Рефераты

"Зеленые", как субъект мировой политики

а тридцать последующих лет стало очевидно, что ДДТ не является ни канцерогеном для человека, ни мутагеном для животных, не приводит к сокращению популяций птиц, что до остальных случаев ущерба окружающей среде, то они были исключительно локальными и объяснялись сильной передозировкой. Ближайший аналог ДДТ - малатион стоит в два раза дороже и требует в два раза более частого применения. Дельтаметрин, еще один инсектицид - в три раза дороже, а высокоэффективный пропоксур, почитаемый как замена ДДТ - в двадцать три раза. Для бедных стран со скромными бюджетами такие цены оказываются просто недоступными.

Несмотря на все это, в 1995 году Программа по защите окружающей среды ООН (United Nations Environment Programme) предложила внести ДДТ в список 12 всемирно запрещенных препаратов-загрязнителей, правда, под нажимом ВОЗ к 2000 году от этой идеи пришлось отказаться.

С запрещения ДДТ в 1972 году по сути началось восхождение энвайронменталистов во власть в США. Именно в этот момент на Агентство по защите окружающей среды, основанное за два года до этого, стали смотреть как на организацию с большими возможностями.

Об озоновой дыре впервые заговорили в 1957 году, во время международного геофизического года, когда английские ученые провели измерения количество озона над Антарктикой и обнаружили значительные колебания толщины озонового слоя. Действительно, в конце полярной зимы и в начале полярной весны количество озона сокращается на десяток, два десятка, а то, бывает, и три десятка процентов, но потом, по мере наступления полярного лета, количество озона увеличивается и снова выходит на прежнюю норму. То есть происходит колебательный процесс. Сейчас известно, что в течение двух месяцев наблюдается утончение слоя, и в эти месяцы возрастает количество ультрафиолетового света, вредного для всего живого, потому что этот свет уничтожает бактериальную форму существования. Применительно к человеку, считается, что утончение озонового слоя приводит увеличению заболеваемостью меланомой и другими формами рака кожи.

В разрушении озонового слоя были обвинены так называемые "фреоны", химические вещества, используемые в качестве хладогенов в холодильниках, вспенивающих агентах, а также при производстве аэрозольных баллончиков. Доминирующая на сегодняшний день научная теория гласит, что в результате процессов атмосферной конвекции они поднимаются в верхние слои атмосферы, скапливаются над полюсами, где и вступают в химическую реакцию с озоном, тем самым разрушая его. В результате, большинство стран мира приняло решение на государственном уровне отказаться от производства фреонов. 23 января 1978 года Швеция стала первой страной, запретившей аэрозольные баллончики из-за якобы исходившей от них угрозы. 16 сентября 1987 года был подписан так называемый "Монреальский протокол" (вступил в силу в январе 1989 года), страны-участники которого, в том числе и СССР, обязались постепенно отказаться от производства и использования фреонов. На сегодняшний день к этому протоколу присоединились 183 страны. К 1996 году все развитые страны прекратили использование фреонов.

Как уже отмечалось ранее, любые меры, принятые на межгосударственном уровне, содержащие негативные эффекты для отдельных стран будут оставаться предметом серьезных разногласий. Всегда будут сохраняться споры о том, является ли научное понимание проблемы достаточным для принятия столько жестких превентивных мер. В этой связи стоит заметить, что подписание Монреальского протокола столь большим числом стран связано с тем, что считалось, что фреоны можно заменить с относительно небольшими издержками для экономики.

Опасения по поводу "глобального потепления" впервые возникли в конце 70-х годов прошлого века, когда стало очевидно, что национальная энергетическая политика администрации Картера не приносит нации никакой пользы.

По словам ученых, причина глобального потепления - так называемый "парниковый эффект": Земля получает энергию от Солнца, в основном, в видимой части спектра, а сама излучает в космическое пространство, главным образом, инфракрасные лучи. Однако многие содержащиеся в ее атмосфере газы - водяной пар, двуокись углерода (СО2), метан, закись азота и т. д. - прозрачны для видимых лучей, но активно поглощают инфракрасные, удерживая тем самым в атмосфере часть тепла. Парниковый эффект является естественным и необходимым для жизни на Земле. Однако, в последние десятилетия содержание "парниковых газов" в атмосфере очень сильно выросло: СО2 - более чем на треть, метана - в 2,5 раза. Появились и новые, ранее просто не существовавшие вещества с "парниковым" спектром поглощения - прежде всего фторуглеводороды. Причина быстрого роста количества парниковых газов очевидна, - человечество сейчас сжигает за день столько ископаемого топлива, сколько его образовывалось за тысячи лет в период образования месторождений нефти, угля и газа. Согласно прогнозам, в течении следующих 100 лет количество CO2 в атмосфере в результате человеческой активности удвоится.

Основное решение, предлагаемое энвайронменталистами и государственными чиновниками многих стран - принудительное ограничение выбросов CO2 и других "парниковых газов" в атмосферу. Такие меры предусматриваются так называемым "Киотским протоколом".

В США основной оппозицией Киотскому протоколу является "Коалиция холодных голов" (Cooler Heads Coalition), которая включает в себя более 60 общественных организаций, в том числе: Alexis de Tocqueville Institution, American Legislative Exchange Council, American Policy Center, Americans for Tax Reform, Association of Concerned Taxpayers, Center for Security Policy, Citizens for a Sound Economy, Committee for a Constructive Tomorrow, Competitive Enterprise Institute, Consumer Alert, Defenders of Property Rights, Frontiers of Freedom, George Marshall Institute, Heartland Institute, Heritage Foundation, National Center for Policy Analysis, National Center for Public Policy Research, Pacific Research Institute, Seniors Coalition, Small Business Survival Committee, The Advancement of Sound Science Coalition, The Independent Institute.

Отказавшись от подписания Киотского протокола, представители США и Австралии заявили, что собираются регулировать эмиссию CO2 собственными способами. Некоторые штаты в США уже приняли весьма строгие ограничения на этот счет.

Некоторые компании, например British Petroleum - Amoco, добровольно или под давлением "зеленой" общественности приняли на себя обязательства по сокращению выбросов "парниковых газов". Вместе с тем, часть из них пытается пролоббировать введение обязательных требований для остальных компаний отрасли, чтобы компенсировать потерю конкурентоспособности.

Общественные группы, представляющие интересы большей части заинтересованных предпринимателей, заявляют о том, что незначительное потепление (если оно есть) не представляет никакой угрозы, а если и представляет, то рыночные механизмы лучше справятся с проблемой, чем государственное вмешательство.

Загрязняющие вещества, поступающие в окружающую среду на территории одного государства, в результате процессов переноса могут пересекать национальные границы и загрязнять территории других государств. Основную роль в трансграничном загрязнении практически повсеместно играют атмосферные выбросы. Это связано с тем, что именно в этом случае наиболее часто реализуются возможности дальнего, в том числе трансграничного, переноса загрязняющих веществ. В ряде районов проблема трансграничного атмосферного переноса загрязняющих веществ носят весьма острый характер. Это связано с непосредственной близостью к границе отдельных предприятий, выбрасывающих в атмосферу значительные количества загрязняющих веществ.

Отсутствие разграничения прав собственности на мировой океан и атмосферу привели к тому, что в 50-е годы началось международное движение за подписание различного рода соглашений о регулировании загрязнения. В 70-х годах оно начало оформляться в международные договора. В 1973 году была подписана Конверция Марпол (MARPOL)по предотвращению загрязнения с судов (в 1978 году изменена специальным протоколом). Международные аспекты загрязнения воздуха в Европе в настоящее время регулируются Конвенцией "О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния", подписанной в рамках Европейской экономической комиссии ООН в 1979 году. К этому международному соглашению в настоящее время присоединились 49 государств, в числе которых и Россия. Конвенция направлена на разработку общей политики и стратегии в сфере борьбы с загрязнением воздуха, что достигается путем внедрения "сопоставимых процедур для проведения мониторинга, разработка совместной программы мониторинга окружающей среды на основе существующих национальных и международных программ, а также осуществление обмена национальными данными о состоянии атмосферы".

Наряду с основным текстом конвенции существует ряд протоколов по отдельным видам загрязнения воздуха. Один из последних протоколов был подписан 24 июня 1998 года в Орхусе (Дания) и ограничивает страны-участники протокола по выбросам "тяжелых металлов, которые подвергаются трансграничному атмосферному переносу на большие расстояния и, по всей вероятности, могут оказывать значительное вредное воздействие на здоровье человека или окружающую среду" (выделение автора).

2.4 Международные организации зеленых движений

Greenpeace была основана в 1976 в Ванкувере (Канада) американcкими гражданами, бежавшими туда от призыва. Сейчас это практически глобальная организация с офисами в 24 странах и штаб-квартирой в Амстердаме. Несмотря на рождение в Канада, Greenpeace намного более популярен в Европе. Одна из причин этого в том, что в Европе не существует строгих законов о раскрытии информации по отношению к общественным организациям: поэтому точные источники финансирования Greenpeace известны только в США.

В 2002 году организация потратила более 360 миллионов долларов на персонал, различные "экологические" мероприятия, разработку документов и исследования. Основными донорами организации в США являются крупнейшие благотворительные фонды, такие как Turner Foundation, Rockefeller Brothers Fund, John D. & Catherine T. MacArthur Foundation, David & Lucile Packard Foundation, V. Kann Rasmussen Foundation. Greenpeace утверждает, что не принимает денег от правительств, политических партий или компаний, однако журналистами была неоднократно замечена обратная корреляция между источником доходов и объектами внимания. Существует огромное количество свидетельств, что услуги Greenpeace используются в конкурентной борьбе, однако до суда дело ни разу так и не дошло, поскольку чаще всего средства частных инвесторов (как например, Теда Тернера, ярого энвайронменталиста) переводятся через благотворительные фонды и доказать, что именно эти деньги получил Greenpeace достаточно сложно.

Однако, известно, что в Бразилии после кампании устрашения в отношении потенциальных опасностей генетически модифицированной продукции Greenpeace начал предоставлять услуги по лицензированию "натуральных" (organic) продуктов питания.

Бывший глава Greenpeace UK (Великобритания), лорд Питер Мелчетт (Peter Melchett), активно сотрудничал с компанией Iceland Foods, крупнейшим производителем "натуральных" продуктов. Агентство по рекламным стандартам Великобритании в 2001 году запретило рекламную брошюру Iceland Foods, в которой рассказывалось об "опасностях" ГМ-продукции и утверждая, что ГМ-продукция привела к нескольким смертям.

В США существует закон, согласно которому благотворительная организация может получать деньги от спонсоров, выдавая взамен налоговые освобождения, то есть донор может по своему усмотрению, вместо уплаты налога передать деньги на благотворительность. Однако, такие благотворительные организации не имеют права заниматься политическим лоббированием. Таким образом утверждается, что Greenpeace USA имеет два юридических лица: Greenpeace Fund, Inc., который не имеет права заниматься лоббированием, но имеет право получать необлагаемые налогом пожертвования, и Greenpeace, Inc., который как раз занимается политическим лоббированием. Все средства Greenpeace USA получает на счет Greenpeace Fund, Inc., который, затем, якобы передает их Greenpeace, Inc. и Greenpeace International в Амстердаме.

Далее, у себя на родине, в Канаде, Greenpeace создавало несколько юридических лиц со статусом благотворительной организации, однако налоговая служба Канады каждый раз отзывала этот статус (в 1989, 1995 и 1999 годах). В последний раз, когда Greenpeace пыталась оспорить это решение в суде, глава Revenue Canada заявил, что отзыв благотворительного статуса связан с тем, что эта организация не приносит "общественной пользы" и, хуже того, может довести людей "до нищеты".

Далее, Greenpeace известен связями с эко-террористическими организациями, такими как Earth First!. Последняя организация широко известна своими "акциями прямого действия", такими так забивание гвоздей в деревья, чтобы повредить пилы (при этом часто страдают рабочие), поджоги биолабораторий, уничтожение посевов ГМ-культур. Один из основателей Earth First!, Майк Руссель (Mike Roselle) был первым координатором Greenpeace U.S. National Action и, впоследствии, членом совета директоров Greenpeace USA.

Австрийская партия зелёных (нем. Die Grьnen -- Die Grьne Alternative) -- австрийская политическая партия.

Партия создана в 1986 под названием Зелёная альтернатива (Grьne Alternative) путём объединения довольно консервативной партии Vereinte Grьne Цsterreichs (VGЦ, основана в 1982) и более прогрессивной партии Alternative Liste Цsterreichs (ALЦ, основана в 1983). В 1995 принято современное название.

Партия входит в Европейскую федерацию зелёных партий.

Начало австрийскому движению «зелёных» было положено в 1978 в ходе успешной кампании протеста против открытия АЭС в Цвентендорфе (Zwentendorf), планировавшегося правительством Бруно Крайски. Сама Партия зелёных зародилась в 1984 в ходе кампании протестов, не допустившей строительство Дунайской ГЭС в Хайнбурге (Hainburg).

На внеочередных выборах в Национальрат в 2002 Партия зелёных получила 9,47% голосов (17 мест).

 Зелёные, Конфедерация экологистов -- Партия экологистов (фр. Les Verts, Confйdйration йcologiste - Parti йcologiste) -- французская левая политическая партия экологистов. Входит в Европейскую партию зелёных. Лидер с 2006 года -- Сесиль Дюфло.

Участие экологистов в политической жизни Франции началось в 1970-х годах. Символом начала экологического движения стало участие экологиста Рене Дюмонта в президентских выборах 1974 года. После этого экологисты под разными названиями («Экология 78», «Европа--Экология», «Экология сегодня» и прочие) стали участвовать во всех муниципальных, парламентских и президентских выборах.

Движение «Зелёные» зародилось в 1984 после слияния «Партии экологистов» (ранее «Движение политической экологии») и «Конфедерации экологистов». Лидер Зелёных с 1986 года Антуан Вэхтер cформировал политическую линию: «не правые, не левые». Он был кандидатом от Зелёных на президентских выборах 1988 года, где получил 3,8% голосов (150 000).

В 1989 Зелёные с Антуаном Вэхтером, возглавлявшим лист, получили наилучшие результаты на Европейских выборах: 10,6% голосов. В 1994 году на Генеральной ассамблее в Лилле Зелёные отказались от политики «не правые, не левые». В основном они блокируются с левыми силами, хотя всегда оставляют за собой свободу действий. Практически никогда они не вступали в альянс с правыми из-за непреодолимых идеологических противоречий. Вэхтер покинул в 1994 году Зелёных и основал Движение независимых экологистов.

Союз зелёных России» (другое равноправное название -- «Зелёная Россия») -- российская зелёная политическая партия, созданная на учредительном съезде 5 июня 2005 года в подмосковном городе Королёве. Инициатива по регистрации партии в министерстве юстиции РФ была прекращена 30 ноября 2005 года, когда Федеральный политсовет партии принял решение о её самороспуске. 16 апреля на съезде сторонников партии, прошедшем в Подмосковье, было принято решение войти в партию «Яблоко» с образованием в ней «зелёной» фракции.

4 марта 2004 ряд выдающихся представителей российского зелёного движения подписали меморандум «О взаимопонимании и согласии», в котором констатировалось намерение создать политическое крыло движения в виде партии, способной представлять российское экологическое движение на политической арене России и в контактах с зарубежными зелёными. В последующую недели к меморандуму присоединились представители других общественных экологических организаций, общее число подписавших меморандум организаций превысило 100.

20 сентября 2004 Министерство юстиции РФ зарегистрировало Оргкомитет по созданию новой политической партии «Общероссийская партия зелёных».

5 июня 2005 в подмосковном городе Королёве состоялся учредительный съезд партии, на котором присутствовали более 200 делегатов из 62 субъектов Российской Федерации. На съезде также присутствовали около 30 гостей и 20 журналистов. Решениями съезда была создана партия «Союз зелёных России» («Зелёная Россия»), приняты программа и устав партии. На безальтернативной основе председателем партии был избран Алексей Яблоков. Также на създе были избраны федеральный политсовет партии, ряд партийных комиссий, приняты обращения к гражданам России, политическим партиям и общественным экологическим организациям. Со своими приветствиями в адрес создаваемой партии выступили представители объединенной партии Европейские Зелёные, партии «Солдатские матери», партии «Яблоко» и «Партии Жизни».

1 ноября 2005 председателем партии Алексеем Яблоковым была подписана «Политическая Декларация Коалиции демократических организаций», также подписанная председателем РДП «Яблоко» Григорием Явлинским, председателем Политсовета партии «СПС» Никитой Белых, председателем правления организации «Солдатские матери» Светланой Кузнецовой. Этот неоднозначный шаг вызвал ряд протестов со стороны рядовых членов партии и некоторых региональных отделений, что привело к партийному кризису.

28 ноября 2005 председатель партии Алексей Яблоков и председатель Федерального политсовета А. Никитин обратились к членам Федерального политсовета с предложением проголосовать по вопросу о самороспуске партии. Формальным поводом предложения явилось истечение срока предоставления регистрационных документов в Минюст РФ (за предшествующие шесть месяцев партия так и не смогла привлечь в свои ряды 50 тысяч сторонников, необходимые для её регистрации согласно новому закону «О партиях»). 30 ноября, после проведения голосования (прошедшего с нарушениями Устава партии) о самороспуске было официально объявлено на сайте партии. Руководящие и контрольные органы партии были распущены, инициатива создания партии была прекращена юридически. Часть членов политсовета попытались оспорить законность этого решения. Однако для продолжения инициативы им не хватило координации и поддержки региональных отделений партии (ряд которых высказали одобрение рамороспуску по инициативе Яблокова и Никитина).

Часть «партийной оппозиции» начала дискуссии о новой -- более широкой, левой и социально-ориентированной -- идеологической платформе возможной будущей партии (Зелёной партии нового типа). В то же время прежнее руководство партии начало «новый круг» партийного строительства. В настоящее время «Союз зелёных России» существует как общественная инициатива по созданию либо самостоятельной независимой зелёной партии, либо общественного движения для сохранения и увеличения сторонников будущей партии и создания партии в будущем, при более благоприятных условиях.

16 апреля на съезде сторонников партии, прошедшем в Подмосковье, было принято решение войти в партию «Яблоко» с образованием в ней проэкологической фракции «Зелёная Россиия». «Яблоку» был выдвинут ряд условий, на которых объединение может быть приемлемым для зелёных. На XIII съезде партии «Яблоко» в 10--11 июня 2006 года фракция «Зелёная Россия» была окончательно оформлена в составе «Яблока», последняя в результате сменила своё официальное название на Российская Объединённая Демократическая Партия «ЯБЛОКО». Съезд избрал Алексея Яблокова заместителем председателя партии «Яблоко», а Владимира Кузнецова, Александра Никитина и Ольгу Цепилову -- членами Бюро партии.

В те же дни -- 10--11 июня -- другая часть бывшего политсовета «Союза Зелёных России» под руководством Ольги Пицуновой и Диониса Георгиса -- провела съезд оставшихся лояльных ей членов партии под городов Саратовом. На съезде были восстановлены руководящие органы партии и было принято решение о проведении осенью 2006 года съезда партии и организации общепартийной дискуссии по стратегическим и тактическим вопросам партийного строительства. Лидеры этой части зелёного политического движения объявили о своей готовности оспаривать создание проэкологической фракции в партии «Яблоко» в ходе судебного процесса. 11 июля Федеральный политсовет этой партии принял решение использовать в названии слово «независимая» во избежание путаницы с другой одноимённой партией (под руководством Алексея Яблокова).

С того времени представители обеих политических группировок бывшего «Союза Зелёных России» неоднократно обменивались недружественными заявлениями в адрес друг друга на своих сайтах и в СМИ. Обе «партии» продолжают использовать одни и те же названия (равнозначные «Союз Зелёных России» и «Зелёная Россия», за исключением добавления слова «независимая» в названии одной из них) и политическую программу.

2.5 Представительство зеленых в других международных организациях

При ООН действует специальная Программа по защите окружающей среды (United Nations Environment Programme или UNEP), которая занимается проведением политики "устойчивого развития" на межгосударственном уровне. Практически все международные договора, имеющие отношение к экологии подписываются под эгидой этой организации. Вот только некоторые из ее "достижений":

UNEP была одним из ключевых сторон, продвигавших Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой 1987 года. В результате этого соглашения развитые страны к 1996 году прекратили производство и потребление большей части веществ (примерно 75%), которые, как считалось, приводили к разрушению озонового слоя. Подробнее о проблеме озонового слоя смотри раздел "Озоновая дыра".

В результате усилий UNEP была принята Конвенция ООН о разнообразии видов (Convention on Biological Diversity) и Картахенский протокол к ней.

Кроме того, UNEP является администратором Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora, CITES), под защитой которой находятся более 30 тысяч видов. Подробнее о деятельности UNEP в рамках этих программ, и особенно об "усилиях" UNEP по спасению слонов и носорогов от угрозы исчезновения, смотри раздел "Консервация".

При участии UNEP в 1998 году была подписана Роттердамская конвенция, ограничивающая торговлю опасными для человека пестицидами и химикатами. Теперь компания, импортирующая один из 22 видов пестицидов или один из 5 видов промышленных химикатов должна каждый раз получать у регулирующих органов своей страны специальное разрешение. ДДТ, о котором упоминалось выше, является одним из пестицидов, попадающих под действие данной конвенции.

Неправительственные или негосударственные организации (non-governmental organizations, NGO, НГО) начинают играть все более и более заметную роль в международной политике. Используя деньги богатых благотворительных организаций, таких как Ford Foundation или UN Foundation Теда Тернера (а часто даже и деньги правительств и ООН) они используют различные международные форумы, конференции ООН или ВТО, для того, чтобы оказывать влияние на международную политику в области окружающей среды и международную торговлю.

В 1968 году в той или иной мере ООН было признано 260 НГО. Сейчас около 3,000 НГО имеют консультативный статус при различных ООН-овских организациях, таких, например, как UNEP или Международная морская организация. Консультативный статус позволяет им участвовать в заседаниях, хотя и не позволяет голосовать. На одной только конференции в Картахене в 2000 году (на ней был подписан Картахенский протокол по биобезопасности) было более сотни представителей от 50 различных НГО. Наиболее заметные в международном масштабе экологические НГО - Общество Рукус (Ruckus Society), клуб Сьерра (Sierra Club), Друзья Земли (Friends of the Earth) и, конечно же, Greenpeace. ООН привлекает, главным образом, вполне определенный тип НГО - организации с социальными целями и задачами, которые как раз можно решить, используя возможности ООН.

Большая часть НГО считает себя представителями "гражданского общества", в отличие от представителей государства. Разумеется, их никто не выбирал представителями - так же, впрочем, как никто не выбирал чиновников ООН. Чиновники ООН утверждают, что их цель по отношению к развивающимся странам - помочь им "расширить возможности". Это значит, что они используют консультантов из НГО для того, чтобы предоставлять консультации и другие услуги правительствам развивающихся стран по вопросам экономической и социальной политики. Такие проекты позволяют НГО проталкивать свои идеи в правительства развивающихся стран. Что мы видим в результате? Например, Комиссия ООН по устойчивому развитию (точнее, ее отделение занимающееся транспортом и энергетикой) при поддержке НГО советует внедрять инструменты центрального планирования, регулирования энергетики и субсидии для объектов "возобновляемой энергетики" (солнечной, ветряной, геотермальной). Правительства, возможно, предпочли бы построить гидроэлектростанции или станции на природном газе, однако в результате они попадают в зависимость от "альтернативных решений", предлагаемых НГО. Имея аккредитацию при ООН, члены НГО автоматически получают влияние на механизм принятия решений в правительствах развивающихся стран.

Кроме участия НГО в различных мероприятиях ООН, НГО проделывают огромную работу. Они разрабатывают тексты для международных договоров, соглашений, конвенций, и других инструментов международного права. Они наблюдают за деятельностью правительств и компаний, чтобы убедиться в том, что последние соблюдают национальные и международные законы, а если нет - то их юристы могут подать в суд. НГО спонсируют газетные публикации и различные публичные акции, такие как бойкоты, пикеты, демонстрации, чтобы протестовать против решений, которые им не нравятся. Наиболее предприимчивые НГО за деньги помогают правительствам добиваться соблюдения экологических законов, НГО же и пролоббированных.

В качестве примера странной власти НГО широко известна история с запретом китобойного промысла. Для регулирования и ограничения китобойного промысла в 1964 году была создана Международная китобойная комиссия, включавшая представителей стран, наиболее озабоченных проблемой чрезмерного сокращения популяции китов. Первоначально, членами комиссии были Япония, Исландия, Норвегия, Канада и СССР, однако членом комиссии мог стать каждый, кто был согласен платить 20-30 тысяч долларов ежегодно плюс оплачивать стоимость командировок своих представителей. Как утверждает бывший консультант Greenpeace Франциско Паласио (Francisco Palacio), он и тогдашний глава этой организации, Дэвид Мактаггарт (David McTaggart) решили пролоббировать через комиссию полный запрет китобойного промысла.

Для этого они выбрали несколько бедных стран, только-только присоединившихся к ООН, таких как острова Антигуа или Сент-Люсии и, взяв на себя все расходы, подали документы на получение представительства в комиссии. Представителями стали их друзья, например, друг Мактаггарта, француз Поль Гуин стал представителем от Панамы. Они получали 300 долларов в день на представительские расходы и полную оплату перелетов. В период между 1978 и 1982 годом им удалось увеличить число участников комиссии на 12 стран и получить три четверти голосов, необходимых чтобы полностью запретить китобойный промысел.

Финансирование НГО - вопрос, который всегда оставался и остается покрытым тайной. Основные спонсоры НГО - частные фонды, такие, например, как UN Foundation (несмотря на название, не имеет непосредственного отношения к ООН, основана Тедом Тернером, пообещавшим выделить на различные международные программы 1 миллиард долларов), Eurasia Foundation (в основном финансируется государственным агентством USAID) и другими частными благотворительными фондами.

База данных Eurasia Foundation, например, позволяет заключить, что американское правительство регулярно спонсирует экологические НГО в пределах СНГ.

Например, в 1997-1998 годах было выделено 160 тысяч долларов на проект спонсирования интернет-доступа для 49 экологических НГО. В декабре 2002 года было выделено 31,720 долларов на программу поддержки Магаданского центра окружающей среды. В сентябре 2002, 90 тысяч долларов - организации ИСАР (ISAR, the Initiative for Social Action and Renewal in Eurasia) в Белоруссии, на программу малых грантов для энвайронменталистских НГО.

Тот же ИСАР, независимо от Eurasia, проводит программу выдачи грантов на исследования в области "Радиационная безопасность и гражданское общество" на деньги частного американского фонда Ploughshares Fund.

Глава 3 Деятельность зеленых на международной арене

3.1 Методы деятельности зеленых движений, в том числе и на международной арене

Распространенным заблуждением среди политологов, журналистов и "зеленых основного течения" является мнение, что радикальное крыло движения прибегает к экстремистской тактике исключительно с целью решения какой-либо конкретной экологической проблемы. На этом основывается критика "крайних зеленых", как неспособных реально воздействовать на предотвращение глобальной экологической катастрофы. Закрывать или предотвращать возведение отдельных опасных объектов, в то время когда их существует сотни тысяч, а индустриальная система постоянно расширяет сферу своей экспансии на природу, вероятно, и бессмысленно, если исходить из предпосылки, что закрытие объекта (или сохранение маленького кусочка относительно дикой природы) является единственной и конечной целью радикальной акции. Однако эта предпосылка неверна. Если суммировать цели, преследуемые различными организациями при проведении различных акций (набор их, естественно, специфичен для каждого случая), то, помимо собственно решения конкретной проблемы, можно выделить следующие цели: Фомичев С.Р. Крайние зеленые // Социологические исследования. 2005.  № 8. С. 36-41. 

1. Пропаганда среди местного населения, его экологическое просвещение, и, наконец, изменение менталитета.

2. Активизация потенциальных участников движения, их вовлечение в экологическое движение вообще и в радикальное крыло в частности, создание новых экологических инициатив на основе проявивших себя местных активистов, дальнейшая их поддержка и интеграция в мировое экологическое движение.

3. Изменение отношения к природоохранной проблеме локальной прессы, органов власти, трудовых коллективов, промышленников.

4. Инициация, "обкатка делом" новых членов радикального движения, пришедших в организации в период между акциями. Создание и распространение имиджа самой организации, повышение рейтинга "зеленых" вообще, привлечение в организацию материальных (снаряжение, финансы и др.) ресурсов.

5. Нанесение демонстрационного удара оппонентам.

6. Поддержание "боевого духа" в движении "основного течения".

7. Моделирование альтернативных социальных отношений среди участников акций.

Разумеется, не все радикальные группы принимают в полной мере вышеприведенный список. Для одних неприемлемо заниматься саморекламой и мобилизацией финансовых ресурсов, другие не ориентируются на власть имущих, третьи не желают создавать рекламу политическому течению экологистов, использующих удачи радикалов в собственной борьбе за власть. И, разумеется, не все цели декларируются организациями в своих манифестах и требованиях. Однако глубокий анализ проведенных акций заставляет убедиться, что во время них, целенаправленно или нет, но помимо основной, декларированной цели "крайние зеленые" вполне способны решать и другие задачи.

3.2 Зеленые против транснациональных корпораций ТНК

Антиглобализм -- политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).

Антиглобализм как понятие представляется несколько некорректным. Вернее стоит говорить об альтерглобализме, как продукте взаимодействия различных культур, народов при поиске альтернативных господствующему порядку моделей развития. Борьба идет в основном против глобального неравенства, доминирования транснациональных корпораций, формирования однополярного мира, загрязнения окружающей среды и.д.

Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста.

В 1994 году произошло восстание индейцев штата Чьяпас под руководством Субкоманданте Маркоса. Субкоманданте Маркос обратился ко всем известным людям планеты, говоря о смерти ТНК и грядущей четвертой мировой войне. Была создана Сапатистская армия национального освобождения, и в апреле 2001 года Субкоманданте Маркос возглавил мирный поход на Мехико. К этому походу присоединились Габриэль Гарсия Маркес, Оливер Стоун, редактор «Монд Дипломатик» Игнасио Рамоне, ряд депутатов Европарламента. Севидж Оливер. Информирование и вовлечение общественности в процесс принятия решений по вопросам окружающей среды. Эколого - культурный центр, К., 2006 - С. 22

Принято считать, что антиглобализм зародился во Франции. В июне 1998 года нескольких французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций, «АТТАК-Франция» (ATTAC - Association for the Taxation of Financial Transactions for the Aid of Citizens). Главным требованием АТТАК является установление «Налога Тобина» (налога, предложенного в 1972 году нобелевским лауреатом Джеймсом Тобином). Его суть состоит в том, что 0.1% от всех финансовых операций направляется на борьбу с бедностью и поднятия экономики стран третьего мира. Кроме того, организация выступает за списание долгов развивающимся странам.

В декабре 1998 года активисты «АТТАК-Франция» провели в Париже международную встречу, на которую пригласили делегации «Движения безземельных» (Бразилия), «Политического и информационного центра международной солидарности» (Южная Корея), «Женского движения» (Канада), «Фермеров крестьянской организации Karnathaka» (Индия), «Международного форума альтернатив» (Бельгия).

Позднее в ряды «антиглобалистов» влились: марксисты, пацифисты, защитники животных, анархисты, «зелёные», изоляционисты, представители сексуальных меньшинств, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, представители молодежных, экологических, студенческих и антивоенных движений, борцы за права человека, защитники прав потребителей, националисты, противники абортов, безработные, хиппующие студенты. В 2003 году в мире насчитывалось более 2500 антиглобалистских организаций.

Королевская голландская корпорация "Shell" печально известна всему миру своей "деятельностью" в Нигерии. Все происходящее в этой африканской стране - это демонстрация того, как предпочитают действовать транснациональные корпорации (ТНК) в странах "слаборазвитой демократии". Несмотря на то, что "Shell" уже несколько десятилетий добывает нефть в районе дельты Нигера, люди, пострадавшие от нефтедобычи, не увидели ни цента из тех денег, которые получила компания. Разливы нефти, газовые факелы, исчезновение лесов и другие результаты активности компании полностью уничтожили природу дельты и искалечили жизнь сотен тысяч людей.

Первые мирные проявления протеста местных сообществ против разрушительной деятельности "Shell" относятся еще к началу 70-х годов. Эти протесты практически сразу были грубо подавлены. Бессрочное тюремное за-ключение, пытки, насилие и другие нарушения прав человека - вот с чем обычно сталкиваются те, кто противостоит компании в Нигерии.

Сталкиваясь с ужесточением экологического законодательства в той или иной стране, ТНК могут реагировать различно. Одни компании приводят свою природоохранную практику в соответствие с новыми требованиями. Другие используют тактику затягивания перехода на новые стандарты, начиная долгие переговоры с властями. ТНК, как правило, обладают мощными лоббистскими ресурсами, и известны многочисленные примеры, когда компании препятствовали введению новых государственных экологических стандартов, если они им были не выгодны. Более того, иногда ТНК добиваются отмены уже существующих правил и запретов, в том числе в развитых странах. Так, в 2005 г. нефтегазовые ТНК одержали верх в более чем двадцатилетнем противостоянии с экологами в отношении снятия запрета на хозяйственную деятельность в Национальном арктическом заповеднике на Аляске. В развивающихся странах, как правило, правительства еще более склонны к уступкам в переговорах с крупными инвесторами. В то же время жесткие экологические стандарты могут также служить причиной ухода компаний с определенных территориальных рынков или барьерами для выхода на них новых компаний.

Для того, чтобы предотвратить использование транснациональными компаниями различий в экологических требованиях разных стран и способствовать решению экологических проблем в глобальном масштабе правительствами создаются международные органы экологического регулирования. Наиболее влиятельными глобальными организациями, осуществляющими, наряду с другими своими функциями, меры экологического регулирования, являются ООН (в том числе Всемирный банк как разработчик кредитных и инвестиционных методик) и ВТО. В системе ООН также существуют специализированные экологические организации: ЮНЕП и Глобальный экологический фонд. Позиции ООН и ВТО по многим аспектам экологической деятельности государств и компаний существенным образом различаются, что опять-таки создает возможность маневра для международных хозяйствующих субъектов.

3.3 Международные акции зеленых

Эффективное международное сотрудничество в области охраны окружающей среды невозможно без активного участия международных организаций. Необходимость такого участия обусловлена некоторыми особенностями экологической проблематики. Во-первых, современная наука пока не способна ответить на многие вопросы, связанные с механизмом воздействия человека на природу и способами решения возникающих при этом проблем. Требуются обширные и дорогостоящие исследования, успех которых в немалой степени зависит от наличия постоянно действующих глобальных и региональных систем обмена научной информацией и экологического мониторинга.

Во-вторых, учитывая, что международные соглашения являются в настоящее время одной из основных форм реакции международного сообщества на проблемы окружающей среды, нельзя не признать неудовлетворительной обычную медлительность, проявляемую государствами при их разработке, заключении и ратификации. Думается, что методы традиционной дипломатии по большей части исчерпали себя применительно к экологической проблематике и им на смену должны прийти новые нормотворческие механизмы, способные адекватно реагировать на стремительные изменения в состоянии окружающей среды и уровне научных знаний о природе. Важно также отметить, что исключительно актуальным остается вопрос об осуществлении государствами уже взятых на себя международно-правовых обязательств. В целях повышения действенности природоохранных конвенций необходимо, чтобы, с одной стороны, обязательства участников носили более конкретный характер, а с другой стороны, существовали органы, контролирующие их соблюдение, наподобие тех, которые созданы в рамках международных соглашений по правам человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты