Рефераты

Казначейская система исполнения федерального бюджета, ее роль и пути укрепления в РФ

бюджете на соответствующий год. Например, в 1997 финансовом году,

распределяемыми налогами являлись:

-налог на добавленную стоимость;

-специальный налог, уплаченный за прошлый период;

-подоходный налог с физических лиц, уплаченный за прошлый период.

Если органы казначейства исполняют кроме федерального еще бюджет

субъекта РФ или местный бюджет, то перечень распределяемых налогов может

быть расширен. Все поступившие налоги должны быть распределены согласно

утвержденным нормативам. Итогом распределения за каждый день являются

суммы, предназначенные к перечислению в бюджеты соответствующего уровня.

Орган федерального казначейства готовит платежные поручения, в которых

плательщиком средств выступает само казначейство, а получателем –

финансовый орган от лица исполняемого бюджета или казначейство от лица

федерального бюджета.

Следует отметить, что органы казначейства при исполнении бюджета по

регулирующим налогам являются плательщиком и получателем средств

одновременно, отличаются лишь лицевые счета: сумма списывается с лицевого

счета балансового счета № 40101, а зачисляется на лицевой счет балансового

счета № 40102. Однако органы казначейства не могут осуществить эту операцию

по внутреннему бухгалтерскому учету, т.к. исполнение федерального бюджета

осуществляется на счетах казначейства в банках. Органы казначейства обязаны

представить платежные поручения на перечисление средств по уровням бюджетов

не позднее дня, следующего за днем получения выписки банка на зачисление

регулирующих налогов.

Банк принимает платежные поручения органа казначейства и осуществляет

списание средств в пределах остатка по лицевому счету. Поступления

регулирующих налогов не равномерны по дням месяца, кроме того, в

установленном порядке осуществляются возвраты ранее зачисленных сумм,

поэтому возникают ситуации, когда по отдельным видам налогов образуется

отрицательное сальдо. Однако в целом по лицевому счету такой ситуации быть

не может.

Сумма поступивших налогов и платежей на территории не всегда

пропорциональна количеству платежных документов. Размер доходов зависит

главным образом от объемов финансово-хозяйственной деятельности предприятий-

налогоплательщиков. По территориям субъектов Российской Федерации доходы

собираются неравномерно, и их количество зависит от уровня научно-

производственного потенциала региона. Несмотря на то, что сеть предприятий

малого и среднего бизнеса на территориях уже достаточно многочисленна, их

доля в доходной части федерального бюджета составляет чуть более 10%.

Основной источник доходов федерального бюджета – поступления от крупных и

средних промышленных предприятий. Этот момент принципиален при понимания

процесса исполнения федерального бюджета по расходам, когда доходов,

собранных на территории, недостаточно для финансирования всех

бюджетополучателей.

Еще одна обязанность органов федерального казначейства при исполнении

федерального бюджета по доходам – подготовка и передача территориальной

налоговой инспекции сводного реестра поступлений доходов по закрепленным и

регулирующим налогам. Реестр заполняется по форме и к нему прилагаются

копии платежных документов, полученных из банка. При этом выписка банка

остается у органа казначейства и подшивается к документам дня по правилам

бухгалтерского учета.

Государственные налоговые инспекции (ГНИ) учитывают правильность и

своевременность уплаты по видам налогов по каждому налогоплательщику. В

случае переплаты одного вида налога и недоимки по другим или при переплате

по всем видам налогов ГНИ уполномочены принять решение о зачете или

возврате сумм налогов, для чего оформляется заключение, которое передается

для исполнения органу федерального казначейства. Казначейство обязано

исполнить заключение и оформить в установленном порядке чек на возврат или

зачет налога. Операции по возврату и зачету налогов юридическим лицам

осуществляются в порядке безналичных расчетов. Возврат налога физическому

лицу осуществляется путем оформления денежного чека на имя физического лица

и получения им наличных денежных средств в банке, где открыт лицевой счет

доходов органа федерального казначейства. Все операции по возврату и зачету

осуществляются банком в пределах остатка средств на счете казначейства и

отражаются в выписке по лицевому счету.

Территориальные органы федерального казначейства ежедневно

отчитываются перед вышестоящим органом казначейства о суммах, поступивших в

федеральный бюджет, и один раз в пять дней – о суммах, поступивших на счет

распределяемых налогов. Порядок и сроки отчетности определяет вышестоящий

орган федерального казначейства. Кроме того, осуществляется учет доходов

нарастающим итогом и представляется в установленном порядке месячная,

квартальная и годовая отчетность. Доходы, собранные на территории, с

лицевых счетов отделений федерального казначейства в установленном порядке

поступают на лицевой счет управления федерального казначейства, открытый на

балансовом счете № 40103 «Доходы федерального бюджета, предназначенные для

финансирования расходов».

Управлениям федерального казначейства (УФК) дано право за счет

доходов, собранных на территории, осуществлять финансирование расходов.

Порядок финансирования определен совместно Министерством финансов РФ,

Госналогслужбой РФ и Центральным банком РФ. Для этого управлениям

федерального казначейства открыты лицевые счета на балансовом счете

№ 40103 «Доходы федерального бюджета, предназначенные для финансирования

расходов». Средства на этом счете не могут накапливаться и оставаться

постоянно. Как уже отмечалось выше, поступления доходов в федеральный

бюджет неравномерны не только по времени поступления, но и по территориям.

Именно по этому исполнение федерального бюджета должно осуществляться по

принципу единства кассы. Это значит, что доходы должны зачисляться на

единый счет Главного управления федерального казначейства и расходоваться

по назначению на всем бюджетном пространстве Российской Федерации.

Предусмотрен следующий механизм использования доходов: Центральный

банк РФ зачисляет на счет Главного управления федерального казначейства

суммы с транзитных счетов доходов федерального бюджета каждые пять дней –

на 3-е, 8-е, 13-е, 18-е, 23-е, 28-е число каждого месяца и отчитывается по

установленной форме (ф. 746). Территориальные органы федерального

казначейства отчитываются и с их счетов списываются суммы также один раз в

пять дней – на 5-е, 10-е, 15-е, 20-е, 25-е, 30-е число каждого месяца.

Таким образом, на финансирование расходов на территории предназначаются

суммы доходов, поступившие между отчетными датами банка и казначейства.

Каждое управление федерального казначейства рассчитывает сумму, которую

можно перечислить на финансирование расходов по определенной форме.

УФК готовит платежное поручение и вместе с формой расчета представляет

его в учреждение Центрального банка РФ, где после проверки и согласования

осуществляется списание средств с лицевого счета УФК на балансовом счете №

40103 и зачисление на лицевой счет УФК на балансовом счете № 40105

«Средства федерального бюджета». Таким образом, исполнение федерального

бюджета органами федерального казначейства по доходам переходит в следующую

стадию – исполнение федерального бюджета по расходам.

2.3. Порядок исполнения федерального бюджета по расходам:

Основание для расходов – закон о бюджете на соответствующий год. При

этом если доходная часть бюджета – величина планируемая, то расходная часть

формируется расчетно и при использовании полностью зависит от доходов.

Расходы федерального бюджета сформированы исходя из потребностей содержания

и развития экономических структурных образований по нескольким принципам:

-территориальный – расходы для субъектов Российской Федерации;

-отраслевой – расходы министерств и ведомств;

-функциональный – расходы на социальные, научные, конверсионные,

экологические и другие целевые программы.

Совершенно очевидно, что все расходы бюджета так или иначе

предназначены для достижения цели на конкретном предприятии, в учреждении,

организации или органе исполнительной, законодательной, судебной власти.

Получатели средств федерального бюджета расположены на территориях, т.е.

там, где созданы органы федерального казначейства. Именно поэтому

казначейская система исполнения федерального бюджета обеспечивает

максимально возможное приближение к распорядителю средств и контроль за

целевым использованием средств бюджета.

Как уже отмечалось, органы федерального казначейства не имеют права

самостоятельно принимать решения об объемах и назначении расходов,

определять получателей, они обязаны исполнять закон о бюджете.

Министерством финансов РФ и Главным управлением федерального казначейства

осуществляется роспись бюджета по распорядителям и формируется реестр к

перечислению бюджетных средств по управлениям федерального казначейства.

Все расходы бюджета систематизированы и имеют коды бюджетной классификации:

глава, раздел и подраздел, целевая статья, вид расходов, статья

экономической классификации. Реестры формируются, как правило, по

подведомственной сети министерств, поступают в УФК ежемесячно и содержат

информацию о суммах лимитов финансирования по всем распорядителям,

расположенным на территории субъекта Федерации.

Практика работы органов казначейства предполагает финансирование

главных распорядителей и их подведомственной сети, находящейся на

территориях других субъектов Российской Федерации, а также отдельных

наиболее важных бюджетополучателей непосредственно через УФК. На остальных

получателей УФК готовит реестр на перечисление бюджетных средств по

отделениям федерального казначейства. Назначение платежа и сумма лимита

финансирования по получателям соответствуют реестру Главного управления.

Одновременно УФК получает реестры по нескольким министерствам, а отделению

федерального казначейства формируется сводный реестр по получателям из

разных министерств. Формы реестров по территориям могут различаться, но все

должны содержать набор необходимой информации по получателю и назначению

финансирования.

Полученный органами казначейства реестр еще не означает факта

финансирования, для этого необходимо зачисление средств на лицевые счета

расходов органов федерального казначейства. Если собранных на территории

субъекта Федерации доходов достаточно для финансирования расходов, то ГУФК

присылает безденежные реестры, если доходов на территории недостаточно, то

платежным поручением ГУФК перечисляет на лицевой счет УФК сумму

финансирования и тогда реестр считается денежным.

На практике, в связи с дефицитом финансовых ресурсов и напряженным

исполнением бюджета, для оперативного контроля и финансирования неотложных

расходов финансовыми органами кроме росписи доходов и расходов могут

составляться кассовые планы исполнения бюджета – на месяц с распределением

на пяти- и десятидневки; со сроками поступления платежей и сроками

финансирования первоочередных расходов. Кроме того, достаточно широко

практикуется лимитирование расходов, когда финансирование осуществляется в

пределах установленных лимитов, зачастую в суммах реально поступающих

доходов.

Важный момент казначейской системы исполнения бюджета – работа с

защищенными статьями, т.е. со средствами на выплату заработной платы и

начислений по ней, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам

органов внутренних дел, пособий, стипендий, компенсаций и иных социальных

выплат. Всем органам федерального казначейства, распорядителям и

получателям средств федерального и местного бюджетов открыты лицевые счета

с отличительным признаком «7». Средства бюджетов, поступившие на указанные

счета, не могут быть перечислены на расчетные или иные счета, списаны в

безакцептном порядке или использованы на иные цели. Целевое расходование

средств федерального бюджета по защищенным статьям находится под контролем

органов казначейства.

Казначейская система исполнения бюджета приобрела новое качество с

переходом на финансирование распорядителей через лицевые счета, открытые им

в органах казначейства. Переход осуществлялся директивным порядком, сроки

открытия лицевых счетов по территориям субъектов Федерации определялись

Министерством финансов РФ.

Процесс перехода на работу по лицевым счетам сопровождается

обязательным закрытием всех бюджетных счетов распорядителей в любых

учреждениях банков. Порядок закрытия бюджетных счетов регламентирован,

также как и порядок расчетно-кассового обслуживания счетов органов

казначейства в банках.

2.4. Порядок открытия и обслуживания лицевых счетов в органах

федерального казначейства:

Порядок открытия лицевых счетов в органах федерального казначейства

аналогичен порядку открытия счета в банке. Распорядитель представляет пакет

документов на открытие счета:

-заявление на открытие счета;

-копии учредительных документов;

-справки установленной формы из Государственной налоговой инспекции и

внебюджетных фондов;

-карточки с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться

средствами федерального бюджета на лицевых счетах.

Каждый распорядитель должен открыть несколько лицевых счетов, что

зависит от целевой статьи, по которой финансируется распорядитель. Все

распорядители в обязательном порядке открывают лицевые счета с признаком

«7». Каждому лицевому счету присваивается номер и осуществляется запись в

книге регистрации. На каждого распорядителя оформляется юридическое дело.

Орган казначейства заключает с распорядителями договор на обслуживание, где

оговариваются права и ответственность сторон по работе с лицевыми счетами.

Таким образом, можно констатировать, что органы федерального казначейства с

момента открытия лицевых счетов распорядителей выступают перед ними в

качестве банка.

Порядок введения лицевых счетов распорядителей регламентирован.

Средства на лицевые счета распорядителей зачисляются согласно реестрам,

полученным от вышестоящего органа федерального казначейства. Как уже было

отмечено, финансирование расходов может осуществляться либо за счет

доходов, собранных на территории и перечисленных с лицевого счета УФК, либо

за счет централизованного финансирования из ГУФК. Зачисление средств на

лицевые счета распорядителей осуществляется не только по сумме, но и по

статье экономической классификации.

Для осуществления расходов распорядитель оформляет и представляет в

орган казначейства расчетно-платежные документы. Ответственность за целевой

характер расходования и своевременность оформления платежных документов

несет распорядитель. Особенность оформления платежных документов в том, что

плательщиком в них выступает не сам распорядитель, а орган федерального

казначейства, в котором открыт его лицевой счет. Все реквизиты плательщика

в денежном документе заполняются от имени казначейства: ИНН

(индификационный номер налогоплательщика), банк плательщика, номер его

лицевого счета. Реквизиты получателя, назначение платежа и сумму определяет

сам распорядитель и оформляет в установленном порядке платежное поручение.

Орган федерального казначейства, выступая в роли банка, проверяет

каждые платежный документ на правильность заполнения и целевой характер

платежа. Платежные документы не принимаются, если не обеспечено целевое

использование средств:

-сумма платежа превышает остаток средств по указанной в платежном

поручении статье экономической классификации;

-расходы не предусмотрены сметой;

-расходы осуществляются без предъявления документов, подтверждающих

правомерность оплаты (договор, акт выполнения работ, счет-фактура и т.д.)

-сумма платежа превышает установленные нормативы отчислений (например,

во внебюджетные фонды – процент отчислений от начисленной заработной платы)

и др.

Таким образом, осуществляется текущий контроль за целевым

использованием средств федерального бюджета распорядителями. Особенность

казначейской системы исполнения бюджета в том, что банки осуществляют

операции по расчетно-денежным документам в пределах остатка средств на

лицевом счете распорядителя и не контролируют назначение платежа, а органы

казначейства – в пределах остатка по статье экономической классификации с

контролем назначения платежа.

Особый порядок предусмотрен для получения распорядителями наличных

денежных средств, выдачей которых казначейства не занимаются. Орган

казначейства в установленном порядке оформляет денежный чек на доверенное

лицо распорядителя, которое получает денежную наличность в банке, где

открыт лицевой счет органа казначейства.

Являясь банком для получателей средств бюджета, орган казначейства сам

выступает в роли распорядителя средствами бюджета по отношению к банку, где

открыт его лицевой счет расходов. Как клиент, казначейство представляет в

банк все платежные документы, принятые от распорядителей, для совершения

операций по счету. Первый экземпляр платежных документов заверяется печатью

и подписями уполномоченных лиц органа казначейства. Банк вправе вернуть

платежные документы при наличии ошибок, допущенных при их заполнении. Банк

не несет ответственности за сумму и назначение платежа и осуществляет

операции по лицевому счету казначейства в пределах остатка средств на нем.

Банк обязан списать средства со счета казначейства этим же операционным

днем или следующим, если документы приняты в конце дня. В противном случае

органы казначейства вправе проверить банк и предъявить штрафные санкции за

нарушение срока платежа.

Таким образом, через лицевой счет казначейства в банке исполняются все

платежные документы бюджетных организаций. Орган казначейства в

установленном порядке, на следующий день после операции по счету, получает

выписку банка с копиями платежных документов на списание и зачисление

средств. На основании полученных документов осуществляется зачисление и

списание средств по лицевым счетам распорядителей, открытых в казначействе.

Орган казначейства по каждому лицевому счету распорядителя выдает выписку с

приложением копий платежных документов, подтверждающих факт списания и

зачисления средств по счету. Учет средств на лицевых счетах ведется по

статьям экономической классификации, а выписка готовится в стандартном

банковском виде и отражает движение в целом по лицевому счету.

Органы федерального казначейства в установленном порядке обеспечивают

полный, сводный, систематический и стандартизированный учет по исполнению

федерального бюджета. Отчетность по формам, содержанию и срокам

представления утверждается Главным управлением федерального казначейства.

2.5. Заключительные обороты по счетам Федерального казначейства:

Процесс исполнения федерального бюджета осуществляется в рамках

финансового года и завершается ежегодно заключительными оборотами, после

чего формируется отчет за год. Все юридические лица, не связанные со

средствами бюджета, осуществляют учет и отчетность по календарному году – с

1 января по 31 декабря. Банки не осуществляют заключительных оборотов по

расчетным счетам юридических лиц. Для всех участников бюджетного процесса

порядок окончания финансового года устанавливается Центральным банком РФ и

Министерством финансов. Органы федерального казначейства – непосредственные

участники и исполнители операций по заключительным оборотам. Суть их

состоит в том, что операции по счетам органов казначейства и всех бюджетных

учреждений и организаций осуществляются в новом году, но подлежат учету и

включаются в отчетность как операции прошлого года.

Заключительные обороты по счетам доходов федерального бюджета

осуществляются в новом году до установленной даты. Все платежные документы

на перечисление налогов и платежей с датой начальной проводки до 31 декабря

прошедшего года зачисляются на счета доходов федерального казначейства

прошлым годом. Доходы по платежным документам, принятые в новом году,

подлежат зачислению на лицевые счета казначейства и учету уже новым годом.

Таким образом, у казначейства одновременно осуществляются поступление и

учет доходов по прошлому и новому финансовому году. На установленную дату

все банки и органы федерального казначейства обязаны завершить операции по

зачислению доходов прошлого года. Все их лицевые счета «обнуляются», и

доходы зачисляются на один счет Главного управления Федерального

казначейства в Центральном банке РФ. В отчет о доходах за прошедший

финансовый год включаются все суммы, прошедшие по заключительным оборотам.

Заключительные обороты по счетам расходов органов федерального

казначейства устанавливают следующие этапы исполнения:

1. Неиспользованные остатки средств федерального бюджета на лицевых

счетах распорядителей и соответственно на лицевых счетах органов

федерального казначейства зачисляются на отдельный счет балансового

счета № 40112 «Средства федерального бюджета прошлого года».

2. Устанавливается порядок учета, отчетности и расходования средств

прошлого года в текущем году.

3. Устанавливается дата окончания заключительных оборотов по счетам

расходов федерального бюджета.

В период заключительных оборотов операции по лицевым счетам со

средствами прошлого года осуществляются до установленной даты. Эти операции

и органами казначейства, и бюджетными организациями учитываются в отчете за

прошлый год. Могут быть приняты разные решения по использованию остатков

средств прошлого года:

-перечислить в федеральный бюджет на счет доходов;

-зачислить в счет финансирования текущего года;

-зачислить на текущий счет «Суммы по поручениям»;

-оставить на счете до полного их расходования.

В последний день заключительных оборотов по принятому решению

осуществляется операция по перечислению средств прошлого года. На лицевых

счетах как распорядителей, так и органов федерального казначейства

образуются нулевые остатки. Финансовый год считается завершенным.

Итак, рассмотрен процесс исполнения федерального бюджета органами

федерального казначейства.

Глава 3 (итоги и перспективы): Роль казначейской системы исполнения

федерального бюджета, пути укрепления и итоги работы Федерального

казначейства в РФ:

5 лет назад Президент РФ издал указ, в котором была высказана

политическая воля на восстановление в России существовавшего ранее

института казначейства – института, который, непосредственно находясь в

системе органов исполнительной власти, занимается исполнением федерального

бюджета. Все эти годы в стране исполнением бюджета занимался

Государственный банк Советского Союза, а позже – Банк России.

Когда начинался переход на казначейскую систему, количество

федеральных бюджетных счетов достигало порядка 160 тыс. (во многих странах

количество счетов бюджетных организаций не превышает 10-20 тыс. единиц).

Естественно, что маневрировать средствами федерального бюджета на таком

огромном количестве счетов, по сути дела, невозможно. Учитывая то, что 50%

этих счетов находилось в коммерческих банках, не было никаких возможностей

маневра этими деньгами. Если учесть также и то, что сам процесс исполнения

бюджета включал в себя лишь две стадии, т.е. выдачу бюджетной росписи и

собственно платеж, то становится совершенно ясно, что никакого разумного

маневра средствами федерального бюджета государство в тех условиях

совершить не могло. Для этого не было ни механизма, ни возможностей, ни

предпосылок. Сегодня такие предпосылки созданы.

Во-первых, федеральное казначейство концентрирует на своих счетах оба

потока, которые возникают в процессе исполнения федерального бюджета: это

доходный и расходный потоки. Такая совместимость двух потоков в руках

одного и того же казначейского органа позволяет существенно ускорить

процесс финансирования. При этом не нужно дожидаться того момента, когда на

счет низового органа казначейства поступят деньги от казначейства

вышестоящего. Поступление средств на счета управления федерального

казначейства в виде налогов и доходов создает устойчивую базу для

оперативного финансирования расходов федерального бюджета на этой же

территории. Разница передается в Центр и распределяется.

Во-вторых, решение задачи осуществления предварительного контроля

заключается в том, что казначейство становится своеобразным банком для всей

бюджетной клиентуры, которую оно обслуживает. Сегодня федеральное

казначейство подошло вплотную к осуществлению этой задачи. В соответствии

со вступившим в действие с 1 января 2000 года БК РФ, в органах

казначейства, в его учетных регистрах подлежат открытию счета всех

федеральных бюджетополучателей. Соответственно, счета бюджетополучателей в

банках (в любых – будь то Центральный банк или коммерческий банк) подлежат

закрытию и закрываются. Задача эта решается казначейскими органами уже

давно, а после введения в действие БК РФ подошла к своему разрешению, хотя

и в настоящее время некоторые бюджетные суммы проходят по счетам комбанков

(см. приложение).

Такая концентрация средств вызывает, естественно, и определенную

зависимость бюджетополучателя от органа федерального казначейства в

вопросах выделения ему денег. Однако эта зависимость не связана с

узурпированием власти над деньгами, а обеспечивает расходование средств

федерального бюджета при строгом соблюдении бюджетной дисциплины. Т.е.

учреждения, организации используют свои деньги только на те цели, которые

предусмотрены в бюджете, которые предусмотрены росписью бюджета и

бюджетными ассигнованиями, доведенными до соответствующего

бюджетополучателя.

Раздаются голоса о том, что есть опасность в узурпации казначейском

финансовой власти, что в руках одного органа будут сконцентрированы

колоссальные ресурсы. Гарантией того, что этому не бывать, служит Бюджетный

кодекс, который вступил в силу 1 января 2000 года.

В Бюджетном кодексе прописаны чрезвычайно жесткие (по дням) процедуры

для всех органов, которые занимаются вопросами исполнения федерального

бюджета. Основная мысль здесь состоит в том, что казначейство не имеет

никаких прав распоряжаться бюджетными средствами: все права – у тех

распорядителей средств, в адрес которых они выделены Парламентом.

Казначейство является системой контроля и системой, осуществляющей платежи.

Согласно Бюджетному кодексу, все бюджетные организации обязаны

закрыть счета по учету средств, полученных от предпринимательской

деятельности, в кредитных организациях и учреждениях ЦБР и перечислить эти

средства на свои лицевые счета, но уже в Федеральном казначействе.

Бюджетный кодекс предоставляет бюджетным организациям право получать

доходы от использования закрепленного за ними государственного имущества и

от оказания платных услуг, равно как и право самостоятельного расходования

этих средств. Требование при этом только одно – все эти доходы и расходы

должны быть отражены в смете. Именно проверяя правильность составления и

исполнения смет, государственные органы, в т.ч. и Федеральное казначейство,

смогут контролировать использование этих денег.

В целом, процесс формирования и развития органов федерального

казначейства нельзя назвать быстрым. Это объясняется наличием не только

сторонников, но и противников создания новой структуры исполнительной

власти, которой делегированы большие полномочия по управлению бюджетными

потоками, что затрагивает интересы многих органов и структур, а именно:

-министерства и ведомства, или главные распорядители средств

федерального бюджета, утрачивают возможность осуществлять управление

денежными потоками по счетам средств бюджета; за ними остается только право

распределения лимитов федерального бюджета по подведомственной сети;

-непосредственные бюджетополучатели средств на территории попадают

под жесткий контроль за целевым и эффективным расходованием средств

федерального бюджета;

-из коммерческих банков повсеместно изымаются счета по доходам и

средствам федерального бюджета, на которых находились значительные, если не

основные денежные средства, используемые в обороте. Операции по движению

денежных средств федерального бюджета по счетам в банках начинают

консолидироваться по срокам прохождения;

-органы исполнительной власти субъектов РФ, получающие дотации,

субвенции, кредиты, займы, трансферты и другие средства из федерального

бюджета утрачивают возможность единоличного принятия решений о фактическом

расходовании средств не в соответствии с их назначениями.

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что органы федерального

казначейства, представляя интересы государства, ставят под контроль

действия участников процесса исполнения федерального бюджета. Поэтому,

начиная с 1997 года, задача перехода на казначейскую систему исполнения

федерального бюджета становится для Правительства РФ приоритетной.

Особенностью Бюджетного кодекса является казначейское исполнение бюджетов

всех уровней. Этот путь предстоит пройти всем, поскольку в стране не могут

существовать две системы исполнения бюджета.

В настоящее время процесс перехода на казначейское исполнение

федерального бюджета практически завершен, и последними его осуществляют

«силовые» министерства: МЧС, ФАПСИ, МВД, ФПС, Министерство обороны России.

В конце марта текущего года Владимир Путин среди важнейших задач

оборонной отрасли назвал «совершенствование оборонного заказа». Речь шла о

прозрачности прохождения средств и их целевом использовании. Беспокойство

и.о. президента вызвал слабый контроль за расходованием бюджетных денег:

«Несмотря на установленные лимиты, траты нередко завышались».

С 1997 года бюджетные счета переводятся в казначейство по распоряжению

президента, и сегодня в казначействе оказались все расходные счета бюджета

– кроме счетов Минобороны. Главным аргументом генералитета было то, что

перевод счетов в казначейство может привести к разглашению военной тайны.

Поэтому о судьбе денег, выделяемых Минобороны, до сих пор доподлинно не

было известно на одному ведомству. Официально они поступают на счета

министерства в ЦБ и Сбербанке, что с ними случается потом – военная тайна.

В связи с этим, расчеты по государственному оборонному заказу будут

полностью переведены в систему Федерального казначейства. Соответствующий

приказ, подписанный Михаилом Касьяновым 14 апреля, ставит точку в

многолетнем споре Минобороны и казначейства о том, кто должен

контролировать многомиллиардные финансовые операции военных.

Финансирование государственного оборонного заказа будет проводиться

через спецотделения Федерального казначейства. Средства из бюджета будут по-

прежнему распределяться Минобороны, но лимиты по закупке вооружения и НИОКР

будут находиться в казначействе, которое будет следить за целевым

использованием этих средств.

Что касается положения с казначействами субъектов РФ, то до недавнего

времени из 89 субъектов РФ казначейская система отсутствовала только в

Татарстане (всего на 1999 год существовало 88 управлений федерального

казначейства), в 2000 году Татария также перешла на казначейское исполнение

республиканского бюджета. В настоящее время все запланированные на текущий

год расходы республиканского бюджета в объеме 19,5 млрд руб. осуществляются

через казначейство республики. В ближайшее время будет завершен перевод на

казначейское исполнение бюджетов всех городов и районов. Однако все еще

остается открытым вопрос о возможности участия Татарии в Федеральной

казначейской системе и о перспективах открытия в Казани отделения Главного

управления Федерального казначейства РФ. В настоящее время в Татарии лишь

два банка работают со средствами бюджетов – Национальный банк Татарстана

(региональное подразделение ЦБ РФ), обслуживающий доходную часть бюджета

республики, и банк «Ак барс» (АББ), выполняющий расходные операции.

Татария закрепляет их полномочия ежегодными законами о бюджете.

На следующих этапах развития казначейской системы исполнения

федерального бюджета необходимо принять к исполнению следующие функции и

задачи:

-регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и

государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов,

контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных)

средств;

-управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими

уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга.

Усилиями ГУФК была разработана программа развития казначейской системы

на предстоящие два года. Осуществление этой программы позволит на основе

современных информационных технологий обеспечить полный учет

государственных бюджетных и внебюджетных средств, жестко контролировать

процесс исполнения федерального бюджета, эффективно управлять его

средствами.

Необходимо также отметить, что, хотя система Федерального

казначейства – относительно молодая структура, тем не менее развивается она

динамично и быстро наращивает выполняемые функции и эффективность работы.

Практически на всей территории страны созданы региональные управления

Казначейства, завершается создание разветвленной сети казначейских

отделений. И хотя главная задача состоит в обеспечении перевода всех

средств бюджета на казначейскую систему исполнения, это – не самоцель.

Задачей на перспективу является необходимость обеспечить профессионально

грамотное управление финансовыми ресурсами государства, обеспечить

бесперебойное в полном соответствии с законом исполнение бюджета и контроль

за целевым использованием получателями бюджетных средств. Исходя из этих

главных задач, и строится вся работа Федерального казначейства.

Еще один вопрос всероссийского масштаба, нуждающийся в

безотлагательном решении – это определение путей, по которым пойдет

развитие казначейской системы в регионах и муниципальных образованиях, а

также принципов взаимодействия Федерального казначейства с органами

государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Кризис региональных и муниципальных бюджетов настоятельно ставит вопрос о

порядке создания и механизме работы соответствующих казначейских органов.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что региональные и местные

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты