Рефераты

Защита авторских и смежных прав

p align="left">Следующим личным неимущественным правом автора является право на обнародование произведения и на его отзыв. Сущность данного права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения.

Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать дейст-вия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения.

В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причиненных таким решени-ем убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экзем-пляры произведения также изымаются из обращения за счет самого автора. Закон не требует от автора обосновывать уважительность причин отзыва произведения. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.74.

Закон специально не упоминает о праве автора на опубликование произведения. Тем не менее, такое право существует. Право на опубликование состоит в выпуске в свет (опубликовании) автором произведения. При этом с произведением может ознакомиться неопределенный круг лиц. Это -- одно из важнейших личных неимущественных прав авторов. В определенных случаях автор может либо сам опубликовать свое произведение (сделать доклад и т.д.), либо дать согласие на публикацию произведения по договору (передать рукопись в издательство, в выставочный комитет для демонстрации на выставках и т.п.)

Право на опубликование произведения может быть реализовано автором только один раз.

Право на опубликование переходит по наследству. Это право принадлежит автору любого произведения науки, литературы или искусства; однако оно может быть ограничено, если опубликование произведения может затронуть "личную сферу" автора или иного лица, т.е. содержит материалы личного или интимного характера. Опубликование такого произведения должно быть согласовано с этим лицом, а после его смерти -- с его родственниками. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. -- М.: Юрид.лит., 1988. С.27.

2.3. Личные имущественные права

Прежде всего, автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение.

Воспроизводить -- значит размножать произведение путем снятия копий или каким-либо иным способом. Оно всегда связано с повторением его на материальном носителе. Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. -- М.: Юрид.лит., 2001. С.28.

С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобрази-тельного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизве-дение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произве-дению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности, он не может требовать доставки ему произведения.

Закон закрепляет за автором самостоятельное право на распространение экземпляров произведения любым способом, в частности право на продажу экземпляров произведения и сдачу их в прокат.

Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распрост-ранения произведения, называя лишь наиболее типичные из них -- продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий про-изведения за плату. Сдача в прокат -- это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Существуют, однако, и другие способы распространения произведений, например, передача экземп-ляра произведения третьим лицам бесплатно. Типичный пример такого распространения -- деятельность библиотек.

Параду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).

Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение -- в отношении музыкальных, драма-тических, хореографических, литературных и некоторых других произ-ведений.

Показ произведения состоит в праве продемонстрировать оригинал или экземпляр произведения. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. -- М.: Юрид.лит., 2001. С.28.

Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца, как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана.

Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения.

Передача произведения в эфир или по кабелю предполагают его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес авторов, нуждающихся в правовой охране. Указанный интерес охраняется посредством закрепления за автором права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю.

В эфир могут передаваться как уже обнародованные произ-ведения, так и произведения, которые еще не обнародованы. Передачей в эфир признается и прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения.

К имущественным правам авторов относятся также право на пере-вод и право на переработку произведения. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически право на перевод сводится к праву давать согласие на использование произ-ведения в переводе. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически.

Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведение в переводе. Данная организация принимает на себя обязанность обеспечить качественный перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для ознакомления (или одобрения).

К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать, аранжировать или другим образом переделывать произведение. Оно также включает возможность автора или самому перерабатывать произведе-ние в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на перера-ботку другим лицам.

Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произ-ведений. Как правило, дача автором согласия на переработку означает и его согласие на использование созданного в результате переработки нового произведения. Однако автор может оставить за собой право на одобрение переработки как предварительное условие ее использования.

Авторы произведений изобразительного искусства обладают осо-бым правом следования. Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительно-го искусства по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение 5% перепродажной цены (п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве).

Основной целью этого права является защита имущественных интересов художников и авторов других произведений изобразитель-ного искусства, которые зачастую, особенно в начале творческого пути, продают свои произведения различного рода перекупщикам значитель-но дешевле их реальной стоимости. Право на получение части прибыли, выручаемой от перепродажи произведения при переходе его от одного владельца к другому, в известной мере компенсирует ту несправедли-вость, которая была допущена по отношению к автору вначале.

К числу имущественных прав авторов ранее действовавшее законодательство и наука традиционно относили право на вознаграждение за использование произведения. Новое авторское законодательство, без-условно, также признает за авторами указанное право, хотя в общем, перечне авторских правомочий оно прямо не названо. Рассмотренные ранее правомочия автора возникают одновременно с тем, как произведение создано и выражено вовне при помощи тех или иных способов. В отличие от этого, право на получение вознаграждения от какого-либо конкретного лица с момента создания произведения не связывается. Иоффе О.С. Основы авторского права. -- М.: изд-во "Знание",2002. С.35. В состав права на вознаграждение входит не только "голое" право требо-вать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер, порядок, срок и другие условия получения вознаграждения. Все эти вопросы решаются в авторских договорах, на основе которых и осуще-ствляется использование произведений.

Вместе с тем закон выделяет несколько случаев, когда права авторов на получение вознаграждения лежат за пределами авторского договора. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2003. С.81.

Таковы основные права авторов творческих произведений. Они достаточно разнообразны и охраняют как личные, так и имущественные интересы создателей произведений.

Имущественные авторские права могут носить:

- исключительный характер

- неисключительный характер.

1.Изначально, при создании произведения автор обладает исключительными авторскими правами, т.е. вправе запрещать использовать произведение третьим лицам.

2.Неисключительные авторские права могут быть переданы любому третьему лицу только обладателем исключительных прав (автором либо иным правообладателем) неограниченное количество раз. Для этого обычно составляется договор.

3.Обладатель исключительных прав в целях оповещения третьих лиц о своих правах уполномочен ставить знак ©, собственное имя (наименование) и год первого опубликования работы на каждом экземпляре произведения.

Закон, определяя общее правило, устанавливает срок охраны произведения в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (последнего из авторов при соавторстве). При переходе авторских прав по наследству возникают наследникам также необходимо ознакомиться с правилами, устанавливаемыми законодательством.

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, а также впервые выпущенное в свет после смерти автора действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования (выпуска в свет). При раскрытии личности автора сроки авторско-правовой охраны исчисляются согласно общему правилу.

Однако в любом случае исчисление сроков, предусмотренных Законом, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

В соответствии со ст. 27 Закона N 5351-1 авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. При этом право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

На основании п. 1 ст. 30 Закона N 5351-1 в общем случае имущественные права могут передаваться третьим лицам только по авторскому договору.

Авторский договор, как и любой гражданско-правовой договор, представляет собой соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей.

К таким договорам применимы все нормы обязательственного права, за исключением тех, которые несовместимы с особенностями отношений, возникающих при использовании результатов творческой деятельности.

Предметом авторского договора является совокупность имущественных прав на произведение.

Существует несколько видов авторских договоров:

1) договор о передаче исключительных авторских прав;

2) договор о передаче неисключительных имущественных авторских прав;

3) договор о передаче прав на аудиовизуальное произведение;

4) издательский договор;

5) авторский договор заказа.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использовать произведение определенным способом и в установленных договором пределах только приобретающей стороне. Кроме того, приобретатель исключительного права получает право запрещать использовать данное произведение другим лицам, в том числе и автору п. 2 ст. 30 Закона N 5351-1..

Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает приобретателю прав использовать произведение наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другими лицами, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

Согласно ст. 13 Закона № 5351-1:

1. Авторами аудиовизуального произведения являются:

режиссер-постановщик;

автор сценария (сценарист);

автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).

2. Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.

Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

3. При публичном исполнении аудиовизуального произведения автор музыкального произведения (с текстом или без текста) сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения.

4. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), пользуются авторским правом каждый на свое произведение.

По авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику.

Заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон п.п.1,2 ст. 33 Закона 5351-1.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Закона N 5351-1 права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре не указано иное.

Авторский договор должен содержать следующие условия п. 1 ст. 31 Закона N 5351-1

:

- способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

- срок и территорию, на которые передается право;

- размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый вид использования произведения;

- порядок и сроки его выплаты;

- другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

В случае отсутствия в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор, может быть, расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.

Пункт 2 ст. 31 Закона N 5351-1 указывает на то, что все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.

Вознаграждение в авторском договоре определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным согласованным сторонами образом п. 3 ст. 31 Закона N 5351-1

.

Такое право дает п. 1 ст. 424 ГК РФ, в соответствии с которым исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Минимальные ставки авторского вознаграждения на отдельные виды произведений устанавливаются Правительством РФ. Так, минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г., определены Постановлением Правительства РФ от 29.03.1998 N 524 "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 года".

Минимальные ставки авторского вознаграждения на некоторые виды использования произведений литературы и искусства установлены Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений".

В том случае если в авторском договоре сумма вознаграждения определяется в виде фиксированной суммы, в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения.

Авторский договор должен быть заключен в письменной форме (см. Приложение 1.). Авторский договор об использовании произведений в периодической печати может быть заключен в устной форме п. 1 ст. 32 Закона N 5351-1.

Отдельно Закон устанавливает ограничения, защищающие права автора (правообладателя). Они заключаются в том, что передача несуществующих имущественных авторских прав на момент заключения договора невозможна, также невозможно заключение договора, предметом которого является права на использование произведений, которые автор может создать в будущем.

Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным.

2.4. Понятие и сущность смежных прав

Смежные права с английского языка дословно будут переводиться как соседствующие (neighboring) или связанные (related).

Смежные права - исключительные права, предоставляемые исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания. Основное содержание смежных прав сводится к тому, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия либо артиста, осуществляющего исполнение, либо организаций, сделавших звукозапись, либо радио и телеорганизаций.
Целью смежных прав является охрана юридических интересов конкретных физических и юридических лиц, которые способствуют созданию произведений, доступных для широкой публики. Одним ярким примером является певец или музыкант, исполняющий произведение композитора для широкой публики. Общей целью этих смежных прав является охрана юридических интересов тех лиц или организаций, которые вносят существенное творческое, техническое или организационное мастерство в процессе доведения произведения до широкой публики.

Иногда смежные права связаны с произведениями, которые не охраняются авторским правом, например, произведения, которые являются всеобщим достоянием. В качестве примера, фортепьянный концерт Бетховена. Он может быть исполнен в концертном зале или записан на компакт-диск. Поскольку Бетховен умер в 1827 г., все его произведения являются всеобщим достоянием, в силу чего не подлежат охране авторским правом. Следовательно, кто угодно волен, исполнять определенное сочинение, скажем, один из фортепьянных концертов Бетховена, или записывать его на компакт диск без получения разрешения.

Однако, исполнитель концерта (пианист и оркестр), так же как и производитель, компакт диска, содержащего запись концерта, будут пользоваться смежными правами в отношении, соответственно, своего исполнения концерта или его записи. Следовательно, в рассматриваемом случае никто не имеет права записывать живое исполнение такого концерта без разрешения исполнителей. Также никто не имеет права делать копии фонограммы, являющейся звукозаписью этого фортепьянного концерта, без разрешения производителя звукозаписи.

Стоит отметить, что производители звукозаписей могут пользоваться охраной, даже если то, что они записали, не является произведением. Знак охраны смежных прав - оповещение производителя фонограммы и исполнителя о своих исключительных смежных правах. Знак охраны смежных прав помещается на каждом экземпляре фонограммы и/или на каждом содержащем ее футляре и состоит из:
- буквы "Р" в окружности (англ.Phonorecord);

- имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;
- года первого опубликования фонограммы.

Обладателями смежных прав являются:

исполнители,

производители фонограмм,

организации эфирного и кабельного вещания.

Из Закона можно вывести определенные основания легитимности использования смежных прав. Так, за исполнителем признаются определенные права только в случае соблюдения прав автора (правообладателя) исполняемого произведения. В свою очередь, производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах, заранее установленных по договору с исполнителем и автором соответствующего произведения.

Отдельно Закон устанавливает случаи возможности использования объектов смежных прав (исполнения или постановки, фонограммы передачи эфирного или кабельного вещания):

- без согласия обладателя соответствующих прав, но с выплатой вознаграждения,

- без согласия и без выплаты вознаграждения правообладателю (случаи включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю, использования объектов смежных прав исключительно в целях обучения или научного исследования и другие установленные Законом случаи).

Срок действия смежных прав равняется 50 годам с момента после первого исполнения или постановки либо с момента первого опубликования для фонограммы, либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока, либо после осуществления организацией эфирного или кабельного вещания первой передачи в эфир или по кабелю.

Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства охраняются бессрочно.

Закон предусматривает отдельные правила исчисления срока действия смежных прав в случае:

- репрессии и посмертной реабилитации исполнителя;

- работы во время Великой Отечественной войны или участия в ней.

Исключительные права автора на использование произведения в РФ:
- право на воспроизведение;

- право на распространение;

- право на импорт;

- право на публичный показ;

- право на публичное исполнение;

- право на передачу в эфир;

- право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;

- право на переработку.

Кроме того, исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проекта включают также практическую реализацию таких проектов.

К наследникам (в отношении юридических лиц -- к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков, указанных выше.

Правовое регулирование сферы смежных прав представляется наиболее сложным по сравнению с областью авторских, поэтому в большей степени требует участия специалиста в решении того или иного вопроса, связанного с использованием смежных прав.

Автор -- субъект авторского права.

Автором может быть только физическое лицо/лица (соавторство), творческим трудом которого создано произведение.

Имущественные права, в том числе авторские, входят с состав наследства и переходят к наследникам в объеме и на срок, определенные Законом (согласно Закону и Гражданскому Кодексу Российской Федерации).

Условия о передаче неисключительных имущественных авторских прав содержатся обычно в авторском договоре.

Автор может заключить договор с авторским обществом. Авторское общество от собственного имени представляет интересы ряда авторов и иных правообладателей, выдает лицензии на использование произведений указанных авторов пользователям и собирает с последних авторское вознаграждение.

3. Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав

3.1. Понятие «защиты авторских и смежных прав»

Законодательство РФ предоставляет авторам и иным правообладателям достаточно широкий спектр способов защиты их прав. Под способами защиты обычно понимают предусмотренные законодательством средства, с помощью которых могут быть достигнуты: пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) возмещение потерь, вызванных нарушением права. Способы защиты авторских прав в зависимости от того, к области каких правовых отношений они относятся, могут быть разделены на гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые. Конечно, наибольшую значимость и эффективность наряду с уголовно-правовыми имеют гражданско-правовые способы защиты авторских прав.

В гражданском законодательстве можно выделить два уровня регулирования способов защиты гражданских прав. Первый уровень заключается в определении таких способов защиты, которые носят универсальный характер и могут быть применены для защиты любого субъективного гражданского права. Данные способы перечислены в ст.12 ГК РФ. К ним относятся: признание права, самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда. Второй уровень представляет собой установление законом способов, применяемых для защиты только определенных видов гражданских прав или для защиты от определенных нарушений. Применительно к нарушениям авторских прав такие способы предусмотрены ст.49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» в редакции от 20.07.2004 г. (далее - Закон). Между тем, сравнительный анализ указанных норм гражданского законодательства, судебной практики свидетельствует о том, что из обычно используемых способов защиты авторских прав лишь три прямо не закреплены в ст. 12 ГК РФ (взыскание дохода, выплата компенсации, публикация судебного решения в целях защиты репутации).

Анализируя способы защиты, можно отметить, что исходными для применения являются нормы пунктов 1, 2 ст. 48 и абз. 1 п. 1 ст. 49 Закона, согласно которым за нарушение предусмотренных данным Законом авторских прав наступает гражданская, административная и уголовная ответственность. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона, является нарушителем авторских прав, и в отношении него могут быть применены гражданско-правовые и иные меры защиты.

Наиболее действенными и востребованными практикой являются три способа защиты авторских прав: возмещение убытков, взыскание незаконно полученного дохода и выплата компенсации.

В сфере защиты авторских прав потерпевшие гораздо чаще требуют взыскать не реальный ущерб, а упущенную выгоду, которая могла бы быть получена правообладателем в условиях нормальной реализации принадлежащих ему исключительных прав. Поскольку доказать наличие убытков и документально обосновать их размер, особенно в части упущенной выгоды, бывает не всегда просто, законодательство предоставляет возможность требовать взыскания с нарушителя либо всего дохода, полученного им вследствие нарушения авторских прав, либо требовать выплаты компенсации по своему усмотрению.

В настоящее время авторам очень трудно защитить свои права. Можно более подробно рассмотреть действия автора по защите своих прав.

После того, как произведение увидело свет и начало «жить полноценной жизнью», автор начинает ходить по торговым точкам, смотреть, слушать. И вот здесь начинается самое интересное - в торговой сети он видит контрафактные произведения. На этом этапе автор может попробовать стать «частным детективом» и самостоятельно распутать “клубок“ нарушений прав на свои творения. Он стремится определить, кто поставляет продукцию. Но это не всегда представляется возможным, поскольку продавцы - мобильны, имеют небольшое количество товара и перемещаются очень быстро с одного места на другое. Если автору удастся выявить незаконного производителя экземпляров произведения, он может обратиться с иском в суд. Другая возможность - обращение автора в правоохранительные или контролирующие органы: в арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

В настоящее время в России созданы и создаются различные общества по коллективному управлению правами, а также различного рода юридические бюро, организации, которые в соответствии с уставом или на договорной основе за определенное вознаграждение или без такового готовы (или обязаны) представлять интересы автора в различных структурах в целях защиты его прав.

Для борьбы с контрафактным использованием произведений, правовое регулирование предусматривает регламентацию применения технических средств защиты авторских прав. Закон об авторском праве дополнен ст. 48, согласно которой под техническими средствами защиты авторского права, следует понимать любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным обладателем исключительных прав в отношении произведений. Следует отметить, что речь идет об аппаратных средствах, делающих невозможным копирование, например, содержимого DVD-диска на винчестер компьютера или иное устройство. Не совсем ясно, почему законодатель в данной статье ограничился лишь техническими устройствами или их компонентами и ничего не упомянул о программных средствах защиты авторских прав, тем более что они используются, как правило, в комплексе.

Необходимо уточнить сферу применения способов защиты авторского права. Одни авторы полагают, что предусмотренные способы защиты применяются только к случаям внедоговорного нарушения исключительных авторских прав. По мнению других специалистов, указанные положения могут быть использованы и при защите нарушенных прав автора, вытекающих из договора. Что, на наш взгляд, представляется более верным.

Массовый выпуск контрафактной продукции влечет следующие негативные явления в сфере авторского права:

1. Портит имидж России.

2. Осложняет вступление России в ВТО.

3. Душит отечественную издательскую индустрию на внутреннем рынке.

Потребитель не всегда понимает, что, приобретая легальную копию произведения, он поддерживает отечественную, перспективную отрасль индустрии, а, приобретая пиратскую копию, - поддерживает чисто криминальные структуры.

Выпуск контрафакта - это не только правонарушения. Это и проблема информационной безопасности: пока государственные и иные организации используют ворованные программные продукты, они зависят от недокументированных знаний (информации) отдельных исполнителей и т. п.

Одна из проблем защиты авторских прав, при выпуске контрафактной продукции, заключается в незнании авторами и иными правообладателями своих прав; отсутствии у них представления о том, в какой форме, как и куда следует обращаться с заявлением о защите нарушенных прав.

Необходимо также сказать о том, что государство должно взять на себя регулирующую роль и создать эффективное правовое поле, позволяющее автору творить и получать соответствующее вознаграждение, а государству получать в бюджет доходы от использования произведений в хозяйственном обороте.

В целях борьбы с производством контрафактной продукции необходимо издательствам, звукозаписывающим и иным компаниям значительно снизить цены на лицензионную продукцию для конкуренции на российском рынке, так как лицензионная продукция в три и более раза дороже контрафактной продукции и выбор граждан падает на контрафакт, который значительно дешевле лицензионной продукции.

Важный механизм, дающий возможность вести борьбу с контрафактной продукцией, - это стандартизация. Стандартизация призвана обеспечить производство продукции, соответствующей обязательным требованиям, которые прописаны в технических регламентах, а также поддерживать процесс повышения качества продукции за счет разработки стандартов по инициативе предприятий, которые достигли высоких показателей качества. В настоящее время наблюдается снижение интереса предприятий к стандартизации. В связи с этим, необходимо принять ряд мер для повышения заинтересованности производителей в стандартизации. Это мощный инструмент, как повышения качества продукции, так и борьбы с контрафактом и фальсификатом.

В международном законодательстве (в п. 1, ст. 3 Всемирной конвенции об авторском праве) прописаны меры доказывания: депонирование экземпляров, регистрация произведений, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства.

Необходимо максимально, в приемлемых для России рамках, использовать перечисленные возможности. Они облегчают защиту авторских прав. Если автор или иной владелец авторских прав намерен заранее обеспечить доказательства своего авторства, он может зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественных организациях, а в некоторых случаях - и в государственных организациях. Наиболее распространенной является регистрация, осуществляемая Российским авторским обществом (РАО).

Представляется, что необходимо ужесточить ответственность за нарушение авторских прав - увеличить минимальный размер компенсации, установленный в Законе, чтобы лица, собравшиеся нарушить авторские права, задумались, что они могут многое и потерять.

Кроме того, необходимо ликвидировать незаконные «торговые точки» (мелкие торговые палатки и т. п.) и содействовать созданию крупных фирм, зарегистрированных в установленном порядке, созданию специализированных магазинов; обеспечить жесткий контроль продукции, которая будет там продаваться, со стороны всех контролирующих органов.

Подводя итог, можно сделать вывод, что задачей нашего государства должно быть, прежде всего, обеспечение реализации механизмов защиты авторских прав.

3.2 Формы защиты авторских и смежных прав

Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом инте-ресов. Различают две основные формы защиты -- юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспа-риваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправо-мерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т. п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, об-ластными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По согла-шению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении право-судия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Судебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.

Если авторское и смежное право нарушено или оспорено, суд обязан принять и рассмотреть по существу исковое заявление. По общему правилу, иск заявляется по месту нахождения ответчика (ст. 117 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР), однако по согла-шению сторон территориальная подсудность дела может быть изменена (ст. 120 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР).

На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распростра-няется действие исковой давности. Иски, связанные с нарушением иму-щественных прав и интересов, могут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разуме-ется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запре-щенных законодательством. Типичным примером таких допускаемых за-коном средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты доста-точно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты