Рефераты

Международные валютно-финансовые и кредитные организации

Международные валютно-финансовые и кредитные организации

Содержание

Международные валютно-финансовые и кредитные организации 2

МВФ и Всемирный Банк 2

Международный валютный фонд 3

ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА 10

МБРР 11

МАР 16

МФК 18

МАИГ 22

ЕБРР 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Международные валютно-финансовые и кредитные организации

Кредитные организации играют все более заметную роль в мировой

экономике. Во-первых, их деятельность позволяет внести необходимое

регулирующее начало и определенную стабильность в функционирование валютно-

расчетных отношений. Во-вторых, они призваны служить форумом для

налаживания валютно-расчетных отношений между странами, причем эта их

функция неизменно усиливается. В-третьих, возрастает значение международных

валютно-финансовых и кредитных организаций в сфере изучения, анализа и

обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по

важнейшим проблемам мирового хозяйства.

МВФ и Всемирный Банк

Существует нечеткое представление о Международном валютном фонде с

одной стороны и о Всемирном банке с другой, что зачастую становится

причиной недоразумений из-за ряда внешних сходств этих организаций. МВФ и

Всемирный банк – юридически самостоятельные организации с различными

целями, хотя они возникли в одно и тоже время.

Прежде чем какая-либо страна может обратиться с просьбой о приеме во

Всемирный банк, она должна состоять в МВФ.

Главная задача Всемирного банка – содействие устойчивому

экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся

странах, путем оказания помощи по увеличению производства через

долгосрочное финансирование проектов и программ развития.

Международный валютный фонд следит, главным образом, за

функционированием международной валютной системы, валютной политикой и

политикой валютных курсов его стран-членов, а также за соблюдением ими

кодекса поведения в международных валютных отношениях, включая оказание

помощи странам-членам путем предоставления краткосрочных кредитов в случае

затруднений, связанных с платежным балансом.

В то же время как Всемирный банк предоставляет займы только бедным

странам, МВФ может делать это по отношению к любой из своих стран-членов,

которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных

финансовых обязательств кредиторам в других странах.

Международный валютный фонд

В июле 1944 г. представители 44 стран, встретившиеся в Бреттон-Вудсе

(Нью Гемпшир, США) на валютно-финансовой конференции, подготовили и

подписали Устав Международного валютного фонда (МФВ). Хотя еще шла война,

государственные деятели в странах-союзниках уже думали об экономических

нуждах послевоенного мира. Помня об экономических бедствиях меж военного

периода, они надеялись создать международную валютную систему, которая

благоприятствовала бы полной занятости и стабильности цен и в то же время

позволяла бы отдельным странам поддерживать внешнее равновесие без введения

ограничений международной торговли.1 Это ознаменовало создание в 1945 году

Международного валютного фонда одновременно с учреждением Международного

банка реконструкции и развития. Местопребывание – Вашингтон.

В Бреттон-Вудсе СССР принимал участие в выработке Устава МВФ, но

«холодная война» помешала ему подписать соглашение о создании Фонда. Фонд,

являющийся специализированным учреждением ООН, начал осуществлять операции

в 1946 году.

Устав МВФ изменялся в 1969 г. (с введением специальных прав

заимствования – СДР2), в 1976-1978 гг. (с ликвидацией Бреттон-Вудской

валютной системы) и в ноябре 1992 г. (с включением санкции –

приостановлением права голосования по отношению к государствам, не

погасившим свою задолженность перед МВФ).

Два основных момента в Уставе МВФ обеспечивают гибкость в достижении

внешнего равновесия:

1) Кредитные услуги МВФ. МВФ готов предоставлять валютные кредиты своим

членам, чтобы дать им возможность преодолеть период, на протяжении

которого баланс текущих операций находится в дефиците, а проведение более

жесткой кредитно-денежной или бюджетной политики оказало бы нежелательное

воздействие на занятость в стране. Общий резерв золота и валюты,

формируемый членами, представляет ресурсы МВФ, используемые в этих

кредитных операциях.

Каким образом МВФ осуществляет кредитование? При вступлении в МВФ

новый член вносит квоту, которая определяет как его вклад в общий резервный

фонд, так и его право привлекать ресурсы МВФ. Каждый член вносит в Фонд

золото в количестве, равном по стоимости ј квоты. Остальные ѕ квоты

вносятся в его собственной национальной валюте. Страна-член наделяется

правом использования собственной валюты для временных закупок золота или

иностранной валюты у Фонда в размере, равном по стоимости ее членскому

взносу в золоте. Государство может (в ограниченных масштабах) брать у Фонда

дополнительные ссуды в золоте и иностранной валюте, однако лишь при условии

все более жесткого надзора Фонда за макроэкономической политикой заемщика.

Такой надзор за политикой стран-членов, являющихся крупными заемщиками

ресурсов Фонда, называется обусловленностью займов МВФ.

2) Регулируемые паритеты. Хотя валютный курс страны зафиксирован, его можно

изменить – девальвировать или ревальвировать, если МВФ признает, что

платежный баланс страны находится в состоянии “фундаментального не

равновесия”. В Уставе нет определения фундаментального не равновесия,

однако этот термин применяется по отношению к странам, постоянно

испытывающим неблагоприятное воздействие международных изменений на спрос

на их товары. Без девальвации в таких странах была бы более высокая

безработица и больший дефицит баланса текущих операций до тех пор, пока

внутренний уровень цен не упал бы достаточно низко, чтобы восстановить

внутренний и внешний баланс. С другой стороны, девальвация может

одновременно улучшить ситуацию и с занятостью и со счетом текущих

операций, исключая, таким образом, длительный и болезненный процесс

восстановления равновесия, в ходе которого международные резервы все

равно утекли бы. Помня о британском опыте завышенной оценки валюты после

1925 г., основатели МВФ встроили в систему механизм изменения (хотелось

бы верить – нечастого) валютных курсов. Однако это не допускалось в

отношении американского доллара.

Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме продажи Фондом

свободно конвертируемой валюты (СКВ) на национальную валюту страны-

должника, а погашается кредит посредством выкупа национальной валюты

заемщиков за СКВ или СДР. Базой кредитных сумм является квота уставного

фонда МВФ, которая приходится на страну, члена организации. Так, квота

России составляет 2,99 % (4,3 млрд. СДР). Для сравнения, квота США=18,2 %

(26,5 млрд. СДР).

Эта организация оказывает воздействие на экономические процессы в

России через реализацию программ финансовой стабилизации и корректировок

платежного баланса. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом

обусловленности, согласно которому страны-члены могут получить от него

кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную

экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает

сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и

поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции.

Кредиты МВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного

капитала. Это объясняется тем, что, получая кредит, государство обязуется

проводить экономическую политику, в результате которой оно находит валютные

резервы и, следовательно, сможет погашать долги частным кредиторам.

Цели:

. содействие международному валютному сотрудничеству путем

консультаций и взаимодействия по валютным проблемам;

. создание благоприятных условий для расширения и

сбалансированного роста международной торговли;

. содействие стабильности валютных курсов, поддержание

упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальвации

валют, вызываемой конкуренцией;

. оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в

устранении ограничений на обмен валюты, которые препятствуют

развитию мировой торговли;

. предоставление на временной основе финансовых средств странам-

членам для корректировки их платежных балансов без применения

мер, деструктивных для процветания на национальных и

международных уровнях;

. сокращение продолжительности и масштабов дефицита международных

платежных балансов государств-членов.

Функции:

. поддержание общей системы расчетов и системы расчетов по

специальным правам заимствования;[1]

. наблюдение за состоянием международной валютной системы;

. содействие стабильности обменных курсов валют и упорядочение

валютных взаимоотношений;

. предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;

. пополнение валютных резервов стран-членов путем распределения

специальных прав заимствования;

. предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

Сейчас в МВФ входят более 180 государств, в том числе Россия (с

1.07.1992 г.). В состав МВФ могут войти и другие страны в сроки и на

условиях, определяемых Фондом. Каждое государство, вступая в МВФ, вносит

определенную сумму денег – подписную квоту, которая оценивается и

пересматривается каждые пять лет (более богатая страна – более высокая

квота – большее количество имеющихся у нее голосов). [2]

Структура:

1. Совет управляющих, Временный комитет, Комитет по развитию.

2. Совет директоров-исполнителей (Исполнительный совет).

3. Комитет МВФ по статистике платежных балансов.

4. Директор-распорядитель.

Высший орган Фонда – Совет управляющих, который состоит из управляющих

и соответствующего числа их заместителей, назначаемых на пять лет каждым

государством-членом. Все они обычно являются министрами финансов или

возглавляют национальные Центральные банки. Как правило, Совет собирается

раз в год на ежегодные сессии. За исключением отдельных полномочий (прием

новых членов, утверждение или пересмотр квот, единообразные изменения в

паритетах валют всех государств-членов, договоренности о сотрудничестве с

другими международными организациями, приостановка членства какого-либо

государства), Совет управляющих может передавать любые из своих функций

Исполнительному совету. Временный комитет, состоящий из 24 членов

(управляющие Фонда, министры или другие должностные лица сопоставимого

ранга), собирается на свои заседания три раза в год. Он консультирует

Исполнительный совет по вопросам функционирования международной валютной

системы и представляет доклады по вопросам управления международной

валютной системой и приведения ее в соответствие с меняющимися условиями,

об опасностях, угрожающих международной валютной системе и по предложениям

о внесении поправок в устав Фонда. Комитет по развитию, или Объединенный

министерский комитет Совета управляющих Банка и Фонда по передаче реальных

ресурсов развивающимся странам, проводит совместно с Временным комитетом

заседания в целях подготовки докладов и предоставления консультаций по всем

аспектам передачи реальных ресурсов.

Исполнительный совет (директорат, проводится не менее 3 заседаний в

неделю) состоит из директора-распорядителя, являющегося председателем, и 24

директоров-исполнителей. Он отвечает за осуществление текущих операций

Фонда, контролирует процесс реализации политики, выработанной

правительствами государств-членов совместно с Советом управляющих. Семь

членов Исполнительного совета представляют отдельные страны (Китай,

Франция, Япония, Саудовская Аравия, Великобритания, США и Германия). Также

они назначаются государствами-членами, имеющими в Фонде наибольшие квоты

(Франция, Япония, Великобритания, США и Германия), а 19 избираются каждые

2 года остальными государствами-членами. Обычно между членами Совета

достигается консенсус, что позволяет не проводить голосования, как это

предусмотрено уставом. Директор-распорядитель не имеет права голоса, за

исключением случаев, когда голоса других членов разделяются поровну и

необходим решающий голос. Директора-исполнители могут создавать путем

назначения такие комитеты, учреждение которых они считают целесообразным.

Комитет МВФ по статистике платежных балансов, в состав которого входят

представители промышленно развитых и развивающихся стран, разрабатывают

рекомендации о более широком применении статистических данных при

составлении платежных балансов, координирует проведение базовых

статистических обследований портфельных инвестиций и осуществляет

исследования по регистрации потоков, связанных с финансовыми средствами

деривационного характера.

Директор-распорядитель, по традиции, это представитель Европы,

назначается Исполнительным советом. Под руководством директоров-

исполнителей он управляет ежедневной деятельностью Фонда и отвечает за

организацию работы, назначения и увольнения персонала (экономисты,

статисты, сотрудники, занимающиеся научно-исследовательской работой,

эксперты по вопросам государственных финансов и налогообложения,

вспомогательный персонал).

Правительство России приняло решение увеличить число своих голосов до

3 %, что потребовало внесения в бюджет МВФ дополнительно валютных средств,

зато и сумма, на которую может претендовать наша страна, увеличивается до 8

млрд. долл. Общий бюджет Фонда в 1998 г. составлял 210 млрд. долл. Кроме

13,8 для России, было решено выделить займы Южной Корее (15,2 млрд. долл.),

Мексике (9,1), Аргентине (4,1) и Индонезии (2,2).

Источники финансирования.

Квоты по подписке (членские взносы) составляют основной источник

финансирования Фонда. В дополнение к этому МВФ получает займы у

правительств государств-членов для осуществления конкретных программ,

направленных на удовлетворение их потребностей. Согласно решению этих стран

Фонд может получать займы, в целом не превышающие 60% от общей суммы квот.

Для оказания им помощи в периоды серьезных экономических трудностей МВФ с

1962 г. использует кредитную линию, так называемые Генеральные соглашения о

займах (ГСЗ), возобновляемые каждые 5 лет для заимствования средств у

правительств и банков «группы 10». «Группа 10» образована десятью

промышленно развитыми странами, с самого начала ставшими членами ГСЗ

(Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Франция,

Швеция, США и Япония). В 1984 к ним присоединилась Швейцария.

Деятельность.

Глобализация и ускоренный рост рынков капитала вызвали дискуссии

относительно необходимости адаптации международного кодекса поведения и

осуществления Международным валютным фондом контроля за его соблюдением.

Механизмы и стратегии, посредством которых МВФ обеспечивает финансовую

поддержку своим членам, варьируется в зависимости от характера

макроэкономических и структурных проблем, которые они стремятся решить, и

от того, какие условия необходимы для этого.

Общие механизмы.

В 1995 г. была достигнута договоренность о создании механизма срочной

финансовой помощи государствам-членам на случай финансовых кризисов,

включая образование валютных стабилизационных фондов.

Политика траншей. Кредиты Фонда предоставляются по обычным каналам

странам-членам в виде траншей или долей, составляющих 25 % квоты

соответствующего государства. Для приобретения первого кредитного транша

государства-члены должны продемонстрировать серьезные усилия по преодолению

испытываемых ими трудностей с платежным балансом.

Механизм расширения финансирования. Фонд поддерживает среднесрочные

программы через договоренности о расширенном финансировании, действующие

обычно в течение трех лет, в целях преодоления трудностей с платежным

балансом, вызванных макроэкономическими и структурными проблемами.

Специальные механизмы.

Фонд компенсационного финансирования и финансирования в случае

непредвиденных обстоятельств предоставляет ресурсы государствам-членам для

компенсации нехватки поступлений от экспорта, покрытия расходов за услуги и

возмещения убытков, связанных со значительным ростом цен на импортируемое

зерно, если эти убытки носят временный характер и обусловлены

обстоятельствами, не зависящими от этих стран.

Через механизм финансирования буферных запасов Фонд предоставляет

ресурсы с тем, чтобы помочь государствам-членам в финансировании пополнения

запасов сырья.

Чрезвычайная помощь.

Фонд предоставляет чрезвычайную помощь в форме закупок товаров с тем,

чтобы помочь государствам-членам решить проблемы платежного баланса,

вызванные внезапными и непредвиденными стихийными бедствиями.

Механизмы для стран с низким уровнем дохода.

Фонд структурной перестройки предоставляет ресурсы на льготных

условиях в целях поддержки среднесрочной макроэкономической перестройки и

структурных реформ в государствах-членах с низким уровнем доходов,

сталкивающихся с затяжными проблемами платежного баланса. Заемщик

разрабатывает и обновляет с помощью Фонда и Международного банка

реконструкции и развития рамки среднесрочной политики сроком на

трехгодичный период.

При предоставлении финансовой помощи через Расширенный фонд

структурной перестройки МВФ руководствуется теми же критериями, которые

установлены для Фонда структурной перестройки: цели, условия приемлемости

для финансирования и основное содержание программ. Отличие заключается в

масштабах и решительности проведения политики структурной перестройки, а

также в уровнях доступа к ресурсам Фонда, процедурах мониторинга и

источниках финансирования.

Расширенный фонд структурной перестройки, созданный в 1987 г.,

предоставляет кредиты на льготных условиях развивающимся странам-членам МВФ

с низким уровнем доходов. Комитет развития МВФ/МБРР разработал в 1996 г.

программу действий по решению проблем беднейших стран, отягощенных большим

внешним долгом.

При предоставлении государству-члену займов на сумму, превышающую 25 %

его долевой квоты, Фонд придерживается двух принципов:

1) пул валют, находящийся в распоряжении Фонда, существует для всех

его членов, и поэтому предполагается, что каждый член, заимствующий

валюту у другого члена, вернет ее, как только будут решены его

проблемы платежей;

2) прежде чем Фонд представит какие-либо денежные средства из пула,

член Фонда должен доказать реальность своих намерений решить

проблемы с платежами, т.е. чтобы он мог вернуть эти деньги в Фонд в

течение нормального срока погашения долга, в период от 3 до 5 лет

Государство-член, заимствующее деньги у Фонда, выплачивает различные

сборы, необходимые для покрытия оперативных расходов и возмещения средств

стране-члену, чьи деньги были заимствованы. Процентные ставки,

выплачиваемые заемщиком Фонду, как по займу, так и по возмещению

полученного кредита несколько ниже, чем рыночного, что соответствует духу

сотрудничества между странами МВФ.

Техническая помощь.

Помимо департаментов казначейства, по вопросам налогов, юридического

департамента, бюро расчетно-вычислительных услуг еще несколько

департаментов занимаются оказанием технической помощи и подготовкой кадров:

1) Секретариат технической помощи предоставляет консультации по всем

аспектам управления технической помощью и является центром

координации технической помощи, как в рамках Фонда, так и при

сотрудничестве с другими международными организациями.

2) Департамент валютных и обменных операций обеспечивает оказание

технической помощи по вопросам деятельности центральных банков и

финансового сектора в целях улучшения валютного менеджмента и

правил, регулирующих валютные операции, а также совершенствования

финансовых систем государств-членов.

3) Институт МВФ в Вашингтоне осуществляет профессиональную подготовку

служащих из государств-членов и стран, которые, как ожидается,

станут членами Фонда, в определенных областях его компетенции

(финансовый анализ и финансовая политика, платежный баланс,

валютная и финансовая статистика и государственные финансы). Курсы

и семинары (на арабском, английском, испанском и французском

языках) проводятся в штаб-квартире и в национальных или

региональных центрах.

Представители стран с переходной экономикой обучаются в Венском

институте МВФ, где преподавание ведется на английском языке с русским

переводом.

Информация.

МВФ публикует отчеты и другие документы, периодические издания

(статистические бюллетени и материалы, подготовленные сотрудниками),

отдельные справки по различным вопросам, экономические и финансовые обзоры

(«World Economic Outlook»), книги о правовых, институциональных и

экономических аспектах международной валютной системы, экономические

обозрения, брошюры, буклеты, а также «IMF».

ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА

Всемирный банк, многостороннее кредитное учреждение, состоит из 5

тесно связанных между собой институтов, общая цель которых – повышение

уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых

стран:

1) Международный банк реконструкции и развития (МБРР) основан

в 1945 г. – предоставление кредитов относительно богатым

развивающимся странам. МБРР – главная составляющая группы

Всемирного банка. Часто этот банк называют Всемирным.

2) Международная ассоциация развития (МАР) основана в 1960 г.

– предоставление особо льготных кредитов беднейшим

развивающимся странам, которые не в состоянии брать кредиты

у Всемирного банка.

3) Международная финансовая корпорация (МФК) основана в 1956

г. – содействие экономическому росту в развивающихся

странах путем оказания поддержки частному сектору.

4) Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ)

основано в 1988 г. – поощрение иностранных инвестиций в

развивающихся странах путем предоставления гарантий

иностранным инвесторам от потерь, вызываемых

некоммерческими рисками.

5) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

(МЦУИС) основан в 1966 г.1 – содействие увеличению потоков

международных инвестиций путем предоставления услуг по

арбитражному разбирательству и урегулированию споров между

правительствами и иностранными инвесторами;

консультирование, научные исследования, информация об

инвестиционном законодательстве различных стран.

МБРР

Международный банк реконструкции и развития был создан в 1945 г. после

того, как 28 стран подписали «Статус соглашения о международном банке

реконструкции и развития», который был разработан на конференции

Организации Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам, состоявшейся

в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). Устав МБРР неоднократно изменялся. Банк,

как специализированное учреждение ООН, входит в систему Объединенных Наций.

Местопребывание – Вашингтон. В настоящее время он объединяет более 180

стран мира. Уставной капитал составляет 142 млрд. долл. Страны оплачивают

20 % своих квот в Уставном капитале, причем 2% – в конвертируемой валюте, а

18 % – в национальной.

В настоящее время МБРР сконцентрировал свое внимание на оказании

помощи развивающимся государствам и странам с переходной экономикой, в т.ч.

СНГ. Россия вступила в МБРР 16 июня 1992 г.

Вступить в МБРР могут только государства МВФ в то время и на тех

условиях, которые определяются банком. Каждая страна-член МБРР должна стать

подписчиком его капитала, причем минимальная доля вносимого капитала

определяется банком.

Цели:

. содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов

путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

. поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к

частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление

финансовых средств на цели производства;

. стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и

содействие поддержанию равновесия платежных балансов путем

поощрения международных инвестиций для развития производственных

ресурсов государств-членов Банка.

Структура:

1. Совет управляющих.

2. Совет директоров-исполнителей (Исполнительный совет), комитеты.

3. Комитет по развитию.

4. Президент Банка.

Все полномочия Банка возложены на Совет управляющих, высший орган

МБРР. Каждое государство представлено в Совете одним управляющим (плюс 1

заместитель управляющего), назначаемым каждой страной-членом на 5 лет

(возможно повторное назначение). Обычно им является правительственное

должностное лицо на уровне министра (министр финансов или председатель

центрального банка). Раз в год Советы управляющих, как МВФ, так и МБРР,

проводят раздельные и совместные сессии в рамках Ежегодного совещания. За

исключением определенных полномочий, специально сохраненных за ними в

соответствии со Статусом соглашения (прием новых стран, увеличение или

сокращение Уставного капитала, приостановление членства какого-либо

государства и др.), управляющие делегируют свои полномочия Совету

директоров-исполнителей. Решения принимаются большинством поданных голосов,

если специально не предусмотрены иные правила процедуры (по важным вопросам

необходимо собрать 85 %). Вес голоса каждого государства находится в

пропорциональной зависимости от его доли в капитале Банка (у США более 17 %

голосов, т.е. столько же, сколько у 140 развивающихся государств, а квота

России – 1,8 %, а Украины – 0,8 %).

Совет директоров-исполнителей (избирается на 2 года) отвечает за

осуществление основной текущей (оперативной) деятельности (политика Банка,

предложения о займах и кредитах, аудиторская проверка счетов,

административные бюджеты, ежегодные доклады о политике и операциях Банка).

Пять из 24 директоров-исполнителей назначаются пятью государствами –

крупнейшими держателями акций Банка (США, Япония, Германия, Франция и

Великобритания); другие страны объединены в 19 групп, каждая из которых

представлена одним директором-исполнителем, избираемым страной или группой

стран. Количество стран, которые представляет каждый из этих 19 директоров-

исполнителей, значительно колеблется. То, как будут сгруппированы

государства, решают они сами – зачастую в соответствии с географическим

положением, а также с учетом политических и культурных факторов. В своей

работе Совет директоров-исполнителей опирается на помощь различных

комитетов: совместный аудиторский и временные комитеты, комитеты по

вопросам кадровой политики, по выработке регламента, по вопросам

эффективности затрат и бюджетной практике, по административным вопросам.

Комитет по развитию, совместный министерский комитет Совета

управляющих МБРР и МВФ по вопросам передачи реальных ресурсов развивающимся

странам, состоит из 24 человек (министры финансов или должностные лица

сопоставимого уровня) был создан в 1974 г. Он дает консультации и

подготавливает доклады для Советов управляющих Банка и Фонда. Комитет

рассматривает такие вопросы, как сокращение нищеты, развитие частного

сектора, воздействие политики промышленно развитых стран на развивающиеся

страны, сокращение задолженности и передача ресурсов. Рекомендации комитета

направляются Советам управляющих МБРР и МВФ.

Президент МБРР, кандидатура которого, согласно давней традиции,

выдвигается директором-исполнителем, представляющим США и избирается

директорами-исполнителями на 5 лет. Он не может быть ни управляющим, ни

директором, ни их представителем. Он отвечает за управление повседневной

деятельностью Банка, организацию которой, назначение и увольнение штатных

сотрудников он осуществляет под общим контролем директоров-исполнителей.

Его помощники – 3 директора-распорядителя. Президент является председателем

Совета директоров-исполнителей, которые избирают его на этот пост и снимают

с него. Он руководит штатом оперативных служащих и управляет, согласно

указаниям директоров-исполнителей, текущими делами Банка.

Источники финансирования.

МБРР, подписчиками капитала которого являются все государства-члены,

финансирует свои кредитные операции главным образом из этого капитала,

заемных средств с финансовых рынков, а также за счет платежей в погашение

ранее предоставленных займов.

Деятельность.

В отличие от МВФ, деятельность которого актуальна в периоды

кратковременных макроэкономических кризисов, МБРР занимается проблемами

долгосрочного экономического развития. Группа Всемирного банка осуществляет

банковское кредитование в основном двух типов:

. представление займов развивающимся странам, которые не в состоянии

выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным. Денежные

средства для этих займов поступают от инвесторов, покупающих

облигационные обязательства, выпускаемые МБРР.

. кредиты предназначены только для беднейших стран, которые обычно

некредитоспособны на международных финансовых ранках и не в

состоянии платить процентные ставки, близкие к рыночным.

Предоставление займов таким странам осуществляет Международная

ассоциация развития (МАР).

Приоритетные для МБРР – такие структурные преобразования, как

либерализация внешней торговли, приватизация, реформы систем образования и

здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. МБРР выдает долгосрочные

займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам

предоставляются кредиты по льготным, сильно заниженным процентным ставкам.

Банк специализируется на двух видах кредитов. Целевые кредиты предназначены

для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например,

строительство дорог, мостов или электростанций. Программные кредиты

призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в ключевых

областях экономики, например, провести либерализацию внешнеэкономических

связей. В этом случае кредит – не обеспечение определенного инвестиционного

проекта, а средство общего финансирования государственного бюджета в

соответствии с кардинальным изменением экономической политики.

В 1995 г. МБРР сформулировал 4 основных направления своей

деятельности:

1. Стремление к заключению нового соглашения с целью привлечения

достаточных ресурсов для удовлетворения потребностей развивающихся

стран.

2. Единый подход к политике развития Банка для ее продолжения в

неизменном виде.

3. Укрепление и расширение круга партнеров Всемирного банка, как на

глобальном, так и на локальном уровне.

4. Совершенствование функций Банка.

Деятельность Банка по оказанию технической помощи подразделяется на 3

основные категории:

. техническая помощь, финансируемая как составные части займов и

кредитов Банка, бессрочные займы и кредиты на техническую помощь, и

техническая помощь, финансируемая через Фонд подготовки проектов

(ФПП);

. техническая помощь, предоставляемая, но не финансируемая Банком

(Банк в качестве административного учреждения; проекты,

осуществляемые под руководством Банка), и программа оплачиваемой

технической помощи для развивающихся стран с высоким уровнем

доходов, например, нефтеперерабатывающих и для Международного фонда

сельского развития;

. техническая помощь, обеспечиваемая по линии административного

бюджета.

Гарантийная политика Банка предоставляет 2 возможности для получения

гарантий: частичные рисковые гарантии, допускающие ограниченный регресс при

проектном финансировании, и частичные кредитные гарантии, используемые для

распределения рисков.

Проектный цикл у МБРР состоит из 6 этапов: определение проекта,

подготовительная работа, предварительная оценка стоимости, переговоры и

представление проекта руководству Банка, практическое осуществление и

контроль за ним, оценка результатов.

Инспекционная группа, состоящая из лиц, отбираемых на основе их знаний

и опыта в области развития, может при соответствующей просьбе рассматривать

жалобы о случаях несоблюдения Банком своих процедур и политики.

Институт экономического развития, основанный в 1995 г., занимается

организацией и проведением учебных курсов и семинаров для служащих из

развивающихся стран. Он оказывает помощь учебным и исследовательским

институтам управления, подготавливает, издает и распространяет учебные

материалы.

Банк осуществляет большую программу исследований для поддержки своей

оперативной деятельности и принятия надлежащих мер в ответ на острые

проблемы, с которыми сталкиваются его члены. Цели таких исследований:

обеспечение информацией по экономической и технической тематике, а также по

вопросам разработки и осуществления программ, связанных с его кредитной,

аналитической, учебно-подготовительной деятельностью и оказанием

технической помощи; повышение уровня знаний в области развития; содействие

политическому диалогу со странами-членами и увеличению их

исследовательского потенциала.

С 1995 г. МБРР – член консультативного органа, созданного Канадой,

Францией, Голландией, США, АзБР (Азиатский банк развития), МФСР

(Международный фонд сельскохозяйственного развития) и Фондом развития

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты