Рефераты

Курсовая: Договор перевозки грузов автомобильным транспортом

Курсовая: Договор перевозки грузов автомобильным транспортом

Мурманский Государственный Технический Университет

Курсовая работа по предмету:

«Гражданское право»

на тему:

«ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ»

Выполнен студентом

группы «Международное право»

Серкина А. С.

Проверил:

Максимец Л. Г.

Мурманск

2003 год

Оглавление

Введение. 3

2. Понятие и порядок заключения договора. 5

2.1. Понятие договора. 5

2.2. Порядок заключения договора. 11

2.3. Условия договора. 15

3. Права и обязанности по договору. 17

3.1. Права и обязанности перевозчика груза. 18

3.2. Права и обязанности клиента. 21

3.3. Расчеты по договору перевозки груза. 23

4. Ответственность сторон по договору. 25

4.1. Понятие ответственности и ее виды.. 25

4.2. Ответственность клиента. 27

4.3. Ответственность перевозчика. 27

5. Заключение. 30

6. Список литературы.. 32

7. Приложения. 34

Введение

Любая отрасль Российского права регулирует определенные правоотношения. В

частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских

правоотношений, т.е. имущественных и связанных с ними личных неимущественных

прав. Всякое правоотношение возникает вследствие юридических фактов. В

Гражданском Кодексе в ч.1 ст.8 содержится перечень юридических фактов - как

оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

В свою очередь все юридические факты можно подразделить на правомерные и

неправомерные действия граждан и юридических лиц, а также события. К

правомерным действиям граждан, направленным на возникновение, изменение,

прекращение гражданского правоотношения относят, к примеру, сделки,

предусмотренные законом, а также не предусмотренные законом, но не

противоречащие ему.

Договор представляет собой одно из самых уникальных правовых средств, в

рамках которого интерес каждой стороны, в принципе, может быть удовлетворён

лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны. Это и порождает

общий интерес сторон в заключении договора и его надлежащем исполнении.

Поэтому именно договор, основанный на взаимозаинтересованности сторон,

способен обеспечить такую организованность, порядок и стабильность в

экономическом обороте, которых нельзя добиться с помощью самых жёстких

административно-правовых средств.

Договор - это наиболее оперативное и гибкое средство связи между

производителем и потребителем, изучения потребности и немедленного

реагирования на них со стороны производства. В силу этого именно договорно-

правовая форма способна обеспечить необходимый баланс между спросом и

предложением, насытить рынок теми товарами, которыми нуждается потребитель.

Эти и многие другие качества договора с неизбежностью обуславливают усиление

его роли и расширение сферы применения по мере перехода к рыночной экономике.

В связи со всем перечисленным понятно, почему теме гражданско-правовых

договоров уделяется много внимания и в гражданском кодексе и в юридической и

учебной литературе.

Договор является основным документом, определяющим права и обязанности сторон,

заключивших его.[1][1]

В условиях нарождающегося рынка, когда решение большинства вопросов,

касающихся регулирования отношений сторон в процессе их хозяйственной и

финансовой деятельности, отнесено законодателем к компетенции самих

хозяйствующих субъектов, особое значение для последних приобретают договоры

купли - продажи и договоры поставки.

Следует отметить, что легального определения договора в Гражданском Кодексе

1964 года не было, и, соответственно, новый действующий Гражданский Кодекс

ввел такое понятие впервые. Также подраздел 2 ГК РФ введен впервые. Введение

новых норм обусловлено тем, что договор является в нынешних условиях рыночной

экономики основным юридическим фактом, из которого возникают

обязательственные правоотношения.

Однако не всякое соглашение само по себе составляет договор, - таковым

признается лишь соглашение, вытекающее из намерения участников породить те

или иные гражданско-правовые последствия. Поэтому можно сделать вывод о том,

что всякий договор может быть признан соглашением, но не всякое соглашение

может быть признано договором.

В данной дипломной работе мы рассмотрим особенности договора перевозки груза

автомобильным транспортом.

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, жи­вущую

по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфи­ческих

услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространст­ве.

Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов

материального мира).

Ее ценность в том экономическом эффекте который создается в результате

перемещения груза, пассажира и багажа в со­гласованное место. Поэтому

отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном

перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них

принимают участие два субъекта: транс­портная организация (владелец

транспортного средства) и лицо, заинтересован­ное в транспортировке. Будучи

урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-

правовых.

В работе мы со всех сторон постараемся осветить следующие вопросы:

· Понятие и порядок заключения договора

· Права и обязанности сторон по договору

· Ответственность сторон по договору

При написании дипломной работы использовалась учебная литература, нормативные

акты, статьи из периодических изданий.

2. Понятие и порядок заключения договора

2.1. Понятие договора

Теме гражданско-правового договора необходимо уделить самое пристальное

внимание, так как подавляющее большинство правоотношений бизнесмена объективно

складывается в сфере действия гражданского права, а практически все разделы и

главы ч.1, 2 ГК РФ имеют прямое отношение к регулированию договора. Заключая

различные договора с целью систематического извлечения прибыли, деловой человек

неминуемо рискует своим капиталом, имуществом, честным именем, а следовательно,

и своим будущим. Залогом успешной реализации своих прав и обязанностей,

связанных с предпринимательской деятельностью, служит глубокое знание правовой

базы договорных отношений.[2][2]

Обязательственные правоотношения, устанавливающие юридически обязательные

взаимосвязи участников, возникают, в частности, из заключенных ими договоров.

В ГК РФ договор определяется как соглашение двух или нескольких лиц об

установлении, изменении или прекращении гражданских прав или обязанностей

(т.е. двух - или многосторонняя сделка). (Ст.420 ГК РФ).

Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный

законом или иными правовыми актами, но не противоречащий существующему

законодательству. К договорам применяются правила о двух - и многосторонних

сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ (ч.2 ст.420). К обязательствам,

возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах

(ст.307-419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы (гл.27) и

правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе (ГК

РФ). (п. З ст.420)[3][3].

Так как тема данного дипломного проекта “Договор перевозки груза

автомобильным транспортом”, то немного подробнее рассмотрим данный вид

договоров.

Одной из форм, с помощью которой регулируются взаимоотношения сторон в

процессе организации перевозок грузов, является договор об организации

перевозок грузов. Ранее подобные договоры применялись при взаимоотношениях

грузоотправителей с транспортными предприятиями под разными наименованиями и

регулировались в транспортных уставах (например, годовой договор на

автомобильном транспорте).

Следует отметить, что система длительных (долгосрочных) договоров получила

широкое распространение на транспорте в начале тридцатых годов, когда рядом

постановлений Правительства было предусмотрено заключение органами транспорта

и их клиентурой прямых договоров на перевозку грузов.

Применение таких договоров в тот период и их роль на отдельных видах

транспорта были несколько различны, но их заключение преследовало одну цель,

урегулировать такие взаимоотношения сторон, которые, учитывая специфику

отдельных видов транспорта, не получили достаточного нормативного разрешения,

а также обеспечить выполнение плана перевозок. Поэтому там, где

взаимоотношения сторон по перевозке грузов детально регулировались в

нормативном порядке, такие договоры не применялись.

Напротив, на автомобильном и речном транспорте, где перевозки грузов (при

большом их объеме) не были достаточно детализированы, заключение таких

договоров было необходимым средством урегулирования взаимоотношений сторон по

организации и выполнению перевозок грузов.[4]

[4]

Статья 798 ГК РФ предусматривает, что перевозчики и грузовладельцы при

необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать

долгосрочные договоры об организации перевозок, в которых определяются

объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и

предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия

организации перевозок. В этих договорах может быть установлена и

ответственность за нарушение предусмотренных в них обязательств.

Основная цель подобных договоров на различных видах транспорта -

урегулировать в ходе перевозочного процесса такие взаимоотношения сторон,

которые не получили достаточного нормативного разрешения, а также

способствовать выполнению перевозочного процесса на данный период. Благодаря

заключению долгосрочного договора об организации перевозок обеспечивается

четкая координация деятельности всех участников транспортного процесса:

грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя.

Рассмотрим подробнее один из видов договоров перевозки грузов -договор

экспедиции.

При перевозке грузов возникает необ­ходимость выполнения целого комплекса

вспомогательных операций, свя­занных с отправкой и получением грузов: в

частности, их упаковка, марки­ровка, погрузка и выгрузка, доставка на станцию

(в порт) отправления или со станции (порта) назначения на склад получателя и

др. При эпизодических перевозках эти операции могут выполнить сами

грузоотправители и грузо­получатели. В случаях, когда поток отправляемых или

прибывающих в ад­рес того или иного лица грузов достигает значительных

размеров, самостоя­тельное выполнение указанных операций становится

обременительным и экономически неоправданным. С большей эффективностью это

могут де­лать лица, специально подготовленные и уполномоченные на такую

дея­тельность. Они выступают в качестве посредников между перевозчиками и их

клиентурой. Такая деятельность по обслуживанию клиентуры транспорт­ных

организаций называется экспедиционной (от лат. expeditio — отправле­ние).

Договор экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с

оказанием транспортных услуг. Этим определяется сфера его применения и функции

его субъектов (экспедитора и клиента). Он использу­ется там, где возникают

отношения по грузовой перевозке. Смысл этого до­говора в том, чтобы освободить

отправителей и получателей от выполнения не свойственных им операций по

организации и сопровождению грузоперевозочного процесса. Соответственно

основная функция, возлагаемая на экс­педитора, состоит в том, чтобы по

поручению клиента отправлять или полу­чать грузы, а также оказывать иные

сопутствующие этому услуги.[5][5]

Договор транспортной экспедиции определяется как соглашение, в силу которого

одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой

стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или

организовать выполнение определенных договором экспеди­ции услуг, связанных с

перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).

Договор экспедиции является взаимным и возмездным. Он может быть либо

консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг,

либо реальным, когда он выполняет их с вверенным ему грузом (в частности,

когда экспедитором выступает перевозчик). По своему содержанию он сходен с

рядом других договоров о представительстве. Экспедитор оказывает определенные

услуги клиенту, в чем обнаруживается сходст­во с такими договорами, как

поручение, комиссия, агентирование, возмездное оказание услуг. Однако

предметом последних является совершение лю­бых сделок и действий, в том числе

вовсе не относящихся к транспортной де­ятельности.

В отличие от этого экспедиция предполагает оказание услуг непосредственно

связанных с перевозкой груза. Поэтому экспедиция не мо­жет рассматриваться как

разновидность одного из названных договоров или их конгломерат.

[6][6]

Напротив, в п. 2 ст. 779 ГК РФ прямо указывается, что правила главы 39 о

возмездием оказании услуг не распространяются на экспедици­онные услуги. В то

же время не исключена возможность субсидиарного при­менения норм о поручении,

комиссии и агентировании к транспортной экс­педиции. Ранее такая возможность

была прямо предусмотрена ст. 105 Основ гражданского законодательства 1991 г.,

которая допускала использование норм о поручении, когда экспедитор действовал

от имени клиента, и догово­ра комиссии, когда он действовал от собственного

имени. В настоящее вре­мя ст. 801 ГК косвенно подтверждает такую возможность

путем указания на право экспедитора заключать договор перевозки от имени

клиента или от собственного имени. Кроме того, любая из сторон договора

экспедиции вправе отказаться от его исполнения, что также характерно для

поручения, комиссии и агентирования как личных сделок (ст. 806, 977, 1002,

1010 ГК РФ). Таким образом, экспедицию следует рассматривать как особую

разновид­ность сделки о представительстве.

Между договором перевозки и экспедиции также существует внутрен­няя связь,

обусловленная производностью транспортно-экспедиционных ус­луг от перевозки.

Зачастую обязанности экспедитора могут быть прямо воз­ложены на перевозчика

(п. 2 ст. 801 ГК РФ). В этом случае перевозчик не вправе заключать договор

перевозки от собственного имени, но может выступать в качестве коммерческого

представителя иной стороны (п. 3 ст. 182 ГК РФ). Кро­ме того, при

использовании в качестве экспедитора самого перевозчика мо­гут сложиться две

ситуации.

В одной из них перевозчик выступает экспеди­тором по отношению к другому лицу

(например, другому перевозчику) и правила об экспедиции применяются без

каких-либо изъятий. В другой — перевозчик становится экспедитором по отношению

к собственной перевозке. В последнем случае экспедиция накладывается на

перевозку, имея одинаковый субъектный состав в двух обязательствах. Это

сказывается на ответственности сторон, сроках давности и других условиях

исполнения обоих договоров.[7][7]

ГК РФ впервые выделил договор транспортной экспедиции в отдельную главу, хотя

и раньше самостоятельная природа этого обязательства не под­вергалась

серьезным сомнениям. Нормы, содержащиеся в этой главе, имеют самый общий

характер, поэтому в соответствии с п. 3 ст. 801 ГК РФ должен быть принят

специальный закон о транспортно-экспедиционной деятельности. В его отсутствие

сохраняют силу правила действующих транспортных уста­вов и кодексов,

посвященные экспедиции.

Более подробной регламентации подверглась экспедиционная деятельность

автомобильного транспорта, наиболее часто выступающего экспедитором ввиду

своей специфики. В УАТ содержится особая глава об экспедиции (раз­дел VIII).

Кроме того, существуют специальные документы ведомственного и

межведомственного характера (правила транспортно-экспедиционного

об­служивания). Они сохраняют силу в части, не противоречащей главе 41 ГК РФ.

К вопросам, не имеющим в настоящее время специального нормативно­го

разрешения, могут применяться общие положения обязательственного права, а

также упомянутые выше нормы глав 49, 51, 52 ГК РФ.

Элементы договора.

Субъектами договора экспедиции являются кли­ент — сторона, которой оказываются

услуги, и экспедитор — сторона, ко­торая оказывает услуги клиенту. Клиентами по

договору могут быть любые лица (прежде всего отправитель и получатель груза, а

также его собствен­ник), заинтересованные в получении экспедиционных услуг. В

качестве экс­педитора может выступать только предприниматель (коммерческая

органи­зация или физическое лицо), получивший лицензию на осуществление

транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитором может быть как

специализированная организация (иное лицо), так и обычный перевозчик (например,

структурное подразделение транспортного предприятия). Как и в договорах

поручения, комиссии и агентирования, экспедитор вправе при­влечь к исполнению

своих обязанностей других лиц, если иное не предус­мотрено договором

экспедиции. При этом экспедитор не слагает с себя от­ветственности за

исполнение договора третьим лицом, на которое возложе­но исполнение (ст. 403,

805 ГК РФ).[8][8]

Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, свя­занные с

перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными. Они делятся на

основные (по организации перевозок, включая заключение договора перевозки) и

дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся

транспортировки груза. Договор может быть заклю­чен на полное или частичное

транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор

принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада

отправителя на склад получателя (“от склада до склада”). При частичном

обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением

или получением груза. И в том и в другом случае к основным услугам могут быть

добавлены дополнитель­ные.

Форма договора транспортной экспедиции—простая письменная (ст. 802 ГК РФ).

Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании

договора присоединения (ст. 428 ГК РФ). Клиент должен выдать экспедитору

доверенность, если она необходима для выполнения его обя­занностей (в

частности, в том случае, когда экспедитор действует от имени

клиента).

Срок, на который заключается договор экспедиции, определяется харак­тером

взаимоотношений сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений,

требующих однократного совершения каких-либо операций (на­пример, отправки или

получения партии груза), заключаются разовые дого­воры экспедиции. Отношения

сторон в этом случае могут оформляться пу­тем подачи клиентом заявки и принятия

ее к исполнению экспедитором. При наличии постоянной потребности в

транспортно-экспедиционном обслужи­вании заключаются длительные договоры.

[9][9]

Цену договора транспортной экспедиции составляет вознаграждение экспедитора.

Оно определяется по соглашению сторон. В ряде случаев мо­гут использоваться

установленные экспедитором тарифы и таксы, т. е. сис­тема ставок за

выполнение тех или иных операций. Вознаграждение, упла­чиваемое экспедитору,

следует отличать от компенсации расходов, понесен­ных последним при

осуществлении своей деятельности (по внесению про­возной платы, платы за

разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хра­нение груза и пр.).

Содержание договора экспедиции образуют права и обязанности его сторон.

Содержание и объем обязанностей экспедитора зависят от потреб­ностей клиента.

Как отмечалось, можно выделить выполняемые им основ­ные обязанности

(операции, услуги), имеющие общее значение, и дополни­тельные обязанности,

обусловленные индивидуальными особенностями конкретного договора.

Содержание основных обязанностей предопределе­но самой сущностью договора.

Они включают следующие операции:

· орга­низация перевозки груза определенным видом транспорта и по

маршрут выбранному клиентом или экспедитором;

· заключение договора перевоз­ки груза от своего имени или от имени

клиента;

· обеспечение отправки груза и его получения в согласованном месте;

· осуществление иных опера­ций, непосредственно связанных с перевозкой

(п. 1 ст. 801 ГК РФ).[10][10]

При этом экспедитор может выполнять не только собственно экспедиционные

функции, но и обязанности перевозчика. В последнем случае на его отношения с

клиентом распространяются правила о перевозке, включая размер

ответст­венности, сокращенный срок исковой давности и др.

В числе дополнительных обязанностей экспедитора могут быть упомя­нуты:

· получение требующихся для экспорта и импорта документов

(сер­тификатов, санитарных свидетельств и иных разрешений и др.);

· выполне­ние таможенных и иных формальностей (оформление грузовых

таможенных деклараций и пр.);

· проверка количества и состояния груза;

· погрузка и выгрузка груза силами экспедитора;

· сопровождение груза в пути;

· упла­та пошлин, сборов и иных расходов, возлагаемых на клиента;

· хранение груза в пункте назначения;

· выполнение иных операций и услуг, предус­мотренных договором.[11][11]

Перечень дополнительных операций, которые могут осуществляться экспедитором,

не является исчерпывающим. Причем к чис­лу подобных услуг могут относиться и

действия, формально не связанные с перевозкой, но относящиеся к ней в

контексте особых договоренностей меж­ду клиентом и экспедитором (например,

подготовка контракта с перевозчи­ком и т. п.).

В конкретных договорах экспедиции круг основных и дополнительных обязанностей

экспедитора может быть различным. Типичными, однако, яв­ляются следующие

операции:

· представление перевозчику заявок клиента;

· проверка правильности заполнения клиентом транспортных документов,

получение разрешения на завоз груза к отправлению;

· приемка груза на складе клиента, доставка и сдача его транспортным

организациям;

· оплата за клиента провозных платежей;

· заключение договоров перевозки;

· уве­домление клиента о прибытии груза;

· раскредитование перевозочных до­кументов на прибывший груз;

· приемка груза на станциях (пристанях, пор­тах) и их доставка клиенту;

· участие в составлении коммерческих актов при не сохранности груза.

[12][12]

Кроме того, при транспортной экспедиции внеш­неторговых грузов экспедитор

обычно принимает на себя обязанности по оформлению договоров страхования

груза, оплачивает таможенные и иные пошлины и сборы, оформляет грузовую

таможенную декларацию, осущест­вляет хранение груза и др

Прекращение договора экспедиции осуществляется по общим правилам путем его

надлежащего исполнения и в иных случаях, установленных зако­ном. Особенностью

данного договора, как и иных договоров о представи­тельстве, является

возможность одностороннего отказа от его исполнения Любая из его сторон вправе

сделать это, предупредив об этом своего контр­агента в разумный срок Такой срок

может быть установлен и в самом дого­воре экспедиции. Неблагоприятным

последствием одностороннего отказа является возмещение отказавшейся от договора

стороной другой стороне убытков, вызванных его расторжением (ст. 806 ГК РФ).

[13][13]

2.2. Порядок заключения договора

Законодательство предусматривает три основные стадии заключения договора,

которые являются общими для различных видов договоров и вступающих в

отношения субъектов: направление одной стороной предложения заключить договор

(“оферту”, письменно или устно), рассмотрение другой стороны оферты и дача

ответа о принятии предложения (“акцепт”) получение акцепта стороной,

направившей оферту.

Согласно ст.433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения

лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача

имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего

имущества (ст.224 ГК РФ).[14][14]

Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с

момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Как мы видим, пункт 2 ст.433 ГК РФ для определения момента заключения

реального договора отсылает нас к ст.224 ГК РФ , где указывается, что

передачей имущества является не только его вручение соответствующему лицу, но

также и сдача транспортной организации либо организации связи для доставки

адресату. К передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного

товарораспорядительного документа.

При заключении требующих государственной регистрации договоров (например,

сделки с землей или недвижимым имуществом) суд, как мы знаем, вправе по

требованию одной из сторон вынести решение о регистрации сделки, если другая

уклоняется от государственной регистрации договора. При этом сделка

регистрируется по решению суда. Момент заключения договора в подобных

ситуациях также должен определяться в соответствии с решением суда.

Договор перевозки груза заключают транспортная организация и грузоотправитель

(грузовладелец). Если после доставки в пункт назначения груз подлежит выдаче

самому отправителю, то круг участников обязательства перевозки этим и

ограничивается. Чаще все­го однако, в качестве грузополучателя указывается

третье лицо, которое яв­ляется контрагентом отправителя по договору

(купли-продажи и др.). Ему и должен быть выдан груз в пункте назначения

[15][15].

Договор перевозки груза определяется как соглашение, в силу которого

перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт

назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу

(получа­телю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза

установлен­ную плату (ст. 785 ГК РФ).

Из определения вытекает, что договор грузовой перевозки — взаимный и

возмездный. Он считается заключенным лишь после передачи груза пере­возчику

и, следовательно, относится к числу реальных договоров. Только на морском

транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтова­ния или чартером,

является консенсуальным.

Договор перевозки груза — строго формальный договор. Он всегда заключается в

письменной форме, причем часто с соблюдением обязательных реквизитов, которые

ус­тановлены законодательством.[16][16]

Как правило, договор перевозки груза носит публичный характер (ст. 789, 426

ГК РФ).

Однако для признания договора грузовой перевозки публичным требуется

соблюдение ряда условий.

Во-первых, в качестве перевозчика должна вы­ступать специализированная

коммерческая организация, осуществляющая перевозки транспортом общего

пользования.

Во-вторых, в соответствии с транспортным законодательством или лицензией эта

организация должна быть наделена функциями общественного возчика, обязанного

осуществ­лять перевозки по требованию всякого, кто обратится.

В-третьих, эта орга­низация должна быть включена в особый перечень лиц,

обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, который

подлежит обя­зательному опубликованию.

Для заключения договора применяется система единого документа предусмотренная

п. 2 ст. 785 ГК РФ . Заполнение и выдача такого документа имеет важное

доказательственное значение. В зависимости от вида докумен­та, служащего

оформлению перевозки, выделяются:

· система накладной применяемой практически на всех видах транспорта;

· система коносамен­та

· система чартера, применяемые обычно на морском транспорте.

В ряде случаев системы могут комбинироваться.

Порядок заключения договора перевозки зависит от его природы. За­ключение

реального договора приурочивается к моменту вручения перевоз­чику груза

вместе с сопроводительными документами. Если перевозка офор­мляется

консенсуальным договором фрахтования, он заключается в общем порядке,

предусмотренном для гражданско-правовых договоров.

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта на договоры

железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной

перевозки. По территориальному признаку они делятся на внут­ригосударственные

и международные. В зависимости от числа транспорт­ных организаций,

участвующих в транспортировке груза, выделяются дого­воры перевозки в

местном, прямом и прямом смешанном сообщении.

Мест­ной называется перевозка, осуществляемая одной транспортной

организа­цией, в рамках территориальных границ ее деятельности.

Перевозка, в которой по единому транспортному до­кументу участвуют несколько

транспортных организаций одного вида транспорта, именуется перевозкой в

прямом сообщении

Прямой смешанной признается перевозка, в которой участвуют не менее двух

видов транспорта, осуществляющих перевозку по единому документу,

составлен­ному на весь путь следования (например, перевозка груза из Санкт-

Петер­бурга в Волгоград с выполнением самим транспортом перевалки в Москве с

железной дороги на водный транспорт).

Порядок осуществления таких пере­возок определяется соглашениями между

организациями различных видов транспорта, которые должны заключаться на основе

специального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788

ГК)[17][17].

Предпри­ятия различных видов транспорта в таком случае заключают между собой

договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узло­вые

соглашения, договоры на централизованный завоз и вывоз грузов и пр.) в порядке,

установленном транспортным законодательством (ст. 799 ГК РФ).

[18][18]

Место заключения договора

Бизнесмену или человеку, достаточно часто соприкасающемуся с

предпринимательской деятельностью необходимо помнить, что большое юридическое

значение могут иметь самые различные стороны договорных правоотношений, такие

например, как место заключения договора.

Общее правило, закрепленное в ст.444 ГК РФ, на первый взгляд просто

регулирует этот аспект: если в договоре не указано место его заключения,

договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте

нахождения юридического лица, направившего оферту.

Однако, во избежание неоправданных трений и осложнений в возможных спорах по

договорам, рекомендуется место заключения договора указывать в его тексте.

Дело в том, что и место жительства гражданина, и место нахождения

юридического лица периодически изменяются, порой довольно часто. В силу

указанной причины для суда, да и для самих сторон спора часто оказывается

проблематичным определение такого места.

Особо важное значение правильное определение и фиксация места договора

начинает иметь при внешнеэкономической сделке. В этом случае место заключения

договора может стать фактором, определяющим право, подлежащее применению.

(ст.166 Основ Гражданского законодательства).

Оферта и акцепт

Из норм гражданского законодательства следует, что всякий договор заключается

посредством направления сторон и ее акцепта другой стороной.

Как уже отмечалось, оферта есть предложение заключить договор (ст.435 ГК РФ

), а акцепт- дача ответа о принятии этого предложения.

Оферта должна соответствовать нескольким требованиям: во-первых, оно должно быть

адресовано конкретному лицу (лицам); во- вторых, быть достаточно определенным;

в- третьих, должно свидетельствовать о намерении предлагающего заключить

договор; в- четвертых. оно должно содержать указание на существенные условия,

на которых предлагается заключить договор.

[19][19]

В п.2 ст.435 говорится, что оферта связывает направившее ее лицо с момента ее

получения адресатом. Это означает, что лицо, пославшее оферту, в случае

безоговорочного акцепта этого предложения его адресатом автоматически

становится стороной в договорном обязательстве. Оферта может считаться не

полученной лишь в том случае, если ее опередит или будет получено

одновременно с ней извещение об отзыве.

Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока,

установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не

вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно сделано

(ст.436 ГК РФ). Возможность отказа от сделанного предложения может также

вытекать из существа самого предложения или из обстановки, в которой оно:

было сделано.

Следует учитывать, что не всякое предложение вступить в договорные отношения

может быть признано офертой. Реклама и иные предложения, адресованные

неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если

иное прямо не указано в предложении (п.1 ст.437 ГК РФ).

[20][20]

Публичная оферта- это предложение неопределенному кругу лиц, включающее в

себя существенные условия будущего договора и явно выражающее волю лица,

делающего предложение.

Акцепт в свою очередь в любом случае должен быть полным и безоговорочным.

Наряду с письменным ответом, акцепт в соответствующих случаях может быть в

виде совершения фактических действий по выполнению условий договора,

указанного в оферте, произведенных в указанный для акцепта. В этом случае

отношения сторон будут признаны договорными, а действия сторон будут носить

характер выполнения обязательств по договору. (ст.438 п.3 ГК РФ).

В случае, если срок для акцепта в оферте определен обязательным условием

заключения договора является получение лицом, направившем оферту, извещения о

ее акцепте в срок установленный офертой (ст.440 ГК).

Когда в письменной оферте не определен срок для акцепта, договор считается

заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока,

установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не

установлен, - в течение нормально необходимого для этого времени. (п 1 ст.441

ГК РФ). В случае устной оферты без указания срока для акта, договор считается

заключенным, если другая сторона немедленно заявила об акцепте (п.2 ст.441 ГК

РФ).[21][21]

2.3. Условия договора

По характеру влияния законодательства на определение содержания обязательств

можно выделить такие условия договора как правилообразующие и юридико-

фактические. Правилообразующие условия вырабатываются субъектами

самостоятельно. Стороны свободны в определении условий договора, которые

формулируются по их усмотрению. В отдельных случаях закон может указывать на

возможность или целесообразность включения в договор таких условий, не

определяя, однако, их содержания. Принятые условия представляют собой

юридическую программу будущей деятельности участников договора. Под

юридико-фактическими понимают условия договора, воспринимаемые сторонами из

законодательных актов.[22][22]

Форма договора

Вопрос о форме договора (т.е. двух - или многосторонней сделки) рассмотрен в

общих чертах в п. 4.5.1.2. “Форма сделки отдельных вопросов осуществления

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты