Рефераты

Защита потребителей

p align="left">восстановление положения, существовавшего да нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения,

признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки,

признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления,

самозащита права,

присуждение к исполнению обязанности в натуре,

возмещение убытков,

взыскание неустойки,

компенсация морального вреда,

прекращение или изменение правоотношения,

неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону,

иные способы, предусмотренные законом.

Наиболее часто в Законе упоминается такой вид ответственности, как возмещение убытков. (ст. 15 ГК). Убытки потребителю возмещаются в полной сумме и взыскиваются независимо от взыскания неустойки и сверх нее Постановление Пленума Верховного Суда от 29 сентября 1994 г. № 7,

ст. 330 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г., часть 1.

По общему правилу гражданская ответственность наступает при наличии вины лица, не исполнившего обязательство либо исполнившего его ненадлежащим образом. В

гражданском законодательстве действует презумпция виновности должника, когда обязанность доказывать отсутствие вины лежит именно на должнике. Поэтому потребителю достаточно доказать факт приобретения товара, работы, услуги у конкретного лица Постановление Пленума Верховного Суда от 29 сентября 1994 г. № 7.

Наиболее общий случай установления ответственности без вины предусмотрен п. 3 ст. 401 ГК РФ, в соответствии с которой лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если иное не предусмотрено законом или договором. Такое исключение предусмотрено, например, ст. 15 Закона, регламентирующей ответственность за причинение морального вреда потребителю. Предприниматель может быть освобожден от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что это произошло вследствие неодолимой силы, а также иным основаниям, предусмотренным законом. Согласно ст. 401 ГК РФ под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (землетрясение, наводнение, иные природные стихийные бедствия, а также общественные явления - войны, забастовки, эпидемии и т.п.). К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

3.2. Ответственность по административному законодательству

В новой редакции Закона изъята норма об административной ответственности работников продавца, изготовителя, исполнителя, поскольку она регулируется Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (далее - КОАП), введенном в действие с 1 января 1985 г. В части ответственности, касающейся прав потребителей, в КОАП Законом РФ от 1 июля 1993 г., Законом от 19 мая 1995 г. и Федеральным законом от 26 июля 1996 г. внесены изменения и дополнения.

Ст. 146 КОАП предусмотрена ответственность за нарушение правил торговли. Правила торговли по смыслу данной статьи являются нормативно-правовыми и должны иметь публично-правовой характер. Правила могут содержаться в признанных РФ международных актах, законах, иных федеральных нормативных правовых актах, а также нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Ответственность за нарушение правил торговли наступает только в том случае, если они содержатся в нормативных правовых актах, надлежащим образом зарегистрированных, либо отвечающих иным требованиям, обязательным для вступления этих актов в силу.

Объективная сторона этого правонарушения включает в себя действия, состоящие в нарушении публично-правовых правил реализации товаров, или бездействие, состоящее в несовершении действий, которые субъект обязан выполнить в соответствии с установленными правилами. Правонарушение является оконченным в момент нарушения правил.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом: лицо знает, что оно нарушает правила, и желает совершать действия либо допускает бездействие в нарушение правил.

Субъекты правонарушения - физические лица, на которых правовыми актами либо учредительными документами данного хозяйствующего субъекта возложены обязанности по реализации товара.

КОАП предусмотрена ответственность за продажу товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил. (ст. 1464). Правонарушения, предусмотренные данной статьей, посягают на права потребителей и интересы государства в сфере торговли.

Основным нормативным актом, устанавливающим правовые основы стандартизации в РФ, является Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. К нормативным документам по стандартизации относятся: государственные, международные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы, стандарты отраслей, предприятий. Соответствие продукции установленным требованиям осуществляется путем сертификации, правовые основы которой установлены Законом РФ «О сертификации» от 10 июня 1993 г., с изменениями от 27 декабря 1995 г. документом, подтверждающим соответствие продукции установленным требованиям, является сертификат соответствия.

Объективную сторону данного правонарушения составляет продажа товаров, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий по качеству, комплектности и упаковке.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи, является работники предприятий торговли независимо от форм собственности, а равно иных предприятий, осуществляющих реализацию товаров населению, а также граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей. Частью 2 специальный субъект правонарушения не определен. Таким образом, ответственность по части 2 может нести любое лицо, виновное в торговле с нарушением правил.

Отграничение административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, от ст. 238 УК РФ, предусматривающая ответственность за производство, хранение, перевозку, сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности, связано с наступление общественно-опасных последствий.

Ст. 1465 КОАП введена Законом РФ от 1 июля 1993 г. и предусматривает административную ответственность за продажу товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце.

С объективной стороны предусмотренные этой статьей действия нарушают порядок и правила торговли, создают условия для обмана потребителей. Данное правонарушение посягает на такое право потребителей, как право на получение информации об изготовителе и товаре.

Субъектами правонарушения являются руководитель и продавец торгового предприятия, т.е. физическое лицо, осуществляющее соответствующую функцию, а также гражданин, выступающий в качестве индивидуального предпринимателя. Действия,

предусмотренные данной статьей, могут совершатся как с прямым умыслом, так и по неосторожности.

Ст. 1503 в области защиты прав потребителей устанавливает ответственность за обман потребителя относительно потребительских свойств и качества товара при реализации их в предприятиях розничной торговли, общественного питания или оказывающих услуги населению, а также индивидуальными предпринимателями.

Объектом данного правонарушения являются интересы потребителей. Противоправные действия рассматриваемого состава могут проявляться в различных формах: обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров. Перечень способов обмана не является исчерпывающим.

Данное правонарушение признается оконченным с момента совершения обманных действий в отношении потребителей. Ответственность по данной статье не наступает в случае, если в действиях виновного содержатся признаки иного правонарушения, например, нарушение привал торговли. Обязательным признаком объективной стороны правонарушения является небольшой размер ущерба, причиненного потребителю. В соответствии с примечанием к ст. 1503 КОАП обманом потребителей в небольшом размере признается обман, причинивший потребителю ущерб в сумме, не превышающей одной десятой части минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ). Если обман причинил ущерб, превышающий указанный предел, ответственность виновного лица наступает по ст. 200 Уголовного кодекса РФ.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины. Субъектом могут быть граждане, достигшие 16 лет, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере торговли или услуг. Обман, совершенный лицами, не находящимися в трудовых отношениях с предприятиями торговли, но обслуживающими покупателей и заказчиков по договоренности с администрацией, также влечет ответственность по данной статье.

Рассмотренные правонарушения, в основном, касались проступков, связанных с нарушением различных аспектов качества товаров при их реализации в розничной торговле. В отличие от этого ст. 170 КОАП устанавливает ответственность за нарушение требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Перечень обязательных требований государственных стандартов дан в Законе РФ «О стандартизации продукции и услуг». Это требования по обеспечению безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и маркировки и т. д П. 2 ст. 7 Закона РФ «О стандартизации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г..

Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 170, могут быть должностные лица или индивидуальные предприниматели, за исключением лиц, нарушающих необязательные требования стандартов к качеству товаров при их продаже (ст. 1464 КОАП). Понятие должностного лица дано в Уголовном кодексе 1997 г.. Должностным признается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

Правонарушение может быть совершено как умышлено, так и по неосторожности.

Частью 2 ст. 170 предусмотрены еще несколько составов правонарушений. Первый - нарушение должностными лицами или индивидуальными предпринимателями правил обязательной сертификации, т.е. реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована. Объективная сторона проступка состоит в реализации продукции, которая фактически не соответствует тем обязательным требованиям государственных стандартов, на которые была проведена сертификация. Правонарушение считается оконченным с момента реализации такой продукции. Оно может быть совершено в результате умышленных действий, когда лицо сознает, что реализует продукцию, не соответствующую выданному сертификату, либо по неосторожности, когда виновное лицо могло и должно было знать о реализации такой продукции, хотя фактически не знало об этом достоверно.

Второе правонарушение - реализация продукции без сертификата соответствия или без знака соответствия. Субъекты, субъективная сторона аналогичны элементам первого правонарушения. Различие заключается в объективной стороне: по второму правонарушению фактическое качество продукции значения не имеет. Правонарушением является сам факт реализации продукции, подлежащей обязательной сертификации, без сертификата соответствия или без знака соответствия.

Третье правонарушение предусматривает ответственность за неполноту информации о продукции: реализация без указания в сопроводительной документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым она должна соответствовать. Объективная сторона состоит в реализации продукции без указанной информации.

Четвертое правонарушение - недоведение до потребителя сведений о проведении обязательной сертификации продукции и обозначения государственного стандарта, обязательным требованиям которого должна соответствовать продукция. Объективная сторона состоит в факте недоведения указанной информации до потребителя, независимо от ее наличия или отсутствия, а также от реализации продукции.

Пятое правонарушение связано с самим процессом проведения обязательной сертификации: предоставление должностным лицом недостоверных результатов испытаний продукции или необоснованная выдача сертификата соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.

Часть 3 ст. 170 предусматривает нарушения правил проверки средств измерений, аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле. Субъектами являются должностные лица, ответственные за выполнение указанных обязанностей.

Второе правонарушение, предусмотренное ч. 3, предусматривает ответственность за нарушение правил и норм, регулирующих выпуск, продажу, прокат средств измерения, типы которых не утверждены. Здесь субъектами будут должностные лица соответствующих организаций и предприятий, осуществляющих указанные функции.

Третье правонарушение - применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение непроверенных средств измерений. Данный состав относится к должностным лицам предприятий и организаций; к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю с применением указанных средств; к должностным лицам организаций, ответственных за состояние выпуска и продажи, а ровно и проката средств измерения.

Часть 4 ст. 170 предусматривает взыскание, применяемое к должностным лицам и индивидуальным предпринимателям, за неисполнение предписаний инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.

Часть 5 ст. 170 предусматривает ответственность за проведение работ по обязательной сертификации, по изготовлению, ремонту, продаже, прокату средств измерения, по маркировке продукции знаком соответствия обязательной сертификации без лицензии.

Ст. 1467 устанавливает ответственность за продажу подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов. Данное административное правонарушение посягает на общественные отношения в области торговли и финансов, на установленный порядок уплаты подакцизных платежей и порядок продажи товаров. Акцизы - косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции).

Акцизами облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного, спирта-сырца и спирта денатурированного), спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной), алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов), пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию Российской Федерации, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации), а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации (далее - подакцизные товары) Ст. 1 Федерального закона РФ «Об акцизах» от 7 марта 1996 г..

Объективная сторона данного деяния состоит в продаже и (или) организации продажи товаров, подлежащих маркировке марками установленных образцов, без соответствующей маркировки. Деяние всегда совершается умышленно.

Часть 1 данной статьи устанавливает ответственность граждан и индивидуальных предпринимателей. За совершение действий, предусмотренных частью 2,ответственность несут руководители или должностные лица предприятий , осуществляющих продажу подакцизных товаров.

Ст. 1562 предусматривает ответственность за необеспечение маркировки марками установленных образцов при продаже подакцизных товаров. Объект данного правонарушения - общественные отношения в области торговли и финансов.

Ответственными за маркировку подакцизных товаров являются предприятия - изготовители и импортеры таких товаров.

Объективная сторона заключается в действиях, выраженных в нарушении установленных правил и норм, регулирующих порядок маркировки подакцизных товаров марками установленных образцов.

Непосредственным субъектом за необеспечение маркировки являются руководители или должностные лица предприятий, которые обязаны осуществлять маркировку табачных изделий и алкогольной продукции при производстве товаров на территории РФ в соответствии с установленным порядком. Основанием для возникновения ответственности является виновное умышленное нарушение указанными лицами действующих нормативных актов, регулирующих вопросы маркировки подакцизных товаров.

Субъективная сторона состоит в прямом умысле; действия совершаются с целью сокрытия доходов.

3.3. Уголовно-наказуемые деяния в сфере потребительского права

Уголовным кодексом РФ, введенным в действия с 1 января 1997 г., (далее - УК) предусмотрена ответственность за нарушение прав потребителей, связанных с качеством товара и его безопасностью (ст. 200 и 238 УК).

Диспозиция ст. 200 УК практически совпадает со ст. 1503 КОАП. Отграничение административной ответственности от уголовной проходит по последствиям, а именно - по размеру ущерба, причиненного потребителю.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 200 УК, являются общественные отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами товаров, работ, услуг. С объективной стороны данное преступление состоит в обмеривании, обвешивании, обсчете, введении в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара или ином обмане потребителя. Диспозиция этой статьи содержит примерный перечень способов обмана. Обязательным признаком объективной стороны является совершение обмана потребителей в значительном размере, под которым, в соответствии с примечанием к ст. 200 УК, понимается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть МРОТ.

Местом совершения преступления признаются предприятия торговли, общественного питания, бытового, коммунального и иного обслуживания независимо от форм собственности, любое иное место торговли или оказания услуг. Оконченным преступление считается с момента совершения любого из предусмотренного диспозицией деяния.

Субъективная сторона выражена прямым умыслом. Субъект преступления специальный: работники организаций, реализующих товар или оказывающих услуги, либо индивидуальные предприниматели.

Ч. 2 ст. 200 УК предусматривает ответственность за обман потребителей, совершенный:

лицом, ранее судимым за обман потребителей. Таковым считается лицо, ранее осуждавшееся за преступление, предусмотренное ст. 200 УК, если судимость не снята или не погашена в соответствии со ст. 86 УК РФ,

группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Обман потребителей признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если он был осуществлен двумя и более лицами, заранее договорившимися о совместном его

совершении. Организованной, в соответствии с ч. 3 ст. 35 УК, признается устойчивая

группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких

преступлений,

в крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 200 УК крупным размером признается ущерб в сумме не менее одного МРОТ.

В марте 2001 г. в одном из кафе сотрудниками управления внутренних дел

г. Коломны была произведена контрольная закупка. Стоимость заказа составила

115 руб. Однако предъявленный работником кафе счет составил более 200 руб.

Составив протокол о нарушении прав потребителей, следователь передал дело в

прокуратуру. Последняя, в свою очередь, передала дело на рассмотрение суда,

квалифицировав действия администрации кафе по ч. 2 ст. 200 УК «обман

потребителей в крупном размере». Дело находится на рассмотрении суда,

решение по нему пока не вынесено.

Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в статью 238 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. в ст. 238 УК внесены изменения и дополнения, а именно:

изменено наименование статьи. Если раньше она называлась «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности», то теперь она называется «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»,

в соответствии с новым наименованием изменена редакция ч. 1,

исключено требование наступления последствия в виде неосторожного причинения вреда здоровью человека, как необходимого условия наступления ответственности,

ч. 2 дополнена двумя пунктами,

вместо квалифицирующего обстоятельства в виде причинения по неосторожности вреда здоровью двух и более лиц предусмотрено последствие в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью либо смерти человека,

в ч. 2 исключен п. «в», содержащий выше представленную формулировку,

в санкции ч. 2 максимальный срок лишения свободы увеличен с 5 до 6 лет, а также предусмотрена конфискация имущества Федеральный закон РФ от 9 июля 1999 г.

Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 238 УК, является здоровье населения, в качестве дополнительного объекта выступает право потребителя на безопасность товаров, факультативного - имущественное право потребителя, установленный законом порядок сертификации продукции, здоровье и жизнь потребителей. Предметом преступления выступают товары, работы, услуги, не отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.

Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в производстве, хранении, перевозке, сбыте товаров, не отвечающих требованиям безопасности. Причем ответственность за хранение и перевозку наступает только в случае, если они осуществлялись в целях сбыта.

Состав данного преступления является материальным. Уголовная ответственность наступает в случае наступления преступных последствий.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. Неосторожность, в соответствии со ст. 26 УК, как форма вины состоит в совершении деяния по легкомыслию или небрежности. Сами действия совершаются умышленно, однако отношение к последствиям должно быть неосторожным, поскольку на это прямо указывается в ст. 238 УК. Субъект данного преступления является специальным.

Квалифицирующий состав ст. 238 УК включает 4 признака:

действия совершены в отношении товаров, работ, услуг, предназначенных для детей в возрасте до 6 лет,

совершение деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,

совершение деяний неоднократно. Понятие неоднократности дано в ст. 16 УК. Неоднократность - совершение двух и более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи УК.

действия повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. Согласно ст. 111 УК, под тяжким вредом здоровью понимается такое повреждение, которое в момент причинения является опасным для жизни или повлекло утрату ряда функций организма или органов и другие тяжкие последствия.

Ч. 3 ст. 238 УК устанавливает ответственность за действия, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.

4. Права потребителей как институт международного права

4.1. Международные принципы защиты интересов потребителей

Во многих странах сравнительно давно действуют законы, направленные на защиту прав потребителей. Проблема защиты потребителя приобрела международное значение, и 9 апреля 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты «Руководящие принципы для защиты прав потребителей» (далее - Принципы) в качестве основы для разработки правительствами политики в этой области.

Часто потребители находятся в неравном положении сточки зрения экономических условий, уровня образования. В связи с этим Принципы преследуют следующие цели:

1. содействие странам в установлении и обеспечении защиты потребителей,

2. способствование созданию независимых групп потребителей,

3. расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей

и другие (ст. 1 Принципов).

Принципы закрепляют следующие права потребителей:

право на безопасность;

право на информацию;

право на качество;

право на потребительское образование;

право на выбор;

право на удовлетворение своих потребностей;

право быть услышанным;

право на возмещение ущерба Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. № 39/248 «Руководящие

принципы для защиты интересов потребителей».

Все эти права являются основными и нашли свое отражение и в российском законодательстве.

Право потребителей на безопасность означает, что товар, работа, услуга, при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, безопасен для окружающей среды и не причинять вреда

имуществу потребителя.

Государства устанавливают обязательные требования, которым должны соответствовать товары, реализуемые потребителям. Эти требования содержаться в различных нормах и подлежат обязательному соблюдению. Контроль за соблюдением этих стандартов возлагается, в основном, на государственные органы.

Лица, ответственные за выход товаров на рынок, должны следить, чтобы эти товары в период нахождения у них не стали опасными из-за неправильного обращения или хранения. Изготовитель обязан приостановить производство товара, если будет установлено, что при соблюдении потребителями правил эксплуатации эти товары причиняют или могут причинить вред потребителю. Если после выхода товара на рынок возникает опасность, изготовители, продавцы обязаны сообщить об этом в соответствующие органы. Продавцы обязаны проинструктировать потребителей о правильном использовании товара (п. 9-12 Принципов).

С правом потребителя на безопасность товара тесно связано право на возмещение вреда. Правительства государств, подписавших Принципы, должны разрабатывать правовые и/или административные меры, позволяющие потребителям получить компенсацию (п. 28 Принципов).

Одним из основных критериев потребительского выбора является информация. Только на основе достоверной и полной информации человек может товар, обладающий необходимыми ему свойствами. С правом на информацию связано право на потребительское образование и право на выбор, поскольку информация - критерий правильного выбора.

Правительства разрабатывают программы просвещения и информирования потребителей. Просвещение потребителей должно быть неотъемлемой частью основной программы обучения в системе образования. Эти программы включают следующие аспекты защиты интересов потребителей:

здоровье, питание, предупреждение заболеваний, вызываемых пищевыми продуктами, и фальсификация продуктов питания,

опасности, связанные с товарами,

маркировка товаров,

соответствующее законодательство о правах потребителя,

информация о единицах мер и весов, ценах, качестве, условиях кредита и наличии товаров первой необходимости,

при необходимости, загрязнение и окружающая среда (п. 33 Принципов).

4.2. Законодательство стран - участников СНГ

Образование СНГ и принятие его членами актов о суверенитете способствовало развитию в этих странах собственного законодательства о правах потребителя. Первые законы в этой области были приняты в 1991г. в Украине и Казахстане, последний - в марте 1996 г. в Грузии. В РФ Закон «О защите прав потребителей» был принят 1 января 1992 г. и действует на данный момент в редакции Федерального закона 1999 г.

Анализируя законодательство стран СНГ, можно отметить различия в подходах к регулированию данного вопроса:

1. Различия законов состоит в разной степени детализации механизмов реализации закона. Закон РФ подробно регламентирует все этапы реализации каждого из закрепленных в нем прав и не требует принятия дополнительных актов. А, например, закон Молдовы содержит значительное количество отсылочных норм.

2. Следующее различие связано с тем, что большинство стран СНГ предпочли возложить функции по защите прав потребителя на уже действующие структуры. Лишь в Белоруссии были созданы специальные государственные органы для защиты интересов потребителей, а позднее в законе Украины появились нормы, регламентирующие создание и правовые основы деятельности специального государственного комитета по защите прав потребителей. Закон РФ же предусматривает двухуровневую систему защиты потребителей: федеральные органы и специальные органы при местной администрации.

В тех странах, где нет специального законодательства о защите прав потребителей, регулирование по-прежнему осуществляется общими нормами гражданского права. Ситуация осложняется еще и тем, что в большинстве этих стран действуют гражданские кодексы, принятые в 60-ые годы: они не содержат каких-либо положений, учитывающих специфику отношений с участием потребителей.

В каждом из законов стран СНГ есть как положительные, так и отрицательные стороны. Некоторые из этих законов отличаются излишней декларативностью, другие - чрезмерной детализацией.

За годы становления в странах СНГ потребительского законодательства к потребителю привыкли относится как к непрофессионалу во всем: в выборе товаров, приобретении услуг, защите своих интересов и стали требовать от законодателя установления жестких рамок деятельности для сферы торговли и услуг. Именно поэтому

законодательство стран - участников СНГ одно из самых жестких в мире.

Для стран, где рыночные отношения только начинают складываться, это оправдано. На этом этапе самым важным для них является насыщение рынка товарами. Главная задача предпринимателей в это время - накопление капитала. Культура рыночных отношений отсутствует. И то, что в странах с давними традициями рынка регулируется на уровне менталитета, здесь - при формировании рыночных отношений - требует законодательного закрепления. Жесткое потребительское законодательство является в этот период барьером для проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров.

Сегодня в ряде стран СНГ рынок уже насыщен товарами - начался другой этап. Одной из главных задач для многих фирм стало привлечение постоянных потребителей и, следовательно, создание прочной репутации. У предпринимателя появились возможности привлекать потребителя не только и не столько ценами, сколько дополнительными услугами (по доставке, обслуживанию, гарантиям и т.п.). Что касается потребителей, то они, пережив первый шок от вхождения в рынок, стали более осторожными в выборе товаров и одновременно более осведомленными в том, что связано с защитой их интересов.

На этом этапе жесткая законодательная регламентация поведения предпринимателя становится тормозом для развития нормальных рыночных отношений. Все больше норм из разряда императивных, то есть не дающих сторонам права выбора, стало переходить в сферу договорных отношений. И это требует некоторого смягчения законодательства. Именно такое ослабление вмешательства государства во взаимоотношения между потребителями и предпринимателями и произошло в 1996 г. при принятии Закона РФ «О защите прав потребителей» Закон РФ «О защите прав потребителей». Практический комментарий..

Кроме внутреннего законодательства страны - участники СНГ подписывают и соглашения между правительствами.

Например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области защиты прав потребителей от 23 мая 1994 г. (далее - Соглашение), в соответствии с которым РФ и Украина должны координировать свою политику в целях:

формирования сфер производства и распределения, отвечающих потребностям и запросам потребителей,

поощрения высокого уровня этических норм предпринимательского поведения,

взаимодействия в борьбе с недобросовестной деловой практикой предприятий - изготовителей,

содействия созданию национальных общественных объединений потребителей,

расширения межгосударственного сотрудничества в области защиты прав потребителей (ст. 1 Соглашения).

Основными направлениями деятельности сторон Соглашения являются:

реализация законодательства о защите прав потребителей в пределах компетенции государственных органов,

проведение различных исследований по проблемам защиты прав потребителей,

участие в международных организациях, соглашениях в данной области,

применение обязательных норм безопасности и качества товаров, работ, услуг,

проведение политики, направленной на эффективное производство и реализацию товаров и поощрение снижения цен,

содействие и осуществление мер по развитию общественного движения потребителей,

осуществление программ информирования и просвещения потребителей Ст.3 Соглашения между Правительством Российский Федерации и Правительством

Украины о сотрудничестве в области защиты прав потребителей от 23 мая 1994 г.

.

Направления деятельности не являются исчерпывающими и могут быть дополнены.

Кроме того, участники Соглашения осуществляют обмен информацией о формировании законодательной базы по защите прав потребителей, научной информацией, мониторинг, разрабатывают общие программы усиления защиты прав потребителей.

5. Недостатки законодательства о защите прав потребителей

Проанализировав Закон можно сделать вывод, что наряду с положительными моментами, в Законе присутствуют определенные недостатки, которые проявляются при ближайшем рассмотрении.

В первую очередь следует обратить внимание на статьи, содержащие нормы об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. ст. 12, 13, 23 и др. Закона). Например, при продаже товаров с недостатками потребитель, в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона, предъявить требования к продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним. На практике такие иски никогда не предъявляются к владельцам магазинов. Поэтому они не несут никакой ответственности. Это представляется не совсем правильным, поскольку зачастую продавец вынужден продавать товар ненадлежащего качества, так как на него оказывает давление администрация магазина.. Тем не менее, не предлагается исключить ответственность продавца; в дополнение к ней следует ввести и ответственность владельца магазина.

Еще одно положение, которое, по моему мнению, в какой-то степени смягчает ответственность продавцов (исполнителей, изготовителей), - это норма п. 6 ст. 13 Закона, устанавливающая право суда взыскать с продавца (исполнителя, изготовителя) штраф за нарушение прав потребителей. Следовало бы установить не право, а обязанность суда взыскивать такие штрафы с нарушителей. Это же предложение касается и права федерального антимонопольного органа налагать штраф на изготовителя (продавца, исполнителя) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушения прав потребителей (ст. 43 Закона).

Следующее предложение касается общественных объединений потребителей. Поскольку общественные объединения - это некоммерческие организации, они не преследуют цель

извлечения прибыли. В соответствии со ст. 31 Закона «Об общественных объединениях» имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; других не запрещенных законом поступлений. В связи с этим представляется целесообразным обязать организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли и бытового и иного обслуживания населения, перечислять некоторый процент от совокупного дохода организации в пользу потребительской организации, находящейся по месту государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Ст. 46 Закона содержит новую для российского законодательства норму о защите интересов неопределенного круга потребителей. Норма представляется несколько недоработанной, поскольку неясно, какое число потребителей можно считать неопределенным кругом потребителей и какие действия продавцов (изготовителей, исполнителей) являются противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. И, по моему мнению, вполне обоснованно будет включение в данную статью положения о взыскании судами штрафов в случае совершения противоправного действия в пользу соответствующего бюджета, а если в деле участвует общественная организация потребителей, - 50 % штрафа должно взыскиваться в пользу этой организации.

Заключение

Правовое регулирование отношений граждан- потребителей товаров и услуг с организациями, осуществляющими деятельность в сфере торговли, бытового и иного обслуживания, регулируется не только Законом РФ «О защите прав потребителей», но и принятыми в соответствии с ним иными законодательными актами Правительства РФ, а также другими законами, содержащими нормы потребительского законодательства. Нормы потребительского право содержаться не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства (к уголовной, административной и другим отраслям). Однако основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется Законом РФ «О защите прав потребителей».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты