процедуре усыновления; о требованиях к кандидатуре усыновителей; об условиях усы-новления - разнице в возрасте между усы-новителем и усыновленным, со-гласии родителей ребенка на усыновле-ние и возможности усыновления без их согласия, согласии ребенка на усыновление, согласии супруга усыновителя, согласии опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей уч-реждений, в которых находится ребенок.
Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, производится органами исполнительной власти субъектов РФ или федеральным органом исполнительной власти (п. 2 ч. 2 ст. 126 СК), т. е. Министерством образова-ния и науки РФ. Однако непосредственное обра-щение в Министерство образования для постановки на учет допускается только в случаях, если кандидаты в усыновители предварительно не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов РФ. Порядок учета на регио-нальном и федеральном уровнях опреде-ляется в разделе IV Правил передачи де-тей на усыновление (удочерение) и осуще-ствления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 № 275 // Справочная правовая система «Гарант».
Порядок такой деятельности и контроль за ее осуществлением в соответствии с п. 2 ст. 1 26 СК установлен Правительством РФ. В отличие от п. 2 ч. 2 ст. 126, где говорится об учете на региональном и федеральном уровнях лишь иностранных граждан и лиц без гражданства, нормы указанных Правил распространяют соот-ветствующие процедуры дополнительно на граждан РФ, постоянно проживающих за пределами ее территории и желающих усыновить или удочерить ребенка.
Деятельность на территории России спе-циально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению детей может осуществляться в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности и не долж-на преследовать коммерческих целей. По-рядок такой деятельности определяется Правительством РФ по представлению Ми-нистерства юстиции и Министерства ино-странных дел РФ (п. 2 ст. 126 СК).
Указанные органы и организации вправе представлять интересы граждан РФ, по-стоянно проживающих за ее пределами, иностранных граждан и апатридов в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную некоммерческую деятельность по защите их прав на территории России через свои представительства. Правительством РФ 28 марта 2000г. принято постановление «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроля за ее осуществлением», регламентирующее порядок открытия и деятельности на российской территории представительств органов (организаций) иностранных государств по усыновлению. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 №267 // Справочная правовая система «Гарант». В настоящее время действует разреши-тельный (аккредитационный) порядок от-крытия такого представительства. Аккреди-тация осуществляется Министерством об-разования и науки РФ. Разрешение на открытие представительства может быть выдано только некоммерческим иностранным ор-ганизациям, осуществляющим на основа-нии лицензии деятельность по усыновле-нию на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи в уста-новленном российским законодательством порядке заявления об аккредитации и представления всех необходимых докумен-тов. Решение вопроса об аккредитации представительства принимается Минис-терством образования РФ по согласова-нию с Министерствами иностранных дел, юстиции, здравоохранения и социального развития РФ. При положительном решении представи-тельства аккредитируются сроком на один год, который впоследствии может быть продлен.
На основании выданного разрешения осуществляется обязательная регистрация открывшегося представительства в Госу-дарственной регистрационной палате Ми-нистерства юстиции РФ, где информация о нем вносится в реестр и выдается соответ-ствующее свидетельство. Свидетельство представляется в Минобразования и науки РФ и в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого будет осуществ-ляться деятельность представительства по усыновлению.
Российские дети могут передаваться на усыновление гражданам РФ, постоянно проживающим за ее пределами, иностран-ным гражданам или лицам без гражданст-ва, не являющимся родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в го-сударственный банк сведений о детях, ос-тавшихся без попечения родителей (п. 4 ч. 2 ст. 124 СК).
Граждане РФ, постоянно проживающие за ее пределами, иностранцы и лица без гражданства, желающие усыновить детей, должны обращаться с заявлением об уста-новлении усыновления не в районные (го-родские) суды общей юрисдикции, а в су-ды субъектов РФ (областные, краевые и другие суды этого уровня) по месту жительства ребенка (ст. 269 ГПКРФ). Эти лица при обращении с заявлением об установ-лении усыновления помимо общего переч-ня необходимых документов обязаны пред-ставить дополнительно: заключение ком-петентного органа государства, граждана-ми которого они являются, или для апатри-дов - государства, в котором они имеют постоянное место жительства, об условиях их жизни и о возможности быть усынови-телями; разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на территории этого государ-ства. Кроме того, в числе необходимых
для усыновления документов, без которых не могут быть выданы сведения о конкретном ребенке, подлежащем усыновлению, и на-правление для его посещения по месту жи-тельства (нахождения), пп. "е" п. 27 Правил передачи детей на усыновление называет "письменные обязательства иностранной организации государства проживания кан-дидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении Россий-ской Федерации в установленном поряд-ке".
Защита прав и интересов детей, являю-щихся гражданами РФ и усыновленных иностранцами (апатридами), вне террито-рии Российской Федерации осуществляет-ся в пределах, допускаемых нормами меж-дународного права, если иное не предус-мотрено международным договором РФ. Такая защита осуществляется консульски-ми учреждениями РФ, в которых усынов-ленные дети состоят на учете до достиже-ния ими совершеннолетия (п. 3 ч. 1 ст. 165 СК). Порядок постановки на учет опреде-лен в постановлении Правительства РФ от 29 марта 2000 г.
Постановка на учет усыновленных детей-граждан РФ осуществляется консульским учреждением РФ, находящимся в пределах консульского округа на территории госу-дарства проживания усыновителей, а при отсутствии такого учреждения - диплома-тическим представительством РФ в тече-ние трех месяцев со дня въезда их в госу-дарство места проживания усыновителей на основании представленных усыновите-лями документов. По желанию усыновите-лей постановка на учет может осуществ-ляться до выезда из России через Депар-тамент консульской службы МИД РФ. Сведения о постановленном на учет ребенке вносятся в учетную карточку, а в паспорте усы-новленного делается соответствующая от-метка.
Обязанность усыновителей поставить усыновленного ребенка на учет сохраняет-ся и при перемене ими места жительства. Контроль за постановкой усыновителями ребенка на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или ор-ганизация по усыновлению, которые пред-ставляли в установленном порядке интере-сы кандидатов в усыновители на террито-рии России. Для обеспечения своевремен-ной постановки на учет усыновленных де-тей Министерство образования и науки РФ каждые 6 месяцев обязано направлять консульским учреждениям информацию об усыновлен-ных детях.
Консульские учреждения в конце каждого календарного года направляют в Минобра-зования РФ списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыно-вителей.
Основным условием международного усыновления, устанавливаемого на терри-тории России, является соблюдение прав и законных интересов усыновляемых несо-вершеннолетних детей. Если в результате усыновления или удочерения могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от граждан-ства усыновителя, а произведенное ранее подлежит отмене в судебном порядке (п. 2 ст. 165 СК).
Усыновление (удочерение) детей - граж-дан Российской Федерации, проживающих за пределами ее территории, может произ-водиться в компетентных учреждениях иностранных государств с соблюдением установленных ими процедур. В соответст-вии с п. 4 ст. 165 Семейного кодекса такое усыновление признается действительным в России при соблюдении следующих ус-ловий: если усыновление было произведе-но компетентным органом иностранного государства, гражданином которого явля-ется усыновитель; если на усыновление было предварительно получено разреше-ние от органа исполнительной власти субъ-екта Российской Федерации, на террито-рии которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пре-делы территории РФ. Для получения раз-решения иностранные граждане и лица без гражданства представляют через соответ-ствующее консульское учреждение или дипломатическое представительство РФ либо непосредственно в орган исполни-тельной власти субъекта РФ необходимые документы (п. 33 Правил передачи детей на усыновление). Если усыновляемый ре-бенок или его родители никогда не прожи-вали на территории России, предваритель-ное разрешение на усыновление такого ребенка дает Министерство образования и науки РФ.
К любым семейным отношениям, которые в силу указания коллизионной нормы о применимом праве должны регулироваться законодательством иностранных госу-дарств, может быть применена оговорка о публичном порядке. С помощью этой ого-ворки на легальной основе не допускается применение на российской территории норм иностранного семейного права в слу-чаях, когда такое применение противо-речило бы основам правопорядка (публич-ному порядку) Российской Федерации (ст. 167 СК). Если оговорка о публичном порядке используется, для регулирования семейных отношений применяется не ино-странное право, а законодательство РФ. Дюжева О. Проблемы законодательства о международном усыновлении // Государство и право, 1995, №6, С. 45.
ГЛАВА 3 ОСНОВАНИЯ, ПОРЯДОК И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТМЕНЫ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ)
3.1 Отмена усыновления
Что же такое неудачное усыновление? Это усыновление, которое впоследствии было отменено в судебном порядке. Новый Семейный кодекс предусматривает только одно ос-нование для прекращения усыновления -- его отмену. Инсти-тут признания усыновления недействительным был упразднен. Отмена усыновления является одновременно правопрекращающим и правовосстанавливающим юридически фактом.
При отмене усыновления происходит прекращение всех право-вых последствий усыновления на будущее время. Прекращают-ся все правоотношения между усыновленным ребенком и усы-новителями и их родственниками. Одновременно, если это со-ответствует интересам ребенка, восстанавливаются его право-вые связи с родителями и другими кровными родственниками.
Отмена усыновления производится только в судебном по-рядке. Основаниями к отмене усыновления являются, прежде всего, обстоятельства, при наличии которых родители могут быть лишены родительских прав: уклонение от выполнения родительских обязанностей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с ребенком, хронический алкого-лизм или наркомания родителей. Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов // Российская юстиция, 1996, №12, С.52. Однако, если перечень осно-ваний для лишения родительских прав сформулирован как ис-черпывающий, перечень оснований к отмене усыновления яв-ляется открытым. Усыновление может быть отменено и при наличии иных обстоятельств, в частности при неполучении со-гласия указанных в законе лиц. Само по себе неполучение со-гласия не является безусловным поводом к отмене усыновле-ния. Критерием, которым руководствуется суд при решении вопроса об отмене усыновления, является ответ на вопрос, со-ответствует ли такая отмена интересам ребенка. Следователь-но, если, например, усыновление было произведено без согла-сия ребенка или супруга усыновителя, отмена усыновления возможна, если в результате этого отношения между ребенком и семьей усыновителя оказались столь неблагоприятными для ребенка, что в целях охраны его интересов необходимо отме-нить усыновление. Нечаева А. Исполнения решений суда по делам, связанным с воспитанием детей // Российская юстиция, 1998 , №5, С.36.
Отмена усыновления по общему правилу возможна только до совершеннолетия ребенка. Это связано с тем, что после до-стижения совершеннолетия родительские права и обязанности прекращаются, и, следовательно, отпадает необходимость в от-мене усыновления. Однако, поскольку иногда даже формаль-ное существование родственных отношений между усыновлен-ным и усыновителем в ряде случаев становится нежелательным для сторон, в исключительных случаях отмена усыновления может быть произведена и после достижения детьми совершен-нолетия. Необходимость в такой отмене может возникнуть, на-пример, для вступления бывшего усыновленного и усыновите-ля в брак или для восстановления правовой связи между усыновленным и его родителями. Отмена усыновления возможна лишь при наличии согласия усыновленного, усыновителей и родителей усыновленного. Согласие усыновителей необходи-мо потому, что в противном случае может произойти сущест-венное нарушение их интересов. Эти лица, воспитавшие ребен-ка, окажутся не в состоянии получить от него содержание в случае нуждаемости и нетрудоспособности. Согласие родите-лей требуется потому, что при отмене усыновления может быть восстановлена правовая связь между ними и ребенком. Отмена усыновления производится без согласия родителей усыновляе-мого, если они лишены родительских прав или признаны недее-способными.
Правом на предъявление иска об отмене усыновления закон наделяет родителей усыновленного ребенка, усыновителей ре-бенка, самого усыновленного ребенка, достигшего 14 лет, орга-ны опеки и попечительства и прокурора. Беспалов Ю. Защита прав несовершеннолетних // Российская юстиция, 1997, №1, С.24.
Родители ребенка вправе требовать отмены усыновления только в случае, если усыновление было произведено без их согласия или согласие было вынужденным. Они не могут предъявить иск об отмене усыновления, если считают, что вос-питание ребенка в семье усыновителя не отвечает его интере-сам. Если они имеют сведения о фактах злоупотребления усы-новителями своими правами или иных противоправных дейст-виях в отношении ребенка, они могут только сообщить об этом органам опеки и попечительства или прокурору. Это связано с тем, что после усыновления ребенка родители утрачивают все права и обязанности по отношению к нему и оказываются в отношении него в таком же положении, как и все посторонние лица. Поэтому они не имеют права контролировать условия жизни усыновленного в семье усыновителя. При нарушении права родителей на дачу согласия на усыновление ребенка суд не обязан вынести решение об отмене усыновления. Усыновле-ние отменяется только в том случае, если это соответствует интересам ребенка. Обязательно учитывается и мнение ребен-ка. В целях обеспечения тайны усыновления, если родителям не известно, кто усыновил ребенка, они предъявляют иск об отмене усыновления к органам опеки и попечительства. Усыно-вители ребенка уведомляются о предъявлении иска и могут принять участие в деле. Действующее законодательство значительно снизило возраст, с которого ребенок вправе самостоятельно предъявить иск об отме-не усыновления. Это связано с тем, что нарушение прав ребенка в семье усыновителя настолько существенно затрагивает всю его жизнь, что ребенок должен обладать правом, самостоятель-но защитить свои интересы путем непосредственного обраще-ния в суд. Ребенок, не достигший 14-летнего возраста, вправе обратиться в органы опеки и попечительства и просить их предъявить иск в его интересах. Основанием к отмене усынов-ления в этих случаях могут быть не только противоправные действия со стороны усыновителя, но и то обстоятельство, что семейные отношения между ним и ребенком не сложились. Беспалов Ю. Средства судебной защиты гражданских прав ребенка // Российская юстиция, 1997, № 3, С. 29. Усыновление представляет собой искусственную попытку со-здания семейных отношений между посторонними друг другу людьми, и если она не удается настолько, что жизнь ребенка в семье усыновителя становится невыносимой, усыновление приходится отменять, даже при отсутствии вины с обеих сто-рон.
Право усыновителя требовать отмены усыновления ранее действовавшим законодательством не было предусмотрено. Это связывалось с тем, что права и обязанности усыновителей приравниваются к родительским, а родителям не предоставле-но права отказываться от своих детей. Однако отношения, воз-никающие между усыновленным и усыновителем, все-таки су-щественно отличаются от родительских, и, если установить контакт между ребенком и усыновителем не удается, усынови-тель должен иметь право предъявить иск об отмене усыновле-ния. Другое дело, что такой иск далеко не всегда будет удовле-творен. Постатейный научно - практический комментарий Семейного кодекса РФ / Под. ред. Эрделевского А..М. М., «БЕК». 2001 Усыновление ребенка всегда связано с определенным риском. По мере того как ребенок взрослеет, усыновитель может быть серьезно разочарован в нем. Действительность, к несчастью, такова, что чаще всего на усыновление передаются дети из неблагополучных семей. В связи с этим риск проявле-ния наследственных заболеваний, умственной отсталости, пос-ледствий алкоголизма родителей или других факторов, повли-явших на развитие ребенка в период беременности матери или в раннем детстве, весьма высок. Нередки случаи, когда усыно-вители через несколько лет обнаруживают у ребенка одно из таких заболеваний. Иногда заболевание настолько серьезно, что не оставляет никакой надежды на нормальное развитие ребенка. При этом возникает тяжелая моральная дилемма. Несомненно, безнравственно отказаться от больного ребенка и требовать отмены усыновления. Часто усыновители привязы-ваются к таким детям, воспитывают их как настоящие родители и делают все для смягчения последствий заболевания. Однако нельзя забывать о том, что биологическая связь и основанный на ней родительский инстинкт, составляющий основу роди-тельских отношений, при усыновлении отсутствует или, по крайней мере, проявляется в меньшей степени. В ряде случаев усыновители не в состоянии продолжать отношения с больным ребенком. Весьма сложен вопрос, в какой мере суд должен при-нимать их чувства во внимание. Дело в том, что сохранение усыновления и оставление такого ребенка в семье усыновителя почти всегда отвечает интересам ребенка. Однако нельзя совер-шенно не считаться и с интересами самого усыновителя. Пол-ное пренебрежение его интересами приведет к тому, что, для того, чтобы добиться отмены усыновления, он может быть вы-нужден нарушить интересы ребенка. На мой взгляд, если усы-новитель представляет убедительные доводы, подтверждаю-щие, что продолжение жизни с усыновленным для него невыно-симо, усыновление должно быть отменено.
При предъявлении самим усыновителем иска об отмене усыновления возникает и определенное процессуальное за-труднение. Обычно ответчиком по делу об отмене усыновления выступает усыновитель, если же иск предъявляется им самим, не ясно, кто должен отвечать по такому иску. Представляется, что наилучшим решением этой проблемы является признание ответчиком органа опеки и попечительства, поскольку этот орган участвует в судебном разбирательстве с целью защиты интересов ребенка и будет заявлять возражения против требо-ваний истца, исходя из интересов ребенка. Таким образом, по-скольку в данном случае имеет место исковое производство, можно говорить о споре, о праве усыновителя на отмену усы-новления, в котором с одной стороны участвует усыновитель, а с другой -- орган опеки и попечительства, защищающий право ребенка на сохранение усыновления. Арутян Г.В. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации // Граждан и право, 2002, №3, С.12.
Согласно статье 143 СК, правоотношения между ребенком и его родителями и кровными родственниками в случае отмены усыновления восстанавливаются не автоматически, как это было по ранее действовавшему законодательству, а только в случае, если это отвечает интересам ребенка. При этом учитывается также мнение ребенка. Восстановление родительских правоотношений имеет своей основной задачей не передачу ребенка на воспитание родителям, а предоставление ему воз-можности получения от них алиментов. При отмене усыновле-ния ребенок в принципе может быть передан своим родителям. Однако на практике это, как правило, не соответствует его ин-тересам. Если родители выразили согласие на усыновление ре-бенка и прекращение всякой связи с ним, восстановление роди-тельских отношений помимо их воли не может сделать их над-лежащими воспитателями ребенка. Поэтому чаще всего при отмене усыновления ребенок временно передается органам опеки и попечительства, которые обеспечивают его устройство в порядке, предусмотренном для устройства детей, лишенных родительского попечения.
В случае отмены усыновления суд вправе взыскать с бывше-го усыновителя алименты в пользу ребенка. В качестве единст-венного критерия, который должен использовать суд при реше-нии этого вопроса, закон называет интересы ребенка. Следова-тельно, алименты взыскиваются, если ребенок нуждается в по-лучении содержания от усыновителя. Самородская Е. Л. Взыскание алиментов. М., «Приор», 1999. С.19. Присуждение алиментов не производится, например, если ребенок возвращается к роди-телям, которые должны содержать его сами, или если он рабо-тает или занимается предпринимательской деятельностью и обеспечивает себя сам. Принятие решения о взыскании али-ментов в принципе не зависит от причин, по которым была произведена отмена усыновления, и от вины усыновителей в его отмене. Это связано с тем, что алименты по своей правовой природе не являются мерами ответственности, единственная цель их назначения -- содержание ребенка. Поскольку права и обязанности усыновителей идентичны родительским, алимен-ты взыскиваются с бывших усыновителей по правилам о взыс-кании с родителей алиментов на содержание несовершеннолет-них детей.
При отмене усыновления возникает вопрос о сохранении за ребенком присвоенных ему при усыновлении новых имени, фа-милии и отчества, измененных даты и места рождения. Суд вправе сохранить за ребенком имя, фамилию и отчество, если это соответствует его интересам. То же самое касается и даты и места рождения. Мнение усыновителя по поводу сохранения за ребенком его фамилии и отчества значения не имеет. Изменение имени, фамилии и отчества ребенка, достигшего 10-летнего возраста, без его согласия невозможно. Хотя в законе и нег прямого указания на это, правило об обязательном получении согласия ребенка следует распространить и на изменение даты и места его рождения.
3.2 Усыновления как способ судебной защиты прав ребенка
По теме освещенной мною в дипломной работе слушался ряд дел в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ. Первое из них следующее:
Граждане США - супруги Розенберг обратились в суд с просьбой об уста-новлении усыновления несовершеннолетнего ребенка -- Шиповалова Дмитрия Анатольевича (27 сентября 1996 г. рождения), воспитанника Дома ребенка № 2 г. Омска, с последующим включением их в актовую запись о рождении ребенка в качестве его родителей и изменением фамилии ребенка на их фамилию -- Розенберг, а имени -- на Адам Льюис.
При этом они ссылались на то, что мать от Дмитрия отказалась, отец запи-сан с ее слов, с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка (от-ставание в психомоторном и речевом развитии и короткая уздечка языка) они ознакомлены, 9--10 ноября 1998 г. встречались с ребенком. Кроме того, они уже имеют двоих несовершеннолетних детей, один из которых усыновлен ими в г. Омске в 1997г.
Омский областной суд в удовлетворении заявления отказал.
В кассационной жалобе супруги Розенберг просили об отмене судебного решения, считая, что при рассмотрении дела суд допустил нарушение норм про-щального и материального права.
Прокурор Омской области в кассационном протесте также поставил вопрос отмене судебного решения ввиду несоответствия вывода суда обстоятельствам дела и направлении дела на новое судебное рассмотрение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 12 января 1999 г. решение оставила без изменения, а жалобу супругов Розенберг и протест прокурора -- без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 16, 17 Декларации о социальных и правовых принци-пах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международных уровнях, ут-вержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3 декабря 1986 г., ст. 21 Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г., усыновление ребенка за границей в качестве альтерна-тивного решения вопроса обеспечения ребенка семьей может рассматриваться лишь в случае, если не представляется возможным передать его другой семье на воспитание или усыновление или обеспечить для него надлежащую заботу стране происхождения.
Данный принцип приоритетного устройства детей, оставленных без попечения родителей на воспитание в семье страны происхождения -- граждан Российской Федерации, предусмотрен и российским законодательством (п. 4 ст. 124 СК РФ дополнениями и изменениями), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. «Об организации централизован-ного учета детей, оставшихся без попечения родителей», которым установлено, что дети могут быть переданы на усыновление как гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, так и иностранным гражданам лишь после истечения трех месяцев со дня„ поступления в государственный банк данных сведений о детях, оставшихся без попечения родителей.
Как видно из дела, перечисленные требования международного права и российского законодательства при решении вопроса об усыновлении несовершеннолетнего ребенка -- Шиповалова Дмитрия не соблюдены; порядок организации централизованного его учета нарушен: предусмотренная названным постановлением Правительства Российской Федерации процедура учета детей, оставшихся без попечения родителей, не выполнена, месячный срок постановки ребенка на региональный, а затем и федеральный учет соответствующими органами Ом-ской области не соблюден, так как сведения в отношении Дмитрия в государственный банк его учета на федеральном уровне с целью устройства на воспита-ние в семью граждан России были направлены лишь через 9 месяцев после по-становки его на региональный учет.
Более того, как установил суд, необходимых мер по устройству ребенка в се-мью граждан, проживающих на территории Омской области и другой террито-рии Российской Федерации (как это предусмотрено законодательством), орга-нами исполнительной власти не принималось. В опубликованной 29 апреля 1998 г. в газете «Омский вестник» статье в отношении Дмитрия содержалась ин-формация, не соответствующая его фактическому (лучшему) состоянию здоро-вья, что препятствовало обращению граждан России по вопросу усыновления Дмитрия.
Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании и заявителями не опровергнуты. Доказательств, свидетельствующих о невозможности передачи Дмитрия в семью российских граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, органы опеки и попечительства Омской области (как это требуется согласно п. 7 ч. 2 ст. 2633 ГПК РСФСР) суду не представили.
На основании ст. 16 названной Декларации о принципах защиты детей, а также ст. 125 СК РФ (с изменениями и дополнениями) учреждения или служ-бы опеки и попечительства должны убедиться в характере взаимоотношений ме-жду усыновляемым ребенком и будущими родителями до его усыновления, для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и по-печительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыно-вителей с усыновляемым ребенком.
Положением о порядке передачи детей, являющихся гражданами Россий-ской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и ино-странным гражданам, утвержденным постановлением Правительства Россий-ской Федерации от 15 сентября 1995 г. (с изменениями и дополнениями, внесен-ными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 918), предусмотрено, что кандидаты в усыновители обязаны лично по-знакомиться и установить контакт с ребенком до вынесения постановления об усыновлении, ознакомиться с документами усыновляемого ребенка.
Между тем, как видно из заключения начальника управления образования Советского административного округа г. Омска от 13 октября 1998г., супруги Розенберг с Дмитрием знакомы заочно по фотографиям и кассетам, личное зна-комство состоялось лишь накануне судебного разбирательства дела -- 9--10 ноября 1998 г. в виде непродолжительного общения. Таким образом, требование международного права и российского законодательства об обязательном личном знакомстве и контакте с целью определения психологической совместимости се-мьи и усыновляемого ребенка также не выполнены, органы опеки и попечитель-ства Советского административного округа г. Омска, давая заключение об обос-нованности усыновления Дмитрия заявителями, в характере их взаимоотноше-ний не убедились и, следовательно, не проверили соответствие усыновления интересам ребенка.
Кроме того, ссылка заявителей на представленное ими в суд письмо агент-ства «From thе Неаrt Аdорtion Serviser, inc» от 20 января 1998 г. о том, что оно будет осуществлять контроль за усыновленным ребенком в течение трех лет со дня усыновления, не может быть принята во внимание, поскольку противо-речит положению п. 2 ст. 121 СК РФ, не предусматривающему ограничение та-кого срока.
Итак, вывод суда о том, что при решении вопроса органами опеки и попечи-тельства об обоснованности усыновления Шиповалова Дмитрия иностранными гражданами - супругами Розенберг и соответствии этого интересам ребенка ус-тановленные международным правом и российским законодательством условия и порядок усыновления несовершеннолетних детей не соблюдены, правильный, а решение суда об отказе в удовлетворении требования заявителей -- законное и обоснованное.
Доводы кассационного протеста о том, что законодательство не предусмат-ривает какого-либо срока передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка учета на федеральный учет, опровергаются утвержденным 3 августа 1996 г. постановлением Правительства Российской Фе-дерации Порядком организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Порядку, органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка обязаны в течение трех дней зарегистрировать в журнале первичного учета данные о ребенке, оставшемся без попечения родителей, а че-рез месяц, если он не был передан на воспитание в семью, направляют на него сведения (анкету) в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для постановки на региональный учет. Получив упомя-нутые сведения, этот орган представляет копию анкеты и фотографию ребенка в Министерство образования Российской Федерации для постановки на феде-ральный учет и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на вос-питание в семью граждан Российской Федерации и одновременно сам в течение месяца организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории или на территориях других субъектов Российской Федерации (пп. 3, 4, 5 Порядка). Следовательно, для постановки ребенка на первичный, регио-нальный и федеральный учет установлен трехмесячный срок, в отношении же Шиповалова Дмитрия только постановка на федеральный учет состоялась через 9 месяцев в связи с несвоевременным направлением сведений о нем в Мини-стерство образования Российской Федерации с целью устройства на воспитание в семью граждан России.
В материалах дела отсутствуют и органами опеки и попечительства не пред-ставлены доказательства принятия ими мер к устройству Шиповалова Дмитрия в семью граждан Российской Федерации, как того требует п. 4 ст. 124 СК РФ.
В случае если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное подлежит отмене в судебном порядке.
Усыновление являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации ребенка, произ-веденное компетентным органом иностранного государства, граждани-ном которого является усыновитель, признается действительным в Рос-сийской Федерации при условии получения предварительного разреше-ния на усыновление от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его роди-тели (один из них) проживали до выезда за пределы территории Россий-ской Федерации.
Также Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассматривала и другое дело:
Супруги Г., граждане ФРГ, обратились в суд с просьбой об установлении удочерения Р., 5 сентября 1998 г. рождения, воспитанницы Дома ребенка № 3 г. Омска, от которой мать отказалась.
Они сослались на то, что у них хорошие условия и возможности для воспи-тания девочки, своих детей не имеют и по состоянию здоровья иметь не могут.
Решением Омского областного суда от 11 марта 2000г. в удовлетворении просьбы отказано.
В кассационной жалобе супруги Г. просили об отмене решения, ссылаясь на его незаконность, и вынесении нового решения об удовлетворении просьбы об установлении удочерения ребенка.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 28 апреля 2000 г. оснований для ее удовлетворения не нашла, решение областного суда ос-тавила без изменения, указав следующее.
Обсуждая вопрос о возможности удочерения Р. иностранными граждана-ми -- супругами Г., суд обоснованно пришел к выводу о неправомерности такого удочерения, поскольку в нарушение положений норм международного права - ст. 16, 17 Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся заши-ты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усы-новление на национальном и международных уровнях, Конвенции о правах ре-бенка от 20 ноября 1989 г. - и российского законодательства - ст. 122, 123, 124 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) не был соблюден принцип приоритетного устройства ребенка на воспитание в семью российских граждан-
Как видно из дела, судом установлен и сторонами не оспаривался тот факт, что предусмотренный ст. 122 СК РФ (с изменениями и дополнениями) и поста-новлением Правительства Российской Федерации № 919 от 3 августа 1996 г.«Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родите-лей» порядок организации первичного, регионального и федерального учета в государственном банке данных о детях не был соблюден -- на этот учет Р. была поставлена с нарушением установленных законодательством соответственно трехдневного и месячного сроков.
Необходимые меры к устройству ребенка в семью граждан, проживающих да территории г. Омска, области и других территорий Российской Федерации, 0К это предусмотрено названным законодательством, органы исполнительной власти не принимали, достоверных сведений в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 2633 ГПК РСФСР суду не предоставлено.
Согласно объяснениям представителей органов исполнительной власти и исследованным судом журналам учета кандидатов в усыновители, установлен-ный российским законодательством порядок учета кандидатов в усыновители не определен, работа по подбору конкретного ребенка не ведется; все граждане, желавшие усыновить ребенка, направлялись во все детские учреждения без предварительного подбора им конкретного ребенка, подлежащего усыновле-нию, и указания об этом в направлениях, причем отдельные такие журналы (по Советскому административному округу г. Омска) не предусматривали даже не-обходимости самого факта фиксирования сведений о ребенке, который предла-гался кандидатам в усыновители.
При таком положении суд обоснованно не согласился с доводами сторон по делу, что соответствующие органы области принимали меры к устройству Р. на воспитание в семью российских граждан и что такой возможности не было, так как достоверных доказательств на этот счет ими на основании п. 7 ч. 2 ст. 2633 ГПК РСФСР представлено не было.
Содержащиеся же сведения в журнале учета кандидатов в усыновители, об-ратившихся в Дом ребенка № 3, к числу таких доказательств не относятся, по-скольку в силу ст. 121, 123 СК РФ (с изменениями и дополнениями) устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан на воспитание в компетенцию детских домов не входит. Согласно письму Министерства обра-зования Российской Федерации от 16 декабря 1999 г., сведения о Р. на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, находятся с 30 декабря 1998 г., т. е. более года, однако никакого содействия в устройстве девочки на воспитание в семью граждан Российской Федерации этим федеральным органом исполнительной власти вопреки требованиям п. 3 ст. 122 СК РФ (с последующими изменениями и дополнениями) оказано не было.
Следовательно, при решении вопроса об удочерении малолетней Р. ино-странными гражданами не были выполнены защищающие интересы детей нормы международного права, российского законодательства о приоритетном их устройстве на воспитание в семье происхождения -- граждан Российской Федерации и не соблюдена предусмотренная в этих целях процедура учета детей, ос-тавшихся без попечения родителей. При таких обстоятельствах решение суда об отказе супругам Г. в установлении удочерения Р. является законным и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется. При устранении указанных нарушений повторное обращение супругов Г. с заявлением об установлении удочерения девочки не исключается.
В связи с тем, что в соответствии со статьей 273 ГПК РФ дела об усыновлении (удочерении) рассматриваются судом в закрытом судебном заседании, в целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления, мною не могут быть приложены к дипломной работе неопубликованные дела об усыновлении (удочерении).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Постепенно происходит все большее сближение семьи, основанной на родстве, и семьи, основанной на усыновлении. Ранее это сближение в основном происходило за счет приближения правового регулирования отношений между усыновленными и усыновителями к правовому регулированию отношений между родителями и детьми, а само усыновление конструировалось по модели кровнородственной семьи. В на-стоящее время правовые основания отношений между родите-лями и детьми все более приближаются к правовым основани-ям усыновления. Если ранее кровнородственная семья всегда основывалась на биологическом происхождении, то в настоя-щее время, как уже отмечалось ранее, в случаях, установленных законом, родителями ребенка считаются лица, не имеющие с ним генетической связи. Например, при применении техноло-гии искусственного оплодотворения, суррогатного материнст-ва, при признании отцовства лицом, знающим, что в действи-тельности он не является отцом ребенка. Таким образом, соци-альное отцовство и материнство получает такое же право на существование, как биологическое. С точки зрения социологии усыновление также является одной из разновидностей соци-ального отцовства или материнства. Однако, если права и обя-занности усыновителей практически идентичны родительским, то фактические отношения, возникающие в процессе усынов-ления, не всегда напоминают родительские. В тех случаях, когда ребенок считает усыновителей своими родителями, их отношения ничем не отличаются от родственных. Если же ребе-нок знает о том, что усыновители не его родители, фактические отношения между ними могут быть несколько иными. Безус-ловно, знание об отсутствии биологической связи приобретает в настоящее время все меньшее значение. Если усыновители воспитывали ребенка в течение всей его жизни, само по себе обнаружение факта отсутствия кровного родства, как правило, ничего не изменяет в отношениях между ними и ребенком. Однако, если ребенок усыновлен уже в подростковом возрасте, естественно, что он не может считать таких усыновителей сво-ими родителями. Поэтому законодательство должно, с одной стороны, путем сохранения тайны усыновления обеспечить возможность там, где это возможно, создания видимости кровнородственной семьи. С другой стороны, там, где отсутствие родственной связи очевидно, законодательство не должно ис-кусственно моделировать отношения усыновления по образу и подобию кровной семьи.
В связи с вышесказанным нормы действующего Семейного кодекса касающиеся института усыновления, одинаково удачны. Заслуживает поддержки сохра-нение правовых гарантий, обеспечивающих тайну усыновле-ния. Сложности с тайной усыновления возникли потому, что в соответствии со статьей 7 Конвенции о правах ребенка, ребенок имеет право, «насколько это, возможно, знать своих родителей». Это положение Конвенции сформулировано достаточно мягко, оно не налагает на государства-участники безусловной обязан-ности предоставить ребенку право получить информацию о своих биологических родителях. Тем не менее, Конвенция фор-мулирует такое право и призывает государства обеспечивать его осуществление. В результате сохранение тайны усыновле-ния оказалось проблематичным. Однако доводы за ее сохране-ние по-прежнему перевешивают аргументы в пользу ее отмены. Сохранение тайны усыновления в подавляющем большинстве случаев отвечает интересам и усыновителей, и ребенка. Усы-новляя ребенка, усыновители часто заинтересованы в том, чтобы у ребенка и у всех окружающих не возникало сомнений в том, что они его родители. Раскрытие этих сведений помимо их воли может причинить непоправимый вред их отношениям с ребенком и причинить им и ребенку тяжелую травму.
Менее удачным представляется ряд положений в семейном зако-нодательстве, призванных сделать семью, ос-нованную на усыновлении, максимально похожей на семью, основанную на родстве. В новом Кодексе предусматривается, например, что между усыновителем и усыновленным должна быть разница в возрасте не менее 16 лет. Такая разница в воз-расте обычно существует при биологическом происхождении ребенка от родителей, но при усыновлении, если ребенок и иные лица осведомлены о том, что усыновители не являются его родителями, ее существование не имеет никакого смысла и лишь приводит к неоправданному сужению круга лиц, которые могут быть усыновителями.
Но несмотря ни на что, усыновление является наилучшим видом семейного воспитания детей, поскольку тогда дети оказываются в условиях, наиболее близких к тем, которые складываются в семье, основанной на родстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. //Российская
газета, 25 декабря 1993.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223 //
Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №1, ст. 16.
3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. //
Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. №46, ст.4532.
4. Федеральный Закон РФ от 15 ноября 1997 № 143- ФЗ « Об актах
гражданского состояния»// Российская газета, 20 ноября 1997.
5. Федеральный Закон РФ от 31 мая 2002 № 62 - ФЗ «О гражданстве
Российской Федерации» // Справочная правовая система «Гарант».
6. Указ Президента РФ от 5 ноября 1998 г. № 1330 « Об утверждении
положения о Консульском учреждении» // Справочная правовая
система «Гарант».
Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 № 542 « Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // Справочная правовая система «Гарант».
Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 № 267 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению ( удочерению) детей на территории РФ и контроля за ее осуществлением» // Справочная правовая система «Гарант».
Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 № 275 « Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами или лицами без гражданства» // Справочная правовая система «Гарант».
Приказ Министерства образования РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 марта 1991 № 85/51 «О введение в действие инструктивно - методических рекомендаций по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних, к применению их в практической деятельности органов народного образования и здравоохранения» // Справочная правовая система «Гарант».
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 №332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями» // Справочная правовая система «Гарант».
Приказ Министерства образования РФ от 27 июня 2001 №2826 «Об утверждении перечня документов прилагаемых к заявлению для продления срока аккредитации на территории Российской Федерации представительств специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей» // Справочная правовая система «Гарант».
Постановление №9 Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 " О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления" // БВСРФ. 1997. №7.
Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 ) // Сборник международно-правовых актов по семейном праву. М., «Бек», 1996.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 ) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1994. № 2 .
Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 26 января 1993) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. № 3
Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. М., «Юрист», 1995.
Арутян Г.В. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации // Граждан и право, 2002, №3.
Беспалов Ю. Защита прав несовершеннолетних // Российская юстиция, 1997, №1.
Беспалов Ю. Причинитель вреда - несовершеннолетний // Российская юстиция ,1996, №10.
Беспалов Ю. Средства судебной защиты гражданских прав ребенка // Российская юстиция, 1997, № 3.
Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов // Российская юстиция, 1996, №12.
Беспалов Ю. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка // Российская юстиция, 1997, №7.
Дзугаева А.З. Усыновление детей в РФ // Юридический мир, 1997, №8.
Домбровский Е.И. Усыновление и опека по действующему закону и проекту Кодекса законов о браке, семье и опеке // Сборник статей и материалов по брачному и семейному праву. М., 1926.
Дюжева О. Проблемы законодательства о международном усыновлении // Государство и право, 1995, №6.
Завражнов В. Усыновление иностранцами детей - российских граждан // Российская юстиция, 2001, №7.
Инструктивно- методические рекомендации Министерстве образова-ния РФ от 20 февраля 1995. №8.
Исаченко В.Л. Русское гражданское судопроизводство. Практическое руководство для студентов и начинающих юристов. Т.2. СПб., 1910.
Кавелин К. Д. Очерк отношений возникающих из семейного союза. СПб., 1884.
Комментарий к законодательству о пособиях и льготах гражданам с детьми / Под ред. Е.Г. Азаровой. М., “ Норма”, 1997.
Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации / Под. Ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. М., «Норма», 1999.
Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под. Ред. И.М. Кузнецовой. М., « БЕК», 1996.
Комментарий к семейному кодексу РФ / Под. ред. Л.М. Пчелинцевой. М., «Норма», 2003.
Косова О. Особенности международного усыновления // Законность 2001, №1.
Косова О. Усыновление иностранными гражданами // Закон, 2004, №4.
Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве // Журнал российского права, 2002, №7.
Люблинский П.И. , Копелянская С.Е. Охрана детства и борьба с беспризорностью. Л., 1924.
Невинная Н. Усыновляем по правилам: комментарии к документам об усыновлении детей // Российская газета, 13 апреля 2000.
Нечаева А.М. Исполнения решений суда по делам, связанным с воспитанием детей // Российская юстиция, 1998 , №5.
Нечаева А.М. Охрана детей - сирот в России. История и современность. М., « Юридическая литература», 1994.
Нечаева А. М. Семейное право. Курс лекций. М., «Юрист», 2000.
Осколова О.Б. Государственная семейная политика в странах Европейского союза. М., «Юридическая литература», 1995.
Парашуткин В., Львова Е. Всегда ли оправдано сохранение тайны усыновления? // Российская юстиция, 1999, № 3.
Петухов А. Хотим усыновить ребенка // Человек и закон, 2001, №6.
Постатейный научно - практический комментарий Семейного кодекса РФ / Под. ред. А.М. Эрделевского. М., «БЕК», 2001.
Птицына Т. Доходные дети: Усыновление российских сирот иностранцами // Юридический вестник, 1998, №1.
Пчелинцева Л.М. Семейное право Росии. М., « Норма», 2002.
Самородская Е.Л. Взыскание алиментов. М., «Приор», 1999.
Семейное законодательство / Под. ред. С.А. Подзорова. М., «Приор» 2003.
Семиитова Л.В. Чужие дети станут родными // Закон, 2004, №4.
Чучеев А. Нарушение тайны усыновления // Законность, 2002, №3.
Дело по иску Розенберг об удовлетворении заявления об установлении усыновления иностранными гражданами несовершеннолетнего ребенка ( Бюллетень Верховного Суда РФ, 1999, №7, С.9) (опубликованный акт);
Дело по иску Г., об удовлетворении заявления об установлении усыновления малолетнего иностранными гражданами (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2001, №1, С.5) (опубликованный акт);
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
В органы опеки района _____________ ______________
ЗАЯВЛЕНИЕМы _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ф.И.О. супругов полностью и даты рожденияпросим Вас дать заключение о возможности быть усыновителями и поставить нас на учёт в качестве кандидатов в усыновители.Материальные возможности, жилищные условия, состояние здоровья и характер работы позволяют нам усыновить ребёнка.(Жена) __________________________________________________________ Ф.И.О. работаю_________________________________________________________Необходимо описать характер работы: постоянная/временная, производство/офис/другое, связана ли с длительными командировками или нет, режим работы и удалённость от дома.
Если заявитель пенсионер, то указывается вид пенсионного обеспечения, имеющиеся льготы.
Если заявитель не работает, то указываются причины: «временно, в связи с…» /домохозяйка и т.п., а так же источник существования.
Проживаем в ________________________________________________________________________________________________________________________________
Даётся краткая характеристика жилья: постоянное/временное; коммунальная/общежитие/ отдельная и т.д.; количество общей и жилой площади, количество комнат; принадлежность жилья: муниципальный фонд/ведомственная/приватизированная /частная собственность.
Совместно с нами проживают: ________________________________________________________________
Указываются все фактически проживающие с заявителями лица и степень их родства к ним. Указывается наличие среди них: несовершеннолетних, иждивенцев, пенсионеров, инвалидов, ограниченно и дееспособных и недееспособных, ограниченных или лишённых родительских прав. Дается описание отношения к усыновлению других членов семьи заявителей. Дополнительно можем сообщить о себе следующее ________________________________________________________________________________________________________________________________.
Указывается всё, что заявители посчитают нужным для аргументации успешности выполнения ими роли усыновителей: образование, опыт воспитания детей, награды, общественная работа, наличие поддержки родственниками и т.п.
Дата ________________________ _____________________
_____________________
подписи заявителей
К заявлению прилагаются следующие документы:
копия свидетельства о браке, если состоите в браке, если нет, то свидетельство о рождении,
краткая автобиография, справка с места работы с указанием должности и заработной платы /копия декларации о доходах, копия финансового лицевого счета, выписка из домовой книги/свидетельство о собственности на жильё, медицинское заключение (форма 164/у-96), справка об отсутствии судимости из органов внутренних дел.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Утвержден
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 1 мая 1996 №542
Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью.
Туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных 1, 2,5 групп диспансерного учета
Заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двига-тельного аппарата в стадии декомпенсации
Злокачественные онкологические заболевания всех локализаций
Наркомания, токсикомания, алкоголизм
Инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета
Психические заболевания, при которых больные признаны в уста-новленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными
Все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности 1 и 2 группы, исключающие трудоспособность.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Код формы по ОКУД_______
Код учреждения по ОКПО______
Министерство здравоохранения
Медицинская документация
и медицинской промышленности Форма №162/у Российской Федерации
___________________________
(Наименование учреждения)
Медицинское заключение на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, по результатам независимого медицинского освидетельствования.
Дата рождения _______________________________________________________ Наименование и адрес детского учреждения, где находился ребенок_______________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной диагноз_____________________________________________________