Автотранспортное предприятие ПОГАТ
|II. Ремонтные рабочие | | |
|1. Общая трудоемкость | | |
|работ по ТО и ремонтам | | |
|(), ч-ч |Трр = Тто-1 + Тто-2 + Ттр |Трр = 61365 |
|В том числе объем | | |
|работ, выполненный | | |
|водителями за время | | |
|участия в ТО–2 и | | |
|ремонтах (Ч-Что-2), ч-ч|Ч-Что-2 =Nто-2 ( (то-2 ( nсм ( |Ч-Что-2 = 3792 |
| |Тсм ( Рв | |
|2. Трудоемкость работ, | | |
|выполненных ремонтными | | |
|рабочими | | |
| |Чрр = Трр – Ч-Что-2 |Чрр = 57573 |
|3. Годовой фонд | | |
|рабочего времени | | |
|ремонтного рабочего |Фрр =[Дк - (Двых + Дпр + Дот + |Фрр = 1736 |
| |Дго + Дпрог)] ( Трд - Дпр | |
|4. К-т выполнения норм | | |
|выработки |Квн = 1,15 ( 1,20 |Квн =1,20 |
|5. Кол-во рем. рабочих |Nрр = Ч-Чрр / (Фрр ( Квн) |Nрр = 27,6 |
|III. Вспомогательные | | |
|рабочие | | |
|1. Объем работ, | | |
|выполненных | | |
|вспомогательными | | |
|рабочими, ч-ч |Ч-Чвр = (0,2 ( 0,35) ( Чрр |Ч-Чвр = 12273 |
|2. Годовой фонд | | |
|рабочего времени |Фвр =[Дк - (Двых + Дпр + Дот + |Фвр = 1736 |
|вспомогательных |Дго + Дпрог)] ( Трд - Дпр | |
|рабочих, час | | |
|3. Коэф-т выполн. норм |Квн = 1,15 ( 1,20 |Квн =1,20 |
|4. Кол-во | | |
|вспомогательных | | |
|рабочих, чел |Nвр = Ч-Чвр / (Фвр ( Квн) |Nрр = 5,9 |
|5. Общее кол-во | | |
|ремонтно-вспомогательны| | |
|х рабочих, чел | | |
| |Nрв = Nрр + Nвр |Nрв = 33,5 |
|Обще кол-во рабочих, | | |
|чел |Nр = Nвобщ + Nрв |Nр = 122,9 |
|IV. Аппарат управления | | |
|1. Численность аппарата| | |
|управления (рассчитана | | |
|по функциям управления)| | |
|— всего,чел | | |
|В том числе: | | |
|1.1 руководители | | |
|1.2 специалисты | |60 |
|1.3 служащие | | |
| |Nрук = 38,33% NАУП |Nрук = 23 |
| |Nсп = 43,33% NАУП |Nсп = 26 |
| |Nсл = 18,33% NАУП |Nсл = 11 |
Для расчета численности аппарата управления использованы следующие их
показатели:
1. Количество автомобилей в приведенных автомобилях (X1) –125
2. Коэффициент выпуска автомобилей на линию (X2) –0,35
3. Среднесписочная численность работающих (X3) –122,9
4. Режим работы автомобилей (X40 –7,6 час
5. Нормативная численность рабочих по ремонту
автомобилей (X5), чел –33,5
Таблица 1.3.5
Сводная таблица плана по труду
|Наименование категорий работников|Среднесписочное |Производительность |
| |количество |труда, тыс. руб. |
| |работников, чел | |
|1. Водители – всего |125 |62,069 |
|2. Ремонтно-вспомогательные | | |
|рабочие, в том числе |33,5 |231601 |
|2.1 ремонтные рабочие |27,6 |281110 |
|2.2 вспомогательные рабочие |5,9 |1315023 |
|3. Аппарат управления |60 |129311 |
|Итого |232,5 |33370 |
Определим точку нулевого дохода и построим нрафик достижения безубыточности
производства.
млн. руб.
7759 D
прибыль
6746 Спост +
Спер
6000
Кт
5000
4000 Спер
убыток
3000 Спост
2595
2000
1000
Q
50 100 150 200 250 266 300
350 370,5 тыс. т.
D — доход от реализации
D = 7758636,5 тыс. руб.
Спост — постоянные затраты
Спост = 2595451,8 тыс. руб.
Спер — переменные затраты
Спер = 4150930,5 тыс. руб.
Кт — точка нулевого дохода
Кт = 266,6 тыс. руб.
Рис. 1.3.1 График взаимосвязи показателей объема производства, затрат и
прибыли
Точку безубыточности Кт можно определить и расчетным способом по
формуле:
Кт = Спост / (Тпл – Sпер)
Тпл — тарифная плата за перевозку 1 тонны груза
Тпл = 20938,8
переменные затраты на перевозку 1 тонны груза
Sпер = Спер / Q, руб.
Sпер = 4150930,5 / 370,5 = 11202,42
Q — объем перевозок, тонны
Q = 370538,6 т
Кт = 2595451,8 / (20938,8 – 11202,42) = 266,6 (тыс. т)
Таким образом, безубыточность перевозок грузов ТОО фирмы ПОГАТ
достигается после перевозки 266,6 тысяч тонн.
Прибыль при объеме перевозок равном Кт:
Пр = Кт ( Тпл – Кт ( Sпер – Спост
Пр = 5581658,58 – 2986229,11 – 2595451,80 = 0
Прибыль при годовом объеме перевозок:
Пр = Q ( Тпл – Q ( Sпер – Спост
Пр = 7758636,5 – 4150930,51 – 2595451,8 = 1012254,5 (тыс. руб.)
Таблица 1.3.6
План образования прибыли
|Наименование показателя |Расчетная формула |Значение |
| | |показателя |
|Грузооборот |P = Q ( lср |25780,055 |
|Себестоимость единицы | | |
|транспортной работы |S = C / P |260,69 |
|Рентабельность перевозок, % | |15 |
|Доходная ставка единицы | | |
|транспортной работы (dст) |dст = S ( Кр |300,955 |
| |Кр – коэффициент | |
| |рентабельности | |
|Среднее расстояние перевозки | | |
|грузов (lср), км |lср = P / Q |70 |
|Тариф на перевозку 1 т. груза | | |
|(Тпл), руб |Тпл = dст ( lср |20938,81 |
|Доход (Д), тыс. руб. |Д = dст ( P = Т ( Q |7758637,9573 |
|Затраты (С), тыс. руб. |С = S ( P |6746641,702 |
|Прибыль от перевозок (Пр), тыс.| | |
|руб. |Пр = Д – С |1012140,6 |
Таблица 1.3.7
Калькуляция затрат
|Наименование статей |Сумма затрат в млн. руб.|
| |по ПОГАТ |
|Затраты на оплату труда водителей (без ТО–2 и | |
|ремонтов) |307928,3 |
|Отчисления на социальные нужды |121631,6 |
|Затраты на топливо для автомобилей |2190014,6 |
|Затраты на смазочные и другие эксплуатационные | |
|материалы |524869,6 |
|Затраты на ремонт и восстановление автомобильных | |
|шин |354800,4 |
|Затраты на образование ремонтного фонда |596851,3 |
|Затраты на амортизацию для полного обновления | |
|автомобилей |424487,2 |
|Общехозяйственные затраты |1706880,5 |
|Затраты на уплату налогов и других платежей, | |
|включаемых в себестоимость |143800,0 |
|Сборы на страхование автомобилей |220000,0 |
|Налог на использование автомобильных дорог |155118,8 |
|Итого затрат |6746382,3 |
ГЛАВА 2
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА ТОО ФИРМЫ ПОГАТ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
2.1 Теория факторов производства
Экономическая теория делит все производственные ресурсы на три
категории:
1. труд как фактор производства;
2. капитал — весь накопленный запас средств, необходимых для
производства материальных благ;
3. земля (или природные ресурсы). Сюда включаются пахотные земли,
сельхозугодья (пастбища, луга, водоемы), леса, месторождения
минералов и нефти;
4. предпринимательство — особый фактор, при помощи которого происходит
соединение перечисленных выше трех факторов производства.
Характеристика труда как целесообразной деятельности человека, которая
преобразуя природу, приспосабливает ее для удовлетворения его потребностей,
дана в "Капитале" К. Маркса и в "Принципах политической экономии" А.
Маршалла. В экономической теории трудом еще называют умственные, физические
и предпринимательские способности человека к созданию материальных благ и
услуг.
Время, в течение которого человек трудится, называется рабочим днем,
или рабочим временем.
В трактовке капитала имеется несколько значений: он может трактоваться
как некий запас материальных благ. Определение капитал как фактор
производства, экономисты отождествляют его со средствами производства.
Подобный подход идет от классиков политической экономии: А. Смит
рассматривал капитал как накопленный труд, Д. Рикардо считал, что капитал —
это средство производства. Другой аспект определения капитала связан с
денежной формой. Маркс определяет капитал как самовозрастающую стоимость,
выразив это определение в формуле:
Д – Т – Д',
Где Д' означает прирост стоимости над первоначально авансированной
стоимостью в процессе движения (кругооборота) капитала.
Таким образом, взгляды на капитал разнообразны, но все они едины в
одном: понятие капитал связывается со способностью приносить доход. Принято
различать основной и оборотный капитал. В основе этого различия лежит
характер принесения стоимости вещественных факторов в производство на
готовый продукт или услугу.
Третий фактор производства — земля. В качестве факторного дохода
выступает рента. При ее характеристике важно различать землевладение и
землепользование. Землевладение означает признание права данного
физического или юридического лица на определенный участок земли на
исторически сложившихся основаниях. Землевладение реализуют собственники
земли.
Землепользование — это пользование землей в установленном обычаи или
законом порядке. Пользователь землей необязательно является ее
собственником. Условием возникновения земельной ренты является факт
ограниченности предложения земли. Такой ограниченности не соблюдается при
формировании предложения труда и капитала.
Предпринимательство является неотъемлемым атрибутом рыночного
хозяйства. В экономическую теорию термин "предпринимательство" ввел в XVIII
веке французский теоретик Р. Кантильон. Для первых этапов развития теории
предпринимательства было характерно то, что понятие ассоциировалось с
понятием "собственность". По мнению Р. Кантильона, предприниматель — это
тот человек, который покупает средства производства по известной цене и
желает произвести товары и продать их по цене более высокой по сравнению с
затратами. Отличительная черта предпринимателя — умение рисковать, а его
экономическая функция — в приведении предложения в соответствие со спросом
на различных рынках. Сейчас предприниматель рассматривается как
хозяйствующий субъект, способный вести дело, постоянно ищущий новые
рыночные возможности для приложения капитала. При анализе
предпринимательства как экономической категории необходимо выяснение его
субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть частные
производителя. Их деятельность осуществляется на основе собственного и
наемного труда; предпринимательская деятельность может осуществляться
группой лиц, связанных единым интересов и договорными отношениями. Это
акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы.
Предпринимательской деятельностью может заниматься и государство в лице
соответствующих органов. Поэтому и существуют три формы
предпринимательства: частная, корпоративная и государственная. Объектом
предпринимательства является эффективное использование ресурсов (в условиях
их редкости) с целью получения прибыли. Предпринимательство можно
характеризовать также и с точки зрения метода ведения хозяйства. Это
предполагает экономическую свободу, свободу выбора, ответственности за
принимаемые решения, реализацию экономического интереса и особый тип
экономического мышления. Быть предпринимателем — значит делать не то, что
делают другие.
2.2. Состав факторов производства и их использование
2.2.1. Сравнение плановых и нормативных размеров факторов производства ТОО
фирмы ПОГАТ
Для осуществления процесса производства фирма имеет следующие факторы
производства:
1. рабочую силу;
2. земельный участок для размещения основных фондов общей площадью 20
тыс. м2;
3. капитал: основные фонды и оборотные средства.
Главный элемент в процессе (производства) труда — рабочая сила. Это
совокупность духовных и физических способностей человека к труду. Поэтому
можно утверждать, что рабочая сила — главный фактор производства.
Для выполнения производственной деятельности автотранспортная фирма
ПОГАТ имеет следующие категории работающих: рабочие (водители, ремонтные и
вспомогательные рабочие), аппарат управления.
Преобладающее место в структуре категорий работающих занимаю рабочие и
в их числе водители. К рабочим относятся лица, непосредственно участвующие
в создании продукции, а также лица, обеспечивающие производственный
процесс.
Водители — ведущая профессия рабочих на автомобильном транспорте.
Поэтому одной из важнейших задач является правильная организация труда
водителей, так как от их работы во многом зависит выполнение плана
перевозок.
Подготовка кадров для автомобильного транспорта тесно связана с
методами определения численности всех категорий работников. Численность
рассчитывается исходя из планируемых уровней объема продукции и
производительности труда. Количество рабочих, занятых на нормируемых
работах, определяется на основе данных о затратах и бюджетах рабочего
времени.
Нормативная численность водителей рассчитывается по формуле:
Nвнор = (АЧр + 23/60 ( АЧр) / Фрв
АЧр — автомобили–часы работы на линии
Фрв — годовой фонд рабочего времени одного волителя
Nвнор = (121362,5 + 23/60 ( 121362,5) / 1736 = 96,7 (чел)
Численность производственных рабочих, то есть рабочих зон и участков,
непосредственно выполняющих работы по ТО и ТР подвижного состава,
рассчитаем по формуле:
7
Руд = Руд(эт) ( П ki
i=1
Руд — число производственных рабочих на 1 млн. км пробега
Руд(эт) — число производственных рабочих на 1 млн. км пробега для
эталонных условий
ki — корректирующие коэффициенты, учитывающие влияние различных
факторов (таблица 2.2.1.3)
Руд = 10,44 чел (таблица 2.2.1.4)
Нормативное число производственных рабочих:
Рнор = Руд ( L0, чел
L0 — общий пробег, млн. км
L0 = 3046327 км
Рнор = 10,44 ( 3046327 = 31,8 чел
Для расчета нормативной численности аппарата управления (NАУП)
использованы следующие исходные показатели:
1. Количество автомобилей в приведенных автомобилях — 125
2. Коэффициент выпуска автомобилей на линию — 0,35
Таблица № 3
Расчет нормативной численности аппарата управления
|Наименование функции |Наименование фактора |Числовое |Нормативная |
|управления |влияния |значение |численность по |
| | |фактора |функциям |
| | | |управления |
|1. Общее руководство |1. Количество | | |
| |приведенных | | |
| |автомобилей |125 |1,7 ( 0,85 = |
| |2. Среднесписочная | |1,4 |
| |численность работающих| | |
| | |218,5 | |
|2. Технико-экономическое|2. Среднесписочная | | |
|планирование |численность работающих| | |
| | |125 | |
| | | |2,6 ( 0,85 = |
| | | |2,2 |
| | |218,5 | |
|3. Организация труда и |Среднесписочная | | |
|з/платы |численность работающих|218,5 |2,3 ( 0,85 = |
| | | |2,0 |
|4. Бухгалтерский учет и |Среднесписочная | | |
|финансовая деятельность |численность работающих|218,5 |3,5 ( 0,85 = 3 |
|5. |1. Количество | | |
|Материально-техническое |приведенных | | |
|снабжение |автомобилей |125 |0,9 ( 0,85 = |
| |2. Режим работы | |0,8 |
| |автомобилей, ч |7,6 | |
|6. Комплектование и |Среднесписочная | | |
|подготовка кадров |численность работающих|218,5 |1,2 ( 0,85 = |
| | | |1,0 |
|7. Общее |Количество приведенных| | |
|делопроизводство и |автомобилей | | |
|хозяйственная | |125 |1,4 ( 0,85 = |
|деятельность | | |1,2 |
|8. Эксплуатационная |1. Количество | | |
|служба |приведенных | | |
| |автомобилей |125 | |
| |2. Коэффициент выпуска| | |
| |автомобилей на линию | |6,6 ( 0,85 = |
| |3. Режим работы | |5,61 |
| |автомобилей |0,35 | |
| | | | |
| | |7,6 | |
|9. Техническая служба |1. Количество | | |
| |приведенных | | |
| |автомобилей |125 | |
| |2. Коэффициент выпуска| | |
| |автомобилей на линию | | |
| |3. Нормативная | |5,5 ( 0,85 = |
| |численность рабочих по|0,35 |4,67 |
| |ремонту автомобилей | | |
| | | | |
| | | | |
| | |45,9 | |
|Итого по фирме | | |21,87 ( 22 чел.|
Кроме этого численность:
|1. Первого отдела и гражданской обороны |– 2 чел |
|2. Машиносчетное бюро |– 2 чел |
|3. Инженеров по безопасности движения |– 1 чел |
Общая численность аппарата управления
NАУП = 22 + 2 +2 + 1 = 27 (чел)
Для грузовых АТП нормативы численности применяют с коэффициентом 0,85
Таблица 2.2.1.2
Структура категорий работающих
|Наименование категорий |Численность |Удельный вес |Нормативная |Удельный вес |
|работников |работников по|работающих, %|численность, |работающих, %|
| |плану, чел | |чел | |
|1. Водители – всего, |125 |57,2 |96,7 |62,2 |
|в том числе: | | | | |
|1.1 водители автомобилей| | | | |
| |89,4 |40,9 |96,7 |62,2 |
|1.2 водители, | | | | |
|участвующие в ремонте | | | | |
| |35,6 |16,3 |— |— |
|2. | | | | |
|Ремонтно-вспомогательные| | | | |
|рабочие – всего, |33,5 |15,3 |31,8 |20,5 |
|в том силе: | | | | |
|2.1 ремонтные рабочие |27,6 |12,6 |26,2 |16,8 |
|2.2 вспомогательные | | | | |
|рабочие |5,9 |2,7 |5,6 |3,6 |
|3. Аппарат управления |60 |27,5 |27 |17,4 |
|Итого |218,5 |100,0 |155,5 |100,0 |
Площади АТП по своему функциональному назначению подразделяются на три
основные группы: производственно-складские, хранения подвижного состава и
вспомогательные.
В состав производственно-складских помещений входят зоны ТО и ТР,
производственные участки ТР, склады (рис. 2.2.1.1.), а также технические
помещения энергетических и санитарно-технических служб и устройств
(компрессорные, трансформаторные, насосные, вентиляционные камеры).
В состав площадей зон хранения (стоянки) подвижного состава входят
площади стоянок (открытых или закрытых) с учетом площади, занимаемой
оборудованием для прогрева автомобилей (для открытых стоянок), рамп и
дополнительных поэтажных проездов (для закрытых многоэтажных стоянок).
В ТОО фирмы ПОГАТ условия хранения подвижного состава можно
охарактеризовать как открытое хранение без подогрева; доля автомобилей с
независимым выездом — 100 %, угол расстановки на стоянке — 90о.
В состав вспомогательных площадей предприятия входят: санитарно-бытовые
помещения, пункты общественного питания, здравоохранения, управления,
культурного обслуживания.
Комплексное автотранспортное предприятие
Зоны Производсвенные
Склады Зона хранения Вспомогательные
ТО и ТР участки ТР
(стоянки)
помещения
Агрегатный
Агрегатов
Административные
Слесарно-
механический
Запасных
частей
Бытовые
ЕО Электро-
технический
Материа- Открытая
лов площадка
Медицинского
Аккумулятор-
обслуживания
ный
Шин
Общественного
Топливной ап-
Смазоч- Октрытая
питания
паратуры
ных мате- площадка
риалов с подогревом
ТО–1 Шиномонтаж-
Культурного
ный
Лакокра-
обслуживания
сочных
Вулканизацион-
материалов
ный
Общественных
организаций
Кузнечно-
рессорный
Медницкий
Д–1, Д–2 Сварочный
Жестяницкий
Арматурный
Химикатов Здание
ТО–2 Деревообраба-
Промежу-
тывающий
точный
склад
Обойный
Инструме-
Малярный
нтально-
раздаточ-
ТР Таксометровый
ная кла- Навес
довая
Радиоремонтный
Рис. 2.2.1.1 Состав помещений комплексного АТП
Для АТП, условия эксплуатации и размер которого отличаются от эталонных,
определение показателей (таблица 2.2.1.4)производится с помощью
коэффициентов ( таблица 2.2.1.4.), которые учитывают влияние различных
факторов.
На стадии технико-экономического обоснования и предварительных расчетов
ориентировочно общая площадь вспомогательных помещений может быть
определена по графику, приведенному на рис. 2.2.1.2.
S, м2/чел
9
7
5
3
1
200 400 600 800 1000
N, чел
Рис. 2.2.1.2 Зависимость удельной площади S вспомогательных помещений от
числа работающих N
Таблица 2.2.1.3
Корректирующие коэффициенты, учитывающие влияние различных факторов на
технико-экономические показатели для ТОО фирмы ПОГАТ
| |Численное | |
|Факторы |значение |Корректирующие коэффициенты |
| |фактора | |
|Списочное число |125 |k1 – коэффициент, учитывающий |
|подвижного состава | |списочное число подвижного состава |
|Грузоподъемность, т |( 10 ( 14 |k2 – коэффициент, учитывающий тип |
| | |подвижного состава |
|Наличие прицепного |30,4 |k3 – коэффициент, учитывающий |
|состава, % | |наличие прицепного состава |
|Среднесуточный пробег, км|190,8 |k4 – коэффициент, учитывающий |
| | |среднесуточный пробег единицы |
| | |подвижного состава |
|Условия хранения: | |k5 – коэффициент, учитывающий |
|– открытое без подогрева;| |условия хранения подвижного состава |
| | | |
|Доля автомобилей с |100 | |
|независимым выездом, % | | |
|Угол расстановки |90 | |
|автомобилей на стоянке, о| | |
|Категория условий |III |k6 – коэффициент, учитывающий |
|эксплуатации | |категорию эксплуатации подвижного |
| | |состава |
|Климатический район: | |k7 – коэффициент, учитывающий |
|Умеренный и |— |климатические условия эксплуатации |
|умеренно-холодный | |подвижного состава |
Таблица 2.2.1.4
Расчет удельных нормативных технико-экономических показателей для ТОО фирмы
ПОГАТ
|Наименование показателей |Эталонное |Корректирующие коэффициенты |Расчетная |Принятое |
| |значение | |формула |значение |
| |удельных | | |удельных |
| |технико-экономич| | |технико-эко|
| |еских | | |номических |
| |показателей | | |показателей|
| | |k1 |k2 |k3 |k4 |k5 |k6 |k7 | | |
|Число производственных | | | | | | | | | (эт)| |
|рабочих на 1 млн. км |3,88 |1,13 |2,00 |1,12 |1,06 |— |1,00 |1,00 |7 |10,44 |
|пробега (Руд), чел | | | | | | | | |Руд=Руд(П ki | |
| | | | | | | | | |i=1 | |
|Площадь | | | | | | | | | | |
|производственно-складских|16,0 |1,22 |2,43 |1,20 |0,85 |— |1,00 |1,00 |(эт) 7 |48,38 |
|помещений на 1 автомобиль| | | | | | | | |Sуд.пр= Sуд.пр(П| |
|(Sуд.пр), м2 | | | | | | | | |ki | |
| | | | | | | | | |i=1 | |
|Площадь вспомогательных | | | | | | | | | | |
|помещений на 1 автомобиль|8,1 |1,32 |1,35 |1,04 |0,90 |— |1,00 |1,00 |(эт) 7 |13,51 |
|(Sуд.всп), м2 | | | | | | | | |Sуд.всп=Sуд.всп(| |
| | | | | | | | | |П ki | |
| | | | | | | | | |i=1 | |
|Площадь стоянки на 1 | | | | | |1,35 | | | | |
|место хранения (Sуд.ст), |34,0 |— |1,60 |1,52 |— |1,00 |— |— |(эт) 7 |111,63 |
|м2 | | | | | | | | |Sуд.ст= Sуд.ст(П| |
| | | | | | | | | |ki | |
| | | | | | | | | |i=1 | |
|Площадь территории на 1 | | | | | |1,21 | | | | |
|автомобиль (Sуд.т), м2 |106,0 |1,23 |1,79 |1,39 |0,95 |1,00 |1,00 |1,00 |(эт) 7 |372,9 |
| | | | | | | | | |Sуд.т= Sуд.т(П | |
| | | | | | | | | |ki | |
Страницы: 1, 2, 3
|