Курсовая: Договор перевозки грузов автомобильным транспортом
предпринимательской деятельности.”[23]
[23]
Поэтому имеет смысл подробнее остановиться на наиболее значимых для делового
человека видах договоров.
Разграничение договоров может проводиться по различным основаниям. По
наиболее важному критерию - по содержанию регулируемой ими деятельности-
договора делят на имущественные и организационные.
Отличительной чертой имущественных служит направленность на получение
имущества или блага достигаемого исполнением обязательства (например, договор
мены). Организационные договора предназначены создать предпосылки
предусмотреть возможности для последующей предпринимательской или иной
деятельности. Во многих случаях субъекты должны на основании организационного
договора в дальнейшем заключать имущественные договоры.
Классификация договоров может проводиться по ряду других оснований. Очень важно
для делового человека усвоить деление договоров на возмездные и безвозмездные,
консенсуальные и реальные. Если по консенсуальному договору для возникновения
обязательства достаточно достижения между сторонами соглашения (консенсуса)
относительно условий, то в реальных договорах помимо соглашения требуется
передача вещей в натуре. Так, в п.1 ст.807 ГК РФ указано, что договор займа
считается заключенным с момента передачи денег или других вещей, т.е. является
реальным.[24][24]
Особенность возмездного договора в том, что сторона, исполняющая свои
обязанности, должна получить за это от другой стороны плату или иное
встречное представление. Иными словами, суть такого обязательства в том, что
каждая из сторон по договору имеет право требования к другой стороне, но
одновременно несет перед ней и определенные обязанности. При этом каждая из
сторон считается должником другой стороны в том, что она обязана сделать в ее
пользу, и в то же время ее кредитором в том, что имеет право от нее
требовать. (характерный пример-договор банковского вклада).
При безвозмездном договоре одна из сторон, на которой лежит обязанность
предоставить что-либо другой стороне, является исключительно должником, а
другая сторона - кредитором (так, в договоре дарения даритель всегда должник,
а одаряемый - кредитор).
В п. 3 ст.423 ГК РФ сформулировано правило согласно которому договор
предполагается возмездным, то есть если иное не вытекает из закона / иных
правовых актов, содержания или существа договора, считается, что сторона,
передавшая другой стороне товары, выполнившая работу, оказавшая услуги,
вправе требовать от этой стороны соответствующую плату - презумпция
возмездности гражданско-правового договора.
Статьей 433 ГК РФ установлено, что:
1. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения
сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная
форма.
Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он
считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом
для договоров данного вида такая форма не требовалась. в п. З говорится, что
письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение
заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. З ст.438 ГК
(соответствует правилам акцепта). Основные условия договора:
В договорах надлежит различать группу существенных (основных) условий.
Согласно п. 1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между
сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по
всем существенным условиям договора. Существенными признаются условия о
предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах
как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те
условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть
достигнуто соглашение.
Как видим, выделение существенных условий весьма важно, поскольку от их
определений зависит возникновение договорного обязательства. Так, предмет
договора характеризуется как передаваемое имущество, подлежащие выполнению
работы, оказываемые услуги либо необходимый результат действий. Достижение
определенности по указанным вопросам служит предпосылкой для урегулирования
других аспектов взаимоотношений сторон, выработки остальных условий договора.
Например, в договоре поставки должны определяться ассортимент, количество и
качество товара.[25][25]
Для возмездных договоров наряду с предметом существенно условие о размере
платы, подлежащей внесению кредитором за передаваемую ему вещь (работы,
услуги). Часто таковыми признается условие о сроках выполнения должником его
обязанностей.
Существенные условия нередко касаются порядка согласования в будущем
характеристик предмета договора. Скажем, законодательство о поставках
продукции и товаров предусматривает необходимость определения в долгосрочных
договорах порядка и сроков согласования и представления спецификаций, в
которых указываются количество и развернутый ассортимент подлежащих поставке
товаров.
Момент заключения договора
С моментом заключения договора законодатель связывает вступление договора в
силу, то есть обязательность для сторон условий заключенного договора.
3. Права и обязанности по договору
Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основных условий
перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для
перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов). Основная задача
такого согласования состоит в наиболее рациональном и экономичном
использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка. В период, когда
в регулировании экономики преобладали административные начала, подавляющая
часть перевозок планировалась в централизованном порядке. Именно поэтому во
все транспортные уставы и кодексы включались разделы о планировании перевозок.
В настоящее же время планирование перевозок, как правило, носит
технико-экономический, а не административно-правовой характер
[26][26].
Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных
предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства
перевозки: перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные
средства, а грузоотправитель — предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК РФ).
Предпосылки заключения договора грузовой перевозки сегодня могут приобретать
правовые формы:
· заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и
воздушном транспорте;
· договоров об организации перевозок (годовых, навигационных и др.)
на любых видах транспорта;
· административно-плановых актов в упоминавшихся особых случаях.
Кроме того, иногда все организационные предпосылки заключения договора
перевозки груза просто содержатся в самом договоре перевозки, имеющем кон
сенсуальную природу.
При системе заявок (заказов) грузоотправители представляют перевозчику
сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. Подача заявки
обеспечивает завязку процесса транспортировки груза, но не считается офертой
в договоре перевозки.
Договор об организации перевозок заключается в порядке, установленном ст. 798
ГК. Такая форма взаимоотношений между перевозчиком и грузовладельцем
применяется при систематических перевозках грузов на долгосрочной основе. Суть
этого договора в том, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать,
а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. По
своей природе он не является договором перевозки, носит консенсуальный,
взаимный характер и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов.
Договоры об организации перевозок получили: разное наименование в транспортных
уставах и кодексах (годовой договор — на автомобильном транспорте,
навигационный — на внутреннем водном и др.). Существенными условиями договора
считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления
грузов к перевозке порядок расчетов сторон и пр.
[27][27]
Выполнение действий, указанных в ст. 791 ГК РФ , происходит в порядке,
установленном транспортным законодательством.
3.1. Права и обязанности перевозчика груза
Содержание договора перевозки груза составляют права и обязанности сторон.
Перевозчик обязан подать транспортные средства в количестве, согласованном с
грузоотправителем, в обусловленный срок и в определенном месте. В
установленных случаях и по согласованию с отправителем допускается подача
перевозочных средств в большем количестве, чем указано в заявке (в порядке
сгущения). Сроки подачи перевозочных средств (тоннажа) определяются по
соглашению сторон или в нормативном порядке. Условия и порядок подачи
перевозочных средств (на подъездных путях или причалах, принадлежащих
грузоотправителю, или на путях и причалах общего пользования)
устанавливаются специальными правилами, которые действуют на отдельных видах
транспорта.
Первоначально установленное время подачи перевозочных средств может быть
изменено по соглашению сторон. Место подачи транспортных средств зависит от
особенностей их эксплуатации и технических возможностей перевозчика и
отправителя. На воздушном транспорте, например, им будет место нахождения
аэродрома (аэропорта) или специально оборудованной взлетно-посадочной
площадки. На автомобильном транспорте, технические возможности которого
позволяют подавать перевозочные средства непосредственно к складам клиентуры,
местом их подачи обычно является склад грузоотправителя или иной пункт,
указанный в заказе (договоре). При перевозках железнодорожным и водным
транспортом перевозочные средства подаются на станции (пристани, причалы), в
порты как общего пользования, так и принадлежащие отправителям.
[28][28]
В соответствии со ст. 791 ГК РФ перевозчик обязан подать грузоотправителю
исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки
соответствующего груза. Исправность и пригодность перевозочных средств должна
быть технико-коммерческой и обеспечивать сохранность груза процессе
транспортировки. Транспортное средство подается очищенным от остатков груза и
мусора или промытым и продезинфицированным и т. п. При этом отправитель
груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для
перевозки соответствующего груза. Напротив, проверка коммерческой пригодности
транспортного средства является обязанностью отправителя, который в отличие
от перевозчика лучше знает свойства конкретного груза.
Доставка груза — основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не
только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого
груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к
перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и
зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза. После принятия к
перевозке груз хранится в пункте отправления, а также в период
транспортировки бесплатно. Плата за хранение взыскивается, если груз сдается
ранее срока приема его к перевозке. После прибытия груза в пункт назначения
он хранится бесплатно в течение времени, установленного правилами или
соглашением сторон, а затем за плату.
При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении перевозчик также обязан
передать груз на другой вид транспорта (перевалка). Порядок передачи груза,
выполнения погрузочно-разгрузочных операций и другие условия работы в таком
случае определяются договорами транспортных организаций (узловыми
соглашениями и пр.).
Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или
отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением
правил транспортного законодательства (п. 2 ст. 791 ГК РФ). Обязанности по
погрузке и выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в
зависимости от места погрузки. Транспортные организации самостоятельно
осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа. В иных местах
(склады, причалы и др.) погрузочно-разгрузочные работы выполняются
соответственно отправителем и получателем за их счет.
[29][29]
Транспортная организация может принять на себя выполнение этих работ по
особым соглашениям с клиентурой. Необходимые для погрузки и выгрузки
вспомогательные материалы или специальные приспособления предоставляются
грузоотправителем, если иное не установлено правилами перевозок или
соглашением сторон. Транспортная организация обычно не отвечает за
несохранность груза, если его утрата (повреждение, порча) произошла
вследствие обстоятельств, связанных с действиями отправителя по погрузке.
Погрузка и выгрузка, осуществляемые силами и средствами отправителя
(получателя) груза, должны производиться в срок, предусмотренный договором,
если такие сроки не установлены транспортными уставами, кодексами и
издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 3 ст. 791 ГК РФ). В большей
части действующих транспортных актов и правил установлены нормативные сроки
выгрузки. Стороны могут установить дополнительный срок ожидания судна под
грузовыми операциями — контрсталийное время (контрсталию).
Если погрузка или выгрузка не закончены в установленные сроки, наступает
простой перевозочных средств, за который с отправителя или получателя
взыскивается штраф. При досрочной погрузке (выгрузке), напротив,
грузоотправителю (грузополучателю) выплачивается премия (при морских
перевозках — диспач). В целях предупреждения доступа к грузу и обеспечения
его сохранности в процессе перевозки обособленные помещения и емкости
(трюмы, крытые вагоны, цистерны и др.) должны быть опломбированы.
Перевозчик наделен правом удержания груза (ст. 359, 360 ГК РФ, ст. 95 УВВТ,
ст. 160 КТМ и др.) в целях обеспечения причитающихся ему провозной платы и
других платежей. Однако право удержания может быть ослаблено или отменено
законом, иными правовыми актами, договором или не применяться ввиду его
несоответствия существу возникшего обязательства.
В ходе транспортировки договор может подвергнуться изменениям двух видов. Во-
первых, грузоотправитель вправе изменить указанного в накладной
грузополучателя без изменения пункта (станции, порта) назначения.
Во-вторых, допускается изменение пункта назначения груза, т. е. его
переадресовка.
Заявление о переадресовке груза может быть подано грузоотправителем,
грузополучателем, а также иными лицами, уполномоченными на то надлежащим
образом. Переадресовка разрешается лишь с согласия перевозчика. Перевозка
грузов после переадресовки оформляется новой накладной, составляемой станцией
(портом, пристанью) переадресовки. Срок доставки груза при этом меняется.
Организация, по заявлению которой произведено изменение грузополучателя или
станции (порта) назначения груза, отвечает перед первоначальным адресатом за
последствия этих изменений и обязана урегулировать расчеты между
отправителем, первоначальным адресатом и фактическим получателем груза.
Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает исполнение договора
перевозки. Прибывший в адрес получателя груз должен быть принят получателем,
а в соответствующих случаях еще и вывезен со станции (порта, пристани). Такая
обязанность лежит на грузополучателе даже тогда, когда в его адрес прибыл не
заказанный им груз. В таком случае груз принимается на ответственное
хранение и его дальнейшая судьба определяется отправителем. Получатель
вправе отказаться от получения груза только при том условии, если качество
груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что возможность
его полного или частичного использования исключена (ст. 72 УАТ).
Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, что охватывается
понятием раскредитование документов или выкуп груза и удостоверяется
соответствующим образом на накладной (коносаменте). Для выполнения этой
обязанности получатель должен быть уведомлен о прибытии груза в порядке и
сроки, установленные на соответствующем виде транспорта. Лишь при
автомобильных перевозках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад
получателя, не всегда возникает необходимость в уведомлении последнего о
прибытии груза. Нарушение этой обязанности перевозчиком лишает его права
взыскать с грузополучателя плату за сверхнормативное хранение груза и простой
перевозочных средств. В предусмотренных законом случаях получатель вправе
требовать проверки количества, веса и состояния прибывшего груза.
Выявленные в ходе проверки обстоятельства, которые могут служить основанием
для ответственности перевозчика, должны быть удостоверены коммерческим актом,
актом общей формы, записями в грузосопроводительных документах.
3.2. Права и обязанности клиента
Обязанности клиента могут быть также разбиты на основные и дополнительные. К
основным обязанностям клиента относятся:
· передача грузов;
· получение грузов у экспедитора;
· уплата предусмотренного договором вознаграждения;
· возмещение понесенных экспедитором при исполнении договора расходов.
Особо выделяйся так называемая информационная обязанность клиента (ст. 804
ГК РФ). Клиент должен представить экспедитору документы и иную информацию о
свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию,
необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных
Договором. Соответственно экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных
недостатках полученной информации, а также запросить у последнего необходимые
дополнительные данные. Отказ в предоставлении необходимой информации дает
экспедитору право не приступать к исполнению своих обязанностей до момента
ее получения.
Содержание дополнительных обязанностей зависит от особенностей каждого договора
(организовать посменную работу на своих складах, обеспечить специализированный
внутрипроизводственный транспорт и пр)[30]
[30].
Обязанности перевозчика подать груз соответствует обязанность отправителя
предъявить груз к перевозке. Условия сдачи груза к перевозке бывают общими,
которые подлежат выполнению во всех случаях, независимо от специфики груза, и
специальными, которые применяются при перевозке грузов, обладающих особыми
свойствами.
Общие условия касаются количества и наименования груза, определения его
веса, тары (упаковки), маркировки и объявления ценности. Специальные —
устанавливаются для грузов, перевозка которых требует соблюдения особых мер
и условий их транспортировки. Так, при перевозке многих видов грузов
необходимо представить сертификат их качества, а при перевозке животных и
птиц — карантинные (ветеринарные) документы.
Количество и род груза, который подлежит сдаче к перевозке, определяются
заявкой, договором об организации перевозок или самим договором перевозки.
Замена одного груза другим допускается с согласия перевозчика. Предъявляемый
к перевозке груз должен быть правильно наименован.
Грузы, нуждающиеся в предохранении от утраты, порчи или повреждения, должны
предъявляться в исправной таре, соответствующей стандартам или, по крайней
мере, обеспечивающей их полную сохранность. При несоблюдении этого требования
транспортная организация вправе отказать в приеме груза. По усмотрению
отправителя груз может быть сдан к перевозке с объявленной ценностью.
Использование последней облегчает доказательство стоимости груза при его
утрате и повреждении. Одним из условий, обеспечивающих сохранность и
индивидуализацию груза в процессе перевозки, является его маркировка, т.е.
нанесение на груз определенных надписей и условных знаков для определения
принадлежности груза, его особенностей, соблюдения мер предосторожности
(например, “верх”, “стекло”, “не кантовать”) и т.д.
Вес груза может быть определен:
· взвешиванием (воздушный и часто другие виды транспорта);
· по трафарету на каждом грузовом месте;
· по стандарту при перевозке грузов, упакованных в тару стандартной
вместимости;
· расчетным способом (например, по обмеру или по осадке судна);
· условно (животных, автомобилей и пр.).
Способ определения веса указывается в транспортных документах. Если иное не
установлено законом или договором, вес груза определяет тот, кто производит
погрузку.[31][31]
Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При
нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза, которая
может быть увеличена в несколько раз при наличии его вины.
Кроме того, просрочка кредитора-получателя в этом случае снимает с
перевозчика ответственность за порчу груза, вызванную его несвоевременной
приемкой. По истечении установленных сроков хранения груз как
невостребованный подлежит реализации в установленном порядке. Реализации
подлежат и бездокументарные грузы, т. е. грузы, прибывшие без
сопроводительных документов.
Совершая названные действия, стороны вступают в договорные отношения.
3.3. Расчеты по договору перевозки груза
Провозная плата обычно должна быть внесена грузоотправителем при заключении
договора перевозки. Допускается также перевод платежной обязанности на
получателя (см., например, ст. 163 КТМ). Распределение платежных обязанностей
зависит также от условий договора, заключенного между отправителем и
получателем. Они могут по-разному определить момент перехода платежных
обязанностей в перевозке от одной стороны к другой в зависимости от условий
передачи товара (с завода, со склада отправителя, со станции отправления, со
станции назначения, на складе у получателя). Кроме провозной платы,
отправитель обязан оплатить дополнительно оказанные ему услуги (например, за
взвешивание, за хранение груза). Они оплачиваются по соглашению сторон.
Расчеты с автотранспортными предприятиями и организациями за перевозку грузов и
по другим платежам, связанным с этими перевозками, производятся
грузоотправителем (грузополучателем) в порядке, установленном договором.
[32][32]
При централизованных перевозках грузов все расчеты с автотранспортным
предприятием или организацией за перевозку, экспедирование и другие, связанные
с перевозкой, операции и услуги производятся грузоотправителем или
грузополучателем. При этом в установленных случаях суммы, выплаченные
автотранспортным предприятиям и организациям за указанные перевозку, операции и
услуги, или включаются грузоотправителями в счета за отпущенную продукцию, или
удерживаются грузополучателями при оплате счетов грузоотправителей за
полученную продукцию. [33][33]
Причитающиеся автотранспортным предприятиям и организациям платежи за
перевозку грузов, а также за погрузочно-разгрузочные, транспортно-
экспедиционные операции и другие услуги вносятся при приеме заказа на
перевозку, платежными поручениями, акцептованными банком, а в отдельных
случаях - наличными деньгами согласно правилам СБ РФ.
В таком же порядке грузоотправители и грузополучатели вносят автотранспортным
предприятиям и организациям, осуществляющим централизованный завоз (вывоз)
грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты с
выполнением транспортно- экспедиционных операций и услуг, платежи, уплачиваемые
автотранспортными предприятиями и организациями за грузоотправителей и
грузополучателей соответствующим видам транспорта за перевозку,
погрузочно-разгрузочные работы, хранение и другие услуги и операции.
[34][34]
В договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом по соглашению
сторон могут предусматриваться расчеты плановыми платежами в порядке,
устанавливаемом договором.
До внесения провозной платы автотранспортные предприятия и организации грузы
к перевозке не принимают. В виде исключения, до внесения провозной платы
грузы могут быть приняты к перевозке автотранспортным предприятием или
организацией по разрешению вышестоящего по отношению к ним органа. В случаях
несвоевременного внесения провозной платы с грузоотправителя
(грузополучателя) взыскивается дополнительно к провозной плате проценты от
суммы платежей за каждый день просрочки внесения провозной платы, если данное
условие есть в договоре перевозки груза.
Если автотранспортное предприятие или организация не приступили в течение
трех дней к выполнению заказа, полученная при его оформлении провозная плата
должна быть возвращена грузоотправителю или грузополучателю в сроки,
устанавливаемые договором. В случае несвоевременного возврата провозной платы
за несостоявшуюся перевозку груза автотранспортное предприятие или
организация уплачивает грузоотправителю или грузополучателю штраф в размере
процента от суммы платежей за каждый день просрочки, если данное также
предусмотрено в договоре.
Окончательный расчет за перевозку грузов производится грузоотправителем или
грузополучателем на основании счета автотранспортного предприятия или
организации.
Основанием для выписки счета за осуществленную перевозку служат товарно-
транспортные накладные либо акты замера или акты взвешивания груза, а за
пользование автомобилями, оплачиваемыми по повременному тарифу, - данные
путевых листов, заверенных грузоотправителем или грузополучателем. Расчеты
автотранспортных предприятий и организаций с предприятиями, организациями и
учреждениями за предоставляемые им автобусы и легковые автомобили
производятся в порядке, установленном договором перевозки.
4. Ответственность сторон по договору
4.1. Понятие ответственности и ее виды
Имущественная ответственность участников обязательства по перевозке грузов
строится на общих принципах ответственности в гражданском праве (гл. 25 ГК
РФ).
В ст. 793 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность,
установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а
также соглашением сторон. Вместе с тем ответственность в обязательствах по
перевозке имеет и значительную специфику, отличающую ее от обычной
ответственности за нарушение обязательств.
Прежде всего она относится к случаям ограниченной ответственности, сужающей
право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения
могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба.
Кроме того, такая ответственность в значительной мере является односторонне-
нормативной: соглашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и
получателями) об ограничении или устранении установленной законом
ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда
такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст.
793 ГК Рф ). Следовательно, по соглашению сторон уровень ответственности
перевозчика, а также иных субъектов грузоперевозочного обязательства может
быть повышен. В транспортных уставах и кодексах принципы ответственности
были сформулированы более жестко: недействительными признавались всякие
соглашения перевозчиков с клиентурой, которые изменяли (понижали или
повышали) или вообще устраняли ответственность какой-либо стороны
обязательства ( ст. 126 УАТ).
Таким образом, ответственности за нарушение обязательств по перевозке ныне
свойственны:
· ограничение права на взыскание части убытков;
· запрет на уменьшение или Устранение нормативной ответственности
перевозчика;
· возможность определения ее размера и пределов по соглашению сторон в
установленных случаях.
Особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов
является также то, что она может наступать не только за нарушение уже
заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с
организацией перевозок. Такова ответственность перевозчика за неподачу
транспортных средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК РФ ).
Она может вытекать как из договорного основания (принятой заявки, договора об
организации перевозок, чартера), так и из иных оснований, предшествующих
договору перевозки (административный акт при поставках по государственному
контракту). По своей природе такая ответственность является
гражданско-правовой. Ее отличает формальный характер: п. 2 ст. 794 ГК РФ
устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступлении которых
перевозчик или отправитель освобождаются от ответственности за неподачу
транспортных средств и их неиспользование (непредъявление груза к перевозке).
[35][35]
К их числу относятся:
· непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера
(заносы, наводнения, пожары) и военные действия;
· прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных
направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным
уставом и кодексом;
· иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами
(прекращение производства на срок не менее трех суток, задержка отправителем
судов под разгрузкой и другие специфические для отдельных видов транспорта
случаи).
Перечень этих обстоятельств в ГК РФ , уставах и кодексах рассматривается как
исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятельства, хотя бы их
наступление и не зависело от сторон, не освобождают отправителя и перевозчика
от ответственности за несовершение действий по организации перевозок. Это
означает, что перевозчики и отправители несут ответственность за неподачу
транспортных средств и за их неиспользование независимо от вины, на началах
предпринимательского риска.[36][36]
Виды имущественной ответственности.
Одним из признаков ответственности в обязательствах по перевозке грузов
является ее ограниченный характер. Во многих случаях ответственность
исчерпывается уплатой неустойки (штрафа). Убытки же подлежат взысканию в
случаях и пределах, установленных ГК РФ , транспортными уставами и
кодексами, а иногда — соглашением сторон (например, в силу п. 1 ст. 794 ГК
РФ ).
Объем и характер ответственности зависят от содержания нарушенной обязанности.
Ответственность за неподачу транспортных средств или за их неиспользование как
в новых уставах и кодексах, так и в актах Союза ССР исторически рассматривается
как ответственность за невыполнение заявки (плана перевозок) и имеет характер
исключительной неустойки (ст. 127 УАТ ). Санкции, предусмотренные в них,
взыскиваются либо в твердо установленном размере за учетную единицу, либо в
процентном отношении к провозной плате[37]
[37]. В настоящее время в соответствии со ст. 794 ГК РФ размер этой неустойки
может быть определен по соглашению сторон при условии соблюдения запрета на
снижение или устранение ответственности перевозчика. Кроме того, в
транспортных законах, кодексах и уставах могут быть установлены дополнительные
виды штрафов, связанных с организацией перевозочного процесса, применяемых к
отправителям и получателям.
4.2. Ответственность клиента
Грузоотправитель (грузополучатель) за не предъявление к перевозке груза в
количестве, предусмотренном в декадном плановом задании на перевозку или в
принятом к исполнению разовом заказе, уплачивает автотранспортному
предприятию или организации штраф в размере процентов от стоимости перевозки
не предъявленного груза.
Стоимость перевозки не предъявленного или не перевезенного груза определяется
исходя из тарифов и среднего расстояния перевозки.
[38][38]
“При систематическом нарушении Клиентом пунктов а, б,е, ст. 8 Настоящего
договора, а так же порядка расчетов , Автотранспортное предприятие помимо
санкций, предусмотренных УАД, имеет право приостановить перевозку грузов,
предупредив Клиента за 5 дней”[39][39]
4.3. Ответственность перевозчика
Прежде всего рассмотрим ответственность перевозчика за не сохранность груза.
Не сохранность груза может проявляться в его утрате, недостаче и повреждении
(порче). Под утратой понимается невозможность выдать груз получателю в течение
установленных сроков (30 дней по истечении срока доставки или в иной срок).
Недостача (частичная утрата) означает наличие разницы в весе или количестве
груза, принятого к перевозке и сданного получателю по одной накладной
(коносаменту). Порча груза—несоответствие качества прибывшего в пункт
назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных
документах. При утрате, недостаче или порче обычно составляется документ о не
сохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и др.). Если такой
документ составлен перевозчиком единолично без участия представителей
грузовладельца, он не имеет заранее установленной силы и оценивается судом
наряду с другими документами и доказательствами по делу (п. 4 ст. 796 ГК РФ)
[40][40].
Общим условием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу
груза является вина, которая презюмируется. В этом проявляется отклонение от
общих правил ответственности коммерческих организаций, осуществляющих
предпринимательскую деятельность (ст. 401 ГК РФ ) и отвечающих на началах
риска. Перевозчик же несет ответственность за не сохранность груза после
принятия его к перевозке и до выдачи получателю (иному управомоченному лицу),
если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли
вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение
которых от него не зависело (ст. 796 ГК РФ). Таким образом, именно перевозчик
должен доказать свою невиновность путем ссылки на одно из названных
обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности.
Установление презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости.
Напротив, в транспортном законодательстве содержится примерный перечень
наиболее типичных случаев, когда перевозчик может освободить себя от
ответственности, доказав свою невиновность. Помимо вины отправителя или
получателя, к числу таких обстоятельств относятся:
· особые естественные свойства груза, вызвавшие утрату им своих
потребительских свойств;
· недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по
наружному виду при приеме груза к перевозке;
· сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств,
требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при
перевозке или хранении; [41][41]
· сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную
норму, и пр. (ст. 108 ТУЖД, ст. 191 УВВТ и др.);
Действующим законодательством предусмотрены также случаи, когда перевозчик может
освободиться от ответственности за утрату, недостачу или порчу груза путем
простой ссылки на одно из установленных законом обстоятельств, а бремя
доказывания вины перевозчика прямо возложено на грузовладельца
[42][42].
К ним, в частности, относятся:
· прибытие груза в исправном транспортном средстве с исправными
запорно-пломбировочными устройствами отправителя или иными средствами
фиксации сохранности груза, установленными им;
· прибытие груза в сопровождении представителя (охранника,
экспедитора) отправителя или получателя;
· недостоверность, неточность или неполнота сведений, указанных в
перевозочном документе;
· естественные причины связанные с перевозкой груза в открытом месте
(например, в открытом составе);
· естественная убыль груза в пределах нормы.
Ответственность перевозчика за несохранность перевозимого груза
ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Эта
часть ущерба может возмещаться перевозчиком трояко:
· в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости
утраченного или недостающего груза;
· в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую
понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного
груза — в размере его стоимости;
· в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его
ценности,— в размере объявленной стоимости груза (п. 2 ст. 796 ГК РФ).
Для определения стоимости груза применяется несколько способов.
Доказательством стоимости груза прежде всего является его цена, указанная в
счете продавца или в договоре.
При отсутствии счета или договорной цены применяется общее правило: стоимость
груза исчисляется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно
взимается за аналогичные товары. Клиент может выбрать, на какой момент
исчислять цену: на дату предъявления иска или вынесения решения судом. Кроме
того, наряду с возмещением ущерба, вызванного несохранностью груза, перевозчик
возмещает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку
груза, если она не входит в стоимость груза.
[43][43]
Особый вид нарушения перевозчиком своих договорных обязанностей — просрочка
в доставке груза. В этом случае перевозчик уплачивает штраф, который в
действующих транспортных уставах носит характер исключительной неустойки и
исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от
длительности просрочки в доставке груза. Эта ответственность также может быть
изменена по соглашению сторон с соблюдением правил ст. 793 ГК РФ. Просрочка в
доставке груза может явиться причиной его порчи или даже гибели. Тогда, кроме
уплаты штрафа за просрочку, перевозчик обязан возместить ущерб, причиненный
порчей (гибелью) груза.
От имущественной ответственности за нарушение обязательств по перевозке
необходимо отличать заранее установленное распределение риска убытков,
которые могут возникнуть при транспортировке груза.
5. Заключение
Таким образом суммируя все вышесказанное можно сделать следующие выводы.
По договору перевозки транспортная организация (перевозчик) обязуется
доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его
управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется
уплатить за перевозку груза установленную плату (ст, 72 Основ, ст. 373 ГК).
Договор перевозки грузов - один из важнейших хозяйственных договоров,
благодаря которому осуществляется связь между промышленностью и сельским
хозяйством, промышленностью и торговлей. Сторонами по договору перевозки
груза являются транспортные организации - перевозчик и грузоотправитель.
Договор перевозки грузов государственных и общественных организаций
заключается на основании плана, обязательного для обеих сторон.
Таким образом, договор перевозки грузов плановымй. И перевозчик, и
грузоотправитель имеют права и несут обязайности, следовательно, договор
перевозки двусторонний, Договор перевозки грузов - реальный, так как он
считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и
отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком. Договор
заключается между перевозчиком и грузоотправителем.
Однако в договоре перевозки груза участвует третье лицо, которое в результате
него приобретает права и обязанности. Это лицо называется получателем. В
договоре перевозки третье лицо имеет не только права, но и несет обязанности:
Принять груз, требовать составления актов, своевременно вывезти груз, хотя к
заключению договора перевозки третье лицо - грузополучатель - никакого
отношения не имеет. Его обязанности вытекают из его взаимоотношений с
грузоотправителем (как правило, с поставщиком).
Виды договора перевозки зависят от вида транспорта, осуществляюшего перевозки.
Перевозка оформляется накладной. Она содержит все существенные условия
договора и по существу является формой договора перевозки (на морском
транспорте перевозка оформляется коносаментом). Накладную заполняет
отправитель в установленной форме и вручает перевозчику с грузом. В ней
указываются наименование отправителя, получателя, место отправления и
доставки груза, число мест, масса груза, род упаковки и характеристика
перевозимого груза.
На перевозку груза автомобильным транспортом выписывается товарно-
транспортная накладная в четырех экземплярах. так как она является не только
перевозочным документом,в одновременно и документом учета товарных ценностей
грузоотправителя и грузополучателя. Грузоотправитель несет ответственность за
неправильность и неполноту сведений в накладной.
В соответствии с договором перевозки перевозчик обязан доставить переданный
ему груз в пункт назначения в целости и сохранности и выдать его
управомоченному на его получение лицу. Если груз перевозчиком был утрачен,
испорчен либо поврежден, то он обязан возместить грузоотправителю или
грузополучателю возникшие в результате этого убытки. За утрату или недостачу
груза перевозчик выплачивает получателю стоимость утраченного или
недостающего груза. Перевозчик обязан доставить груз в установленный срок.
Срок доставки определяется в зависимости от вида транспорта и от расстояния
между пунктом отправления и пунктом назначения. На железной дороге сроки
доставки исчисляются также в зависимости от вида скорости (большая скорость,
грузовая скорость).
За задержку доставки груза перевозчик уплачивает штраф. На железной дороге он
определяется в зависимости от просрочки и размера провозной платы. Размер
штрафа не может превышать 75 % размера провозной платы. При приемке груза
грузополучатель обязан проверить сохранность прибывшего груза, а именно:
целостность пломб, исправность вагонов, льдоснабяение, соответствие груза
данным, указанным в накладной. Если грузополучатель обнаружит какое-то
отклонение от уставных правил, он должен потребовать составления
коммерческого акта. Требование о составлении коммерческого акта должно быть
заявлено и в том случае, когда скоропортящийся груз пришел с просрочкой.
Коммерческий акт является основанием для возложения ответственности на
перевозчика, отправителя и грузополучателя. Если в приемке участвовал
эксперт, должен быть составлен специальный акт с указанием этого в
коммерческом акте.
В заключении мы еще раз обобщили понятие “договор перевозки” и кратко сделали
выводы.
6. Список литературы
Нормативные акты:
1. Положение о Российской транспортной инспекции №1114 от 19.09. 1996г.
//Библиотечка российской газеты .- 2001г. – вып.12.
2. Устав автомобильного транспорта РСФСР в ред. Постановления
правительства РФ от 28.04.1995г. №433.// Собрание законодательств .- 1995.- №
5.
3. Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом
пассажиров и грузов в международном сообществе, а также грузов в пределах РФ
от 16.03.1997г. № 322 // Собрание законодательств .- 1997.- № 4.
4. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 1998
г. “Об ответственности перевозчика по доставке груза” // ВВАС .- 1998.- №12
5. Инструкцию о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным
транспортом,
утвержденную Минфином СССР 30 ноября 1983 г. N 156.// Собрание
законодательств .- 1998.- № 6.
6. Постановления Правительства РФ от 26 мая 1992 г.- № 347
7. Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом : Утверждены
Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971г. // Библиотечка российской газеты .- 2001.-
Вып.12.
8. Письмо ВАС от 21августа 1992 г. № С-13/ОП-204 “О практике разрешения
хозяйственных споров, возникающих из перевозок грузов” // Вестник ВАС. -
1992.- №1
9. Письмо ВАС от 22 января 1993 г. № С-13/ ОСЗ-23 “Об ответственности
грузоотправителей” // Вестник ВАС. - 1992.- №1.
10. Женевская конвенция 1956 г о договоре международной дорожной перевозки
грузов
11. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом от
08.08.1995г. №73.
Учебная литература:
1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Учебник. В 2 Т. –
М.: Статус,2000.
2. Гражданское право. В 2-х т. Т. 2/ Под ред. Е. А. Суханова. М., 1993.
3. Гражданской Кодекс РФ: В 2ч.: Ч.2.- М., Юристъ,2000.
4. Киселев Ю.В. Договор перевозки и особенности регулирования правовых
отношений, связанных с перевозкой груза, пассажиров и багажа автомобильным
транспортом : Правовой комментарий // Хозяйство и право .- 2001.- №5.- С.15.
5. 2000Киселев Ю.В. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом:
Акты, претензии, иски // Хозяйство и право .- 2001.- №6.- С.17.
6. Кодекс об административных правонарушениях .- М.: Юристъ, 2001.
7. Комментарии Гражданского кодекса РФ с постатейными аннотациями.- М.,
2001.
8. Комментарий части второй ГК РФ для предпринимателей / Рук. колл.
М.И.Брагинский..- М., 1999.
9. Правила дорожного движения РФ: гл.23 “Перевозка грузов” //
Библиотечка российской газеты .- 2001.- Вып.12.
10. Тарасов М. А. Договор перевозки. - Ростов-на-Дону, 1965.
11. Форма сделки отдельных вопросов осуществления предпринимательской
деятельности // Российская газета.- 1997.- 21 сент
12. Черепахин Б. Б. Ответственность грузополучателя по Договору
перевозки.- Иркутск, 1997.
13. Якушев В. Общие тенденции развития права перевозок грузов и их влияние
на правовое регулирование смешанных перевозок // Хозяйство и право.- 1996.-
№ 9.- С. 58—60.
7. Приложения
Приложение 1
Типовой годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом
_____________________________________________________________________________
___________________
(подробное наименование автотранспортного предприятия)
(наименование министерства, ведомства)
_____________________________________________________________________________
______________ именуемое в дальнейшем “Автотранспортное предприятия” в
лице___________________________________________
действующий на основании _________________________________________
_________________________________________________________________
с одной стороны, и ________________________________________________
________________________________________________________________________________
(подробное наименование грузоотправителя, грузополучателя)
именуемого в дальнейшем “Клиент”, в лице___________________________
_________________________________________________________________
действующего на основании________________________________________
________________________________________________________________
с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Предмет Договора
1. Автотранспортное предприятие обязывается принимать, в Клиент –
предъявлять к перевозке грузы на основании утвержденного годового плана в
объеме _______________тыс. тонн и __________________ тыс. тонно – колометров
с распределением по номенклатуре грузов и кварталам.
Из общего объема перевозок централизованно выполняются перевозки следующих
грузов:_______________________________________________
_________________________________________________________________
в объеме _________________________ тыс. тонн и _____________________ тонно-
километров.
2. Для выполнения перевозок с оплатой по повременным тарифам
Автотранспортное предприятие выделяет Клиенту автомобили с объемом работы
______________тыс. автомобиле – часов.
3. В соответствии с годовым договором и в пределах квартального плана
Автотранспортное предприятие по согласованию с Клиентом за 10 дней до начала
квартала утверждает месячные планы и определяет декадные плановые задания на
перевозку грузов на каждый квартал.
4. Автотранспортное предприятие выполняет для Клиента связанные с
перевозкой транспортно- экспедиционные операции и услуги___________
______________________________________________________________
5. Сумма настоящего Договора определяется ориентировочно в ________ тыс.
руб.
2. Условия перевозки
6. Перевозка грузов выполняется Автотранспортным предприятием на
основании заявок, предоставляемых Клиентом по определенной форме. Клиент
представляет заявку на перевозку грузов в письменной форме или по телефону:
А) не позднее 14 часов дня, предшествующему дню перевозки, при осуществлении
внутригородских, пригородных и технических перевозок.
Б) не позднее 48 часов при осуществлении междугородних перевозок.
К заявке прилагается согласованный сторонами график подачи автомобилей в
пункты погрузки с указанием суточного или среднесуточного объема перевозок
грузов.
Среднесуточный объем перевозок грузов должен соответствовать, как правило,
1/10 объема перевозок грузов, установленного декадным плановым заданием, с
возможным отклонением в сторону увеличения или уменьшения до 10% от общего
декадного объема перевозок.
7. Автотранспортное предприятие обязано:
А) определять типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления
перевозок грузов, в зависимости от объема и характера перевозок и
обеспечивать подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки в часы,
указанные в согласованном сторонами графике;
Б) подавать под погрузку исправный подвижной состав в состоянии, пригодном
для перевозки данного вида груза и отвечающим санитарным требованиям;
В) принимать на себя ответственность за сохранность в пути всех перевозимых
по настоящему Договору грузов, за исключением: _______________
Г) доставить вверенный ему Клиентом груз в пункт назначения и выдать его
уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю).
8. Клиент обязан:
А)обеспечить при перевозке строительных и иных грузов в массовых количествах
прием и отпуск грузов ежесуточно не менее, чем в две смены, в том числе в
выходные и праздничные дни, не допуская в эти дни снижения погрузочно-
разгрузочных работ;
Б)осуществлять своими силами и средствами с соблюдением техники безопасности
движения и обеспечения сохранности грузов и подвижного состава погрузку на
автомобили (автопоезда) и разгрузку с автомобилей (автопоездов) грузов на
своих складах и базах с _____ч. до ________ ч. без перерыва на обед, не
допуская простоя автомобилей 9автопоездов) под погрузкой ли выгрузкой сверх
установленных предельных норм времени и обеспечения в соответствии со ст. 60
Устава автомобильного транспорта РСФСР механизацию погрузочно- разгрузочных
работ, а именно
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________
В) до прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз к перевозке;
Г) проверить под погрузкой пригодность к коммерческом отношении подвижного
состава для перевозки данного груза;
Д) представить Автотранспортному предприятию на предъявленный к погрузке груз
товарного характера товарно- транспортную накладную установленной формы,
являющуюся основным перевозочным документом, по которому производится прием
груза к перевозке, перевозка груза и сдача его грузополучателю; Грузы
товарного характера, не оформленные товарно – транспортными документами к
перевозке не принимаются.
Е)содержать подъездные пути к пунктам погрузки и выгрузки, а так же
погрузочно- разгрузочные площадки в исправном состоянии, обеспечивающем в
любое время осуществление перевозок, беспрепятственное и безопасное движение
и свободное маневрирование автомобилей (автопоездов) грузоподъемностью до
______ тонн при одновременном фронте погрузки (выгрузки) для автомобилей и
________________________________
_______________________________________________ автопоездов; иметь устройства
для освещения рабочих мест и подъездных путей к ним при работе в вечернее и
ночное время, а так же необходимые для погрузки и перевозки приспособления и
вспомогательные материалы;
Ж) обеспечивать своевременное и надлежащее оформление в установленном порядке
путевых листов и товарно – транспортных документов, фактическое время
прибытия и убытия автомобилей из пункта погрузки и выгрузки;
З) предоставлять в пунктах погрузки водителям и другим представителям
Автотранспортного предприятия для служебного пользования телефонную связь;
И) не допускать перевозок грузов, выполняемых в централизованном порядке
Автотранспортным предприятием , автомобилями других организаций.
При выполнении централизованных перевозок въезд подвижного состава на
территорию Клиента, а также погрузка и выгрузка его в пределах согласованного
сторонами графика производятся вне очереди.
9. Путевой лист, заверенный печатью Автотранспортного предприятия, при
предъявлении водителем – экспедитором документа, удостоверяющего его
личность, является основанием для получения им груза к перевозке с
материальной ответственностью Автотранспортного предприятия.
10. Дополнительные условия _______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________
3.Расчеты за перевозку
11. Размер платы за перевозку грузов, а также размер сборов за выполнение
Автотранспортным предприятием связанных с перевозкой операций и услуг
определяется на основании тарифов.
12. Причитающиеся Автотранспортному предприятию суммы за перевозку грузов и
связанные с ней транспортно- экспедиционные операции и другие услуги
оплачиваются Клиентом Автотранспортному предприятию при приемке заявки на
перевозку грузов. Оплата производится через банк.
13. Окончательный расчет по платежам за перевозку грузов, а так же за
транспортно- экспедиционные операции и другие услуги производится Клиентом на
основании счета Автотранспортного предприятия. Основанием для выписки счета за
осуществленную перевозку служат товарно- транспортные накладные, либо акты
замера или акты взвешивания груза.
4. Ответственность сторон
14. Автотранспортное предприятие и Клиент в случае неисполнения или
ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из настоящего Договора,
несут взаимную ответственность в пределах, предусмотренных Уставом
автомобильного транспорта РСФСР.
15. При систематическом нарушении Клиентом пунктов а,б,е, ст.8 настоящего
Договора, а так же порядка расчетов Автотранспортное предприятие помимо
санкций предусмотренных Уставом автомобильного транспорта РСФСР, имеет право
приостановить перевозку грузов, предупредив об этом Клиента за 5 дней.
5. Срок действия Договора и юридические адреса сторон
16. Срок действия настоящего Договора устанавливается с _____________
__________________________ по ________________________________
17. Юридические адреса сторон:
[1][1] Гражданское право. В 2-х т. Т. 2/ Под ред. Е. А. Суханова. М., 1999
[2][2] Гражданской Кодекс РФ: В 2ч.: Ч.2.- М., Юристъ,2000.
[3][3] Гражданской Кодекс РФ: В 2ч.: Ч.2.- М., Юристъ,2000.
[4][4] Брагинский М.И., Витрянский В.В.
Договорное право: Учебник. В 2 Т. – М.: Статус,2000.
[5][5] Там же
[6][6] Гражданское право. В 2-х т. Т. 2/ Под ред. Е. А. Суханова. М., 1999.
[7][7] Гражданское право. В 2-х т. Т. 2/ Под ред. Е. А. Суханова. М., 1999.
[8][8] Гражданской Кодекс РФ: В 2ч.: Ч.2.- М., Юристъ,2000
[9][9] Киселев Ю.В. Договор перевозки и
особенности регулирования правовых отношений, связанных с перевозкой груза,
пассажиров и багажа автомобильным транспортом : Правовой комментарий //
Хозяйство и право .- 2001.- №5.- С.15
[10][10]Комментарии Гражданского кодекса
РФ с постатейными аннотациями.- М., 2001
[11][11] Там же
[12][12] Комментарии Гражданского кодекса
РФ с постатейными аннотациями.- М., 2001
[13][13] Гражданское право. В 2-х т. Т. 2/ Под ред. Е. А. Суханова. М., 1999.
[14][14] Гражданское право. В 2-х т. Т.
2/ Под ред. Е. А. Суханова. М., 1993. -. С. 273.
[15][15] Тарасов М. А. Договор перевозки. - Ростов-на-Дону, 1995.- С. 123
[16][16]Тарасов М. А. Договор перевозки. - Ростов-на-Дону, 1995
[17][17] Якушев В. Общие тенденции
развития права перевозок грузов и их влияние на правовое регулирование
смешанных перевозок // Хозяйство и право.- 1996.- № 9.- С. 58—60.
[18][18] Комментарии Гражданского кодекса
РФ с постатейными аннотациями.- М., 2001
[19][19] Гражданское право. В 2-х т. Т. 2/ Под ред. Е. А. Суханова. М., 1999.
[20][20] Комментарии Гражданского кодекса
РФ с постатейными аннотациями.- М., 2001
[21][21] Гражданской Кодекс РФ: В 2ч.: Ч.2.- М., Юристъ,2000
[22][22] Тарасов М. А. Договор перевозки. - Ростов-на-Дону, 1995.
[23][23] Форма сделки отдельных вопросов
осуществления предпринимательской деятельности // Российская газета.- 1997.- 21
сент.
[24][24] Комментарии Гражданского кодекса
РФ с постатейными аннотациями.- М., 2001
[25][25] Якушев В. Общие тенденции
развития права перевозок грузов и их влияние на правовое регулирование
смешанных перевозок // Хозяйство и право.- 1996.- № 9.- С. 58—60.
[26][26] Якушев В. Общие тенденции
развития права перевозок грузов и их влияние на правовое регулирование
смешанных перевозок // Хозяйство и право.- 1996.- № 9.- С. 58—60.
[27][27]Тарасов М. А. Договор перевозки. - Ростов-на-Дону, 1995
[28][28] Тарасов М. А. Договор перевозки. - Ростов-на-Дону, 1995
[29][29] Киселев Ю.В. Договор перевозки
грузов автомобильным транспортом: Акты, претензии, иски // Хозяйство и право .-
2001.- №6.- С.17
[30][30] Устав автомобильного транспорта
РСФСР в ред. Постановления правительства РФ от 28.04.1995г. №433.// Собрание
законодательств .- 1995.- № 5.
[31][31] Устав автомобильного транспорта
РСФСР в ред. Постановления правительства РФ от 28.04.1995г. №433.// Собрание
законодательств .- 1995.- № 5.
[32][32] Инструкцию о порядке расчетов за
перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденную Минфином СССР 30
ноября 1983 г. - N 156.- 1998.
[33][33] Устав автомобильного транспорта
РСФСР в ред. Постановления правительства РФ от 28.04.1995г. №433.// Собрание
законодательств .- 1995.- № 5.
[34][34] Общие правила перевозки грузов
автомобильным транспортом : Утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971г. //
Библиотечка российской газеты .- 2001.- Вып.12.
[35][35] Брагинский М.И., Витрянский В.В.
Договорное право: Учебник. В 2 Т. – М.: Статус,2000
[36][36] Гражданское право. В 2-х т. Т. 2/ Под ред. Е. А. Суханова. М., 1999
[37][37]Постановления Правительства РФ от 26 мая 1992 г.- № 347
[38][38] Черепахин Б. Б. Ответственность
грузополучателя по Договору перевозки.- Иркутск, 1997.- С. 7
[39][39] Приложение 1
[40][40] Комментарий части второй ГК РФ
для предпринимателей / Рук. колл. М.И.Брагинский..- М., 2000.- С. 153—154
[41][41] Комментарий части второй ГК РФ
для предпринимателей / Рук. колл. М.И.Брагинский. С. 153—154
[42][42] Комментарии Гражданского кодекса
РФ с постатейными аннотациями.- М., 2001
[43][43] Инструкцию о порядке расчетов за
перевозки грузов автомобильным транспортом,утвержденную Минфином СССР 30 ноября
1983 г. N 156.// Собрание законодательств .- 1998.- № 6
Страницы: 1, 2
|