Льготы по налогу на прибыль, динамика их изменений
Льготы по налогу на прибыль, динамика их изменений
Российская экономическая академия
им. Г. В. Плеханова
Налоговый Институт
Кафедра налоговой политики.
Курсовая работа
Тема:
«Льготы по налогу на прибыль,
динамика их изменений»
Работу выполнила:
Студентка 4 курса НИ,
д/о, группа 1-242
Аляутдинова А. Г.
Научный руководитель:
Цветкова И.В.
Москва 1999 год
Содержание работы:
1. Льготы в налоговой системе России…………………………………………………………2
2. Льготы по налогу на прибыль и динамика их изменений……………………………...…...6
2.1. Общая характеристика налога на прибыль и роль льгот по данному
налогу в экономике России …………………………………………………………………...…..6
2.2. Исключение из налоговой базы отдельных видов расходов ………..…………………7
- Капитальные вложения……………………………………………………………...7
- Благотворительность………………………………………………………………...9
- Образование и наука………………………………………………………………..10
- Искусство……………………………………………………………………………10
- Страхование…………………………………………………………………………10
- Содержание спецконтингента……………………………………………………...10
- Государственный кредит на пополнение оборотных средств…………………...11
- Арендная плата……………………………………………………………………..11
2.3. Понижение налоговых ставок…………………………………………………………...11
2.4. Налоговые изъятия ………………………………………………………………………11
2.5. Налоговые каникулы……………………………………………………………………..13
2.6. Освобождение от налога отдельных категорий плательщиков ………………………15
- Религиозные объединения………………………………………………………...15
- Организации здравоохранения, инвалидов………………………………………15
- Организации культурной сферы……………………………………………….….16
- СМИ .…..…………………………………………………………………………...16
- Предприятия с иностранными инвестициями……………………………………16
- Предприятия пожарной и экологической безопасности………………………...17
- Другие плательщики…………………………………………………………….…18
3. Льготы по налогу на прибыль в г. Москве………………………………………………....19
1. Льготы предприятиям, применяющим труд инвалидов и пенсионеров…………….19
2. Льготы, направленные на поддержку благотворительности…………………………20
3. Льготы по поддержке инвестиционной деятельности………………………………..21
4. Льготы по поддержке отдельных видов деятельности…………………………….....23
1. Льготы в налоговой системе России.
Налоговые льготы представляют собой систему мер налогового
регулирования, направленную на полное или частичное уменьшение налоговых
обязательств плательщиков в той или иной законодательно установленной форме
налоговых освобождений, скидок и кредитов.
Льготами по налогам в соответствии с первой частью Налогового Кодекса
Российской Федерации (ст. 56) признаются предоставленные отдельным
категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и
сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая
возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания,
порядок и условия применения льгот по налогам и сборам не могут носить
индивидуального характера.
Причем п.3 ст.56 гласит, что налогоплательщик вправе отказаться от
использования льготы либо приостановить ее использование на один или
несколько налоговых периодов. Институт отказа от использования налоговых
льгот разъяснен в пункте 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ и
Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.99 №41,9 «О некоторых
вопросах, связанных с введением в действие части первой налогового кодекса
РФ». Там определено, что при возникновении споров о том, имел ли место
отказ налогоплательщика от используемой льготы, следует исходить из того,
что факт не учета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении
декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ
от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
Таким образом, налогоплательщик, не использовавший полагающуюся ему
льготу, вправе в связи с открывшимися новыми обстоятельствами заявить
льготу по прошедшему периоду при предоставлении бухгалтерской отчетности и
расчетов по налогу на прибыль за очередной отчетный период. В данном случае
следует уточнить расчет с бюджетом, в который предприятие ошибочно не
заявило льготу.
По ст.78 Ч.1 НК заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога
может быть подано в течение 3-х лет со дня уплаты указанной суммы. Более
того, льгота по налогу на прибыль предоставляется по специальным расчетам
согласно Инструкции №37.
Налогоплательщики могут считаться отказавшимися от использования льготы
либо приостановившими ее использование только в том случае, когда им подано
в налоговый орган соответствующее заявление. Этот отказ рассматривается как
отказ на неопределенный период времени - до заявления налогоплательщика о
желании вновь воспользоваться правом на льготу.
Согласно методам налогового льготирования все налоговые льготы можно
разделить на три большие группы: налоговые освобождения, налоговые скидки,
налоговые кредиты.
В основе такой общей классификации лежат различия в методах
льготирования путем их влияния на изменение какого-либо конкретного
элемента структуры налога. Рассмотрим более подробно экономическое
содержание, характерные особенности и состав названных трех основных групп
налоговых льгот.
Налоговые освобождения.
К ним относятся налоговая амнистия, возврат ранее уплаченных налогов,
освобождение от налога отдельных категорий плательщиков, налоговые
каникулы, понижение налоговых ставок, налоговые изъятия.
Налоговая амнистия – это освобождение лица, совершившего налоговое
правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. Они
применяются, как правило, в отношении плательщиков, допустивших налоговые
правонарушения по небрежности и добровольно заявивших об этом в налоговые
органы.
Возврат ранее уплаченных налогов, например, авансовых платежей сверх
суммы, превышающий фактический платеж, или излишне уплаченных налогов в
связи с техническими ошибками в расчетах, как налоговая льгота, также
предполагает определенное налоговое освобождение от части будущих платежей
или уплату в счет предстоящих взносов налога в размере излишне внесенных
сумм.
Налоговая льгота в виде освобождения от налога отдельных категорий
плательщиков применяется в основном по отношению к личным налогам. Реже от
налогов могут освобождаться и некоторые категории юридических лиц,
например, налог на имущество не платят предприятия по производству,
переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, научно-
исследовательские предприятия, учреждения и организации, жилищно-
строительные кооперативы и т.д.
Налоговые изъятия представляют собой выведение из-под налогообложения
отдельных элементов объекта налога. Не подлежат обложению налогом на
прибыль некоторые виды прибыли, полученной от реализации
сельскохозяйственой продукции собственного производства, от производства
продуктов детского питания, средств реабилитации и профилактики инвалидов и
т.д. при взимании НДС из-под налогообложения выпадают, например, операции
по страхованию, выдаче ссуд и другие.
Налоговые каникулы – это полное освобождение налогоплательщика от
уплаты налога на определенный период времени, например, малых предприятий в
течение первых двух лет со дня их образования по налогу на прибыль.
Понижение налоговых ставок предполагает частичное освобождение от
уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных
размеров ставки. Примером может служить снижение на 50% ставки налога на
прибыль предприятиям, использующим труд инвалидов, если они составляют не
менее половины среднесписочной численности работников.
Налоговые скидки
- это совокупность налоговых льгот, направленных на прямое сокращение
налоговой базы на установленную величину законодательно разрешенных
к вычету видов расходов в целях стимулирования их экспансии и
некоторых видов доходов.
В состав налоговых скидок включают необлагаемый минимум объекта
обложения, исключение из налоговой базы отдельных видов текущих расходов и
некоторых видов доходов, инвестиционные скидки, скидки при образовании
различных фондов и ускоренную амортизацию.
Необлагаемый минимум объекта налога устанавливается при подоходном
налогообложении физических лиц и взимании налога с наследств и дарений. Это
– прямой первоначальный вычет минимальных сумм из валовой стоимости объекта
налога (при подоходном налоге – установленный МРОТ ).
Исключение из налоговой базы отдельных видов текущих расходов и
некоторых видов доходов. Например, по налогу на прибыль облагаемая база
уменьшается в пределах установленных норм на суммы затрат предприятий по
содержанию их объектов социально-культурной сферы, взносов на
благотворительные цели и другие расходы подобного рода. Примером вычета из
объекта налога является вычет из валовой прибыли предприятия при исчислении
налога на прибыль сумм положительных курсовых разниц по операциям с валютой
и прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции собственного
производства.
Инвестиционные скидки предполагают вычеты из облагаемой прибыли
определенных видов инвестиционных расходов, как правило, в определенных
процентах к ним или к сумме налога (на финансирование капитальных вложений
по развитию производственной базы и жилищному строительству, а также на
погашение кредитов банков, выданных на эти цели, но не более 50%
фактической суммы налога на прибыль, исчисленной без учета всех льгот).
Скидки при образовании различных фондов предоставляются предприятиям на
суммы взносов в экологические и оздоровительные фонды, в российские фонды
фундаментальных исследований и технологического развития, а также
отчислений в резервный и аналогичные по названию фонды при условии, что
сумма их не должна превышать 50% налогооблагаемой базы.
Своеобразной формой налоговых скидок, преследующей цель стимулирования
роста инвестиций и внедрения новой техники, выступает механизм ускоренной
амортизации. Это позволяет предприятиям уменьшить налоговую базу при
обложении налогом на прибыль, снизить налоги и в более короткий срок
накопить необходимые ресурсы для замены устаревших основных фондов новыми.
Налоговый кредит.
Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот является налоговый
кредит, представляющий собой изменение срока уплаты налога, общие условия
которого регламентируются ст. 61 Налогового кодекса РФ. Итак, изменением
сроков при уплате налога признается перенос установленного срока уплаты
налога на более поздний срок. Причем, срок уплаты может быть изменен в
отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением
процентов на неуплаченную сумму налога.
Изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создает
новой обязанности по уплате налога, и может производиться под залог
имущества либо при наличии поручительства (ст. 73, 74 НК).
Изменение срока уплаты налога осуществляется в форме отсрочки,
рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
Под отсрочкой и рассрочкой понимают изменение срока уплаты налога от 1
до 6 месяцев с одновременной или поэтапной уплатой задолженности по
налогам, которое предоставляется при наличии следующих условий:
. причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия,
технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
. налогоплательщику задержано финансирование из бюджета или оплата за
выполнение государственного заказа;
. существует угроза банкротства данного налогоплательщика при
единовременной уплаты налога;
. имущественное положение налогоплательщика – физического лица исключает
возможность единовременной уплаты налога;
. деятельность налогоплательщика связана с производством и реализацией
сезонных работ, услуг, определяемых по перечню Правительства РФ.
. Если таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих
уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Действие отсрочки (рассрочки) прекращается в следующих случаях:
o По истечении срока действия решения об отсрочке/рассрочке
o При уплате налога до истечения установленного срока
o При нарушении условий предоставления.
Налоговый кредит – изменение в сроке уплаты налога на срок от 3 месяцев
до 1 года при наличии хотя бы одного из оснований рассмотренных выше.
Инвестиционный налоговый кредит – временное изменение в сроке уплаты
налога со сроком от 1 до 5 лет, при котором налогоплательщику
предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных
пределах снижать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой
суммы налога и начисленных на нее процентов. Он может быть предоставлен по
налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам (ст. 66 НК)
В течение срока действия договора об инвестиционном кредите предприятие
вправе уменьшать свои платежи до тех пор, пока сумма накопленного кредита
не станет равной сумме кредита.
Сумма кредита – это величина, зафиксированная в договоре об
инвестиционном налоговом кредите, на которую происходит общее уменьшение
платежей по налогу.
Сумма накопленного кредита – сумма, на которую предприятие уже
уменьшило свои налоговые платежи.
В рамках отчетного периода предприятие не может уменьшать сумму налога,
подлежащую уплате в бюджет больше, чем на 50% суммы налога, подлежащего
уплате за весь налоговый период. При наличии превышения сумма разницы
переносится на следующий налоговый период.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется при наличии следующих
оснований (ст.67 НК):
. Проведение этой организацией НИОКР либо технического перевооружения
своего производства, в том числе направленного на создание рабочих мест
для инвалидов и защиту окружающей среды от загрязнения промышленными
отходами;
. Осуществление этой организацией внедренческой или инновационной
деятельности, в том числе создание новых или совершенствование
применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
. Выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-
экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных
услуг населению.
Действие налогового кредита или инвестиционного налогового кредита
прекращается:
o По истечении срока действия договора
o При уплате налога до установленного срока
o По соглашению сторон
o По решению суда.
Кроме того, налоговые льготы можно классифицировать по другим признакам
в зависимости от:
1) Видов налогов – на личные и для юридических лиц. К первым обычно относят
необлагаемый минимум объекта налогообложения, личные и семейные скидки
при подоходном и поимущественном обложении физических лиц. Все прочие
налоговые льготы связаны с налогами юридических лиц;
2) Степени охвата плательщиков – на общие для всех плательщиков (например,
исключение из налоговой базы стоимости имущества, равной необлагаемой
сумме, по налогу с наследств и дарений) и специальные для отдельных
категорий плательщиков (малых предприятий и предприятий некоторых
отраслей, отдельных групп населения и т.п.);
3) Условий предоставления налоговых льгот – на безусловные и условные. В
первом случае не требуется никаких дополнительных условий для получения
права на льготу, во втором – получение ее предполагает наличие
определенных дополнительных оснований, например, целевые налоговые
скидки, включая инвестиционные;
4) Сферы налогового регулирования – на общеэкономические и социальные
льготы. Последние касаются не только подоходного налога с физических лиц,
но и предусмотрены в механизме налогообложения прибыли (по инвалидам, в
части расходов предприятий на благотворительные цели и содержание
социально-культурных объектов).
2. Льготы по налогу на прибыль и динамика их изменений
2.1. Общая характеристика налога на прибыль и роль льгот по данному
налогу в экономике России
В федеральном бюджете на 2000 год налог на прибыль призван обеспечить
9,4% налоговых доходов (63448,5 млн. рублей) и 7,96% совокупных доходов
бюджета, это при прогнозируемом дефиците бюджета в 57872,1 млн. рублей.
Налог на прибыль как прямой налог призван обеспечивать стабильность
инвестиционных процессов в сфере производства продукции, оказания услуг,
выполнения работ, поддерживать стабильность инвестиционных процессов в
экономике, а также гарантировать законное наращение капитала. Фискальная
функция налога на прибыль, особенно в условиях кризисной экономики
вторична, хотя в 1992-1997 годах этот налог был также фискален, как и
остальные налоги, взимаемые на территории России. Дело в том, что процесс
формирования конечного финансового результата в условиях российской
нестабильности сопровождается такими проблемами, как резкое колебание цен,
непредвиденные изменения в составе поставщиков и потребителей продукции,
инфляционные влияния и многие другие отрицательные факторы, которые не
позволяют спрогнозировать темпы прироста реализации продукции.
В этой связи, в целях стимулирования развития производства, а
следовательно и для стабилизации доли дохода в бюджете, получаемой от
налога на прибыль, в данном налоге предусмотрен широкий перечень льгот,
который и будет освещен в данной работе.
Основное направление эволюции российского законодательства по налогу
на прибыль состоит в расширении налогооблагаемой базы за счет включения в
нее новых объектов обложения и ограничения скидок и льгот. Особенностью
льготного налогообложения в России является то, что, выступая федеральным
налогом по части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ, органы
законодательной власти могут устанавливать свои льготы, перечень которых
достаточно широк.
Льготы можно рассматривать, как самый нестабильный элемент налоговой
системы, но именно им надлежит воплощать стимулирующую роль налога. И здесь
очень важно такое понятие, как эффективность налоговых льгот в целом и
каждой в отдельности для экономики. Экономисты признают, что налоговые
льготы являются более эффективным средством поддержки предприятий, чем
бюджетные субсидии. Существует также мнение, что налоговые стимулы не
способны оказать решающего воздействия на развитие инвестиционных
процессов, но даже, несмотря на это, они оказывают определяющее воздействие
на макроэкономический климат в стране.
Существуют сторонники и противники налоговых льгот, выдвигая свои
аргументы за и против. Тем не менее, процесс сокращения налоговых льгот, в
особенности, носящих индивидуальный характер, в целом, признается
позитивным. Но он не должен свестись к полной ликвидации льгот как элемента
налога, так как недостатки заключены не в самих льготах, а в неоправданном
их применении.
В качестве условий предоставления льгот было бы оправданным принять
соответствие предприятия целой системе критериев, среди которых и общие
нормы законодательства (гражданского, налогового, таможенного, банковского,
бюджетного) и специально оговоренные условия, установленные государством
(например, соблюдение определенного метода реализации продукции, целевое
использование амортизационных отчислений). Это послужило бы хорошим
стимулом к соблюдению налогоплательщиком установленных государством норм.
Особенностью льготного налогообложения в России является то, что
выступая федеральным налогом, по части, зачисляемой в бюджеты субъектов
Федерации, органы законодательной власти могли устанавливать свои льготы,
перечень которых достаточно широк. Но в соответствии с новой редакцией п
4.9 Инструкции №37 «органы государственной власти субъектов Российской
Федерации могут предоставлять льготы по налогу исключительно в порядке и на
условиях, которые предусмотрены ч.1 Налогового кодекса РФ». В связи с этим,
органу местного самоуправления с 1.04.99 утратили право на предоставление
этими органами льгот по налогу на прибыль, ранее предоставленные этими
органами льготы действуют до введения в действие ч.2 НК РФ.
Ставки налога на прибыль, а также состав налоговых льгот,
установленных Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий
и организаций", могут изменяться при утверждении федерального бюджета на
предстоящий финансовый год.
2.2. Исключение из налоговой базы отдельных видов расходов
При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль, определенная в
соответствии с положениями, изложенными в разделе 2 Инструкции ГНС РФ №37,
при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли,
остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы направленные на
Капитальные вложения
С 21 января 1997 года
> предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование
капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке
долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и
использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;
> предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование
жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а
также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти
цели, включая проценты по кредитам.
Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим
соответственно развитие собственной производственной базы и жилищное
строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и
использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм
начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
До 01.01.96 эта льгота – по прибыли, направляемой на финансирование
капитальных вложений как производственного, так и непроизводственного
назначения. С 01.01.96 понятие льготируемой прибыли, направляемой на
непроизводственные цели, ограничено финансированием жилищного
строительства.
До 01.01.96 не предоставлялась предприятиям, осуществляющим
финансирование капвложений в порядке долевого участия. С 01.01.96 –
предоставляется, включая прибыль, направляемую на погашение кредитов банков
на указанные цели, полученные до 01.01.96 со сроком погашения в 1996 и
последующих годах.
Сумма прибыли, фактически направленная в порядке долевого участия на
финансирование капитальных вложений, определяется на основании письменного
подтверждения организации, аккумулирующей средства для долевого
строительства, о фактически произведенных им затратах в отчетном периоде.
В случае если в течение 2 лет с момента получения льготы по прибыли,
направленной на финансирование капвложений, организацией произведена
реализация или безвозмездная передача объектов основных средств или
объектов незавершенного строительства, приобретенных или возведенных за
счет названной выше льготы, налогооблагаемая прибыль на сумму этой
льготируемой прибыли подлежит восстановлению. Этот порядок не
распространяется на льготу по прибыли, предоставляемую до 01.01.94г.
Интересно отметить, что если предприятие покупает жилое помещение и
затем превращает его в офис в соответствии с п.1 Письма Минфина РФ от
03.04.96 года, и стоимость квартиры при этом отражается по дебету сч. 04,
то данное предприятие в праве воспользоваться данной льготой.
С 12.02.96 при определении суммы прибыли, фактически направленной в
порядке долевого участия на финансирование капитальных вложений,
принимаются во внимание фактически произведенные застройщиком в отчетном
периоде затраты за счет этой прибыли, которые распределяются между
участниками строительства пропорционально доле прибыли, полученной от них
на эти цели. Письменное подтверждение этих сумм участникам строительства
дается застройщиком.
При предоставлении льготы по прибыли, используемой на капитальные
вложения, принимаются фактически произведенные в отчетном периоде затраты
независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных
средств, учтенные по счету "Капитальные вложения". Из указанных затрат
исключаются суммы износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим
предприятию, с начала года на отчетную дату по счету "Износ основных
средств". По машинам, оборудованию и другим основным средствам, не
требующим монтажа, произведенные затраты учитываются при определении
льготы, если они отражаются по дебету счета "Основные средства" и кредиту
счета "Капитальные вложения".
При реализации или безвозмездной передаче (в течение двух лет с
момента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование
капитальных вложений) основных средств и объектов, не завершенных
строительством, при приобретении и сооружении которых предприятиям были
предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль
подлежит увеличению на остаточную стоимость этих основных средств и
произведенные затраты по объектам не завершенным строительством в пределах
сумм предоставленной льготы.
При отнесении произведенных затрат к капитальным вложениям
следует руководствоваться письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. N
160 "Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций",
Инструкцией о порядке составления статистической отчетности по капитальному
строительству, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 24
сентября 1993 г. N 185.
При предоставлении указанной льготы затраты, связанные с
приобретением и созданием активов нематериального характера и приобретением
земельных участков и объектов природопользования, не учитываются.
Льгота на погашение кредитов банков, полученных и использованных на
финансирование капитальных вложений, предоставляется по мере их погашения в
пределах сумм, направленных на капитальные вложения;
В случае если предприятие при приобретении основных средств использует
не только денежные средства, но и взаимозачеты, бартер или векселя третьих
лиц, то данная льгота сохраняется.
> затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами
государственной власти нормативами) на содержание находящихся на их
балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования,
культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха,
домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти
цели при долевом участии предприятий в содержании указанных объектов и
учреждений. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в
пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на
территории которых находятся указанные объекты и учреждения. (в ред.
Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 2 от 12.02.96)
Если такие нормативы местными органами государственной власти не
утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание
этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории,
подведомственных указанным органам;
> Направляемые товариществами собственников жилья, жилищно - строительными,
жилищными потребительскими кооперативами на обслуживание и ремонт жилых и
нежилых помещений, инженерного оборудования жилых домов, в целях
управления которыми и эксплуатации которых указанные организации были
созданы (действует с 21 января 1997 г.).
Благотворительность
> взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией
программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов -
интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих,
увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, на
восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным
организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям,
общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении
проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды
поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным
объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным
в установленном порядке, средств, перечисленных предприятиям, учреждениям
и организациям здравоохранения, народного образования, социального
обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и
дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более 3 процентов
облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям
культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам
и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские
благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды - не
более 5 процентов облагаемой налогом прибыли; взносов, направляемых в
1995 году на благотворительные цели в Фонд 50-летия Победы, - не более 10
процентов облагаемой налогом прибыли. (в ред. Изменений и дополнений
Госналогслужбы РФ N 2 от 12.02.96)
При этом общая сумма указанных выше взносов (за исключением взносов в
Фонд 50-летия Победы) не может превышать пяти процентов облагаемой налогом
прибыли. Сумма взносов в Фонд 50-летия Победы не может превышать 10
процентов.
Указанные в настоящем подпункте общественные организации, фонды,
предприятия, организации и учреждения, получившие такие средства по
окончании отчетного года в сроки, установленные для сдачи годового
бухгалтерского отчета, представляют в налоговый орган по месту своего
нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании. В случае
использования средств не по назначению в доход федерального бюджета в
установленном порядке взыскивается сумма в размере этих средств;
Льгота по благотворительности при взносе не денежными средствами , а
имуществом предоставляется организации, передавшей производимую ей
продукцию или иное имущество при условии их отражения на счетах реализации
46,47,48. С погашением стоимости этого имущества за счет прибыли,
остающейся в распоряжении предприятия.
> передаваемые в качестве добровольных пожертвований в избирательные фонды
кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти,
представительных и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также
в избирательные фонды избирательных объединений. При этом общая сумма не
облагаемых налогом добровольных пожертвований в избирательные фонды
кандидатов в депутаты и избирательных объединений не может превышать при
выборах в федеральные органы государственной власти соответственно 100-
кратного и 10000-кратного минимального месячного размера оплаты труда,
установленного законом, а при выборах в представительные и исполнительные
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления соответственно 50-кратного и 5000-кратного
минимального месячного размера оплаты труда, установленного законом.
Настоящий подпункт применяется к отношениям, возникшим при проведении
избирательных кампаний в Федеральное собрание Российской Федерации,
представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления.
При этом указанный порядок применяется только к отношениям,
возникающим при проведении выборов по замещению вакантных депутатских
мандатов в Совете Федерации первого созыва и в Государственной Думе первого
созыва, а также при проведении выборов представительных и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, впервые формируемых после принятия Конституции
Российской Федерации 1993 года.
До 1996 года освобождались от налогообложения суммы, направленные в
качестве добровольных взносов в Фонд поддержки предпринимательства и
развития конкуренции, созданный в соответствии с Постановлением Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 268 "О
Фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции".
Образование и наука
> направленные государственными и муниципальными образовательными
учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями,
образованными в соответствии с Законом Российской Федерации "Об
образовании" и получившими лицензии в установленном порядке,
непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования
образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном
учреждении;
> направленные предприятиями на проведение НИОКР, а также в Российский фонд
фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития,
но не более 10 процентов в общей сложности от суммы налогооблагаемой
прибыли;
> направленные научными организациями, прошедшими государственную
аккредитацию, непосредственно на проведение и развитие НИОКР в порядке и
по перечню, которые устанавливаются Правительством РФ.
Внесена в соответствии с федеральным законом № 10-ФЗ от 10.01.99 «О
внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о
налогах» и законом от 31.03.99 №62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в
закон Росийской Федерации»о налоге на прибыль предприятий и организаций».
До 1996 года действовала льгота, по уменьшению налогооблагаемой прибыли
на суммы дивидендов, выплачиваемых предприятиями физическим лицам, в случае
их инвестирования внутри предприятия на техническое перевооружение,
реконструкцию и (или) расширение производства, включая затраты на научно-
исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также на строительство
и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры;
Искусство
> направленные организациями кинематографии на финансирование строительства
Страницы: 1, 2
|