Рефераты

Защита авторских прав в сети Интернет

p align="left">Право на распространение. ГК РФ не дает точного определения данного права, но принято считать, что оно относится к введению экземпляров произведения в гражданский оборот, прежде всего путем продажи. Причем распространению подлежит ограниченное число копий произведения Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - М., 2008. - С. 222-223. Поэтому данное правомочие не может описывать отношения, связанные с использование объектов авторского права в Интернете.

В следующую группу правомочий можно объединить права на разрешение сообщения (включая показ, исполнение, передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам, а также право на доведение до всеобщего сведения. Согласно ГК РФ сообщать - показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы), посредством которого произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания становятся доступными для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от их фактического восприятия публикой. Право на доведение до всеобщего сведения было внесено в ГК РФ вместе с 4 частью, для этого появились веские причины. Во-первых, передача данных в Интернет имеет существенные особенности, связанные с многообразием используемых средств, с возникающими дополнительными возможностями, интерактивностью коммуникации. Применение предусмотренного ранее Законом об авторском праве правомочия - «сообщения для всеобщего сведения по кабелю» было не достаточно Рузакова О. А., Дмитриев С. В. Авторские права в Интернете // Законодательство. - 2001. - № 9. - С.50. Под доведением до всеобщего сведения ГК РФ понимает сообщение произведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору. Отсюда вытекает вторая причина - данное понятие уже используется в договорах ВОИС - Всемирной организации интеллектуальной собственности, его включение в ГК РФ необходимо для интеграции и унификации международного и российского законодательства, а также данное правомочие позволяет более точно отразить использование охраняемых объектов в Интернете.

Таким образом, автор в сети Интернет обладает практически всеми исключительными правами на сайт как объект авторского права. Если пользователь намерен в коммерческих целях использовать в своей деятельности авторское произведение (в том числе с применением Интернет технологий), в частности, заимствованное из сети "Интернет", то в соответствии с ГК РФ пользователь обязан заключить с правообладателем (автором или третьим лицом) авторский договор в письменной форме. Несоблюдение данного положения ГК есть прямое и существенное нарушение авторских прав, которое, как показывает судебная практика Российской Федерации и других стран, может повлечь материальную, административную и даже уголовную ответственность, а критерий - коммерческое или некоммерческое использование авторского произведения - в определении нарушений авторского права для суда является очень важным условием Семилетов С. И. Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета // Проблемы информатизации. - №3. - М., 2000. - С. 52-59..

Глава II. Механизм защиты авторских прав в сети Интернет

§2.1 Действующее законодательство в области защиты авторских прав в Интернете и правовые проблемы

К действующим в Российской Федерации Законам, которые в той или иной степени могут быть применены к отношениям, связанным с Интернетом, относятся, по различным подсчетам от 70 до 500 нормативно-правовых актов, включая акты, предусматривающие создание отраслевых или специализированных автоматизированных систем. Данное законодательство чаще всего называется «законодательством в сфере информатизации».

Прежде всего, следует отметить Конституцию Российской Федерации. Она, непосредственно не регулирует отношения в области производства и применения новых информационных технологий, но создает предпосылки для такого регулирования, закрепляя права граждан (свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом - ст. 29 ч.4; на охрану личной тайны - ст. 24 ч.1 и другие) и обязанности государства (по обеспечению возможности ознакомления гражданина с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы - ст. 24 ч. 2). Кроме того, это акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие на территории всей Российской Федерации. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // СПС «Консультант Плюс»

Вторым по значению нормативно-правовым актом, регулирующим общие вопросы правового режима функционирования информационных сетей, определяющим систему правоотношений в данной области, является Гражданский кодекс Российской Федерации. В частности, в статье 128 части первой ГК «Виды объектов гражданских прав» перечислены: «вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага», часть 4 Гражданского кодекса, которая регулирует отношения, связанные с авторским правом, вступившая в силу с 1 января 2008 года. Предыдущим нормативным актом являлся Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». В данный момент утратил силу в связи с введение в действие четвертой части ГК РФ. Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. - М., 2008. - С. 73 Интернет - сайт, как объект авторского права, предоставляет информацию, которая и является объектом гражданского права. Но необходимо различать «информацию» как термин обыденной жизни и как правовую категорию. Термин «информация» как правовая категория первоначально был представлен в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02 1995 №24-ФЗ (утратил силу с 9 августа 2006 года на основании Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ). Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации (с изменениями на 10 января 2003 года) (утратил силу с 09.08.2006 на основании Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ)

Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ // СПС «Кодекс» Данный закон, называемый авторами "базовым", призван был положить начало формированию новой отрасли законодательства. Статья 2 данного закона дает понятие информации - это «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».

В Российском законодательстве термин «Интернет» сегодня встречается весьма часто. Его можно обнаружить в трех Кодексах - Налоговом (подп. 25 п.1 ст. 264), Арбитражном процессуальном (подп. 9 п.1 ст.247) и Кодексе РФ об админ6истративных правонарушениях (ст. 5.5), а также в десяти федеральных законах. Однако ни в одном из названных документов термин не расшифрован. Не удалось обнаружить искомой дефиниции также и в Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ.

Определение понятия «Интернет» можно обнаружить в двух законопроектах, не внесенных в Государственную Думу.

Проект Федерального Закона «О регулировании российского сегмента сети Интернет (Об использовании глобальных общедоступных информационно-телекоммуникационных сетей, Об обмене документами в российском сегменте сети Интернет)», разработанный Комитетом по информационной политике Государственной Думы Российской Федерации, использовал следующее определение: «глобальная общедоступная информационно-телекоммуникационная сеть (интерсеть) - совокупность автоматизированных информационных систем, связанных единой трансграничной телекоммуникационной сетью» (ст.1).

Появившийся несколько позднее Проект Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет» содержал более короткую дефиницию: «совокупность общедоступных информационно-телекоммуникационных сетей, взаимодействие между которыми обеспечивается применением межсетевого протокола с одноименным названием» (ст.2).

Приведенная информация позволяет сделать несколько выводов. Российский законодатель, а равно высшие органы исполнительной власти, всячески стремятся избежать легального (нормативного) определения термина «Интернет».

В настоящее время Россия имеет ряд двухсторонних соглашений по вопросам защиты прав авторов, и существенным продвижением вперед в этой области стало присоединение России в 1994 году к Бернской конвенции «Об охране литературных и художественных произведений» и Всемирной конвенции «Об авторском праве».

Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» является старейшим актом в области охраны авторских прав (она была заключена в 1886 году). В дальнейшем она неоднократно изменялась и редактировалась, и на сегодня это наиболее регламентированный международный акт, обеспечивающий защиту интересов авторов (в том числе и программ для ЭВМ в странах, где по национальному законодательству они защищаются авторским правом) в иностранных государствах. Основополагающими принципами Бернской конвенции являются принципы национального режима и минимальности прав. Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. - М., 2008. - С. 98

Всемирная конвенция об авторском праве была подписана в Париже ещё аж в 1952 г. (к этой редакции Россия присоединилась в 1973 г.) и была пересмотрена одновременно с Бернской конвенцией в 1971 г. (в этой редакции Россия присоединилась только в 1995 г.). Всемирная конвенция строится на принципе национального режима с менее жесткими правовыми рамками для стран-участников и имеет дополнительный раздел - «специальные положения», относящийся к развивающимся странам.

Для обеспечения более эффективной защиты прав авторов и правообладателей в этой сфере 14 июля 1967 г. была заключена Стокгольмская конвенция об учреждении всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). В соответствии со ст. 2 Конвенции, "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а так же все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы защиты интеллектуальной собственности, и разрабатывает соответствующие правовые вопросы, относит к интеллектуальной собственности информацию, которая может быть представлена на материальном носителе (как, впрочем, и на веб-сайте, который в свою очередь является виртуальным носителем) и распространена на неограниченном количестве копий.

Организация была создана в целях содействия охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией; обеспечения административного сотрудничества Союзов.

В 2000 году в России в сфере защиты авторских в сети Интернет реально функционируют: Российское авторское общество (РАО) - некоммерческая общественная организация, созданная авторами для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности. Общество действует на основе принципов добровольного и равноправного членства и демократического самоуправления. РАО осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации, в соответствии с Уставом РАО, зарегистрированном в Министерстве юстиции РФ 30 сентября 1993 г. http://rao.ru/orao/, Союз Операторов Интернет (СОИ) - некоммерческая организация, созданная в целях координации деятельности организаций, работающих в российском сегменте сети интернет, Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву - ведет свою историю от июня 1998 года, когда Генеральный директор ЮНЕСКО и ректор Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова подписали Соглашение о ее создании. За прошедшие годы Кафедра стала региональным центром международного сотрудничества по проблемам интеллектуальной собственности и информационного права на всем пространстве СНГ и Балтии, создав свои филиалы в ряде субъектов Российской Федерации и другим отраслям права интеллектуальной собственности и некоторые другие организации, существующее скорее виртуально, нежели реально. Однако официально. http://www.iile.ru/unesko.html

Фонд развития Интернет-культуры начал Web-депонирование сайтов и Интернет-публикаций, что позволит защитить авторские права в сети Интернет. "Мы не предотвращаем пиратское копирование и использование информации, так как в сети Интернет это невозможно осуществить в принципе. Мы даем возможность авторам законным образом бороться с последствиями такого воровства", - именно так декларируют свою цель сами создатели этого проекта. http://www.fontanka.ru/2000/11/09/30444/

Фонд развития Интернет-культуры берет на себя роль "независимого свидетеля" для конкретной электронной публикации. Фактически, Фонд собирает "вещественные доказательства" в виде копии сайта на компакт-диске, которые впоследствии могут быть использованы для защиты авторских прав. Отметим, что эта услуга - платная, хотя и весьма недорогая. В свете первых судебных процессов о защите авторских прав в Интернете такой проект может оказаться достаточно популярным у авторов сайтов, обеспокоенных проблемой плагиата.

На семинаре, который проходил в Сеуле, по проблеме защиты авторских прав в Интернете эксперты из Соединенных Штатов, Японии, Китая и Финляндии, а также исполнители и бизнесмены обсуждали способы борьбы против веб-сайтов и технологий, которые позволяют распространять музыкальные произведения бесплатно. В частности, музыкальная индустрия теряет миллионы долларов из-за пользователей Интернета, которые предпочитают обмениваться записями между собой вместо того, чтобы покупать диски в магазине. Возможные меры против "музыкальных пиратов" включают в себя шифрование записей, жесткий контроль над соответствующими веб-сайтами и введение более жестких законов для защиты авторских прав. По словам корреспондента компании «Би-би-си», представители музыкальной индустрии признают, что остановить пиратство будет нелегко из-за темпов развития новых технологий и глобального масштаба Интернета. Калятин В.О. Защита авторских прав в Интернете. - М., 2007. - С.67 Но музыкальная индустрия страдает в последнюю очередь. А в первую - информационная, когда информация становится абсолютно доступной любому пользователю сети. Выполнив такие несложные операции, как копирование и вставка текста, любой желающий станет обладателем той или иной информации. Исключая, пожалуй, flash-технологию, с помощью которой можно обеспечить небольшую степень защиты представленной на сайте информации. Однако процесс комплектации текстов в формат flash довольно трудоёмкий и крайне нерациональный. Особенно в том случае, если речь идёт об объёмных текстах (например, свод законов или же содержание книги в цифровом виде). А тексты небольшого объема, как правило, прочитываются целиком, легко усваиваются и поэтому не требуют дословного сохранения.

Институт интеллектуальной собственности, и авторское право в частности, имеет достаточно большую историю развития как в Российской Федерации, так и других странах. Прослеживая и исследуя развитие законодательства в разных странах, можно обнаружить, что применение традиционных правовых механизмов и их некоторое обновление, обусловленное внедрением и применением новых информационных технологий, не решает всех проблем, которые возникают в процессе становления информационного общества. Процессы информатизации создали возможности для активизации творчества самых широких слоев населения. Все больше и больше стало приобщаться людей и особенно молодежи к творчеству, интеллектуальный труд становится определяющим фактором экономики государств. Человеку в таком обществе необходима, с одной стороны, охрана его прав на результаты интеллектуального творчества и труда, которое обеспечивается авторским правом, а с другой стороны, для реализации творческого потенциала личности в любой деятельности человеку необходим свободный доступ к самой разнообразной информации как по роду своей деятельности, так и в других смежных областях, общение с коллегами; переписка, обмен деловой информацией, достижениями и результатами исследований, получение другой информации, а возможно, и ведение бизнеса. Именно в таком противоречии и проявляются правовые проблемы защиты авторского права в Интернете, решение которых позволит ускорить прогрессивное развитие общества.

Существует также довольно простая и эффективная система выявления противоправных сайтов. В Интернете есть такое понятие, как "логи". Это протоколы работы компьютерных сетей, в которых указаны интернет-адреса компьютеров, которые связывались через Интернет. А по этим компьютерным адресам можно вычислить и адреса физические, поскольку все они зарегистрированы за какими-то лицензированными операторами. Они не имеют отношения к правоохранительным органам, но с их помощью провайдер всегда может "выдернуть" нужную для правоохранительных органов информацию. Это как на телевидении, где по закону вышедший в эфир сюжет на случай судебного иска нужно хранить в архиве год. В Интернете же, чтобы вывести на чистую воду преступников, достаточно воспользоваться "логами".

Но они нужны только тогда, когда необходимо через суд доказать, что через тот или иной сайт осуществлялась преступная деятельность. Внутреннее законодательство каждой страны предусматривает различные виды наказания за распространение той или иной информации. Что касается России, то в отечественном законодательстве есть статьи Уголовного кодекса, по которым хозяев сайта, а также авторов электронных текстов и видеопродукции можно привлечь к административной и уголовной ответственности за распространение контрафактной продукции, за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни, за распространение порнографии.

Законным и единственно возможным выходом из сложившейся ситуации, как считают в российских спецслужбах, могло бы стать принятие единого для всех стран закона об Интернете. Два года назад на международном совещании была предпринята попытка принять конвенцию о киберполиции, которая бы регулировала все отношения в виртуальном пространстве.

Будапештская конференция, по замыслу ее организаторов, должна была доказать, что на фоне бурно развивающегося киберпространства необходимы совместные усилия всех стран по наведению элементарного порядка во Всемирной паутине и установлению единых "правил игры" в ней. Она рассматривает вопросы координации усилий правоохранительных органов по борьбе в киберпространстве. http://www.rg.ru/2004/06/29/internet.html

Авторское право предполагает защиту имущественных и неимущественных прав автора. Причем неимущественные права, а именно право на авторство, на имя, на отзыв, на обнародование и на защиту репутации, позволяют непосредственно удовлетворить моральные интересы автора и не имеют прямой экономической выгоды. Имущественные права (копирайт) защищают исключительные права автора на произведение - его интеллектуальную собственность. Автор всегда заинтересован в том, чтобы его произведение не стало источником дохода третьих лиц или объектом плагиата. Но чрезмерное ограничение доступа к авторским произведениям, в том числе ограничения экономического характера, тормозит развитие общества, сдерживает экономическое развитие страны, что не всегда в интересах государства и самого автора. Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. - М., 2008. - С. 110

Существует мнение, что в Интернете невозможно обеспечить правовую защиту авторских прав из-за отсутствия ограничений на свободное копирование и сложности ведения контроля за копированием и использованием произведений. Очевидно, что способы защиты авторского права в Интернете ничем не отличается от традиционных способов защиты. Сущность нарушений авторского права в Интернете такая же, и защита его от нарушений осуществляется теми же способами, предусмотренными национальным законодательством, в том числе в судебном порядке в рамках гражданского, административного или уголовного разбирательства. Отличие лишь в том, что простота копирования и нематериальная сущность объектов авторского права в Интернете не позволяет так же просто решить проблему обеспечения доказательств нарушений авторского права. Бремя защиты авторских прав лежит, как правило, на самом авторе или на правообладателе авторских прав, и они, прежде чем помещать произведение в Интернет, должны априорно предпринимать некоторые дополнительные действия по защите своих авторских прав. Выявленное конкретное нарушение авторских прав предполагает конкретные действия автора или правообладателя по защите, для чего, в принципе, достаточно действующего законодательства Российской Федерации. Естественно, что некоторые действия по защите авторских прав при нарушениях, связанных с использованием Интернета, намного сложнее.

Хотя приоритет в авторском праве не столь важен, тем не менее одной из самых главных проблем защиты авторских прав является отсутствие легальной процедуры, признанной всеми субъектами права, обеспечивающей возможность зафиксировать с привязкой к хост-серверу факт размещения электронных документов с авторскими материалами, время их размещения и другие реквизиты, а также обеспечивающей целостность таких документов и защиту от несанкционированного изменения, что позволило бы проводить аутентификацию (аутентификация документа - проверка реквизитов документа, целостности, подлинности документа и его электронно-цифровой подписи.) и идентификацию (идентификация документа - определение адресной информации источника и автора документа, фактов отправки, оснований и времени отправки документа) таких документов и решило бы проблему обеспечения доказательств в защиту авторских прав в сети "Интернет".

Российская судебная практика по делам о защите права интеллектуальной собственности в сети Интернет почти сразу же стала одной из наиболее связанной с проблемами и противоречиями. Причин сложности и запутанности достаточно много: юридическая сложность самого института "интеллектуальная собственность", отсутствие отдельного правового регулирования сети Интернет, несоответствие и несовершенство нормативной базы в области охраны авторских прав, отсутствие специальной квалификации судей по делам о защите права интеллектуальной собственности в сети Интернет. Все это определяет сегодняшнюю неоднозначность и нередко слабое судебное квалифицирование сложившихся споров в этой сфере.

В силу первичности распространения сети Интернет на Западе, проблемы правового регулирования Сети были выявлены там ранее и гораздо раньше чем у нас сформировалась судебная практика. Но в силу того, что до сих пор в тех же Соединенных Штатах и крупных европейских государствах остались неурегулированными многие вопросы национального и международного уровня, правовое регулирование сети Интернет, как технологии негосударственного вненационального, точнее сказать общемирового характера, требует дальнейшего развития. Хотя уже сейчас международная судебная практика насчитывает десятки сотен судебных прецедентов, с их анализом и выявлением общих тенденций, которые потом были заложены в основу проектов будущих законов.

В Российской Федерации на сегодняшний день известно не более десяти судебных прецедентов, связанных с использованием сети Интернет. Почти все споры сосредоточены вокруг института интеллектуальной собственности, что неудивительно: содержание всей сети Интернет состоит из различных информационных источников, содержащих объекты авторского права: программ для ЭВМ, баз данных, аппаратно-программного обеспечения информационных ресурсов, систем адресации и передачи информации. Данные перечисленные объекты имеют прямое или косвенное отношение к институту интеллектуальной собственности и чрезвычайно уязвимы в силу открытости доступа подавляющего большинства ресурсов, свободы копирования и, что очень важно, наличия значительной экономической ценности. Повторю, что технология сети Интернет по своей сути оказалась максимально незащищенной от неправового использования.

Почти до конца 1999 года судебные прецеденты в РФ отсутствовали вообще. Это вполне естественно: активное использование сети Интернет в России началось лишь не более семи-восьми лет назад. Вследствие этого российская часть сети Интернет отстала и отстает в развитии от ряда иностранных сегментов. Также не особо способствует дальнейшему развитию публичных информационно-технологических отношений и нынешняя состояние нашей экономики. В настоящее время, несмотря на довольно таки успешное приживление технологий сети в РФ, нельзя говорить о полном применении возможностей сети Интернет, подобно высокоразвитым странам.

Однако намечаются и положительные тенденции. Государство постепенно начинает обращать внимание на правовое урегулирование сети Интернет. Не случайно недавно в средствах массовой информации были представлены широкому кругу лиц проекты Постановлений Правительства РФ "О порядке выделения и использования доменных имен в российском сегменте сети Интернет" и "О регистрации сетевых СМИ".

28 декабря 1999 г. в ходе рабочей встречи председателя правительства России Владимира Путина с представителями российского Интернет-сообщества министр связи и информатизации Леонид Рейман сообщил о планах своего ведомства по отстранению РосНИИРОС от управления адресным пространством зоны RU и передаче его функций вновь создаваемой структуре - "оператору Регистратуры Доменных Имен".

Министерством связи и информатизации РФ подготовлен проект Положения "О порядке выделения и использования доменных имен в российском сегменте сети "Интернет". В настоящее время этот проект еще не подписан председателем правительства.

Этот документ будет первым «сетевым» нормативным правовым актом Российской исполнительной власти на фоне появляющихся первых в РФ судебных прецедентов. http://www.russianlaw.net/law/doc/a83.htm

Также несколько независимых групп специалистов сейчас занимаются разработкой проекта закона о развитии сети Интернет в Российской Федерации. Безусловно, к этому подталкивает и формирующаяся судебная практика, которая, я опять же повторю, в силу своей неоднозначности требует дополнительных уточнений и нуждается в специализированной нормативно-правовой базе.

Почти все российские дела, связанные с защитой объектов интеллектуальной собственности в сети Интернет, рассматривались в структуре арбитражных судов, а остальные - соответственно, в судах общей юрисдикции. Материальные ресурсы следует вкладывать в более перспективное направление - данную проблему можно решать на технологических принципах работы сети "Интернет", автоматизируя процедуры защиты авторских документов и обеспечения доказательств. В техническом и технологическом плане данная проблема решена на базе использования электронно-цифровой подписи, обеспечивающей аутентификацию и идентификацию электронного документа. Для решения данной проблемы в юридическом плане принят федеральный закон "Об электронно-цифровой подписи", и соответствующий государственный стандарт на процедуру применения электронного документирования с использованием электронно-цифровой подписи в виде общепринятого сертифицированного программного приложения и его внедрения в государственный и деловой оборот.

Интернет, как известно, это наименее урегулированная российским законодательством сфера.

Закон регулирует существующие в обществе отношения и должен «реагировать» на вновь возникающие. Что касается глобальной сети Интернет и локальных сетей, то и отечественные, и зарубежные законодатели пропустили момент, когда Сеть начала развиваться, и в настоящее время, Интернет является наиболее полным источником любой информации, а пределы его распространения можно ограничить разве что пределами планеты. Иными словами, сейчас законодателям и специалистам в данной области будет неимоверно сложно исследовать все протекающие в сетях процессы, а тем более полностью их урегулировать. Пока это не совсем получается даже в отношении некоторых из них. Законодатели просто не успевают за интенсивным развитием различных процессов в Сети. Силонов И. Авторское право. - М., 2008. -С. 123

Обеспечивать безопасность авторских прав в глобальной сети Интернет, а также применять меры ответственности к лицам, их нарушившим, крайне затруднительно, так как Интернет -- это пространство, не имеющее и не признающее государственных границ. А значит, к регулированию правоотношений в нем следует применять нормы международного права, которые упорядочивали бы порядок размещения в киберпространстве различного рода объектов авторского права, смежных прав и информации. Но самое трудное заключается не в самой выработке и доведении до всех пользователей таких общих норм, а в претворении их в жизнь, создании механизма контроля за их исполнением и механизма оперативного устранения нарушений, ведь главной целью в этом случае будет скорейшее восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшей стороны за счет правонарушителя, а не только его наказание Вилинов А.А. Российский государственный институт интеллектуальной собственности // Юрист. - 2007. - №6. - С.31-33.

Сегодня Интернет можно назвать самым удобным поставщиком свежей информации из любой точки планеты, в том числе и охраняемых авторским правом изображений, текстов, произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, кино и других. Отсюда две самых актуальных проблемы.

Первая проблема. Размещение материалов в онлайне и предоставление к ним открытого доступа без разрешения правообладателя. Многие считают, что размещение в Сети материалов происходит бесплатно, поэтому никакого нарушения авторских прав нет. Еще и приплатить должен автор пользователю. Но ведь именно автор не получит ту прибыль, на которую он рассчитывал при продаже произведения через торговую сеть, ведь многие уже скачали произведение из Интернета. Как правило, у большинства владельцев авторских прав, зачастую возникают трудности, связанные с обоснованием правовой позиции в суде и сбором доказательств.

Согласно гражданско-процессуальному законодательству России, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые ссылается в споре, поэтому важной задачей правообладателя является сбор доказательств факта нарушения его прав в Интернете. Специфика нарушений авторского права в онлайне, заключается в возможности нарушителя нажатием нескольких клавиш устранить все свидетельства о том, что несанкционированное использование произведения имело место.

Вторая проблема. Присвоение авторства на размещенные в Интернете произведения, то есть плагиат. Многие интернет-магазины - с удовольствием используют фотографии и описания товаров, "позаимствованные" у конкурентов. Нельзя думать, что этот контент - "ничей", кто-то же все это написал, сфотографировал. Автор есть в любом случае. В последние годы "пиратство" приобрело массовый характер. Электронные документы копируются, часто модифицируются без согласия автора, иногда их выдают за собственное творчество. Сергеев А.П. Интернет и право. - М., 2008. - С.55 В связи с этим надо сказать, что отсутствие на сайте информации об авторе (авторах) произведения не освобождает от ответственности за несанкционированное использование этих произведений, а также за плагиат.

В суде крайне сложно доказать обстоятельства, имеющие значение для объективного рассмотрения дела, поэтому сегодня одна из важнейших проблем - проблема доказательства самого факта нарушения авторских прав в Интернете. Согласно ст. 103 Основ законодательства о нотариате, действия нотариуса сводятся лишь к работе с вещественными доказательствами и носят состоявшийся характер. Несмотря на это, можно взять за основу соответствующую норму Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации и руководствоваться общими принципами обеспечения доказательств. В таком случае перечень средств доказывания не закрыт, в их числе указываются иные документы и материалы, содержащие сведения о значимых для дела обстоятельствах, зафиксированные в письменной или иной форме.

Так по данным BSA (Business Software Alliance - Ассоциация производителей программного обеспечения) даже в такой стране как США, где уровень защиты авторских прав самый высокий в мире, до 40% использования лицензионного программного обеспечения применяется с нарушением авторских прав. В Российской Федерации данный показатель доходит до 95% Семилетов С. И. Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета // Проблемы информатизации. - №3. - М., 2000. - С. 52-59. Действующее законодательство содержит подробную регламентацию видов, форм, средств, способов защиты авторских прав, но не все они реализуются на практике. Причин этого - множество: низкий уровень правопорядка в стране, неосведомленность авторов о своих правах, отсутствие квалифицированных специалистов, способных оказать авторам правовую помощь, и т. д. Гражданское право: Учеб./Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М., 2004. - С.209 ГКРФ определяет, что нарушителем авторских прав является физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований ГКРФ. Нарушение прав может произойти как в рамках авторского договора, так и вне рамок договорных отношений. При внедоговорном нарушении, а также тогда, когда в договоре не указаны санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены законодательством.

§2.2 Способы защиты авторских прав в сети Интернет

Защита - слишком громкое слово, чтобы оно могло оправдать себя в Интернете. Если относиться к Глобальной Сети как к своеобразному информационному полю битвы, то для того, чтобы не быть уничтоженным, надо применять соответствующие меры. Самое страшное для произведений сайта информационной направленности - это непосещаемость, то есть отсутствие визитов на сайт (после чего следует падение в рейтинге, которое, как правило, заканчивается закрытием сайта).

Автор или правообладатель, заинтересованные в защите своих авторских прав, должны предпринимать ряд защитных мер по охране своего произведения. Так, правообладатель для оповещения своих прав может использовать знак охраны авторского права (знак копирайта), состоящий из трех информативных элементов: знака ©, наименования (имени) правообладателя, года первого выпуска. Но такой знак несет чисто декларативную функцию. Обратим внимание, что современные информационные технологии, применяемые в Интернете позволяют использовать знак копирайта в ином качестве. А именно, реализовать возможность наложить на него реальные защитные и информативные функции на основе легальной процедуры электронного документирования с использованием технологии электронно-цифровой подписи, обеспечивающей юридическую силу электронным документам. Это обеспечит высокую степень аутентификации и идентификации таких документов. Для защитных функций трех элементов знака копирайта явно недостаточно. Слово «копирайт» происходит от слияния английского глагола to copy (копировать) со словом right (право). Для русских людей копирайт является правом, регулирующим отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки, искусства; авторское право охраняется как в уголовном, так и в гражданском порядке. Значок копирайта (с) закрепляет наименование обладателя авторского права и год публикации произведение, статьи, заметки и т.д. Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. - М., 2008. - С. 89

Обычно знак копирайта ставится под опубликованным материалом рядом с фамилией автора. Он предупреждает о том, что данный текст защищённый авторским правом, не может быть использован или перепечатан без согласования с автором, хостером, редакцией, вебмастером либо иным человеком или организацией, имеющей отношение к той или публикации. Но что мешает плагиатчику избавиться от значка копирайта в процессе редактирования текста? Ничего. Однако если обнаружится абсолютный аналог «защищённого» текста, то разбирательство будет явно не в пользу плагиатчика. Для того, чтобы не возникало неприятных для обеих сторон ситуаций, по закону необходимо заключать авторский договор. Официальная формулировка понятия «авторский договор» выглядит следующим образом: это договор между автором (или его наследниками) и издательством, театром, киностудией и т. п. об использовании произведения литературы, науки или искусства (издательский, постановочный, сценарный и др. авторский договор). В российском праве условия авторского договора определяются гражданским законодательством.

Но его содержание должно отражать ряд обязательных информационных реквизитов и объективно фиксировать юридические действия автора. В состав этих реквизитов, должны входить:

1. полное имя автора, (при наличии) имя или наименование правообладателя (его ИНН);

2. вид произведения (объект авторского права);

3. название произведения;

4. страна происхождения;

5. дата создания или опубликования произведения;

6. источник опубликования;

7. адрес электронной почты (E-mail) автора и/или правообладателя;

8. реферат произведения;

9.примечание (пожелание) автора, правообладателя;

10. дата размещения произведения на веб-сайте сети "Интернет";

11. IP адрес домена хост-сервера Интернет, на которое отправлено для размещения и размещено авторское произведение;

12. уникальный номер компьютера, с которого запущена процедура установки знака копирайта и электронно-цифровой подписи;

13. открытый ключ автора (открытый ключ - открытая последовательность символов, предназначенная для аутентификации электронно-цифровой подписи и находящиеся в свободном доступе в Удостоверяющем центре.);

14. запись "Документ подписан лично (ФИО владельца закрытого ключа - последовательности символов, предназначенная для выработки электронно-цифровой подписи и известная только исключительно правомочному лицу.), дата подписания документа, наименование и № версии программного обеспечения примененной легальной процедуры подписания документа электронно-цифровой подписи". Арнольд П. Луцкер. Авторское право. - М.,2008. - 225

Юридические действия автора должны быть следующими: автор или правообладатель лично и самостоятельно запускает процедуру установки знака копирайта, заполняет формы реквизитов копирайта, подписывает авторский электронный документ электронно-цифровой подписью и желательно, чтобы он лично отправлял для размещения электронные авторские документы на хост-сервер Интернета. Желательно, чтобы программное обеспечение по процедуре подписания документа электронно-цифровой подписью имело вложенную процедуру установки копирайта и возможность отправки авторского электронного документа на вэб-сайт лично автором или правообладателем с записью контрольной копии авторского электронного документа в компьютере автора. При этом реквизиты 1 - 5 и 12 - 14 должны быть обязательно заполнены, а реквизиты 10 - 14 должны заполняться программой автоматически и без участия подписывающего лица. Такой авторский электронный документ можно многократно копировать, причем любая копия имеет юридическую силу. Но если кто-либо внесет в такой документ какое-либо даже несущественное изменение (например в виде новой точки или пробела), то данная конкретная копия электронного документа мгновенно потеряет свою юридическую силу. Процедура использования электронно-цифровой подписи позволяет увязать содержание документа с его реквизитами в единый электронный документ и подтвердить его юридическую силу. Причем степень защищенности электронного документа много выше традиционного бумажного документа. В традиционном документе такой связывающей основой является материальная сущность бумажного носителя, на котором записаны или отпечатаны содержание документа и его реквизиты.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты