Рефераты

Лекция: Гражданское право (общая часть)

То же относится к эмансипированным (ст.27) (исключение – ПД для занятия

которой законом установлен возрастного ценза).

Правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к

правоспособности ЮЛ - коммерческих организаций. Он может иметь права и нести

обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не

запрещенных законом. Однако он не вправе создавать предприятия, оставаясь

собственником переданного им имущества (И(С)ЧП, которые должны быть до

07.07.99 г. преобразованы в хозяйственные товарищества, общества или

кооперативы). До преобразования или ликвидации к ним применяются нормы ГК об

унитарных предприятиях.

Пункт 2 ст.23 признает предпринимателем главу крестьянского (фермерского)

хозяйства. Такое хозяйство может быть создано только одним гражданином или

совместно с членами семьи, либо партнерами с целью производства, переработки

и реализации сельскохозяйственной продукции. Крестьянское (фермерское)

хозяйство не является юридическим лицом. Его глава признается

предпринимателем с момента ГР хозяйства.

Крестьянское хозяйство подлежит регистрации в местном органе самоуправления,

в ведении которого находится данный земельный участок. Пользование имуществом

осуществляется членами хозяйства по соглашению между собой, сделки по

распоряжению имуществом хозяйства совершает глава хозяйства либо иные лица по

его доверенности.

2. Понятие, субъекты и объекты права собственности государства и юридических

лиц.

Субъектами права ГС (ст.214) является РФ в целом (федеральная ГС) либо

субъект РФ (республика, край, область, автономная область, автономный округ,

города ФЗ (ГС субъекта РФ). Круг объектов ФГС неограничен, в ней может

находиться любое имущество. Круг объектов ГССФ несколько уже, в ее состав не

могут входить объекты исключительной ФГС.

Порядок разграничения объектов ФГС и ГССФ устанавливается специальным

законом, а до его принятия на территории РФ действует порядок, установленный

Постановлением ВС РСФСР от 27.12.91 г. № 3020-1 и распоряжением Президента РФ

от 18.03.92 г. № 114-РП, которыми закреплены перечни объектов исключительной

ФГС и объектов, которые могут передаваться в ГССФ. Названные НА

предусматривают также ведение Реестра ФС, Реестра СС РФ и Реестра МС.

Согласно ст.9 КРФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в

частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. При этом

действует презумпция принадлежности земли и других природных ресурсов к

объектам ГС, если отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности их к

иной собственности. Действующее законодательство не предусматривает

возможности иметь на праве частной собственности участки недр или лесов, они

являются объектом исключительной ГС (леса могут быть переданы в ГССФ) и не

могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или

отчуждения в иной форме. Ограниченный их оборот в РФ допускается путем

предоставления их в пользование субъектам предпринимательской деятельности

независимо от форм собственности, если они наделены таким правом. Добытые

полезные ископаемые и иные ресурсы могут на условиях, оговоренных в лицензии,

переходить как в Г (М) С, так и в ЧС Г и ЮЛ. Ограниченный оборот участков

лесного фонда и лесов, достигается путем предоставления их Г и ЮЛ на праве

пользования, кроме того, граждане вправе свободно пребывать в лесном фонде и

в лесах. В РФ устанавливается ГФС и ГССФ на водные объекты. Муниципальная и

частная собственность могут распространяться только на обособленные водные

объекты.

По содержанию право ГС не отличается от содержания права собственности

вообще. Вместе с тем ему присущи особенности, специфика этого права

заключается и в том, что РФ и нередко субъект РФ в законодательном порядке

сами устанавливают для себя правила поведения как собственника. Конкретные

органы и лица, уполномоченные государственным собственником в порядке ст.125

ГК выступать от его имени (их вид и название) зависят от вида тех отношений,

в которых они призваны участвовать. Так, наиболее широкими полномочиями по

управлению и распоряжению объектами ФГС располагает Правительство РФ, которое

вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению ГС ОФИВ, а

также ОИВ субъектов РФ. Однако основную оперативную работу по управлению и

распоряжению объектами ФГС осуществляют: специальный федеральный орган по

управлению государственным имуществом (ГКИ РФ) и специализированное

учреждение по продаже федерального имущества (Российский фонд федерального

имущества). Основными органами, располагающими полномочиями по управлению и

распоряжению объектами ГССФ, следует считать губернаторов (мэров, глав

администраций), правительство, комитет по управлению имуществом и фонд

имущества субъекта РФ.

Все государственное имущество, независимо от того, принадлежит оно РФ в целом

или ее субъекту, подразделяется на 2 основные группы: а) имущество,

закрепленное за ГП и У; б) средства соответствующего бюджета и иное

государственное имущество, не закрепленное за ГП и У (государственная казна

РФ или субъекта РФ).

РФ в целом или ее субъект призваны отвечать по своим обязательствам только

тем имуществом, которое составляет их государственную казну. На практике иски

о взыскании с государства убытков, причиненных незаконными действиями его

органов или должностных лиц, предъявляются все чаще, а ответчиком по такому

делу должны признаваться РФ или соответствующий субъект РФ в лице

соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Частная собственность, субъектами которой выступают ЮЛ, призвана обслуживать

исключительно их интересы. Право частной собственности охраняется законом и

КРФ. Существуют 2 разновидности ограничения права ЧС: а) в зависимости от

вида имущества; б) по стоимости и количеству имущества. Эти ограничения могут

быть предусмотрены только законом и только в той мере, в какой это необходимо

в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и

законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности

государства. Объекты ЧС ЮЛ – «средства производства» и основные средства.

Содержание правомочий: владение, пользование и распоряжение. Будучи

собственниками, гражданин или юридическое лицо вправе передать принадлежащее

им имущество в качестве взноса или вклада в имущество коммерческой или

некоммерческой организации. Последняя, за исключением учреждения, также

становится собственником имущества с момента ГР, но в отличие от КО она

вправе использовать свое имущество в ПД+-

только, если это служит достижению ее У целей.

Билет 18

1. Понятие и признаки юридического лица.

Участниками ГПО является не только ФЛ (граждане), но ЮЛ – организации,

специально создаваемые для участия в гражданском обороте. В соответствии со

ст.48 юридическим лицом признается организация, которая имеет в

собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное

имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего

имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права,

нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ЮЛ должны иметь

самостоятельный баланс или смету.

Закрепление определенного имущества за организацией означает его выбытие из

состава имущества ее учредителей, но одновременно это значительно уменьшает

риск их возможных потерь от участия в гражданском обороте. Обычно учредители

управляют деятельностью созданного ими субъекта, нередко прямо или косвенно

участвуют в И обороте, тогда как неблагоприятные И последствия этой

деятельности по общему правилу относятся на имущество субъекта (организации).

Использование этой конструкции свойственно высокоразвитому И обороту, когда в

результате объединения (отчуждения) части имущества учредителя появляется

новый субъект права – собственник, являющийся не ФЛ, а искусственным

образованием, признаваемым законом самостоятельным субъектом ГПО. Юридическая

личность этого нового субъекта самостоятельна и независима от личности

создавших его лиц, в гражданском обороте он выступает от своего имени, а

приобретенные им ГП и О принадлежат именно ему.

ГЗ закрепляет обязательные признаки юридического лица (п.1 ст.48): а)

организационное единство; б) имущественная обособленность; в) самостоятельная

И ответственность по своим обязательствам; г) выступление в гражданском

обороте и при разрешение споров в судах от собственного имени.

Организационное единство характеризует всякую организацию как единое

целое, способное решать определенные социальные (ГП и имущественные) задачи и

предполагает определенную внутреннюю структуру организации. Задачи (функции) и

структура закрепляются в учредительных документах (УД и (или) У) организации.

Имущественная обособленность организации предполагает наличие у нее

некоторого имущества на праве собственности (либо на ограниченных вещных

правах). Отсутствие собственного имущества исключает возможность

самостоятельного участия в И обороте. Первоначальное имущество охватывается

понятием УК или УФ (товарищества – складочный капитал, кооперативы – паевой

фонд), размер которого отражается в УД. В результате участия в И обороте

имущество возрастает в объеме и изменяется структурно. Все закрепленное

имущество подлежит учету и отражению на самостоятельном балансе

(учреждение-несобственник – в смете расходов).

Самостоятельная И ответственность – смысл обособления имущества и состоит

в том, чтобы кредиторы могли обратить взыскание на выделенные объекты. ЮЛ

отвечает по своим обязательствам всем имуществом. Учредители и участники по

общему правилу не отвечают по долгам ЮЛ, но даже в случае когда такая

ответственность установлена (некоторые виды банкротства, для полных

товариществ, собственников учреждений и казенных предприятий) она всегда носит

дополнительный (субсидиарный) характер.

Выступление в ГО и в судебных органах от своего имени – показатель

самостоятельности. Имя ЮЛ служит его индивидуализации и заключается в

наименовании, определенном в УД. Может содержать указание на его ОПФ, характер

деятельности, фирменное наименование (для коммерческих – обязательно).

Кроме названного, ЮЛ должно иметь место нахождения – юридический адрес –

которое обычно определяется местом его ГР и указывается в УД. Целям

индивидуализации ЮЛ, осуществляющих предпринимательскую деятельность, служат

товарные знаки (знаки обслуживания), а также наименования мест происхождения

товаров (шампанские вина, тульские самовары). ТЗ (ЗО) зарегистрированные в

патентном ведомстве порождают исключительное право на его использование.

2. Понятие, объекты, субъекты муниципальной собственности.

Согласно КРФ (ст.130) муниципальная собственность не является разновидностью

государственной собственности, это самостоятельная форма собственности. В

состав МС входят средства местного бюджета, муниципальные ВБФ, имущество

ОМСУ, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в

МС, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки,

муниципальный ЖФ и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое

имущество (п.1 ст.29 Закона об ОПОМСУ).

Ряд объектов, подлежит передаче из государственной собственности в

муниципальную и указан в приложении № 3 к Постановлению ВС РСФСР от 27.12.91

г. № 3020-1. Кроме того, согласно п.1 ст.61 Закона об ОПОМСУ субъекты РФ

обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты,

необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с

разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованьями.

И напротив, передача объектов (имущества), относящихся к МС, в ГС субъектов

РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия ОМСУ

либо по решению суда. В соответствии с законом споры, возникающие в связи с

передачей объектов ГС в МС, разрешаются путем согласительных процедур либо в

судебном порядке.

На практике весьма важен вопрос о передаче из Г в МС нежилых помещений,

арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к МС. В

соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС от 27.12.91 г. к объектам

МС относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных

органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и

строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим ЮЛ, а также

встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-

процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и

бытового назначения. Принадлежащие государственным предприятиям нежилые

помещения переходят в МС лишь в случае, если эти помещения ранее были

переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных

Советов.

Собственники приватизированного муниципального (государственного)

предприятия, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в

фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-

пристроенные.

Права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют ОМСУ

(выборный представительный орган, выборный глава МСУ, иные выборные

должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и

уставами МО, население непосредственно. Хотя МС является самостоятельной

формой (видом) собственности, ее структура в силу публичного характера этой

собственности во многом схожа с государственной. Муниципальное имущество, как

и государственное, может быть подразделено на 2 основные группы: а)

имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями; б)

средства соответствующего местного бюджета и иное имущество, не закрепленное

за муниципальными предприятиями и учреждениями (муниципальная казна).

МО призваны отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое

составляет их казну. Сюда не включается имущество муниципальных предприятий и

учреждений. На практике иски о взыскании убытков, причиненных незаконными

действиями органов или должностных лиц МСУ предъявляемые все чаще и чаще,

должны обращаться к МО в лице соответствующего финансового или иного

управомоченного органа.

Билет 19

1. Образование юридических лиц.

ЮЛ создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в

интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их

создания (ст.51). Поэтому ЮЛ подлежит ГР в органах юстиции в порядке,

определяемом законом. Данные ГР, в том числе фирменное наименование,

включаются в единый государственный реестр ЮЛ, открытый для всеобщего

ознакомления.

Значение ГР ЮЛ, ее рациональной организации, полноты единого реестра ЮЛ,

достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого

заинтересованного лица чрезвычайно велико. Такая регистрация обеспечивает

возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении

хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического оборота,

поскольку регистрируются и изменения правового статуса ЮЛ. ЮЛ считается

созданным с момента его регистрации, и с этой даты возникает его

правоспособность.

До принятия предусмотренного п.1 ст.51 общего закона о регистрации ЮЛ

действует Положение о порядке государственной регистрация субъектов

предпринимательской деятельности, а также ст.34 и 35 Закона РСФСР от 25.12.90

г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности". В ряде случаев

действующими НА предусмотрена специальная регистрация тех или иных

организаций, например, Постановлением Правительства РФ от 06.06.94 г. "О

Государственной регистрационной палате при МЭ РФ" предусмотрена специальная

регистрация этой палатой предприятий с иностранными инвестициями,

аккредитации представительств иностранных компаний, российских инвестиций за

рубежом; ГР банков и иных кредитных учреждений в ЦБ РФ предусмотрена Законом

о банках; общественных организаций (объединений) - Законом об общественных

объединениях и т.д.

ГЗ устанавливает так называемый нормативно-явочный порядок образования ЮЛ -

регистрирующий орган проверяет только соответствие представленных

учредительных документов и действий учредителей нормам права, а вступать в

обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого ЮЛ он не

вправе. Этим нормативно - явочный порядок отличается от разрешительного,

который применяется в отношении ГР отдельных ЮЛ (коммерческие банки,

страховые организации, монопольных предприятий) и связан с получением

разрешения от органов публичной власти. Отказ в ГР или уклонение

регистрирующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд общей

юрисдикции или в арбитражный суд. Регистрация ЮЛ может быть признана судом

недействительной в случае нарушения закона или иных НА. Такое признание

влечет ликвидацию ЮЛ только в том случае, если допущенные нарушения

неустранимы.

В соответствии со ст.52 ЮЛ действует на основании устава, либо учредительного

договора и устава, либо только учредительного договора (полные и коммандитные

товарищества). В случаях, предусмотренных законом, ЮЛ, не являющееся

коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об

организациях данного вида. Учредительный договор ЮЛ заключается, а устав

утверждается его учредителями (участниками). ЮЛ, созданное одним учредителем,

действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах ЮЛ должны определяться наименование ЮЛ, место его

нахождения, порядок управления деятельностью ЮЛ, а также содержаться другие

сведения, предусмотренные законом для ЮЛ соответствующего вида. В

учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий,

а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны

быть определены предмет и цели деятельности ЮЛ. Предмет и определенные цели

деятельности ЮЛ могут быть предусмотрены учредительными документами и в

случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном

договоре учредители обязуются создать ЮЛ, определяют порядок совместной

деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия

в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок

распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью

ЮЛ, выхода учредителей (участников) из его состава.

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента

их ГР, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа,

осуществляющего ГР, о таких изменениях. Однако ЮЛ и их учредители (участники)

не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с

третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

2. Защита права собственности и других вещных прав.

Охрана экономических отношений собственности как материальной основы любого

общественного строя является важнейшей задачей всякой правовой системы. Такая

охрана осуществляется практически всеми отраслями права, в той или иной мере.

Свои особые формы охраны данных отношений предусматривает и ГП. При этом

различные нормы и институты ГП играют неодинаковую роль: одни охраняют

отношения собственности путем их признания, другие обеспечивают необходимые

условия реализации ВП, третьи устанавливают неблагоприятные последствия для

нарушителей ВП. Поэтому различаются и понятия «охрана прав» и «защита прав».

Гражданско-правовая охрана права собственности и иных ВП осуществляется с

помощью всей совокупности ГПН, обеспечивающих нормальное и беспрепятственное

развитие данных отношений.

Гражданско-правовая защита ПС и ИВП – более узкое понятие, применяемое

только к случаям их нарушения. Она представляет собой совокупность

гражданско-правовых способов (мер), которые могут быть применены к нарушителям

отношений, оформляемых с помощью вещных прав. Таким образом, ЗПСиИВП является

составной частью защиты ГП, а к числу ГП способов такой защиты можно отнести

как специальные (вещно-правовые), так и общие способы защиты ГП.

В зависимости от характера нарушения ВП и содержания предоставляемой защиты в

ГП применяются различные способы, юридически обеспечивающие интересы

собственника или иного субъекта ВП:

1) Вещно-правовые способы защиты применяются при непосредственном

нарушении ПС или иного ОВП, имеют своим объектом только

индивидуально-определенные вещи и осуществляются с помощью абсолютных исков

(иски к любым нарушившим ВП 3 лицам): а) виндикационный иск (об истребовании

имущества из чужого незаконного владения – «иск не владеющего вещью

собственника к незаконно владеющему ею несобственнику"); б) негаторный иск

(«требование об устранении препятствий в осуществлении ПС, которые не связаны с

лишением собственника владения его имуществом», например, ограничение доступа к

имуществу);

2) Обязательно-правовые способы защиты ИП применяются в случае нарушения

ВП косвенным способом, как последствие нарушения других, чаще всего

обязательственных прав (арендатор, перевозчик, хранитель отказываются вернуть

вещь собственнику или возвращают с повреждением). Такие способы носят

относительный характер и могут иметь своим объектом любое имущество (включая

как вещи, так и различные права). Так как российское ГП не допускает

конкуренции исков, свойственной ААС, то при наличии договорных или

обязательственных отношений должны предъявляться специальные, ОП, а не ВП

требования в защиту своих прав, так как между участниками существуют

относительные ПО, а не абсолютные;

3) Особым иском используемым обычно для защиты ПС, является требование об

освобождении имущества из под ареста (об исключении имущества из описи).

Арест имущества (опись и запрет им пользоваться) допускаются ГПК в качестве

меры, обеспечивающей исполнение судебного решения или приговора о конфискации.

Иногда в опись ошибочно включают вещи принадлежащие другим лицам, собственники

которого вправе предъявить требование об освобождении этого имущества из-под

ареста к должнику и к кредиторам (осужденному и государству). Это разновидность

иска о признании права;

4) самостоятельную группу представляют иски к публично власти, т.е.

требования, предъявляемые к государственным органам (или ОМСУ): а) требования о

полном возмещении убытков, причиненных частным лицам в результате незаконных

действий (бездействия) госорганов, ОМСУ или их ДЛ, в т.ч. путем издания Н или

НН (ненормативного) акта, противоречащего закону или иному НПА; б) требование о

признании недействительным ННА ГО или ОМСУ, не соответствующего законы или иным

НПА и нарушающего ВП или незаконно ограничивающего возможность его

осуществления.

В случае когда публичная власть своими правомерными действиями ущемляет права

собственников или иных субъектов ВП применяются специальные меры защиты

(например, национализация, собственник должен подчиниться закону, но вправе

требовать полной компенсации).

Билет 20

1. Прекращение юридического лица: реорганизация и ликвидация.

Деятельность ЮЛ прекращается посредством его реорганизации (ст.57) или

ликвидации (ст.61).

Реорганизация ЮЛ осуществляется в следующих формах: а) слияние нескольких

ЮЛ в одно; б) присоединение одного или нескольких ЮЛ к другому; в) разделение

ЮЛ на несколько самостоятельных ЮЛ; г) выделение из состава ЮЛ (не

прекращающего свою деятельность) одного или нескольких новых ЮЛ; д)

преобразование ЮЛ из одной ОПФ в другую. Во всех случаях, кроме «г»

прекращается деятельность хотя бы одного ЮЛ, но его права и обязанности не

прекращаются, а переходят к вновь созданным ЮЛ в порядке правопреемства

. Правопреемство происходит и при выделении, т.к. к выделившемуся ЮЛ переходит

часть прав и обязанностей остающегося ЮЛ. Следовательно, реорганизация ЮЛ

всегда несет правопреемство и в этом ее отличие от ликвидации ЮЛ, при котором

никакого правопреемства не возникает, т.к. их субъект (ЮЛ) подлежит

прекращению.

Реорганизация ЮЛ по общему правилу проводится им добровольно, по решению его

учредителей или уполномоченного на это его УД органа (общего собрания).

Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования

в предусмотренных законом случаях требует предварительного согласия

госорганов (антимонопольных или иных). В случаях прямо указанных в законе

реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться

принудительно, по решению компетентного госоргана или суда (ЮЛ, занимающие

доминирующее положение на рынке неоднократно нарушившие требования

антимонопольного законодательства). Реорганизация ЮЛ оформляется либо

передаточным актом (балансом) (слияние, присоединение или преобразование),

либо разделительным балансом (разделение и выделение). Названные документы

должны содержать положение о правопреемстве по всем без исключения правам и

обязанностям реорганизованного ЮЛ в отношении его кредиторов и должников

(ст.59). Часто в практике проводимая реорганизация ЮЛ ухудшают положение

кредиторов, поэтому закон требует уведомления всех кредиторов о принятом

учредителями решении, а последние вправе требовать прекращения или досрочного

исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков.

Утвержденные ПА или РБ должны быть представлены для ГР вместе с иными

документами. Реорганизация считается завершенной с момента ГР вновь возникших

юридических лиц, а в случае присоединения – ГР прекращения деятельности

присоединенного лица.

Ликвидация ЮЛ представляет собой способ прекращения его деятельности при

отсутствии преемства в его правах и обязанностях. В этом случае задача защиты

прав и интересов кредиторов приобретает еще большую важность, чем в случаях

реорганизации. ГЗ устанавливает специальный порядок ликвидации ЮЛ. Ликвидация

может осуществляться добровольно по решению учредителей либо уполномоченного на

то органа ЮЛ. Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным

решением, на основании: осуществления деятельности без надлежащего разрешения

(лицензии); неоднократного грубого нарушения законов или НА; противоречие

деятельности законодательным запретам и т.д. ГК предусматривает все случаи

принудительной ликвидации ЮЛ. Особым случаем ликвидации ЮЛ является

банкротство.

Ликвидация ЮЛ представляет достаточно длительную процедуру, основным

содержанием которой является выявление удовлетворение имеющихся у кредиторов

требований. При этом ЮЛ продолжает свою деятельность, а лица принявшие

решения о ликвидации извещают регистрирующий орган об этом. В государственный

реестр вносятся сообщенные сведения, а к наименованию ЮЛ обязательно

добавляются слова «в ликвидации». Ликвидация проходит под контролем органа

осуществившего ГР ЮЛ. Этапы ликвидации ЮЛ: назначение с согласия

регистрирующего органа специальной ликвидационной комиссии (единоличного

ликвидатора); опубликование в СМИ извещения о ликвидации, а также о порядке и

сроках (не менее 2 месяцев) заявления требований кредиторами и письменное

уведомление об этом известных кредиторов; утверждение промежуточного

ликвидационного баланса; при недостатке денежных средств для удовлетворения

заявленных требований – продажа имущества ЮЛ с публичных торгов; расчеты с

кредиторами ЮЛ в порядке очередности (ст.64 – регресс, зарплата, залог,

налоги, иные); составление ликвидационного баланса и его утверждение,

передача остатков имущества учредителям. Ликвидация считается завершенной, а

ЮЛ прекратившим существование – с момента внесения записи об этом в

государственный реестр.

2. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения.

Вопросы ПС и других вещных прав на ЖП рассмотрены в главе 18 ГК (ст.260-287).

Нормы 18 главы регулируют отношения, связанные исключительно с объектами

недвижимости в такой сфере, как удовлетворение жилищных потребностей граждан,

но это не исключает из данных отношений юридические лица, иные субъекты права

собственности. В этих отношениях наряду с гражданами участвуют коммерческие и

некоммерческие организации, РФ, субъекты РФ, МО, а также иностранные

государства и международные организации.

К самостоятельным объектам жилища относятся: непроходная, изолированная жилая

комната; квартира; одноквартирный или многоквартирный жилой дом. Из этого

перечня следует выделить единую, цельную, но делимую вещь - жилой дом

(одноквартирный или многоквартирный), остальные объекты - лишь части его

(комната, квартира), составляющие единое целое. Жилым домом признается

индивидуально-определенное здание, фундаментально связанное с землей, в котором

вся или не менее половины полезной площади занята жилыми помещениями,

конструктивно предназначенными для постоянного проживания граждан. Обобщающим

понятием объекта ПС и других вещных прав в сфере удовлетворения жилищных

потребностей граждан выбрано понятие "жилое помещение" вообще, а не жилой дом.

Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения

принадлежащим ему ЖП в соответствии с его назначением. ЖП предназначены для

проживания граждан. Гражданин - собственник ЖП может использовать его для

личного проживания и проживания членов его семьи. ЖП могут сдаваться их

собственниками для проживания на основании договора. Собственнику квартиры в

многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под

квартиру, принадлежит также доля в ПС на общее имущество дома. Собственник

квартиры не вправе отчуждать свою долю в ПС на ОИ жилого дома, а также

совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права

собственности на квартиру.

ЖП и вещные права на них подлежат государственной регистрации, равно как

обременения на них и сделки с названными объектами. Правоустанавливающими

документами на жилые помещения могут быть акты ГО и акты ОМСУ, судебные

решения, договоры и иные сделки. Лицо, не оформившее в органах ГР право

соответственно на жилой дом, квартиру, комнату, не признается

правообладателем. Правообладание названными объектами возникает с момента ГР.

В число вещных прав на эти объекты недвижимости входят также надлежаще

оформленные право хозяйственного ведения и право оперативного управления,

осуществляемые Г и М ЮЛ. Нахождение жилого помещения всего лишь на балансе

субъекта вещного права не служит основанием для признания его

правообладателем.

В общей совместной собственности супругов не имеет значения, на имя какого из

супругов зарегистрировано ЖП (ст.34 СК). Семья составляет устойчивую общность

лиц, совместно пользующихся ЖП по различным правовым основаниям. Общая

собственность членов семьи на жилое помещение остается многосубъектной. Право

пользования занимаемым жилым помещением у членов семьи возникает не из

договора с собственником, а исключительно на основе доверительных семейных

связей с собственником (сособственниками) ЖП.

Закон конкретизируя правовые возможности собственника, указывает, в

частности, на возможность в этом случае переходить из одной формы

собственности в другую, сдавать внаем, аренду, отдавать в залог, продавать,

видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при

этом не нарушаются нормы права, жилищные, иные права и свободы других

граждан, общественные интересы. Принудительное изъятие имущества у любого

собственника не допускается, кроме случаев, названных в законе.

Особенности распоряжения ведомственным жилищным фондом, является то, что им

распоряжаются правопреемники государственных и муниципальных предприятий,

которым ЖД передаются в ХВ или ОУ, перешедших в результате их приватизации в

иную форму собственности, либо ОМСУ.

Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение

собственником в принадлежащем ему ЖП предприятий, учреждений, организаций

допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод ЖП в

нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством: 1)

если жилье непригодно к постоянному проживанию, а такие дефекты не могут быть

устранены или их устранение экономически нецелесообразно; 2) если жилое

помещение находится в аварийном состоянии или под влиянием факторов, особо

опасных для жизни и здоровья людей; 3) если жилой дом подлежит сносу или

переносу на другой земельный участок - на период до фактического сноса или

переноса, начиная с освобождения жилого дома от проживающих в нем граждан.

Собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома,

пользования квартирами и их общим имуществом могут образовывать товарищества

собственников квартир (жилья). Товарищество собственников жилья является

некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с

законом о товариществах собственников жилья.

Если собственник ЖП использует его не по назначению, систематически нарушает

права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская

его разрушение, ОМСУ может предупредить собственника о необходимости

устранить нарушения, а также назначить собственнику соразмерный срок для

ремонта помещения. Если собственник после предупреждения продолжает нарушать

права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению,

суд по иску ОМСУ может принять решение о продаже с публичных торгов такого ЖП

с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на

исполнение судебного решения.

Билет 21

1. Несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность (банкротство) (ст.65) наступает в случае невозможности

(неспособности) ЮЛ полного удовлетворения всех денежных требований своих

кредиторов. В этой ситуации закон предполагает равномерное и справедливое

распределение имеющегося имущества должника между его кредиторами, которые как

бы конкурируют между собой в рамках предусмотренных законом определенных групп

(очередей). Порядок такого распределения называется конкурсом (конкурсным

производством). Составляющие его правила являются сутью института

несостоятельности (банкротства).

В современном правопорядке правила о Н (Б) применяются как к ЮЛ, так и к ФЛ.

Из числа ЮЛ банкротами могут быть объявлены коммерческие организации (за

исключением казенных предприятий), а из числа НО – потребительские

кооперативы и фонды, т.к. по закону банкротами не могут быть объявлены ЮЛ, по

долгам которых учредители несут субсидиарную ответственность. Объявление

банкротом, а также последующая ликвидация ЮЛ, могут быть принудительными (по

решению суда) и добровольными (по решению самого банкрота, принятому

совместно с кредиторами). Основной особенностью такой ликвидации является

обязательное соблюдение конкурсного порядка распределения имущества между

кредиторами.

В ходе разбирательства дела о Н (Б) арбитражным судом на основании решения

собрания кредиторов может вводиться внешнее управление

организацией-должником (при наличии оснований для восстановления ее

платежеспособности). На период внешнего управления вводится мораторий

отсрочка удовлетворения требований кредиторов, по долгам возникшим до начала

этого управления. Внешнее управление осуществляется внешним управляющим

назначаемым судом, который приобретает права руководителя организации должника

и самостоятельно распоряжается его имуществом. Его деятельность строится на

основе плана, утвержденного собранием кредиторов на срок не более года. План

предусматривает различные мероприятия по восстановлению платежеспособности

организации. В случае недостижения этой цели суд признает должника банкротом и

открывает конкурсное производство.

С момента принятия судом заявления о банкротстве вводится период наблюдения

, для осуществления которого судом назначается временный управляющий. С этого

момента приостанавливается производство и исполнение по всем делам, связанным с

обращением взыскания на имущество должника, а все имущественные требования

должны предъявляться в конкурсном порядке. Цель этих мер – сохранение имущества

должника для соразмерного удовлетворения кредиторов. В госреестр ЮЛ вносится

соответствующая запись. Временный управляющий проводит АФСП и устанавливает

размер требований кредиторов.

Конкурсное производство открывается с момента судебного признания

должника банкротом. Это ликвидационная процедура, влекущая прекращение

деятельности ЮЛ. С этого момента считается наступившим срок исполнения всех

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Современные рефераты