Рефераты

Ценные бумаги РФ

процента или дисконта (единовременно или периодически) либо

предоставления иного имущественного эквивалента.

В настоящее время правовое регулирование инскрипций

(государственных облигаций) в Российской Федерации выражается в

установлении особых условий и правил выпуска и обращения отдельных

их видов. К сегодняшнему дню на внутреннем фондовом рынке России

обращаются виды государственных ценных бумаг, рассмотренные в

следующей главе.

ГЛАВА 2

УСЛОВИЯ ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

2.1 Основные виды государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги в настоящее время представлены

на рынке ценных бумаг в основном государственными облигациями и

векселями.

Государственные облигации выпускаются в следующих формах:

- облигации государственного республиканского внутреннего

займа РСФСР 1991г;

- облигации внутреннего государственного валютного

облигационного займа;

- облигации федерального займа с постоянным купонным доходом;

- облигации федерального займа с переменным купонным доходом;

- государственные краткосрочные бескупонные облигации;

- облигации золотого федерального займа;

- облигации государственного сберегательного займа;

- облигации государственных нерыночных займов.

Государственные векселя существуют в основном в форме векселей

Министерства финансов Российской Федерации.

В данной работе рассмотрены операции только с определенным

рядом ценных бумаг.

Теперь об условиях выпуска и обращения государственных ценных

бумаг.

2.2 Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

Основные Условия выпуска государственных краткосрочных

бескупонных облигаций Российской Федерации утверждены

постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 “О

выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций” ( с

изменениями от 27.09.94г. № 1105). Этими Условиями предусмотрено,

что эмиссия ГКО осуществляется периодически в форме отдельных

выпусков на срок до одного года.

Номинальная стоимость ГКО составляет 1 000 000 руб. Погашение

этих облигаций проводится в безналичной форме путем перечисления их

владельцам номинальной стоимости облигаций на момент погашения.

Доходом по ГКО считается разница между ценой реализации или

погашения и ценой покупки.

Государственные краткосрочные облигации не изготавливаются на

специальных бумажных бланках, а оформляются глобальным сертификатом

отдельно на каждый выпуск, который хранится в Банке России. Право

собственности на ГКО оформляется путем регистрации их владельца в

книгах Банка России или дилера.

Владельцами государственных краткосрочных облигаций могут быть

юридические и физические лица,то есть инвесторы, не являющиеся

дилерами, приобретающие ГКО на праве собственности или полного

хозяйственного ведения и имеющие право в соответствии с действующим

законодательством на владение ГКО. Для каждого выпуска отдельно

могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев.

Владелец имеет право на зачет стоимости погашаемых ГКО при

оплате приобретаемых облигаций следующего выпуска.

Сведения об очередном выпуске ГКО объявляются не позднее чем

за семь дней до начала его размещения. Выпуск считается

состоявшимся, если в период размещения было продано не менее 20% от

количества предполагавшихся к выпуску государственных краткосрочных

облигаций.

2.3 Облигации федерального займа с переменным купонным

доходом (ОФЗ)

Условия выпуска облигаций федерального займа с переменным

купонным доходом утверждены приказом Минфина РФ 13 июня 1995 г. №

52 на основании Постановления Правительства РФ от 15.05.95г. №458

“О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных

займов”.

В условиях определены порядок выпуска и обращения облигаций

федерального займа с переменным купонным доходом.

Облигации являются именными купонными среднесрочными

государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам

право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении

и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной

стоимости облигации.

Эмиссия облигаций осуществляется в форме отдельных выпусков.

Номинальная стоимость облигаций выражена в валюте Российской

Федерации и составляет 1 000 000 руб.

Минфин РФ по согласованию с Банком России устанавливает для

каждого отдельного выпуска ОФЗ объем, порядок расчета купонного

дохода, дату размещения, даты выплаты купонного дохода.

Расчет купонного дохода облигации производится на основе

доходности по государственным краткосрочным купонным облигациям

(ГКО).

Порядок расчета доходности ГКО изложен в письме ЦБ РФ от 5

сентября 1995 г. № 28-7-3/А-693.

Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого

периода выплаты купонного дохода и объявляется по первому купону не

позднее чем за семь дней до даты начала размещения, по следующим

купонам, включая последний, - не позднее чем за семь дней до

выплаты дохода по предшествующему купону.

Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска

облигаций до даты его выплаты. Проценты по другим купонам

начисляются с даты выплаты предшествующего купонного дохода до

даты выплаты соответствующего купонного дохода

Все операции по размещению и обращению облигаций на рынке

ценных бумаг, включая расчеты и учет прав на облигации,

осуществляются через учреждения Банка России или уполномоченные им

организации.

2.4 Облигации государственного сберегательного займа (ОСЗ)

Указом Президента РФ от 9 августа 1995 г. № 836 “О

государственном сберегательном займе Российской Федерации

Правительству Российской Федерации было поручено осуществить выпуск

государственного сберегательного займа Российской Федерации.

Генеральные условия выпуска и обращения облигаций

государственного сберегательного займа Российской Федерации

утверждены постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. №

812.

Эмитентом ОСЗ является Министерство финансов РФ.

Облигации государственного сберегательного займа Российской

Федерации выпускаются в документарной форме и являются

государственными ценными бумагами на предъявителя, выпускаемыми

сроком на один год с номинальной стоимостью 100 тыс. и 500 тыс.

рублей.

Каждая облигация имеет 4 купона. Купонный период составляет

три календарных месяца и определяется с даты начала выпуска.

Процентный доход по купону определяется эмитентом на каждый

купонный период и равняется последней официально объявленной

купонной ставке по облигациям федерального займа с переменным

купонным доходом.

Владельцы облигаций имеют право на получение процентного

дохода, начисляемого ежеквартально к номинальной стоимости

облигаций государственного сберегательного займа Российской

Федерации, и получение номинальной стоимости облигаций при их

погашении.

Владельцами облигаций могут быть юридические и физические

лица, которые по Законодательству Российской Федерации являются

резидентами и нерезидентами, если иное не предусмотрено условиями

отдельных выпусков займа.

Облигации государственного сберегательного займа свободно

продаются и покупаются на территории Российской Федерации

уполномоченными банками и другими финансовыми организациями,

определяемыми Министерством финансов Российской Федерации.

2.5 Казначейские обязательства

Казначейские обязательства (далее по тексту - КО) выпускаются

в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации

№ 906 от 9 августа 1994 г.

Нормативной базой учета операций с КО является “Положение о

порядке размещения, обращения и погашения казначейских

обязательств”, утвержденное письмом МФ РФ от 21 октября 1994г. №

140.

Казначейские обязательства являются государственными ценными

бумагами.

КО могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары

и предоставленные услуги без ограничений, а также быть предметом

залога.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с

издаваемыми им приказами осуществляет выпуск Казначейских

обязательств сериями, каждая из которых представляет собой

самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом на всю

сумму выпуска.

Ставка процентного дохода по Казначейским обязательствам

устанавливается в зависимости от срока начала погашения.

В целях формирования единого вторичного рынка Казначейских

обязательств данные ставки являются общими для всех выпусков

Казначейских обязательств с одинаковым сроком погашения независимо

от отрасли, которая является получателем бюджетных средств.

Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной

форме в виде записи на счетах в уполномоченном депозитарии. В

качестве депозитариев по согласованию с первыми держателями КО

(федеральными министерствами и ведомствами) выбираются банки -

агенты Министерства финансов, отобранные в соответствии со

сформулированными Правительственной комиссией по вопросам кредитной

политики критерями и имеющими депозитарий в качетсве подразделения

банка.

Документом, подтверждающим права собственности по КО, является

выписка со счета “депо” в уполномоченном Минфином РФ депозитарии.

Обращение Казначейских обязательств допускается в ограниченной

и неограниченной форме. При ограниченной форме обращения Минфин

России определяет порядок обращения Казначейских обязательств и

накладываемые ограничения для владельцев обязательств.

Порядок обращени Казначейских обязательств и ограничения по

обращению фиксируются в договоре Минфина России с уполномоченным

депозитарием. Уполномоченный депозитарий несет ответственность за

контроль по целевому использованию казначейских обязательств.

К числу ограничений могут относиться:

- обязательность расчета Казначейскими обязательствами только

с целью погашения кредиторской задолженности;

- ограничения на право передачи Казначейских обязательств

только юридическим лицам;

- минимальное число операций с учетом вышеуказанных

ограничений;

- ограничения по срокам учета и обмена на налоговые

освобождения.

По желанию владельцев КО последние могли быть обменены на

налоговые освобождения. Налоговое освобождение позволяло держателю

КО погасить сумму задолженности федерального бюджета, оформленную в

виде КО, в счет причитающихся к уплате в федеральный бюджет налогов

и платежей, включая недоимку, штрафные санкции, пени. Сроки начала

обмена КО на налоговые освобождения - казначейские налоговые

освобождения (КНО) фиксировался в глобальном сертификате.

Процедура выдачи КНО в 1996г. в дополнение к вышеупомянутому

Положению была отражена в “Порядке проведения зачета задолженности

по налогам и другим платежам в федеральный бюджет при

финансировании расходов из федерального бюджета в 1996г.”,

утвержденным МФ РФ и ГНС РФ 11.04.96г.

Выпуск КНО согласно п.2 Постановления Правительства РФ от

01.04.96г. № 481 “Об упорядочении расчетов по осуществлению

налоговых и других платежей предприятий и организаций -

налогоплательщиков в федеральный бюджет, включая погашение

задолженности по ним” должен был быть прекращен с 1 января 1997г.

Однако, во исполнение постановления Правительства РФ от

18.07.96г. № 809 “О казначейских налоговых освобождениях”

телеграммой МФ РФ от 23.07.96г. № 3-Б1-01 сообщалось о завершении

до 25 июля 1996г. территориальными органами Федерального

казначейства оформления и передачи в налоговые органы КНО.

Предельный срок погашения КНО налоговыми органами опрелелялся - 5

августа 1996г.

Держатель счета депо в уполномоченном депозитарии, имеющий на

этом счете Казначейские обязательства, может осуществлять с ними в

безналичной форме следующие операции:

-погашение кредиторской задолженности путем перевода

Казначейских обязательств на счета кредиторов. Обязательные

(оговоренные в глобальном сертификате) расчеты Казначейскими

обязательствами осуществляются по номинальной цене Казначейских

обязательств;

-продажа Казначейских обязательств юридическим или физическим

лицам, которые по законодательству Российской Федерации являются

резидентами;

-залог Казначейских обязательств для получения кредитов, в том

числе и в банке - депозитарии, с регистрацией факта залога в

уполномоченном депозитарии;

-обмен казначейских обязательств на налоговые освобождения в

части платежей в федеральный бюджет.

ГЛАВА 3

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ПО НИМ

3.1 Особенности налогообложения доходов по государственным ценным

бумагам

Законом РФ от 27.12.91г. №2116-1 “О налоге на прибыль

предприятий и организаций” с последующими изменениями и

дополнениями в статье 9, пункт 1, подпункт “а” установлено,что

доходы в виде процентов(дисконта),полученные владельцами по

государственным ценным бумагам Российской Федерации, ценным бумагам

субъектов Федерации, ценным бумагам органов местного самоуправления

налогом на прибыль не облагаются. Данная норма действует с 1 января

1996г в новой редакции.

Важно отметить,что не облагаются налогом только доходы,

полученные по государственным ценным бумагам, а не от

государственных бумаг. Поэтому не любой доход от государственных

бумаг будет освобожден от налогообложения.

При этом необходимо учитывать, что данная льгота

распространяется только на те виды доходов по государственным

ценным бумагам, выплата которых предусмотрена в Условиях выпуска и

обращения этих государственных ценных бумаг.

Льготы на доходы от оказания услуг по размещению

государственных ценных бумаг утратили свою силу с 1 января 1996г в

силу следующих причин.

В п.4 Указа Президента от 22 декабря 1993 г. № 2270

(вступившего в силу с 1 января 1994 г. и действующего в настоящий

момент) зафиксировано, что доходы, полученные юридическими лицами

по государственным облигациям и иным государственным ценным

бумагам, а также от оказания услуг по размещению государственных

ценных бумаг и резервов Федерального казначейства РФ и его

территориальных органов, не подлежат обложению налогом на прибыль.

Таким образом, с 1 января 1994 г. налогом не облагались также

и доходы от оказания услуг по размещению государственных ценных

бумаг. Однако в соответствии со ст. 30 Закона РФ “О федеральном

бюджете на 1996 год” (от 31 декабря 1995 г. № 228-ФЗ) налоговые

льготы, предусмотренные актами Президента и Правительства, а также

договорами между федеральным правительством и органами

исполнительной власти субъектов Федерации, и не включенные в

действующие налоговые законы, не подлежат применению.

3.2 Операции с государственными краткосрочными бескупонными

облигациями (ГКО)

Учет ГКО ведется на счетах “депо” владельцев в головном

депозитарии и субдепозитарии.

Для бухгалтерского учета ГКО на предприятиях применяется счет

58 “Краткосрочные финансовые вложения” субсчет “ГКО”. В

аналитическом учете купленные ГКО должны учитываться на отдельных

лицевых счетах по каждому выпуску в хронологическом порядке.

ГКО принимаются к учету в сумме фактических затрат для

инвестора. В состав фактических затрат для инвестора входят:

- покупная стоимость ГКО;

- оплата услуг инвестиционного консультанта;

- вознаграждения брокеру.

В бухгалтерском учете покупка ГКО оформляется следующими

записями:

Дебет сч.76 Перечисление средств дилеру на приобретение

ГКО

Кредит сч.51

Дебет сч.58 Покупка ГКО и зачисление их на счет “Депо”

Кредит сч.76 Принятие на учет по фактическим затратам

В ситуации, когда для покупки ГКО предприятие оформляет кредит

в банке и одновременно заключает договор с банком-дилером на

покупку ГКО, то получение кредита оформляется проводкой:

Дебет сч.76 На сумму соответствующую сумме кредитного

договора

Кредит сч.90

В соответствии с подпунктом “с” пункта 2 Постановления

Правительства РФ №661 от 01.07.96г на затраты на производство

относятся проценты по полученным кредитам банков, за исключением

ссуд, связанных с приобретением основных средств,нематериальных

активов и иных внеоборотных активов. Оплата процентов по кредиту

банков, полученных покупку ценных бумаг, относятся за счет чистой

прибыли предприятия.

Дебет сч.81(88) Начисление % по кредиту

Кредит сч.76

Дебет сч.76 Погашение % по данному кредиту

Кредит сч.51

ГКО относятся к государственным ценным бумагам по которым

производится переоценка. Возможность такой переоценки отражена в

п.39 “Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской

Федерации”, утвержденного приказом Министерства Финансов РФ от

26.12.94г №170, где сказано, что “...по государственным ценным

бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на

приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения

равномерно (ежемесячно) на финансовые результаты у организации...”

Кроме того п.4.4 “Временного порядка бухгалтерского учета по

операциям с государственными именными краткосрочными бескупонными

облигациями в коммерческих банках”, утвержденного приказом по Банку

Росси №02-78 от 06.05.93г предусматривается переоценка ГКО

инвесторами в день проведения ими операций по покупке или продаже

Облигаций по “рыночной цене” этого дня. Под “рыночной ценой” ГКО

понимается средневзвешенная цена аукциона (на первичном рынке) или

цена последней сделки на торгах ММВБ за соответствующий день (“цена

закрытия” вторичного рынка). Переоценке подлежат ГКО всех выпусков,

числящихся на балансе у предприятия. Результаты от переоценки

относятся на финансовые результаты.

Как уже говорилось выше дисконт, полученный владельцами

государственных ценных бумаг налогом на прибыль не облагается.

Согласно указания Минфина РФ от 23.02.93г. №05-01-04 и

Госналогслужбы РФ от 09.03.93г. №ВГ-4-01/28ан ,а также письма ГНС

РФ от 12.03.93г. № ВГ-4-01/29 “О порядке налогообложения доходов

банков и предприятий от дисконта, полученного по государственным

облигациям” дисконтом по государственным бескупонным облигациям

считается разница между ценой реализации и ценой покупки и является

видом дохода (процента), полученного по государственным облигациям;

в этой связи применяются льготы по налогообложению доходов

предприятий в соответствии с Законом РФ от 27.12.91г. №2116-1 “О

налоге на прибыль предприятий и организаций”.

Доходность ГКО определяется по следующей формуле (без учета

налоговых льгот):

D=( N-P ) : P х 365 : T х 100% где:

D - доходность(прибыль) в %% годовых;

N - номинальная стоимость облигации в рублях;

P - рыночная цена облигации в рублях;

365 - количество дней в году;

T - срок до погашения облигации в днях.

(Письмо ЦБ РФ от 05.09.95г. № 28-7-3/А-693)

В соответствии с Инструкцией ГНС РФ № 37 от 10.08.95г.”О

порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий

и организаций” с изменениями от 22.01.96г. и 12.02.96г. (пункт 2.7)

не подлежат налогообложению доходы в виде положительных разниц от

переоценки ГКО в качестве внереализационных доходов.

Если же в результате переоценки ГКО образовался убыток,то он

не уменьшает налогооблагаемую базу.

Пример 1

Предприятие приобрело 20 октября 10 шт. ГКО выпуска III

(условное наименование) по цене 85% от номинала. Комиссионное

вознаграждение банка-дилера 300 000 руб.

На дату покупки на балансе предприятия находилось:

- 10 шт. ГКО выпуска I по балансовой стоимости 870 000 руб. за

единицу (при рыночной цене облигации на 20 октября 890 000 руб. за

единицу);

- 10 шт. ГКО выпуска II по балансовой стоимости 860 000 руб. за

единицу (при рыночной цене облигации на 20 октября 840 000 руб. за

единицу).

Номинальная стоимость облигаций всех выпусков 1 000 000 руб.

В бухгалтерском учете должны быть сделаны записи:

а) операции по приобретению III выпуска ГКО

Дебет сч.76 Перечисление средств дилеру на приобретение

ГКО

Кредит сч.51 8 800 000 руб.

Дебет сч.58 Принятие на учет ГКО по фактическим затратам

Кредит сч.76 на приобретение 8 800 000 руб.

б) переоценка I выпуска ГКО и отражение возникшей положительной

разницы

Дебет сч.58 На сумму положительной разницы, возникшей при

переоценке

Кредит сч.80-3 субсчет (890 000х10-870 000х10)=+ 200 000руб.

" Положительной разницы при переоценке ГКО”

При расчете фактического налога на прибыль в данном отчетном

периоде налогооблагаемая база уменьшается на 200 000руб.

в) переоценка II выпуска ГКО до рыночной цены и отражение возникшей

отрицательной разницы

Дебет сч.80-3 (840 000х10-860 000х10)= - 200 000руб.

отрицательная разница по

Кредит сч.58 переоценке ГКО

При расчете фактического налога на прибыль в данном отчетном

периоде отрицательная разница по переоценке ГКО увеличивает

налогооблагаемую базу по прибыли.

Пример 2

Предприятие реализует 10 облигаций I выпуска по цене 960

000руб. за одну облигацию. Расходы по реализации составили 100

000руб. На дату реализации облигаций I выпуска должны быть

переоценены все ГКО находящиеся на балансе (т.е. облигации II и III

выпуска) до рыночной цены этого дня. Операции по переоценке ГКО

аналогичны операциям первой ситуации. Реализация ГКО I выпуска в

учете отразится следующими записями:

а) снятие с учета по балансовой стоимости

Дебет сч.48 10х890 000руб.=8 900 000руб.

Кредит сч.58

б) списываются дополнительные расходы по реализации

Дебет сч.48 100 000руб.

Кредит сч.76

в) отражаются в учете полученные средства за реализацию ГКО

Дебет сч.51 960 000руб.х10=9 600 000руб.

Кредит сч.48

г) определяется финансовый результат от реализации ГКО

Дебет сч.48 /9 600 000руб.- (8 900 000руб.+100 000руб.)/

=600000руб.

Кредит сч.80

При расчете фактического налога на прибыль в данном отчетном

периоде 600 000руб. исключаются из налогооблагаемой базы как доход

по государственным ценным бумагам.

3.3 Операции с государственными облигациями федеральных займов

(ОФЗ) с переменным купоном

Приказом по Банку России от 13.06.95г. № 02-124 утвержден

“Временный порядок бухгалтерского учета по операциям коммерческих

банков с облигациями федеральных займов”. В соответствии с п.1.2

этого приказа при ведении бухгалтерского учета операций с ОФЗ

применяются правила по их переоценке, установленные для

бухгалтерского учета ГКО. Переоценке подлежит только основная сумма

долга по ОФЗ без учета накопленного купонного дохода (НКД).

Следовательно, для предприятий инвесторов переоценка ОФЗ будет

производится на дату покупки или продажи без учета НКД. Переоценке

подлежат ОФЗ всех выпусков, находящихся на балансе.

Для бухгалтерского учета ОФЗ используется счет 06

“Долгосрочные финансовые вложения субсчет “Облигации федерального

займа”.

Аналитический учет ОФЗ ведется в разрезе каждого отдельного

выпуска в хронологическом порядке.На предприятиях можно

рекомендовать открытие для каждого выпуска ОФЗ “Журнала лицевого

учета по операциям с ОФЗ” аналогично журналам банков.Необходимо

фиксировать дату открытия журнала, государственный регистрационный

номер данного выпуска ОФЗ, дату погашения, дату выплаты купоном,

известные ставки для каждого купона и размер купонной выплаты на

одну облигацию данного выпуска. Следует ввести колонки “Уплаченный

НКД” и “Полученный купонный доход”.

ОФЗ принимаются к учету в сумме фактических затрат для

инвестора. В состав фактических затрат для инвестора входят:

- покупная стоимость ОФЗ;

- оплата услуг инвестиционного консультанта;

- вознаграждения брокеру.

Если в стоимость сделки входит часть НКД, то его сумма

выделяется на отдельный счет.

С учетом того, что в настоящее время отсутствуют рекомендации

по бухгалтерскому учету ОФЗ, закрепленные нормативными актами, на

практике используют схемы проводок, приведенные ниже.

В соответствии с разъяснениями данными в письме МФ РФ и ГНС РФ

от 13.06.95г. №53 предусмотрено,что при обращении ОФЗ с переменным

купонным доходом образуется накопленный купонный доход (в виде

процента к номинальной стоимости облигации), рассчитываемый

пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска

облигации или даты выплаты предшествующего купонного дохода

(купонный период), и включаемый в цену сделки.

При продаже облигаций не подлежит налогообложению на прибыль

часть суммы накопленного купонного дохода, рассчитываемая как

разница между накопленным купонным доходом, полученным от

покупателя облигаций либо при погашении купона, и накопленным

купонным доходом, уплаченным при приобретении облигаций у

предыдущего владельца, в течение купонного периода по каждому

купону.

Накопленный купонный доход, уплаченный при приобретении

облигаций предыдущему владельцу, уменьшает налогоооблагаемую базу

налога на прибыль только после реализации облигаций или погашения

купона.

Прибыль в виде положительной разницы между ценой продажи и

ценой покупки облигаций (без учета сумм накопленного купонного

дохода) подлежит налогообложению в общем порядке.

Доходность ОФЗ рассчитывается по следующей формуле:

D = { (N+C) : (P+A) - 1 }х( 365:t )х100% где

D - доходность;

N - номинал облигации в рублях;

C - величина купона в рублях;

P - рыночная цена облигации в рублях;

A - накопленный с начала купонного периода доход в рублях;

t - срок до окончания текущего купонного периода в днях.

(Письмо ЦБ РФ от 05.09.95г. № 28-7-3/А-693)

Накопленный купонный доход рассчитывается по формуле:

A = (C:T) х (T - t) где

A - величина накопленного купонного дохода;

C - величина купона в рублях;

T - купонный период;

t - срок до окончания текущего купонного периода в днях (срок до

выплаты купона).

Пример1

Предприятие приобрело 15 ОФЗ по цене 735 000руб.( без учета

НКД ) выпуска I (условное наименование) за одну облигацию. НКД

составил 20 000руб. по одной облигации. Комиссионное вознаграждение

составило 150 000руб. Через “n” количество дней приобретаются 10

ОФЗ II выпуска; рыночная цена I выпуска на эту дату составляет 780

000руб. без учета НКД.

В учете должны быть сделаны следующие записи:

1. Дебет сч.06 Принятие на учет ОФЗ по фактическим затратам

без учета НКД

Кредит сч.76 (735 000руб.х15+150 000руб.)= 11 175

000руб.

2. Дебет сч.31 Отражается уплаченный НКД

Кредит сч.76 20 000руб.х15=300 000руб.

3. Дебет сч.76 Перечисление средств дилеру на покупку ОФЗ

Кредит сч.51 (11 175 000руб.+300 000руб.)=11 475

000руб.

4. Дебет сч.06 На сумму положительной разницы по переоценке

ОФЗ

Кредит сч.80 (780 000руб.х15-11 175 000руб.)=525

000руб.

Проблема несоответствия бухгалтерского учета и налогового

учета достаточно ярко проявляется в операциях с ОФЗ, что отражается

в следующих мнениях:

- профессор Хабарова Л.П. “Операции с государственными ценными

бумагами (ГКО, КО, ОФЗ, ОВВЗ)” на стр. 16 полагает, что в данном

отчетном периоде эта сумма в полном объеме включается в

налогооблагаемую базу по прибыли.

- начальник отдела инвестиций валютного законодательства

городского отделения МКПЦН Тылькевич М.В. “Налогообложение

операций с ценными бумагами” на стр.14 эту мысль подает в следующем

виде: “положительне и отрицательные курсовые разницы,

аккумулируемые на счете 80 “Прибыли и убытки” в отличие от подобных

курсовых разниц по ГКО, влияют на налогооблагаемую прибыль

компании”.

Правила бухгалтерского учета ОФЗ определены в приказе Банка

России № 02-124 от 13.06.95г.,откуда следует, должны

переоцениваться в том же порядке, что и ГКО. Предприятим по

переоценке ОФЗ следует руководствоваться приказом по Банку России

от 06.05.93г. № 02-78 (п. 4.4) а именно “переоценка Облигаций

банками, не являющимися дилерами, осуществляется только в день

проведения ими операций по покупке или продаже Облигаций - по

“рыночной цене” этого дня. В этот день производится переоценка

Облигаций всех выпусков, находящихся в портфеле банка, даже если

банк производил операции только некоторыми выпусками”.

Следовательно, предприятие приравнивается к банкам - недилерам.

Положительная сумма переоценки является доходом инвестора,

отрицательная сумма переоценки - расходом инвестора. Таким образом,

в балансе эти бумаги учтены, как правило, по рыночной стоимости, а

не по цене приобретения.

В то же время согласно письму ГНС РФ и МФ РФ № 53 от 13.06.95

г. для расчета налогооблагаемой базы необходимо использовать цену

приобретения и цену продажи за вычетом уплаченного и полученного

купонного дохода.

Это несоответствие порождает серьезные трудности. Для

правильного расчета налогооблагаемой базы необходимо учитывать

каждую партию ОФЗ по той цене, по которой она была приобретена, и

при продаже определять финансовый результат в зависимости от нее.

Использовать для расчета налогооблагаемой базы сумму

переоценки не удается. Более того, это невыгодно.

В Вестнике Ассоциации российских банков № 34 за 1996 г. были

опубликованы выдержки из письма ГНС РФ № 05-02-12/983 от 12.08.96

г., адресованного банку “Менатеп”.

В этом письме отмечается, что сумма положительной переоценки

ОФЗ увеличивает облагаемую базу налога на прибыль банка. Сумма

отрицательной переоценки не уменьшает налогооблагаемую базу.

Но как совместить требования этого письма с требованиями

вышеупоминавшегося письма № 53? В письме № 53 про переоценку ОФЗ

ничего не сказано, из чего следует, что для налогового учета она

просто не существует. Но на практике существует опасность, что

налоговыми органами будет сделана попытка применить требования этих

всех документов одновременно в том числе и для предприятий.

Руководствуясь письмом ГНС РФ № 05-02-12/983 от 12.08.96 г,

адресованного банку “Менатеп”, считаем, в данном рассмотрении, что

вышеуказанная сумма 525 тыс. рублей при переоценке ОФЗ в полном

объеме включается в налогооблагаемую базу по прибыли.

Пример 2.

Предприятие продает 10 облигаций I выпуска по цене продажи 860

000руб. за одну облигацию ( с учетом НКД ). НКД составил 40 000руб.

по одной облигации. Дополнительные расходы по реализации составили

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты