Рефераты

Контроль Гос. Налоговой Инспекции за деятельностью граждан

является юридическое лицо, должно производится в установленном порядке

источником выплаты (предприятием-арендатором) с предоставлением налоговой

инспекции соответствующих сведений о доходах физических лиц –

арендодателей. Таким образом, требования налоговой инспекции по включению в

совокупный доход работников суммы арендной платы, а также произведенного

ремонта автомашин следует признать правомерным.

Вопрос.

В каких случаях возникает объект налогообложения у физических лиц,

заключающих договоры мены с юридическими лицами?

Ответ.

Если по договору мены, заключенному между физическим лицом и

юридическим лицом, физическому лицу передаются товары большей стоимости,

чем он в свою очередь передает юридическому лицу, то указанная разница

должна быть включена в совокупный налогооблагаемый доход гражданина.

Иными словами, объект обложения подоходным налогом возникает в случае

неравноценного обмена. Если в результате предприятие производит оплату

(списание) ценовой разницы за счет собственных средств, то есть имеет место

распределение средств организации в пользу физического лица, выступавшего

одной из сторон по такому договору.

При этом, если обмен осуществляется с работником организации,

налогообложение производится по совокупности с другими доходами,

полученными по данному месту работы.

При обмене с физическими лицами, не состоящими в трудовых отношениях,

уплата налога производится посредством внесения таким лицом в кассу

организации суммы подоходного налога, причитающегося к уплате. В случае не

удержания налога у источника получения дохода организация обязана в

месячный срок сообщить о сумме задолженности налоговой инспекции по месту

своего нахождения.

В этом случае уплата налога будет производиться на основании

платежного извещения, вручаемого налоговой инспекцией физическому лицу.

Вопрос.

Каков порядок налогообложения доходов, полученных от продажи объектов

интеллектуальной собственности?

Ответ.

В соответствии с подпунктом “т” пункта 1 статьи 3 Закона РФ от 7

декабря 1991 года № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (в

редакции последующих изменений и дополнений) от налогообложения

освобождаются суммы, получаемые в течение года от продажи квартир, жилых

домов, дач, садовых домиков, земельных участков, земельных паев (долей),

принадлежащих гражданам на праве собственности, в части, не превышающей

5000-кратного установленного законом размера ММОТ, а также суммы,

получаемые в течение года от продажи иного имущества, принадлежащего

гражданам на праве собственности, не превышающие 1000-кратного

установленного законом размера ММОТ.

Под понятием «имущество физического лица» для целей налогообложения

следует понимать совокупность объектов в стоимостном выражении, в отношении

которых гражданин обладает правом собственности.

Интеллектуальная собственность является результатом интеллектуальной

деятельности, на которую собственник приобретает не имущественное, а

исключительное право.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ исключительные

права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная

собственность) относятся к личным неимущественным правам, связанным с

имущественными правами гражданина или юридического лица. К объектам

интеллектуальной собственности относятся программы для ЭВМ и баз данных,

«ноу-хау», разработки технической и прочих видов документации, товарные

знаки, фирменные наименования и другие.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса РФ, объекты исключительных

гражданских прав к недвижимым (движимым) вещам и соответственно к

недвижимому (движимому) имуществу не относятся, поэтому 1000-кратный вычет

на суммы, получаемые физическими лицами от продажи интеллектуальной

собственности, не распространяется.

Вместе с тем, согласно подпункту «д» пункта 6 статьи 3 закона «О

подоходном налоге с физических лиц», совокупный доход, полученный

физическими лицами в налогооблагаемом периоде, уменьшается на суммы

документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с

извлечением дохода от выполненных работ по гражданско-правовым договорам.

Вопрос.

Наше предприятие покупает металлолом у физических лиц, для которых

такая деятельность не является предпринимательской. Нужно ли взыскивать с

них подоходный налог, как того требует налоговая инспекция ?

Ответ.

В соответствии с подпунктом «т» пункта 8 Инструкции Налоговой службы

России от 29 июня 1995 года № 35 «По применению Закона РФ «О подоходном

налоге с физических лиц» (в редакции последующих изменений и дополнений)

суммы доходов физического лица, полученные им от реализации стеклотары и

вторичного сырья, для которых такая деятельность не является

предпринимательской, не включаются в его совокупный годовой

налогооблагаемый доход. Требования налоговой инспекции неправомерны.

Вопрос.

В каком порядке производится налогообложение доходов, полученных

физическими лицами в виде распределенной доли имущества при их выходе из

состава Общества с ограниченной ответственностью?

Статьей 48 Гражданского кодекса РФ установлено, что учредители

(участники) хозяйственных товариществ и обществ права собственности или

иного вещного права на имущество таких товариществ (обществ) не имеют.

Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также

произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в

процессе его деятельности, принадлежит такому товариществу или обществу на

праве собственности.

Таким образом, выплаченные физическому лицу – учредителю товарищества

суммы стоимости имущества под действие льготы, предусмотренной подпунктом

«т» пункта 1 статьи 3 Закона РФ от 7 декабря 1991 года № 1998-1 «О

подоходном налоге с физических лиц», предусматривающей вычеты в размере

1000-кратного ММОТ (при продаже квартир, жилых домов, дач, садовых домиков,

земельных участков, земельных паев (долей) – 5000-кратного ММОТ) или в

размере фактически произведенных расходов, не попадают, как в данном случае

не производится выплат от продажи имущества, принадлежащего физическому

лицу на правах собственности.

Доход в виде распределенной доли имущества общества (в денежной или

натуральной форме), за исключением внесенной ранее доли в уставный капитал,

которая подоходным налогом не облагается, подлежит в полном размере

включению в совокупный доход физического лица в том периоде, в котором этот

доход был получен физическим лицом в связи с его выбытием из состава

участников либо в связи с уменьшением его доли в имуществе этого общества.

Вопрос.

Подлежит ли налогообложению сумма курсовой разницы. Образующаяся в

результате покупки физическим лицом валюты в банке (обменном пункте) по

курсу ниже курса Центрального банка РФ и продажи валюты физическим лицом

по курсу выше официально установленного ?

Ответ.

В соответствии с пунктом 4 Инструкции Госналоговой службы России от 29

июня 1995 года № 35 «По применению Закона РФ «О подоходном налоге с

физических лиц» (в редакции последующих изменений и дополнений) сумма

курсовой разницы формирует налогооблагаемый доход физического лица.

Подоходный налог с такого дохода должен удерживаться соответствующим

банком (обменным пунктом) без применения положения подпункта «т» пункта 8

Инструкции, предусматривающего предоставление 1000-кратного вычета из

курсовой разницы.

Вопрос.

Облагается ли подоходным налогом стоимость обучения безработных

граждан по направлению службы занятости ?

Ответ.

Пунктом 2 статьи 12 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О

занятости населения в РФ» предусмотрено, что государство гарантирует

безработным гражданам бесплатную профессиональную ориентацию,

профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по

направлению органов службы занятости.

Таким образом, стоимость обучения осуществляемого в соответствии с

требованиями данной статьи, попадает под действие льготы, установленной

подпунктом «д» пункта 1 статьи 3 Закона РФ от 7 декабря 1991 года №1998-1

«О подоходном налоге с физических лиц» (в редакции последующих изменений и

дополнений), и не включается в совокупный доход, полученный физическими

лицами.

Вопрос.

Включаются ли в совокупный годовой доход безвозмездные субсидии,

выданные физическим лицам на приобретение жилья?

Ответ.

Суммы безвозмездных субсидий, выданных гражданам РФ, нуждающимся в

улучшении жилищных условий, на строительство или приобретение жилья,

предоставляемые в порядке и на условиях, определенных постановлением

Правительства РФ от 3 августа 1996 года № 937, рассматриваются как

компенсационные выплаты, предоставляемые в возмещение иных расходов,

предусмотренных законодательством.

Таким образом, данные суммы не подлежат включению в совокупный

налогооблагаемый доход физических лиц.

Получение таких безвозмездных субсидий гражданам, нуждающимся в

улучшении жилищных условий, должно быть оформлено в соответствии с

Положением о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных

условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья,

являющиеся приложением к названному постановлению.

Все остальные безвозмездные субсидии включаются в совокупный

налогооблагаемый доход физических лиц на общих основаниях.

Вопрос.

Физическое лицо предъявляет к погашению вексельное обязательство.

Производится ли удержание подоходного налога с полученной выплаты?

Ответ.

В связи с вступлением в силу с 17 марта 1997 года Федерального закона

от 11 марта 1997 года № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» подоходный

налог с выплат, произведенных физическим лицам – векселедержателем в

погашение предъявленных ими вексельных обязательств (векселей),

производится у источника выплаты только с процентного (дисконтного) дохода

без налогообложения вексельной суммы.

Налогообложения вексельной суммы, выплаченной физическому лицу при

погашении векселя помимо вексельного (процентного или дисконтного) дохода,

производится налоговой инспекцией на основании декларации, подаваемой

физическим лицом, и полученных от предприятий и иных работодателей сведений

о выплаченных физическим лицом доходах.

При пересчете налоговой инспекцией полученного физическим лицом дохода

учитываются фактические расходы, подтвержденными соответствующими

документами, например договором купли-продажи вексельного обязательства,

приходным кассовым ордером о внесении денежных сумм в оплату векселя,

приобретенного как у эмитента, так и полученного по индоссаменту, иными

документами.

Вопрос.

В каком порядке производится налогообложение доходов, получаемых

физическими лицами от продажи вексельных обязательств ?

Ответ.

При продажи физическим лицом векселя, то есть совершении им

передаточной надписи в пользу нового векселедержателя за плату, подоходный

налог удерживается у источника получения дохода от продажи векселя с

предоставлением вычета в размере 1000-кратного ММОТ, установленной

законодательством.

Если в течение года организацией производится несколько таких выплат

одному и тому же физическому лицу; то налог исчисляется с общей суммы

выплат, превышающей указанный размер, с зачетом ранее удержанного налога.

По желанию физического лица у источника выплаты дохода от продажи

векселя взамен 1000-кратного вычета могут приниматься к зачету расходы,

подтвержденные документами по приобретению векселя.

Вопрос.

Должно ли предприятие-страхователь, не являющееся работодателем для

физических лиц, удерживать подоходный налог с сумм страховых взносов,

уплаченных по договорам добровольного страхования за таких лиц ?

Ответ.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 7 декабря 1991 года №1998-1

«О подоходном налоге с физических лиц» (в редакции последующих изменений и

дополнений) объектом налогообложения у физических лиц является совокупный

доход, полученный в календарном году.

Определение объекта налогообложения производится независимо от того,

является ли данное предприятие по отношению к физическому лицу

работодателем или нет.

Статьей 3 Закона предусмотрен исчерпывающий перечень доходов, не

подлежащих налогообложению. В частности, подпунктом «ф» пункта 1 этой

статьи установлено, что во всех случаях суммы страховых взносов подлежат

налогообложению в составе совокупного годового дохода, если они вносятся за

физических лиц из средств предприятий, учреждений, организаций и иных

работодателей, за исключением случаев, когда страхование своих работников

производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с

законодательством и по договорам добровольного медицинского страхования при

отсутствии выплат застрахованным физическим лицам.

Вопрос.

Производится ли налогообложение материальной выгоды по договорам купли

– продажи с рассрочкой платежа, например, в случае заключения названных

договоров между организациями и физическими лицами, приобретающими

квартиры, машины с рассрочкой платежа без уплаты процентов?

Ответ.

Согласно подпункту «я 13» пункта 1 статьи 3 Закона РФ от 7 декабря

1991 года № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (в редакции

последующих изменений и дополнений), в случае получения физическими лицами

заемных средств на льготных условиях материальная выгода в виде экономии на

процентах включается в их налогооблагаемый доход.

Действие названной нормы на договора купли-продажи, в том числе и

недвижимого имущества, предусматривающие оплату приобретаемого объекта с

рассрочкой платежа в течение определенного договором периода, не

распространяется.

Вопрос.

Имеют ли право на льготу по подоходному налогу физические лица,

приобретающие объект незавершенного строительства ?

Ответ.

На основании подпункта «в» пункта 14 Инструкции Госналоговой службы

России от 29 июня 1995 года № 35 «По применению Закона РФ «О подоходном

налоге с физических лиц» в случае приобретения гражданином, осуществляющим

достройку на праве застройщика объекта незавершенного строительства (дом,

садовый домик, дача, квартира), льгота по подоходному налогу

предоставляется в общеустановленном порядке в пределах 5000-кратного ММОТ,

учитываемого за трехлетний период, по сумме затрат, возникших в связи с

приобретением и достройкой названного объекта.

Налогообложение при переходе на упрощенную систему учета и отчетности.

В соответствии с Федеральным Законом от 14.03.95. «О государственной

поддержке малого предпринимательства в РФ» к субъектам малого

предпринимательства отнесены физические лица, занимающиеся

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В соответствии с Федеральным Законом от 28.12.95. «Об упрощенной

системе налогообложения субъектов малого предпринимательства»

индивидуальные предприниматели получили право перехода на упрощенную

систему налогообложения, учета и отчетности, который предусматривает замену

уплаты с полученного дохода от предпринимательской деятельности подоходного

налога уплатой стоимости патента на занятие данным видом деятельности.

Индивидуальный предприниматель в соответствии с названным законом

уплачивает за определенный период стоимость патента, которая

устанавливается с учетом ставок единого налога, установленного решением

исполнительных органов власти, субъектов Федерации.

Патент выдается предпринимателям в ГНИ, по месту их постановки на учет

по заявлению за месяц до начала очередного квартала. Возврат уплаченной

стоимости патента не производится.

Если предприниматель занимается несколькими видами деятельности,

уплачивают стоимость патента по каждому виду деятельности или выбрать один

вид деятельности, а по другим уплачивать подоходный налог в общем порядке.

При утере патента он подлежит восстановлению в ГНИ с уплатой штрафа,

размер которого устанавливают органы государственной власти субъектов

Федерации.

Индивидуальный предприниматель обязан вести учет полученных доходов и

понесенных расходов и представлять декларацию в ГНИ по окончании года не

позднее 30 апреля.

Необходимо иметь в виду, что перейти на упрощенную систему

налогообложения могут те физические лица, которые получили статус

предпринимателя, то есть зарегистрировался и уплатил регистрационный сбор в

соответствии с Законом «О регистрационном сборе с физических лиц,

занимающихся предпринимательской деятельностью». Размер регистрационного

сбора определяют местные органы власти.

В соответствии с приказом МинФина РФ установлен порядок ведения книги

учета доходов и расходов и отражения в ней хозяйственных операций субъектов

малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Книга доходов и расходов открывается на 1 число календарного года. Она

должна быть пронумерована и прошнурована. На последней странице

записывается число содержащихся в ней страниц, завершающаяся подписью

предпринимателя и оттиском печати ГНИ.

Переход на упрощенную систему налогообложения производится на

основании письменного заявления предпринимателя, подаваемое в ГНИ за месяц

до начала очередного квартала, при условиях:

1. Если в течение прошедшего года размер совокупного годового дохода

не превышал 100000 ММОТ.

2. Если общее число рабочих предприятия не превышает 15 человек.

Если за время работы по патенту предприниматель нарушил условия,

дающие ему право работать по патенту, то он теряет право работы по патенту

в следующем году. В этом случае ГНИ производит исчисление авансовых

платежей по подоходному налогу на следующий год, исходя из фактически

полученного дохода.

11. Организация взаимодействия налоговой службы с налоговой полицией.

В соответствии с законом о государственной налоговой службе и о

федеральных органах полиции целью их сотрудничества является обеспечение

контроля за соблюдением Налогового Кодекса, правильностью исчисления,

полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов,

сборов и других обязательных платежей.

Налоговая служба и налоговая полиция в целях контроля за деятельностью

граждан проводят совместные проверки. На местах совместные проверки

налогоплательщиков проводятся в соответствии с взаимосогласованными

квартальными планами контрольной работы. Вместе с тем они могут

осуществляться и вне плана по инициативе одной из сторон. Так, органы

налоговой полиции могут в любое время обратиться в соответствующие

налоговые инспекции с мотивированным письменным запросом о выделении

необходимых специалистов для проведения совместной проверки. Под

мотивировкой запроса понимается изложение конкретных данных о месте, форме,

характере и содержании налогового правонарушения. Решение о выделении

специалиста должно быть принято в течение пяти дней с момента получения

запроса.

В те же сроки органы налоговой полиции по мотивированному запросу

налоговых инспекций выделяют своих сотрудников для проверки при обнаружении

признаков налоговых преступлений, либо при наличии обстоятельств,

угрожающих безопасности сотрудников налоговых органов. Совместные проверки

могут проводиться и по указаниям вышестоящих инстанций.

Эффективность совместных действий значительно повышается, если они

обеспечиваются оперативным сопровождением, то есть комплексом оперативно-

розыскных мероприятий, осуществляемых гласно или негласно оперативными

подразделениями налоговой полиции с целью выявления, предупреждения,

пресечения и раскрытия преступлений.

Как показывает практика, независимо от того, по чьей инициативе

проводятся совместные проверки, они служат эффективным средством выявления

и пресечения налоговых правонарушений.

По результатам совместной проверки физических лиц оформляется акт,

который подписывается, с одной стороны, работниками налоговой инспекции и

налоговой полиции, а с другой гражданином, занимающимся предпринимательской

деятельностью без образования юридического лица.

Право принятия решения по итогам проверки принадлежит руководителю

налоговой инспекции. Однако свое решение он обязан согласовать с

руководителем органа налоговой полиции.

Денежные средства, поступающие от налогоплательщика в централизованный

фонд социального развития налогового органа по итогам совместной проверки,

в этих случаях распределяются согласованным решением налогового органа и

подразделения налоговой полиции.

В случае возникновения судебного спора с налогоплательщиком по итогам

совместной проверки, органы налоговой инспекции и налоговой полиции

обеспечивают участие своих представителей в судебном заседании. При

удовлетворении судебного иска налогоплательщика необоснованно взысканные с

него суммы возмещаются ему за счет централизованных фондов социального

развития сторон соответственно полученной ими доли.

Органы налоговой полиции наделены правом в необходимых случаях

осуществлять проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные) после

проверок, проведенных должностными лицами налоговой службы в полном объеме

с составлением соответствующих актов. Акты таких проверок и применение

необходимых санкций утверждаются начальником налоговой полиции или его

заместителем. В трехдневный срок после их принятия орган полиции обязан

представить в налоговую инспекцию сведения по утвержденной форме о

результатах проверки, а также сведения о реализации оперативных материалов

по фактам выявления и пресечения налоговых преступлений. Это необходимо

потому, что в соответствии с законом контроль и учет за полнотой за

своевременностью уплаты налогов возложены на госналогслужбу.

Налоговые инспекции на основании полученных от налоговой полиции по

установленной форме сведений, взыскивают с налогоплательщиков в бесспорном

порядке на счета бюджетов разных уровней суммы доначисленных налогов

(платежей) и штрафных санкций. Если налогоплательщик считает, что списание

денежных средств с него произведено необоснованно, то иск о возврате

взысканных сумм он может предъявить в арбитражный суд к соответствующему

органу налоговой полиции.

В целях защиты интересов налогоплательщиков споры, возникающие между

отдельными подразделениями полиции и налоговыми инспекциями по результатам

контрольных проверок, должны разрешаться их вышестоящими органами. В случае

разногласий между данными ведомствами спор рассматривается Министерством

Финансов РФ. При несогласии одной из сторон с принятым решением

окончательное решение принимает Высший арбитражный суд РФ.

При выполнении своих непосредственных обязанностей налоговые инспекции

могут выявить признаки конкретных составов преступлений, расследование

которых отнесено к компетенции налоговой полиции. В этих случаях они

обязаны в установленные сроки направлять данным органам по месту нахождения

налогоплательщика необходимые материалы для принятия решения по существу.

Закон устанавливает, что при выявлении фактов сокрытия

налогоплательщиками доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в

особо крупных размерах налоговые органы обязаны в трехдневный срок

направлять материалы в территориальные подразделения налоговой полиции для

производства дознания.

Нарушения, изложенные в акте, должны быть отражены по каждому виду

налогов раздельно со ссылками на конкретный нормативный акт.

В случае выявления фактов сокрытия подлежащих налогообложению доходов

в крупных и особо крупных размерах до составления окончательного акта

проверки в органы налоговой полиции следует направить соответствующую

письменную информацию для своевременной организации необходимых оперативно-

розыскных мероприятий.

В ходе взаимодействия налоговые инспекции и органы налоговой полиции

обмениваются информацией, представляющей взаимный интерес, в том числе, по

формам и методам уклонения налогоплательщиков от налогообложения, фактам

коррупции и другим правонарушениям, а также аналитической информацией по

результатам проверок и методическими рекомендациями по общим проблемам

деятельности. Налоговая полиция сообщает о вскрытых оперативно-розыскным

путем фактах уклонения отдельных налогоплательщиков от уплаты налогов и

других обязательных платежей. Эти материалы должны содержать информацию о

конкретных физических лицах, сведения о способах нарушения ими налогового

законодательства, предположительном объеме укрываемых доходов (прибыли) или

иных объектов налогообложения, круге причастных лиц. Кроме того, они

информируют соответствующие налоговые инспекции о предоставленных отсрочках

и рассрочках уплаты штрафов конкретным нарушителям.

Большие возможности заложены во взаимодействии компьютерных систем

рассматриваемых ведомств, разработке поисковых программ выявления признаков

уклонения от уплаты налогов. Стороны оказывают содействие друг другу в

создании собственных информационных систем, в реализации проекта

объединенной компьютерной системы органов госналогслужбы и налоговой

полиции.

Важным направлением взаимодействия налоговой инспекции с налоговой

полицией является обращение взыскания недоимок по налогам и другим

обязательным платежам на имущество физических лиц в случае отсутствия

денежных средств на счетах в банках.

В мотивированном постановлении об обращении недоимки на имущество

налогоплательщика указываются необходимые данные о результатах предъявления

требования налогового органа о погашении недоимки.

В постановлении, которое направляется в орган налоговой полиции,

должно содержаться предложение наложить административный арест на имущество

недоимщика.

Взаимодействие сторон продолжается и в дальнейшем при изъятии,

хранении и реализации имущества недоимщика.

Налоговая полиция оказывает содействие налоговым органам во взыскании

в бюджет сумм налогов и штрафных санкций, доначисленных в результате

проведения проверок.

По письменным просьбам налоговых инспекций налоговая полиция проводит

поисковые мероприятия в отношении физических лиц, уклоняющихся от уплаты

налогов, осуществляет меры по защите информационных систем и компьютерной

безопасности, обеспечению сохранности сведений, составляющих

государственную, коммерческую и служебную тайну.

В соответствии с законом налоговая полиция обеспечивает охрану

объектов налоговых служб, личную безопасность сотрудников и членов семей

при наличии информации об угрозе их жизни и здоровью, защиту при исполнении

служебных обязанностей.

Налоговая полиция содействует налоговой инспекции в изучении

кандидатов на работу и пресечении попыток проникновения в их ряды

коррумпированных и преступных элементов. В необходимых случаях они проводят

совместные служебные проверки (расследования) чрезвычайных происшествий,

конфликтных и экстремальных ситуаций в сфере налогообложения

Заключение.

Во время прохождения практики я попыталась разобраться в действующей

налоговой системе России, выделить ее основные противоречия и пути ее

реформирования.

В налогообложении предпринимателей встречается не мало проблем, но

важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины

для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей

налогоплательщика, то есть уровня доходов. Налог с дохода должен быть

прогрессивным.

2. Налогообложение доходов носило однократный характер.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять

сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и

удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений,

собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся

общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого

ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической

политики.

Этими принципами должно руководствоваться любое государство при

построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех

функций налогов. Однако при создании налоговой системы РФ не был учтен

мировой опыт, кроме того, по моему мнению, не была правильно оценена

экономическая ситуация в стране, поэтому существуют многочисленные

противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия

многочисленными поправками привели в свою очередь к нестабильности и еще

большей противоречивости и запутанности. Нестабильность наших органов,

постоянный пересмотр ставок, льгот играет отрицательную роль в формировании

рыночной экономики.

Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения

экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских

граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За

последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие

дополнительные отладки и шлифовки в соответствии с объективными

экономическими и социальными условиями.

Рассматривая вопросы совершенствования налоговой системы, следует

обратить внимание на необходимость поиска механизма повышения собираемости

налогов.

В настоящее время совершенствование налоговой системы прежде всего

следует направить на устранение недостатков, препятствующих обеспечению

полноты поступления в бюджетную систему финансовых ресурсов, упрощение

системы налогов как в количественном, так и в учетно-контрольном аспекте.

Мне кажется, что необходимо пересмотреть шкалу ставок подоходного

налога с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без

образования юридического лица, прежде всего в сторону существенного

повышения, с высокооплачиваемой категории лиц.

При перестройке налоговой системы должна быть создана целостная и

активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор

стратегии, методов и средств хозяйственной деятельности каждым

производителем, при одновременном учете общегосударственных интересов.

Только в этом случае следует ожидать выхода страны из социально-

экономического кризиса.

На стадии становления налоговой системы, правовая форма налоговой

системы не может быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя еще

утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. К

настоящему моменту все же возобладало мнение о том, что экономическая

основа налоговой системы сформирована, и она не должна подвергаться в этом

отношении серьезным изменениям. Тогда на первый план выдвигается задача

улучшения его правовой формы; главным образом за счет повышения роли

законов в регулировании налоговых отношений.

Важным направлением эффективного использования налогов является

повышение их роли в стимулировании малого предпринимательства. Именно оно

формирует конкурентную сферу, создает дополнительные рабочие места,

оперативно внедряет передовые достижения, перестраивает производство в

зависимости от спроса и предложения, не требует повышенных первоначальных

затрат.

Увеличение количества малых предприятий, повышение их эффективности –

это не самоцель, а реальный шаг на пути формирования рыночной среды,

обеспечения условий для экономического роста и на этой основе – повышения

благосостояния россиян.

Одним из ключевых звеньев механизма поддержки и развития малого

предпринимательства является налоговая система. Опыт стран с развитой

рыночной экономикой свидетельствует о том, что необходима целенаправленная

программа реформирования налоговой системы, нацеленная на укрепление и

поддержку малого предпринимательства.

Мне кажется, что налоговая политика, прежде всего, должна быть

нацелена на расширение налоговой базы. Именно расширение налоговой базы

позволит реально увеличить поступление доходов в бюджет без усиления

налогового бремени. Без решения этой проблемы, невозможно обеспечить

финансовую базу экономического роста. Реальным шагом в деле расширения

налогооблагаемой базы является всемерное стимулирование развития малого

предпринимательства.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной

экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на

развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального

развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была

адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому

опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, льгот и так

далее несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода

российской экономики к рыночным отношениям, а так же препятствует

инвестициям, как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой

системы на сегодняшний день – главная проблема налогообложения. Жизнь

показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию

налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем

самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном

показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных

элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых

льгот, объектов обложения).

Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая

система, соответствующая нынешней фазе переходного к рыночным отношениям

периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно

развернуть только на серьезной теоретической основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически

обобщенный и осмысленный опыт взимания и использования налогов в странах

запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы

совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике

экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей

лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их

можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами

и поправками. Наша налоговая система, практически не способна выполнять те

функции, которые на нее возложены, что в свою очередь, будет препятствовать

экономическому развитию страны.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс РФ.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Закон РФ «О государственной налоговой службе РФ».

4. Закон РФ «Об основах налоговой системы РФ».

5. Инструкция ГНС РФ от 29 июня 1995 года №35.

6. Письмо Минфина по заполнению декларации.

7. Винк А. Московский международный налоговый центр. Налоги – 1997 год

№2.

8. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее

совершенствования. Финансы – 1998 год №4.

9. Еременко И.П. Декларирование доходов. Финансы – 1998 год №4.

10. Макконнелл Кемпбели Р. Брю Стенли П. Экономикс: Принципы, проблемы,

политика 1996 г.

11. Пепеляев С.Г. Подоходный налог с физических лиц. Налоги 1996 г.

12. Хритиан В.Ф. О направлениях развития налоговой реформы. Финансы –

1997 год №4.

13. Черника Д.Г. Налоги. Учебное пособие. Финансы и кредит, 1995 г.

14. Пепеляев С.Г. Налоговая инспекция предъявила иск, 1995 г.

15. Огородов Д.Г. Как избежать налоговых ошибок, 1995 г.

16. Ходорович М.И. Налоги в России, 1994 г.

17. Акимова В.М., Чикшиева О.В., Богданова Т.В. Отчетность по

подоходному налогу в 1998 году, 1998 г.

18. Акуленок Д.Н. Налоговый портфель, 1995 г.

19. Булатова А.С. Экономика. Учебник, 1995 г.

20. Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров

для налоговой службы. Налоги – 1997 №2

Приложение №1

Сумма налога в зависимости от размера облагаемого совокупного дохода

|1998 год |Сумма налога |

|Размер облагаемого совокупного | |

|дохода | |

|До 20000 руб. |12% |

|От 20001 до 40000 руб. |2400 руб. + 15% с суммы |

| |превышающей 20000 руб. |

|От 40001 до 60000 руб. |5400 + 20% с суммы превышающей |

| |40000 руб. |

|От 60001 до 80000 руб. |9400 + 25% с суммы превышающей |

| |60000 руб. |

|От 80001 до 100000 руб. |14400 + 30% с суммы превышающей |

| |80000 руб. |

|От 100001 руб. и выше |20400 + 35% с суммы превышающей |

| |100000 руб. |

Суммы подоходного налога определяются в полных рублях. При этом сумма

менее 50 копеек округляется до полного рубля в сторону уменьшения, а сумма

50 копеек и более округляется до полного рубля в сторону увеличения.

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты