Рефераты

Изменения, произошедшие в финансовой системе России, в переходе к рыночной экономике

колхозов, доходы от внешней торговли, лесной доход, включающий плату за

древесину, отчисления предприятий добывающей промышленности на погашение

затрат по геологоразведочным работам.

Доходы бюджета также включают поступления от населения. В целом платежи

населения составляли менее 9% всех доходов бюджета. Среди налогов главное

место занимал подоходный налог. В зависимости от характера дохода и способа

его получения плательщики налога делились на несколько групп: рабочие и

служащие; литераторы и работники искусств; врачи, учителя, адвокаты и

другие лица, занимающиеся частной практикой; кустари, ремесленники и др.

Основной являлась первая группа плательщиков.

Расходы государственного бюджета СССР.

По роли в общественном воспроизводстве расходы делятся на две группы:

расходы на развитие материального производства и расходы на содержание и

развитие непроизводственной сферы. Наиболее широко в практике бюджетной

работы применяется классификация расходов по их общественному назначению.

Здесь выделяются четыре основные группы расходов: на финансирование

народного хозяйства, социально-культурные мероприятия, оборону страны и

управление.

Состав расходов государственного бюджета и их динамика характеризовались

следующими данными см.табл.3

|1970 г. |1980 г. |1982 г. |

|млрд.руб |млрд.руб |млрд.руб |

|154,6 |294,6 |343,1 |

|74,6 |161,0 |57,9 |

|55,9 |98 |31,9 |

|17,9 |17,1 |5,0 |

|1,7 |1,1 |0,8 |

Общий объем расходов госбюджета СССР

На финансирование нар. хоз-ва

Соц.-культурных мероприятий

Обороны

Управления

Общую схему расходов можно представить так (табл.4):

Состав и структура бюджета РФ.

В России бюджетная система состоит из 3-х звеньев:

. Государственный, или федеративный бюджет, или бюджет центрального

правительства;

. Бюджеты членов федерации (субъектов в России)

. Местные бюджеты

В Бюджетном кодексе РФ (который был принят в 1998 году для регулирования

бюджетных отношений разных уровней власти) сформулированы основные принципы

построения бюджетной системы Российской Федерации: единство бюджетной

системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы,

самостоятельность бюджетов, полнота отражения в них расходов и доходов,

сбалансированность бюджета, эффективность и экономичность использования

бюджетных средств, гласность, достоверность бюджета, адресный и целевой

характер бюджетных средств.

Свод федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации, т.е. бюджетов

национально – государственных и административно – территориальных

образований образует понятие «Консолидированный бюджет» РФ. Этот бюджет

используется для анализа показателей бюджетной системы, в частности, при

установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты

национально – государственных и административно – территориальных

образований. Консолидированный бюджет не утверждается законодательным

органом власти. Советы министров республик в составе РФ, исполнительные

органы субъектов Федерации также составляют консолидированные бюджеты,

представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.

Доходы консолидированного бюджета РФ.

Доходы консолидированного бюджета включают обязательные невозвратные

платежи, которые поступают в бюджет. Доходы делятся в свою очередь на

текущие и капитальные. Текущие в свою очередь делятся на налоговые и

неналоговые. Под налоговыми доходами понимают обязательные, безвозмездные,

невозвратные платежи в пользу бюджета, а также штрафы и санкции,

уплачиваемые за нарушение налогового законодательства. К неналоговым

доходам относятся как обязательные платежи – доходы от использования

имущества, находящегося в государственной собственности, дивиденды по

государственным акциям, доходы от реализации бесхозного имущества,

перешедшего в государственную собственность.

К капитальным доходам относят доходы от продажи основных фондов,

реализации государственных запасов, земли, целевые перечисления средств на

строительство, зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений,

на покупку оборудования.

В 2001 наибольший процент расходов бюджета РФ приходился на 1)

обслуживание государственного долга, 2) национальную оборону,

3)правоохранительные органы, 4)финансовую помощь субъектам РФ, 5)

социальную политику.

В 2001 наибольший процент расходов бюджета РФ приходился на 1)

обслуживание государственного долга, 2) национальную оборону, 3)финансовую

помощь субъектам РФ, 4)правоохранительные органы, 5) социальную политику.

Расходы консолидированного бюджета РФ

Расходы консолидированного бюджета включают все невозвратные платежи

независимо от того, являются ли они возмездными или невозмездными и для

каких целей осуществляются – текущих или капитальных. Расходы формируются

по следующим направлениям на финансирование отраслей экономики

(промышленность, строительство, сельское хозяйство, связь и др.);

обслуживание государственного долга; на финансирование социально –

культурного развития; на финансирование социально – культурного развития,

на содержание органов государственной власти; расходы на национальную

оборону, международную деятельность, и др.

В 2000 году наибольший процент доходов в бюджет был от 1) НДС, 2)

таможенных пошлин, 3) акцизов на ввозимые товары, 4) налога на прибыль и 5)

дорожных

В 2001 году наибольший процент доходов в бюджет был от 1) НДС, 2) налога

на прибыль, 3) доход от использования ресурсов

В итоге этой главы я бы хотел представить таблицу№5 соотношения доходов и

расходов консолидированного государственного бюджета России в ценах

соответствующих лет:

По степени монополизации

|Монополия государства на |Монополия государства на банки |

|формирование банков |отсутствует, любые юридические и |

| |физические лица могут образовать |

| |свой банк |

По количеству уровней системы

|Одноуровневая банковская система |Двухуровневая банковская система |

По характеру систему управления

|Централизованная (вертикальная) |Децентрализованная (горизонтальная) |

|схема |схема управления |

|управления | |

По характеру банковской политики

|Политика единого банка |Политика множества банков |

По характеру взаимоотношений банков с государством

|Банки в оперативной деятельности |Центральный банк подотчетен |

|подчиняются Совету Министров |парламенту, коммерческие банки |

| |подотчетны своим акционерам, |

| |наблюдательному Совету, а не |

| |правительству. |

По выполнению эмиссионных и кредитных операций

|Кредитные и эмиссионные операции |Эмиссионные операции (выпуск |

|сосредоточены в одном банке (кроме |наличных денег) сосредоточены только|

|отдельных банков, которые не |в Центральном банке; операции по |

|выполняют эмиссионные операции) |кредитованию предприятий и |

| |физических лиц выполняют только |

| |коммерческие банки. |

По способу назначения руководителей банка

|Руководитель банка назначается |Руководитель ЦБ РФ утверждается |

|центральной или местной властью, |парламентом. Председатель |

|вышестоящими органами управления |(президент) коммерческого банка |

| |назначается его Советом. |

В условиях советской системы с господством государственной собственности

и жестокого централизованного управления все банковские функции были

сосредоточены в государственных банках. Банковскую систему СССР возглавлял

Госбанк СССР, наряду с которым функционировали Стройбанк СССР и Банк для

внешней торговли.

Госбанк сохранял руководящую роль в единстве банковской системы и являлся

центральным звеном банковской системы. В резолюции XI съезда РКП «О

финансовой политике» указывалось, что все подсобные кредитные институты,

включая кредитную кооперацию, должны находиться под контролем Госбанка,

функционировать при его доминирующей роли. Госбанк СССР подчинялся

непосредственно Правительству СССР. Председатель Правления Госбанка

назначался Верховным Советом СССР и являлся членом Совета Министров СССР.

Помимо Госбанка в СССР существовал Стройбанк, Внештогбанк СССР и

Гострудсберкассы СССР. Стройбанк СССР также являлся самостоятельным банком

и подчинялся непосредственно Совету Министров СССР. Во всех союзных и

автономных республиках, краях и областях, а также в Москве и Ленинграде

имелись конторы, а во многих городах и городских районах — отделения

Стройбанка. В районах, где операции этого банка невелики, создавались

пункты уполномоченных при отделениях Госбанка. В местах, где отсутствовали

учреждения Стройбанка, их функции выполняли отделения Госбанка.

Внешторгбанк являлся акционерным банком. Его акционеры — Госбанк СССР,

Министерство финансов СССР, Министерство внешней торговли СССР, Ингосстрах,

ГКЭС и некоторые другие организации. Внештогбанк занимался расчетами за

импортные, экспортные товары, а также неторговыми расчетами с советскими и

иностранными организациями и гражданами.

Распределение прибыли банков производилось в соответствии с их уставами.

При этом 5% прибыли Госбанка СССР и Стройбанка, 2% прибыли Внешторгбанка,

вносились в фонды банковского развития. Прибыль Гострудсберкасс

направлялись в фонд развития сберегательного дела –25%, фонд материального

поощрения –12%, фон социально – культурных мероприятий и жилищного

строительства, -8%. Часть прибыли банков и сберкасс шло на формирование их

резервных фондов. Не менее 50% прибыли банков перечислялось в союзный

бюджет. Сберкассы, находящиеся в двойном подчинении, вносили 25% прибыли в

союзный и 25% в республиканский бюджет. Поскольку Внешторгбанк был

акционерным банком, распределение его прибыли производилось по решению

собрания акционеров.

Банковская система России является системой переходного периода. В своей

основе она содержит рыночную модель, разделена на 2 яруса: первый ярус,

охватывает учреждения Центрального Банка РФ, который выпускает выпуск

наличных денег в обращение (эмиссию). Его задачей является обеспечение

стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков.

Второй ярус состоит из различных типов банков, задачей которых является

обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставления

им самых разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные,

валютные и др. операции).

Банковская система является переходной в том смысле, что в ней, хотя и по

форме, содержаться компоненты рыночной банковской системы, хотя их

взаимодействие еще не достигло необходимой степени зрелости.

Банковскую систему можно представить как единое целое, как многообразие

частей, подчиненных единому целому. Это означает , что его отдельные части

(различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости

заменить одна другую. В случае если со сцены экономической жизни уходит

один банк, вся система не приходит в расстройство, на его место приходит

другой банк, восполняя тем самым рынок банковских операций и услуг. В

банковскую систему при этом могут вливаться не вообще какие-то части, а те

из них, которые выражают специфику целого.

Банковская система не находиться в статистическом состоянии, она

пополняется новыми компонентами, а также совершенствуется.

В России еще не давно не было муниципальных банков, сейчас они созданы в

ряде крупных экономических центров. Существенный слой занимали маленькие

банки (с капиталом до 100 млн.р.), постепенно их число сокращается,

достигнув к 1 января 1997 г. 1,5% к общей численности кредитных учреждений.

С принятием закона о Центральном банке России банковская система приобрела

более совершенную законодательную базу.

Внутри банковской системы повседневно возникают новые связи.

Взаимодействие образуется как между Центральным Банком и коммерческими

банками, так и между ними.

Банки участвуют на рынке межбанковских кредитов, предлагают для продажи

«длинные» и «короткие» деньги, сами покупают денежные ресурсы друг у друга.

Банки могут оказывать друг другу иные услуги, к примеру, участвовать в

совместных проектах по финансированию предприятий, образовывать объединения

и союзы.

Центральный банк РФ.

Согласно закону от 31.07.89 №151-ФЗ «О Центральном банке РСФСР», принятый

Верховным Советом РСФСР 2 декабря 1990г. банк России подотчетен

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Отличительная черта Центрального Банка РФ от Госбанка СССР от, что банк

России является юридическим лицом. Государство не отвечает по

обязательствам Банка а Банк не отвечает по обязательствам государства, если

они не приняли на себя ни какие обязательства. Высшим органом Банка Росси

является совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные

направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и

управления Банком России. Основными целями деятельности Банка являются:

. Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его

покупательной способности и курса по отношению к иностранной

валюте;

. Развитие и укрепление банковской системы РФ;

. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования

системы расчетов;

. Получение прибыли не является целью деятельности Банка.

Сберегательный банк РФ

Сберегательный банк России был основан с 1842 года. Общее управление

сберегательными кассами было возложено на Государственный банк под

наблюдением Министерства финансов. В 1922г. постановлением СНК от 26

декабря учреждены государственные сберегательные кассы. В 1988 г. трудовые

сберкассы были преобразованы в Сбербанк СССР как государственный

специализированный банк по обслуживанию населения. В 1990 г. Российский

республиканский банк Сбербанка СССР объявлен собственностью РСФСР и

преобразован в Акционерный коммерческий банк. Крупнейшим акционером

является Центробанк и владеет контрольным пакетом акций. Основные виды

деятельности: коммерческое кредитование, работа с ценными бумагами;

кредитование физических лиц; осуществление инвестиционных проектов. Также

проводит расчетно – кассовое обслуживание юридических лиц, обслуживание с

применением пластиковых карточек(VISA, EUROPAY); привлечение вкладов

населения; продажу депозитных сберегательных сертификатов; продажу

векселей; продажу акций.

Внешторгбанк России

Банк внешней торговли был создан в 1990г. для обслуживания внешнеторговых

операций СССР и после этого сохранил свою ориентацию, хотя и утратил часть

филиальной сети клиентов. Внешторгбанк отнесен Центральным Банком к числу

социально значимых, системообразующих банков России. Число акционеров

Внешторгбанка составляет 22 юридических лица. Крупнейшим акционером с долей

участия 96,8% является Центральный Банк РФ.

Виды деятельности: коммерческое кредитование;, работа с ценными бумагами;

осуществление инвестиционных проектов; операции с векселями; кредитование

экспортно – импортных операций. Проводит расчетно – кассовое обслуживание

юридических и физических лиц, обслуживание с применением пластиковых

карточек ВНЕШТОРГБАНК –VISA, продажу депозитных сертификатов, векселей,

акций. Оказываемые услуги: выдача гарантий, депозитарные услуги, операции с

дорожными чеками.

Внешэкономбанк и государственный долг РФ.

Банк был создан в 1924 году и стал специализироваться на финансировании

внешней торговли СССР и получил название «Банк внешней торговли СССР». В

течении короткого периода Внешторгбанк был самым крупным учреждением после

Госбанка СССР, обслуживающим экспортно – импортные операции, - банк

финансировал около ј внешнеторгового оборота СССР. Валютная монополия,

стабильные внутренние цены, огромная потребность советской экономики в

иностранных инвестициях, усиление экономической интеграции стран – членов

Совета Экономической Взаимопомощи – все эти факторы дали сильный импульс

расширению деятельности банка. С 1960 г. по 1890г. сумма его баланса

увеличилась с 0,5 млрд. до 90 млрд.долл. Его корреспондентская сеть

включала более 1800 ведущих банков мира. В кратчайшие сроки банк мог

привлечь кредиты на сотни миллионов долларов, используя при этом

практически весь набор имевшихся в то время финансовых инструментов –

межбанковские кредиты, кредитные линии, синдицированные кредиты,

еврооблигационные займы и пр. Внешторгбанк превратился в крупнейший

инвестиционный банк.

Однако в конце 80-х годов, т.е. спустя 60 лет после образования, банк во

второй раз испытал на себе последствия резкой смены политического курса, в

экономике. Если в 20-е годы это было связанно с наступлением государства на

рыночные отношения, то в период перестройки все складывалось с точностью

наоборот: либерализация внешних экономических связей кардинальным образом

изменила условия, в которых пришлось функционировать банку. Банковская

реформа 1988 г. привела к изменению банка, который стал именоваться Банком

внешнеэкономической деятельности СССР, уступив свое историческое название

«Банк внешней торговли» аналогу созданного Россией. Однако распад ССР и

последовавший за ним кризис задолжности положили конец коней

Внешэкономбанка с вновь созданными коммерческими банками. В декабре 1993

г. президент РФ подписал Указ , согласно котором Внешторгбанк был определен

как «специализированный государственный банк России», в функции которого

входит обеспечение «обслуживания внешнего долга РФ и централизированных

внешнеэкономических операций РФ».

В этой главе я также хотел затронуть внешний государственный долг РФ, так

как сейчас обслуживанию долга отдается большое предпочтение и значительная

доля бюджета идет на погашение. Как уже говорилось ранее в 1985 г. внешний

долг составлял 26 млрд.долл, то в 1998г. внешняя задолжность составила 52,4

млрд.долл., а к 2001 году размер государственного долга составил 150

млрд.долл. Как видно внешний долг растет довольно прогрессивными темпами.

Особенный скачек роста государственного долга был в 1998 году после

финансового кризиса, когда на поддержание экономики Россия заняла 17

млрд.долл. Основным кредитором России выступает Германия.

С моей точки зрения, изменения, произошедшие в банковской системе в

период перехода к рыночным отношениям радикально изменили ее сущность.

После того, как исчезла жесткая государственная банковская монополия, стали

возникать новые банки, что дало толчок не только к развитию банковского

дела, но и предпринимательству. Физическим и юридическим лицам стало

намного проще получать кредиты и вкладывать деньги под различные проценты.

Но с исчезновением государственной монополией на банковское дело, помимо

положительных черт появились и отрицательные. Как только основная часть

финансов стала вращаться вне государственного контроля, появилась хорошая

возможность вывозить российский капитал за границу через коммерческие

банки. Это, конечно, способствовало и ослаблению экономики, и росту цен с

инфляцией. Это сильно подорвало финансовую мощь России. После проведения

приватизации государственная пирамида ценных бумаг рухнула и учредители

многих крупных банков скрылись за границу, оставив своих вкладчиков ни с

чем.

Конечно, не имея большого опыта после 60 лет советского режима, многие

российские банкиры не успешно справлялись со своей деятельностью и многие

банки доходили до банкротства. Так показал опыт 17 августа 1998 года, когда

большое количество российских банков обанкротились моментально, даже такие

банки как АКБ «СБС-АГРО», АБ «Инкомбанк», ТОО Коммерческий банк «Мост-

банк», ОАО «Банк Менатеп» и выплаты населению по дивидендам чуть ли не

прекратились.

Переход к рыночной системе хозяйства сопровождался коренной перестройкой

банковской системы, центральное место в которой заняли коммерческие банки.

Система коммерческих банков в ее современном виде стала формироваться с

1988 года. Коммерческие банки РФ строят свою деятельность в соответствии с

Законом РСФСР от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности в

РСФСР». Коммерческие банки имеют значительное число филиалов, основное

количество которых приходится на Сберегательный Банк. Банки функционируют

на основании лицензий, выдаваемых Центральным Банком РФ. Функции

Центрального банка, находящегося в непосредственном ведении государства,

были существенно ограничены новым российским законодательством. В

государственной собственности сохранились также Сберегательный банк России

и Внешторгбанк. Контрольные пакеты акций Россия традиционно сохраняет в

ряде банков, находящихся на территории иностранных государств:

Коммерческого банка для Северной Европы – Евробанка, Париж; Московского

Народного банка, Лондон; Ост -Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне, а

также и Центральном банке.

Все же я считаю, что с проведением банковской реформы Россия сделала

большой шаг в изменении финансовой системе, и пусть наша банковская система

еще не устоялась прочно и чутко реагирует на кризисы она все равно

развивается и укрепляется. Конечно, советская государственная банковская

монополия была жесткой и люди фактически не имели опыта в банковском деле,

сейчас, после реформ и кризисов банки возрождаются, набираются опыта,

смотря на прошлое, и укрепляют свою финансовую мощь.

Рынок ценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа.

Одной из основных отличий финансовой системы России от СССР стало

формирование рынка ценных бумаг и фондовых бирж. С переходом на рыночные

отношения появились акционерные предприятия, выпускавшие акции и другие

ценные бумаги. В начале 90-х были сделаны первые шаги в организации рынка

ценных бумаг. С начало стали возникать некоторые трудности, т.к. российский

фондовый рынок и биржи были копиями западных, а экономика было не готова к

резким переменам. Поэтому в 90-х произошло определенно искажение понятия

рынка ценных бумаг и особенно бирж. Фактически биржа выполняла не

свойственные ей функции. Существовало несколько причин:

. На начальной стадии формирования рынка ценных бумаг ценные бумаги (в

основном акции) и сами акционеры общества не отвечали общепринятым

международным стандартам. К концу 1992г. официально зарегистрированных

акционерных компаний в России всего было 10%, тогда как остальные

находились по существу на нелегальном положении.

. Около 90% акций были эмитированы с нарушением закона, включая правила

эмиссии и публичной ответственности.

. В ряде случаев происходило принудительное акционирование, под которое

попадали планово убыточные предприятия.

В результате этого взаимодействия всех этих факторов доверие

различных инвесторов к выпущенным акциям существенно снизилось, что и

определило небольшой объем сделок. Кроме того, использование МЦФБ и рядом

других бирж метода листинга, т.е. предпродажной проверки акций на

обеспеченность активами, вызвало значительный отток акций с рынка. Так на

МЦФБ оборот акций снизился с 400 млн.руб. за первые четыре месяца 1991 г.

до 18 млн.руб. Но к концу 1992 г. объем операций на бирже достиг сотен

миллиардов рублей. Однако этот объем включал не только сами ценные

бумаги, но и финансовые инструменты и кредитные ресурсы. После создания

рынка ценных бумаг, произошли изменения в системе управления России. Так

были созданы органы, регулирующие деятельность рынка ценных бумаг:

Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ, в состав

которой вошли представители фондовых бирж, ЦБР и Минфина,

Антимонопольного комитета и Госкомимущества.

Одной из особенностей становления рынка ценных бумаг явился массовый

выпуск в 1992 году нового вида ценных бумаг – приватизационных

чеков(ваучеров), насчитанных на все население РФ, с целью вложить их в

акции акционируемых предприятий, приватизируемой государственной

собственности. Таким образом, все население согласно проекту

Правительства должно было стать собственниками и в дальнейшем получать

дивиденды на свои вложения в акции. Стоимость ваучера равнялась 10

тысячам рублей. Но так как цены были отпущены 2 января 1992г. а ваучеры

эмитированы 1 октября 1992г., то стоимость чеков уже существенно

обесценилась. Все, к сожалению, известны печальные последствия

приватизации. Эта акция была неподготовленной, а акционерные общества,

куда были вложены ваучеры либо обанкротились, либо вообще исчезли.

Поэтому правительственная кампания превращения каждого гражданина в

собственника провалилась.

К настоящему времени можно считать, что рынок ценных бумаг в РФ

сформировался и продолжает развиваться дальше. На сегодняшний день

функционируют и обращаются следующие виды ценных бумаг:

1. Акции компании и предприятий, кредитно-финансовых институтов;

2. Облигации компаний и предприятий, банков, которые рассчитаны на

заимствование дополнительных денежных средств для финансирования

денежных проектов;

3. Государственные краткосрочные облигации (ГКО), выпускаемые Минфином

РФ, для финансирования расходов и покрытия дефицита федерального

бюджета;

4. Казначейские обязательства (КО), эмитируемые Минфином РФ для

урегулирования задолжностей предприятий и налоговых выплат;

5. Облигации валютного займа, выпускаемые Правительством РФ по линии

Внешэкономбанка для выплаты валютных платежей по замороженным ранее

валютным счетам физическим и юридическим лиц;

6. Полуценные или квазиценные бумаги (приватизационный чек, или

ваучер), действовавший на рынке со 2 октября 1992г. по 1 июля

1994г;

7. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпускаемы

Правительством РФ с 1995 г. для покрытия дефицита бюджета;

8. Облигации федерального займа (ОФЗ), выпускаемые с 1995г. для

финансирования бюджетного дефицита;

9. Финансовые инструменты, выпускаемые банками: (сберегательный

сертификат, инвестиционный сертификат, депозитный сертификат);

10. Финансовые инструменты фондовой биржи: (опцион, фьючерсы).

Сегодня стороной становления российского рынка ценных бумаг являются

рост профессионализма кадров фондовых бирж и брокерских компаний, освоение

новых видов ценных бумаг, что необходимо для повышения эффективности их

работы. Но российский рынок ценных бумаг на сегодняшний день очень зависим

от рынков развитых стран. Как показал недавний опыт в феврале 2001 года,

когда произошел обвал индексов Доу Джона и Насдак Нью-йоркской фондовой

биржи, индексы российских бирж также сразу спустились на несколько пунктов.

Так что пока российская экономика и финансовая система остается в

переходном состоянии и довольна слаба, изменения на зарубежных рынках и

фондовых бирж будут оказывать заметное влияние на нее.

Изменения в налоговой системе РФ

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР

базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они

занимали 90% общей суммы доходов бюджета и в основном из двух платежей:

налога с оборота и платежей из прибыли.

Налог с оборота представлял собой часть чистого дохода, которая была

твердо зафиксирована (выделена) в цене товара. Налог с оборота полностью

(за небольшим исключением) поступал в государственный бюджет. Прибыль

делилась между бюджетом и предприятием в определенной пропорции. Налог с

оборота являлся единым платежом, вносимым предприятием (пли торговой базой)

непосредственно после реализации продукции.

Деление чистого дохода па налог с оборота и прибыль было обусловлено

уровнем чистого дохода. Там, где он был высок, использовались обе его

формы. При низком уровне чистого дохода он обычно выступал только в виде

прибыли. По мере повышения уровня чистого дохода в отдельных отраслях и в

производстве определенной промышленной продукции в цене выделялся налог с

оборота. И наоборот, с понижением величины чистого дохода взимание налога с

оборота прекращалось.

Налог с оборота выступал как регулятор размера прибыли и уровня

рентабельности предприятий и отраслей. Деление чистого дохода на прибыль и

налог с оборота определялось системой цен.

Налог с оборота был предусмотрен в цене продукции ограниченного числа

отраслей, преимущественно с высоким уровнем накоплений. Так, налог с

оборота не взимался с большей части продукции тяжелой промышленности, а

также по таким товарам народного потребления, как хлеб, мясо и

мясопродукты, молоко и молочные продукты, консервы, овощи и др. Более того,

на возмещение затрат по производству многих из названных товаров выделялась

дотация из государственного бюджета.

Как часть цены налог с оборота поступал в бюджет по мере реализации

продукции. На размер налога с оборота влияли главным образом количественные

результаты деятельности предприятий (организаций) — объем производства и

реализации продукции, количественное изменение ее ассортимента. В 1982 г.

сумма налога с оборота составила 100,6 млрд. руб., или 28,5% всех доходов

государственного бюджета.

Плательщиками налога с оборота являлись хозрасчетные государственные и

кооперативные предприятия и организации, реализующие продукцию собственного

производства или собственной заготовки (сельскохозяйственные продукты) по

оптовым ценам промышленности или розничным ценам, имеющие самостоятельные

баланс и расчетный счет в банке.

По налогу с оборота были предусмотрены определенные скидки и льготы.

Предприятия, осуществившие расширение выпуска товаров народного потребления

за счет банковского кредита, могли направлять на его погашение до 50%

налога с оборота от дополнительного выпуска этих товаров.

Помимо налогов существовала также плата за фонды, которая вносилась

государственными планово – прибыльными производственными объединениями. Она

исчислялась со среднегодовой стоимости производственных фондов и

нормируемых оборотных средств. Норма платы составляла 6% стоимости основных

фондов и оборотных средств. Существовали еще рентные платежи, которые

вносились главным образом предприятиями добывающей промышленности,

находящихся в особо благоприятных природных условиях.

Кооперативно – колхозные предприятия и предприятия общегосударственных

организаций вносили в бюджет подоходный налог, который состоял из 2-х

частей. Первый – взносы с чистого дохода, исчисляемые в том же порядке что

и платежи совхозов из прибыли. Вторая часть налога исчислялась в размере 8%

с облагаемого фонда оплаты труда.

Сегодняшняя налоговая система России

Вообще, первое изменения произошедшее в налоговой системе Росси в период

перехода к рыночным отношениям – это создание Государственной налоговой

службы РФ, специального органа, который следил за выполнением налоговой

политики и отчислением средств в бюджет.

Современная налоговая система России была сформирована в достаточно

быстром темпе, начиная с 1992 года. Основной целью провозглашалось создание

такой системы налогообложения, которая в наибольшей степени соответствует

условиям рыночной экономики (которая формировалась параллельно также в

сверхвысоком темпе «шоковой терапии»). В качестве модели подражания была

выбрана система налогообложения в странах ЕС с их относительно высокой

ролью косвенных налогов, особенно налога на добавленную стоимость.

Все налоги РФ делятся на прямые (непосредственное изъятие части доходов

налогоплательщика: подоходный налог с населения и др.) и косвенные (

взымаемые в ценах товаров и услуг: НДС, акцизы, таможенные пошлины,

фискальные монопольные налоги). Все эти налоги направляются в

государственный бюджет.

Сегодня доход от НДС в государственный бюджет (31,9% в 2001г.) самый

высокий. Акцизы на табак, алкоголь, бензин тоже занимают важное место в

доходах бюджета (15, 7% в 2001г.). С развитием торговых отношениях в России

начал действовать Государственный таможенный комитет и были установлены

таможенные пошлины на товары, ввозимые на территорию РФ, которые составили

11,2% дохода в бюджет в 2001 г. Из прямых налогов крупнейшим выделяется

подоходный налог с населения от 25-45% от общей суммы доходов

государственного бюджета.

В итоге я заключу, что перемены, произошедшие в налоговой системе России

в период перехода на рыночные отношения также очень значительные. Во

первых, создался новый исполнительный орган – Государственная налоговая

служба, который осуществляет контроль за соблюдением налогового

законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты,

своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды. Сюда

входят Федеральная служба налоговой полиции, которая предупреждает и

выявляет налоговые преступления; Государственный таможенный комитет РФ,

который проводит проверки, связанные с исчислением и уплатой налогов,

взимаемыми местными налоговыми органами.

Во время СССР налоговая система не была так развита как сегодня. Ведь

главными поступлениями в государственный бюджет были поступления от

социалистического хозяйства (платежи государственных предприятий и

организаций, а также кооперативных и общественных организаций) доля которых

составляла 91% всех доходов. Поступления с населения, т.е. налоги,

составляли совсем малую часть не более 9%. Изучая налоговую систему СССР,

становится ясным, что государство препятствовало развитию любого вида

предпринимательской деятельности. Несмотря на жесткую монополию, частное

предприятие, получая прибыль, сразу облагалась подоходным налогом. Если же

после налогообложения у предприятия оставался свободный капитал, то он

попадал под нормативное распределение прибыли и доход снова делился между

государством и предприятием.

Как я говорил ранее, сегодняшняя налоговая политика отражает налоговую

политику развитых западных стран.

Сейчас налоговые отчисления ведутся любыми физическими и юридическими

лицами в справедливых рамках. Но, конечно, налог зависит от размера

получаемой прибыли. Но подоходный налог с населения остается невелик по

сравнению со странами с развитой рыночной экономикой, несмотря на переход

от пропорционального к прогрессивному обложению доходов населения.

Относительная небольшая роль подоходного налога в России отражает прежде

всего низкий жизненный уровень преобладающей части населения, а также

снижение доли легкооблагаемой зарплаты в его личных доходах.

Специфика системы налогообложения в России объясняется ее уникальной

экономической ситуацией. Налоговая система западных стан формировалась и

функционирует в условиях нормального экономического развития. Налоговая же

система России несет на себе отпечаток глубокого экономического кризиса,

сочетающего огромный спад производства и высокую инфляцию (хотя и

постепенно замедляющуюся, в том числе и под воздействием не предусмотренных

никакой теорией мер: массовых неплатежей, в том числе задержки зарплаты,

пенсий).

После проведения реформ, экономическая стабилизация России была сильно

затронута, что отразилось на платежеспособном населении. Рост цен,

инфляция, снижение зарплат привели к тому, что сейчас многие стараются

скрыть свои доходы и меньше платить налогов.

Страхование

Переход экономики на рыночные отношения, развитие предпринимательской

деятельности, расширение круга товарных и обменных операций, взаимных

договорных обязательств между хозяйствующими субъектами объективно требуют

надежной системы гарантий, предоставляемой страхованием. Только на основе

страхования становиться возможной защита общественных и личных интересов,

возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления

материальных благ.

Страхование представляет собой особу форму перераспределительных

отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных

средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и

возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений

и событий.

Важная роль страхования в системе общественного воспроизводства

предполагает наличие сферы страховых услуг, соответствующий типу

экономического развития государства. В условиях рыночного хозяйства наряду

с традиционным использованием возможностей страхования по защите от

чрезвычайных явлений природного характера (землетрясения, оползни,

наводнения др.) техногенных рисков (пожары, аварии, взрывы и др.) резко

возрастает потребность у предпринимателей в страховом покрытии ущерба,

возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств,

неплатежеспособности контрагентов и действии других экономических факторов,

ведущих к потере прибыли и доходов.

Страховая жизнь, здоровья, трудоспособности и материального

благосостояния граждан также неразрывно связана с их экономическими

интересами и реализуется с помощью услуг имущественного, личного и

социального страхования.

Страхование в СССР

Страхование в СССР составлялось и выполнялось по специальной

государственный системе Госстраха СССР. Существовало 2 вида страхования –

обязательное и добровольное.

Черты обязательного страхования - это когда страхователь и страховщик

обязаны вступить в определенные отношения. Страховая ответственность

наступала автоматически, с момента появления в хозяйстве имущества. Такое

страхование не было ограниченно определенным периодом, пока существовало

предприятие –страхователь или пока соответствующее имущество находилось в

его собственности. Органы государственного страхования проводили

регистрацию имущества, подлежащую обязательному страхованию, начисляли

платежи и вручали каждому страхователю свидетельство по установленному

образцу. Имущество, появившееся в хозяйстве после проведения очередной

регистрации, считалось застрахованным бесплатно. Главными объектами

обязательного страхования являлось имущество колхозов, совхозов,

сельскохозяйственных организаций и населения. Обязательным также было

страхование пассажиров.

При добровольной форме страховщик и страхователь заключали договор. Они

выбирали вид договора, срок страхования, размер обеспечения и т.д.

Добровольное страхование распространялось на имущество кооперативных

предприятий и организаций, а также населения.

При СССР было распространено личное страхование, т.е. оно выступало

как средство оказания дополнительной помощи (к социальному страхованию и

социальному обеспечению) материальной помощи гражданам при нарушении

здоровья, а также как форма создания долгосрочных сбережений. Страховые

выплаты осуществлялись при утрате трудоспособности, смерти застрахованного.

Это называлось смешанным страхованием. Также были развиты такие формы как

страхование детей, страхование к бракосочетанию, различные виды страхования

имущества и др.

Основные доходы, полученные от страхования, поступали в государственный

бюджет, часть в фонд государственного страхования 5% и фонд материального

поощрения 6%.

Страхование в РФ

После распада СССР и началом рыночных отношений в России появились

частные страховые компании. Опираясь на зарубежные страховые компании, они

проводят похожую политику. Страхователем на сегодняшний день может являться

любое физическое или юридическое лицо, имеющее страховой интерес и

вступающий в отношения со страховщиком в силу закона или на основе

двустороннего соглашения, оформленного договором страхования. Страхователь

получает стиховое свидетельство – полис, в котором оговорены правила

страхования, перечень страховых рисков и т.п. Страховщики – это юридические

лица любой определенной законодательством организационно – правовой формы,

имеющие государственное разрешение (лицензию). Страховые агенты выступают

как посредники, действующие от имени страховой компании, и заключающие

договора.

С переходом к рыночной экономике в Российской Федерации произошла

демонополизация страховой деятельности, значительно расширилось страховое

пространство, появились негосударственные страховые компании, предлагающие

широкий спектр страховых услуг. Интересы участников страховых отношений, их

права и ответственность регулируются Законом РФ «О страховании» от 27

ноября 1992 г.

Как и при СССР сохранилось обязательное (имущество, принадлежащее

гражданам: жилые дома, строения, животные и др.) и добровольное страхование

(имущественное, личное, страхование ответственности, страхование

экономических рисков).

С переходом к рыночным отношения также изменилась страховая система

России. Сохранились формы страхования обязательные и добровольные, но они

значительно расширились. После того, как исчезла государственная монополия

на частное предпринимательство, в России стали возникать страховые

компании, которые пользуются немалым успехом у населения. Появились такие

виды страхования как страхование экономических рисков на случай банкротства

или разорения, страхование финансово – кредитных рисков, валютных рисков,

биржевых операций и сделок, коммерческого кредита и др. Фактически сейчас

можно застраховать любое имущество, жизнь и любую финансовую операцию.

Страховое дело в России развивается довольно успешно и набирает обороты, а

для создания цивилизованного страхового рынка происходит формирование

объединений союзов и ассоциаций страховщиков.

Развитие рыночных методов управления привело к демонополизации

страхового дела и появлению страхового рынка — созданию независимых частных

страховых компаний, введению новых отраслей и видов страхования, изменению

в соотношении между обязательной и добровольной формами страхования в

пользу последней.

Заключение

Подводя итоги моей курсовой работы, я постараюсь выделить самое главное.

В период перехода к рыночным отношениям российская финансовая система

перенесла крупные радикальные изменения во всех ее сферах. Самое главное –

это исчезновение административно – командной системы управления экономикой

и планово- директивной финансовой политики, как было при СССР.

Сегодня, в нашей рыночной экономике финансы децентрализованы. Основная

часть финансовых ресурсов обращается за пределами сектора государственного

управления. Финансовые ресурсы негосударственного сектора принадлежат

соответствующим субъектам хозяйствования. Государство может непосредственно

управлять только собственными финансами, а на финансы других секторов

экономики может лишь оказывать воздействие. Это, в общем, отличительная

черта сегодняшней финансовой системы от советской. При СССР, основанная

на государственной собственности, на средства производства, плановая

система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство

всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель

финансовой политики в тех условиях – обеспечение максимальной концентрации

финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов

власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с

основными направлениями государственного плана.

Переход же к рыночным отношениям обеспечил не только изменения системы

управления экономикой, а избавил население страны от государственных

монополий практически на все виды деятельности, а главное - этот период

был началом развития предпринимательской деятельности. Предпринимательство

начало развиваться во всех сферах от банковского и страхового дела – до

частного бизнеса. Это дало толчок развитию экономики страны ее сфер. При

командной же системе СССР развиваться частному бизнесу было просто

невозможно. Все предприятия облагались высокими налогами, свободные

средства просто взимались государством.

Но, несмотря на это, финансовое положение и экономика СССР было довольно

стабильной. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы,

когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для

финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой

войны, восстановления народного хозяйства и т.п.) В тоже время

использование такой финансовой системы в условиях нормального

функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению

эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества,

резкому ухудшению финансового положения государства.

Но такой резкий переход к рыночным отношениям не мог пройти, не вызвав

особых отклонений в экономике. Распад СССР и рыночные реформы вызвали

резкие перемены, спад производства, инфляцию, которая переросла в

гиперинфляцию, рост цен, безработицу, снижение курса рубля, дефицит

бюджета, рост внутреннего и внешнего долга и др. Тут, конечно, сыграла

неподготовленность правительства и остальных людей к рыночным отношениям. И

то, что рассчитывалось в теории не выполнилось на практике. Важная

проблема, которая началась в 1990г. и продолжается – это дефицит бюджета, к

тому же прогрессирующий. Только в 2001 Правительство РФ наконец составило

программу бездефицитного бюджета на этот год, хотя еще не известно

оправдает ли она себя или нет.

Развитие рыночных отношений дало толчок развитию банковского дела. Во

главе коммерческих банков стоит эмиссионный Центральный Банк РФ, который

выдает лицензии на различные банковские цели. При СССР основная финансовая

масса находилась в руках государства, при переходе к рыночным отношениям,

основная денежная масса вращается не при государстве. Поэтому возникла

серьезная угроза отмывания российского капитала через коммерческие банки.

Но возникшие на сегодня новые органы власти контролируют деятельность

банков. Однако государство сохраняет контрольные пакеты акций в

Центробанке, Сбербанке, Внешторгбанке и др.

Возникновение внебюджетных фондов также повлияло на финансовую систему.

Теперь они отвечают за перераспределения дохода национальный доход между

социальными группами населения. Причем не полностью финансируются бюджетом,

а имеют часть дохода от специальных налогов.

Налоговая система получила намного большое развитие, чем при СССР.

Сейчас бюджет в основном финансируется от налогов. При СССР существовало 2

основных налога: налог с оборота и прибыль. Сегодня развитие получили такие

налоги как НДС, на прибыль, акцизы, на ввозимые товары, на доходы

физических лиц и др. Но в связи с неустойчивой экономикой, низким курсом

рубля, ростом цен, инфляции и др. факторов многие люди стараются любыми

способами избежать уплаты налогов и оставаться в «тени».

Сравнивая две финансовые системы – СССР и России я не могу сказать какая

из них лучше. В каждой есть свои положительные и отрицательные моменты.

Возможно, переход к рыночным отношениям в Российской Федерации возник

слишком быстро и люди были неподготовлены, чтобы перейти к рынку после 70

лет социализма, поэтому возникло столько неудач. Но в любом случае наша

экономика и ее отрасли налаживаются, улучшаются и создают предпосылки для

дальнейшего развития.

Список используемой литературы.

1. Л.А. Дробозина. Финансы, денежное обращение и кредит. М, ЮНИТИ, 1997

г., С 477.

2. Л. Абалкина. Курс переходной экономики, М., Финстатинформ., 1998. С

347.

3. Народное хозяйство СССР,М., Финансовая статистика. 1990г, С 347.

4. В.К. Сенчагова. Экономическая безопасность : Производство, финансы,

банки., М., Финстатинформ, 1999 г. С 228.

5. Государственный бюджет СССР., Финансы и статистика.,1991 г. С.171.

6. В.Н. Живалов финансовая система России, Экономика, 1999 г.

7. Журнал «Экономика и жизнь», №23 М. 1998 г.

8. А.И. Кочетов Налогообложение предпринимательской деятельности М. ДИС,

1999 г. С 345

-----------------------

[1] C учетом отчислений в целевые бюджетные фонды

[2] С учетом деноминации рубля

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

Прочие расходы

Использование оборудования и инвентаря

Канцелярские и зоз. расходы

Капитальные вложения

Заработная плата

Другие виды расходов

Дотация

Формирование оборотных средств

Капитальные вложения

На оборону

На управление

На социально – культурные мероприятия

На народное хозяйство

Расходы государственного бюджета СССР

Республиканские бюджеты союзных республик

Бюджеты АССР

Местные бюджеты (краев, областей, городов, районов и т.д.)

Бюджет государственного социального страхования

Союзный бюджет

Государственные бюджеты союзных республик

Государственный бюджет СССР

Коммерческие

банки

Банки на территориях иностранных государств

Внешэконом

банк

Внешторгбанк

Сбербанк России

Общественные объединения (в т.ч. религиозные)

Страховые организации

Предприятия и организации

Отраслевые и территориальные предпринимательские структуры

Бюджеты местного самоуправления

Бюджеты субъектов федерации

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Федеральный бюджет

Консолидированный бюджет РФ

Фонд обязательного мед. страхования

Фонд занятости

Фонд соц. страхования

Пенсионный фонд

Государственная налоговая служба

Финансовые органы хозяйствующих субъектов

Территориальные органы фед. казначейства

Финансовые органы субъектов РФ

Федеральное казначейство

Министерство финансов

Банковская система

Финансы предпринимательских структур, общественных объединений

Бюджетная система

Целевые общегосударственные фонды

Система финансовых органов

Финансовая система России

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты