Рефераты

Законный оборот наркотических и психотропных средств

Законный оборот наркотических и психотропных средств

51

П Л А Н

Стр.

Введение

3

Глава 1. Понятие законного оборота наркотических и психотропных средств и законодательство, регулирующее оборот наркотических и психотропных средств

8

1.1. Законодательство, регулирующее оборот наркотических и психотропных средств

8

1.2. Понятие законного оборота наркотических и психотропных средств

11

Глава 2. Понятие и уголовно-правовая характеристика незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки либо сбыта наркотических средств или психотропных веществ (Части 1-4 статьи 228)

20

2.1. Объект и предмет преступления

25

2.2. Объективная сторона преступления

36

а) Часть 1 ст. 228 УК РФ

36

б) Часть 2 ст. 228 УК РФ

38

в) Часть 3 ст. 228 УК РФ

56

2.3. Субъект и субъективная сторона преступления

58

2.4. Примечания к ст. 228 УК

59

Глава 3. Уголовно правовая характеристика нарушения правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил (ч.5 ст. 228 УК РФ)

61

Заключение

68

Приложение

72

Библиография

78

Введение

В Конституции РФ провозглашаются важнейшие принципы, лежащие в основе обеспечения и охраны физического и мораль-ного здоровья российского общества и нормального функцио-нирования его систем, включающих в себя такие блага, как здо-ровье населения (ст. 41), благоприятная среда обитания (ст. 42, 58), историческое и культурное наследие (ст. 44), нравствен-ность (например, ст. 38).

Конституция РФ. - М.: Филинъ, 1998.

Здоровье населения -- одна из важнейших социальных ценностей, которая обеспечивается совокупностью мер политического, экономи-ческого, правового, медицинского, санитарно-гигиенического и про-тивоэпидемического характера, обеспечивающих безопасные условия жизни многих людей.

Под общественной нравственностью понимается исторически выработанная и принятая людьми совокупность норм и правил поведения, которые отражают представление о добре и зле, о справедливости, долге, чести и достоинстве, являются господ-ствующими в обществе.

Речь идет не об уголовно-правовой ох-ране самих по себе нравственных принципов и норм, а о борьбе с наиболее общественно опасными проявлениями аморального поведения, безнравственности, оказывающими дезорганизующее влияние на моральные устои общества.

Среди проблем, с которыми пришлось столкнуться человечеству, большую тревогу вызывает распространение наркомании. Актуальность проблемы борьбы с наркоманией не нуждается в доказательствах. Можно со всей определенностью сказать, что данное явление представляет непосредственную и реальную угрозу здоровью не только отдельной личности, но и нации в целом. Глобальность и опасность этой угрозы отмечалась в Конвенции ООН 1988 г. "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ", в которой указывается, что незаконное производство, спрос и оборот наркотиков "представляют собой серьезную угрозу для здоровья и благополучия людей и оказывают отрицательное воздействие на экономические, культурные и политические основы общества".

Наркотические средства и психотропные вещества имеют двойственную природу. С одной стороны, в силу лечебных свойств они являются неотъемлемым элементом системы здравоохранения. С другой, их неконтролируемый оборот приводит к серьезнейшим социальным издержкам, сопряженным, в частности, с наркоманией и немедицинским потреблением. Комиссаров В.С. Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ по Уголовному кодексу РФ // Законодательство. - 1998. - N10. - С. 11

За последние пять лет количество наркоманов в стране возросло примерно в 3,5 раза и, по мнению специалистов, при сохраняющейся тенденции распространения их число в России уже в будущем году может превысить уровень в 3 млн. человек. Особое беспокойство вызывает рост числа наркоманов среди школьников и студентов (в 6-8 раз за последние четыре года), а также среди женщин (в 6,5 раза за последние десять лет). Перестало быть большой редкостью употребление наркотиков и в Вооруженных Силах.

В 1999 г. в России было зарегистрировано 185 832 правонарушения, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и одурманивающими веществами, а также совершенных на почве наркомании, - это 7,8% от общего числа зарегистрированных преступлений. Из них 149 825 преступлений совершены в крупных и особо крупных размерах, к уголовной ответственности привлечено 102 172 человека, изъято 49 625,4 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Данная статистика, казалось бы, отражает успешную деятельность правоохранительных органов в борьбе с этим опасным социальным злом. Между тем в России официально зарегистрировано более 3 млн наркоманов. Простое сопоставление этих данных приводит к выводу о том, что официальная статистика о преступлениях в сфере наркооборота показывает лишь вершину айсберга, а реальное положение гораздо хуже. Особенно тревожным является то обстоятельство, что, во-первых, возрастает доля потребления так называемых тяжелых наркотиков (героин, ЛСД и т.п.) и, во-вторых, в сферу наркооборота активно вовлекаются молодежь и школьники. В результате проведенного недавно в Санкт-Петербурге опроса 10 тысяч подростков в возрасте от 7 до 18 лет выяснилось, что 36,6% опрошенных уже успели попробовать наркотики, из них большинство употребляет их регулярно, а 5% детей - законченные наркоманы. Впервые зафиксированы начинающие наркоманы моложе 10 лет (2% от попробовавших наркотики), а пристрастившихся к зелью с 11 до 14 лет - уже 42%. Комиссаров В.С. Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ по Уголовному кодексу РФ // Законодательство. - 1998. - N10. - С. 12

Высокая степень опасности распространения наркотиков обусловливается не только тем обстоятельством, что при этом причиняется серьезный вред здоровью человека, изменяется его социальный статус (из 100 наркоманов, потребляющих героин, при разовом традиционном лечении только 3-5 человек окончательно избавляются от наркозависимости), но и рядом сопутствующих факторов. Наркотикозависимые люди - питательная среда для преступности. Там же

Рост потребления наркотических средств и психотропных веществ неразрывно связан с ростом преступности. Наркотики, как известно, требуют больших денег, которые в подавляющем большинстве случаев не добываются легальным путем. Не случайно, поэтому в ряде регионов из десяти имущественных преступлений практически каждые шесть совершаются наркоманами.

В структуре преступлений, связанных с наркотическими средствами, 77,7% занимают незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотиков без цели сбыта, с целью сбыта - 13,3%. Радченко В.И. Некоторые вопросы судебной практики по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами.

Влияние наркотизма (по определению: негативного социального явления, заключающегося в массовом приобщении к употреблению наркотиков представителей различных групп населения)11 Боголюбова Т.А., Толпекин К.А. Деятельность прокуратуры по предупреждению наркотизма на региональном уровне М., 1997. С.3. состоит и в прямой связи с ростом наркотизирующихся и преступностью, и, главное, с тем непреложным фактом, что наркобизнес является питательной почвой организованной преступности и коррупции. Андриянов В.Н. Некоторые практические вопросы организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков // Сибирский юридический вестник. - 2002. - № 1

Практика борьбы правоохранительных органов с наркопреступностью свидетельствует, что региональные наркорынки и наркопреступность сформировались и стремительно расширяются благодаря самой многочисленной, разветвленной, а потому крайне опасной форме наркосбыта - мелкооптовой, конспирирующейся под приобретение и перевозку наркотиков якобы только для личного потребления. Галузин А. Эффективна ли ст. 228 УК в борьбе с организованной наркопреступностью? // Законность. - 2001. - N 7

Эта самовоспроизводящаяся часть наркопреступности существует также за счет вовлечения новых жертв в употребление наркотиков, зачастую сопровождающееся совершением преступлений: до 50% регистрируемых краж, разбоев, грабежей совершено для извлечения средств на наркотики. Употребление наркотиков неразрывно связано с заболеванием СПИДом (95% из выявленных в 2000 г. в Самарской области инфицированных ВИЧ страдают наркоманией). Угрожающий для общественной безопасности факт - мелкооптовая наркопреступность, корыстная насильственная преступность растут пропорционально росту больных наркоманией. Галузин А. Эффективна ли ст. 228 УК в борьбе с организованной наркопреступностью? // Законность. - 2001. - N 7

Не вызывает сомнения существование в нашей стране "нарколобби", обеспечивающего давление на структуры власти всех ветвей и уровней с целью недопущения ужесточения борьбы с наркобизнесом. В средствах массовой информации даже разворачиваются кампании за легализацию наркотиков. Там же

Для всего международного сообщества проблема распространения наркотиков является не менее актуальной, чем для России. В связи с этим разрабатывается и внедряется в практику широкий комплекс экономических, социальных, организационных, медицинских и правовых мер. Наркомания - явление социальное, и поэтому бороться с ней необходимо прежде всего социально-экономическими методами. Вместе с тем существенное значение имеют и меры сугубо юридического характера, поскольку они создают соответствующую правовую базу для применения иных мер.

В условиях активного распространения наркомании и роста, связанных с ней преступлений большое значение имеет правильное применение судами и правоохранительными органами законодательства, предусматривающего ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

Цель данной дипломной работы: дать общую уголовно-правовую характеристику незаконному обороту наркотических средств или психотропных веществ (незаконному изготовлению, приобретению, хранению, перевозке, пересылке либо сбыту), уголовная ответственность за которое установлена ст. 228 УК РФ.

Данная статья в системе уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, является базовой и имеет достаточно сложную конструкцию, обусловленную стремлением законодателя максимально индивидуализировать ответственность виновных лиц. Дифференциация ответственности за соответствующие действия осуществляется на законодательном уровне в зависимости от субъективных (цель) и объективных (размер веществ) элементов состава преступления. Поэтому вопросы квалификации по частям 1-4 ст. 228 рассмотрены в одной главе работы, а вопросы квалификации преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 228 рассмотрены автором в отдельной главе работы.

При написании дипломной работы автор использовал действующее уголовное законодательство, комментарии к нему, толкование норм уголовного права отдельными правоведами и практиками права, учебную литературу, а также материалы судебной практики.

Глава 1. Понятие законного оборота наркотических и психотропных средств и законодательство, регулирующее оборот наркотических и психотропных средств

1.1. Законодательство, регулирующее оборот наркотических и психотропных средств

Первым международным договором, затронувшим этот вопрос, стала Гаагская конвенция 1912 г. Затем был принят еще ряд международно-правовых актов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936 г. В целях унификации международно-правовых актов 30 марта 1961 г. в Нью-Йорке была принята Единая конвенция о наркотических средствах, 21 февраля 1971 г. в Вене - Конвенция о психотропных веществах, и наконец, 20 декабря 1988 г. в Вене - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. В названных нормативных актах, в частности в последних трех, определен перечень наркотических средств и видов действий (оборота) с ними, которые преследуются согласно международному и национальным законодательствам, а также указаны меры борьбы с этими преступлениями.

Россия участвует в данных Конвенциях, и в силу международных обязательств (хотя и со значительным опозданием) стала создавать свою правовую базу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации. Основу ее составляет принятый 8 января 1998 г. и вступивший в силу 15 апреля 1998 г. Федеральный закон N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ // Российская газета. 1998. 15 января. Кроме того, в настоящее время действуют:

а) Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ;

Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, утверждено постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 278 // СЗ РФ. 1996. N 13. Ст.1350.

б) Номенклатура и квоты наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, в том числе веществ, включенных в таблицы I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., на которые распространяется указанный Порядок ввоза и вывоза; Номенклатура и квоты наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, в том числе веществ, включенных в таблицы I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. N 278 (утв. постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 930) // Российская газета. 1997. 8 октября.

в) Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1219 "О государственном регулировании и контроле транзита через территорию Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых веществ и веществ, указанных в таблицах I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г."; О государственном регулировании и контроле транзита через территорию Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых веществ и веществ, указанных в таблицах I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г: Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1219 // СЗ РФ. 1997. N 40. Ст.4589.

г)Об утверждении Положения о выдаче лицензий на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Постановление Правительства РФ от 30 мая 1998 г. N 541 12;

д) Об утверждении Правил провоза наркотических средств или психотропных веществ в лечебных целях больными, следующими транзитом через территорию Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15 июня 1998 г. N 591

е) Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681

ж) Об установлении государственных квот, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ: Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 864

з) Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами: Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 892

Основным среди перечисленных постанолвенийявляется постановление от 30 июня 1998 г. N 681. В этом документе дан исчерпывающий список веществ, относящихся к числу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров16. Внесение в данный перечень изменений и дополнений осуществляется по представлению Министерства здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Тем самым устранено противоречие, имеющее принципиальное значение в правоприменительной практике и состоявшее в том, что перечень названных веществ, а вместе с ним и вопрос о привлечении к уголовной ответственности, решался в соответствии с рекомендациями Постоянного комитета по контролю наркотиков при Минздраве России, который не обладает статусом государственного органа.

и) Приказ ГТК РФ от 23 сентября 1996 г. N 580 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ";

к) Приказ ГТК РФ от 10 ноября 1997 г. N 668 "О государственном регулировании и контроле транзита наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ".

Также имеется ряд документов, принятых Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ и используемых в судебной практике:

а) Критерии и перечни психотропных веществ, одурманивающих веществ, крупных и особо крупных размеров количеств наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном хранении или обороте, утвержденные на заседаниях 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96), 17 декабря 1996 г. (протокол N 53/996), 25 декабря 1996 г. (протокол N 54/10-96); Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. N 3. С.17.

б) Сводная таблица заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте, утвержденная 4 июня 1997 г. (протокол N 3/57-97); Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. N 8. С.21.

в) Заключение Постоянного комитета по контролю наркотиков о размерах незаконной культивации растений, отнесенных к наркотическим средствам, Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. N 11. С.24. утвержденное 16 июля 1997 г. (протокол N 5/59-97);

г) Список веществ, находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ, в соответствии с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, утвержденный 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96); Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. N 3. С.21

д) Критерии и список инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ, утвержденные 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96); Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. N 3. С.21

е) Список инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ, утвержденный 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96); Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. N 3. С.21

ж) Список наркотических средств (наркотических веществ и наркотических лекарственных средств, в том числе синтетических и природных). Вестник Верховного Суда СССР. 1991. N 11

Вместе с тем, несмотря на обилие соответствующих актов, регламентирующих правовой оборот наркотических средств и психотропных веществ, контроль за их применением вести непросто.

1.2. Понятие законного оборота наркотических и психотропных средств

Согласно Федеральному закону "О наркотических средствах и психотропных веществах" О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ // Российская газета. 1998. 15 января. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681. подлежащих контролю в Российской Федерации, должен утверждаться Правительством РФ, и в зависимости от применяемых государством мер контроля эти вещества вносятся в следующие списки:

а) список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I) Очевидно, что это будут наркотические средства и психотропные вещества из Перечня N3 Постоянного комитета по контролю наркотиков, которые запрещены для посевов и выращивания и для применения на людях (героин, каннабис, лизергиновая кислота и ее препараты, опийный мак, эфедрон и др.);

б) список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список II) Полагаем, что в этот список будут частично включены наркотические средства и психотропные вещества из Перечня N2 Постоянного комитета по контролю наркотиков, которые одновременно являются и наркотическими лекарственными средствами (амфетамин, кодеин, таблетки от кашля, промедол и др.);

в) список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список III) Предположительно, в этот список будут входить полностью или частично вещества из списка психотропных веществ, утвержденных на заседаниях Постоянного комитета по контролю наркотиков 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96), 17 декабря 1996 г. (протокол N 53/9-96), 25 декабря 1996 г. (протокол N 54/10-96): Комиссаров В.С. Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ по Уголовному кодексу РФ // Законодательство. - 1998. - N 10. - С. 15

1. Амобарбитал, 2. Фенметразин, 3. Пентабарбитал, 4. Декстрометорфан, 5. Этаминал натрия, 6. Хальцион (триазолам), 7. Ципепрол, 8. Фентармин, 9. Фепранон (амфепрамон), 10. Аминорекс, 11. Кетамин, 12. Фторотан, 13. 4-метиламинорекс.

г) список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен, и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список IV). Данный Список будет составлен впервые, поскольку ранее Постоянный комитет по контролю наркотиков не давал перечня прекурсоров. Очевидно, что в этот Список будут входить отдельные катализаторы и растворители, используемые при производстве наркотических средств и психотропных веществ.

Порядок внесения изменений и дополнений в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров должен устанавливаться Правительством РФ. Однако в любом случае этот Перечень должен носить исчерпывающий характер.

Оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации может осуществляться в очень ограниченных целях и при соблюдении определенных правил. В частности, вещества, внесенные в Список I, могут использоваться:

а) в научных и учебных целях юридическими лицам при наличии лицензий на виды деятельности, связанные с использованием конкретных наркотических средств и психотропных веществ;

б) в экспертной деятельности или для их идентификации юридическими лицами при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Проведение таких экспертиз в экспертных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, федерального органа исполнительной власти по таможенным делам, федеральной службы безопасности, судебно-экспертных организациях федерального органа исполнительной власти в области юстиции осуществляется без лицензии;

в) в оперативно-розыскной деятельности при проведении контролируемых поставок, проверочных закупок, оперативного эксперимента, сбора образцов для сравнительного исследования, оперативного внедрения, исследования предметов и документов органами, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность без лицензии.

ст.34-36 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"

Оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, допускается по назначению врача в медицинских целях, а также в целях, предусмотренных ст.34 - 36 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Понятие незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров определяется в ст.1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Согласно этому закону оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - это культивирование растений; разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом незаконным оборот будет тогда, когда он осуществляется в нарушение законодательства Российской Федерации и, прежде всего, упомянутого Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Одни элементы этого оборота наказуемы в административном порядке, другие влекут уголовную ответственность.

Федеральным законодательством утверждена в Российской Федерации государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений, разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ. При этом должны соблюдаться следующие правила:

а) культивирование растений, разработка, переработка, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение, а также производство наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляются только государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями;

б) изготовление наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в Список II, в отличие от их производства, осуществляется не только государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, но и муниципальными унитарными предприятиями;

в) производство и изготовление психотропных веществ, внесенных в Список III, а также препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами и в отношении которых могут исключаться некоторые меры контроля, установленные законодательством, осуществляются предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности;

г) изготовление лекарственных средств, не внесенных в списки II и III и содержащих малые количества препаратов, указанных в предыдущем абзаце, осуществляется предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности.

Порядок выполнения всех перечисленных действий устанавливается Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако обязательным условием их совершения является получение от федеральных органов исполнительной власти и специально уполномоченных органов лицензии на конкретный вид деятельности, а также лицензии на использование объектов и помещений, где осуществляются виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Такая лицензия выдается на срок не более 5 лет. Порядок выдачи указанных лицензий определяется Правительством РФ. При этом следует отметить, что кроме оснований для отказа в выдаче лицензии, предусмотренных законодательством Российской Федерации о лицензировании, основанием для отказа в выдаче лицензии на вид деятельности, связанный с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, является отсутствие условий для обеспечения безопасности указанной деятельности, учета и сохранности наркотических средств и психотропных веществ. Ранее выданные юридическим лицам лицензии на отдельные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, действуют в пределах сроков, на которые они были выданы, но не более 9 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", т. е. до 15 января 1999 г. При изменении вида деятельности, связанного с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, юридическое лицо обязано получить лицензию на новый вид деятельности. Предприятия и организации, производящие или изготавливающие наркотические средства или психотропные вещества, подлежат обязательной государственной регистрации.

Перечень инструментов, оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, а также правила их разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения устанавливается Правительством РФ.

Приватизация или иные формы разгосударствления предприятий, осуществляющих производство или изготовление наркотических средств или психотропных веществ, включенных в списки II и III, а также предприятий, осуществляющих разработку, производство, изготовление, приобретение, использование, уничтожение инструментов или оборудования, применяемых при производстве или изготовлении наркотических средств или психотропных веществ, запрещены;

д) переработка наркотических средств и психотропных веществ в целях получения препаратов, внесенных в списки II и III, а также получения на их основе веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, осуществляется государственными унитарными предприятиями в порядке, установленном Правительством РФ, при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности;

е) хранение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется юридическими лицами в порядке, установленном Правительством РФ, в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Хранение наркотических средств и психотропных веществ в любых количествах в целях, не предусмотренных Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", запрещается;

ж) перевозку наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации юридические лица могут производить при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Ими же осуществляется и охрана соответствующих предметов. Порядок перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, а также порядок оформления необходимых для этого документов устанавливаются Правительством РФ.

Физическим лицам разрешается перевозить наркотические средства и психотропные вещества, полученные в установленном порядке в медицинских целях, при наличии документа, выданного аптечной организацией и подтверждающего законность получения наркотических средств и психотропных веществ;

з) пересылка наркотических средств и психотропных веществ в почтовых отправлениях, в том числе международных, запрещается. Запрещается пересылка наркотических средств и психотропных веществ и под видом гуманитарной помощи, за исключением случаев, когда при чрезвычайных ситуациях наркотические средства или психотропные вещества направляются в конкретные субъекты Российской Федерации в соответствии с решениями Правительства РФ;

и) приобретение наркотических средств и психотропных веществ для производства, изготовления, переработки, реализации, использования, в том числе в медицинских и иных целях, осуществляется юридическими лицами только при наличии лицензий на указанные виды деятельности;

к) отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам производится только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения при наличии у последних лицензии на указанный вид деятельности. Наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III, отпускаются в медицинских целях по рецепту, выписанному на специальном бланке. Форма бланков рецептов, порядок их регистрации, учета и хранения, а также правила оформления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Аптечным организациям и учреждениям здравоохранения запрещается отпускать наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II, по рецепту, выписанному более пяти дней назад.

При назначении наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, лечащий врач должен спросить больного о предыдущих назначениях наркотических средств и психотропных веществ и сделать соответствующую запись в медицинских документах.

Перечни должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска физическим лицам наркотических средств и психотропных веществ, и порядок их отпуска физическим лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

Федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения определяет максимальные сроки назначения конкретных наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, а также количество наркотических средств или психотропных веществ, которое может быть выписано в одном рецепте;

л) уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов или оборудования, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

В частности, уничтожение наркотических средств и психотропных веществ может осуществляться в случаях, когда:

истек срок годности;

наркотическое средство или психотропное вещество подверглось химическому или физическому воздействию, следствием которого стала его непригодность, исключающая возможность восстановления или переработки;

неиспользованные наркотические средства принимаются от родственников умерших больных;

трудно определить, является препарат наркотическим средством или психотропным веществом;

наркотическое средство или психотропное вещество конфисковано в незаконном обороте, и поэтому не может быть использовано в медицинских, научных или иных целях, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Юридические лица, не имеющие лицензии на культивирование конкретных растений, включенных в Перечень, и физические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых произрастают указанные растения, обязаны их уничтожить. В случае отказа от добровольного уничтожения указанных растений осуществляется их принудительное уничтожение за счет указанных физических и юридических лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты