Диплом: Институт гражданства РФ
Диплом: Институт гражданства РФ
Оглавление
Введение.......................................................................3
Глава 1. Понятие и принципы гражданства........................................6
Российской Федерации...........................................................6
1.1 Общие положения по гражданству.............................................6
1.2 Развитие законодательства о гражданстве
Российской Федерации...........................................................8
1.3 Осуществление в полной мере прав и обязанностей
с 18 лет......................................................................13
1.4 Основные принципы гражданства.............................................15
1.5 Особый институт двойного и почетного гражданства...................... 22
1.6 Гражданство Российской Федерации..........................................28
и гражданство ее субъектов....................................................28
Глава 2. Основания и порядок приобретения.....................................38
и прекращения гражданства Российской Федерации............................... 38
2.1 Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных
лиц..........................................................................
............................................... 46
2.2 Прекращение гражданства...................................................49
Глава 3. Порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве
РФ...........................................................................
................................................ 51
Заключение....................................................................57
Список использованной литературы..............................................61
Введение
Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства
как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых
государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии). В
данной работе я преследовал цель раскрыть сущность института гражданства, его
актуальность, рассмотреть все злободневные вопросы, особенности и тонкости
данного правового института.
Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и
для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за
пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый закон
"О Гражданстве Российской Федерации имеет огромное значение, так как этот
документ является основным регулятором норм гражданства.
Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет
принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее,
главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема
прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его
государством, где бы он ни находился [15, c. 5].
Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине,
законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира.
Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека. Об
этом свидетельствует, например, один из признанных авторитетов в области прав
человека, член Европейской Комиссии по правам человека в Совете Европы
австрийский юрист - профессор Феликс Эрмакора. Он считает, что, хотя в
современном международном праве и нет специальной нормы, которая признавала
бы гражданство в качестве одного из прав человека, тем не менее, гражданство
вынуждено выступать как непременное условие (conditio sine qua non) признания
целого ряда прав и свобод и в их числе - принцип равенства [16, c. 12].
Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной
правосубъектности лица.
Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией
Российской Федерации и Законом "О гражданстве Российской Федерации" от 28
ноября 1991 года, с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.
До этого Закона на территории Российской Федерации действовали Законы СССР "О
гражданстве СССР" и постановление Верховного Суда СССР от 23 мая 1990 года "О
порядке введения в действие Закона СССР" "О гражданстве СССР" и другие
нормативные акты.
Сейчас на основе Закона "О гражданстве Российской Федерации Указом Президента
Российской Федерации от 10 апреля 1992 года, в редакции Указа от 27 декабря
1993 года утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства
Российской Федерации. Действует Положение об Управлении по вопросам
гражданства Администрации Президента Российской Федерации.
Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации,
регламентируются в их Конституции и соответствующих законодательных актах.
Все вышеизложенные документы, регламентируют нормы гражданства.
Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм,
регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к
основам конституционного строя.
Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство,
провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были
освещены в союзных законах.
Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как
распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так
и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав, свобод и
обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем государстве. В
настоящий же момент гражданство как связь человека с государством,
выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности,
основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод
человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и
государства.
Этот новый подход означает признание человека и государства равноправными,
равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
В ходе написания данной дипломной работы мною предполагалось использование
целого ряда литературы, касающейся института гражданства Российской
Федерации, но, к сожалению, пришлось воспользоваться теми немногочисленными
источниками, которые мне удалось обнаружить. В ходе работы я в большей
степени опирался на Конституцию Российской Федерации, Законы Российской
Федерации, Постановления Государственной Думы, Распоряжения Правительства и
комментарии к ним, а также газетные и журнальные публикации. Несмотря на
практическое отсутствие специализированной литературы об институте
гражданства, в подготовке данной работы мне большую помощь оказала работа
Авакьяна С.А. «Гражданство в Российской Федерации».
Глава 1. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации
1.1 Общие положения по гражданству
В Конституции Российской Федерации кроме заключенных в ней институтов -
Конституционного строя, федеративного устройства государства, системы
государственной власти и системы местного самоуправления, немаловажное место
занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса
личности. По Конституции Российской Федерации: "Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод
человека и гражданина - обязанность государства" [1, c. 4]. Основы правового
статуса человека и. гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения
государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и
регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым
условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те
или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за
гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право
требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство
гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами. То есть
гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством,
выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности,
основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод
человека, то есть гражданином государства является не то лицо, которое
проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые
связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так,
например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в
управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.
Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок,
согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и
прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Таким законом в настоящее
время является Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской
Федерации" от 28 ноября 1991 года, вступивший в силу с 6 февраля 1992 года и
дополненный затем рядом нормативных актов.
1.2 Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о
гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого
важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон
отношений гражданства.
В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем
законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных начал,
не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств
того времени, на юридическом равенстве подданных.
В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым
правовым статусом:
1) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а)
дворяне; б) духовные лица; в) городские обыватели г) сельские обыватели;
2) инородцы;
3) финляндские обыватели.
Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц
податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и
почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные
паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния
(мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или
иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные
различия в правах и обязанностях.
Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об
уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г.
В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и
сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные
организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и
наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для
всего населения России наименование — граждан Российской Республики.
1 апреля 1918г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского
гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев,
проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный
комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство
иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.
Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда
Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав
российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За
местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права
российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР для
трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или к трудовому
крестьянству.
С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7,
Конституции СССР 1924 года закреплялось единое союзное гражданство для
граждан союзных республик.
К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное
законодательство в области союзного гражданства в отношении прав
иностранцев».
29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В
соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных
республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы
губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское
гражданство считались лица, лишенные его на основании законов, принятых до
Конституции СССР 1924 года; не возвратившиеся из-за границы; лишенные
гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о
гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей
Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13
июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был
введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и
было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 года.
Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного
гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица
гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с
гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР,
признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность
к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин
СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой
постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению
считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать
гражданство, этой республики.
В соответствии с Положением 1931 года принятие иностранных граждан в
гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР
осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той
союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик
могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за
границей, если от них поступали заявления в эти органы.
Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и
президиумами ЦИК союзных республик.
Согласно Положению 1931 года, иностранные граждане — рабочие и крестьяне,
проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми
политическими правами граждан СССР.
Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и
выхода из него в отношении: а) иностранцев — рабочих и крестьян, проживающих
в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся
правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-
освободительную деятельность; б) лиц, меняющих гражданство в связи с
вступлением в брак.
В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по
постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР или
исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на
территории СССР
Конституция СССР 1936 года, как и предшествующая, закрепила принцип единого
союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР
законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев.
В соответствии с Конституцией СССР 1936 года Верховным Советом 19 августа
1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся
принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что
гражданами СССР являются; а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г, в
подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства;
б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом
порядке.
Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами
без гражданства (апатридами). Считалось, что такое изменение оснований для
признания гражданства СССР было направлено на повышение политического и
правового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил и порядок решения
вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были
отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это
отражало развивающиеся процессы усиления централизма советского союзного
государства.
В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с решением
отдельных вопросов приобретения гражданства СССР И восстановления в
гражданстве. К ним относятся указы Президиума Верховного Совета СССР «О
порядке приобретения гражданства
1.3 Осуществление в полной мере прав и обязанностей с 18 лет
Так как гражданство подразумевает под собой определенные права и обязанности
то по действующей Конституции "гражданин Российской Федерации может
самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет" [1, c. 7].
Гражданин Российской Федерации вступает в различные общественные отношения во
всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и
культурной жизни, и отсюда вытекают его определенные соответственные права и
обязанности. Возможность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности
соответствует положению действующего законодательства о наступлении
Гражданского совершеннолетия с достижения 18-летнего возраста. С этого
момента гражданин становится полностью дееспособным. Способность гражданина
своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя
гражданские обязанности возникает в полном объеме с наступлением
совершеннолетия, то есть по достижении 18 летнего возраста. Дееспособный
гражданин может самостоятельно осуществлять следующие права: заключать
договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные
юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное
участие в общественной жизни. Он несет самостоятельно и ответственность за
свои действия.
Гражданство, сам факт его, человек приобретает с рождения, но те условия,
которые вытекают из гражданства, то есть те права и обязанности, которые
человека делают полноправным гражданином, наступают с 18 лет, но при этом в
Законе сделано исключение. В тех случаях, когда в соответствии с
законодательством допускается вступление в брак до достижения 18-летнего
возраста, гражданин приобретает дееспособность в полном объеме со времени
вступления в брак.
Возраст гражданского совершеннолетия может не совпадать с возможностью
осуществлять политические права, которые приобретаются на основании других
статей Конституции и избирательных законов. Например, депутатом
Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации по
достижении им 21 года, а для избрания президентом необходимо достичь возраста
35 лет. Гражданское совершеннолетие не совпадает с трудовым, которое
определено трудовым законодательством.
Дееспособность не является естественным свойством человека. Возраст
гражданского совершеннолетия определяется законом и отличается в разных
правовых системах. В последнее время за рубежом наблюдаются тенденции
снижению этого возраста.
Осуществление прав и обязанностей предполагает, что гражданин осознает
значение и предвидит последствия своих действий, в том числе и негативные,
которые связаны с совершением им неправомерных действий, невыполнением взятых
на себя обязательств. Это требует определенных знаний и жизненного опыта,
поэтому закон связывает наступление дееспособности в полном объеме не только
с достижением определенного возраста, но и психологическим здоровьем. По
мнению многих ученых, наступление совершеннолетия должно быть на более
позднем этапе развития человека, его психологии, но возраст 18 лет закреплен
в Конституции Российской Федерации, и споры по этой проблеме носят закрытый
характер.
1.4 Основные принципы гражданства
Каждый человек по праву носит название "гражданин", т.к. имеет право на
гражданство. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо
от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным
основаниях, и что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на
какие-то группы или разряды, порождающие, различные права и обязанности.
Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует всеобщее и равное
избирательное право, обеспечивает защиту национальным меньшинствам, защиту от
дискриминации, устанавливает запрет выдачи собственных граждан, запрет
привилегий и соответственно равенство всех, граждан перед законом. Этот
принцип прослеживается и в характерном для многих современных конституций
разделение носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам
предоставляется более широкий объем прав и свобод; в отношении всех
остальных, включая иностранцев, проживающих на территории данного
государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным образом касается
политических прав. Только граждане Российской Федерации могут избирать и быть
избранными в представительные органы. Только граждане обязаны защищать
Отечество и нести некоторые другие обязанности. 80-е годы во многих
европейских странах (Франция, ФРГ, Бельгия, Швейцария и т.д.) по мере
усиления процессов интеграции все более четко обозначается либерализация
оснований приема в гражданство, нарду с этим снимаются ограничения, и
расширяется объем прав иностранцев.
В скандинавских странах (за исключением Финляндии) по законам о гражданстве
конца 70-х начала 80-х годов иностранцам предоставляются некоторые
политические права. В Дании, например, иностранец, проживший здесь 3 года,
пользуется активным и пассивным избирательным правом при выборе коммунальных
органов; пользуются иностранцы и свободой выражения мнений. Однако свободы
собраний и объединений предоставляются только гражданам.
Демократический принцип, провозглашенный в действующей Конституции, является
своеобразной гарантией свободного использования российским гражданином его
прав и свобод - "гражданин Российской Федерации не может быть выслан за
пределы Российской Федерации или выдан другому государству".
Хотя принудительная высылка российских граждан за пределы России как мера
наказания не предусмотрена действующим Уголовным кодексом, в практике иногда
наблюдались случаи принудительной высылки российских граждан за пределы
России. Так был выслан, например, писатель Александр Исаевич Солженицын.
Отсутствие в ранее действовавшей Конституции прямого запрета высылки давало
властям возможность действовать произвольно.
Правило, прямо запрещающее высылку российских граждан за пределы России,
полностью соответствует статье 13 Всеобщей декларации прав человека,
провозглашающей право каждого человека покидать любую страну и возвращаться в
свою страну (ч. 2 ст.27).
Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на
территории которого он находится, другому государству в целях привлечения его
там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного
там приговора, вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в
случаях, когда такой гражданин, совершив преступление за границей,
возвращается на родину.
Ранее действовавшая Конституция тоже запрещала выдачу российских граждан,
однако допускала исключение, если они установлены законом или международным
договором, но в настоящей нынешней Конституции никаких исключений не
предусматривается: российские граждане никогда не должны выдаваться другому
государству.
Закона, допускающего выдачу российских граждан, о котором упоминала ранее
действовавшая конституция, не было принято, и международные договоры,
заключенные Россией выдачу другому государству российских граждан не
предусматривают. Так, все двусторонние договоры России о правовой помощи
содержат правило о том, что выдача не имеет места, если человек, которого
просят выдать, является гражданином запрашиваемого государства. Аналогичную
норму содержит Конвенция стран СНГ от 22 января 1993 года о правовой помощи
по гражданским, семейным и уголовным делам (пока не вступила в силу).
Правило Конституции о запрещении выдачи российских граждан направлено на
защиту прав, что, однако, не означает освобождение от уголовной
ответственности. За совершенные за границей преступления российский гражданин
не будет отвечать в России по российским законам. Согласно договорам
Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств
обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со
своим законодательством уголовное преследование против своих граждан,
подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории
затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать
уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в том, что
они совершили преступления на территории затрагивающего государства.
Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против
российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в
Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии.
Кроме того, в Законе о Гражданстве говорится о том, что "никто не может быть
лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство" [4, c. 23]. Эта
норма имеет для нашего общества и его граждан принципиальное значение, ибо
исключает из будущего возможность использования этой меры для борьбы с
инакомыслием, в целях преследования политических противников, насаждения
страха в обществе, что было характерно для нашего государства на протяжении
всей его 70-летней истории. Антидемократическая практика лишения гражданства
сопровождалась к тому же применением и такой репрессивной меры, как высылка
собственных граждан. Между тем подобная практика несовместима со многими
международными нормами о правах человека. Так уже выше упомянутая Всеобща
декларация прав человека в статье 15 устанавливает, что никто не может быть
произвольно лишен гражданства; в Международной Конвенции о сокращении без
гражданства говорится о том, что нельзя лишать лицо гражданства, если такое
лишение делает его апатридом (ст.8 п.1); в ст. 3 Дополнительного протокола N
4 к Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод
содержится специальная норма о запрете высылки с территории государства,
гражданином которого он является. Аналогичные запреты можно найти помимо
упомянутых источников в конституциях многих государств (ФРГ, ст.16, Испания,
ст. II п.2) и законах о гражданстве (Англия, закон о гражданстве 1985 года).
Отказавшись от этого антидемократичного института, российский законодатель
тем самым привел наше законодательство в соответствии с общепризнанными
нормами международного права. Попутно заметим, что следовало бы сделать и
следующий шаг в этом направлении: определении на уровне закона запретить
всякую возможность высылки своих граждан.
Кроме вышеизложенного, гражданин Российской Федерации находится под защитой
государства не только на территории самого государства, но и за его
пределами. Это правило имеет особое значение в связи с остро стоящей
проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей.
Это относится и к государствам - бывшим республикам СССР. Нуждаются в защите
и российские граждане, выезжающие за границу на время - в командировки, по
контрактам, по частным делам и тому подобное.
Государственные органы, дипломатические представительства и консульские
учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны: во-первых,
содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в
полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством
государства их пребывания, международным договорам Российской Федерации,
международными обычаями; во-вторых, защищать их права и охраняемые законом
интересы; в третьих, при необходимости принимать меры для восстановления
нарушенных прав российских граждан.
Функции дипломатических представительств Российской Федерации определяются
Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, а функции
консульских учреждений - Венской конвенцией о консульских сношениях 1963
года. Действует также Консульский устав 1976 года. Россией заключены и
многочисленные двусторонние консульские договоры и конвенции.
К функциям дипломатического представительства относятся, в частности, защита
интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых
международным правом. Посольство может консультировать своих граждан по
возникающим у них вопросам делать запросы по поводу защиты интересов граждан,
заявлять протесты и делать представления властям страны пребывания. Консул
ведет учет постоянно и временно прибывающих в его консульском округе
российских граждан, имеет право производить усыновление детей, состоящих в
гражданстве России и проживающих вне её пределов, принимает меры к
установлению опеки и попечительства над находящимися в его округе
несовершеннолетними российскими гражданами, к охране имущества, оставшегося
после смерти российского гражданина и так далее. Консул следит, чтобы в
отношении арестованного по подозрению в совершении преступления или
отбывающего наказание в виде лишения свободы российского гражданина
соблюдались законы государства пребывания и международные договоры,
заключенные Россией с этим государством; обязан посещать российских граждан,
находящихся в местах заключения. Он вправе представлять российских граждан в
судах и других учреждениях представлять российских граждан в судах и других
учреждениях страны пребывания. Консул выдает российским гражданам заграничные
паспорта, а также выдает, продлевает и погашает визы на выезд в Россию.
Если меры, принятые дипломатическими представительствами или консульскими
учреждениями, не приводят к положительным результатам, для защиты интересов
своих граждан Российской Федерации могут быть предприняты и иные вытекающие
из международного права шаги.
Кроме этого в международном праве существуют тенденции, призывающие
государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства. В Законе о
гражданстве Российской Федерации поощряется принятие гражданства Российской
Федерации лицами без гражданства, и не препятствует приобретению ими иного
гражданства, кроме того, существует положение о сохранении гражданства
Российской Федерации лицами, проживающими за её пределами, по которым
гражданин Российской Федерации, проживающий за её пределами, не прекращает
российского гражданства. Кроме того, заключение или расторжение брака
гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству
Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства, но если один
из супругов изменяет его, то это не влечет за собой изменение гражданства
другого супруга.
1.5 Особый институт двойного и почетного гражданства
Кроме этих принципов в институте гражданства существует принцип двойного
гражданства.
Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных
принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может
приобрести гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в
результате усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за
иностранца, если по законам его государства жена должна "следовать
гражданству своего мужа"
До последнего времени российское гражданство стояло на позиции непризнания за
гражданами Российской Федерации гражданства в случаях, когда российский
гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного
государства и фактически становился лицом с двойным гражданством,
законодательство рассматривало его только как российского гражданина.
Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве от 28 ноября
1991 года.
Российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного
государства, но допускается это только в одном из следующих случаев:
- если такую возможность предусматривает федеральный закон
- если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопросов
двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Российскому
гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно
гражданство, другого государства, с которым имеется соответствующий
международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией
обязательному условию - наличие международного договора - Закон о гражданстве
других возможностей признания гражданства не допускает.
Международный договор, о котором упоминается в части первой статьи 62, должен
прямо предусматривать права граждан договаривающихся государств иметь
одновременно гражданство обоих этих государств
Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских
граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий
принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве, не признается
принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.
Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при
приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны
(обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось в
прежнем законе о гражданстве, при приеме в российское гражданство не
требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством он будет
рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за
ним признано в России лишь, если с иностранным государством, гражданином
которого он является, имеется на этот счет международный договор.
Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного
государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух
гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться
законам обоих. Это касается, например, военной службы.
Факт двойного гражданства "не умаляет прав и свобод российского гражданина и
не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского
законодательства". Однако допускается, что федеральным законом или
международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или
иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из
факта двойного гражданства.
Всё это соответствует международной практике, и согласно Конвенции о
некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 года,
лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из
государств, гражданином которого он является, как его гражданин.
Двойное гражданство проверяется компетентными органами. В связи со скандалом
вокруг назначения заместителем Секретаря Совета Безопасность Российской
Федерации Березовского и его двойного гражданства Государственная Дума
Федерального Собрания Российской Федерации постановила поручить Министерству
внутренних дел Российской Федерации проверить наличие двойного гражданства у
граждан Российской Федерации, занимающих государственные должности; дать
согласие на проверку наличия двойного гражданства у депутатов Государственной
Думы, предложить Министерству внутренних дел Российской Федерации сообщить о
результатах проверки в Государственную Думу до 1 апреля 1997 года [10, c.
38].
Распоряжения о двойном гражданстве принимает Президент Российской Федерации,
и если разрешение получено, то гражданин Российской Федерации, имеющий так же
иное гражданство, не может быть на этом основании быть ограничен в правах,
уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности,
вытекающих из гражданства Российской Федерации.
Кроме того, в Конституции определено правовое положение в России иностранных
граждан и лиц без гражданства. Иностранными гражданами должны признаваться
лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного
государства. Определение иностранных граждан как лиц, не являющихся
российскими гражданами и имеющие доказательства принадлежности к гражданству
иностранного государства, которое дано в статье 1 действующего в России
Закона "О правовом положении иностранных граждан в СССР" от 24 июня 1981
года, не может действовать в полной мере в связи с допущением Конституцией
двойного гражданства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта
или заменяющие их документы.
Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством
иностранного государства.
Лица без гражданства - это такие лица, которые, не являясь российскими
гражданами, не имеют доказательства своей принадлежности и к гражданству
другого государства. Исходя из статьи 15 Всеобщей декларации прав человека,
Страницы: 1, 2
|