Рефераты

Аудит страховых организаций и особенности его проведения

Аудит страховых организаций и особенности его проведения

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Учетно-статистический факультет

Специальность «Бухгалтерский учет и аудит»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Аудит страховых организаций и особенности его проведения

Выполнила студентка ФНО

Белова М.А.

Волгоград

2003

Содержание

Введение 3

I. Сущность и содержание аудита. 9

1.1. Цели и задачи аудита. 9

1.2. Виды аудита. Место аудита в системе контроля. 14

1.3. Особенности аудита страховых организаций. 18

II. Организация аудита страховой компании САО «Росгосстрах-Волгоград».

23

2.1. Аудит учредительных документов страховой организации. 23

2.2. Методика аудита доходов и расходов и формирования страховых

резервов и их размещения. 32

2.3.Методика аудита финансовых результатов и налоговых расчетов

страховой фирмы. 45

III. Финансовый анализ в рамках обязательного аудита согласно договора с

САО «Росгосстрах-Волгоград». 51

3.1.Цели и задачи финансового анализа страховой организации. 51

3.2. Анализ финансовых результатов деятельности страховой

организации САО «Росгосстрах-Волгоград». 54

3.3.Анализ финансового состояния страховой организации САО

«Росгосстрах-Волгоград». 60

Заключение 70

Список использованной литературы 74

Приложения

Введение

Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своем философском учении впервые в

мировой социально-политической мысли разделил гражданское общество и

государство. По его определению гражданское общество представляет собой

сферу частных интересов, а государство - сферу интересов публичных.

Гражданское общество (по Гегелю) представляет собой сообщество юридически

равных людей, общество равных возможностей, гарантированных законом. А

поскольку это сфера частных интересов, то здесь должно на первое место

выходить именно частное - гражданское право. Государственное управление

должно постепенно заменяться общественным самоуправлением, путем

установления контроля общества за государством. Необходимость контроля

общества за государством обуславливается самой сутью государства, как

политической организации людей особого рода (состоящей из должностных лиц,

учреждений и организаций), главной функцией которых является управление

другими людьми. Таким образом, государство, с одной стороны, создано

обществом, порождено его социальными потребностями и зависит от него, а с

другой стороны, государство должно защищать общество извне, поддерживать в

нем порядок. Проблема заключается в том, что государство неизбежно

обособляется от общества, постепенно создавая свою нормативную основу

независимости - государственное и административное право, свой состав

государственных служащих, приоритет именно своих, государственных

интересов, а не интересов гражданского общества. Гегель писал об этом как о

политическом отчуждении, перевоплощении государства в нечто чуждое

обществу, господствующее над ним, хотя и порожденное этим обществом.

Реальные возможности подчинить государство обществу, заставить государство

не противостоять ему, а всячески способствовать реализации его интересов -

это принятие концепции независимого аудита, объективно обусловленной

задачами гражданского общества. Аудит, как самостоятельный институт права,

не должен войти в систему норм административного регулирования.

Административное регулирование уже имеет комплекс норм, регулирующих

проведение проверок и ревизий, начисление штрафов и т.д. со стороны

налоговой инспекции, налоговой полиции, фининспекций, казначейства и

органов государственной власти. Аудит должен сохранить независимость по

отношению к государственным структурам и войти в систему права частно-

гражданского, а не публичного. Аудит должен быть саморегулирующейся

системой, которая, выражая интересы общества, сможет сама издавать решения,

касающиеся ее деятельности. Так если обратиться к опыту США, Великобритании

и стран Британского содружества наций, в которых существует большая

самостоятельность аудиторских организаций, которые сами готовят аудиторов,

присваивают им соответствующую квалификацию и далее следят за тем,

насколько добросовестно и квалифицированно аудиторы выполняют их

профессиональные обязанности. В нашей стране деятельность аудиторов до 2001

года регулировалась временными правилами аудиторской деятельности в РФ

созданными Комиссией по аудиторской деятельности при Минфине, Центральном

Банке России и Росстрахнадзоре, а также Комиссией по аудиторской

деятельности при Президенте РФ. Государственной Думой принят Федеральный

Закон об аудиторской деятельности, который определяет правовые основы

регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации под №119-ФЗ

от 07.08.2001.

Слово аудит в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий». В

классическом понимании аудит означает независимый внешний финансовый

контроль, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не

работающими на данном предприятии. Аудит имеет уже достаточно большую

историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX веке в акционерных

компаниях Европы.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто

непосредственно занимается управлением предприятия (администрация,

менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники,

акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту

финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им

бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со

стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений.

Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность,

предоставляемая администрацией, полностью отражает действительное

финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой

информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди,

которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями,

предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость.

Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с

усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая

профессиональная подготовка аудитора.

Родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о

компаниях, по которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не

реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских

счетов и отчета перед акционерами.

В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора

совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и

прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Все три

попытки организации института аудита (в 1889, 1912 и 1928 гг.) оказались

неудачными.

Мировой экономический кризис 1929-33 гг. усилил потребность в услугах

бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ужесточаются требования к качеству

аудиторской проверки и ее обязательности, увеличивается рыночная

потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все

страны начинают вводить обязательные требования к объему информации,

содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и

заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.

До конца 40-х гг. аудит в основном заключался в проверке документации.

Это этап в развитии аудита - подтверждающий аудит.

После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять

вопросам внутреннего контроля в компаниях. Аудиторские фирмы начали

заниматься больше консультационной деятельностью. Этот этап развития аудита

получил название системно-ориентированного.

Третий этап развития аудита - его ориентация на возможный риск при

проведении проверок или при консультировании, предупреждение и избежание

риска; аудит, при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка

проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества

максимальный.

В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов. С

переходом к рыночным отношениям в экономике нашей страны возникли новые

проблемы и потребности, обусловившие появление новых специальностей и новых

теоретических и практических дисциплин, в том числе и аудиторского

контроля.

Сам по себе аудиторский контроль нельзя отнести к новшествам рыночных

отношений, однако новым является появление независимого контроля,

обеспечивающего реализацию практической потребности - подтверждение

достоверности финансовой информации о деятельности экономических субъектов

в интересах пользователей этой информации. Новым является и то, что

независимый аудиторский контроль - это предпринимательская деятельность,

осуществляемая на коммерческой основе и за счет проверяемых экономических

субъектов.

Фактически процесс создания независимого аудиторского контроля

продолжается в нашей стране уже несколько лет. Первые аудиторские фирмы

появились в России в 1987 г.

Развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-

правовых форм предприятий и многообразных форм собственности коренным

образом повлияли на механизм системы финансового контроля в стране. Аудит,

являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового

контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его

основными субъектами являются, прежде всего, предприятия и организации

негосударственного сектора экономики.

За прошедшее десятилетие с момента возникновения первых отечественных

организаций были достигнуты значительные результаты в развитии аудита в

России. Формируется аудиторская среда: создана система нормативного

регулирования аудиторской деятельности, эффективно действуют несколько

тысяч независимых аудиторских организаций и самостоятельно работающих

аудиторов, созданы общественные организации аудиторов (Аудиторская палата

России, Российская коллегия аудиторов, Союз Профессиональных Аудиторских

Организаций и других уполномоченных органов в виде общественных

организаций), совершенствуется система подготовки аудиторских кадров.

Динамично изменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета,

аудита и налогообложения, внедрение в практику современных информационных

технологий, использование опыта ведущих зарубежных стран требуют от

аудиторов особой подготовки. Они должны уметь быстро ориентироваться в

сложившейся ситуации, хорошо знать действующее законодательство, применять

эффективную методику аудиторской проверки. Это возможно, в том числе при

условии подготовки и внедрения в практику работы аудиторских организаций

внутренних стандартов аудита и рациональных методов контроля качества

аудита [35].

I. Сущность и содержание аудита.

1.1. Цели и задачи аудита.

Аудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская

деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых

вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-

расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых

обязательств и требований экономических субъектов, с целью подтверждения их

достоверности соответствия законодательным актам, правильности сложения

финансовых результатов и их использования, а так же оказанию иных

аудиторских услуг: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского

учета; составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой)

отчетности; анализ финансово-хозяйственной деятельности; оценка активов и

пассивов экономического субъекта; консультирование в вопросах финансового,

налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства; обучение и

др.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими

обстоятельствами:

- возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях

конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками,

инвесторами, кредиторами);

- зависимость последствий принятых решений от качества информации;

- необходимость специальных знаний для проверки информации;

- частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее

качества.

Именно эти предпосылки и привели к возникновению общественной

потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую

подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода

услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих

достоверность финансовой информации.

Проведение аудиторской проверки в тех случаях, когда она не является

обязательной, так же имеет важное значение, так как заказчиками проверки

являются заинтересованные стороны.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения и другие

хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию

имущества, денежных средств, проведению коммерческих операции и инвестиций.

Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех

участников сделок получать и использовать финансовую информацию.

Собственники (акционеры, пайщики, инвесторы), а так же кредиторы,

лишены возможности, самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные

операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, и поэтому

нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности

предприятии и соблюдении ими законодательства важно государству для

принятия решений в области экономики и налогообложения и государственным

органам, судам, прокурорам, следователям для подтверждения достоверности

интересующей их финансовой отчетности.

Аудит - это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия

на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета

(документов Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета),

соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ,

полноты и точности отражения и финансовой отчетности деятельности

предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

Аудитор - это квалифицированный специалист, аттестованный на право

аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством.

Под аудитом иногда понимается процесс снижения до приемлемого уровня

информационного риска (т.е. вероятность того, что в финансовых отчетах

содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых

отчетов.

Существует несколько определенных правил, касающихся деятельности

независимых аудиторов:

- свободный выбор аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом;

- договорные отношения между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом,

позволяющие аудитору самому выбирать своего клиента и быть независимым от

указаний каких-либо государственных органов;

- возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до

устранения отмеченных недостатков;

- невозможность аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях

с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской

деятельности;

- запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной,

коммерческой и финансовой деятельностью не связанной с выполнением

аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных

законодательством.

Цель аудита - решение конкретной задачи, которая определяется

законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской

деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Основной целью аудиторской деятельности, как уже отмечалось, является

установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности

экономических субъектов соответствия совершенных ими финансовых и

хозяйственных операций нормативным актам, полученных финансовых результатов

и их использования.

Из этого определения вытекает назначение аудита - это проверка

финансовых отчетов с целью:

- подтверждения достоверности отчетов или констатация их недостоверности;

- проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности

затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за

проверяемый период;

- контроля за соблюдением законодательства и нормативных документов,

регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии

оценки активов, обязательств и собственного капитала;

- выявления резервов лучшего использования собственных основных и оборотных

средств, финансовых резервов и заемных источников.

Основная цель аудита может дополняться задачами, обусловленными

договором с клиентом.

В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления

баланса, отчета о прибыли и убытках, достоверность данных пояснительной

записки.

Для этого аудитору необходимо решить следующие задачи:

- все ли активы и пассивы отражены в отчете;

- все ли документы использованы в отчете;

- насколько фактическая методика оценки имущества соответствует принятой

при определении учетной политики предприятия.

Отчет о прибыли и убытках аудитор проверяет для установления

правильности расчета балансовой и налогооблагаемой прибыли.

Аудитор должен проверить:

- соответствие уставного капитала учредительным документам и решению

собственников предприятия об изменении объема уставного капитала;

- соответствие данных синтетического и аналитического учета счетам актива и

пассива баланса;

- правильность и полноту отражения в отчетности дебиторской и кредиторской

задолженностей;

- соблюдение принятой на предприятии учетной политики;

- правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

- разграничение в учете текущих затрат и капитальных вложений;

- соответствие данных синтетического учета оборотам и остаткам по счетам

аналитического учета на 1-е число каждого месяца.

Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают

также ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:

- проверка ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;

- оказание помощи в организации бухгалтерского учета;

- оказание помощи в восстановлении и ведении учета;

- оказание помощи в налоговом планировании и расчете налогов;

- консультирование по вопросам ведения учета и отчетности, и др. вопросам;

- анализ результатов хозяйственной деятельности;

- разработка учредительных и других документов;

- информационное обслуживание;

- другие услуги.

1.2. Виды аудита. Место аудита в системе контроля.

Аудит разделяют на внутренний и внешний.

Внутренний аудит является элементом управленческого контроля.

Внутренний аудит дает информацию о повседневной деятельности предприятия и

подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим

главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления

необходимых изменений внутри предприятия. Информация внутреннего аудита

необходима для управления предприятием.

Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы

при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или

финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают

в себя:

1) контроль за состоянием активов и недопущение убытков; подтверждение

точности информации, используемой руководством при принятии решений;

2) подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

3) анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и

обработки информации;

4) оценку качества информации, выдаваемой управленческой информационной

системой.

Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и, в то же время,

существенно различается по постановке задачи, цели, виду деятельности,

взаимоотношению, оплате, ответственности и т.д.

Объектом внешнего аудита является главным образом система учета и

отчетности предприятия. Взаимоотношения и задачи определяются договором

между независимыми сторонами: предприятием и аудитором. Средства аудита

определяются общепринятыми аудиторскими стандартами. Аудиторская

деятельность - вид предпринимательской деятельности при наличии аттестата и

лицензии на право заниматься этим видом предпринимательства.

Ответственность устанавливается законодательными и нормативными актами.

Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована,

аналитическая часть передается клиенту.

Функции внутреннего аудита могут выполнять не только работники

предприятия, но и приглашенные независимые аудиторы.

Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим или

производственным аудитом. Основными задачами данного аудита является

проверка и совершенствование организации и управления предприятием.

Довольно близок к управленческому аудиту - аудит хозяйственной

деятельности, т.е. систематический анализ хозяйственной деятельности

организации, проводимый для определенных целей.

Этот вид аудита дает оценку эффективности управления, выявляет

возможности улучшения хозяйственной деятельности, дает рекомендации,

касающиеся улучшения деятельности. Он может быть проведен по заказу

администрации и по требованию внешних потребителей, в том числе

государственных органов.

Выделяют еще один вид аудита - на соответствие требованиям. Этот аудит

заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной

деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным

условиям, правилам или законам. Если такие условия установлены

администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия.

Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными

актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе,

осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними

аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита

докладываются соответствующему государственному органу.

Следующий вид аудита - аудит финансовой отчетности и специальный

аудит.

Аудит финансовой отчетности обычно проводится сторонними аудиторами и

ставит целью вынесение заключения о соответствии финансовой отчетности

установленным критериям и правилам бухгалтерского учета. Результаты аудита

финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу

пользователей - акционерам, кредиторам, инвесторам и др.

Специальный аудит – это проверка конкретных вопросов в деятельности

хозяйствующего субъекта, обычно имеющая целью подтвердить законность,

добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность

составления налоговой отчетности, использования специальных фондов и т.д.

Аудит так же разделяют на обязательный и инициативный.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных

законодательством или по поручению государственных органов. При проведении

обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск

ответственности за нарушение договора [1].

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению

экономического субъекта, на основе договора с аудитором.

Аудит бывает первоначальный и согласованный.

Суть такого аудита видна из названия - первоначальный аудит проводится

аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента, это существенно

увеличивает риск и трудоемкость аудита; согласованный (повторяющийся)

осуществляется аудитором повторно или регулярно и основан, поэтому, на

знании специфики клиента, результатах длительного сотрудничества с

клиентом.

Наиболее предпочтителен согласованный аудит. Такое сотрудничество

удобно и аудиторам, и клиенту.

С точки зрения развития аудит разделяют на три вида:

- подтверждающий;

- системно-ориентированный;

- аудит базирующийся на риске.

С точки зрения направленности деятельности аудит подразделяют на:

- общий аудит;

- банковский аудит;

- аудит страховых организаций;

- аудит бирж;

- аудит внебюджетных фондов;

- аудит инвестиционных институтов и др.

Одной из важнейших функций управления является контроль. Контроль -

это объективное явление в экономической жизни общества. Контроль в сфере

управления финансовыми средствами - неотъемлемая часть системы

регулирования.

В зависимости от субъектов и характера контрольной деятельности

финансовый контроль подразделяется на государственный, ведомственный и

вневедомственный; в зависимости от объекта контроля - на внутренний и

внешний; в зависимости от организации осуществления - на ревизионный

(ревизия) и аудиторский (аудит).

Аудит является методом вневедомственного финансового контроля. Аудит

не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль, для этого

имеются соответствующие государственные органы.

Аудиторская деятельность направлена на все экономические субъекты

независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-

хозяйственной деятельностью экономических субъектов, между ними существует

много общего, но существуют и принципиальные различия:

- в целях;

- в характере;

- в основе взаимоотношений;

- в управленческих связях;

- в задачах;

- в результатах.

Цели и задачи ревизии - выявление недостатков, их устранение,

пресечение и профилактика злоупотреблений, наказание виновных. Результатом

ревизии является акт - внутренний документ, в котором отмечаются все, даже

незначительные недостатки. Акт должен быть передан вышестоящему и другим

органам.

1.3. Особенности аудита страховых организаций.

Реформа экономики дала толчок развитию страхового дела в России.

Растет количество страховых компаний. На сегодняшний день положение

несколько стабилизировалось. Страховые фонды играют все большую роль в

распределении и перераспределении фондов денежных средств страны наряду с

бюджетом, внебюджетными фондами и банковскими кредитами. Они все больше

участвуют в формировании структуры использования валового национального

продукта и создания на этой основе целевых ресурсов различного направления.

Особенностью страхования как вида деятельности является то, что она

направлена на защиту имущественных интересов социальных субъектов -

отдельных граждан, групп лиц, коллективов, предприятий и организаций,

общества и целом, нарушаемых в результате воздействия непредвиденных

негативных природных, хозяйственных и социальных явлений. Без страхования

невозможно представить развитие рынка и рыночных отношений, так как рынок

потенциально содержит в себе риск. Риск двух лиц - страхователя и

страховщика.

Страховщик в данной ситуации выступает гарантом защиты страхователя от

постигших его неудач вследствие таких объективных причин как,

землетрясения, наводнения, засухи, пожары, неудачные вложения капитала,

банкротства, преступления, несчастные случаи, болезни, приводящие к утрате

имущества, здоровья или жизни.

В ходе аудита у страховщиков проверяются как общие вопросы,

свойственные деятельности юридических лиц многих отраслей хозяйства, так и

специфические операции, характерные только для страховых организаций. К

общим вопросам относятся проверка операций с основными фондами, товарно-

материальными ценностями и нематериальными активами, соблюдения трудового

законодательства и расчетов по оплате труда, расчетно-платежных и кассовых

операций, расчетов с дебиторами и кредиторами и ряда других. Контроль за

этими операциями и расчетами у страховщиков существенно не отличается от

аналогичных проверок в других сферах деятельности, так как в обоих случаях

субъекты хозяйствования руководствуются в своей работе одними и теми же

нормативными документами [31].

Специфические черты аудита страховщиков предопределены характерными

особенностями страховых операций, и как следствие, наличием специального

страхового законодательства, отличий в ведении бухгалтерского учета,

составлении отчетности, определении финансовых результатов и

налогообложении.

Учитывая особые требования, предъявляемые к страховщику (необходимость

получения лицензии, запрет на занятие производственной, торгово-

посреднической и банковской деятельностью), в первую очередь необходимо

проверять наличие и соответствие законодательству документов,

подтверждающих его право на осуществление страховой деятельности: устава,

учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации,

лицензии на осуществление страховой деятельности. Кроме того, проверкой

должны быть установлены соответствие осуществляемой деятельности

требованиям законодательства, соответствие проводимых и разрешенных

лицензией видов страхования.

Особенности организации бухгалтерского учета и отчетности страховщика

должны учитываться при проверке правильности применения плана счетов

бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых

организаций.

Большое внимание в ходе аудита следует уделить контролю за

правильностью составления, юридического оформления и учета договоров

страхования, а также за правильностью осуществления и учета операций по

страхованию, сострахованию и перестрахованию.

Основной статьей расходов страховщика являются страховые выплаты.

Поэтому проверке обоснованности и своевременности осуществления страховых

выплат, а также обоснованности отказов страхователям в страховых выплатах

(если такое имело место) отводится значительное время.

Специфика страхования обусловливает необходимость образования у

страховых организаций специальных резервов. В ходе проверки следует

установить обоснованность и соответствие сформированных страховых резервов

принятым обязательствам, соблюдение условий размещения (инвестирования)

страховых резервов, предусмотренных органом страхового надзора.

Существенные особенности у страховщиков имеет состав расходов,

включаемых в себестоимость страховых услуг, что определяет и свои отличия в

формировании финансовых результатов. Поэтому в ходе аудиторской проверки

должны быть установлены обоснованность включения тех или иных расходов в

себестоимость страховых услуг и правильность формирования финансовых

результатов.

Страховым законодательством установлены жесткие требования по

обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика. В

связи с этим, особого внимания от аудитора требует проверка соблюдения

страховой организацией нормативного соотношения активов и обязательств,

требований о максимальной ответственности по отдельному риску.

В соответствии с действующим законодательством страховые и

перестраховочные компании могут осуществлять некоторые операции в

иностранной валюте. Поэтому в ходе аудита должны быть установлены

законность осуществления и правильность учета операций с иностранной

валютой.

Все эти особенности по аудиту хозяйственно - финансовой деятельности

страховой компании будут рассмотрены в последующих главах более подробно и

на конкретном материале Государственной Страховой компании «Росгосстрах-

Волгоград», дочерней фирмы открытого акционерного общества «Росгосстрах».

В 2001 году ОАО «Росгосстрах» отметил свое 80-ти летие.

Создание системы государственного страхования в нашей стране,

практическое ее использование в общественных и личных интересах трудящихся

связано с именем В.И.Ленина. Предусматривая необходимость коренных

революционных преобразований в России, В.И.Ленин в 1917 году в своей работе

«Грозящая катастрофа и как с ней бороться» писал: «Национализация банков

чрезвычайно облегчила бы одновременную национализацию страхового дела, т.е.

объединение всех страховых компаний в одну, централизацию их деятельности,

контроль за ней государства».

6 октября 1921 года В.И.Ленин подписал декрет Совнаркома «О

государственном имущественном страховании», которым и было положено

практическое начало развития страхового дела в нашей стране. Все частные

страховые общества были ликвидированы, а их имущество и денежные средства

перешли в собственность государства (образование Госстраха).

В 30-е годы увеличено число объектов обязательного страхования,

создается сеть страховых агентов. За 1941-44 годы Госстрах СССР передан в

государственный бюджет в порядке приобретения облигаций госзайма и в

порядке отчислений от прибыли.

В 1968 году введено обязательное страхование имущества колхозов с

широким спектром рисков, а вскоре и совхозов, аналогов такого страхования в

мировой практике не было. В 1975 году в России действовало 65 млн.

договоров личного страхования. В 1992 году решением правительства

правопреемником Госстраха РСФСР становится ОАО «Росгосстрах», от имени

государства учредителем выступил Госимущество России, который являлся

стопроцентным держателем акций.

II. Организация аудита страховой компании САО «Росгосстрах-

Волгоград».

2.1. Аудит учредительных документов страховой организации.

Аудиторская проверка страховой компании начинается с установления

наличия учредительных документов и свидетельства о государственной

регистрации. Здесь важно обратить внимание на правильность отражения

изменений в уставе страховой компании, касающихся состава учредителей, ее

организационно-правовой формы, юридического адреса и т.д. Эти изменения

должны быть правильно оформлены (наличие протокола собрания, которое

приняло соответствующее решение, регистрация этих изменений в установленном

законодательством порядке). Об изменениях, внесенных в устав, страховщик

обязан информировать орган страхового надзора. Если это не было сделано, то

имеет место нарушение страхового законодательства и контролирующей

организацией могут быть применены к страховщику предусмотренные санкции.

Аудиторы должны проинформировать руководство компании о возможных

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты