Международная торговая политика и регулирование международных экономических отношений \Украина\
так уж сильно ( она будет всего на 35% меньше чем в США. Но эта разница
поглощается низким качеством труда и, соответственно, товаров, а также
большими затратами на производство (30-40%).
Не выдрживает критики утверждение про достаточно высокий профессиональный
уровень нашей рабочей силы. Вспомните, что одна треть работников
промышленности, три четвертых в сельском хозяйстве, и примерно одна вторая
в строительстве занята ручным неквалифицированным трудом. Если взять
другие сферы народного хозяйства, то и тут ситуция примерно та же. Не может
быть высококвалифицированным врач, учитель, ученый и другие специалисты,
если они не знакомятся с достижениями НТП и не работают с применением
передовых технологий.
Если к этому прибавить низкую трудовую и общественную дисциплину
политизированность "пролетариата", социалистический социальный менталитет и
другие присущие нам качества, то выходит, что рабочая силы не является
конкурентоспособной силой с которой можно выходить на мировой рынок.
На современнном этапе научно-технического развития, который является
основным источником повышения конкурентоспособности, к производству
предъявляются новые, гораздо более жестокие требования. Прежде всего, это
относится к качественным характеристикам трудовых ресурсов ( дисциплины,
квалификации, отношения к труду, организации и управления производством
(современного менеджмента) и т.п. Разве отвечает сегодня наша рабочая сила
этим требованиям? Конечно нет! Значит она еще дороже обходится для
предпринимателя.
Кроме того, значительное расширение в индустриально-развитых странах
электронных и информационных технологий, с учетом их трудосберегающего
эффектиа ставится под сомнение конкурентные преимущества, достигнутые за
счет дешевой рабочей силы. Обеспечивающие резкое повышение
производительности труда, эти технологии не только уменьшают, но и приводят
к минимуму значение низкой заработной платы.
2. Относительно развитая промышленность, которая ( при определенных
маркетинговых и политических усилиях ( может занять достойное место на
рынках стран, которые развиваются, и стран СНГ. Причем главными причинами
реализации такого направления признаются долгое "присутствие" бывшего СССР
в этих державах, нетребовательность их рынков к качеству продукции,
необходисмость поддерживать производственные процессы "советского"
происхождения, возможные низкие цены на украинские товары, а также причины
политического характера. Но следует учитывать определенные обстоятельства,
которые делают эти "конкурентные" преимущества достаточно спорными.
Современный мировой характеризуется применением лидерами международной
конкуренции глобальных стратегий, в которых неразрывно связывается торговля
и экспорт капитала.
Рынки стран, которые развиваются, требуют значительных кредитов. Ведь на
этом строилась торговая политика СССР. Именно в приливе иностранных
инвестиций заинтересовано большинство стран, которые развиваются. Но в
ближайшие 15-20 лет Украина вряд ли сможет реализовать такую политику в
масштабах, достаточных для завоевания позиции лидера.
К тому же следует учитывать так называемый "российский след" на этих
рынках. Ведь именно с Россией ассоциируется бывший СССР, именно России
отошла внешнеторговая и дипловматическая инфраструктуры, именно она
наиболее активно действует на них. Поэтому на любые мирове рынки мы должны
выходить с конкурентоспособной продукцией, а не искать непритязательных
клиентов.
Подчеркнем, что при определении экмпортно-ориентированных производств
необходимо руковолствоваться запросами мирового рынка, активно эти запросы
удовлетворяя. На мировом рынке нет незаполненных ниш (сегментов). Значит
нужно основывать их и активно участвовать в их заполнении иначе конкуренты
быстро заполнят их и вытеснят с них менее активных участников рынка. С
другой стороны большие возможности ( это другой план данной пролемы. Они
оцениваются с позиций запросов рынка, так что требуется ответить на вопрос:
а смогут ли наши производители сделать то, что необходимо?
3. Возможность быстрой экспортной ориентации сельского хозяйства и
перерабатывающих отраслей. С позиции оценки первичных (то есть природных)
факторов конкурентных преимуществ Украина занимает выгодное положение:
хорошие земли, умеренный климат, большое количество рабочей силы, удобное
географическое положение, обширные рынки сбыта и т.д. Однако состояние АПК
Украины не настолько удовлитворительное, чтобы вести речь о его
конкурентных возможностях аже на рынках России. Если это и станет
возможным то совсем нескоро. Перед Украиной стоит одна из главных задач (
прожить этот год при своих. Перспективы на ближайшие годы не вселяют
оптимизма. Аграрная реформа настолько затянулась, что она не сможет сразу
развязаться со сложнейшими вопросами социально-экономических отношений в
аграрной сфере и значительно повысить производительность труда.
По оценкам экспертов, для того, чтобы полностью обеспечить себя зерном на
используемых посевных площадях, необходимо выращивать урожай по 33-35 ц. с
га. Это совсем не рекордные урожаи, но они для нас пока недоступны.
И наконец, важный вопрос: а кому продавать продукцию? На Западе она не
требуется. Остаются только Россия и бывшие республики СССР. Однако и тут
важно не переоценить свои перспективы. Россия ( это большой рынок сбыту,
где разгорается острая конкуренция между основными производителями
сельскохозяйственной продукции.
Наши сельско-хозяйственные продукты, так сказать, вымениваются на нефть и
газ. Такой обмен не может быть эквивалентным, потому тчо значительно легче
установить мировые цены на энергоносители, и правктически никто не покупает
сельско-хозяйственную продукцию в Украине по мировым ценам. С такими ценами
Россия найдет себе продукцию высокого качества в каком-нибудь другом месте
за границей. Так что по так называемым мировым ценам наша продукция сельско
хозяйственного сектора неконкурентоспособна даже на российском рынке.
Продавать значительно дешевле ( это про нашу продукцию и не только сельско-
хозяйственную. Итак, экспортный потенциал Украины в этой области может
стать значимым через 15-20 лет.
4. Значительный технологический потенциал ВПК, а также в среле научно-
исследовательских работ и науки. Рассмотрим одну из его сторон, может быть
самую важную, ( эффективность производства. Следует подчеркнуть, что
основная масса конкурентных технологий сконцентрирована в ВПК, где они
разрабатывались и применялись, как правило, для выпуска малых серий и
единичных экземпляров, при слабом контроле за материальными затратами.
Известно, что в этой сфере эффективность имела не экономический смысл. Кто
сегдня может сказать, какие затраты уходят на ракеты, танки, корабли,
самолеты и т.д? Выгодно ли изготовлять их и продавать на мировом рынке? И
наконец: развитие ВПК, с одной стороны, и конверсия ( с другой, требуют
постоянных больших вложений в НИИОКР ( с тем, чтобы их продукция была
конкурентоспособной. Причем речь идет не о необходимости значительных
затрат на маркетинг этой специфической продукции и трудности, которые
имеются с ней на мировом рынке.
С ВПК связываются значительные надежды по выходу на мировой рынок с
высокими технологиями. Но следует заметить, что этот оптимизм слишком
преувеличенный. На сегодня сфера высоких технологий (имютя в виду как сами
технологии, так и их функционировани) фактически свернута. Стагнация
является наследием паралича предприятий, которые имеют эти высокие
технологии. У них сузился внутренний рынок, а конверсировать предприятия-
гиганты очень тяжело и с экономической точки зрения неэффективно. Первыми
шагами в решении этой проблемы стали разгосударствление, демонополизация,
реструктуризация, основание системы малых и средних предприятий, которые
имеют высокие технологии и могут их использовать в соответствии с запросами
рынка. Например, АО "Арсенал" может объединить через холдинг или другую
форму много разных предприятий, которые работают в сфере высокоточной (и не
только) оптики. Они объединяются, кооперируются, раздробляются,
конкурируют и эвсем этим вносят жизнь в эту сферу, которая может стать
конкурентоспосбной на мировом рынке. Каждое из них найдет свою рыночную
нишу и будет отстаивать ее, что возможно только с помощью НТП. Кроме того
небольшие предприятия значительно легче приспосабливаются к рынку ( это
один из путей конверсии.
На мой взгляд, мы слишком много говорим (именно говорим) о выявлении так
называемых "технологий мирового уровня" и поддержку их государством.
Экспертные оценки (оценку со стороны государственных органов, чиновников)
ни к чему не приведут, а наоборот принесут вред. Ведь у кого больше
власти, тот и тянет на себя бюджетное "одеяло". Этот пережиток социализма
остался и в условиях экономической и политической нестабильности принимает
характер "беспредела" (примеров тому множество). Поэтому считаю, что с
помощью независимой экспертизы предстоит выявить несколько перспективных
направлений для государственной поддержки, а оставшуюся часть нужно бросить
в океан рыночных отношений, который государство должно создать в первую
очередь. Еще раз хочу подчеркнуть: главное при этом ( демонополизация в
сфере НИИОКР, науки и высоких технологий. Достижениями научно-технической
мысли как товаром должны владеть люди, которые их изобрели.
Особенное внимание следует уделять науке, поскольку для выхода на внешние
рынки необходим постоянный научный поиск по созданию новых товаров и услуг,
но и сам научный продукт имеет огромное значение как товар. Украинская
наука достигла больших высот, в ее "портфеле" есть вереница готовых к
реализации уникальных технологий. Но этого мало. Сегодня необходимо иметь
также высокоразвитую инфраструктуру, а именно ( подготовку высококлассных
научно-инженерных кадров, развитую инвормационную науку и ее интегрирование
в мировой информационный простор, создание ограниченного круга
государственных научных органов, которые бы достаточно финансировались
государством (другие должны иметь частный характер) и были национальными
центрами фундаментальных исследований и т.д. В конце-концов, ужно
выработать государственную стратегию развития науки.
Освоение новых технологий требует не только высокоорганизованной системы
подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, но и значительных
вложений в развитие так называемых "вспомогательных" производств (и в том
числе ( разных услуг, от которых зависит эффективность использования
современной техники), а также производственной, рыночной и информационной
инфраструктур.
Считаю, что развитие науки ( это реальный для Украины путь в мировове
сообщество через повышение уровня конкурентоспособности ее экономики.
Именно наука является основой силой, которая производит, по терминологии М.
Портера, развитые (или, лучше сказать, приобретенные) источники
конкурентных преимуществ, которые имеют решаюшее значение в конкурентной
борьбе. Об этом несомненно говорит опыт Японии, Италии, Тайвани и других
стран.
Современный курс на повышение экспорта любой цеой в перспективе приведет в
тупик. Это обусловлено несколькими принципиально важными моментами: 1)
ориентация на сегодняшнюю структуру (даже если это вызвано потребностью в
СКВ) приведет к еще большей структурной деформации государства и до конца
уничтожит его научно-технический потенциал; 2) стратегия привлечения научно-
технического потенциалав сферу внешнеэкономической деятельности
отсутствует, а все известные мне так называемые "программы и концепции"
имеют торгово-посреднический характер; 3) в существующих разработках
фактически отсутствует понимание того, что для получения и удержания
конкурентных преимуществ в научных отраслях, которые могут составить основу
для экпортно-ориентированной стратегии, необходимо иметь стабильные
преимущества в определенных сферах науки, а также в отраслях, связанных с
производством конечного продукта. Одновременно в Украине пока что
отсутствует действенный механизм и можелт организации производства, которые
могли бы сплотить конкурентоспособные технологические системы и были бы
способны к эффективной интеграции в мирохозяйственный простор на основании
агрессивной экспортной стратегии.
Именно сегодня, в контексте разработки долгосрочной внешнеэкономической
политики, необходимо оптимально сбалансировать коротко (, средне( и
долгосрочные интересы государства, связав их с динамикой экономических
реформ и структурных преобразований в народнохозяйственном комплексе. Для
Украины этот механизм условно должен состоять из трех взаимосвязанных
уровней, на каждом из которых реализуется конкурентные преимущества разных
уровней.
I уровень: стабилизация и наращивание производства в определенных
направлениях, в соответствии с стратегическими целями, традиционными
товарными связями, со смещением акцента на готовую продукцию. Необходимо
сберечь экспортный потенциал металлургического комплекса и некоторых
химических производств, постепенно преобразуя их на новые технологические
процессы. В определнном понимании, этот уровень является "товарно-
коньюнктурным", но его основное задание ( закрепеление на традиционных
рынках, а также экспансия на новые через активное влияние на коньюнктуру
(агрессивный маркетинг товарных рынков) и развитие существующих
конкурентных преимуществ.
II уровень: реализация определенных временных преимуществ, которые
обеспечиваются относительно невысокий стоимтостью рабочей силы, наличием
развитых производственных фондов и технологических знаний, а также
материальных ресурсов. Эта модель интеграции в мирохозяйственную систему
является традиционной для стран, которые развиваются, особенно ( на
стартовом этапе. Ее ключевой элемент ( ставка на привлечение иностранного
капитала и подключение к глобальным технологическим связям.
В наших условиях этот уровень может быть реализован по таким направлениям:
( создание производств с участием иностраного капитала для выпуска
конкретных марок товаров, которые завершают свой жизненный цикл на рынках
развитых стран;
( создание сложных производств из привозных компонентов;
(создание машиностроительных производств, которые бы ориентировались на
обслуживание иностранных инвестиций в Украине;
( размещение в Украине заказов на выполнение НИИОКР в тех сферах, где она
соответствующий научно-технический потенциал.
III уровень: реализация конкурнетных преисмуществ, воплощенных в высоких
технологиях ( как существующих, так и будущих. Украина имеет такие
разработки, и при определенных условиях они могут исполнять роль
экспортного тарана. Но, как уже подчеркивалось, для этого нужно создать
соответствующие условия не только на внутреннем, но и на внешнем уровне.
Говорится, с одной стороны, о государственой поддержке таких разработок за
счет государственных субсидий, а с другой, ( о поддержании их высокой
конкурентоспособности на международном рынке через систему
межгосударственных соглашений, договоренностей и стратегических союзов,
через отстаивание рынчных ниш, допустимый уровень протекционизма и т.д.
Упомянутые три уровня (модели, стратегии) интеграции в мировой
экономический простор не могут рассматриваться изолированно. Эффективное
включение в мировое разделение труда предполагает прорыв по всем трем
направлениям. Но стратегическим приоритетом является использование
конкурентных преимуществ высшего порядка, воплощенных в уникальные
технологические и научные разработки. Одно из основных заданий первых двух
уровней, которые сами по себе являются важными инструментами интеграции,
состоит в ресурсном поддерживании процесса этого вхождения через
конкурентные преимущества третьего уровня.
Безусловно, реализация механизма интеграции в мировую экономику невозможна
без динамических рыночных преобразований в государстве.
Основными причинами, которые не позволяют соответствующие условия для
повышения конкурентоспособности отечественной продукции является
практическое отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, его незначительный
объем и патологическая нетребовательонсть потребителей. Производства (фирмы
и другие) не могут производить конкурентоспособную продукцию для внешних
рынков, если она низкого качества на внутреннем. Иначе говоря, конкуренция
на внешнем рынке является ее продолжением на внутреннем. Страны, которые
сегодня являются лидерами на мировом рынке, в исторической ретроспективе
всегда отталкивались от внутреннего спроса: их экспансия шла через его
удовлетворение.
В определенной мере у нас также наблюдается наполнение внутреннего рынка,
но через резкое падение внутреннего потребления и инвестициооных процессов.
Тем временем отсутствует основное: отечественные товаропроизводители
вынуждены выходить на мировой рынок без, так сказать, школы конкурентной
борьбы. С учетом этого, их долгосрочное пребываение на внешнеэкономической
арене является очень проблематичным. Основное задание, которое должно
выполнять государство по отношению к своим товаропроизводителям, к народу,
к будущему страны, ( скорее создать конкурентную среду. Но нужно еще раз
подчеркнуть: без настоящей конкуренции на внутреннем рынке не стоит думать
про эффективный выход на международную арену.
7. Как организовать торговлю со странами СНГ.
Распад СССР породил у бывших союзных республик две противоположные
тенденции. С одной стороны, бывшие союзные республики желают закрепить свой
национальный суверенитет изоляционистскими мерами в экономике. За этим,
главным образом стояли разногласия реальных экономических интересов,
обусловленных различиями в развитиии производительных сил в предыдудщий
период, и желание максимально использовать национальные ресурсы для
удовлетворения потребностей внутреннего рынка в условиях экономической
ситуации, которая ухудшается. С другой стороны, далее все настойчивыми
становились требования по сбережению произвоственно технологических связей,
которые раньше существовали, с другими бывшими союзными республиками и, тем
более, с Россией. Это обосновывалось присутствием единой сети транспортных
коммуникаций и информационных систем с высокой степенью интеграции научно-
технического потенциала, единством технических условий производства и
единством использования стандартов и другими условиями.
Этому вопросу быд посвящен международный форум стран СНГ и Балтии по
вопросам развития региональной торговли, который состоялся в середине
января 1995 года в Кишиневе. Он был организован по энидой ООН с участием
представителей 10 международных организаций в системе ООН и представителей
правительств 9 стран СНГ и Эстонии, с участием наблюдателей от правительств
США, Германии и Финляндии. Со стороны правительства Молдовы была проведена
большая организаторская работа для успешного проведения форума. В его
работе приняли участие руковолители внешнеторговых ведомств, представители
деловых кругов, объединений, предприятий, ученых. На форуме произошел обмен
мнениями о состоянии и перспективах экономического сотрудничества между
новыми независмыми странами, в том числе и по таким актуальнвм проблемам,
как вопрос либерализации внешнеторговой деятельнсти и усовершенствования
валютно-финансовых и торгово-экономических отношений, роль
предпринимательских структур в развитиии взаимных хозяйственных связей.
Итоги 1994 года, который завершил третий год самостоятельности
экономической политики, большинству новых независимых держав много дал
для экономического анализа ситуации, которая сложилась в противоречивой
обстановке, а также для выработки возможных пцтей обновления нарушенных
связей. В 1994 году, как и в предыдущие несколько лет, в бывших союзных
республиках отмечалось постояное ухудшение функционирования экономики. Так,
в странах СНГ в 1992-1993 годах происходило падение объема валового
национального продукта (ВНП), которое в среднем составляло 20% и 13%
соответственно. В 1994 году объем ВНП в разных странах падал далее,
уровень падения составил от 7% в Узбекистане до 39,4% в Грузии.
В то же время только Туркменистан выделился ростом ВНП, в первую
очередь, за счет увеличения сельскохозяйственного производства, где
наиважнейшей экспортной культурой был хлопок, а также за счет развития
нефтедобычи и переработки нефтепродуктов. В общем за период 1990 - 1994
годов сокращение общего объема производства в странах СНГ достигло чуть ли
не 50% для России и 60% лдя Латвии, Литвы, Молдовы и некоторых друних
бывших республик СССР.
Глубокий кризис в 90 е годы также вызвал резкое падение производства в
Украине. Начиная с 1990 года проиходило постоянное нарастание кризисных
явлений. Пик кризиса пришелся на период с октября 1993 года по январь 1994
года, когда отметка максимального падения ВНП достигла 45%.
В определенной мере 1994 можно назвать обнадеживающим, поскольку
именннно в этом году наметиласть некоторая производственная и финансовая
стабилизация. Если в I квартале 1994 года объем промышленного
производства сократился на 44,2%, то потом уже определиласось некоторое его
нарастание: во II квартале на 10,5%, в третьем - на 11,1% , в IV - 16,8%.
К сожалению, эта тенденция была прервана очередным падением
производства в декабре 1994 года на 7,3% и в январе 1995 года на 16,7%.
Выпуск промышленной продукции в феврале и марте 1995 год апрактически
стаблизировался, что дает некоторые надежды на дальнейшую экономическую
стабилизацию в Украине. Однако слабые признаки стабилизации все таки не
дают ясной перспективы для большинства отраслей экономики Украины. Во-
первых, тревогу вызывают низкие темпы осуществления реформ. Таким образом,
позитивные тенденции, которые впервые возники в экономике, пока еще не
являются следствием долгоожидаемого перелома в экономическом развитии и не
приобрели стойкого характера. В то же время в экнонмике сохраняются и
углубляются кризисные явления, особенно в машиностроительном и других
секторах экономики. Эти процессы вызвали значительные обострения социально-
экономического положения, увеличения скрытой безработицы.
Согласно материалам Минстата Украины следует, что на конец 1994 года
уровень безработицы в целом по стране составил 0,29% населения
трудоспособного возраста. В то же время Минстат сообщил, что в условиях
неполной занятости на протяжении года в промышленности работал чуть ли не
каждый третий. Приведенные цифры свидетельствуют о довольон слабом
развитиии рыночных отношений на Украине. В ряде стран СНГ, в том числе
России, Молдове и прочих, процессы рыночных преобразований приобрелди более
высокие темпы.
Объем экспортно-импортных операций Украины со странами СНГ в 1994 году
оценивался в 31 трлн. рублей, в том числе экспорт - 14 трлн.рублей.
Экспортные операции в 1994 году осуществлялись в основном с
Россией,Молдовой, Беларусью, импортные - с Россией и Туркменистаном. Анализ
показывает, что негативное влияние падения межреспубликанской торговли
наиболее остро проявляется на экономиках небольших стран СНГ, мера
зависимости которызх от внутрисоюзного рынка была наиболее значительной. В
состав экономических, политических и социальных аспектова переходного
периода в странах СНГ следует добавить также и тот факт, что техническая
помощь и инвестиции из-за границы были значительно ниже чем ожидалось.
В опубликованном в конце 1994 года докладе экспертов МВФ дается оценка
экономического положения в бывших республиках СССР и приводится мнение МВФ
о путях дальнейших преобразований в их торговле. "Картина, которая не
вызывает оптимизма" ( так МВФ оценивает перспективы экономического развития
региона. Однако, в исследовании отмечается, что распад СССР создал
уникальную возможность для осуществления торговой политики с новыми
суверенными странами. По оценкам МВФ уровень инфляции в республиках
бывшего СССР составил в 1994 году 457,7%, а в 1995 году ( 83,2% (в 1992 -
1993 г.г. этот показатель превышал 1200%). По мнению экспертов МВФ тогда
как большинство стран мира ощутят реальные блага от либерализации торговли,
большинство новых независимых государств, особенно Украина и Беларусь, как
и раньше, будут ощущать экономические убытки от процесса разрыва
экономических связей, который продолжается. В основу своих рекомендаций МВФ
ставит процесс либерализации торговли в странах СНГ. На первое место
ставится снятие контроля над экспортом. И хотя эта мера связана с
необходимостью решения других проблем ( либерализации цен и валютного
обмена, выработка соответствующей финансовой политики, уже на первой стадии
возможным явялется снятие таможенного контроля в количественном выражении.
Сегодня очевидным фактом стала необходимость возобновления связей с
бывшими республиками СССР с целью стабилизации экономической ситуации в
каждой из них. Однако ключевой проблемой остается вопрос эквивавалениности
обмена между ними. Так, расчеты во внешнеторговых ценах, которые приводятся
статкомитетом СНГ, показывают, что в рамках перераспределения нациоанльного
дохода в 1993 году Росиия передавала другим республикам 6,6% своего
национального дохода, Беларусь ( 5,4%. В тоже время другие республики в
соответствии с этим получали дотацию к своему произведеннному
нациолнальному доходу в размере: Казахстан - 28%, Узбекистан - 25%, Украина
- 6,7%. Система межреспубликанского разделения труда, которая исторически
сложилась в СССР, не может рассматриваться как оптимальная. Поэтомы при
формировании нового экономического союза необходима разработка новой схемы
сотрудничества.
Первые реальные попытки скоординировать экспортно-импортную политику
СНГ пока что были безуспешными. Наиболее рационально, на наш взгляд, при
разработке торговой политики СНГ взять за основу принципы Генерального
соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Совместимость с нормами ГАТТ
придает для стран СНГ еще более важное значение с позиции того, что пять
его стран - членов начали процесс вступления в эту международную
организацию, а за ними следом могут пойти и другие страны. По определению
ГАТТ, зона свободной торговли (ЗСТ), или то, что хотят создать страны СНГ,
это группа из двух или более таможенных территорий, где на товары,
произведенные на них не облагаются таможенной пошлиной и прочие таможенные
барьеры не имеют действия, что касается практически всей торговли между
этими территориями.
Второе важное условие ЗСТ заключается в том, что ее цель должна
сводиться к содействию торговле в рамках данной территории и не создавать
барьеров в торговле с другими странами за пределами ЗСТ. Третьим важным
элементом ГАТТ считает необходимость создания ЗСТ в течение 10 летнего
периода относительно с заранее установленными планом и графиком. Согласно
требованиями ГАТТ необходимо также разработать конкретную программу,
которая согласуется с необходимостью либерализации торговли между странами
СНГ. Достаточно важным также является положение ГАТТ о ЗСТ, которое
касается свободного регионального транзита, что в принципе должно решить
основные проблемы предпринимательского сектора. С этой целью одновременно с
реформой структуры грузовых перевозок в СНГ необходимо будет отменить
таиоженный сбор на транзит. Стало очень актуальным осуществление
дополнительных мер в СНГ, которые направлены на улучшение сотрудничества
в рамках региона международных конвецний по перевозкам грузов, а также о
стимулировании и рационализации экспедиривания грузов. В этой связи также
требуется решить вопросы о границах деятельности бюро по фрахтованию грузов
для организации оборотного фрахта.
Необходимость координации экспорта -импорта в СНГ породило серъезную
проблему реэкспорта товаров в третьи страны, из-за кооторого несут убытки
все страны СНГ. Имеется в виду так называемый несанкционированный
реэкспорт. С целью его недопущения в СНГ планируется организовать системиы
информирования пертнеров о движении товаров, которые подлежат тарифному
лицензированию. В отношении реэкспорта товаров в третьи страны приемлимым
решением могла бы быть выплата 50% валютной выручки стране производства
товара.
Для того, чтобы либерализация торговли в странах СНГ была эффективной,
планируется сменить и административную и предпринимательскую практику
осуществления внешнеторговой деятельности. Вместо бартера и других форм
централизованной торговли должна прийти самостоятельная торговля между
предприятиями стран СНГ. На протяжении согласованного периода времени
будет осуществлен постоянный отказ от обязательных и предыдущих перечней
товаров с обозначением количества и цены, которые прилагаются к
двусторонним соглашениям.
Создание ЗСТ СНГ ни в коей мере не должно стать изолированным
процессом. Развитие региональной экономической интеграции должно
сопровождаться интегрированием в мировую торговую систему и ее
экономические институты. С другой стороны, интегрирование стран СНГ в
мировую торговую систему должно стать опорой для их региональной
интеграции. Все страны СНГ сейчас пребывают на переходном этапе. Чтобы всем
им присоединиться к ГАТТ, нужно определенное время для того, чтобы привести
свои правовые и административные системы в соответствие с соглашениями
ГАТТ. Значительно вступлению стран СНГ в ГАТТ может помочь техническое
содействие международных учреждений системы ООН.
Для того, чтобы ЗСТ СНГ стало действенной достаточно существенным, по
нашему мнению, является сотрудничество стран СНГ в деле гармонизации,
упрощения процедур торговли, а на поздней стадии ( унификация таможенных
процедур, формальностей таможенного контроля и документации, а также
постепенная ликвидация некоторых из названнных элементов взаимной торговли
стран СНГ в рамках ЗСТ. Наиболее рациональный путь в этом отношении (
придерживаться международной практики и типовых правил и положений,
которые содержатся в ряде международных конвенций и соглашений.
Для осуществления более эффективных методов международной торговли и
подходов к таможенному контролю в странах СНГ в рамках ЗСТ нужно будет
создать интегрированную электронную систему обработки данных и
документации, которая охватывала бы все торговые потоки.
Наконец хотелось бы выделить, что в рамках бывшего СССР происходят
великие, исторической важности перемены, на которые обращено внимание
мирового сообщества. Этот интерес не случаен, поскольку с усилением СНГ
ожидается развитие параллельного процесса интегрированности содружества в
европейскую и мировую экономику, а это процесс взаимовыгодный.
Международный совет в Кишиневе показал, что в деле уточнения экономических
взаимоотношений между странами СНГ, Балтии, ЕЭС большую позитивную роль
могут сыграть различные правительственные и неправительственные
организации, банковские структуры, инвестиционные фонды, а актже
международные организации системы ООН.
Добрая воля стран СНГ, направленная на развитие стабильных торговых
отношений между ними, ( залог успеха в решении этого жизненно важного для
вопроса.
Заключение.
Важным фактором развития национальной экономики являются
внешнеэкономические связи. Для некоторых стран внешняя торговля - это
единственная возможность получить тот или иной товар, отсутствующий в ее
пределах. Но благодаря международному разделению труда каждая страна может
сосредоточиться на производстве тех товаров, которые она может производить
эффективнее и дешевле по сравнению с другими странами.
Опора на собственные силы? Это - политика, при которой какое-либо
государство стремится не допускать превышения импорта над экспортом, жестко
контролируя движение товаров и услуг или капиталов через свою границу.
Такой политики, как правило, придерживаются тоталитарные страны,
политические режимы которых пытаются максимально ограничить внешние
контакты своих граждан.
Нередко опора на собственные силы находит своих приверженцев среди
определенной части населения, считающей, что слаборазвитая страна может
попасть в зависимость от высокоразвитой и не будет ограничивать себя,
исходя из имеющихся ресурсов. Каждая страна должна жить и развиваться,
опираясь на свои средства но все же ни одна страна не может достичь сколь-
нибудь серъезных результатов в экономическом и социальном развитии, если
она не будет прибегать к использованию выгод международного обмена.
Выгода от внешней торговли и в том, что она позволяет сравнить
экономические условия стран как бы подстегивая их развитие. При этом одни
страны освобождаются от напряжения производства, а другие получают внешний
импульс для экономического процесса. Любые ограничения внешней торговли
отрицательно сказываютя на экономике страны, однако это вовсе не означает
что она не должна объектом государственного регулирования. Государственное
регулирование внешней торговли:
Развитая внешняя торговля обостряет конкуренцию между
товаропроизводителями, заставляя их закрывать неконкурентные и искать
прибыльные производства, улучшать организацию труда и т.п.. Поэтому хотя
население в целом и выигрывает, положение каких-то отраслей производства
может ухудшиться. разгосударствление внешней торговли в ходе продвижения к
рынку носит необходимый характер.
В идеале рынок должен сам определять какие продукты будут
экспортироваться и какие импортироваться. В этом случае нет необходимости в
том, чтобы государство полностью регламентировало внешнеэкономическую
деятельность предприятий. В деле перехода к рыночным структурам без
сильного влияния государства нельзя обойтись, ибо на этом этапе важно
оптимизировать экспортные и импортные группы товаров и услуг.
Проанализировав положение дел, сложившихся в международной торговле и
международных экономических отношениях во второй половине нашего столетия
можно прийти к следующим основным выводам:
Увеличение экспорта по сравнению с импортом благодаря действию
мультипликатора будет иметь для страны экспансионистский эффект. Если до
этого в стране имели место безработица и избыточные мощности, то
результатом явится расширение занятости и увеличение выпуска продукции.
Если же в стране наблюдалось инфляционное напряжение, то оно только более
усилится.
Политика разорения соседа, которой характеризовался период депрессии 30-х
годов и путем которой каждая нация пытается тщетно экспортировать
безработицу за границу, бьет по этой нации другим концом.
Международный банк, Международный валютный фонд, широкие программы
Маршалла и военнной помощи, Европейский Общий рынок - все это наиболее
важные факторы, сыгравшие позитивную роль в развитии международной торговли
в 20 м веке по пути к свободным экономическим связям и сотрудничеству.
Следует признать, что доминирующим направлением в отношениях между
странами мирового сообщества является путь к наиболее свободной, не
признающей никаких искусственных преград и препонов торговле.
В работе была сделана попытка рассмотреть особенности нынешней
международной торговой политики Украины, внешнеэкономические проблемы и
возможные пути их разрешения с максимальной выгодой для нашего государства.
В итоге я пришла к выводу, что без наличия соответствующих конкурентных
преимуществ Украине нечего и думать о завоевании каких-либо ниш, а тем
более о занятии лидирующего положения на мировых рынках.
Рецензия.
Список литературы.
1. П. Самуэльсон "Экономика" том 2
1. К. Р Макконнелл, Стэнли Брю "Экономикс" том 2
1. "Основы международной торговли" Киев BHV 1995 г.
1. Балаков П. "Международные торговые отношения и расчеты" 1994 г. Москва
1. С. Мочерный "Основы экономической теории" Тернополь 1993 г.
1. Беляцкий С "Международная экономичская взаимосвязь и взаимозависимость:
проблемы, тенденции" Экономика Украины №9 1994 г.
1. Сокуренко С. "Как организовать торговлю со странами Европы" Экономика
Украины №6 1994 г.
1. Дергачев В. "Особенности мирохозяйственной интеграции Украины на основе
свободных экономических зон" Экономика Украины №12 1994 г.
1. Петров А. "Валютные операции и риски, связанные с ними" Российский
Экономический Журнал №4 1994 г.
1. Омельянович О. "Состояние и проблемы торговли Украины" Экономика Украины
№7 1995 г.
1. Радченко Л. "Банки в международной торговле" Российский Экономический
Журнал №6 1995 г.
1. Удоденко П. "Что такое кредитные риски и как их избежать" Российский
Экономический Журнал №2 1995 г.
13.Гончарова О. "Торговые барьеры на пути к свободной международной
торговле" Российский Экономический Журнал №8 1994 г.
14. Пряхин Н. "Междунароные торговые объединения и организации" Российский
Экономический Журнал №2 1993 г.
15. Тортунов Д. "Страны СНГ: непростой путь к к экономичской интеграции"
Российский Экономический Журнал №4 1994 г.
16. Мороз А.Н. "Основы банковского дела" Киев, 1994 г.
17. Э. Дж. Долан, К. Д. Кэмпбелл, Р. Дж. Кэмпбелл "Деньги, банковское дело
и денежно-кредитная политика", Москва 1991 г.
18. Банданов П.М. "Опыт США в регулировании импорта" Мировая экономика и
международные отношения №10 1991 г.
19. Интеловский А.М. "США и Япония: торговое противостояние"
Мировая экономика и международные отношения №6 1990 г.
20. Панфиленко О. Н. "МВФ и страны третьего мира: что дальше?" Коммерсант ,
№5, 1994 г.
21. Онищенко В. ""Современные проблемы внешнеэкономической политики
Украины" Экономика Украины №2, 1996 г.
22. Кочетов Э. "Геоэкономика и внешнеэкономическая стратегия России"
Мировая экономика и международные отношения №11, 1994
23. Портер М. "Международная конкуренция" Москва, "Международные
отношения", 1993
24. Филипенко А. "Добыть и сберечь" Политика и час №2, 1995
25. Конспект лекций по экономической теории.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|