Международная торговая политика и регулирование международных экономических отношений \Украина\
Проявила себя также конкуренция со стороны так называемых "новых
индустриальных стран", таких, как Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг.
Наконец, за последующие несколько лет американский импорт в значительной
степени превышал экспорт. Растущий импорт оказывал отрицательное влияние на
производство и занятость в тех отраслях отечественной промышленности,
продукция которых напрямую конкурировала с импортными товарами.
Пострадавшие отрасли и группы рабочих пытаются получить государственную
поддержку в форме установления торговых барьеров. Устойчивый внешнеторговый
дефицит действительно представляет собой удобный аргумент для введения
протекционистских мер в целях оказания помощи пострадавшми отраслям. Более
того, дефицит торгового баланса помог обеспечить общественную поддержку
предложениям о проведении ответных санкций в отношении торговых партнеров,
которые ограничивают продажу американских товаров на своем внутреннем
рынке.
Издержки. Во что обходятся протекционистские меры рядовому потребителю?
Издерки для потребителей от тороговых ограничений можно рассчитать,
определив, какого их воздействие на цены защищенных товаров. В частности
протекционизм приводит к повышению цен на продукты тремя способами. Во-
первых, возрастает цена импортного продукта. Во-вторых, более высокая цена
на импортные товары заставляет некоторых потребителей переключаться на
покупку более дорогих товаров местного производства. Наконец, цены на
отечественные товары могут подняться в связи с ослаблением конкуренции со
стороны импорта.
Ряд исследований говорит о том, что издержки, которые ложатся на
потребителей защищенных пошлинами продуктов, поразительно велики. Одно из
исследований, в котором обследовался 31 класс защищенных изделий,
обнаружилось, что общие ежегодные потери потребителей от протекционистских
мер составляют около 82 млрд долларов (исследование проводилось в США).
Особенно велики ежегодные потери от торговых ограничений потребителей
проукции швейной промышленности (27 млрд дол.) нефтепродуктов (6,9 млрд
дол.), углеродистой стали (6,8 млрд дол.), автомобилей (5,8 млрд дол.),
молочной продукции (5,5 млрд дол.). Подобные огромные издержки указывают на
то, торговые барьеры являются весьма дроргостоящим способом сохранения
рабочих мест. В часности, по оценочным данным, издержки от торговых
ограничений на каждое сохраненное рабочее место составляют 750 тыс дол. в
производстве углеродистой стали, 550 тыс дол. в производстве метизов, 220
тыс дол. в молочной промышленности, 240 тыс дол. в производстве
апельсинового сока, 200 тыс дол. в стекольной промышленности. Поскольку
заработная плата составляет лишь часть этих сумм, то протекциониз вряд ли
можно назвать подарком.
Друге исследования показывают, что импортные органичения затрагивают в
большей степени семьи с низкими доходами, чем с высокими. Принимая во
внимание, что пошлины и квоты имеют много общего с налогом с продаж, нет
ничего удивительного в том, что эти торговые ограничения приводят к
негативным последствиям. Например, было выявлено, что издержки от
протекционизма, которые несут группы населения с низким уровнем дохода, в 7
раз превышают издержки групп с наивысшими доходам.
Но, может быть, выгоды, получаемые предпринимателями, и доходы
государства от пошлин, взятые вместе, перевешивают выпавшие на долю
потребителя тяжкое бремя издержек от торгового протекционизма? Нет.
Исследования показывают, что выгоды от торговых ограничений с лихвой
перекрываются их издержками, которые перекладываются на плечи потребителей.
Более того, чистые потери от торогвых барьеров, как правило, превышают
потери, определяемые статистическими исследованиями. Причины здесь две. Во-
первых, пошлины и квоты порождают множество дорогостоящих, с трудом
поддающихся количественному учету побочных эффектов. Например, ограничения
на импорт стали взвинтили цены на сталь для всех американских покупателей
этой продукции, в частности для американских автомобилестроителей. Их
издержки производства повысились, а продукция стала менее
конкурентноспособной на мировых рынках. Во-вторых, предприниматели
исползуют экономические ресурсы в огромных колическтвах для оказния
воздействия на конгресс в целях проталкивания и сохранения
протекционистских законов. В той мере, в какой эти услия отвлекают ресурсы
от задач, имеющих большую общественную значимость, общество взваливает на
себя дополнительный груз издержек, связанных с торговыми ограничениями.
Авторитеные исследователи приходят к заключению, что выгоды, которые
получают защищаемые отрасли от введения торговых барьеров, достигаются
ценой гораздо большех потерь для экономики в целом.
5. Внешние займы и международный банк.
Соединенные Штаты в индустриальном отношении развиты лучше, чем
остальной мир. Южная Америка, Восток и другие районы земного шара могли бы
использовать американский капитал с выгодой для своего индустриального
развития. Следует полагать, что этот капитал увеличил бы их производство в
такой степени, что они могли бы с лихвой оплатить щедрые проценты и
оплатить долг.
Однако американские частные лица не любят предоставлять займы. Хотя
американские корпорации строят за границей свои филиалы и вкладывают
капиталы в добычу нефти или минеральных ресурсов, однако практика
предоставления крупных частных займов в форме приобретения американцами
иностранных облигаций или акций прекратилась примерно в 1929 г . и , по
видимому, навсегда. Все же граждане США имеют сбережения, которые они
охотно бы дали взаймы, если бы подобные сделки были надежными; что касается
америаканской нации в целом, то от прелдоставления таких надежных внешних
займов она получила бы в будущем выгоды в виде более высокого уровня жизни.
Поэтому ведущие страны мира объединились и образовали в 1944г.
Международный банк реконструкции и развития и связанное с ним учреждение (
Международный валютный фонд. Как и следует изх его названия, Международный
банк был организован для предоставления надежных долгосрочных займо на цели
рекнострукции и развития. Международный валютный фонд, в свою очередь,
имеет дело с краткосрочным кредитованием и стабилдизацией валютных курсов
на началах сотрудничества.
Что представляет собой Международный банк, нетрудно понять. Ведущие
государства подписываютсмя на акционерный капитал банка на общую сумму 21
млрд. Дол. , пропорционально их экономическому значению. Квота США
составляет примерно 1/3 или 6 1/3/ млрд долл. Банк может использовать свой
капитал для предоставления надежных международных займов лицам или странам,
проекты промышленного строительства которых выглядят как экономически
вполне целесообразные, но которые не могут получить частных займов по
достаточно низким процентам.
До настоящего времени каждой стране было предложено внести менее 10%
ее полной квоты, и не предполагается, что странам ( членам банка придется
уплатить остальную часть. Очевидно, что с точки зрения международных
масштабов это не такая уж большая сумма. Подлинное значение Международного
банка не ограничивается теми заямами, которые он может предоставлять из
своего собственного капитала. Большое значение имеет тот факт, что банк
имеет право выпускать облигации и вырученную от их продажи сумму
испоьлзовать для предоставления займов(банк успешно разместил облинации в
США, Швейцарии и в других странах.). облигации эти вполне надежны, ибо они
гарантированы всеми участвующимми странами (в размере до 100% их квот).
Кроме того, Международный банк может страховать займы, получая за это
премию в размере 1/2 от суммы займа или 1%; в этом случае частные группы
могут вкладываьб деньги, зная, что заем обеспеченн банком.
Можно ожидать, что в результате этих трех методов предоставленная
долгосрочных кредитов из США в другие страны будет направляться поток
товаров и услуг предназначеннх для международного развития. Поскольку эти
займы обеспечены, они будут оплачены сполна. Если некоторые из них все же
окажутся безнадежными, убыток будет покрыт из тех премий и процентов,
которые получает банк. Если размеры безнадежных долгов еще больше
увеличатся, то убыток понесут все страны-участницы, а не только США. В то
время, как будут предоставляться займы, США получит дополнительную работу
(а если расходы в США и без того чересчур велики, тогда проблема инфляции
несколько обострится). Когда начнется оплата процентов или погашение
займов, импорт США (по стоимости) будет превышать экспорт, и этот излишек
будет состоять из полезных товаров. Производство в странах-заемщиках
возрастет в размерах, более чем достаточных, для того чтобы выплачивать
проценты по займам, а заработная плата и доходы от прочих факторов не
уменьшатся, а, наоборот, благодаря иностранному капиталу увеличатся.
Имел ли Международный банк финансовый успех? Несомненно. Может быть,
он проявляет чрезмерную осторожность в своей практике предоставления займов
для финансирования таких проектов промышленного строительства, которые
обесепчивают возможность погашения долга.
Кроме Международного банка, в котором участвуют многие страны,
существует еще Экспортно-импортный банк США, который учрежден федеральным
правительством. Этот банк тоже предоставляет внешние займы; например, он
может помогать экспортеру из США продать станки в Бразилию. Многие из этих
займов, а также займов, идущих на цели экономического развития, были
предоставлены в виде "связанных займов", то есть правительство США настояло
на том, чтобы вся сумма таких займов расходовалась непосредственно в США.
Правительство Эйзенхауэра учредило также Международную финансовую
корпорацию, которая, представляя собой вспомогательную организацию
Международного банка, помогает мобилизовать капитал для целей
экономического развития. Были организованы также Международная ассоциация,
которая является составной частью ООН, и американский собственный Фонд
займов для развития, который в 1959 г. начал "связывать" предоставляемые им
займы.
Когда валютные курсы меняются с каждым днем, риск, связанный с
международной торговлей, увеличивается и объем товарооборота сокращается.
Международная специализация и производительность снижаются. К тому же, если
каждая страна, чтобы поднять конкурентноспособность, пытается обесценить
свою валюту, то в итоге положение всех стран ухудшается и мировая торговля
оказывается в безвыходном положении.
Пока существовал золотой стандарт, валютные курсы сохранялись на
неизменном уровне. Но он превращал каждую страну скорее в раба, нежели в
господина своей экономической судьбы.
До тех пор пока мы соблюдали его правила, нам приходилось терпеть
инфляцию всякий раз, когда этого хотел остальной мир, и переживать дефляцию
всякий раз, когда и этом мире изменялись издержки производства и спрос.
Разумется, золотой стандарт имел некоторые преимуществано, увы, бедный
золотой стандарт стал жертвой первой мировой войны, и стех пор никакие силы
в мире не смогли бы его восстановить, а многие казначейства и не захотели
бы этого сделать, даже если бы и могли.
Международный валютный фонд был образован вместе с международным банком
на международных конференциях, состоявшихся в 1944 г. В Бреттон-Вудсе. Он
призван обеспечить преимущества золотого стандарта, устарнив его
отрицательные стороны, то ест, иными словами, валютные курсы должны быть
относительно устойчивыми, но прежний автоматический механизм должен
смениться международным сотрудничеством; кроме того, стораны долджны быть
избавлены от необходоимости проводить регулирование, вызывающее дефляцию,
связанную с колоссальной безработицей. Предполагается, что существование
фонда уменьшит необходимость в проведении прямого импортного контроля.
В 1947 г. фонд установил послевоенные валютные курсы для большинства
своих членов. Однако королю Золоту отведена роль только конституционного, а
не абсолютонго монарха. В 1949 г. большинство стран Британской империи и
Западной Европы обесценили свои валюты на 30% и курс фунта стерлингов был
стабилизирован на уровне 2.8 доллара вместо прежних 4.3 доллара.
Не следует ожидать, что в наше беспокойное время установится
совершенное равновесие международных сделок. Несомненно, что некоторые
страны в течение какого-то периода времени будут больше вывозить за
границу, нежели ввозить, - даже если учесть при этом долгосрочные внешние
займы и помощь. Другие же страны будут в это время влезать в долги и иметь
пассивный торговый баланс. Как же в таком случае можно сохранить устойчивые
валютные курсы.
Вот тут и появляется на сцене МВФ. Он предоставляет странам-должникам
краткосрочные ссуды. Фонд пытается установить правила и процедуры, чтобы
помочь в той или иной стране не залезать с каждым годом все больше в долги.
Если какая-либо страна в течение продолжительного времени увеличивает свою
задолженность, то к ней применяются известные меры финансового наказания.
Не более важно, что директора фонда консультируют страну и дают
рекомендации, как устранить создавшееся положение. Однако они не требуют от
страны, чтобы она вызвала у себя депрессию и сократила национальный доход
до такого низкого уровня, при котором объем ее импорта был бы приведен в
соответствие со средствами, которыми она располагает. Вместо этого стране
сначала разрешается самостоятельно провести обесценивание своей валюты на
10%. Это должно способствовать восстановлению равновесия в ее торговле
благодаря расширению экспорта и сокращению импорта.
Если этого все же недостаточно, чтобы исправить так называемую
"переоценку" валюты страны-должника, то руководство фонда после должной
консультации может разрешить дальнейшее обесценивание валюты этой страны.
Но заметьте, что все изменения курсов производятся в определенном порядке.
Международная устойчивость сохраняется на протяжении более длительного
времени. Кроме того, предусмотрена также возможность изменения в случае
необходимости валютных курсов, что значительно лучше, чем бездействие в
ожидании большого международного взрыва или даже катастрофы.
Рассмотрим вкратце, не вдаваясь в технические подробности, возможности
преджоставления краткосрочных кредитов МВФ. Прежде всего все страны - члены
фонда имеют определенные квоты, которые устанавливаются пропорционально
национальному доходу и объему внешней торговли каждой из них. Квота США
составляет приблизительно 1/3 общей суммы квот и равна примерно 4 млрд.
долларов. Каждая страна вносит большую часть квоты в ее собственной
валюте, а остальную сумму уплачивает золотом; однако эта сумма не должна
превышать 10% официального запаса золота и американских долларов этой
страны.
Обычно странапокрывает свой импорт экспортной выручкой или
долгосрочными займами. Но предположим, что экспорт и займы недостаточно
велики и какая- либо страна, скажем Англия, нуждается в краткосрочном
кредите фонда. Каким образом фонд помогает такой стране-должнику получить,
например, доллары? Он помогает ей, расширяя ее "покупателдьные права". Он
просто разрешает англичанам приобрести некоторую сумму долларов из
собственных средств фонда в обмен на английскую валюту. Для того чтобы фонд
не получил слишком большого количества фунтов стерлингов и не лишился своих
долларов, англичанам в течение года не разрешается покупать доллары на
сумму, превышающую 1/4 их первоначальной квоты. Таким образом, у фонда
никогда не скопится такого количества английских фунтов стерлингов, больше
чем в два раза превышающего первоначальную квоту в этой валюте.
После того как платежный баланс Англии улучшится, она выкупит на золото
(или на доллары) фунты стерлингов, которые она раньше продала фонду.
Следжовательно, у фонда никогда не истощатся запасы долларов или любой
другой валюты, в особенности если он своевременно примет меры, которые
предотвратили бы возможность длительного отстутстсвия равновесия.
Вначале фонд не оправдал возложенных на него надежд. Послевоенное
напряжение оказалось значительно болеее сильным, чем это предполагали в
1944 г. ; средств фонда не хватало, чтобы спроавиться с нарушениями
равновесия. К счастью, ег функции частично взял на себя Европейский
платежный союз, который был создан после объявления программы помощи по
плану Маршала, чтобы обеспечить европейским странам краткосрочные кредиты и
возможность клиринговых расчетов; часть функций взяла на себя также
созданная для консультаций Организация европейского экономического
сотрудничества. В свою очередь внутри Британского содружества стерлинговая
зона координировала торговые взаимоотношения района этой "ведущей валюты".
Мы рассмотрим новую валютную систему, которая функционирует и
развивается до сих пор в мировой экономике, определенную на съезде
представителей стран - членов МВФ в Кингстоне на Ямайке в январе 1976.
Содержание основных принципов Ямайской валютной системы следующее:
1) Кингстонское соглашение провозгласило полную демонетизацию золота в
сфере валютных отношений. Отменена официальная цена на золото и фиксация
масштабов цен (золотого содержания) национальных денежных единиц, снято
любое ограничение его приватного использования.
2) Кингстонское соглашение поставило целью переделать созданную еше в
1969 году МВФ коллективную международную единицу - "специальные права
заимсствования" (Special Drawing Rights) - SDR в главный резервный актив и
международный способ расчетов и платежей. Речь идет о том, что система
взаимосвязей "золото - доллар - национальная валюта", на основе которого
функционировала Бреттон-Вудское соглашение, трансформировалось в новую
систему "SDR национальная валюта". В этой структуре SDR получила статус
альтернативы не только золота, а и доллара как международных денежных
единиц.
Реальная практика валютных отоншений, которые осуществлялись на основе
Кингстонского соглашения, не подтвердила возможность полного вытеснения
доллара с позиции ключевой международной валюты. Сейчас американская валюта
обслуживает около 2/3 международных расчетов. С учетом этого можно
констатировать, что Кингстонская система функционирует по принципам не
бумажно-валютного (как предлагалось соглашением), а бумажно-долларового
валютного стандарта.
3) Особенно важным признаком механизма Ямайской системы являтеся
введение "плавающих валютных курсов" национальных единиц. Следует учитывать
два противоположных аспекта такой системы. С одной строны, система, про
которую ведется речь, наделяет валютные отношения гибкостью, возможностью
эффективной реакции на изменение соотношений в стоимости национальных
валют.
С другой стороны, колебания валютных ресурсов разрушают стабильность
торговых связей, порождает спекулятивные операции. В связи с этим
Кингстонское соглашение предвидит сбережение элементов регулирования
системы валютных отношений, путем осуществления соответствующих операций на
валютном рынке.
4) Ямайская валютная система развивается по принципам полицентризма:
она с одной стороны, подчинена централизованным регулирующим действиям
(соответственно статусу) МВФ, с другой - имеет очень развитую сеть
автономных (региональных)валютных структур. С 1979 года введена в действие
Европейская валютная система, которая ставит целью благоприятствовать
обеспечению общеевропейской экономической, в том числе валютной интеграции.
В структуре Ямайской системы существуют и другие валютные группы.
С формирования соответствующих институционных структур и
принципов функционирования Ямайской валютной системы еще не завершено. Они
постоянно корректируются в соответствии с изменениями в международных
экономических отношениях.
6. Современные проблемы внешнеэкономической политики Украины.
На сегодня эффективной интеграция Украины в мировое экономическое
пространство является обязательным заданием построением ее
государственности и экономики. Но для отго чтобы этот процесс действительно
принес ожидаемые результаты, нужно понять и реализовать несколько важных
положений. Они должны основываться на:
знании и прогнозировании тенденций в изменениях внешнеэкономичяеской
среды (системы мирового хозяйства), в котором должно функционировать
национальное хозяйство Украины, а также принятие его внутреннего
экономического “регламента”;
четкое понятие необходимых - сбалансированных с национальными
интересами - трансформацией национального хозяйства, которые могли бы
обеспечить эффективное взаимодействие с мировым хозяйством на основе
высокого уровня конкурентоспособной экономики.
Наше государство только входит в систему мирового хозяй ства, и от
того, как этот процесс будет происходить, зависит не только и не столько
динамика внешней торговли, а прежде всего - возможность дальнейшего
социального и экономического развития государства как органичной подсистемы
мировой экономики. В процессе интеграции в мировое экономическое хозяйство
Украина будет встречаться с огромными сложностями. Это обуславливается
рядом причин.
Во-первых, Украина еще не определилась в полной степени с основными
направлениями и механизмом структурной перестройки экономики, критерии
которой должны определяться с учетом особенностей развития мировой системы
хозяйствования, а также реальных возможностйей направлений интегрирования в
нее Украины.
Во-вторых, очень остро стоят вопросы как безопасности в сфере внешне-
экономических отношений, так и вообще экономической безопасности, которые
необходимо решать с опзиций активного конкурентного противостояния в
мировом рынке.
В третьих, существуют явные противоречия регионального характера,
решение которых возможно только с помощью долгосрочных договорных
принципов, путем активного включения в интеграционные процессы, с
определением глобальных национальных приоритетов и их балансировкой с
другими, которые существуют в мировом экономическом хозяйстве.
В четвертых, попытки активного общения и диалога с международными
финансовыми институтами - как гарантами вхождения Украины в мировой рынок и
обновления экономики - пока что вызывают неадекватную реакцию широких
кругшов украинской общественности, поскольку до сих пор не не четко
определены ориентиры нашей страны ни в развитии ее “внутренней” экономики,
ни в поисках ее будущего места в мировом хозяйстве.
Перечисление причин, которые обуславливают актуальность разработки
концепции долгосрочной внешнеэкономической политики на 15-20 лет, можно
продолжить, но достаточно и этих, - тем более, что и до сих пор, на пятом
гооду самостоятельности Украины, не существует, по сути, ни доктрины, ни
налаженной внешнеэкономической политики нашей страны. Ее
внешнеэкономическая политика - это, в основном, эпизодическая тогрговля,
вокруг которой сконцентрированы усилия по ее так называемой “либерализации”
(дебаты о лицензировании, квотировании, ценообразовании и др. ). Но
внешнеэкономическая политика - это не только торговля, не только
инвестиционное и научно -техническое сотрудничество, не только создание
договорного простора и обеспечение национальной экономической безопасности.
Это - весь комплекс проблем, решение которых нацелено на органическое
интегрирование национального хозяйства в систему мирового хозяйства с целью
максимизации своей доли мирового дохода.
Существующие концептуальные подходы к внешнеэкономической политике
Украины - при всех ее позитивных аспектах - имеют существенный недостаток:
у них фактически отсутствует концепция и организационные принципы
достижения стратегических целей. А именно это и составляет стержень
внешнеэкономической политики. С точки зрения изменений, которые не отолько
имели место, но и развиваются в сфере международных экономических
отношений. Следует заметить: именно ориентация на глобальные изменения и
тенденции, их прогнозирование в долгосрочном режиме, а также адекватная
политика нашего государства могут привести к позитивным изменениям в ее
положении в мировом рынке.
Украина переходит к динамической стратегии реформирования экономики,
все больше активизируя свою деятельность на мировой арене. В связи с этим
особенно важной становится разработак не только стратегических направлений
в интеграции нашей страны в мировое хозяйство (внешнеэкономических
ориентиров и доктрины), но и стратегических приемов интегрирования,
которые бы позволили наравне взаимодействовать с международными
экономическими организациями, иностранными партнерами и конкурентами, тем
самым внося помощь в создание внутренних экономических преобразований.
Сегодняшние реалии взаимоотношений Украины с мировой хозяйственной
сферой характеризуются неподготовленнностью ее экономики к
высокоэффективным формам внешнеэкономического сотрудничества.
В современной мирохозяйственной сфере внешнеэкономические связи
национальных экономик охватывают более широкий, чем раньше спектр
взаимодействий: торговый обмен перерос в научно-технологическое и
инвестиционное сотрудничество. Сложилась новая модель таких связей -
производственно-инвестиционная.
Как справедливо заемечает Е. Кочетов, производственно-инвестиционное
сотрудничество в результате интернационализации производства и капитала, не
подрывает товарное производствво, а модифицирует , делает более
эффективным.
Производство основывается на базе технологического сотрудничества,
которое вышло за прделы национальных границ; на новых разделения труда на
современнейших формах произвордится обмен товарами; субъекты рынка
выступают в транснациональной форме. Но для Украины является свойственным
“поставочно-сбытовой” и “посредническо-торговый” менталитет выхода в
мировой рынок. С точки зрения на это, чтобы побороть отсталость нашего
производства, его системную несовместимолсть с мировым, необходимо перейти
к новой модели взаимоотношения национального хозяйства с мировым. Именно
поэтому следует ориентироваться на производственно-инвестиционную модель,
где в поле зрения является не только сфера обмена (внешняя торговля), но и
сотрудничество по всем направлениям производственно-технического процесса,
с вынесением части из них за национальные рамки. Ориентация исключительно
на внешнеэкономическую модель сотрудничества приведет к еще большему
углублению структурного кризиса, поскольку она в значительной мере
являтется производной от существующей структуры производства. В данном
случае речь следует вести не о выходе на мировую арену олтдельных
украинских товаров, а о функционировании на этой арене как определенных
конкурентоспособных отраслевых и межотраслевых блоков, регионально-
производственных анклавов и т.д..
Как показывает международный опыт, сегождня прорыв на мировые рынки
основывается, как правило, не просто продуктом, и даже не отраслью, а
межотраслевым комплексом, который состоит из определенных вновь созданных
технологических систем. Его конкурентное ядро занимает определенную для
него технологическую нишу и интегрируется со своими поставщиками и
партнерами. Выявление м поддержка развития таких отраслевых (межотраслевых)
“кустов” в украинской ( это очень важное и необходимое дело.
Главная цель государственной внешнеэкономической политики состоит в
создании условий для формирования долгосрочных конкурентных преимуществ у
отечественных товаропроизводителей. Такая постановка проблемы не нова. Она
четко сформулирована М. Портером, и подходы к ее развязке широко
используются разными странами. Напомним ряд исходных моментов на которых
такая политика базируется:
национальное экономическое процветание основывается на высоком уровне
производительности труда;
в отраслях конкурируют фирмы , а не страны;
национальное конкурентное преимущество имеет относительный характер;
динамическое обновление приводит к определенным конкурентным
преимуществам, а не к краткосрочному выигрышу на уровне снижения затрат;
конкурентные преимущества в отраслях промышленности создаются на
протяжении десятилетий или большего срока;
страны добиваются преимуществ благодаря своим различиям, а не схожестью;
Экспортная ориентация экономики и либерализации внешнеэкономических связей
( как основное задание внешнеэкономической политики Украины ( требует
определения существующих и потенциальных конкурентных преимуществ
украинских товаропроизводителей, а также причин, которые их формируют, и
механизма реализации этих преимуществ. Причем этот вопрос следует
рассмотреть в двух плоскостях:
1) с позиции уравненных преимуществ на основе факторов производства;
2) с позиций, полученных (то есть таких, что создаются обществом)
конкурентных преимуществ.
Ключом к пониманию наших позиций на внешних рынках является интегрированный
критерий конкурентоспособности ( уровень эффективности использования
ресурсов. Украина имеет значительные природные преимущества: достаточное
число рабочей силы, выгодное географическое положение, богатые природные
ресурсы и т.д. Но это только возможные потенциальные преимущества, которые
еще требуется развивать и реализовывать.
Дебаты, что часто встречаются на страницах массовых изданий, а также, к
сожалению в научных обозрениях, о мощном экспортном потенциале Украины не
имеют под собой достаточных оснований. Таким образом, если присмотреться,
то наши конкурентные преимущества не являются законченными, они имеют
коньюнктурный характер по ограниченной группе товаров и на рынках, которые
не определяют действительный уровень мировой конкуренции. А то, что, так
сказать, припрятано у нас в ВПК и лабораториях, то с его
конкурентносопособностью еще нужно определиться. Таким образом, без рынка
такого не сделать, а мы этих товаров и услуг, по сути, еще не продавали.
Также необходимо определиться, что следуеть понимать под экономическим (и в
том числе ( экспортным) потенциалом. Потенциал социально-экономической
системы ( понятие относительное, и его измерение выполняется в региональном
срезе (для стран) по многомерному динамическому критерию, который
интегрирует природно-ресурсные, экономические, социальные, политические и
другие условия.
Потенциал системы ( это ее способность достичь поставленной цели при
наличных ресурсах и условиях их использования, то есть это уровень
эффективности использования ограниченных ресурсов.
С такой позиции и следует рассматривать экспортный потенциал, который можно
определить как сумму благ, которые национальная экономика может произвести
и реализовать за свои границы, без убытков для себя, но во всех случаях (
при определенных внешних и внутренних ограничениях ( пытаясь
максимизировать собственную прибыль.
Экспортный потенциал страны ( это также способность национальной экономики
воспроизводитиь свои конкурентные преимущества на мировой арене. Способна
ли наша социально-экономическая система воспроизводить в значительных
масштабах законченные конкурентные преимущества в кратко- или
среднесрочном периоде? Этот вопрос потребует тщательного анализа и заставит
дать взвешенный ответ.
Определенные надежды возлагает некто из политиков, экономистов и чиновников
на иностранные кредиты и пролучение иностранных инвестиций. Но следует
обратить внимание на обстоятельства, которые сопровождают такую политику.
В высокоразвитых странах необходимость поддержки значительной
конкурентоспособности привела к рождению нового типа хозяйственного
развития, при котором относительное равновесие отраслевых и технологических
структур изменилось на постоянные, динамически последовательные реформы
структуры хозяйствования. Следует заметит существенное сокращение
сокращение жизненного цикла продуктов и технологий. Иногда это делается
развитыми странами сознательно: едва устаревшую технологию передают в
другие страны, а у себя развивают новую. Тем самым обеспечивается
лидерство. При таких условиях напрасно надеяться, что с помощью
иностранного капитала Украина займет достойное место на мировом рынке. В
лучшем случае мы превратимся в более-менее сытую страну с развитым
традиционным и альтернативным производствами.
Конкурентоспосбность национальной экономики ( это решающий критерий, на
который необходимо обращать внимание при решении проблем либерализации
внешнеэкономических связей и уровня открытости экономики, что является
первым камнем в фундаменте внешней политики.
По-нашему, сегодня экономика Украины ( с точки зрения на ее безнадежно
тяжелое положение и низкую конкурентоспсобность ( является очень открытой.
Как известно, главным каналом открыости является внешняя торговля. Ее доля
в ВНП колеблется от 8-10% в больших странах до 70-80% в некоторых маленьких
странах (Голландия, Бельгия и другие). По оценкам специалистов, уровеннь
открытости экономики Украины, рассчитанный как доля экспортной квоты в ВВП,
в 1994 году составлял больше одной трети.
Такая ситуация причиняет серьезное беспокойство для отечественной
экономики, поскоьку высокий уровень ее открытости является следствием не
значительной конкурентоспособности, а бессистемной торговли на фоне
глубокого кризиса. Какое нибудь нежелательное колебание коньюнктуры
мировых товарных рынков может привести украинских производителей к
банкротству ( из-за отсутствия запаса прочности.
Сначала рассмотрим, какие конкурентные преимущества свойственны украинской
экономике, ( для того, чтобы, используя их, можно было бы занять достойное
место в мировых экономических отношениях. Как правило, ставят на дешевую
рабочую силу, развитую промышленность, возможности АПК и ВПК, наличие
высоких технологий и развитую науку. Давайте рассмотрим эти показатели
критически, так как преувеличенный оптимизм является намного худшим, чем
взвешенность и осторожность в оценке своих реальных возможностей.
1. Дешевая рабоча сила. Как правило, этот постулат принимается на веру,
потому что стоимость рабочей силы идентифицируется с низкой заработной
платой, без учета производительности труда. Приведем пример: на Украине
реальная заработная плата занятого в материальном производстве составляет
примерно 13% от соответствующего показателя по США, а производительность
труда ( примерно 20%. Таким образом, если сравнить эти показатели, то на
Украине цена труда, затраченного на производство единицы нацдохода (НД), не
Страницы: 1, 2, 3, 4
|