Изменения, произошедшие в финансовой системе России, в переходе к рыночной экономике
Изменения, произошедшие в финансовой системе России, в переходе к рыночной экономике
Содержание.
Введение. 2
Финансовая политика СССР 2
Современная финансовая политика Российской Федерации. 3
Изменения в системе управления финансами. 7
Управление финансами в РФ. 7
Изменения, произошедшие в государственном бюджете. 10
Состав и структура государственного бюджета СССР. 10
Доходы государственного бюджета СССР. 11
Расходы государственного бюджета СССР. 12
Состав и структура бюджета РФ. 13
Доходы консолидированного бюджета РФ. 13
Расходы консолидированного бюджета РФ 14
Внебюджетные фонды РФ 15
Пенсионный фонд РФ (ПФР) 16
Фонд социального страхования (ФСС) 16
Фонд занятости населения Российской федерации 16
Фонд обязательного медицинского страхования 17
Реформирование территориальных финансов. 17
Территориальные финансы СССР. 18
Изменения, произошедшие в банковской системе РФ в период перехода к
рыночным отношениям. 19
Сберегательный банк РФ 22
Внешторгбанк России 22
Внешэкономбанк и государственный долг РФ. 23
Рынок ценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа. 24
Изменения в налоговой системе РФ 26
Сегодняшняя налоговая система России 27
Страхование 28
Страхование в СССР 28
Страхование в РФ 29
Заключение 30
Список используемой литературы. 32
Введение.
Начиная писать курсовую работу, я много задумывался, почему именно
выбрал эту тему. В прессе и на улице, буквально ото всех слышится
обсуждение сегодняшней политики, экономической жизни, финансовой системы,
реформ и грядущих событий. Да тот факт, что Россия перешла в новый этап
развития - рыночных отношений, оставив позади более 70 лет
социалистического режима, не может остаться без обсуждения. Самая крупная и
могущественная социалистическая страна, которая была в постоянных
противоречиях с капиталистическими странами вдруг решила пойти по стопам
капитализма! Произошли крупные и радикальные изменения во всех сферах жизни
страны. Я хотел бы затронуть те изменения, которые произошли в финансовой
системе. Об этом, конечно, написано много книг и статей, и мне стало
интересно провести свой анализ финансовых систем СССР и России, выяснить
их различия и сходства, сделать свои выводы. Фактически, целью своей работы
я поставил сравнение самых, на мой взгляд, главных сфер финансовых систем,
их отличие и сходство, и после каждой главы я собираюсь делать небольшие
заключения.
К сожалению, в период перехода к рыночным отношениям, правительство
России не предугадало много промашек. Развал СССР, инфляция, стремительный
рост цен, дефицит бюджета, падение рубля, финансовые кризисы – все это за
пару лет привело нашу страну чуть ли не к краху. Но все же переход к
рыночным отношениям означал новый этап в истории России и как бы он плохо
не начался, он развивается, экономика и остальные ее сектора РФ
возрождаются. Но в новой финансовой системе есть и свои плюсы, причем,
значительные. Обо всем этом я собираюсь рассказать и хочу начать с краткого
обзора финансовой политики, о тех важных изменениях, которые повлияли на
остальные сферы финансовой системы.
Финансовая политика СССР
СССР, используя административно – командную систему управления экономикой
применяла планово- директивную финансовую политику. Основанная на
государственной собственности, на средства производства, плановая система
управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми
сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель
финансовой политики в тех условиях – обеспечение максимальной концентрации
финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов
власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с
основными направлениями государственного плана.
Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм.
Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при
помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с
государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у
государственных предприятий, населения и органов местной власти.
Для государственных предприятий был создан механизм двухканального
изъятия чистого дохода (с последующими незначительными изменениями). Чистый
доход государственных предприятий изымался в бюджет вначале при помощи
налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством,
создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность).
Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного
остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению
государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом
определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то
есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм
государственных предприятий. В отдельные годы у государственных предприятий
изымалось до 80% чистого дохода.
Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при
помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась путем
размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные
средства населения, помещенные в систему сберегательных касс, также
направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа. Примерно
такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.
Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в
установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система
местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в
бюджете не превышал 10-15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень
доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им
из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных
государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их
увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы
использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей
народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п. В то же время
покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по
минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитие отраслей
социальной сферы.
Управления финансами осуществлялось из единого центра – Министерства
финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового
механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области
финансов не существовало.
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех
бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую
эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация
финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в
годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.) В
тоже время использование такой финансовой системы в условиях нормального
функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению
эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества,
резкому ухудшению финансового положения государства.
Современная финансовая политика Российской Федерации.
В период 1992 –1998 г. финансовая политика формировалась под влиянием
следующих факторов:
. Начатая в 1990 г. радикализация экономических реформ в сторону
создания многоукладной рыночной экономики, опирающейся на
свободное предпринимательство;
. Обострение политической борьбы по вопросу выбора пути
трансформации советского общества;
. Непредвиденный многими реформами распад СССР и в силу этого
неподготовленность вычленения финансовой системы России из общей
финансовой системы СССР;
Обострение финансового и в целом экономического кризиса в 1991 году из-за
недостаточной эффективности эволюционных мер реформирования
ценообразования, внешнеэкономических связей, хозрасчета предприятий.
Отказ во второй половине 80 – х годов от монополии государственной
собственности на средства производства стал причиной кризиса планово –
директивной финансов политики СССР. Невозможность управления финансовой
отношениями в негосударственном секторе экономики административными
методами привела к необходимости пересмотра принципов проведения финансовой
политики. К сожалению, в этот период это не было осознано государственными
органами. Желание управлять по-старому при отсутствии объективных условий
привело к кризису всей финансовой системы. Свидетельством этого кризиса
являются огромный дефицит бюджета, нарастающая эмиссия денег и
сопутствующая ей инфляция; рост внутреннего и внешнего государства, наличие
большого количества убыточных предприятий, платежный кризис в народном
хозяйстве, значительные суммы непроизводительных расходов и потерь, рост
незавершенного строительства, кризис платежных отношений государства во
внешнеэкономической сфере.
В 1991 — 1996 гг. стала проводиться принципиально новая финансовая
политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного механизма и
системе государственного регулирования экономики. Качественное изменение
финансовой политики усложнило задачи, стоящие перед государством.
Необходимо было не только обеспечить условия для создания нужного объема
финансовых ресурсов, их рационального распределения, но и создать в
кратчайшие сроки принципиально новый финансовый механизм во всех сферах и
звеньях финансовой системы. Задача осложнялась также тем, что значительная
часть общества несла материальные потери в связи с реформой
ценообразования, усиливающейся безработицей и снижением реальной заработной
платы.
Во всяком случае, реформаторы и общественность ожидали от реформ больше,
чем они смогли дать. Считалось, что базовой основой финансовой и в целом
экономической политики являются либерализация цен и внешнеэкономических
связей, обеспечение конвертируемости валюты и приватизация собственности.
Именно в эту систему встраивались цели и механизмы финансовой политики.
Освобождение цен привело к многократному росту: в 1992 г. потребительские
цены возросли в 26.1 раза, тогда как авторы идеи либерализации цен ожидали
их роста в 3-4 раза. При таком росте цен ни о какой устойчивости рубля,
доходов бюджета и доходов населения не могло быть и речи. Поэтому главной
целью финансовой политики становиться снижение темпов роста цен и инфляции.
Рост цен был, несомненно, связан с бюджетным дефицитом, поскольку
чрезмерный спрос на деньги ведет к росту цен. Таким образом, ставилась
задача снизить бюджетный дефицит до 3% , а затем в 1999 г. полностью
обеспечить первичный профицит бюджета (доходы бюджета на 1,5 – 2% должны
быть выше расходов). Расходы бюджета постоянно были выше доходов, что
привело к росту государственного долга и сейчас в 2001 году планируется
сровнять доходы и расходы бюджета.
Основа современной финансовой политики — это признание свободы
предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм
хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к
смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и
государственных хозяйствующих субъектов.
На этой основе разрабатывается принципиально новый финансовый механизм.
Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными
отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на
налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. Все
экономические субъекты получают единые правила распределения созданных
финансовых ресурсов на достаточно длительную перспективу.
Конечно, в этих условиях всю тяжесть налогового бремени несут
плательщики. Не следует забывать, что снижение налогового изъятия доходов
возможно только при сокращении расходов бюджета, а их размер в основном
зависит от широты выполняемых государством функций. Поэтому важнейшей
задачей было изменение расходов бюджета. Эта проблема имела два главных
аспекта.
1. Сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита.
Произошло сокращение бюджетного финансирования оборонных отраслей
промышленности, расходов на финансирование народного хозяйства, на
содержание убыточных предприятий. К сожалению, при решении этих вопросов
имеются крупные недостатки, которые связаны с планированием завышенных
объемов бюджетного финансирования и поступления доходов в бюджет. Это
приводит к невозможности профинансировать в полном объеме запланированные
расходы, а тем самым способствует усилению напряженности в экономической и
социальной сферах жизни общества.
2. Изменение порядка предоставления бюджетных средств. Все большее
значение приобретает нормативный метод планирования расходов, особенно в
непроизводственной сфере. Кроме того, заслуживает внимания переход к
выделению не только безвозвратных бюджетных ассигнований, но и бюджетных
ссуд. Все это приводит к повышению эффективности использования бюджетных
средств.
Получила новое направление система государственного кредита. Впервые за
последние 60 лет государственный кредит стал важным и открытым источником
покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные
формы — различные формы краткосрочных и среднесрочных государственных
займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального
Банка.
Изменяется в последнее время организация бюджетной системы. На смену
централизованной бюджетной системы пришла бюджетная система, основанная на
реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Новое
развитие получают бюджетные взаимоотношения. Начиная с 1994 г. применяется
система трансфертных платежей, которая позволяет унизать объем
предоставляемых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов
Федерации со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов.
Большое значение в плане активизации финансовой политики имеет изменение
практики перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального метода,
осуществляемого посредством бюджета, все более широкое развитие получает
горизонтальное перераспределение средств. Для этой цели используется
формируемый в настоящее время финансовый рынок, посредством которого
финансовые ресурсы перераспределяются между экономическими субъектами
исходя из спроса и предложения.
Широкое распространение получила система внебюджетных фондов государства.
Она позволяет сконцентрировать необходимые средства для целевого
финансирования социальных расходов. Важную роль в решении этих проблем
могут играть создаваемые в настоящее время негосударственные пенсионные
фонды, обеспечивающие переход к накопительной системе финансирования
пенсионных расходов.
Развитие рыночных методов управления привело к демонополизации страхового
дела и появлению страхового рынка — созданию независимых частных страховых
компаний, введению новых отраслей и видов страхования, изменению в
соотношении между обязательной и добровольной формами страхования в пользу
последней.
Большие изменения потерпела финансовая система. Сегодня в состав системы
финансов входят бюджетная система, целевые государственные фонды, финансы
отраслевых и территориальных органов управления, хозяйствующих субъектов,
общественных организаций. Финансовая система в ее широком понимании
включает в себя и кредитную систему. Центральным звеном которой являются
банки. Структура финансовой системы, сложившейся в результате рыночных
преобразований 90-х годов, представлена на схеме №1.
Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому
органу управления — Министерству финансов пришла целая система
специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная
налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата,
Государственный таможенный комитет и т. д. Наряду с развитием
государственных органон контроля широкое развитие получил независимый
аудиторский финансовый контроль.
Процесс совершенствования финансовой политики носит постоянный характер.
В 1995 — 1998 гг. был намечен ряд мероприятий по совершенствованию
финансовой политики. Основная задача на этом этапе — снижение дефицита
федерального бюджета до уровня 3% ВВП, чтобы его финансирование за счет
внутренних и внешних источников не кое развитие страны в целом и
способствовало снижению инфляции. Основная задача следующего этапа (с 1998
г.) по мере накопления финансовых ресурсов — полная сбалансированность
доходов и расходов федерального бюджета.
В этот же период будет осуществляться налоговая реформа, направленная на
укрепление налоговой системы и улучшение реального формирования доходов
бюджета. Пути реализации налоговой реформы связаны со снижением налогового
бремени и упрощением налоговой системы за счет отмены низкоэффективных
налогов, расширения налоговой базы путем отмены ряда налоговых льгот,
увеличения круга плательщиков и облагаемых доходов, постепенного
перемещения налогового бремени с предприятий на доходы физических лиц.
Большое значение для осуществления налоговой реформы имеет усиление
контроля за соблюдением налогового законодательства.
Будет продолжаться государственная поддержка структурной перестройки
экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а
также прямых бюджетных ассигнований. Бюджетные средства, направленные на
инвестиции, будут предоставляться в первую очередь для промышленных
высокоэффективных проектов на конкурсной основе. В промышленности
государственные инвестиционные ресурсы предусмотрено направлять на
поддержку проектов, финансируемых с привлечением частного капитала, с
постепенным переходом от прямого государственного льготного кредитования к
долевому участию государства в окупаемых проектах, а также к предоставлению
государственных гарантий предприятиям для привлечения частных кредитных
ресурсов. Предоставление государственных гарантий должно производиться в
рамках имеющихся бюджетных средств. Следует расширить практику применения
инвестиционных налоговых кредитов как части инвестиционной политики
государства.
Дальнейшее развитие получат расходы бюджета на социальные нужды. Основное
направление здесь — повышение эффективности использования средств,
обеспечение потребностей на уровне не ниже сложившегося в 1995 г.
Продолжается совершенствование бюджетного устройства Российской
Федерации. Для этого предусматривается проведение бюджетной реформы:
. реформирование бюджетной системы в целом на основе самостоятельности и
равноправия всех бюджетов;
. установление регламента бюджетного процесса;
. уточнение системы межбюджетных отношений;
. укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.
Большое внимание должно уделяться развитию и регулированию рынка ценных
бумаг. Предстоит найти оптимальное сочетание обращения на этом рынке
государственных и корпоративных ценных бумаг, что позволит, с одной
стороны, обеспечить потребности государства в средствах покрытия бюджетного
дефицита, а с другой стороны, создаст условия для нормального перелива
финансовых ресурсов между отдельными предприятиями и отраслями экономики.
Важный аспект этой проблемы — установление государственного контроля за
финансовым рынком, который обеспечит защищенность юридических и физических
лиц, оперирующих на этом рынке.
Важным представляется повышение качества работы государственных
финансовых органов. Для этого предполагается повысить квалификацию аппарата
финансовых, налоговых и таможенных органов, продолжить работу по созданию
региональных агентств Федерального казначейства, расширить функции органов
финансового управления в области аналитической, методической и
консультационной работы.
Как видно из сравнений финансовых политик, то изменения потерпели
абсолютно все сферы финансовой системы и подробнее о каждой я расскажу
ниже.
Изменения в системе управления финансами.
Управление финансами в РФ.
Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют
высшие законодательные органы власти.
Это Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет
Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении
федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении.
Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и
обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер
государственного внутреннего и внешнего долга.
Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, выступает
Министерство финансов России и его органы на местах.
Основными задачами Министерства финансов РФ являются:
o разработка и реализация стратегических направлений единой
государственной финансовой политики;
o составление проекта и исполнение федерального бюджета;
обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного
воздействия на социально-экономическое развитие страны, на
осуществление мер по развитию финансового рынка;
o концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях
социально-экономического развития РФ;
o разработка предложений по привлечению в экономику страны
иностранных кредитов;
o совершенствование методов бюджетного планирования,
финансирования и отчетности;
o осуществление финансового контроля за рациональным и целевым
расходованием бюджетных средств и средств государственных
(федеральных) внебюджетных фондов.
Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:
. участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных
прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными
органами исполнительной власти определяет потребность в
государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения
о распределении их между федеральным бюджетом и государственными
федеральными внебюджетными фондами;
. организует работу по составлению проекта федерального бюджета,
прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты
нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и
дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов
Федерации;
. обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных
федеральных внебюджетных фондов;
. разрабатывает с участием Государственной налоговой службы, Федеральной
службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой
политики и налоговой системы;
. принимает участие в определении ценовой политики;
. принимает участие в работе по совершенствованию страховой Деятельности
в стране;
. разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а такие
осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ;
. разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового
рынка;
. осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с
международными финансовыми организациями;
. разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ.
Важнейшими департаментами Министерства финансов России являются:
бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета;
отраслевые департаменты финансирования промышленности; строительства и
строительной индустрии; транспортных систем и связи; сельского хозяйства
пищевой промышленности и охраны природы; оборонного комплекса и др;
иностранных кредитов и внешнего долга; налоговых реформ; государственных
ценных бумаг и финансового рынка и др. Важным подразделением Министерства
финансов высыпает Главное управление федерального казначейства, отвечающее
за кассовое исполнение бюджета.
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов
в бюджет всех обязательных платежей возложен на Государственную налоговую
службу РФ и ее органы на местных — налоговые инспекции. Более подробно про
налоги и государственные налоговые службы я хочу рассказать ниже.
Управление финансами в СССР.
Управления финансами СССР осуществлялось из единого центра –
Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования
финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в
области финансов не существовало.
Министерство финансов являлось союзно-республиканским, что означало, что
оно руководит финансами через министерства финансов союзных республик,
которыми в свою очередь были подчинены ораны государственного страхования,
министерства финансов автономных республик, а также финансовые отделы
(управления) исполнительных комитетов Советов народных депутатов.
Министерство финансов оставляло проект государственного бюджета СССР и
несло ответственность за его исполнение как по доходам так и по расходам.
Главными задачами Министерства финансов СССР являлись похожие задачи, что
выполняются сегодняшними финансовыми органами:
. Активное использование финансов в целях повышения эффективности
общественного производства;
. Увеличения социалистических накоплений и роста национального дохода
страны;
. Совершенствование форм финансовых отношений предприятий, учреждений и
организаций с государством;
. Мобилизация денежных средств и направление их на финансирование
утвержденных планами мероприятий;
. Разработка мер для постоянного роста финансовых ресурсов страны на
перспективу;
. Экономически обоснованное планирование доходов и расходов
государственного бюджета, планомерного их распределения , экономного и
целевого использования; Контроль за соблюдением государственной
плановой дисциплины, выполнением предприятия, учреждениями и
организациями финансовых обязательств перед государством.
Свою работу Министерство СССР проводило в тесном контакте с другими
центральными экономическими органами: принимало участие в работе Госплана
СССР по составлению сводного финансового баланса страны и валютного плана;
совместно с ним утверждало формы плановых балансов доходов и расходов
министерств и предприятий; участвовало в разработке Государственным
комитетом СССР по ценам оптовых, розничным и закупочных цен; осуществляло
общее руководство государственным страхованием в стране; согласовывало с
Министерством сельского хозяйства СССР инструкции о порядке обязательного
страхования имущества колхозов и совхозов.
Тесные контакты имелись у Министерства финансов с органами кредитной
системы. Оно давало заключения по кассовому плану Госбанка СССР и кредитным
планам Госбанка СССР и Стройбанка СССР. Совместно с Госпланом СССР и
банками Министерство финансов разрабатывало предложения по улучшению
денежного обращения. Выпуску и размещению государственных внутренних займов
и лотерей, участвовало в составлении балансов денежных расходов и доходов
населения. Министерство финансов СССР возглавлял министр, назначаемый
Верховным Советом СССР. При министерстве образовывался совещательный орган
- коллегия министерства, в состав которой входили заместители министра и
члены коллегии.
В составе министерства выделялись структурные подразделения – управления
и отделы (схема№2)
В заключение этой главы я хочу заключить, что в системе управления
финансов России в период перехода к рыночным отношениям произошли довольно
значительны перемены. При СССР управление финансами осуществлялось только
из одного органа – Министерства финансов. Сегодня же на смену единому
органу управления — Министерству финансов пришла целая система
специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная
налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата,
Государственный таможенный комитет и т. д. Наряду с развитием
государственных органов контроля широкое развитие получил независимый
аудиторский финансовый контроль. Важное значение в условиях перехода на
рыночные отношения приобрел финансовый менеджмент (эффективное управление
ресурсами предприятий различных форм собственности). В условиях
административно – командной системы финансовый менеджмент не приобрел
должного развития. Функции, задачи и методы финансового управления
Министерств финансов остались практически похожими т.е прогнозирование,
планирование, налогообложение, самофинансирование, кредитование, система
расчетов, система амортизационных отчислений, вопросы стимулирования,
система финансовых санкций.
Изменения, произошедшие в государственном бюджете.
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет
главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных
финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных
расходов) в их действии, т.е через бюджет осуществляется постоянная
мобилизация ресурсов и их расходование.
Государственный бюджет представляет основной финансовый план государства
на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным
органом власти – парламентом.
Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального
дохода и ВВП. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных
форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на
финансирование народного хозяйства социально – культурных мероприятий,
укрепление обороноспособности страны, на содержание органов
государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов
Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных
материальных резервов и др.
Во время перехода к рыночным отношениям произошли также и серьезные
изменения в государственном бюджете о которых я собираюсь рассказать далее.
Состав и структура государственного бюджета СССР.
При СССР Государственный бюджет играл роль главного инструмента
управления финансами. Выполнение Закона о бюджете являлось категорическим
императивом для исполнительной власти. Контроль за исполнением бюджета
служил основной задачей деятельности финансовых органов, а кассовое его
исполнение входило в полную компетенцию Госбанка СССР. В 1966-1970 гг.
через государственный бюджет распределилось 53% национального дохода, в
1971-1975 гг. –56.7%, 1976-1980 – 62,8% 1985г.-64,4%, в 1990 - 67,3%.
Бюджет был тесным образом связан с финансовыми планами отраслей и
предприятий и это было базовой информационной, аналитической и правовой
основой контроля, за использованием не только бюджетных средств, но и всех
финансовых ресурсов.
Государственный бюджет СССР включал различные виды бюджетов. Совокупность
бюджетов, связанных между собой определенными, установленными
законодательством взаимоотношениями, составляло бюджетную систему СССР. Под
бюджетным устройством понимались организация бюджетной системы, принципы ее
построения, экономические и юридические основы взаимодействия между всеми
видами бюджетов.
Принцип бюджетного устройства при СССР характеризовался: демократическим
централизмом (заключался в органическом сочетании централизованного
руководства всей бюджетной системой с предоставлением широких бюджетных
прав республиканским и местным органам власти, в привлечении к бюджетной
работе широких масс трудящихся) и единством бюджетной системы (выражался в
том, что все многочисленные самостоятельные бюджеты объединялись в
государственном бюджете СССР, составлялись и исполнялись в соответствии с
общими директивами и общесоюзным законодательством. Это обеспечивало единый
подход к мобилизации средств на всей территории страны и финансированию
различных видов расходов).
Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные
бюджеты 15 союзных республик и бюджет государственного социального
страхования. В свою очередь государственный бюджет союзной республики
включал республиканский бюджет союзной республики, государственные бюджеты
АССР и местные бюджеты — областей, краев, округов, районов, городов,
поселковые и сельские бюджеты.
Бюджетная система СССР
Доходы государственного бюджета СССР по экономическому содержанию
делились на две группы. Первую составляли поступления от социалистического
хозяйства (платежи государственных -предприятий и организаций, а также
кооперативных и общественных организаций). Ко второй группе доходов бюджета
относились платежи населения, главным образом налоги.
Доходы государственного бюджета СССР.
В целом для доходов госбюджета СССР было характерно абсолютное
преобладание поступлений от социалистического хозяйства, доля которых
превышала 91% всех доходов. Поскольку в экономике ведущую роль играла
общенародная собственность, то и в бюджете главными являлись платежи
государственных предприятий и организаций. Динамичный рост общественного
производства обусловливало неуклонное увеличение доходов бюджета, что видно
из следующей таблицы№2:
|1970 г. |1980 г. |1982 г. |
|млрд.руб |млрд.руб |млрд.руб |
|156,7 |302,7 |353 |
|142,9 |276,8 |324,5 |
|13,8 |25,9 |28,5 |
Всего доходов госбюджета СССР
Поступления от соц. хоз-ва
Поступления от населения
Главными поступлениями в бюджет от государственных предприятий являлись
налог с оборота и платежи из прибыли. Более подробно про налоги я хотел бы
рассказать позже. В 1982 г. сумма налога с оборота составила 100,6 млрд.
руб., или 28,5% всех доходов государственного бюджета. По сравнению с 1970
г. поступления налога с оборота возросли более чем в 2 раза. Плательщиками
налога являлись хозрасчетные государственные и кооперативные предприятия и
организации, реализующие продукцию собственного производства или
собственной заготовки по оптовым ценам промышленности или розничным ценам,
имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в банке.
Помимо налога с оборота, поступлениями в бюджет являлись: плата за фонды,
фиксированные (рентные) платежи, отчисления от прибыли, подоходный налог с
Страницы: 1, 2
|