p align="left">Размеры земельных участков, предоставленных в постоянное землевладение, регламентируются постановлением Правительства РК от 8 апреля 1996года "Об Утверждении норм предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам". Постановлением определено, что земельные участки бесплатно предоставляются в постоянное землепользование:
а) гражданам РК для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель специального земельного фонда - в размере средне районной земельной доли на каждого из трудоспособных членов семьи, пожелавших организовать хозяйство; из земель сельскохозяйственных организаций (предприятий) - в размере средней земельной доли по хозяйству на каждого члена семьи, имеющих право на земельную долю.
б) негосударственным юридическим лицам, образуемым в результате реформирования сельскохозяйственных организаций, для ведения сельскохозяйственного производства в общее долевое или совместное постоянное землепользование - в размере средней земельной доли по реформированному хозяйству, умноженное на число членов создаваемой организации.
Предельные (максимальные) размеры участков, которые могут находиться в постоянном землепользовании для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливаются областным исполнительным органом. Дополнительные земельные участки, сверх бесплатно предоставляемых гражданам в постоянное землепользование до предельных размеров этих участков, могут приобретаться за плату.
Для иных, не запрещенных законом целей, размеры земельных участков определяются по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для этих видов деятельности, либо в соответствии с градостроительной и проектно-технической документацией.
Размеры земельных участков, предоставляемых государством сельскохозяйственным организациям, определяются в порядке землеустройства в соответствии с планами производственной деятельности и программами научно - исследовательских и учебно - опытных работ.
Основания прекращения права землепользования.
Прекращение права землепользования допускается по основаниям, предусмотренным законом и договором. Согласно п.1 ст.60 Указа "О земле", право землепользования прекращается при:
отчуждении земельного участка землепользователем другим лицам;
отказе землепользователя от права землепользования;
утрате права землепользования и иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Для отказа от права землепользования закон предусматривает определенный порядок. Так, для отказа необходимо, чтобы землепользователь об этом объявил, либо совершил ряд действий, определенно свидетельствующих об их устранении от принадлежащих ему прав на земельный участок без намерения сохранить это право (Например, отъезд, длительное неиспользование и т.д.). В данном случае участок принимается на учет как бесхозяйное имущество. По истечении 3-х лет со дня взятия на учет как бесхозяйное имущество такой земельный участок по требованию исполнительного органа на основании решения суда возвращается в государственную собственность. Отказ от права землепользования не влечет прекращения прав и обязанностей землепользователя в отношении земельного участка до момента приобретения права землепользования на данный участок другим лицом. Как общее правило, изъятие (выкуп) земельного участка у землепользователя не допускается. Однако, законом предусмотрены определенные случаи когда это возможно:
Обращения взыскания на земельный участок по обязательствам
землепользователя. Причем, право землепользования прекращается с момента возникновения права землепользования у лица, к которому это право переходит в порядке, предусмотренным законодательством;
Изъятие (выкуп) у землепользователя земельного участка для
государственных надобностей. Условие и порядок изъятия (выкуп) земельных участков определяются по правилам статей Указа "О земле" и постановлением Правительства;
Изъятие у землепользователей земельного участка, не используемого по
назначению или используемого с нарушением законодательства;
4. Конфискация.
В случаях, предусмотренных законодательными актами, земельный
участок может быть безвозмездно изъят у землепользователя в судебном порядке в виде санкции за совершенные преступления. Договорной порядок прекращения права землепользования возможен в случаях:
истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;
досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора временного безвозмездного землепользования;
прекращение трудовых отношений, в связи с которыми землепользователю был предоставлен служебный земельный надел.
2.2 Право хозяйственного ведения.
Трансформация права государственной собственности в отношении передаваемого государством собственникам имущества, юридическому лицу, происходит на основе вещных прав - права оперативного управления казенных предприятий.
Государственные предприятия наделяются имуществом для участия в товарно - рыночных отношениях в качестве самостоятельного субъекта. Самостоятельность в данном значении связана с наделением правами юридических лиц, понимаемыми в широком смысле как возможность от своего имени и за своей ответственностью участие в различных отношениях.
Общие положения о государственных предприятиях содержаться в ст.ст. 102-104 ГК РК и специальном Законе "О государственных предприятиях". Гражданский кодекс определяет предприятие как объект прав (ст.119 ГК РК). В то же время на основе ст.ст. 34,36 ГК РК следует, что государственное предприятие как субъект права хозяйственного ведения или права оперативного управления является юридическим лицом. Но этого недостаточно. Ведь юридическими лицами, согласно Законна являются и учреждения и некоторые организации.
Отмечу, что сущность предприятия как коммерческой организации более того отражая Закон "О предприятиях" от 1991 года "Предприятием является самостоятельный субъект с правами юридического лица, осуществляющий хозяйственно - коммерческую деятельность на основании своего устава и в соответствии с законодательством.
В ныне действующем Законе "О государственных предприятиях" определение предприятия как юридического лица отсутствует.
Обладание правами юридического лица - гражданский правосубъект, в рамках которой предприятие реализует возложенные на него цели и задачи, является необходимым, конститутивным признаком предприятия. Однако проблема - является ли обязательным признаком предприятия обладание правами юридического лица - в теории гражданского права СНГ носит допускаемых характер.
В Западном праве юридическое лицо понимается как организация или учреждение, которое выступает в качестве самостоятельного участника гражданских правоотношений. Хотя гражданское законодательство Западных государств предпочитает либо вообще не давать определения юридического лица ( в ФРГ вплоть до 1978 года не содержалось даже самого термина "юридическое лицо", в ГК Италии в 1942 году дана лишь классификация юридических лиц), либо законодатель ограничивается самыми общими и очень краткими формулировками.11 Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М. Дело 1992г.с.37-38
Так, ст.52 швейцарского гражданского уложения 1907 года определяет юридическое лицо как соединение лиц, имеющих корпоративное устройство и самостоятельное заведение, основанное для какой - либо особой цели.
Более развернутое определение юридического лица содержится в ГК стран Латинской Америки. Например, ГК Чили 1865 года определяет юридическое лицо, как лицо "фиктивное,. Способное осуществлять права, нести гражданские обязанности и вступать в правовые и не правовые отношения. Аналогичные определения содержаться в гражданском кодексе Колумбии, Сальвадора, Эквадора.
Согласно закону, юридические лица - это прежде всего "организация", которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету(ст.33 ГК РК). С категорией вещных прав связано наличие такого относительного признака, как имущественная обособленность.
Имущественная обособленность - важнейший признак юридического лица и выражается в обладании или вещных прав на имущество: право собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления.
Степень обособления юридического лица различна и зависит от формы
собственности на это имущество (государственной и частной). Если это государственное коммерческое предприятие, то имущество закреплено за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенные предприятия) и этим обособленно от имущества других предприятий.
Признаки имущественной обособленности предприятий являются самоокупаемость и самостоятельный бухгалтерский баланс. В отношении обособленного имущества юридического лица его учредители могут сохранять обязательства или вещные права. В отношении имущества, переданного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, его учредители сохраняют право собственности.
Субъектом права хозяйственного ведения является государственное предприятие, осуществляющее свою деятельность на базе государственной собственности.
К государственным предприятиям относятся:
1. основанные на праве хозяйственного ведения;
2. основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие).
В зависимости от вида государственной собственности государственные предприятия можно классифицировать на такие категории:
2. предприятия, находящиеся в республиканской собственности, -
республиканские государственные предприятия;
3. предприятия, находящиеся в коммунальной собственности -
коммуникационные государственные предприятия.
Отдельно следует выделить дочернее государственное предприятие -
государственное предприятие, созданное другим государственным предприятием.
Вещному праву - праву хозяйственного законодатель придал унитарный характер, наделив им лишь государственные предприятия.
Право хозяйственного ведения государственных предприятий не противостоит праву государственной собственности, хотя институт права хозяйственного ведения не только должен определять соответствующие права и обязанности по управлению их имуществом, но меру их имущественной ответственности.
"Право хозяйственного ведения" означает "утрату" собственником правомочий владения пользователя, возможно даже частично, распоряжения в отношении передаваемого имущества, в части, обусловленный административным актом.
Тем самым, само государство ограничивает себя как собственника в рамках им на установленное правонарушение.
Наиболее важными чертами вещных прав, как было уже отмечено, являются:
имущественное право;
возникновение права в отношении индивидуально - определенной вещи;
замкнутость круга вещных прав;
право следования;
право преимущества;
6. абсолютных характер;
7. осуществление права владения и/или пользования и/или распоряжения.
Законодателем предусмотрена обязанность третьих лиц не нарушать право хозяйственного ведения и право оперативного управления и гарантирована защита против всех третьих лиц (и даже против собственников имущества), и в случае нарушения этих прав защищаются теми же видикационными и негаторными исками, как и право собственности (ст.256 ГК РК).
Право следования данных вещных прав проявляестя в таком, к примеру, случае: если право собственности на учреждение переходит к другому лицу, то это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее имущество (ст.208 ГК РК)
Однако, выделяя абсолютный характер вещных прав хозяйственного ведение и оперативное управление, нельзя не отметить некоторую "двойственную природу" этих прав.
Двойственность характера правоотношений с участием государственного юридического лица была отмечена многими ученными М.К.Сулейменовым, Б.В.Покровским, С.М.Корнеевым.
Право хозяйственного ведения выражается в двух самостоятельных, хотя и неразрывно связанно, правоотношениях. Для отношений с органами государства характерны отношения власти и подчинения (п.п.45 ст.ст.102-104 ГК РК), а для отношений с другими лицами - гражданско имущественные правомочия. Рассматриваемая первая группа правоотношений, в которых и в качестве управомоченного, и в качестве обязанного лица участвуют определенные конкретные субъекты: государство как учредитель данного предприятия и предприятие как юридическое лицо, несущее перед ним определенные обязанности. Однако данный вид правоотношений нельзя назвать гражданско - правовым обязательством, характерным для которого является равенство сторон. Особенно ярко это проявляется на примере казенных предприятий, создаваемых лишь на основе административных полномочий властных органов.
Вторая группа правоотношений - право хозяйственного ведения имеет абсолютный характер, поскольку управомоченному субъекту - государственному предприятию как юридического лица, обладателю вещных прав противостоят все другие лица, обязанные воздерживаться от нарушения правомочий хозяйственного ведения. Гражданским кодексом предусмотрено, что учреждением предоставлена возможность заниматься деятельностью приносящей доходы. Доходы полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
Согласно п.1 ст.206 ГК РК , если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на отдельном балансе. Как видно, это право потому и названо "самостоятельное распоряжение", что оно не укладывается в рамки оперативного управления и требует обозначения как особый вид вещных прав.
Государственному предприятию принадлежит субъективное гражданское право хозяйственного ведения. В соответствии со ст.195 ГК РК право хозяйственного ведения и право оперативного управления отнесены к категории вещных прав несобственников.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются однотипными вещными правами несобственников, имеют свои особенности.
Особенности данных правовых институтов проявляются в принадлежности в разным субъектам, в их правовой природе, в полномочиях собственников в отношении выделяемого имущества. Право хозяйственного ведения - вещное право государственных предприятий. Действующее законодательство РК праву хозяйственного ведения придает унитарный характер: его субъектом могут быть лишь предприятия, юридические лица, основанные на государственной собственности.
Кроме того право хозяйственного ведения - это право юридического лица заниматься коммерческой деятельностью.
Предприятие как участник правоотношения хозяйственного ведения имеет не только права, но несет обязанности перед государством в лице соответствующих государственных органов.
Уполномоченный орган вправе в свою очередь требовать использования выделяемого имущества по назначению. Следовательно между предприятием и вышестоящим органом существует охватываемая правом хозяйственного ведения отношения типа гражданско - правовых обязательств. Но по своей сущности оно не является гражданско - правовым поскольку его субъекты не равноправны.
Предприятие является подчиненным, подконтрольным уполномоченному государственному органу.
Правомочия владения, пользования и распоряжения могут быть осуществлены предприятием в пределах уставной правоспособности. Осуществлением предприятием деятельности, а так же совершением им сделок, не отвечающих предмету и целям его деятельности, закрепленным в его уставе, допускается лишь с разрешения уполномоченного органа. Сделка совершенная предприятием в противоречии в целями деятельности, определены его уставом, могут быть установленном законодательством порядке признана недействительным по иску его учредителя.
Предприятие , основанное на праве хозяйственного ведения не отвечает по обязательствам государства, административно - территориальной единицы, юридического лица и граждан, а указанные субъекты не отвечают по обязательствам государственного предприятия.
Объект хозяйственного ведения.
Объект хозяйственного ведения может быть любое имущество, если ионе не предусмотрено законодательством. Значит объектом права хозяйственного управления выступает, за некоторым исключением, то на имущество, что составляет объект права собственности.
Так, Закон "О государственных предприятиях", рассматривая предприятие как недвижимость - имущественный комплекс, констатирует, что оно является объектом права государственной собственности ст.12 ГК РК. А в состав предприятия как имущественного комплекса входит все виды имущества, предназначенным для его деятельности, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, право на земельный участок, право требования, доли, а также право на обозначение, индивидуализация его деятельности (фирменное наименование, товарные знаки) и другие исключительные права хозяйственного ведения владеет.ю пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых действующим законодательством.
Так с соответствии со ст.200 ГК РК государственные предприятие осуществляющий свою деятельность на праве хозяйственного ведения, не вправе без согласия собственника или уполномоченным им государственным органом совершать следующие виды предпринимательской деятельности:
Продавать и передавать иные лицам, обменивать, сдавать в долгосрочную аренду (свыше 3 лет) предоставлять во временное безвозмездное пользование принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование и другие основные фонды предприятия;
Создавать филиалы и дочерние предприятия, учреждать совместно частными предпринимателями предприятия и совместные производства, вкладывать в них свой производственный и денежный капитал;
Предоставлять частным предпринимателям ссуды с выплатой вознаграждения (интерес) по ним ниже установленной официальной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан;
4. Выдавать поручительство или гарантию по обязательствам третьих лиц.
Как следствие государственное предприятие не обладает абсолютным свободным распоряжением своим имуществом.
В первую очередь это касается недвижимого имущества, которым государственные предприятия могут распоряжаться (продавать или иным образом отчуждать, сдавать в аренду) лишь с согласия органа, уполномоченного управлять соответствующим государственным имуществом. Следует отметить, что такие ограниченно предусмотренных не только в отношении нежилого фонда, но и всех видов основных фондов.
Ст.199 ГК РК содержит права собственников в отношении имущества находящегося в хозяйственном ведении.
Право хозяйственного ведения это вещное право. Вещный характер имущественного права юридического лица проявляется при осуществлении им своих правомочий в отношении материальных объектов, переданных государством. Право хозяйственного ведения не распространяется на безналичные деньги, так как право предприятия на эти безналичные денежные средства, находящиеся в банках, - не вещное, а обязательственное следовательно, правовым титулом на этот вид имущества будет не право хозяйственного ведения, а обязательного права
2.3 Право оперативного управления
В соответствии со статьей 202 ГК РК имуществом на праве оперативного управления могут обладать государственное казенное предприятие, государственное учреждение и негосударственное учреждение.
Государственные казенное предприятие и учреждение могут быть образованы только государством в лице уполномоченных им на это органов.
Негосударственное учреждение учреждается по решению частного собственника -- юридического лица или гражданина.
Казенные предприятия, в зависимости от того, кем они образованы, могут быть республиканскими казенными предприятиями или коммунальными казенными предприятиями. Соответственно права собственника в отношении их осуществляют разные государственные органы.
Право оперативного управления является вещным правом учреждения и казенного предприятия. О понятии и особенностях осуществления вещного права см. комментарий к ст. 195 ГК.
Право оперативного управления отличается от права хозяйственного ведения по следующим основным особенностям:
казенное предприятие и учреждение постоянно финансируются
собственником. Предприятие на праве хозяйственного ведения существует за счет доходов, получаемых от хозяйственной деятельности;
казенное предприятие и учреждение распоряжаются своими средствами по смете. Предприятие на праве хозяйственного ведения самостоятельно определяет направления использования своей прибыли;
3) казенное предприятие и учреждение обязаны руководствоваться заданиями собственника. Задания собственника предприятия на праве хозяйственного ведения, по общему пра-вилу, не являются для него обязательными, если иное не вытекает из законодательства или его уставной правоспособности.
Казенное предприятие, в отличие от учреждения, является коммерческой организацией. Значит, казенное предприятие преследует (или может преследовать) в качестве основной цели своей деятельности извлечение доходов, а учреждение -- нет.
В то же время и казенное предприятие нередко не полагается на самообеспечение и постоянно финансируется собственником в соответствии с утверждаемой им сметой. Для казенных предприятий смета может быть заменена иной формой контроля за расходованием денег собственника. Учреждение, как правило, финансируется собственником (см. ст. 105 и комментарий к ней).
Казенное предприятие и учреждение обладают специальной правоспособностью. Пределы правоспособности определены в соответствии с ГК, иными законодательными актами и волей собственника в уставе казенного предприятия (учреждения). Правомочия владения, пользования и распоряжения могут быть осуществлены казенным предприятием (учреждением) по своему усмотрению только в пределах уставной правоспособности. Из этого следует, что собственник может вмешиваться в уставную деятельность казенного предприятия (учреждения), если иное не предусмотрено законо-дательными актами и учредительными документами.
Собственник может определять для казенного предприятия и учреждения правовой режим использования имущества и выдавать обязательные к исполнению задания.
Казенное предприятие и учреждение могут иметь на праве оперативного управления лишь то имущество, которое необходимо им для обеспечения их уставной деятельности.
Пределы осуществления права оперативного управления, а также правовой статус казенных предприятий определены Указом о государственном предприятии (ст.ст. 31--45).
Казенное предприятие и учреждение не отвечают по обязательствам своего собственника, государства, административно-территориальной единицы, юридических лиц и граждан, а указанные выше субъекты-несобственники казенного предприятия (учреждения) не отвечают по обязательствам казенного предприятия и учреждения.
Собственник казенного предприятия (учреждения) несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам созданного им казенного предприятия (учрежде-ния) в части долга, не покрытого их денежными средствами.
Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за казенным предприятием (учреждением), возникает у этого казенного предприятия (учреждения) с момента передачи имущества, если иное не установлено законодательством или решением собственника. На практике факт закрепления имущества на балансе казенного предприятия (учреждения) признается передачей имущества.
Имущество казенного предприятия и учреждения, переданное собственником в оперативное управление, а также имущество, приобретаемое казенным предприятием или учреждением в гражданском обороте, является собственностью их учредителей. Одновременно с этим оно находится у казенного предприятия (учреждения) на праве оперативного управления.
Помимо приращений и возмездных договорных форм приобретения имущества оно может поступить казенному предприятию (учреждению) по наследству, по обязательству, возникающему из причинения вреда, другим внедоговор-ным обязательствам, в результате дарения и по иным законным основаниям.
При изъятии имущества казенного предприятия и учреждения собственником право оперативного управления на такое имущество прекращается (ст. 205 ГК).
При приватизации казенного предприятия право оперативного управления прекращается вместе с правом государственной собственности.
Статья 204 ГК РК устанавливает дополнительные пределы осуществления казенным предприятием и учреждением права оперативного управления. Все перечисленные в статье права могут быть использованы собственником или органом, уполномоченным выступать от его имени, как при обычном ведении дел, так и в случаях, когда казенное предприятие (учреждение) не обеспечивает эффективного использования либо сохранности переданного ему имущества.
Собственник казенного предприятия и государственного учреждения обычно представлен уполномоченными государственными органами.
Органами государственного управления республиканскими казенными предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством РК государственные органы (уполномоченные органы).
Органами государственного управления коммунальными казенными предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации (уполномоченные органы).
Отдельные права собственника могут принадлежать только указанным в законодательных актах органам. Так, в соответствии с п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии реорганизация и ликвидация республиканского казенного предприятия производится по решению Правительства РК, а коммунального казенного предприятия - по решению главы местной администрации. Осуществляют реорганизацию и ликвидацию предприятия уполномоченные органы.
Республиканское казенное предприятие создается по решению Правительства РК, коммунальное казенное предприятие - по решению главы местной администрации в порядке, установденном Правительством РК. Соответственно, учредителем казенного предприятия выступает уполномоченный орган.
Собственник имущества в лице уполномоченного органа назначает руководителя казенного предприятия и освобождает в соответствии с законодательством его от должности, доводит до предприятия заказы государства и контролирует их выполнение, утверждает нормативы распределения его прибыли, дает разрешение на совершение предприятием сделок с имуществом, которые в соответствии с законодательством требуют согласования с собственником, устанавливает фонд оплаты труда (фонд потребления), формы оплаты труда, тарифную сетку должностных окладов, решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.
Деятельность казенного предприятия финансируется за счет собственного дохода по смете, утверждаемой уполномоченным органом. В случае недостаточности у предприятия собственных доходов для покрытия его расходов недостающие средства выделяются из соответствующего бюджета. Доходы, полученные казенным предприятием сверх сметы, подлежат перечислению в соответствующий бюджет (ст. 41 Указа о государственном предприятии).
Цены на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые казенным предприятием, устанавливаются уполномоченным органом.
Совершение в отношении республиканского казенного предприятия сделок (залога, аренды и других), где предприятие выступает в качестве единого имущественного комплекса, за исключением сделок по отчуждению его, производится по решению Правительства РК, а в отношении коммунального казенного предприятия -- по решению главы местной администрации (см. п. 3 ст. 12 Указа о государственном предприятии).
Формулировка статьи 205 ГК РК предусматривает возможность изъятия имущества у предприятия по решению собственника. В соответствии с этим следует считать, что собственник сам или в лице уполномоченных органов может изъять любое имущество казенного предприятия (учреждения), закрепленное на его балансе, если только это не противоречит законодательным актам. Изъятие происходит на основании решения (постановления, приказа, письма, предписания и т.п.) соответствующего собственника (уполномоченного им лица) с момента принятия решения, если иное не предусмотрено упомянутым решением.
Из п. 1 статьи 206 ГК РК вытекает, что учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, за исключением случаев, когда такое право вытекает из его учредительных документов либо прямо разрешено собственником.
Учреждение, которому предоставлено право заниматься хозяйственной деятельностью, имеет на имущество, приобретенное за счет такой деятельности, особое вещное право, терминологически еще не обозначенное в законодательстве и аналогичное праву хозяйственного ведения. На распоряжение таким имуществом согласия собственника не требуется.
Из п. 2 статьи 206 ГК РК вытекает, что казенное предприятие вправе самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним имуществом в случае, если такое право вытекает из его учредительных документов либо прямо разрешено собственником.
В отношении денег казенного предприятия это правило следует понимать ограничительно. Так, в соответствии с п. 2 ст. 35 Указа о государственном предприятии "казенное предприятие не вправе приобретать на основании договоров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки имущество, относящееся к основным фондам, без согласия уполномоченного органа".
Казенное предприятие не вправе пользоваться банковскими кредитами без разрешения уполномоченного органа (п. 3 ст. 35 Указа о государственном предприятии).
Казенное предприятие не может создавать дочерние предприятия либо выступать учредителем других предприятий (учреждений), не получив согласия Правительства или Министерства финансов (его территориальных органов).
Из абзаца 3 п. 2 статьи 206 ГК РК следует, что собственник имущества, в качестве одного из вариантов распределения прибыли, по своему усмотрению может изымать всю прибыль казенного предприятия.
В соответствии со статьей 207 ГК РКказенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении деньгами. Обращение взыскания на остальное имущество казенного предприятия и учреждения не допускается, за исключением случаев ликвидации этих субъектов.
Статья 208 ГК РК, используя термин "учреждение", имеет в виду учреждение не как субъект права, а как имущественный комплекс, который является объектом права собственности. В этом смысле и идет речь о переходе права собственности на учреждение. Например, вполне возможна ситуация, когда один частный собственник продает другому учреждение как имущественный комплекс. Это вытекает из положения п. 1 ст. 26 Конституции, в соответствии с которой "граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество".
Более редок, но в принципе возможен случай перехода права собственности на учреждение при приватизации государственного учреждения или национализации частного учре-ждения. В соответствии с п. 3 ст. 26 Конституции "никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения".
Во всех вышеупомянутых ситуациях учреждение при новом собственнике сохраняет право оперативного управления на свое балансовое имущество. В отличие от этого при смене собственника государственного предприятия -- приватизации -- предприятие как имущественный комплекс входит в состав хозяйств венного товарищества, которое само становится собственником перешедшего к нему имущества.
2.4 Другие вещные права
Сервитут
Гражданское право под сервитутом (от лат.: servituts - означает "рабство вещи", " служение её") понимает ограничение вещного права на чужую собственность (вещь) или ограничение пользования чужой вещью. В гражданском кодексе Республики Казахстан нет специальной главы о сервитутах , где давалось бы определение сервитута и его классификация. Однако, это не означает, что гражданский кодекс не регулирует сервитуты, по сути: "в п.6 ст.188 ГК РК прямо предусмотрено, что в случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законодательными актами, собственник обязан допустить ограниченное пользование его имуществом другими лицами".
Таким образом, действующее гражданское законодательство, не давая конкретно определения сервитута и его перечня, вместе с тем устанавливает общее правило, допуская широкое применение этого института в различных областях жизни.
Современному законодательству Республики Казахстан ведомо понятие земельных сервитутов, которые выделены в самостоятельную главу VII под названием "Сервитуты в Указе "О земле"
Существенными признаками сервитута являются:
право на чужую вещь, в этом случае право собственности не нарушается, никакое отдельное правомочие из права собственности не выделяется, а лишь уступается в той мере, в какой предоставляется необходимым осуществить сервитут, он именно: обязанность что - либо терпеть или не делать;
целью сервитута является предоставление определенному лицу или земельному участку определенной выгоды или интереса ( например, право пожизненного проживания в чужом доме);
на сервитут не распространяется право распоряжения, которое остается у собственника. Так в соответствии с п.2 ст.54 Указа "О земле" сервитут не может быть самостоятельным предметом сделок, в том числе купли - продажи (залога);
сервитуту присуще право следования (например, Указ "О земле" прямо предусматривает, что сервитут сохраняется в случае перехода права собственности на земельный участок или права землепользования земельным участком обремененным сервитутом, к другому лицу п.1 ст.54 ГК РК).
Субъектами сервитута могут быть граждане, юридические лица и государство. Сервитуты бывают вещными (земельными) и личными. Вещные (земельные) сервитуты устанавливаются не в пользу определенного лица, а в пользу определенного земельного участка. Например, право нахождения физического лица на чужих земельных участках и право его перехода через них.
Личные сервитуты устанавливаются в пользу определенного лица, он не может передаваться.
Сервитуты также подразделяются на частные и публичные. Публичные сервитуты устанавливаются в общественных интересах. Так, физические лица имеют право свободно, без каких - либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках.
Частными являются сервитуты, когда государство вводит в использование частного имущества нормативные ограничения, вытекающие из так называемого права соседства. Например: прокладка линий электропередачи через соседний участок.
Сервитуты классифицируются на положительные и отрицательные. Положительные сервитуты - это согласие на вторжение в сферу господства собственника со стороны другого лица. Скажем, прогон скота, использование земельных участков для изыскательных работ и т.д. Отрицательные сервитуты - это право требовать, чтобы собственник примыкающего участка воздержался от тех или иных видов его пользования . К ним относится, в частности, право аэропортов на требование о невозведении зданий и сооружений определенной этажности, на примыкающей к аэропорту территорий и т.д.
Сервитуты устанавливаются в силу Закона, либо договора. Они могут возникать из односторонних сделок или в силу давности их осуществления. Так согласно п.2 ст.48 Указа "О земле", право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут) может возникать:
непосредственно из нормативного правового акта;
на основе договора заинтересованных лиц с частным собственником или землепользователем;
на основе акта местного исполнительного органа. Например, скотопрогонной трассы временного (сезонного) пользования могут устанавливаться по направлениям районных (на территории района) или областных (на территории двух или более районов) исполнительных органов по согласованию с частными собственниками или землепользователями, по землям которых пролегает трасса, без изъятия земли у частных собственников и землепользователей.
Если нормативный правовой акт предусматривает установления сервитута на основании договора заинтересованных лиц с частным собственником или землепользователем, отказ последних заключить такой договор или условие договора, предлагаемые частным собственником или землепользователем, могут быть оспорены заинтересованным лицом путем предъявления иска к частному собственнику или землепользователю в суд. Такой же порядок установлен для обжалования акта местного исполнительного органа. Объектом севитута является недвижимость. Если возникновение, изменение и прекращение сервитута основано на договоре, то такой сервитут подлежит государственной регистрации (п.2 ст.188 ГК РК).
Содержание сервитута как вещного права составляет его правомочние. Конкретный объем правомочий устанавливается в договоре между лицом, требующим установление сервитута (который называется господствующим) и собственником или землепользователем на эти земельные участки (который называется служащим).