Рефераты

Финансово-кредитные связи России со странами ближнего зарубежья

интеграции видят путь к развитию своей экономики и укреплению международных

позиций не только развивающиеся страны, но и мировые державы, такие как

США, ФРГ, Великобритания, Франция. Стратегический курс на интеграцию со

странами СНГ закреплен указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г.

Одним из факторов, препятствующих этому процессу является увеличение

разрыва в экономических уровнях бывших союзных республик СССР по валовым

показателям, по показателям на душу населения, по производству, по

динамике цен и реальных доходов населения и т. п. В целом по странам СНГ

совокупный ВВП сократился за 1992-1996 гг. почти на 45 %, объем

промышленного производства - на 52 %. В республиках, наиболее зависимых от

межреспубликанских поставок (Закавказье, Молдавия, Киргизия, Таджикистан),

снижение показателей достигло от 2 до 4 раз. В то же время в Беларуси и

Туркменистане падение оказалось меньше, чем в среднем по СНГ, а в

Узбекистане промышленное производство удалось удержать в основном на

уровне 1991 г.[15]

Другим негативным фактором является значительный дисбаланс во внешней

торговле и кредитных отношениях. При нынешнем положении дел Россия

выступает кредитором стран СНГ за счет превышения экспорта над импортом и

хронической несбалансированности торгово-платежных отношений.

Предоставленные странам СНГ российские государственные кредиты составили в

1997 г. 5,8 млрд. долл., не считая просроченной задолженности этих стран по

неплатежам за продукцию топливно-энергетического комплекса и прямым связям

предприятий, которая превышает 6 млрд. долл. Прямые субсидии странам

бывшего СССР со стороны России неуклонно сокращаются, а приближение

российских цен, в частности на энергоресурсы, к мировым грозит свести на

нет главный источник косвенных субсидий.[16]

Названные и другие факторы в своем взаимодействии создают в

экономическом пространстве стран СНГ самоподдерживающийся хозяйственный

механизм, препятствующий экономической реинтеграции. Этот механизм в общих

чертах выглядит следующим образом. Экспорт стран - участниц СНГ базируется

на продукции добывающих отраслей (топливно-энергетических, минерально-

сырьевых), которая обменивается на продукцию обрабатывающих отраслей

дальнего зарубежья (пищевой, легкой, химической, машиностроительной), так

как аналогичная продукция ближнего зарубежья на мировом рынке не

конкурентна. Продукция добывающих отраслей стран СНГ становится

малодоступной для отечественных ресурсообрабатывающих отраслей, поскольку

последние в силу своей значительно более низкой, чем мировая, эффективности

производства не могут приобретать продукцию первых по мировым (или близким

к мировым) ценам. Чем прочнее связи с мировым рынком добывающих отраслей

стран СНГ, тем глубже спад производства отечественных обрабатывающих

отраслей, но тем энергичнее усилия по развитию торговли с дальним

зарубежьем, в основе которой лежит ускоренное развитие добывающих отраслей

и их втягивание в мирохозяйственные связи. Под воздействием этого процесса

неминуемы структурная деформация производства стран СНГ, превращение их в

ресурсные сегменты мирового рынка.

Значительная либерализация внешней торговли, сопровождающаяся

сближением цен в СНГ и мировых цен, в условиях стагфляции только усиливает

деформационные и дезинтеграционные процессы, направляемые мировым рынком,

мощь которого многократно превышает суммарные возможности стран СНГ.

Вместе с тем на постсоветском пространстве имеются условия для

стабилизации и роста экономики посредством объединенных усилий стран СНГ с

учетом интересов как национальной безопасности каждой из них, так и

геополитического состояния региона в целом. Эту возможность подтверждает

исторический опыт ныне передовых западноевропейских государств,

поднявшихся из руин после Второй мировой войны на основе объединения усилий

всех заинтересованных сторон, которое в дальнейшем вылилось в создание

Европейского объединения угля и стали в 1951 г., Европейского сообщества по

атомной энергии в 1957 г., а также Европейского экономического сообщества,

которое возникло тогда же.

Применительно к странам СНГ проблема состоит не в изначальном

создании сообщества, а в реинтеграции их экономик с учетом изменившихся

условий и накопленного мирового опыта. Причем процессы внешней интеграции

тесно связаны с процессами внутренней интеграции экономик отдельных

регионов каждого государства.

Для СНГ необходим научно обоснованный учет объема внутренних ресурсов

каждой страны, потребностей в конечном продукте и в ресурсах, анализ

способности стран удовлетворить потребности за счет собственного

производства и за счет импорта, выбор приоритетных направлений развития с

учетом возможностей их финансирования и т. д.

В настоящее время многие предприятия не могут адаптироваться к

рыночным условиям: полной экономической самостоятельности, переориентации

на конечного потребителя, смене суверенитета производителя суверенитетом

потребителя на рынке, необходимости предпринимательства и постоянной

заботы об эффективности производства в условиях конкуренции, опоре на

собственные силы. Болезненное становление рыночной системы происходит не

только на микроуровне, но и на макро- и региональном уровнях.

1.2.3 Оптимальное сочетание рыночных методов хозяйствования с

государственным регулированием экономики в странах СНГ.

Необходимость этого обусловлена не только тенденциями развития

мирового рынка, формированием смешанной экономики, но для стран СНГ прежде

всего тяжелым депрессивным состоянием их хозяйства. Не случайно

кейнсианство, как теория регулируемого капитализма, появилось в годы

Великой депрессии 30-х гг. При этом следует иметь в виду изменение функций

государства на протяжении последнего столетия. Поэтому перед странами СНГ

стоит задача отбора тех функций и механизмов государственного регулирования

экономики, которые означали бы переход от командной экономики к рыночной и

позволяли бы решать насущные проблемы.

Переориентация инвестиций из сферы обращения в сферу производства.

Рынок в России, как в эпоху первоначального накопления капитала, начал

развиваться в сфере обращения, дающей быструю отдачу от вложений капитала.

Это - предприятия розничной и оптовой торговли, реализующие в основном

товары, закупаемые по импорту, товарные биржи, коммерческие банки и другие

фирмы-посредники, занятые внутренней и внешней торговлей и ее

обслуживанием. Однако эти звенья рыночной системы не могут оказать

должного воздействия на стабилизацию экономики и решение социальных

проблем, поскольку происходит «бегство» накопленных капиталов за рубеж,

отсутствуют надежные гарантии для иностранного инвестирования, иностранные

кредиты не используются на капиталовложения, средства от необоснованного

«сброса» крупных объектов государственной собственности в частную пошли не

на увеличение и обновление производственных мощностей, а на покрытие

бюджетного дефицита. По оценкам отечественных и зарубежных экспертов, за

границу ушли громадные капиталы - от 120 до 300 млрд. долл.[17].

К региональным факторам развития относятся следующие.

Во-первых, общность решаемых задач поэтапного вывода экономики из

кризиса: замедления спада при сохранении кризисных явлений, стабилизации и

восстановления народного хозяйства, экономического подъема. По глубине

рыночного реформирования впереди оказались страны Балтии и Россия, к ним

примыкает Киргизия. На Украине, в Белоруссии, Узбекистане, Казахстане и

Туркмении сохраняются значительное государственное регулирование и

контроль за экономикой. В Азербайджане, Армении, Грузии, Молдавии и

Таджикистане экономическое реформирование сдерживалось острым

межнациональным и политическим противоборством. Асинхронность развития

осложняет создание в рамках СНГ однородных хозяйственных условий и общего

рыночного пространства.

Во-вторых, сохраняющаяся высокая степень взаимозависимости,

базирующаяся на отраслевом, внутриотраслевом, территориальном разделении

труда, общности используемых технологий и стандартов. Возрождение старых

производственных связей и (или) развитие новой кооперации производства и

инвестиций определяются объективными принципами экономии на масштабе

(внутренней и внешней) и сравнительных издержек.

Эффект масштаба состоит в сокращении средних издержек производства

и, следовательно, себестоимости единицы продукции при увеличении объемов

производства. Экономия на масштабе позволяет производителю предлагать свою

продукцию по более конкурентоспособным ценам и, таким образом, захватывать

большую долю рынка.

Внутренняя экономия на масштабе имеет место в тех случаях, когда

удается достичь более производительного использования факторов

производства и возросший объем производства позволяет оплачивать более

высокие расходы маркетинга, финансирования и развития производства и т. д.

Небольшим государствам только их экономическое объединение позволит

создавать крупные эффективно работающие предприятия, поставляющие свою

продукцию на общий рынок (например, решение энергетической проблемы путем

совместного строительства и использования атомной электростанции, что не

под силу и в таких масштабах не нужно одной стране). Внешняя экономия на

масштабе возникает в результате использования фирмой, регионом,

государством рыночных условий и технологических достижений, например,

развитой системы связи и транспорта, включая трубопроводный, высокого

уровня образования.

Принцип сравнительных издержек означает: совокупный объем выпуска

продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар (услуга) будет

производиться там, где сравнительные и абсолютные издержки ниже. Еще Адам

Смит, формулируя теорию абсолютных преимуществ, писал: «Если какая-либо

чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене,

чем мы сами изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую

часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого а той

области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом»[18]. Специализация

стран, основанная на принципе сравнительных издержек, способствует

эффективному размещению производства, сокращению транспортных расходов

благодаря приближению производства к источникам ресурсов или к потребителям

продукции, увеличению объемов выпуска продукции, снижению цены, повышению

качества товаров. Ни одна страна мира не способна производить с достаточной

эффективностью все товары, необходимые для внутреннего потребления, кроме

того, имеет место неравномерность распределения ресурсов между регионами.

Большую роль в рассматриваемых процессах должны сыграть

транснациональные корпорации - наиболее распространенные рыночные

структуры в мировой экономике в 80-е гг., на которые приходилось более 1/7

глобального производства товаров и услуг. Транснациональные

воспроизводственные структуры во многом способствуют созданию межстрановой

интеграции, объединяя национальные экономики не столько географически

(общность границ), сколько на основе глубоких воспроизводственных связей.

В-третьих, взаимовыгодная торговля между странами СНГ. В ЕЭС доля

межстрановой торговли в общем объеме экспорта превышает 51 %, в СНГ доля

взаимных поставок 12 стран-членов составляла в 1995 г. - 36,5 %.[19] Для

большинства бывших союзных республик даже в условиях резкого сокращения

взаимных связей торговля в рамках СНГ остается основным каналом реализации

экспортной продукции и импорта недостающих товаров, причем ведущее место е

этой торговле продолжает занимать Россия. Так, в 1996 г. товарооборот

России с Украиной, например, превышал весь объем украинской торговли с

дальним зарубежьем в 1,6 раза, аналогичное соотношение, для Беларуси

составляло 2,8 раза, Казахстана - 3,3 раза. Тем не менее для России имеется

угроза потери рынков тех стран, с которыми уже сейчас наметилось

ослабление позиций: сократилась доля РФ в торговле с Азербайджаном,

Грузией, Таджикистаном, Туркменистаном, Эстонией. Бывшие союзные

республики были крупными потребителями продукции российской обрабатывающей

промышленности, особенно машиностроения, сейчас наблюдается снижение

удельного веса российских машин и оборудования, продукции легкой

промышленности, металлов в их импорте.

Сокращение рынков сбыта российской готовой продукции усиливает

кризисные явления в стране. В основном сохраняется вывоз топливно-

энергетических ресурсов, доля которого более чем удвоилась в российском

экспорте в страны СНГ. В свою очередь, серьезную проблему для

экономической безопасности России создает утрата надежного доступа к ряду

сырьевых ресурсов, которые после распада СССР остались на территории других

стран СНГ и без которых невозможно нормальное экономическое развитие страны

(уран, марганец, хром, титан, свинец, многие редкоземельные минералы,

хлопок и др.). За счет поставок из бывших союзных республик в прошлом

покрывалось 70-100 %) соответствующих потребностей российской экономики.

В-четвертых, сохранение государственных границ: 99 % новых границ

России со странами СНГ практически не охраняется, так как нет денег и

времени на их обустройство. Поэтому российское руководство по соглашению с

Киргизией, Арменией, Грузией, Таджикистаном взяло на себя обязательство

охранять их границы. В ином случае создалась бы возможность для

беспрепятственного проникновения в Россию контрабандных товаров, оружия,

наркотиков через Центральную Азию и Закавказье, а также распространения

через Таджикистан) исламского фундаментализма не только на этот регион, но

и на сопредельные территории РФ, где проживает значительная часть

мусульманского населения России. Наконец, при открытой границе в Россию

хлынул бы поток беженцев, только из Центральной Азии не менее 12,5 млн.

