Контроль Гос. Налоговой Инспекции за деятельностью граждан
размере ММОТ до месяца, где доход не превысил 5000 рублей и на сумму в
однократном размере ММОТ, начиная с месяца, где доход превысил 5000
рублей.
3. У физических лиц. Доход которых в течении года превысил 20000 рублей,
совокупный годовой доход уменьшается на сумму в 2-кратном размере ММОТ до
месяца, где доход составил 5000 рублей, на сумму в 1-кратном размере
ММОТ, начиная с месяца превышения 5000 рублей до 20000 рублей и начиная с
месяца превышения 20000 рублей вычеты не производятся.
Суммы расходов на содержание детей и иждивенцев производятся:
- на каждого ребенка в возрасте до 18 лет;
- на студентов и учащихся дневной формы обучения – до 24 лет;
- на каждого другого иждивенца, не имеющего самостоятельного
источника дохода, независимо от того, проживают иждивенцы совместно
с лицом, его содержащим, или нет.
Уменьшение облагаемого налогом дохода производится обоим супругам,
если брак зарегистрирован, вдове (вдовцу), одинокому родителю, опекуну или
попечителю, на содержание которого находится ребенок (иждивенец). При
расторжении брака право на вычеты у того из супругов, с кем проживают дети.
Вычеты из совокупного дохода сумм расходов на содержание детей,
студентов и учащихся дневной формы обучения производятся независимо от
того, имеют ли они самостоятельные источники доходов – стипендии,
заработки, а также проживают они или нет совместно с родителями.
Если студент имеет свою семью, то уменьшение расходов на его
содержание производится у каждого из его родителей.
Уменьшение облагаемого налогом дохода физическим лицом производится с
месяца рождения ребенка или появления иждивенца.
Уменьшение облагаемого дохода физических лиц на сумму расходов на
содержание детей и иждивенцев производится на основании:
- письменного заявления супругов или родителя (если брак расторгнут),
опекуна или попечителя. Опекуну или попечителю необходимо
представить выписку из решения органов опеки и попечительства;
- свидетельство о рождении детей;
- справки учебного заведения о том, что дети являются студентами или
учащимися дневной формы обучения;
- документов соответствующих органов, подтверждающих факт
иждивенства.
Физические лица обязаны прилагать такие справки к декларации о доходах
Уменьшение облагаемого налогом дохода на сумму расходов на детей и
иждивенцев производится ежемесячно.
4. Проверка документов о расходах, связанных с извлечением доходов от
выполнения работ по гражданско-правовым договорам, а также от
предпринимательской деятельности.
В случае получения физическими лицами (кроме лиц, не имеющих
постоянного местожительства в РФ) дохода от выполнения ими работ по
гражданско-правовым договорам, в том числе при осуществлении
предпринимательской деятельности, сумма валового дохода для целей
налогообложения на сумму документально подтвержденных плательщиком
расходов, связанных с извлечением доходов.
5. Проверка документов о расходах по строительству нового жилья или его
приобретению.
Суммы, направленные физическими лицами на покупку или строительство
жилого дома, квартиры, дачи, садового домика на территории РФ по заявлению
физического лица, представляемому в бухгалтерию или в ГНИ в пределах 5000
кратного размера минимальной месячной оплаты труда, учитываемые за
трехлетний период. Исключение этих расходов у физических лиц производится
по одному объекту в течении трех лет, начиная с того года, в котором подано
заявление. Предоставление такого вычета не допускается повторно.
Льгота предоставляется лицам, осуществляющим строительство или
покупающим эти объекты, включая незавершенное производство.
При определении сумм, подлежащих исключению из совокупного дохода
следует иметь в виду, что к таким расходам относятся расходы, связанные с
выполнением строительных работ по возведению дома, включая расходы по
изготовлению проектно-сметной документации.
В случае, если при покупке жилья в договоре купли-продажи отсутствует
нотариально заверенная запись, подтверждающая факт получения наличных денег
продавцом, то к договору должны быть приложены документы, подтверждающие
передачу им покупателем денежных средств.
Эти суммы не могут превышать совокупного годового дохода за три года.
6. Проверка расходов, включенных в состав затрат.
Наибольший удельный вес по сравнению с другими затратами занимают
материальные затраты физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью.
В составе материальных затрат отражаются:
1. Стоимость приобретения материалов, сырья, которые входят в состав
изготавливаемой продукции или используются при проведении работ или
оказании услуг.
2. Стоимость покупных изделий, которые используются в процессе
производства продукции и для упаковки продукции.
3. Вспомогательные материалы, которые содействуют созданию продукции.
Материальные затраты на производство продукции не могут превышать
сумму доходов, полученных от реализации этой продукции, так как в составе
расходов предпринимателей убытки от реализации продукции законодательством
не предусматриваются.
Документами, подтверждающими материальные затраты являются товарные
чеки, счета, торгово-закупочные акты, накладные на отпуск товаров с учетом
корешков приходно-кассовых ордеров, подтверждающих оплату, банковские
документы, подтверждающие безналичный расчет.
Предприниматели могут иметь в собственности здания, сооружения или
иное недвижимое имущество, которое используется для цели
предпринимательской деятельности. Однако расходы на приобретение основных
фондов в состав затрат предпринимателей не включаются.
Основные средства, используемые предпринимателями в процессе своей
деятельности, учитываются по первоначальной стоимости, то есть по
фактическим затратам на их приобретение и включаются в расходы
предпринимателей в виде амортизационных отчислений по нормам при наличии
документов (счета, платежные документы, товарные чеки, накладные).
В соответствии с Федеральным Законом от 14.06.95 «О государственной
поддержке малого предпринимательства в РФ» определено, что субъектами
малого предпринимательства являются также физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В соответствии с этим законом выделена отдельная статья, которая
касается применения субъектами малого предпринимательства механизма
ускоренной амортизации основных производственных фондов с отнесением их на
себестоимость продукции в размере в два раза превышающей нормы.
И дополнительно списывается амортизация до пятидесяти процентов
первоначальной стоимости основных средств со сроком службы основных средств
более трех лет.
Нематериальные активы – это затраты предпринимателя в нематериальные
объекты, которые используются в течении долгосрочного периода и приносят
доход.
К ним относятся патенты на изобретения и промышленные образцы,
свидетельства на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания,
договоры на использование объектов авторских и смежных прав, лицензионные
договора на использование изобретений, промышленных образцов, полезных
моделей, ноу-хау.
При этом затраты на приобретение нематериальных активов должны быть
подтверждены договорами, оплаченными счетами, банковскими документами и
другими платежными документами. Документально подтвержденные затраты на
приобретение нематериальных активов учитываются в составе расходов
предпринимателя.
Предприниматели физические лица вправе заключать с физическими лицами
договора гражданско-правового характера, предметом которого является
выполнение работ и оказание услуг.
В соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный
фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости», индивидуальные
предприниматели выступают в роли работодателя и обязаны перечислить
страховые взносы в Пенсионный фонд по всем выплаченным вознаграждениям по
договору гражданско-правового характера в пользу физических лиц.
К расходам, включаемым в состав затрат, относится также арендная
плата.
Аренда представляет собой временное владение или пользование
имуществом, которое необходимо арендатору для его деятельности.
В аренду могут быть переданы земельные участки, здания, сооружения,
оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих
натуральных свойств в процессе их использования.
У предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на условиях
аренды основных средств, в состав расходов включается арендная плата.
5. Проверка правильности, достоверности и законности отражения в декларации
облагаемого дохода.
Расчет облагаемого дохода отражается в VII разделе декларации о
совокупном годовом доходе. Данный раздел заполняется налогоплательщиком на
основании итоговых данных соответствующих разделов декларации.
В пункте 7.1.:
. Подпункт 7.1.1. «Общая сумма валового совокупного дохода» рассчитывается
следующим образом: Итоговая сумма валового совокупного годового дохода
(лист Б) + Итого сумма полученного дохода (лист Е) + пункт 4.4 «Итоговая
сумма валового дохода по всем видам деятельности» (лист 3).
. Подпункт 7.1.2. «Общая сумма скидок, вычетов, расходов» рассчитывается
следующим образом : Итого по пункту 1.1.1. (лист В), итого по пункту
1.1.2. «Сумма произведенных расходов» (лист Г) + Итоговая сумма расходов
по видам деятельности пункта 4.3. (лист 3) + Итого по пункту 6.3. (лист
К) + Итого сумма расходов, принимаемых к зачету (лист Л).
. Подпункт 7.1.3. «Совокупный годовой доход, подлежащий налогообложению»
равен : подпункт 7.1.1. – подпункт 7.1.2..
6. Проверка правильности расчетов по подоходному налогу в декларации о
совокупном годовом доходе.
Расчет суммы налога, подлежащей к уплате с совокупного годового дохода
отражается в VII разделе декларации о совокупном годовом доходе.
. Подпункт 7.1.4. «Сумма налога, подлежащая к уплате с совокупного годового
дохода исчисляется по ставкам статьи 6 Закона Российской Федерации «О
подоходном налоге с физических лиц» с дохода, указанного в подпункте
7.1.3. «Совокупный годовой доход, подлежащий налогообложению».
. Подпункт 7.1.5. «Сумма налога, исчисленная в течение года» рассчитывается
следующим образом : Итоговая сумма исчисленного подоходного налога (лист
Б) + итоговая сумма налога, принимаемая к зачету (лист Е) + Сумма
налога, исчисленная налоговой инспекцией авансом.
В пункте 7.4. отражаются итоги перерасчета и определяется сумма
налога, подлежащая к доплате или возврату.
7. Оформление результатов документальной проверки и порядок их
рассмотрения.
1. Оформление результатов документальной проверки.
В соответствии с положением о Государственной Налоговой Службе РФ,
результаты проверки по соблюдению налогового законодательства оформляются
актами, в которых отражаются выявленные нарушения и факты невыполнения
требований должностных лиц налоговых инспекций, а также даются указания об
устранении нарушений и о внесении в бюджет причитающихся сумм.
В содержании акта документальной проверки должны быть соблюдены
объективность, лаконичность и точность описания выявленных нарушений.
Недопустимо в акт, включать непроверенные факты.
Акт документальной проверки составляется в двух экземплярах. Один
экземпляр остается у должностного лица ГНИ, а второй экземпляр – у
проверяемого.
Акты и приложения к ним подписываются должностными лицами
Государственной Налоговой Службы, участниками проверок, руководителями и
главными бухгалтерами проверенных предприятий.
Акты регистрируются в специальном журнале ГНИ и передаются начальнику
Налоговой Инспекции или его заместителю.
Руководитель (заместитель) по получении акта в 10-дневный срок должен
рассмотреть все материалы проверки и принять письменное решение о
применении санкции к налогоплательщику. Акты хранятся в архиве Налоговой
Инспекции 10 лет.
При отсутствии нарушений оформляется справка со всеми необходимыми
реквизитами. Подписывают такую справку те же лица, что и акт.
2. Порядок рассмотрения материалов проверки.
На ГНИ, в соответствии с нормативными актами, возлагается обязанность
принимать по материалам проведенных документальных проверок письменные
решения, направленные на устранение выявленных нарушений, о внесении
причитающихся сумм в бюджет, уплате штрафных санкций.
После принятия решения руководителем (заместителем) НИ оформляется
решение в виде указания налогового органа, которое должно содержать:
- краткое изложение выявленных нарушений со ссылками на конкретные
нормативные акты;
- перечень рекомендаций налогоплательщику по устранению недостатков с
указанием конкретных сроков из реализации;
- ответственность за допущенные нарушения, сроки и адреса
перечисления денежных сумм
- разъяснение налогоплательщику его права в месячный срок обжаловать
действия должностных лиц Налоговой Инспекции.
Налоговые органы после проведения проверки должны обеспечить
всесторонний контроль за устранением нарушений.
7. Анализ общих тенденций в декларировании предпринимателями своих доходов
Прошедшие годы показали, что число предпринимателей получающие доходы,
подлежащие декларированию и сумма подоходного налога исчисленная налоговым
органом с этих доходов растет. Этот рост обусловлен экономической ситуацией
(спад производства, рост безработицы, реформирование экономики в рыночную),
а также усилением информационно-методологической и контрольной работы
налоговых органов, выявлением лиц, имеющих крупные доходы . Это
подтверждают данные, приведенные в таблице 4.1.
Таблица 8.1
| |Кол-во |Подоходный налог,|Сумма налога, |
| |полученных |исчисленный по |подлежащая |
| |деклараций, |декларациям, |уплате к |
| |шт. |тыс.руб. |доплате, |
| | | |тыс.руб. |
|1996 год |8661 |3600 |1720 |
|1997 год |8880 |4260 |2430 |
|1998 год |9860 |4680 |2360 |
|1999 год |10800 |5760 |3560 |
Особенно это видно из приведенной на рис.5. диаграммы динамики
поступления деклараций в налоговую инспекцию по г. Благовещенску от
физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и на Рис.6
диаграммы динамики исчисления подоходного налога по декларациям по г.
Благовещенску от физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью
Рис.8.1
Рис.8.2
Однако вполне очевидно, что значительное число физических лиц
уклоняется от подачи деклараций, то есть от налогообложения своих доходов;
или скрывают свои истинные доходы.
Так, к 1 апреля 1998 года декларации добровольно представили 8420
человек, а в период с 1 апреля 1998 года до 1 января 1999 года налоговые
органы принудили представить декларации еще более 1400 человек, что
составляет 14,6% от числа граждан, подавших декларации.
Кроме того, с 19969 года введена упрощенная система налогообложения
для предпринимателей, в соответствии с которой налоговые органы ведут
работу, связанную с выдачей патентов.
Продолжает оставаться узким местом обработка сведений о доходах
физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Налоговым
инспекторам приходится обрабатывать десятки тысяч сведений, полученных на
бумажных носителях. Для резкого повышения эффективности этой работы,
необходимо переходить на получение сведений на магнитных носителях.
Сдерживает эффективность работы по выявлению лиц, имеющих крупные
доходы отсутствие правовой базы по сопоставлению крупных расходов на
потребление декларируемым доходам граждан.
Более 4000 предпринимателей ушли от налогообложения своих доходов (то
есть более 30% граждан стоящих на учете в качестве предпринимателей в ГНИ
по г. Благовещенску). Такая ситуация вызвана незнанием физическими лицами,
занимающимися предпринимательской деятельностью, своих прямых обязанностей.
Некоторые предприниматели считают, что если они в течении года не
занимались предпринимательской деятельностью и не получали доходов от этой
деятельности, то декларацию по итогам года подавать в налоговый орган не
обязаны. Однако, это далеко не так. Предприниматель в любом случае,
независимо от того, был у него в течении года источник получения доходов
или нет, обязан предоставить декларацию в ГНИ, в которой должен отметить
что предпринимательской деятельностью не занимался и доходов не получал.
По экспертным оценкам имеют самостоятельные источники дохода и
являются потенциальными плательщиками подоходного налога более 14 тыс.
физических лиц. Таким образом, вне контроля находится значительная часть
граждан, которые уходят от налогообложения. В основном это так называемые
«челноки» – как российские, так и иностранные граждане.
Так, в 1 квартале 1999 года документальные проверки были проведены у
57 предпринимателей. Дополнительно начислено 1525,8 тыс.руб. Привлечено к
административной ответственности 181 человек на сумму 36,6 тыс.руб., из них
в бюджет поступило 35,0 тыс.руб. или 95,6%.
Далее приведем отдельные примеры крупных доначислений по результатам
проверок деклараций.
В результате проведения проверки по достоверности сведений, указанных
в декларации, у предпринимателя Р. выявлено занижение полученного дохода
Всего этому предпринимателю по результатам проверки доначислено 7,9
тыс.руб., в том числе – 1,1 тыс руб. подоходного налога.
Госинспекцией по г. Благовещенску после проведения документальной
проверки декларации предпринимателя К., занимающегося коммерческой и
посреднической деятельностью, было предъявлено к уплате 1,3 тыс. рублей.
Однако, на него продолжали поступать сведения от торгующих организаций о
получении им значительных сумм доходов. По этим сведениям совместно с УФСНП
была проведена повторная документальная проверка его декларации о доходах
за 1998 год. В результате проделанной работы выявлен доход, сокрытый этим
предпринимателем, в размере 80,8 тыс. рублей. Всего предпринимателю К.
предъявлено к уплате 21,5 тыс. рублей.
Предприниматель П в декларации за 1998 год указал, что
предпринимательской деятельностью не занимался и дохода от этой
деятельности не имел. Однако, по имеющимся в налоговой инспекции сведениям
выяснилось, что указанный предприниматель в 1998 году интенсивно занимался
предпринимательской деятельностью. При проверке документов, представленных
предпринимателем, было установлено, что ему на счет поступали значительные
суммы от фирмы «Пан», где он является руководителем, за имущество. Далее
деньги обналичивались и шли на приобретение товара у фирм «Прото», «Норд» и
«Шанс». Однако, было установлено, что указанные фирмы не зарегистрированы в
госреестре, т.е. эти фирмы не существуют. По результатам проверки
декларации предпринимателя П., которая производилась совместно с УФНСП, был
выявлен сокрытый доход в размере 100,9 тыс. рублей. Всего предъявлено к
уплате 26,8 тыс.рублей, в том числе доначисленный подоходный налог в
размере 3,7 тыс. рублей. Материал направлен в суд для взыскания указанных
сумм и в налоговую полицию для возбуждения уголовного дела.
Плановое поступление подоходного налога за I квартал 1999 года
выполнено на 95,3% (при плане 239000 тыс. руб. поступило 22781 тыс. руб.).
По сравнению с I кварталом 1998 года поступление увеличилось на 392 тыс.
руб. Плановое задание по сравнению с I кварталом 1998 года доведено больше
на 2650 тыс. руб.
За I квартал 1999 года за нарушение налогового законодательства по
подоходному налогу, за непредставление или несвоевременное представление
сведений о доходах, полученных не по месту основной работы, привлечено к
административной ответственности 14 должностных лиц на сумму 2180 тыс.
руб., из них в бюджет поступило 1512 тыс. руб или 69,4%.
Налоговыми органами ведется большая работа по обеспечению
декларирования предпринимателями своих доходов при все более
увеличивающейся нагрузке. Ведь ни в 1997 ни в 1998 годах штатная
численность инспекторов, занимающихся подоходным налогом, не менялась, а
объем работ постоянно возрастает.
9. Расчеты по налогообложению предпринимателей
Рассмотрим налогообложение физических лиц на конкретных примерах.
Пример 1.
Гражданин Тарасюк, не имеющий основного места работы,
зарегистрированный в качестве предпринимателя, осуществлял торговую
деятельность в период с января по июнь 1998 года.
За 1998 год совокупный годовой доход его составил 1798 рублей; сумма
налога, исчисленная авансом на 1998 год составила 1200 рублей. Также в
декларации указана сумма предполагаемого дохода на 1999 год в сумме 2000
рублей. К декларации приложено копия свидетельства о рождении ребенка,
которому 15 лет.
Задание.
1. Указать сроки подачи декларации.
2. Сделать перерасчет по фактически полученному доходу.
3. Исчислить сумму авансовых платежей на 1999 год и указать сроки их
уплаты.
Решение.
Размер совокупного налогооблагаемого дохода определяется путем вычета
из суммы валового совокупного дохода соответствующую сумму расходов на
детей и иждивенцев, расходов, произведенных при получении доходов от
предпринимательской деятельности, другие вычеты, установленные Законом «О
подоходном налоге с физических лиц», а также отчисления в Пенсионный фонд
РФ, ставка которых составляет 20,6% от совокупного годового дохода.
Но так как по данным декларации отчисления в Пенсионный фонд не
производились, значит, мы его не убираем из валового дохода.
У физических лиц, имеющих на содержании детей и иждивенцев, совокупный
годовой доход уменьшается в 2-кратном размере ММОТ за месяцы, в которых
совокупный годовой доход не превышает 5000 рублей. В соответствии с этим мы
рассчитываем гражданину Тарасюк вычеты на ребенка за отработанные 6 месяцев
в 2-кратном размере ММОТ:
(83,49 * 2) * 6 = 1001р 88коп.
Так как физические лица, не имеющие право на льготу, получают право на
уменьшение их совокупного годового дохода ежемесячно в 2-кратном размере,
если совокупный годовой доход не превышает 5000 рублей. На основании этого
предоставляем г-ну Тарасюк вычеты в 2-кратном размере ММОТ за 6 месяцев:
(83,49 * 2) * 6 = 1001р. 88коп.
Общая сумма вычетов составляет:
1001р. 88коп. + 1001р. 88коп. = 2003р.76коп.
После определения вычетов, так как у предпринимателя больше расходов
не производилось, определяем налогооблагаемый доход :
1798 – 2003,76 = -205,76р.
Так как вычеты превышают совокупный годовой доход, то дохода,
подлежащего налогообложению не получено, то сумма, которую предприниматель
уплатил в течении года авансовыми платежами, подлежит возврату из бюджета в
результате произведенного перерасчета по фактически полученному доходу.
Отсюда следует, что сумма, подлежащая возврату из бюджета составляет 1200
рублей. На основании заявления частного предпринимателя эта сумма может
быть зачтена в счет авансовых платежей на 1999 год.
Теперь по предполагаемому доходу найдем сумму авансовых платежей на
1999 год :
Так как авансовые платежи уплачиваются предпринимателями в 3 срока, то
мы 240 : 3 = 80 рублей:
80 рублей к 15.07.99
80 рублей к 15.08.99
80 рублей к 15.11.99
В соответствии с внесенными изменениями 30 апреля 1999 года –
последний день подачи деклараций о доходах за 1998 год. (Приложение №2).
Пример 2.
Иванова т.п., не имеющая основного места работы, зарегистрированная в
качестве предпринимателя и поставлена на учет в ГНИ в декларации о
совокупном годовом доходе указала следующие данные : совокупный годовой
доход составил 19500 рублей от занятия торговой деятельностью. В 1998 году
осуществляла деятельность с апреля по июль и с октября по декабрь. Сумма
налога, исчисленного авансом, составила 160 рублей.
В 1999 году Иванова предпринимательскую деятельность осуществлять не
будет, поэтому не указала предполагаемый доход.
К декларации приложены копии свидетельств о рождении ребенка в
возрасте 8 лет и на ребенка в возрасте 13 лет.
Задание:
1. Указать сроки подачи декларации
2. Сделать перерасчет по фактически полученному доходу
Решение:
В соответствии с внесением изменений декларации о совокупном годовом
доходе за 1998 год подаются до 30 апреля 1999 года. 30 апреля – последний
день подачи деклараций.
В первую очередь мы рассчитываем вычеты.
С апреля по июль месяцы Ивановой на двоих детей положены вычеты в 2-
кратном размере ММОТ, так как совокупный годовой доход не превышает 5000
рублей, значит за 4 месяца мы делаем вычеты на двоих детей в 2-кратном
размере ММОТ
(83,49 * 2) * 4 = 1335р. 84коп.
С октября по декабрь 1998 года Ивановой на детей предоставляется
право на вычеты в 1-кратном размере ММОТ, т.к. совокупный годовой доход
превышает 5000 рублей, но не превышает 20000 рублей, значит делаем вычеты
на двоих детей за 3 месяца в 1-кратном размере ММОТ:
(83,49 * 2) * 3 = 500р. 94коп.
Так как Иванова не имеет основного места работы она тоже имеет право
на вычеты. С апреля по июль месяцы вычеты предоставляются 2-кратном размере
ММОТ, так как совокупный годовой доход за эти месяцы не превысил 5000
рублей, значит за 4 месяца вычеты предоставляются в 2-кратном размере ММОТ:
(83,49 * 2) * 4 = 667р. 92коп.
Так как с октября по декабрь месяцы совокупный годовой доход превысил
5000 рублей, но не превысил 20000 рублей, то вычеты предоставляются за 4
месяцы в 1-кратном размере ММОТ:
83,49 * 3 = 250р. 47коп.
Общая сумма вычетов на детей и на предпринимателя составила :
1335,84 + 667,92 +250,47 + 500,94 = 2755р. 17коп.
Для определения налогооблагаемого дохода необходимо из совокупного
годового дохода вычесть вычеты:
19500 – 2755,17 = 16744р. 83коп.
После определения налогооблагаемого дохода мы можем рассчитать сумму
подоходного налога, подлежащую к уплате в бюджет:
Так как в течение года были внесены авансовые платежи, то определяем
сумму налога, подлежащую к доплате в бюджет в результате перерасчета по
фактическому доходу
2009 – 160 = 1849 рублей. (Приложение № 3).
Пример 3.
Гражданин Глазков В.И., не имеющий основного места работы,
зарегистрированный в качестве предпринимателя, получил в течении 1998 года
совокупный годовой доход в размере 3839 рублей, были произведены
документально подтвержденные расходы в сумме 3000 рублей 29 копеек. Доход
был получен за июнь и за июль месяцы 1998 года.
В декларации указан предполагаемый доход на 1999 год в размере 2000
рублей.
Задание:
1. Указать срок подачи декларации
2. Рассчитать сумму подоходного налога, подлежащую к уплате в бюджет.
3. Исчислить сумму авансовых платежей на 1999 год и указать сроки их
уплаты.
Решение:
30 апреля – последний срок подачи декларации за 1998 год.
Так как предприниматель не имеет основного места работы, значит ему
положены вычеты в 2-кратном размере ММОТ, потому что его совокупный годовой
доход не превысил 5000. Если предприниматель осуществлял деятельность и
получил доход за 2 месяца, то вычеты производятся за 2 месяца в 2-кратном
размере:
(83,49 * 2) * 2 = 333р. 96коп.
Для того, чтобы исчислить подоходный налог, необходимо знать
налогооблагаемый доход.
Налогооблагаемый доход рассчитывается путем разности между совокупным
годовым доходом и вычетов, которые были произведены предпринимателю и
документально подтверждены расходами, связанными с получением доходов:
3839 – 3000,29 – 333,96 = 505р. 48коп.
После определения налогооблагаемого дохода можно рассчитать сумму
подоходного налога, подлежащую к уплате в бюджет:
61 рубль подлежит к уплате в бюджет. Перерасчет не делается, так как в
течение года не были уплачены авансовые платежи.
Так как в декларации указан предполагаемый доход на 1999 год. Значит
мы рассчитываем авансовые платежи на 1999 год :
Предприниматели уплачивают авансовые платежи в 3 срока, значит сумму
240 : 3 = 80 рублей. Отсюда следует
80 рублей к 15.07.99
80 рублей к 15.08.99
80 рублей к 15.11.99
(Приложение № 4).
Пример 4
Гражданин Исаев И.В. по месту основной работы в Детской областной
больнице за 1998 год получил совокупный годовой доход в сумме 10878 руб. 30
коп. Сумма коэффициентов и надбавок за стаж работы в местности с особыми
условиями составила 5117р. 80коп.
Так же он зарегистрирован в качестве предпринимателя и осуществлял
платные медицинские услуги в 1998 году и доход от них составил 4440 рублей.
Сумма налога, исчисленная в течение года, составила 2130 рублей.
Предполагаемый доход на 1999 год составил по данным декларации 6000
рублей.
Задание
1. Сделать расчет налога по основному месту работы, с сумм
коэффициентов и надбавок и по предпринимательской деятельности.
2. Сделать перерасчет по фактически полученному доходу.
3. Исчислить сумму авансовых платежей на 1999 год и указать сроки их
уплаты.
Решение
Сделаем расчет налога по месту основной работы.
Рассчитаем отчисления в пенсионный фонд – 1% от совокупного годового
дохода:
Так же физическому лицу по месту основной работы положены вычеты.
Так как в январе и феврале месяцах доход составил менее 5000 рублей,
значит, ему положены вычеты в 2-кратном размере ММОТ:
(83,49 * 2) * 2 = 333р. 96 коп.
С марта по декабрь ему положены вычеты в однократном размере, так как
с марта месяца доход превысил 5000 рублей. Значит, делаем вычеты за 9
месяцев, так как Исаев И.В. один месяц находился в отпуске, в 1-кратном
размере:
83,49 * 9 = 751р. 41коп.
Для определения налогооблагаемого дохода необходимо из валового дохода
вычесть отчисления в пенсионный фонд и вычеты:
10878,30 – 108,78 – 333,96 – 751,41 = 9684р. 15коп.
Теперь посчитаем сумму основного дохода по месту основной работы:
Подоходный налог от предпринимательской деятельности рассчитывается с
совокупного годового дохода от предпринимательской деятельности в
совокупности с совокупным годовым доходом от деятельности по месту основной
работы:
Совокупный годовой доход = 10878,30 + 4440 = 15318руб. 30 коп.
Вычеты по основному месту работы составили 1194р. 15коп., а если по
основному месту работы вычеты рассчитывались, то по предпринимательской
деятельности не рассчитываются.
Определяем налогооблагаемую базу путем вычета из совокупного годового
дохода вычетов по основному месту работы:
15318,30 – 1194,15 = 14124р. 15коп.
Определяем сумму подоходного налога, подлежащую к уплате в бюджет:
Подоходный налог с коэффициентов и надбавок за работу в местностях с
особыми условиями работы рассчитывается раздельно от основного места работы
и предпринимательской деятельности:
Рассчитаем сумму отчислений в Пенсионный фонд:
Теперь рассчитаем налогооблагаемый доход путем вычета из совокупного
годового дохода отчислений в Пенсионный фонд:
5117,80 – 51,18 = 5066р. 62коп.
Сумма подоходного налога с суммы коэффициентов и надбавок составляет:
Сейчас необходимо рассчитать общую сумму налога, подлежащего к уплате
в бюджет:
1695 + 608 = 2303р.
Так как в течение 1998 года физическое лицо уплачивало налог, значит
сделаем перерасчет и рассчитаем сумму подоходного налога подлежащую к
доплате в бюджет:
2303 – 2130 = 173р.
Так как нам известен предполагаемый доход на 1999 год, мы можем
рассчитать авансовые платежи на 1999 год:
Авансовые платежи уплачиваются предпринимателем в три строка:
240 руб. к 15.07
240 руб. к 15.08
240 руб. к 15.09 (Приложение 5)
10. Ответы ГНИ на вопросы предпринимателей
В настоящее время ощущается острый недостаток в пособиях, в которых
подробно и в то же время доступно, были бы изложены основные положения
подоходного налогообложения, а так же разъяснены трудности, возникающие при
взимании данного налога. Поэтому налогоплательщики подоходного налога
обращаются с неясными для них вопросами к налоговой инспекции. И налоговая
инспекция отвечает:
Вопрос
Предприятие арендует у физических лиц автотранспортные средства.
Согласно договору аренды, затраты на ремонт, а так же эксплуатационные
расходы осуществляются за счет средств предприятия.
Правомерны ли требования налоговой инспекции по включению в совокупный
доход работников суммы арендной платы, а так же произведенного ремонта
автомашин?
Ответ
При ответе на вопрос следует иметь в виду следующее.
В соответствии с положениями подпункта « » пункта 41 Инструкции
Госналоговой службы России от 29 июня 1995 года № 35 «По применению закона
РФ “О подоходном налоге с физических лиц”» (в редакции последующих
изменений и дополнений) в случае заключения физическим лицом на основании
статьи 646 Гражданского кодекса РФ договора аренды на принадлежащее ему
имущество с другим юридическим или физическим лицом, осуществляющим текущий
или капитальный ремонт арендованного имущества и несущим расходы по его
содержанию, суммы стоимости такого ремонта, а так же суммы расходов
арендатора по содержанию имущества подлежат включению в совокупный доход
физического лица – арендодателя.
При этом удержание налога с таких доходов, источником выплаты которых
Страницы: 1, 2, 3
|