Сочинение: Правовое регулирование договора об ипотеке в гражданском праве
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 2 ФЗ "О госрегистрации" государственная
регистрация является единственным доказательством существования
зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на
недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской
Федерации по установленной Федеральным законом "О госрегистрации" системе
записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее -
Единый государственный реестр прав). Датой государственной регистрации прав
является день внесения соответствующих записей о правах в единый
государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по
месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа
[30].
Все эти положения о госрегистрации относятся и к госрегистрации ипотеки.
Регистрационная запись об ипотеке производится в Едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество и должна содержать сведения о
первоначальном залогодержателе, предмете ипотеки и сумме обеспеченного ею
обязательства.* См. Приложение. Если договор об ипотеке предусматривает, что
права залогодержателя удостоверяются закладной, об этом также указывается в
регистрационной записи об ипотеке. Перечисленные данные вносятся в
регистрационную запись об ипотеке на основании договора об ипотеке.
Помимо внесения регистрационной записи об ипотеке в Единый государственный
реестр прав на недвижимое имущество, ипотека удостоверяется путем надписи на
договоре об ипотеке, содержащей полное наименование органа,
зарегистрировавшего ипотеку, дату, место государственной регистрации ипотеки
и номер, под которым она зарегистрирована. Эти данные заверяются подписью
должностного лица и скрепляются печатью органа, осуществившего
государственную регистрацию ипотеки (п. 2 ст. 22 Закона "Об ипотеке").* См.
Приложение.
Следует заметить, что Единый государственный реестр прав и дела
правоустанавливающих документов являются вечными. Их уничтожение, а равно
изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускаются
[31].
Если договор об ипотеке предусматривает выдачу закладной, орган,
осуществивший государственную регистрацию ипотеки, обязан обеспечить к
моменту выдачи закладной наличие в ней сведений, предусмотренных в п. 2 ст.
22 Закона "Об ипотеке", и указания о дате ее выдачи первоначальному
залогодержателю, заверенных подписью должностного лица и скрепленных печатью
этого органа (п. 3 ст. 22 Закона).
Когда выдается новая закладная, то при ее регистрации указывается также
дата выдачи закладной (на дубликате закладной - дата выдачи дубликата), которые
должны быть заверены подписью должностного лица и скреплены печатью органа,
зарегистрировавшего ипотеку.
Закон "Об ипотеке" не регламентирует порядка представления документов на
госрегистрацию и не устанавливает требований, предъявляемых к ним. В этом
случае следует руководствоваться статьями 16 и 18 ФЗ "О госрегистрации".
5. 4. Если инициатива в госрегистрации ипотеки исходит, как правило, от
залогодателя[32], то по общему правилу
государственная регистрация прав проводится на основании заявления
правообладателя, стороны (сторон) договора * (См. Приложение) или
уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежащим образом
оформленной доверенности. В случае если права возникают на основании акта
государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о
государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого
приняты указанные акты[33].
В случае если права возникают на основании договоров (сделок), не требующих
нотариального удостоверения (и это удостоверение не является обязательным
для данного вида сделки), заявление о государственной регистрации прав
подают все стороны договора (сделки). Как быть в том случае, если одна из
сторон сделки уклоняется от государственной регистрации? Ответ на этот
вопрос содержится в абз. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ "О госрегистрации", где говорится,
что при уклонении одной из сторон от государственной регистрации прав переход
права собственности регулируется на основании решения суда, вынесенного по
требованию другой стороны. Убытки, возникшие в результате приостановления
государственной регистрации прав, несет уклоняющаяся сторона.
На практике может случится так, что одна сторона готова нотариально
удостоверить сделку, а вторая уклоняется от нотариального удостоверения. Как
быть в такой ситуации добросовестному участнику сделки? М.И. Брагинский, автор
книги "Комментарий к Закону РФ "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" [34]
пишет, что Гражданский кодекс допускает случаи "исцеления" сделки,
которая вопреки требованиям закона или достигнутого сторонами соглашения не
была удостоверена у нотариуса вследствие того, что одна из сторон уклоняется
от ее удостоверения. На основании п. 2 ст. 165 ГК РФ другая сторона вправе
обратиться в суд с требованием о признании сделки действительной. Но
воспользоваться этим правом можно только в случае, если сделка была полностью
или частично исполнена контрагентом стороны, которая уклоняется от
нотариального удостоверения. Решение суда заменяет нотариальное удостоверение и
при соблюдении других требований позволяет осуществить соответствующую
регистрацию.
5. 5. К заявлению о госрегистрации прав должны быть приложены документы,
необходимые для ее проведения. К сожалению, ни ГК, ни Закон "Об ипотеке" не
устанавливают правил представления документов для регистрации. Лишь ст. 18 ФЗ
"О госрегистрации" предусматривает общие сведения о порядке их
представления.
Так, тексты документов, направляемых на государственную регистрацию прав,
должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без
сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества
физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью. Не
подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие
подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные, не оговоренные,
исправления, а также документы, исполненные карандашом, и документы с
серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их
содержание.
Поскольку залог недвижимости, как правило, предполагает решение вопроса о
земельном участке, на котором находится недвижимость, то обязательным
приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав,
являются план земельного участка, участка недр и (или) план объекта
недвижимости с указанием его кадастрового номера. *См. Приложение. Проверка
юридической силы представленных на государственную регистрацию прав
правоустанавливающих документов осуществляется учреждением юстиции по
регистрации прав[35].
План земельного участка должен быть удостоверен органом, ответственным за
проведение кадастровых работ, а планы другого недвижимого имущества -
соответствующим органом учета объектов недвижимого имущества.
Требования к документам, устанавливающим наличие, возникновение,
прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество
и представляемым на государственную регистрацию прав, должны соответствовать
нормам, установленным законодательством Российской Федерации. Указанные
документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид
регистрируемого права. В установленных законодательством случаях такие
документы должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, иметь
надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Следует иметь в виду, что все документы, необходимые для государственной
регистрации прав, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из
которых должен быть подлинником (за исключением актов органов государственной
власти и актов органов местного самоуправления). Подлинники после
государственной регистрации прав должны быть возвращены правообладателю
[36]. В соответствии с Законом "Об ипотеке" орган, осуществивший
государственную регистрацию ипотеки, оставляет в своем архиве копию договора об
ипотеке и копию закладной с приложениями, если договор предусматривает выдачу
закладной (п. 4 ст. 22).
5. 6. Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о
правах на недвижимое имущество предъявляется документ об уплате сбора за
проведение регистрации. Кроме того, физическое лицо предъявляет документ,
удостоверяющий его личность, а представитель юридического лица - учредительные
документы юридического лица, а также документ, удостоверяющий его личность и
документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного
юридического лица[37]. Данная правовая
норма корреспондирует со ст. 24 Закона "Об ипотеке", где говорится, что
расходы по уплате сборов за государственную регистрацию ипотеки и внесению
изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке возлагаются на
залогодателя, если соглашением между ним и залогодержателем не установлено
иное.
Авторы «Комментария к ФЗ РФ «Об ипотеке (залоге недвижимости»» Завидов Б. Д.
и Анохин В. С. указывают, что «порядок уплаты регистрационного сбора и его
размер регулируются ФЗ "О государственной пошлине"». Данное суждение
заставляет автора усомниться в их компетенции в настоящем вопросе.
Порядок внесения и размеры платы за государственную регистрацию установлены
постановлением Правительства РФ № 248 от 26 февраля 1998 года «Об
установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав
на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о
зарегистрированных правах» и Положением «О порядке внесения платы за
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
*См. Приложение.
Когда все документы сданы и от регистратора не поступило никаких замечаний,
то проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на
недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной
регистрации прав. Проведенная государственная регистрация договоров и иных
сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной
надписи на документе, выражающем содержание сделки. Форма свидетельств и
специальной надписи устанавливается Правилами ведения Единого
государственного реестра прав (ст. 14 ФЗ "О госрегистрации"). *См.
Приложение.
5. 7. Во всяком документе может быть допущена техническая ошибка, которую
предстоит исправлять. Порядок исправления технических ошибок
предусматривается всеми процессуальными кодексами России: УПК, ГПК и АПК.
Статья 139 АПК РФ, например, называется: "Разъяснение решения. Исправление
ошибок, опечаток и арифметических ошибок".
В п. 1 ст. 23 закона «Об ипотеке» говорится, что исправление технических
ошибок в регистрационной записи об ипотеке допускается на основании заявления
залогодателя или залогодержателя с уведомлением другой стороны о внесенном
исправлении и при условии, что указанное исправление не может причинить ущерб
третьим лицам или нарушить их законные интересы.
В соответствии с ФЗ "О госрегистрации" технические ошибки в записях, допущенные
при государственной регистрации прав, исправляются в трехдневный срок
по решению регистратора прав после обнаружения ошибки или получения от любого
заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях.
Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав, в такой
же срок в обязательном порядке в письменной форме получают информацию об
исправлении технической ошибки. Исправление технической ошибки, допущенной при
государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если нет оснований
полагать, что такое исправление может причинить ущерб или нарушить законные
интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на
соответствующие регистрационные записи[38]
.
В Законе "Об ипотеке" ничего не сказано о том, какие действия может предпринять
правообладатель, если в результате технической ошибки при госрегистрации
ипотеки либо регистрации самой недвижимости нарушены его права и интересы. В
этом случае надо руководствоваться нормой п. 2 ст. 21 ФЗ "О госрегистрации".
Если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может
причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц,
которые полагались на соответствующие регистрационные записи, - говорится в п.
2 данной статьи - такое исправление производится по решению суда,
арбитражного суда.
Правоприменителю следует иметь в виду, что судебная защита гражданских прав
предусмотрена ст. 11 ГК РФ, способы защиты гражданских прав он выбирает сам
в соответствии со ст. 12 ГК РФ. Кроме того, можно применить положения статей
13-16 ГК РФ.
Закон "Об ипотеке" регулирует вопросы внесения изменений и дополнений в
регистрационную запись об ипотеке. Изменения и дополнения вносятся на
основании соглашения между залогодателем и залогодержателем об
изменении или о дополнении условий договора об ипотеке. Такое соглашение должно
быть нотариально удостоверено.
Изменения и дополнения регистрационной записи об ипотеке не допускаются, если
права залогодержателя удостоверены закладной. Исключение составляет случай,
когда изменение размера обеспечения, при котором размер требований, возникших
из кредитного или иного договора и обеспеченных по данному договору об
ипотеке увеличивается или уменьшается по сравнению с тем, который
обеспечивался ипотекой ранее. В такой ситуации изменение (дополнение)
регистрационной записи разрешается, даже если права залогодержателя и
удостоверены закладной.
Подчеркну, что ФЗ "О госрегистрации" не содержит каких-либо норм, допускающих
соглашение между участниками госрегистрации об изменении (дополнении)
регистрационной записи о недвижимости либо ипотеке, тогда как Закон "Об
ипотеке" предусматривает довольно демократичную норму, в соответствии с которой
регистрационная запись об ипотеке может быть дополнена (изменена)
соглашением сторон. Что представляет собой данное соглашение?
Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договорам признается соглашение двух или
нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и
обязанностей. Следовательно, внесение изменений (дополнений) в регистрационную
запись осуществляется на основании договора.
5. 8. Порядок погашения регистрационной записи о залоге недвижимости
регулируется не только Законом "Об ипотеке", но и п. 4 ст. 29 ФЗ "О
госрегистрации", где говорится, что регистрационная запись об ипотеке
погашается на основании заявления залогодержателя, заявления залогодателя с
приложением документов об исполнении основного договора либо на основании
вступившего в силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда.
*См. Приложение.
В редакции ст. 25 .Закона "Об ипотеке" данная норма выглядит следующим
образом: "Регистрационная запись об ипотеке погашается на основании заявления
законного владельца закладной, совместного заявления залогодателя и
залогодержателя либо на основании решения суда, арбитражного суда или
третейского суда о прекращении ипотеки.
При погашении регистрационной записи об ипотеке в связи с прекращением
ипотеки закладная аннулируется в порядке, установленном Федеральным законом
"Об ипотеке". Аннулированная закладная передается ранее обязанному по ней
лицу по его требованию".
Как видим, в первом случае (п. 4 ст. 29 ФЗ "О госрегистрации") регистрационная
запись может погашаться по заявлению залогодателя и (или) залогодержателя, а во
втором - на основании заявления законного владельца закладной, совместного
заявления залогодателя и залогодержателя, не считая решения судов
[39].
Следовательно, круг субъектов, которые вправе подать заявление о погашении
регистрационной записи об ипотеке, гораздо шире в Законе "Об ипотеке", нежели
в ФЗ "О госрегистрации". Как быть? В этом случае следует, видимо,
руководствоваться нормами Закона "Об ипотеке", поскольку в п. 5 ст. 29 ФЗ, "О
госрегистрации" содержится оговорка, согласно которой особенности
государственной регистрации ипотеки могут устанавливаться также законом об
ипотеке.
5. 9. В п. 1 ст. 21 Закона "Об ипотеке" говорится, что в государственной
регистрации ипотеки может быть отказано в случаях, предусмотренных
Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним". Это прямая бланкетная норма, отсылающая нас к п. 1
ст. 20 ФЗ "О госрегистрации", в соответствии с которой в государственной
регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
а) право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации
которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной
регистрации прав в соответствии с Федеральным законом "О госрегистрации";
б) с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее
лицо;
в) документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме
или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
г) акт государственного органа, или акт органа местного самоуправления о
предоставлении прав на недвижимое имущество, признан недействительным с
момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в
месте его издания на момент издания;
д) лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено
распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
е) лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями,
составило документ безуказания этих условий;
ж) правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества
свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого
имущества.
В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ "О госрегистрации" при принятии решения об
отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок
не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения
заявления, направляется сообщение о причине отказа. *См. Приложение. Копия
указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов. Отказ
в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным
лицом в суд, арбитражный суд. *Поскольку в практике Костромского областного
регистрационного центра обжалованных отказов в регистрации ипотеки на момент
написания работы не было, прилагаю жалобу на отказ в госрегистрации права
собственности. Автору предстоит принять участие в судебном заседании по ее
рассмотрению.
Госрегистрация ипотеки может быть отложена не более чем на один месяц при:
- непредставлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию
ипотеки, какого-либо из документов, указанных в пунктах 2 и 3 ст. 20 Закона
(такими документами являются нотариально удостоверенный договор и его копия;
приложения, указанные в договоре, доказательства уплаты пошлины за
регистрацию, документ о возникновении обеспеченного обязательства, в
необходимых случаях - закладная и приложения к ней);
- несоответствии договора об ипотеке, закладной и приложенных к ним
документов требованиям, предусмотренным законодательством Российской
Федерации;.
- необходимости проверки подлинности представленных документов.
Принимая решение отложить государственную регистрацию ипотеки (*См.
Приложение), орган, осуществляющий регистрацию, запрашивает необходимые
документы или требует устранить выявленные несоответствия. При невыполнении
требований регистрирующего органа в установленный им срок в государственной
регистрации ипотеки должно быть отказано.
При наличии судебного спора по поводу прав на имущество, являющееся предметом
ипотеки, или по поводу обращения на него взыскания государственная регистрация
ипотеки откладывается до разрешения спора судом.
Мотивированный отказ в государственной регистрации ипотеки должен быть направлен
залогодателю в течение срока, установленного для ее государственной регистрации
[40]. Такой срок равен одному месяцу.
Необходимо отметить, что аналогичные нормы ФЗ "О госрегистрации"
предусматривают несколько другие, а порой и противоположные, формулировки
относительно вопроса об отказе в госрегистрации недвижимости, а также иные
основания для отложения ее госрегистрации.
Если в Законе "Об ипотеке" используются слова: "отложено", "откладывается" либо
словосочетание: "решение об отложении", то в ст. 19 ФЗ "О госрегистрации"
говорится о приостановлении регистрации. Во-вторых, в п. 2 ст. 21 Закона "Об
ипотеке" предусматривается, что регистрация ипотеки может быть отложена,
тогда как в п. 1 ст. 19 ФЗ "О госрегистрации" зафиксировано иное правило: "...
в течение месяца регистратор обязан принять необходимые меры по получению
дополнительных сведений". Согласитесь, что понятие «отложить» не
тождественно термину «приостановить». Однако, по сложившейся в КОРЦ
практике, регистраторы в подобных случаях руководствуются требованиями ФЗ «О
госрегистрации».
При направлении представленных документов на подтверждение их подлинности
приостановление госрегистрации прав осуществляется не более чем на месяц
[41]. Однако здесь приводится оговорка: "не считая срок, указанный в
п. 1 настоящей статьи". Это означает, что срок, на который
приостанавливается госрегистрация прав, может составлять не один, а два месяца.
В то же время, согласно ФЗ "О госрегистрации", данный срок может быть увеличен
до трех месяцев. В п. 3 ст. 19 данного закона говорится, что государственная
регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на
основании заявления в письменной форме правообладателя или уполномоченного им
на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности. В заявлении
указываются причины, послужившие основанием для приостановления
государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого
приостановления. Кроме того, подача заявления о приостановлении
государственной регистрации прав прерывает течение срока, установленного п. 1
ст. 19 ФЗ "О госрегистрации". Срок, истекший до подачи указанного заявления, не
засчитывается в новый срок. Следовательно, с учетом п. 1; абз. 1 пунктов 2 и 3
ст. 19 ФЗ "О госрегистрации" срок приостановления госрегистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним (включая ипотеку) может быть равен
пяти месяцам (!), что, естественно, не устраивает ни правообладателя, ни
другого уполномоченного (заинтересованного) лица, а тем более залогодателя как
должника.
Парадоксально, но факт - законодатель увеличивает срок приостановления
госрегистрации .прав, словно перестраховывается, придерживаясь чеховской
формулы: "Кабы чего не вышло". Содержащееся в абз. 2 п. 2 ст. 19 ФЗ "О
госрегистрации" указание о том, что регистратор прав обязан в письменной
форме уведомить заявителя о своем решении приостановить государственную
регистрацию заявленных прав и об основаниях такого решения, не улучшает
положение заявителя. Кроме того, если не будут устранены причины,
препятствующие государственной регистрации прав, регистратор прав обязан
отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом
соответствующую запись в книге учета документов (абз. З.п. 2 ст. 19 ФЗ "О
госрегистрации").
В соответствии с п. 4 ст. 19 ФЗ "О госрегистрации" и в порядке,
установленном законодательством, государственная регистрация прав может быть
приостановлена на основании определения или решения суда. Приостановление
государственной регистрации прав сопровождается внесением соответствующей
отметки в Единый государственный реестр прав.
5. 10. На основании норм Конституции РФ о равенстве всех форм собственности
(п. 2 ст. 8), а также положений Гражданского кодекса о признании равенства
участников гражданского оборота (п. 1 ст. 1 ГК РФ) Закон "Об ипотеке"
предусматривает, что орган, который зарегистрировал или должен был
зарегистрировать ипотеку и при этом допустил нарушения, обязан возместить
заинтересованному лицу причиненные своими незаконными действиями
(бездействием) убытки. В ст. 28 Закона приводится перечень возможных
нарушений регистратора, к которым в том числе относятся:
- необоснованный отказ в государственной регистрации ипотеки;
- необоснованный отказ во внесении исправлений в регистрационную запись;
- задержка в государственной регистрации ипотеки сверх установленного срока;
- государственная регистрация ипотеки с нарушением требований, предъявляемых
законодательством Российской Федерации к содержанию регистрационной записи,
или с иными ошибками;
- несоблюдение требований п. 3 ст. 22 Закона "Об ипотеке";
- уклонение от выдачи закладной (дубликата закладной);
- неправомерное погашение регистрационной записи;
- необоснованный отказ в совершении действий, предусмотренных ст. 26 Закона
"Об ипотеке".
Возникает вопрос, считать ли этот перечень нарушений исчерпывающим?
Теоретически субъект гражданского оборота (при надлежащем его поведении) не
может нести повышенную ответственность за те правонарушения, которые не
указаны в законодательном или ином правовом акте. Практически же субъект
гражданского оборота, в нашем случае регистратор, должен нести гражданско-
правовую ответственность и за нарушение, которое не указано в перечне ст. 28
Закона, но является таковым. Если учесть, что практически всегда
ответственность государственного органа ограничена по сравнению с
ответственностью предпринимателя (хотя бы в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ), то
имеются все основания полагать, что приведенный в ст. 28 Закона перечень
нарушений прав регистратора является исчерпывающим.
Об ответственности регистратора при госрегистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним говорится в ст. 31 ФЗ "О госрегистрации", согласно
которой учреждение юстиции по регистрации прав в соответствии с ФЗ "О
госрегистрации" несет ответственность за своевременность и точность записей
о праве на недвижимое имущество и сделках с ним в Едином государственном
реестре прав, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на
недвижимое имущество и сделках с ним. Ответственность за точность данных,
своевременность их предоставления об объектах недвижимого имущества несут
организации по учету соответствующих объектов.
Лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации
о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, зарегистрированных в
установленном порядке, несут ответственность за материальный ущерб,
нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон, в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
5. 11. Отказ в государственной регистрации ипотеки либо уклонение
соответствующего органа от ее регистрации или от выдачи закладной
первоначальному залогодержателю, отказ во внесении в регистрационную запись об
ипотеке исправлений, погашение регистрационной записи об ипотеке с нарушением
установленных правил, регистрация несуществующей ипотеки, отказ в
осуществлении прав, предусмотренных ст. 26 Федерального закона "Об ипотеке", а
также иные действия органа, осуществляющего государственную регистрацию
прав на недвижимое имущество, не соответствующие федеральному закону, могут
быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд в соответствии с
процессуальным законодательством Российской Федерации
[42].
Нетрудно заметить, что положения данной статьи дублируют нормы,
предусмотренные: |
1)ст. 11 ГК - "Судебная защита гражданских прав";
2) ст. 12 ГК - "Способы защиты гражданских прав";
3) ст. 13 ГК - "Признание недействительным акта государственного органа или
органа местного самоуправления";
4) ст. 16 ГК - "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и
органами местного самоуправления".
Кроме того, ст. 27 Закона "Об ипотеке" корреспондирует с п. 5 ст. 2 ФЗ "О
госрегистрации", где говорится, что отказ в государственной регистрации прав
либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут
быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд, и п. 3 ст. 20 ФЗ
"О госрегистрации", предусматривающим, что отказ в государственной регистрации
прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд. В то
же время формулировка «а также иные действия органа», содержащаяся в
ст. 27 "Об ипотеке", допускает расширительное толкование противоправных
действий регистратора по госрегистрации ипотеки. И в этом плане ценность ст. 27
Закона "Об ипотеке" имеет для заявителя предопределяющее значение.
6. Заключение
Все критические замечания относительно отдельных положений законов,
регулирующих отношения, связанные с ипотекой представляют личную точку зрения
автора.
Разумеется, некоторые недостатки законодательства обусловлены рядом
субъективных и объективных причин.
Отдельные недоработки законодателя обусловлены наличием компромиссов партий,
блоков и различных политических течений в Государственной Думе, да и в самом
Федеральном собрании. Во-вторых, непрерывно меняющийся состав Правительства
России, столкновение интересов различных ветвей власти; противостояние
президентской власти - власти Правительства - все это никогда не
способствовало плодотворной работе законодателей. Законы, подготовка которых
проходила в таких условиях, обречен на противоречивость отдельных его
положений, относительно низкий уровень законодательной техники и невысокую
правовую культуру. По этим причинам, например, Законом "Об ипотеке" не
регулируется процесс залога земель, находящихся в государственной либо
муниципальной собственности, непоследовательно урегулированы процесс
реализации закладной и порядок ее обращения.
Следует отметить также, что Закон "О залоге" в части регулирования ипотеки в
корне устарел.
С принятием Земельного кодекса, а также с развитием залогового права (в
рамках ГК РФ и гражданского законодательства) потребуется принятие других
законов и нормативных актов. Примером тому может служить проект закона "О
государственном регулировании и особенностях ограничения земель
сельскохозяйственного назначения", который также коснется залоговых
отношений.
Из собственной практики могу привести следующие наблюдения. Договоры об
ипотеке до сих пор являются явлением достаточно редким и настоящий механизм
госрегистрации отнюдь не способствует увеличению их числа. Обосную:
· для заключения договора об ипотеке необходимо предварительно
зарегистрировать право отдельно на объект недвижимости и земельный участок,
на котором он расположен. За эти действия с юридического лица взимается плата
в размере 25 ММРОТ за каждое;
· необходимо оплатить нотариальное удостоверение. Не могу точно
привести стоимость, однако, как известно, нотариусы берут определенные
проценты от стоимости объекта (немалой);
· необходимо внести плату за госрегистрацию договора об ипотеке – как
правило не менее 50 ММРОТ.
В результате залогодателю, которому в силу каких-либо финансовых затруднений
необходимо получить кредит нужно заплатить сумму, на сегодняшний день
приближающуюся к 10000 рублей.
Возможно это бремя немного облегчится с введением с 1 октября 1999 г. новой
редакции Положения о порядке внесения платы за государственную регистрацию
прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в разработке которого принял
непосредственное участие автор этой работы.
И все же, несмотря на недостатки законодательства в части регулирования
ипотечных правоотношений, их появление - важное событие в истории
гражданского законодательства России. Благодаря ипотеке кредит теперь могут
получить и малообеспеченные слои населения, благо для физических лиц размер
платы за госрегистрацию незначителен. Кроме того, можно прогнозировать
снижение процентных ставок по ссудам. Продажа жилья в кредит (под залог
приобретаемой квартиры) будет способствовать пополнению государственной
казны.
Появление "подинститута" закладной положительно скажется на оборачиваемости
денежных средств в стране. Деньги будут не только средством накопления и
платежа, но и средством обращения, что особенно важно в условиях финансового
кризиса в России. Институт ипотеки способен укрепить банковскую систему.
Государство, став залогодержателем определенных важных объектов ипотеки,
будет гарантировать банкам возврат обеспечения.
И, пожалуй, главное состоит в том, институт ипотеки в нынешней
разбалансированной экономике России - это не только начало большой работы по
совершенствованию залогового законодательства, но первый шаг к оздоровлению
нашей экономики, улучшению гражданского оборота.
7. Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года
N 51-ФЗ. "Российская газета", N 238-239, 08.12.94.
2. Федеральный Закон Российской Федерации "Об ипотеке (залоге
недвижимости)" от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ. «Экономика и жизнь».
Еженедельник. 1998, № 31.
3. Федеральный закон Российской Федерации “О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним” от 21 июля 1997 года № 122 – ФЗ.
“Российская газета” от 6 марта 1997 года.
4. Закон Российской Федерации «О залоге» от 29 мая 1992 года N 2872-1.
"Ведомости СНД и ВС РФ", 11.06.92, N 23, ст. 1239.
5. Основные положения о залоге недвижимого имущества - ипотеке,
одобренные Распоряжением Правительства РФ N 96-рз от 22 декабря 1993 года.
"Российская газета", N 3, 06.01.94 года.
6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть 1.
Москва, Инфра-М, 1998 г.
7. Комментарий к ФЗ РФ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Завидов Б. Д.
Москва, «Издательство ПРИОР», 1999 год.
8. Комментарий к ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвиджимое
имущество и сделок с ним». Брагинский М. И., Москва, «Юриддом»,
«Юстицинформ», 1997 год.
* пункты 3 и 4 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации
* п. 1 ст. 19 Закона "Об ипотеке"
* ст. 43 Закона "Об ипотеке"
* ст. 45 Закона
* п. 2 ст. 342 ГК РФ
* ст. 334 ГК РФ
[1] абз. 3 п. 1 ст. 1 Закона «Об ипотеке»
[2] п. 1 ст. 209 ГК РФ
[3] соответственно пунктам 2, 3, 4 ст. 1 Закона
[4] ст. 3 Закона «Об ипотеке»
[5] ст. 421 ГК РФ
[6] см. правило ГК о главной вещи и принадлежности
[7] соответственно пунктами 4, 5 ст. 5 Закона «Об ипотеке»
[8] п. 3 ст. 6 Закона «Об ипотеке»
[9] п. 3 ст. 335 ГК РФ
[10] статьи 250, 255, 290 и др.
[11] п. 2 ст. 420 ГК РФ
[12] статьи 307 - 419 ГК РФ
[13] п. 3 ст. 420 ГК РФ
[14] п. 2 ст. 9 Закона «Об ипотеке»
[15] п. 3 ст. 9 Закона «Об ипотеке»
[16] соответственно пункты 4, 5 ст. 9 Закона "Об ипотеке"
[17] п. 2 ст. 9 Закона "Об ипотеке"
[18] п. 2 ст. 10 Закона "Об ипотеке"
[19] п. 4 ст. 10 Закона "Об ипотеке"
[20] ст. 11 Закона "Об ипотеке"
[21] ст. 12 Закона "Об ипотеке"
[22] п. 2 статьи 339 и 349 ГК РФ
[23] ст. 389 ГК РФ
[24] статьи 583 и 584 ГК РФ
[25] соответственно п. 2 ст. 19 и п. 1 ст. 20 Закона «Об ипотеке»
[26] п. 3 ст. 20 Закона "Об ипотеке"
[27] ст. 210 ГК РФ
[28] ст. 211 ГК РФ
[29] п. 1 ст. 234 ГК РФ
[30] пункты 2 - 4 ст. 2 ФЗ "О госрегистрации"
[31] п. 4 ст. 12 ФЗ "О регистрации"
[32] п. 1 ст. 20 Закона "Об ипотеке"
[33] п. 1 ст. 16 ФЗ "О госрегистрации"
[34] М.: Юриддом, Юстицинформ. 1997
[35] п. 1 ст. 17 ФЗ "О госрегистрации"
[36] п. 5 ст. 18 ФЗ "О госрегистрации"
[37] п. 4 ст. 16 ФЗ "О госрегистрации"
[38] п. 1 ст. 21 ФЗ "О госрегистрации"
[39] ст. 25 Закона "Об ипотеке"
[40] ст. 21 Закона "Об ипотеке"
[41] абз. 1 п. 2 ст. 19 ФЗ "О госрегистрации"
[42] ст. 27 Закона "Об ипотеке"
Страницы: 1, 2
|