человек. Принять и обустроить их сейчас Россия не в состоянии[20].

В-шестых, состояние обороноспособности стран СНГ. В связи с распадом

СССР ослабла оборонная мощь России, которая лишилась трех военных округов

на Украине, а также Белорусского, Прибалтийского, Закавказского,

Туркестанского военных округов. Большинство бывших социалистических стран

стремится стать членами НАТО, в НАТО хотят войти страны Балтии, а в

перспективе, возможно, Украина, Грузия, Азербайджан. Это означает

принципиальное изменение соотношения сил разных государств в мире.

Особая роль и ответственность за развитие событий на постсоюзном

пространстве принадлежат России, обладающей самым крупным

производственным, научно-техническим потенциалом, наиболее емким рынком,

занимающей лидирующие позиции в экономическом реформировании, сохраняющей

традиции совместного развития в рамках единого государства". Современная

Россия - это 4/5 территории бывшего Советского Союза, чуть больше половины

его населения, около 1/2 ВНП бывшего СССР. Приоритетные экономические

интересы России заключаются в том, чтобы сформировать вокруг себя пояс

дружественных, устойчивых в социально-политическом и экономическом

отношениях государств, развернуть центростремительные силы в регионе и

затормозить действие центробежных сил, которые до настоящего времени

реально доминируют в постсоветском пространстве.

1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И СОСТОЯНИЕ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ СО

СТРАНАМИ СНГ.

В 90-х годах на внешнеторговые позиции России оказывал влияние

комплекс факторов, многие из которых следует отнести к числу

дестабилизирующих. Негативное влияние на ее экспортный потенциал оказали:

падение добычи энергоносителей и других сырьевых ресурсов, традиционно

обеспечивающих основные валютные поступления в страну; снижение

производства готовой промышленной продукции (в первую очередь в

наукоемких, высокотехнологичных отраслях).

Распад СЭВ и СССР повлек за собой разрушение традиционных

кооперационных связей между предприятиями и регионами бывших союзных

республик и государств-членов СЭВ. Переход к рыночным отношениям в ряде

случаев привел к разрыву сложившихся хозяйственных связей между

предприятиями и регионами и внутри Российской Федерации, что в свою очередь

усложнило поставку продукции на экспорт.

Значительное влияние на внешнеторговые позиции России оказало

изменение организации внешней торговли вследствие обретения Россией

суверенитета и в ходе реформирования экономики. Указом Президента РФ от 15

ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на

территории РСФСР» была ликвидирована государственная монополия внешней

торговли. Право на участие во внешнеэкономических связях получили все

субъекты хозяйственной деятельности независимо от форм собственности.

Либерализация внешнеторговой деятельности вызвала лавинообразный рост как

числа ее участников, так и негосударственного участия во внешнеторговых

связях (коммерческих организаций, частных предприятий, в том числе мелких и

«челноков»). Так, в 1993 г. в общем объеме заключенных контрактов по

импорту доля коммерческих структур составила 54 %, промышленных

предприятий-импортеров - 11,1 %, внешнеторговых объединений - 3,1 %,

совместных предприятий - 28,1 %; в экспорте лидирующее положение заняли

промышленные предприятия-экспортеры (67,2 %), опередившие коммерческие

структуры (12,8 %) и внешнеторговые объединения (9,3 %). Усиление во

внешнеторговых связях позиций негосударственного сектора привело к тому,

что в 1995 г. на внешнеэкономические объединения приходилось лишь около 8 %

российского экспорта и 10% импорта[21]. Выход на мировой рынок российских

предприятий-товаропроизводителей, представителей коммерческих структур

несомненно активизировал экспорт товаров из РФ, хотя и содержала ряд

негативных моментов.

Дестабилизирующее воздействие на внешнеторговые позиции страны

оказывали: ухудшение конъюнктуры мирового рынка вследствие падения цен на

сырьевые товары, преобладающие в российском экспорте; сохранение высоких

торговых барьеров для выхода на рынки зарубежных стран ряда товаров,

экспортируемых из РФ; незавершенность формирования новой договорно-

правовой основы торгово-экономических отношений России с зарубежными

государствами (в частности, до сих пор продолжаются начатые еще в 1993 г.

переговоры о вступлении России в ГАТТ/ВТО).

Вместе с тем кризисное состояние экономики РФ в начале 90-х годов

оказывало определенное стимулирующее воздействие на экспорт, так как выход

на внешний рынок давал российским предпринимателям доступ к

платежеспособным потребителям их продукции, что не всегда обеспечивал

внутренний рынок.

Возросло значение экспорта как источника валютных поступлений. Спад

производства в России, низкая платежеспособность предприятий и населения в

условиях инфляции и обострения кризиса платежей вызывают периодическое

сокращение импорта. В результате для внешней торговли России стало

характерным такое новое явление, как нарастание положительного сальдо

торгового баланса за счет роста объема экспорта при сохранении на прежнем

уровне либо при незначительном увеличении закупок по импорту, что

способствовало увеличению валютных резервов России (табл. 1.1).

Таблица 1.1

[pic]

Особенностью 90-х годов стало выделение нового сектора внешней

торговли России - товарооборота со странами СНГ (с 1994 г. его объем

учитывается в долларах США и включается в общий внешнеторговый оборот

страны). В 1995 г доля стран СНГ во внешнеторговом обороте России составила

21,9%. Крупнейшими торговыми партнерами ныне являются Украина ( 8,5%

экспорта и 14,2% импорта России), Белоруссия (3,7 и 4,2), Казахстан (3,3%

экспорта и 5,9% импорта). Показатели торговли с другими государствами СНГ

значительно уступают лидирующей тройке. Так, на Азербайджан приходится 0,

1 % экспорта и 0,2 % импорта России, Армению - 0,2 и 0,2, Грузию - 0,6 и

0,1, Киргизию - 0,1 и 0,2, Молдавию - 0,5 и 1,4, Таджикистан - 0,2 и 0,4,

Туркмению - 0,1 и 0,2, на Узбекистан - 1% и 1,9% соответственно[22].

Характерно, что в отличие от внешней торговли России в целом в данном

секторе российский импорт растет быстрее экспорта. Сокращение

положительного сальдо России в торговле со странами СНГ означает

уменьшение задолженности последних по отношению к РФ.

Роль стран СНГ как рынков сбыта существенна лишь в ряде секторов

внешней торговли России. Так, в эти страны экспортировалось: каменного

угля в 1995 г 28,2%, в l996 г. - 20,6%, соответственно, природного газа-

27,1 и 31,6, синтетического каучука- 27,7 и 27,9, газетной бумаги 12,4 и

16,4, нефтепродуктов - 9,5 и 4, пиломатериалов - 9,8 и 13,9, черных

металлов - 7,4 и 6,7, чугуна - 3,5% и 5,3%.[23]

В структуре российского импорта возросла (почти на треть по

сравнению с 1991 г.) доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья,

превысившая в середине 90-х годов 35%. Среди товаров российской импортной

номенклатуры выделяются: алкогольные и безалкогольные напитки (в 1995 г. -

4,2% импорта, в 1996 г. - 2,3%), сигареты (1,1 и 0,9), мясные консервы (1 и

0,5), сахар белый (1,7 и 1,5), сахар-сырец (1,0 и 1,3), мясо птицы (1,5 и

1,1), свежемороженая рыба (0,4 и 0,5), сливочное масло (1,0 и 0,5),

цитрусовые (0,5 и 0,4), зерновые культуры (0,9 и 0,3), подсолнечное масло

(0,5 и 0,3), шоколадные изделия (0,9% и 0,4%). Значителен импорт таких

товаров как медикаменты (2,2% в 1995 г. и 2,5 % в 1996 г.), мебель ( 1,6 и

1,2), одежда ( 1,3 и 0,9), кожаная обувь (0,6% и 0,3%)[24].

Основными поставщиками в Россию машин, оборудования и транспортных

средств остаются страны дальнего зарубежья, в то время, как доля стран СНГ

в российском импорте данной продукции сокращается (5,6% в 1995 г., 4,7% в

1996 г) [25].

Россия продолжает ввозить такие товары производственно-технического

назначения, как железо, сталь прокат (1,8% импорта в 1995 г. и 2,2% в 1996

г.) и трубы стальные (1,6% и 2%). Основными поставщиками товаров по

последним двум позициям выступают государства СНГ, на долю которых

приходилось в 1995 г. 78,7 %, а в 1996 г. - 77,6 % российского импорта

железа, стали и проката, а также соответственно 55 % и 63,3 % стальных

труб[26].

Удельный вес экспортно-импортных операций со странами СНГ общем

объеме товарооборота России возрос с 18 % в 1992 г. до 23 % в 1997 г. Более

80 % его приходится на три государства - Украину, Казахстан и

Белоруссию.[27]

Ряд особенностей характеризуют нынешнее состояние платежно-расчетных

отношений России со странами, входящими в СНГ.

Взаимный экономический обмен находится на очень низком уровне, причем

несмотря на бесконечные разговоры о необходимости усиления интеграции

положение практически не меняется. Объем торговли со странами СНГ в 3 раза

меньше, чем с дальним зарубежьем, а валютный оборот, если судить по

суммарному итогу кредитовых и дебетовых статей платежного баланса, -

примерно в 5 раз. За период 1994 - 1996 гг. стоимость годового экспорта в

страны дальнего зарубежья возросла на 19,4 млрд. дол., а со странами СНГ -

лишь на 3,3 млрд. дол., вследствие чего доля последних в общем объеме

российской экспортной торговли еще более снизилась - с 23 до 21%. Правда,

в темпах роста импорта разница была меньшей (10,6 млрд. дол, и 5,8 млрд.

дол.), и это отразилось на повышении доли СНГ в российском импорте с 28 до

30%.[28]

Что же касается качественного состояния платежного баланса России со

странами СНГ, то его итоги по главным разделам и показателям в сравнении с

дальним зарубежьем складываются прямо противоположным и, следовательно,

более благоприятным образом.

Табл. 1.2

[pic]

Источник: С. М. Борисов Статистика свидетельствует: страна живет

взаймы

(заметки о платежном балансе России) // Деньги и кредит № 12 1997 г.

Платежный баланс России со странами СНГ не страдает пассивностью. Его

общее сальдо, исчисленное по правилам аналитического представления, в 1995

- 1996 гг. было положительным (3,6 млрд. дол., и 1,5 млрд. дол.,

соответственно), а в 1996 г. имело практически нулевой результат (плюс 13

млн дол.). Торговый баланс, активный в 1994 - 1995 гг., сменился в 1996 г.

пассивом, поскольку Россия получила от стран СНГ несколько больше товаров,

чем отдала взамен. Напротив, по балансу услуг, пассивному в предыдущие

годы, образовался небольшой актив, уменьшивший, хотя и не устранивший

пассивный результат по всей группе текущих операций.

Никаких кредитов от стран СНГ Россия, естественно, не привлекает, но

зато постепенно растет сумма средств, поступающих в погашение ранее

предоставленных российских кредитов (в 1996 г. эти поступления приблизились

к 1 млрд дол.). Тем не менее во взаимоотношениях с некоторыми странами СНГ

проблема своевременного взыскания внешних долгов становится все более

серьезной из-за сложностей в изыскании средств для оплаты российских

энергоносителей. В противовес утечке капиталов на Запад наблюдается

постепенно растущий приток в Россию частных капиталов из стран СНГ, прежде

всего в оплату за наличную иностранную валюту, поступающую туда через

российские каналы в порядке реэкспорта. В конечном итого сравнительно

небольшой пассив по текущим операциям компенсируется положительным

результатом движения капиталов и, таким образом, платежный баланс в целом

пребывает в относительно уравновешенном состоянии. В свою очередь,

равновесие платежей и расчетов способствует стабилизации курса рубля по

отношению к национальным валютам стран СНГ.

ГЛАВА II

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ С УКРАИНОЙ

2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ

Пocлe распада в 1991 г. СССР Украина начала проводить экономические

реформы. Однако в 1991-1994 гг. они шли крайне медленно. Это было связано с

отсутствием стратегии рыночных реформ, а также с пассивностью тогдашнего

руководства. В результате все отчетливее проявлялось отставание Украины от

России в темпах реформирования экономики.

В 1994 г. экономика республики оказалась на грани краха. ВВП по

сравнению с предыдущим годом упал на 23%, производство промышленной

продукции - на 27.8, сельскохозяйственной -на 16.5%. Финансовая система

государства оказалась практически разрушенной. В октябре 1994 г. дефицит

бюджета достиг 18.5% ВВП. Цены по сравнению с 1991 г. выросли в 102 раза.

После избрания в 1994 г. президентом Украины Л. Кучмы ситуация начала

меняться к лучшему. Именно 1994 год можно считать началом реального

реформирования экономики, которое, переживая спады и подъемы, продолжается

и по настоящее время. В 1995 г. в стране началась реальная приватизация

Табл. 2.1

|ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УКРАИНЫ |

| |1992г|1993 |1994г|1995г|1996г|1997 |

| |. |г. |. |. |. |г. |

|ВВП (в сопоставимых ценах)11 |-16.8|-14.2|-23.9|-11.8|-10.1|-3.2 |

|Объем промышленного производства1|-8.0 |-8.0 |-37.0|-13.0|-7.0 |-1.8 |

|Инфляция (по динамике |2100 |10260|501.0|280.0|40.0 |17.0 |

|розничных цен) 1 | | | | | | |

|Дефицит государственного бюджета,|-4.0 |-5.0 |-9.5 |-6.9 |-5.2 |-6.4 |

|% ВВП | | | | | | |

|Экспорт товаров, млрд. долл. |11.3 |12.8 |11.8 |12.2 |13.7 |18.3 |

|Импорт товаров, млрд. долл. |11.9 |15.3 |14.2 |14.0 |14.6 |19.7 |

|Сальдо платежного баланса по |-0.62|-0.85|1.40 |-1.0 |- |- |

|текущим операциям, млрд. долл. | | | | | | |

Источник: МЭ и МО №9, 1998 с. 129

Другим важным итогом ускорения экономических реформ явилось достижение

в 1996 г. финансовой стабилизации. Либерализация цен в 1992 г. вызвала

гиперинфляцию в стране, однако лишь в 1994 г. начала проводится действенная

антиинфляционная политики. В результате темпы роста цен снизились с 400% в

1992 г. до 40% в 1996 г. Ситуация оставалась достаточно стабильной и на

протяжении 1997 г. Ежемесячные темпы инфляции снизились с 2.2% в январе до

0.9% в октябре.

Снижение инфляции благотворно сказалось на стабилизации курса

национальной валюты по отношению к доллару. В сентябре 1996 г. была

проведена денежная реформа. Суть ее состояла в фактической деноминации в

100 тыс. раз ходившего тогда в обращении карбованца и замене его гривной.

На Украине, хотя и с некоторым опозданием, начал развиваться рынок ценных

бумаг. Сейчас он представлен рынком государственных ценных бумаг и фондовым

рынком.

Экономическая ситуация в Украине в 1997 г. в целом отражает тенденции,

сложившиеся в республике за последние годы. По предварительным данным

Госкомстата Украины, ВВП равнялся 90.2 млрд. гривн (1 долл. = 1.9 гривны),

или ниже, чем в предыдущем году, на 3.2%. Объемы производства промышленной

продукции составили 73.5 млрд. грн., сельскохозяйственной -28.3 млрд.

Сводный бюджет за 1997 г. был сведен с дефицитом в 5087.9 млн. грн. (6.4%

ВВП). На его покрытие затрачено 4131.4 млн. грн. из внутренних источников

финансирования и 1501.9 млн. внешних займов. Индекс потребительских цен в

1997 г. по сравнению с 1996г. возрос до 116.7%. Среднемесячная заработная

плата составляла 159.9 грн.

Меры, предпринятые правительством в области макроэкономической

стабилизации - либерализация цен, валютного курса, внешнеэкономической

деятельности - дали положительные результаты. Это нашло отражение в

уменьшении темпов падения ВВП. Если до 1994 г. ВВП постоянно сокращался, то

в 1995г. впервые это сокращение не превысило уровень предыдущего года. Те

же тенденция имела место и в 1996 г. В 1997 г. темпы падения ВВП еще более

замедлились - 3.2% против 10.1 % в 1996 г.

Несмотря на некоторую стабилизацию производства, наметившуюся в 1997

г. в ряде отраслей, финансовое положение большинства промышленных

предприятий остается крайне тяжелым. В 1997 г. убыточным было каждое второе

предприятие (в 1995 г. - каждое пятое, в 1990 г. -каждое одиннадцатое).

Общая сумма убытков достигла 5 млрд. грн. За год кредиторская задолженность

возросла в 1.4 раза (70% - просроченная) и превысила ВВП на треть При этом

платежная дисциплина практически отсутствует, а на бартерные операции

приходится почти половина оборота товаров и услуг.

Главная причина перехода украинских предприятий на бартер, как и в

других странах СНГ, -удручающее состояние их оборотных средств и особенно

острая нехватка наличности. С другой стороны, предприятия не могли

пополнять свои оборотные средства за счет кредита, так как ставки были

непосильны для большинства из них. В результате доля кредитов в

финансировании инвестиций сократилась с 49% ВВП в 1992 г. до 5% в 1996 г.

Важной причиной роста бартерных операций является действующая

налоговая система. Она вынуждает предпринимателей, которые в принципе имеют

возможность рассчитываться "живыми" деньгами, идти на осуществление

товарообменных операций, ибо только так они могут ослабить действие

налогового пресса. Другой причиной бартеризации является резкое падение

рентабельности (с 23% в 1990 г. до 2.6% в 1996 г.) вследствие значительного

опережения роста цен на топливо по сравнению с действующими тарифами на

электроэнергию.

По сути дела государство фактически признало бартер как одну из форм

расчетов. Часть бартера является результатом государственных соглашений.

Недавний пример - бартерная операция по Госнефтегазпрому, по которому всю

сумму оплаты услуг за транспортировку газа Рос-сия погашает газом.

Вследствие этого возник долг в бюджете в размере 258.7 млн. гривен.

Показателем кризисного состояния является также продолжающийся

стремительный рост задолженности по заработной плате, которая за 1997 г.

увеличилась на треть и достигла 5 млрд. грн

Правительство намерено сократить бюджетные расходы и уменьшить

дефицит госбюджета с 3.3 до 2.5%. Дополнительные доходы предполагается

получить за счет увеличения внешних заимствований и средств от

приватизации.

Острая нехватка денег заставила руководство пойти на беспрецедентный

шаг. Оно было вынуждено разместить евробонды под крайне невыгодные проценты

- 16% годовых вместо прогнозировавшихся 9-10%. Это негативно сказывается на

внешнем долге республики. Внешний долг по состоянию на 1 ноября 1997 г.

достиг 9568 млн. долл. Одним из крупнейших кредиторов Украины является

Россия, задолженность ей составляет 2105 млн. доллар том числе "Газпрому"

-120 млн. долл. В ближайшее время внешний долг Украины может увеличиться,

так как правительству катастрофически не хватает денег для выплат пенсий и

заработной платы.

2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И

СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ

Во многих странах Европы реструктуризация угольной промышленности

представляет собой одну из труднейших социально-экономических проблем. До

второй мировой войны считалось, что наличие запасов отечественного угля

является необходимым условием индустриализации и развития базовых и

оборонных отраслей промышленности. Однако в результате либерализации

торговли углем, а также существенного снижения трансакционных издержек в

60-70-е годы в Западной Европе он превратился в стандартный товар

(commodity) и потерял свое стратегическое значение.

Почти во всех постсоциалистических странах решение структурных

проблем угольной промышленности играло центральную (а в некоторых из них -

даже решающую) роль при проведении экономических реформ. Возникающие при

этом сложности обусловлены действием ряда факторов:

- с технической точки зрения добыча угля характеризуется высокими

постоянными издержками по поддержанию шахт в рабочем состоянии, а при их

закрытии неизбежны крупные расходы;

- с идеологической точки зрения в угольной промышленности происходили

наиболее типичные классовые конфликты, в результате любые реформы в данном

секторе экономики приобретают большое общественное значение; угледобыча

является также одним из немногих видов производственной деятельности, в

которой много людей работают в тяжелых условиях (под землей) и с риском

для жизни; по этой причине в отрасли были созданы прочные материальные

стимулы;

- социальный компонент отрасли определяется многофункциональностью

угольных шахт, иначе говоря, тесной взаимосвязью между процессами

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты