Диплом: Институт гражданства РФ
провозгласившей права каждого на гражданство. Российское государство
стремится к устранению и предотвращению, без гражданства проживающих на её
территории лиц.
В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права
Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без
гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е.
устанавливает для этих лиц "национальный режим". Этот режим предоставлялся им
в нашей стране законодательством и ранее. Принцип приравнивания действует в
полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской
Федерации не установлено иное. Отклонение от национального режима, в сторону
ограничения прав или, наоборот, расширения по сравнению с правами российских
граждан, могут быть, согласно Конституции, установлены только федеральным
законом или международным договором. Введение особых правил для иностранных
граждан в каких-либо других актах неправомерно.
Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации законам
нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным
государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин.
Поэтому на него возлагаются некоторые обязанности российских граждан
(например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные
права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам
(например, право быть избранным или назначенным на определенные должности -
судьи, прокурора, нотариуса и так далее, право участвовать в референдумах и
т.п.)
Ряд специальных правил для иностранных граждан установлен в упомянутом Законе
о правовом положении иностранных граждан от 24 июня 1981 года, в частности, в
отношении их трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания на
территории нашей страны, административной и уголовной ответственности.
Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных
групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся
дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных кораблей и
самолетов и т.п.
Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального
режима с принципом взаимности, он предоставляется в России независимо от
того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве
иностранцы, а значит и российские граждане. В то же время, если ограничения
прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан, в
отличие от других иностранцев, то есть носит дискриминационный характер,
правительством России могут быть установлены, в соответствии со ст.3 Закона о
правовом положении иностранных граждан, реторсии.
Принцип почетного гражданства закреплен в статье 8: "лицу, не являющемуся
гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед
Российской Федерацией или мировым сообществом, может быть с его согласия
предоставлено почетное гражданство Российской Федерации" [5, c. 39]. За
заслуги в области науки и техники, охране здоровья населения, в области
экономики, финансовой деятельности, искусства, в области культуры и других,
почетное гражданство Российской Федерации предоставляется Президентом и,
кроме того, по Положению о почетном гражданстве Российской Федерации,
почетные граждане пользуются правами граждан Российской Федерации.
Таким образом, рассмотрев общие положения Закона о гражданстве, мы
рассмотрели основные и наиболее важные принципы, связанные с гражданством.
Они исходят из признания общечеловеческих ценностей, означают признание
человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными
взаимной ответственностью.
1.6 Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов
В рамках правовой государственности и государственной целостности Российской
Федерации институт единого гражданства имеет важное теоретическое и
практическое значение. Эта значимость усиливается тем обстоятельством, что
между федеральным и республиканским законодательствами по вопросам
гражданства имеются противоречия, несогласованность. Такое положение вещей, в
частности, можно показать на примере Республики Башкортостан, проследив общую
тенденцию развития гражданства РФ и ее субъектов.
Прежде всего, следует отметить, что на правовую регламентацию гражданства РФ
и ее субъектов непосредственно повлияли Декларация о государственном
суверенитете Российской Федерации и Декларации о государственном суверенитете
республик (бывших автономий), а также денонсация Договора об образовании СССР
и подписание Федеративного договора, образование Содружества независимых
Государств, изменение правового статуса национально-государственных
образований, административно-территориальных единиц и национально-
территориальных объединений в Российской Федерации.
К числу обстоятельств, обусловивших новые взаимоотношения РФ и ее субъектов,
следует отнести и определение гражданства РФ на основе международных
стандартов, в частности в свете Всеобщей декларации прав человека и
Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, принятой
22 ноября 1991 г. Положения последней стали основой прав и свобод человека и
гражданина Конституции РФ, а в законодательстве некоторых субъектов Федерации
они не нашли четкого закрепления. Так, в ст. 69 Конституции Республики
Башкортостан гражданство определено на основе национального суверенитета без
учета прав многонационального парода, предусмотренных ст. 3 той же
Конституции [20, c. 21].
На современном этапе гражданство РФ и ее субъектов определяется неодинаково.
Во-первых, в теории конституционного права ранее разрабатывалась
двухуровневая концепция единого гражданства РФ и ее субъектов, 'что в
настоящее время нашло отражение в законодательстве Калмыкии. Спорность такой
концепции очевидна, так как в субъектах Федерации существуют различные
социально-правовые факторы. Во-вторых, принцип единого гражданства РФ и ее
субъектов определяет содержание законодательства о гражданстве Российской
Федерации, Бурятии, Коми и Удмуртии. В-третьих, в период
государственного и конституционного строительства в субъектах РФ сложилось
"двойное гражданство", например в Башкортостане, а также гражданство
ассоциированного члена РФ, как в Республике Татарстан.
В силу изменившихся экономико-политических условий в регионах РФ и согласно
заключенным договорам между РФ и ее субъектами (Татарстан, Башкортостан)-
видимо, допустимо формирование своего гражданства в республиках, и не имеет
значения, как оно будет строиться - в виде единого гражданства,
двухуровневого или трехуровневого, двойного или тройного гражданства при
условии, если в субъектах Федерации для всех граждан (как граждан РФ, так и
граждан субъектов Федерации) будут обеспечены одинаковые социально-
экономические и политико-правовые условия.
Со дня становления РФ и до распада СССР в РФ было единое гражданство.
Существовавшее утверждение о том, что в СССР было тройное гражданство
(гражданство СССР, гражданство РСФСР (союзных республик) и гражданство
автономных республик) на практике не имело существенного значения, так как, в
частности, от имени РСФСР (в том числе и ее автономных республик) во всех
сферах жизни (внутри страны и за рубежом), как правило, выступал СССР со
своим единым гражданством.
В целом же можно признать, что возможности определения своего гражданства в
РФ и ее субъектах впервые закладывались в Федеративном договоре, ибо бывшие
автономные республики признаны самостоятельными субъектами, а некоторые из
них после оглашения своих Деклараций о суверенитете ставили вопрос о
целесообразности становления их членами Содружества Независимых Государств
(Республика Башкортостан) и даже субъектами международного права (Республика
Татарстан).
Между тем те субъекты РФ, которые уравнивали себя в правовом положении с РФ в
целом, четко не уяснили отличительных особенностей Российской Федерации,
которые выражались в многонациональном характере государственного
суверенитета и единстве ее государственной власти. Ведь Российская Федерация
представляла интересы всех субъектов РФ в международных отношениях и в
деятельности Содружества Независимых Государств. В отличие от РФ ее субъекты
есть национально-государственные образования в рамках единой Федерации. Иными
словами, национальный суверенитет у них выступает формой государственного
суверенитета, а содержание государственного суверенитета республик как
субъектов Федерации определяется их многонациональным народом. Здесь же
следует подчеркнуть. что в отличие от предыдущей новая Конституция РФ 1993 г.
предусматривает единые механизмы и гарантии осуществления прав граждан РФ и
ее субъектов. Так, в области политики они проявляются в идеологическом
многообразии; в экономической сфере — в различных формах собственности,
конкуренции и свободе экономической деятельности; в социальной - в свободном
развитии человека, гарантиях социальной - защиты; в правовой области - во
взаимной ответственности государства и граждан
Концептуальной основой единого гражданства РФ и ее субъектов является
народовластие Поэтому принадлежность к народу, а не к отдельным нациям
(народностям) выражает сущность гражданства РФ. Отсюда и вытекает принцип
единого гражданства РФ, который закреплен в ст. 6 Конституции РФ. В ней
гражданство Российской Федерации признается единым и равным независимо от
оснований приобретения.
Принцип единого российского гражданства выражается в общности принципов
экономической, политической, социальной, правовой систем российского
законодательства и законодательства республик в составе РФ. Он означает:
"...Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республик в составе РФ,
являются одновременно гражданами этой республики" [1, c. 17]. В соответствии
с принципом федерализма и принципом единого и равного гражданства на
территории России граждане РФ, проживающие на территории края, области,
автономной области, автономного округа, являются одновременно гражданами РФ.
Данное положение наряду с Законом "О гражданстве" следовало бы также
закрепить и в ст. 6 Конституции РФ.
На мой взгляд, гражданство - это политико-правовая принадлежность лиц
государству, являющемуся самостоятельным субъектом международного права.
Республики в составе РФ обладают ограниченной международной
правосубъектностью. А государство, признанное суверенным в рамках
международного сообщества, защищает права и законные интересы граждан как
внутри страны, так и за ее пределами. Именно такой смысл вложен в ст. 62
Конституции РФ и ст. 3 Закона РФ "О гражданстве",
С этих позиций не совсем оправданно конституционное положение отдельных
субъектов Федерации, предусматривающее двойное гражданство, как, например,
это установлено в ст. 22 Конституции Республики Башкортостан. Характерно, что
в ней нет записи о том, что граждане РФ являются гражданами Республики
Башкортостан. С учетом того, что в Республике Башкортостан нет Закона о
гражданстве РБ, выходит, что по ст. 22 Конституции РБ граждане РФ и РБ не
имеют правовой основы для своей защиты.
Спорность определения гражданства субъектов РФ вытекает из Федеративного
договора и п. 4 ст. 5 Конституции РФ, согласно которым все субъекты РФ
равноправны в своих взаимоотношениях с федеральными органами. Значит, следует
уточнить определение гражданства во всех трех типах субъектов РФ. Но это вряд
ли возможно: во-первых, субъекты имеют разные правовые статусы, и их
равноправие достигается по линии взаимоотношений с федеральными органами
государственной власти; во-вторых, все граждане субъектов Федерации являются
гражданами РФ.
Целесообразность единого гражданства РФ можно было бы обосновать и тем, что в
рамках единой Федерации не должно быть двойного гражданства в виде
гражданства РФ и гражданства ее субъектов, как бы они ни определялись. Лица,
проживающие на территории субъектов Федерации России, оставаясь гражданами
РФ, признаются (на основе регистрации) жителями села, поселка, деревни,
района, города, области, края, округа и республики. Для получения каких-то
экономических, социальных, правовых и иных льгот следовало бы предусмотреть
срок проживания на определенной территории, скажем, как это предусмотрено во
Франции и США - 5 лет, в Англии и Норвегии — 7 лет, в Испании — 10 лет и т.д.
Цена оседлости, если прибегнуть к такому сравнению, соответствовала бы ст. 13
Всеобщей декларации прав человека, ст. 12 Международного пакта о гражданских
и политических правах, ст. 27 Конституции РФ к Закону РФ "О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г.
Представляется вполне достаточным подтверждение о принадлежности к
гражданству РФ для решения своих социально-бытовых вопросов. Этому
способствует и ускоренный, сокращенный порядок приема граждан РФ по линии
миграционной службы, который установлен в Законах РФ "О беженцах" и "О
вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 г.
Важность единого гражданства Российской федерации тем более значима, что в
республиках РФ экономические условия могут быть иными, чем в Российской
Федерации в целом. Так, например, в Конституции Республики Башкортостан не
предусматривается частная собственность на землю. В ней также исключена
возможность использования земли и других природных ресурсов как основы жизни
и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Если бы
аналогичные положения предусматривались в соответствующих статьях Конституции
Республики Башкортостан, все ее жители могли бы получать такие же
материальные блага, как и работники металлургии, угольной, нефтяной
промышленности.
Утверждение отдельных государствоведов о том, что признание суверенности
народа, по имени которого названа республика, создано "искусственно", не
отражает и политических аспектов гражданства в субъектах Российской
Федерации.
Что касается Республики Башкортостан, то фактически существует противоречие
между ст. 69 и ст. 3 ее Конституции, что говорит о необходимости устранения
соответствующего пробела в конституционном законодательстве. В частности,
многонациональный народ Республики Башкортостан, который является "носителем
суверенитета и единственным источником государственной власти в Республике
Башкортостан" (ст. 3 Конституции РБ), как бы лишен права образования
государственности, так как "Республика Башкортостан образована в результате
реализации права башкирской нации на самоопределение" (ст. 69 Конституции РБ)
[20, с. 23].
В целях исключения разделения "коренных" наций и "несуверенных" народов при
определении гражданства в ст. 69 Конституции Республики Башкортостан
следовало бы предусмотреть положение об осуществлении неотъемлемого права
башкирской нации, всего народа республики на самоопределение, подобно
положению Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан. Тем
более Республика Башкортостан по сути не является однонациональной
республикой. В ней прожинают более 4 млн. человек, в том числе башкиры,
русские, татары, чуваши, марийцы, украинцы, мордва, удмурты. Следует также
учесть и то, что за 1992-1994 годы в РБ прибыло свыше 40 тыс. беженцев и
вынужденных переселенцев из Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Прибалтики
и Чечни, причем граждане разных национальностей.
Как отмечалось выше, необходимость правового обеспечения единого гражданства
на территории Российской Федерации предполагает принятие в Республике
Башкортостан Закона о гражданстве, который в настоящее время пока
отсутствует. В то же время Верховным Сонетом Республики со дня принятия
Декларации о государственном суверенитете Башкортостана (октябрь 1990 г.)
принято 165 законов и 13 республиканских кодексов
Оставление в ведении Республики Башкортостан вопросов гражданства,
регламентируемых в Договоре Российской Федерации и Республики Башкортостан "О
разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Республики Башкортостан" от 3 августа 1994 г.,
выглядит противоречиво. Согласно п. 8 ст. 71 Конституции РФ Российская
Федерация регулирует и защищает права и свободы человека и гражданина
Российской Федерации. Указанное противоречие следует устранить, если
Республика Башкортостан, как вытекает из названного выше Договора, тоже
добивается регулирования вопросов своего гражданства.
В согласовании нуждается также законодательство РФ и РБ в плане статуса
беженцев и вынужденных переселенцев, трудовой миграции, в том числе и
иностранной рабочей силы. Например, в Законе РФ "О гражданстве" в отношении
вынужденных переселенцев предусмотрены льготы в обеспечении их жилищно-
бытовыми условиями. Однако предусмотренные льготы не названы в Жилищном
кодексе Республики Башкортостан.
Достаточно много проблем возникает по реализации Указа Президента РФ "О
привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы"
от 16 декабря 1993 г.
Четкое определение единого российского гражданства и гражданства субъектов РФ
диктуется и реализацией Соглашения о помощи беженцам, вынужденным
переселенцам, подписанного главами государств Азербайджана, Армении,
Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении и
Узбекистана. Речь идет о финансировании строительства предварительного пункта
приема беженцев и вынужденных переселенцев, определении пособий не только
социально незащищенным, но и всем указанным лицам, а также о компенсациях за
оставленное имущество на территории других государств.
В плане правовой обеспеченности единого гражданства РФ нуждается в изучении и
вопрос о целесообразности создания самостоятельной судебной системы
Республики Башкортостан. Согласно приложению к Федеративному договору от 31
марта 1992 г. и постановлению Верховного Совета Республики Башкортостан "О
судебной реформе в Республике Башкортостан" от 29 февраля 1992 г. в
Республике Башкортостан создается самостоятельная судебная система.
Характерно, что суды Республики Башкортостан руководствуются уголовным и
гражданским законодательствами Российской Федерации, а решения и приговоры
выносят именем Республики Башкортостан. Недопустимость обжалования решений,
приговоров судебных органов Республики Башкортостан может привести к
нарушению конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации,
проживающих на территории Башкортостана. Здесь следует учесть два момента:
во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены
Федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ); во-вторых, по Договору
Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 г. вопросы
судоустройства находятся в ведении РФ. Если будет законодательно закреплена
самостоятельная судебная система РБ, то должны быть очерчены объекты
разграничения прав граждан РФ, проживающих на территории РБ, и прав граждан
самой РБ.
В заключение хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, взаимоотношения РФ и
ее субъектов по регламентации гражданства должны формироваться или на основе
федерализма, или же на конфедеративных началах. Особенности конституций
субъектов Федерации толкают федерацию к унитаризму. Может быть, в дальнейшем
следовало бы определить нашу федерацию по типу СССР, на принципах
экономической интеграции в рамках СНГ.
Если во взаимоотношениях Российской Федерации и ее субъектов строго
придерживаться федеративных отношений, то законодательство Республики
Башкортостан и остальных субъектов Федерации по проблемам гражданства должно
быть приведено в соответствие с Законом РФ "О гражданстве" при помощи
конституционных судов РФ и ее субъектов, Государственно-правового управления
при Президенте РФ и соответствующего органа в ее субъектах после проведения
социально-правовой экспертизы конституционных положений как РФ, так и ее
субъектов, в том числе Договора РФ и РБ от 3 августа 1994 г. Эти
организационно-правовые и процессуально - правовые меры должны быть
осуществлены на основе компетенции Федерального Собрания.
Глава 2. Основания и порядок приобретения и прекращения
гражданства Российской Федерации
Необходимо отметить и такое достоинство российского Закона, как широкие
основания для приобретения гражданства. В этой связи хотелось бы подчеркнуть,
что широкий круг оснований позволяет исправить допущенные советской властью в
разные годы несправедливости в отношениях многих сотен тысяч российских
граждан, составляющих честь и гордость России, и тем не менее насильственно
выдворенных после Октябрьской революции, во время и после Второй мировой
войны.
Сегодня новый закон открывает возможность сделать свой свободный выбор всем,
кто хочет восстановить свое российское гражданство.
В Законе о гражданстве Российской Федерации устанавливается, что гражданство
приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке
его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате
восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора (оптации);
ж) по иным основаниям, предусмотренным данным законом [15, c. 28].
Перечень оснований отличается от устанавливаемых прежним союзным
законодательством.
При определении принадлежности к гражданству Российской Федерации применяются
акты законодательства Российской Федерации и республик в поставе Российской
Федерации, международные договора Российской Федерации, бывшего СССР или
существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 года Российского государства,
действовавшие на момент наступления обстоятельства, с которым связывается
принадлежность лица к гражданству Российской Федерации.
А теперь более подробно стоит рассмотреть основания приобретения гражданства.
В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации гражданами РФ
признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории
Российской Федерации на день вступления в силу Закона, если в течение одного
года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве
Российской Федерации. Отсутствие оговорки о возможности заявить о нежелании
состоять в гражданстве Российской Федерации означало бы нарушение прав
человека, принудительное зачисление лица в корпус граждан Российской
Федерации вопреки его представлениям о своем гражданстве, не расходящемся о
правовыми установлениями по этому вопросу.
Кроме того, гражданами Российской Федерации считают бывших граждан Российской
Советской Федеративной Социалистической Республики, возвратившихся на
жительство в Россию до вступления в силу Закона Российской Федерации "О
гражданстве Российской Федерации" (6 февраля 1992 года), не имеющих
подтверждения приобретения гражданства Российской Федерации в результате
признания, и продолжающих проживать на территории Российской Федерации на
законных основаниях. Оформление документов и принадлежности к гражданству
производится при их личном волеизъявлении.
Для решения вопросов, связанных с приобретением гражданства в порядке
регистрации, восстановления в гражданстве,, имеет значение порядок
определения гражданства лиц, родившихся 30 декабря 1922 года и позднее
утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве
Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской
Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был
гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации.
По постановлению Верховного Совета Российской Федерации распространить
действие части первой статьи 13 Закона о гражданстве на военнослужащих
(офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих учебу в
учебных), давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу и Российской
Федерации, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией
Российской Федерации на территории других государств, в том числе в составе
Объединенных вооруженных сил Содружества Независимых Государств, а также
прибывших для прохождения службы на территорию Российской Федерации после
вступления Закона в силу.
Признание гражданства как форма его приобретения - процесс, завершающийся в
основном в день вступления в силу Закона, реализующийся одноактно. В
результате признания, т.е. без каких-либо активных действий со стороны,
приобрели гражданство Российской Федерации лица, составляющие подавляющую
часть граждан Российской Федерации.
Главным постоянно действующим основанием получения гражданства является его
приобретение по рождению. Это следствие того, что приобретение гражданства
зависит от принципов: "право крови" - jus sanginis, то есть c учетом
гражданства родителей, и "право почвы" - jus soli, то есть зависимости от
места рождения [15, c. 32].
Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве
Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от
места рождения.
При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения
состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство,
вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется
письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок
приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории
Российской Федерации, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.
Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве
Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, ребенок
является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.
Принцип "права почвы" применяется в отношении гражданства детей, родители
которых неизвестны. Находящийся на территории Российской Федерации ребенок,
оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской Федерации.
Этот же принцип действует и в отношении родившихся на территории Российской
Федерации детей от лиц без гражданства, а также детей, родившихся на
территории Российской Федерации от родителей, состоящих в гражданстве других
государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства. В случаях
обнаружения хотя бы одного из родителей, опекунов или попечителя гражданство
этого ребенка можно изменить согласно Закону.
Закон Российской Федерации о гражданстве установил и такое новое основание
как "приобретение гражданства Российской Федерации в порядке регистрации". В
общем, регистрация является упрощенным порядком приобретения гражданства,
т.к. не связанная со сложными процедурами. Регистрация осуществляется
соответствующими органами внутренних дел.
В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретается лицами,
у которых супруг, либо родственник по прямой восходящей линии является
гражданином Российской Федерации; лицами, у которых на момент рождения хотя
бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые
приобрели другое гражданство по рождению, в течение 5 лет по достижению 18-
летнего возраста; дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после
прекращения у родителей Российской Федерации, в течение 5 лет по достижении
18-летнего возраста; граждане бывшего СССР, проживающие на территориях
государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания
на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31
декабря 2000 года заявят о своем желании, приобретет и гражданство Российской
Федерации. Но Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что этот
пункт в Законе о гражданстве Российской Федерации противоречит Конституции
Российской Федерации, поскольку неопределенность содержания данной нормы и её
понимание в правоприменительной практике не исключает распространения
процедуры приобретения российского гражданства в порядке регистрации на лиц,
состоявших в гражданстве Российской Федерации по рождению.
Кроме выше перечисленных лиц путем регистрации гражданство приобретают лица
без гражданства, на день вступления в силу Закона постоянно проживающие на
территории Российской Федерации или других республик, непосредственно
входивших или входящих в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991
года, если в течение 1 года после вступления в силу закона заявят о своем
желании приобрести гражданство Российской Федерации; иностранные граждане и
лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или
хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояло в
российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного
года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести
гражданство Российской Федерации.
Рассмотренные выше основания приобретения гражданства Российской Федерации
связаны с наличием особых условий для этого. Они касаются, так или иначе,
форм причастности в настоящем или прошлом к российскому гражданству.
Следующим основанием является прием в гражданство. Таким правом может
воспользоваться дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не
состоящее в гражданстве Российской Федерации. Этот человек может
ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации независимо от
происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности,
пола, образования, зыка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации является
постоянное проживание на территории Российской Федерации: для иностранных
граждан и лиц без гражданства - 5 лет или 3 года непрерывно перед обращением
с ходатайством. Значительно ниже аналогичных сроков в других республиках (10
лет - в Молдавии) или западных странах (Швейцария - 12 лет, Дания - 7 лет
и.д.).
В современных условиях международных конфликтов и постоянно нарастающего в
России потока беженцев, гуманным представляется и правило сокращения вдвое
установленных сроков применительно к беженцам. В Дании, например, беженцы,
апатриды приобретают такое право через 4 года. Следует отметить, что условие
приема в гражданство сформулировано в Законе на широкой демократической
основе. Так, для беженцев, признаваемых таковыми Законом Российской
Федерации, договором Российской Федерации, сроки оседлости сокращаются вдвое.
Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным,
если лицо выезжало за пределы Российской Федерации для учебы или лечения не
более чем на три месяца.
Закон содержит перечень обстоятельств, которые облегчают прием в гражданство,
посредством сокращения установленных для проживания сроков вплоть до полного
снятия этих требований. Таковыми являются: состояние в гражданстве бывшего
СССР - в прошлом; усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской
Федерации; наличие достижений в области науки, техники и культуры, а также
обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для
Российской Федерации; наличие заслуг перед народами, объединенными в
Российскую Федерацию, в её возрождении, в осуществлении общечеловеческих
идеалов и ценностей; получение убежища на территории Российской Федерации;
состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой
линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению.
Вместе с тем, предусмотрены и основания, при наличии которых отклоняются
ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации. Это относится к тем
лицам, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя
Российской Федерации; состоят в партиях и организациях, деятельность которых
не совместима с конституционными принципами Российской Федерации, осуждены и
отбывают наказание в виде лишения свободы на действия, преследуемые по
законам Российской Федерации.
Основанием приобретения гражданства является также "восстановление в
гражданстве Российской Федерации".
В первые послевоенные годы (1946-1947 годы) эта форма широко использовалась
для восстановления в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а
также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории
отдельных стран.
В гражданстве Российской Федерации восстанавливаются в порядке регистрации:
лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с
усыновлением, установлением опеки или попечительства; лица, у которых
гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с изменением
гражданства родителей, в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста.
Бывшие граждане Российской. Советской Федеративной Социалистической
Республики, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного
волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской
Федерации. Так по Указу Президента Российской Федерации считают
восстановленными в гражданстве Российской Федерации бывших граждан Российской
Советской Федеративной Социалистической Республики, выехавших за пределы
России до 6 февраля 1992 года, утративших гражданство без их свободного
волеизъявления и возвратившихся на постоянное место жительства в Россию поле
6 февраля 1992 года.
Гражданство Российской Федерации может приобретаться в результате выбора
гражданства (оптации).
При изменении границы Российской Федерации в порядке, определенном
законодательством Российской Федерации, лица, проживающие на территории,
изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в
порядке и в сроки, определяемые международным договором Российской Федерации.
Лицам предоставляется право на выбор гражданства: либо оставление прежнего
гражданства, либо приобретение гражданства того государства, к которому
отходит данная территория.
К иным основаниям приобретения гражданства относятся усыновление, опекунство,
соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление
почетного гражданства и другое.
2.1 Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц.
В Законе о гражданстве Российской Федерации специальная глава посвящена
регулированию гражданства детей и родителей, опекунов и попечителей;
гражданства недееспособных лиц. Изменение гражданства детей при изменении
гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве
максимально полно учитывает интересы ребенка. Следует принять во внимание
желание детей, могущих в соответствующем возрасте делать сознательный выбор,
исключить состояние без гражданства у детей, и в возможных случаях сохранить
российское гражданство детей в их интересах.
В качестве общих положений устанавливается, что гражданство детей в возрасте
до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей от 14 до 18 лет
изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не изменяется при
изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. Для этих детей
для изменения гражданства согласия родителей не требуется.
Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство
Российской Федерации или у них прекращается гражданство, то соответственно
изменяется гражданство детей.
В случаях если оба родителя или единственный родитель проживающего на
территории Российской Федерации ребенка, над которым установлена опека или
попечительство гражданин Российской Федерации, выходит из гражданства
Российской Федерации и при этом не участвует в воспитании этого ребенка, то
ребенок по заявлению родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство
Российской Федерации.
Если один из родителей, не имеющих гражданства Российской Федерации,
приобретает его, то ребенку предоставляется гражданство Российской Федерации
по ходатайству родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации, и
при наличии согласия другого родителя.
В случаях, если гражданство Российской Федерации у одного из родителей
прекращается, а другой остается гражданином Российской Федерации, то ребенок
сохраняет гражданство Российской Федерации. По ходатайству родителя,
гражданство которого прекращается, и с письменного согласия родителя,
остающегося гражданином Российской Федерации, гражданство Российской
Федерации у ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено
иное гражданство.
На аналогичных подходах основывается и норма Закона о гражданстве детей при
усыновлении.
Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его
лицами, не состоящими в гражданстве Российской Федерации, сохраняет
гражданство Российской Федерации. Если усыновители или один из усыновителей
имеет иное гражданство, то по их ходатайству гражданство у усыновленного
ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное
гражданство.
В случаях, если ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации,
усыновляется гражданами Российской Федерации, супругами - ребенок становится
гражданином Российской Федерации. Если же ребенок усыновляется супругами,
один из которых состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является
лицом без гражданства, то он становится гражданином Российской Федерации. А
ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления
его супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а
другой состоит в ином гражданстве, становится гражданином Российской
Федерации по соглашению усыновления. При отсутствии такого соглашения ребенок
становится гражданином Российской Федерации, если он проживает на территории
Российской Федерации или если в ином случае он остается либо становится лицом
без гражданства.
Споры между родителями, опекунами или попечителями о гражданстве детей и
недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов
ребенка недееспособного.
2.2 Прекращение гражданства
Гражданство Российской Федерации может прекращаться по различным основаниям.
Главными являются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в
гражданство; выбор гражданства (оптация) при изменении государственной
принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным
международными договорами Российской Федерации; и по иным основаниям.
Выход из гражданства Российской Федерации является наиболее важным основанием
его прекращения.
Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: по ходатайству
гражданина Российской Федерации и в порядке регистрации, если у лица,
заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы
один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо
выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном
законом порядке и отсутствием препятствий предусмотренных законом [15, c.
34].
В прежнем союзном законодательстве предусматривалось только одно основание
для выхода из гражданства - лишь по ходатайству лица.
Ходатайство о выходе из гражданства Российской Федерации может быть
отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не
связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой
помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или
юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности
перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом. Существуют
также такие обстоятельства, которые исключают возможность выхода из
гражданства. Выход не допускается: после получения повестки о призыве на
военную или альтернативную службу и до ее окончания; если гражданин,
ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в
качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении его имеется
вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор
суда.
Отклоненные ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или
отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть
мотивированы полномочными органами.
Основанием прекращения гражданства Российской Федерации является так же
отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации.
Решение о приеме в гражданство Российской Федерации отменяется в отношении
лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании
заведомо ложных сведения и фальшивых документов устанавливается в судебном
порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от
установленной законом ответственности.. Но существует оговорка, что отмена
решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на
супруга и детей лица, указанного выше, приобретавших гражданство Российской
Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, сто
гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем.
Кроме того, оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в
течение 5 лет после приема.
Глава 3. Порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ
При решении вопросов гражданства наряду с законами нашей страны подлежат
применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие вопросы
гражданства.
А если же международным договором Российской Федерации установлены иные
правила, чем те которые содержатся в Законе о гражданстве, применяются
правила, этого договора.
В отношении каждого человека, гражданство которого юридически оформляется
такими документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации,
каковыми являются удостоверения личности гражданина Российской Федерации, а
до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий
указание на гражданство лица [7, c. 18].
В 1997 году вышло постановление Правительства Российской Федерации об
учреждении образцов и описании бланков основных документов, удостоверяющих
личность гражданина Российской Федерации на территории страны и за её
пределами. Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния,
как рождение и смерть своего гражданина.
Реализация рассмотренных выше норм об основаниях прекращения и изменения
гражданства Российской Федерации требует правового регулирования.
Механизму реализации посвящена значительная часть Закона о гражданстве
Российской Федерации. На его основе принято "Положение о порядке рассмотрения
вопросов гражданства Российской Федерации", утвержденное Указом Президента
Российской Федерации. В последнем подробно определяется порядок рассмотрения
и решения вопросов гражданства.
Закон определяет, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и
их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим
делам.
Такими органами являются: Президент Российской Федерации, Комиссия по
вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Министерство
Внутренних Дел Российской Федерации, Министерство Иностранных дел Российской
Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения
Российской Федерации. Конституция устанавливает, что "Президент решает
вопросы гражданства Российской Федерации".
Закон о гражданстве раскрывает полномочия Президента. К ним относятся решения
по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации, восстановление в
гражданстве Российской Федерации, разрешение на выход из гражданства,
разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство
другого государства, отмена решения о приеме в гражданство, предоставление
почетного гражданства.
По всем этим вопросам Президент издает указы. Подготовительную работу ведут
все другие государственные органы.
Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации -
образуется Президентом и является государственным органом Российской
Федерации, ведающим делами российского гражданства.
Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения
по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения
комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми её членами,
участвовавшими в заседании.
При рассмотрении ходатайств и представлений комиссия всесторонне оценивает
доводы заявителя, содержание представления, заключение государственных
органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и
надлежащим образом оформленные свидетельские показания. Комиссия учитывает
мнение компетентных органов республики, если дело касается гражданства,
затрагивающего интересы республик в составе Российской Федерации. Комиссия
вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и
материалы государственных органов, которые представляют необходимую
информацию.
Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов
гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной власти. К ним
относятся Министерство Внутренних Дел и его органы, а также Министерство
иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.
В их функции входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства;
проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с
документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской
Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации;
осуществление регистрации приобретения и прекращения гражданства Российской
Федерации в предусмотренных Законом случаях.
Распределение компетенции по вопросам гражданства Российской Федерации внутри
системы органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается
постановлением Президента Российской Федерации. Полномочия Министерства
иностранных Дел Российской Федерации, дипломатические представительства и
консульские учреждения Российской Федерации имеют компетенцию, аналогичную
Министерству внутренних дел. Но к их функциям прибавляется ведение учета
граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской
Федерации.
Производство по делам о гражданстве также освещено в Законе. В этой части
Закона определяются порядок, подача, форма, порядок оформления, сроки подачи
и оформления, сроки подачи и рассмотрения заявлений и ходатайств по вопросам
гражданства Российской Федерации.
Заявления о регистрации изменения гражданства подаются в органы внутренних
дел Российской Федерации по месту жительства заявителя, а лицами,
проживающими за пределами Российской Федерации, в соответствующие консульские
учреждения, или дипломатические представительства.
Ходатайства подаются на имя Президента Российской Федерации через органы
внутренних дел. Заявления и ходатайства подаются в письменном виде. Согласие
заинтересованных лиц на приобретение: прекращение, сохранение или изменение
гражданства должно иметь письменную форму. Подпись под документами
удостоверяется нотариально. Если заявитель не может подписать заявление или
ходатайство по неграмотности или в силу своих физических недостатков, оно по
его просьбе подписывается другим лицом, о чем делается соответствующая
нотариальная запись.
Оформление заявления ли ходатайства производится органом внутренних дел по
месту жительства при личном обращении заявителя, или через дипломатические
представительства и консульские учреждения. При наличии надлежащим образом
оформленных документов, удостоверяющих невозможность личного обращения
заявителя, орган внутренних дел, дипломатические представительства,
консульское учреждение Российской Федерации обязаны оформить материалы о
гражданстве по заявлению их ходатайству, переданному через другое лицо либо
направленному по почте. В этом случае подпись под заявлением или ходатайством
должна быть удовлетворена нотариально.
При подаче заявления или ходатайства по вопросам гражданства Российской
Федерации уплачивается государственная пошлина, размер которой
устанавливается законом Российской Федерации. Малообеспеченные лица
освобождаются от уплаты госпошлины полностью или частично в порядке,
установленном законом Российской Федерации.
Органы внутренних дел, либо дипломатические представительства выносят свое
мотивированное заключение, а при необходимости составляют представления,
которые направляются в Комиссию по вопросам гражданства Российской Федерации.
Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства не должен превышать 6
месяцев, а ходатайств - 9.
Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть, по
просьбе заявителя, восстановлен в Комиссии по вопросам гражданства Российской
Федерации.
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со
дня принятия решения полномочными органами или издания указа Президента
Российской Федерации.
Исполнение решений по делам о гражданстве в отношении лиц, проживающих на
территории Российской Федерации, возлагается на Министерство внутренних дел и
его соответствующие органы, а в отношении лиц, проживающих за пределами
Российской Федерации, на Министерство иностранных дел, дипломатические
представительства и консульские учреждения.
Лицам, которые приобрели гражданство, выдается удостоверение личности
гражданина Российской Федерации, а в консульствах - паспорта гражданина
Российской Федерации с соответствующей отметкой. В документах детей, не
достигших 16 лет, делается запись о принадлежности к гражданству Российской
Федерации.
Контроль за исполнением решения по вопросам гражданства Российской Федерации
осуществляется комиссией при Президенте и другими полномочными органами в
соответствии с их компетенцией. Решение полномочного органа в отказе от
регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации
либо о принадлежности к гражданству Российской Федерации могут быть
обжалованы в месячный срок в суде.
Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства нарушение
сроков рассмотрения заявлений и ходатайств, а также другие действия
должностных лиц полномочных органов, нарушающие порядок рассмотрения дел о
гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской
Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке в порядке
подчиненности должностному лицу, либо в суде. Лица, постоянно проживающие за
пределами Российской Федерации, обжалуют неправомерные действия должностных
лиц в дипломатических представительствах или консульствах.
Заключение
Рассмотрев вышеизложенные принципы гражданства Российской Федерации,
основания для приобретения, изменения или прекращения гражданства, органы,
регулирующие решение вопросов, связанных с гражданством, можно сделать вывод,
что наиболее важной составной частью института, составляющего основы
правового статуса личности, которые утверждены в действующей Конституции
Российской Федерации, является совокупность норм, регулирующих именно
гражданство.
Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные
исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве,
принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выводим гражданство как один из
элементов правового статуса личности.
В нашей стране вопросы гражданства встают наиболее остро. В процессе движения
за обретение суверенитета, в ходе которого достичь его иногда пытаются любой
ценой, нарушаются, прежде всего, права и свободы некоренного населения,
проживающего на территории бывших союзных республик.
Все более тревожной становится практика деления граждан на своих и чужих.
Выдвигая заслон подобной практике, Россия подписала двусторонние соглашения с
Эстонией, Латвией, Украиной и другими суверенными государствами. В рамках
соглашения о создании СНГ специально указывается, что Договаривающиеся
стороны гарантируют своим гражданам независимо от национальности или иных
различий равные права и свободы. Каждая из Сторон гарантирует гражданам
других сторон, а так же лицам без гражданства права и свободы в соответствии
с общепринятыми международными нормами о правах человека.
Наиболее важный принцип, который до этого не утверждался ни в одном советском
законе - права двойного гражданства. Ранее это право отвергалось.
Но в то же время государства по возможности стремятся ограничить его
представления, дабы избежать возникающих при наличии двойного гражданства
правовых коллизий. Наличие двойного гражданства ведет за собой ряд
трудностей, потому что один из острых вопросов, связанных с регулированием
гражданства. В международной практике эти вопросы регулируются путем
заключения международных и межгосударственных договоров и предоставления
лицам с двойным гражданством режима наибольшего благоприятствования.
По-разному этот вопрос решается в бывших союзных республиках. В большинстве
(Киргизия, Азербайджан, Молдова, Эстония, Литва) двойное гражданство не
допускается. Украина и Беларусь, напротив, его признают, а Грузия оставляет
вопрос открытым.
Занятая Российской Федерацией позиция, продиктованная особенностями её
исторического, демографического и политического развития, а равно и
национально-психологическими факторами представляется вполне взвешенной и
демократической. Тем самым юридически утверждается принцип непрерывности
российского гражданства, его открытости для всех сограждан, разбросанных
волею судеб по белу свету, и всех желающих приобщиться к её духовному,
культурным и человеческим ценностям и пользоваться её юрисдикцией.
В этом отношении подчеркнем и особо важное значение, которое имеет
установленный законом судебный порядок обжалования всех решений, связанных с
приобретением, прекращением, принадлежностью к гражданству Российской
Федерации, а также процессуальные действия должностных лиц при рассмотрении
заявлений по вопросам гражданства. Таким образом, при малейших нарушениях
данного закона заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в суд.
Предусмотренный механизм обеспечивает эффективность закона и защиту прав
человека.
Действующая Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской
Федерации - являются основными демократическими источниками, в которых
заключены нормы, регулирующие устойчивую правовую связь человека с
государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и
ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных
прав и свобод человека. Помимо этого государство также защищает гражданские
права человека: личные, экономические, социальные и другие. Такие права
закреплены в Конституции Российской Федерации как основополагающие принципы
правового демократического государства.
Развитие института гражданства, норм, которые регулируют вопросы, связанные с
этим, повлечет за собой немало проблем. Особенно остро это будет
осуществляться в России, в связи с ее исторически - политическим прошлым и не
менее кризисным в политическом плане настоящем.
Не на должном уровне развиты связи, регулирующие вопросы гражданства со
странами ближнего и дальнего зарубежья, что может повлечь за собой нарушение
статьи 61 части 2 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует своим
гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Таким образом, государство не в праве допускать нарушения закрепленных в
Конституции Российской Федерации демократических принципов, а в частности,
связанных с гражданством, так как нарушают свою демократическую основу. Во
избежание этого, государство должно вести политику, направленную на
поддержание не только общедемократических принципов, но и вопросов,
касающихся гражданства, путем создания нормативно-правовых актов, федеральных
законов и международных договоров.
Итак, гражданство является одним из основных показателей здоровья всего
государства. Из этого следует, что защита и развитие этого института есть
обязанность не только государства, но и человека.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.:
Центральная избирательная комиссия РФ, 1993.
2. Конституция РФ: Комментарий. – М.: Юридическая литература, 1994.
3. Комментарий к Конституции РФ. – м.: БЕК, 1994.
4. Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г., №
1948-1, с изменениями от 17 июня 1993 г., № 5206-1. – М.: Дом Советов, 1993.
5. Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. //
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. - № 6. –
с.37-44.
6. Федеральный закон «О внесении изменений в закон РФ «О гражданстве
Российской Федерации» от 26 февраля 1995 г. // Российская газета. – 1995, 9
февраля.
7. Положение о порядке рассмотрения вопроса о гражданстве РФ // Собрание
актов Президента и Правительства РФ, 1994, № 4, ст. 302.
8. Положение о паспорте гражданина РФ // Собрание законодательства РФ.
1997, № 28. Ст. 3444.
9. Положение о комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ от 13
августа 1998 г. // Российская газета. 1998, 17 августа.
10. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от
12 февраля 1997 г. «О проверке наличия двойного гражданства у граждан РФ,
занимающих государственные должности» // Собрание законодательства РФ. 1997,
№ 181. Ст. 1029.
11. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от
14 марта 1997 г. «Об утверждении образцов и описании бланков основных
документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ / Собрание
законодательства РФ, 1997, № 298. Ст. 53.
12. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке
конституционности пункта «2» ст. 18 Закона РФ «О гражданстве РФ» в связи с
жалобой А.Б. Смирнова от 16.05.1996 г. // Вестник Конституционного Суда РФ,
1996. № 3, с. 32-34.
13. Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. «Об
учреждении состава комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ» //
Собрание законодательства РФ, 1997. № 9, № 941. Ст. 106.
14. Устав Союза Беларуси и России // Российская газета. 1997 г., 24
мая.
15. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. – м.: Юрист, 1994.
16. Гражданство и свобода передвижения. М.: БЕК, 1994.
17. Библер В. Граждане или подданные?: О конституционном проекте, но
не только о нем // Мегаполис-Экспресс, 1993, 4 августа. - с. 3.
18. Васильев В. Гражданство после распада СССР // Народный депутат,
1992, № 18. - с.15-17.
19. Ледых И. Комментарий закона «О гражданстве РФ» // Советская
юстиция, 1992, № 9. – с. 16-18.
20. Маликов М.К. Гражданство Российской Федерации и гражданство ее
субъектов // Государство и право, 1997, № 8. – с. 21-24.
21. Марышев Н.И. Комментарии к ст. 62 Конституции РФ. // Право и
экономика, 1994, № 23-24. – с. 13-16.
22. Марышев Н.И. Комментарии к ст. 61 Конституции РФ. // Право и
экономика, 1994, № 23-24. – с. 10-12.
23. Масевич М.Г. Комментарии к ст. 60 Конституции РФ. // Право и
экономика, 1994, № 23-24. – с. 6-9.
24. Сукало А.Е. Комментарии к ст. 6 Конституции РФ. // Право и
экономика, 1994, № 9-10. – с. 5-7.
Страницы: 1, 2
|