Рефераты

Международные валютно-финансовые и кредитные организации

капитала ООН для координации деятельности стран-кредиторов по

систематическому финансированию программ и для обеспечения этих стран и

стран-заемщиков необходимым инструментом.

Фонд институционального развития представляет собой своего рода

инструмент быстрого реагирования для финансирования небольших,

ориентированных на динамичные действия планов, определяемых в ходе

общеэкономической отраслевой работы Банка и его политического диалога, в

странах с низким и средним уровнем доходов населения.

Глобальный фонд окружающей среды является механизмом финансирования, с

помощью которого развивающимся странам предоставляются средства на проекты

и деятельность по охране окружающей среды посредством содействия щадящему

окружающую среду развитию. Банк при этом выполняет задачи попечителя и

секретариата Фонда, а также заказчика проектов.

Всемирный банк – 1 из спонсоров Консультативной группы по

международным сельскохозяйственным исследованиям (КГМСИ), созданной в целях

использования современной науки в интересах развития устойчивого сельского

хозяйства в бедных странах. Банк и около 40 доноров оказывают совместную

поддержку 18 международным центрам сельскохозяйственных исследований,

которые в тесном сотрудничестве с национальными исследовательскими

институтами разрабатывают более эффективные, с точки зрения потребляемых

ресурсов, технологии производства продовольствия, что одновременно

способствует охране и улучшению состояния природных ресурсов как основы

этого производства.

МБРР сотрудничает на национальном и местном уровнях с рядом

негосударственных организаций, консультируя и финансируя их и помогая им

при реализации различных проектов.

Региональные миссии Банка функционируют в Африке, Азии, Европе и

Латинской Америке.

Информация

В 1994 г. Банк открыл в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Токио

информационные центры, предлагающие информацию о проектах в странах-членах,

одобренных исполнительным директором после 3 января 1994 г. Здесь можно

получить проектную документацию, результаты экспертиз, национальные

программы охраны окружающей среды, доклады об отдельных странах и секторах

экономики (информация о народном хозяйстве стран, их специфических

особенностях, уровне жизни, государственных расходах).

В 1992-98 гг. МБРР предоставил России кредиты на 14,4 млрд. долл. под

реализацию 41 проекта (по состоянию на конец 1998 г. освоено 5,4). В 1998

г. Россия стала крупнейшим заемщиком МБРР в Европе и Центральной Азии. За

1997-98 финансовый год она получила кредиты на 1,63 млрд. долл. (в мировом

списке получателей Россия занимает 5-е место).

В 1997 г. Россия впервые участвовала в сессии Всемирного банка и МВФ

(в Гонконге) как полноправный член и заявила о своей прямой и полной

заинтересованности в обсуждении мировых финансовых проблем.

В августе 1998 г. на заседании Совета директоров Всемирного банка был

утвержден проект кредитования России на сумму 105 млрд. долл. Срок

погашения – 7 лет с 3-летним льготным периодом. Выделение кредита было

предусмотрено тремя траншами: 300 млн. долл. (немедленно), 500 (в декабре

1998 г.) и 700 (в июне 1999 г.).

Став членом МБРР, Россия вступила и в МАИГ.

МАР

Международная ассоциация развития была создана в 1960 г. как филиал

МБРР. В качестве специализированного учреждения она принадлежит к системе

Объединенных Наций. МАР во многих отношениях не отличается от МБРР. Обе

организации финансируют проекты развития, имеют 1 и тот же штат, а

президент Банка является одновременно президентом МАР. Главные различия

между этими двумя организациями в том, как они приобретают финансовые

средства для кредитования и в условиях, на которых они предоставляют займы

развивающимся странам. МБРР большую часть своих финансовых средств получает

на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся странам

под более низкий процент и на более длительные сроки погашения, чем это

делают коммерческие банки. В отличие от МБРР, МАР предоставляет

развивающимся странам беспроцентные кредиты. Источники ее финансирования –

взносы стран-доноров.

Цели:

. содействие экономическому развитию;

. повышение производительности труда;

. повышение уровня жизни в развивающихся странах-членах МАР.

Государства-члены разделены на 2 группы:

1. группа I – экономически более развитые страны (более 25 стран);

2. группа II – менее развитые страны (более 130 стран).

Членство открыто для всех стран-членов МБРР в сроки и на условиях,

которые могут устанавливаться МАР.

Структура:

1. Совет управляющих.

2. Исполнительный директорат.

3. Президент.

Члены Совета управляющих, Исполнительного директората и президента в

силу занимаемой должности, а также должностные лица и штатные служащие МБРР

по совместительству выполняют аналогичные обязанности в Международной

Ассоциации развития. Штат сотрудников МАР разделен на 4 сектора: операции,

финансирование, политика, планирование и исследования.

Источники финансирования

Основная часть финансовых ресурсов МАР состоит из трех источников:

переводов из прибыли МБРР; капитала, подписчики которого – государства-

члены; взносов в основном более богатых членов МАР, включая ряд стран со

средним уровнем доходов (пополнение средств происходит, как правило, каждые

3 года). 34 государства-члены согласились предоставить 18 млрд. долл. США в

ходе Десятого привлечения средств МАР (МАР-10), проходившего в 1993-96 гг.

в целях наращивания усилий по борьбе с нищетой, проведения экономических

реформ, улучшения менеджмента и обеспечения экономически устойчивого

развития.

Деятельность

Кредиты МАР предназначаются для беднейших и наименее кредитоспособных

стран и выделяются с учетом размеров территории страны, годового дохода на

душу населения и степени эффективности экономической политики. Только

страны с годовым доходом на душу населения, составляющим менее 1305 долл.,

могут пользоваться займами МАР. Большинство кредитов МАР предоставляется

странам с годовым доходом на душу населения в размере 800 долл. или меньше.

Погашение займов начинается по истечении 10 лет льготного периода; они

предоставляются на 35 или 40 лет и без %.

Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической

экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи.

Кредиты предоставляются в национальной валюте государства или его

территории.

В рамках программы специальной помощи осуществляется поддержка стран

южнее Сахары с низкими доходами и высокими долгами. Директора-исполнители

публикуют нормы и условия предоставления кредитов МАР.

МФК

МФК была создана по инициативе США в качестве филиала МБРР в 1956 г.

путем ратификации устава Международной финансовой корпорации. МФК является

самостоятельным юридическим лицом и финансовой организацией, входящей в

Группу Всемирного банка и принадлежащей к системе Объединенных Наций в

качестве специализированного учреждения. Местопребывание – Вашингтон. В

состав МФК входят более 170 государств. Россия вступила 12 апреля 1993 г.

Цель:

Содействие экономическому росту стран-членов путем поощрения

предпринимательства в производственной сфере, т.е. на микро уровне,

дополняя, таким образом, деятельность МБРР.

Структура:

1. Совет управляющих.

2. Директорат.

3. Президент, исполнительный вице-президент.

4. Банковская консультативная комиссия.

5. Деловой консультативный комитет.

Высшим органом Международной финансовой корпорации является Совет

управляющих. Каждый управляющий и заместитель управляющего МБРР,

назначаемые членом Банка, являющимся одновременно членом Международной

финансовой корпорации, являются в силу занимаемой должности управляющим и

заместителем управляющего в составе ее Совета управляющих. За исключением

отдельных полномочий, сохраняемых согласно уставу МФК только за членами

Совета (такие, как прием новых членов, определение условий приема,

повышение или понижение уставного капитала, приостановка членства, внесение

поправок в устав), управляющие делегировали свои полномочия Директорату.

Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с ежегодным собранием МБРР.

Директорат, состоящий из 24 директоров, которыми по должности являются

все директора-исполнители Банка (и их заместители), назначаемые/избираемые

членом или группой членов Корпорации, отвечает за проведение текущей

деятельности МФК.

Президентом Корпорации является президент Всемирного банка.

Исполнительный вице-президент отвечает за общее управление и текущие

операции. В процессе планирования и принятия решений он опирается на группу

менеджеров, включающую семь вице-президентов. Три вице-президента по

операциям осуществляют надзор за работой региональных и отраслевых

департаментов. Кроме того, каждый вице-президент курирует отдельную сферу

деятельности. Вся работа ведется через 5 региональных (Африки южнее Сахары;

Азии; Средней Азии, Ближнего Востока и Северной Африки; Европы; Латинской

Америки и Карибского бассейна) и четыре отраслевых (агробизнеса; химии,

нефтехимии и удобрений; инфраструктуры; нефти, газа и горнодобывающей

промышленности) департамента. Департамент рынков капитала и корпоративных

финансовых услуг оказывает платные консультационные услуги государственным

предприятиям и правительствам по вопросам приватизации и частным компаниям

по вопросам финансовой реструктуризации.

Банковская консультативная комиссия, состоящая из 10 руководящих

работников ведущих международных финансовых институтов, проводит регулярные

встречи с управленческим составом МФК для обмена мнениями о политике и

деятельности Корпорации.

Деловой консультативный комитет состоит из известных промышленников,

банкиров и государственных деятелей всех частей мира, которые делятся

своими знаниями, опытом и взглядами по вопросам бизнеса с руководством МФК.

Источники финансирования

Ресурсы МФК состоят главным образом из взносов государств-членов,

кредитов МБР, процентов с предоставленных займов, финансовых сборов,

дивидендов и участия в прибылях, доходов от продажи акций, платы за услуги,

депозитов и операций с ценными бумагами, а также из средств, извлеченных на

международных рынках капитала.

Деятельность

МФК предоставляет кредиты сроком от 5 до 15 лет высокорентабельным

частным предприятиям, но в отличие от МБРР, без гарантии правительства.

Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов,

реализуемых частным сектором. При этом МФК обычно ограничивает свое участие

в каждом конкретном проекте 25-ю % его стоимости. Но она помогает найти

инвесторов.

Три принципа определяют региональные и отраслевые задачи МФК:

1) принцип катализатора: привлечение к участию в проекте частных

инвесторов;

2) принцип рентабельности для обоснования сотрудничества с частным

сектором;

3) принцип участия МФК как меры, дополняющей естественный рыночный

процесс.

МФК содействует развитию частного сектора путем:

— финансирования (займы, собственный капитал, совместные средства);

— мобилизации ресурсов (объединение предоставляемых займов,

страхование, предоставление гарантий, капиталовложения в частные компании);

— управления рисками (своп операции, связанные с валютными курсами и

процентными ставками, механизмы хеджирования);

— технической помощи и консультирования (изменения на рынке капитала,

прямые иностранные инвестиции, приватизация, корпоративная

реструктуризация, подготовка и оценка проектов);

— разработки стратегии сотрудничества с МБРР по вопросам оценки

частного сектора (в целях налогообложения для отдельных стран, разработки

национальных стратегий, реформы финансового сектора).

Международная финансовая корпорация является инвестиционным банком

Группы Всемирного банка для развивающихся стран. МФК – крупнейший в мире

источник прямого финансирования проектов частных капиталовложений в

развивающихся странах. Она предоставляет займы непосредственно частным

компаниям и инвестирует в них собственные средства, не располагая

гарантиями правительств, а также привлекает другие источники финансирования

для проектов частного сектора, таких, как:

1) содействие предпринимательской деятельности, включая малый бизнес;

2) мобилизация финансовых средств;

3) инвестиции в проекты по развитию инфраструктуры;

4) инициативы по охране окружающей среды;

5) консультационные услуги и техническая помощь.

МФК предлагает различные финансовые сделки и услуги компаниям в

развивающихся странах-членах:

. долгосрочные займы, предоставляемые в основных валютах по

фиксированным или меняющимся ставкам;

. вложения собственного капитала, другие механизмы кредитования

(субординационные займы, ценные бумаги с доходом);

. предоставление гарантий и вспомогательное финансирование;

. менеджмент рисков (мобилизация капиталов за счет своп операций

с валютами и процентными ставками; обеспечение средств

хеджирования).

Корпорация консультирует деловые круги и правительства развивающихся

стран по различным вопросам, включая физическую и финансовую

реструктуризацию, разработку планов предпринимательской деятельности,

идентификацию рынков, продукции, технологий, финансовых и технических

партнеров, а также мобилизацию ресурсов для финансирования проектов.

Созданная в 1986 году Консультативная служба по иностранным

инвестициям (КСИИ), контроль за деятельностью которой осуществляет комитет

во главе с исполнительным вице-президентом МФК, оказывает правительствам

помощь в удовлетворении долгосрочных потребностей развития путем извлечения

максимальной выгоды из иностранных инвестиций (капиталы, технологии,

управленческие опыт и знания). КСИИ предоставляет правительствам

консультации по вопросам законодательства, стратегий, правил и процедур,

знание которых необходимо для создания привлекательного инвестиционного

климата.

Консультативное бюро по разработке проектов для Африки, созданное в

1986 году, предоставляет консультации африканским предпринимателям,

стремящимся расширить или модернизировать существующие предприятия или

создать новые.

Консультативное бюро по разработке проектов для южной части Тихого

океана оказывает помощь предпринимателям девяти островных государств —

членов МФК в разработке приемлемых для банков проектов либо создании новых

предприятий, либо расширении и диверсификации деятельности существующих.

В последние годы МФК обращает особое внимание на оказание технической

помощи1 частным фирмам, финансирование которой осуществляется с помощью

Фонда технической помощи.

Представители МФК работают в странах Африки, Азии, Европы и Латинской

Америки.

ИНФОРМАЦИЯ

В 1994 году МФК определила политику по вопросам раскрытия информации и

предлагает информацию об оперативной деятельности Корпорации, документы,

касающиеся окружающей среды, а также другие данные о проектах, финансовую

информацию и дискуссионные материалы МФК (экономика и исследования).

Открытая для общественности информация о деятельности МФК может быть

получена в Центре общественной информации Всемирного банка (ЦОИ) в

Вашингтоне; запрашивать нужную информацию можно через Интернет или в

отделениях Всемирного банка в Лондоне, Париже и Токио.

База данных по новым рынкам предлагает информацию о новых рынках.

Введение в действие инвестиционных индексов МФК, отражающих степень

открытости отдельных новых рынков для иностранных инвесторов, предназначено

для удовлетворения возрастающих потребностей инвесторов. База данных будет

постоянно расширять сферу предлагаемых услуг.

С 1956 г. МФК выделила более 21,2 млрд. долл. собственных средств на

осуществление различных проектов и организовала финансирование 852

предприятий в 129 развивающихся странах на сумму 15 млрд. долл.

С 1993 г. МФК утвердила финансирование 38 российских проектов на 563

млн. долл. из собственных средств и 223 млн. долл. – из средств участников

программы по привлечению синдицированных средств. Совокупная стоимость этих

проектов составила 1,9 млрд. долл.

Общий объем кредитов и инвестиций по всем направлениям деятельности

корпораций составляет 7 млрд. долл.

МАИГ

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям было создано в

1988 г. как филиал Всемирного банка, но в финансовом отношении оно является

независимым. Как специализированное учреждение, Агентство входит в систему

ООН. В состав МАИГ входят более 130 государств, включая РФ. Членство

открыто для всех членов МБРР.

Цель:

Поощрение инвестиций на производственные цели в государствах-членах, в

особенности в развивающихся странах, путем:

1) предоставления гарантий, включающих совместное перестрахование

от некоммерческих рисков в форме размещения капитала в одних

странах-членах, который привлекается в других;

2) осуществление надлежащих вспомогательных мероприятий для

содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны и между

ними.

Функции:

. увеличение возможностей других страховщиков путем совместного

страхования или перестрахования;

. страхование инвестиций в страны, не подлежащих такому

страхованию другими страховщиками в силу политики последних;

. обслуживание инвесторов, не имеющих доступа к другим официально

признанным страховщикам;

. предоставление гарантий инвесторам различных национальностей,

входящим в какой-либо многонациональный синдикат, что создает

благоприятные условия для заключения страховых контрактов и

урегулирования претензий.

Структура:

1. Совет управляющих.

2. Директорат, председатель Директората.

3. Исполнительный вице-президент.

Высший орган Агентства – Совет управляющих. Он может делегировать свои

полномочия Директорату, за исключением специально закрепленных за Советом

(прием новых членов, приостановка членства, увеличение или сокращение

капитала). Совет состоит из управляющих и их заместителей (по 1 от каждой

страны-члена). Председатель Совета избирается из числа управляющих.

Директорат состоит из 20 директоров (у каждого – по 1 заместителю) и

отвечает за общую оперативную деятельность Агентства. Председатель

Директората – президент МБРР.

Исполнительный вице-президент МАИГ назначается Директоратом по

представлению председателя и выполняет свои функции под общим контролем

Директората. Он отвечает за организацию работы, назначения и увольнения

персонала. Должностные лица и другие штатные сотрудники МБРР работают в

Агентстве по совместительству.

Источники финансирования

Важнейший источник финансирования – основной капитал (948млн. долл.),

который обеспечивает предоставление гарантий на сумму 745 млн. долл.

Конвенция МАИГ предусматривает, что промышленно развитые страны должны

вносить 10 % своей доли в конвертируемой валюте. Еще 10 % каждая страна

вносит в форме не обращающихся на открытом рынке беспроцентных долговых

обязательств. Остаток представляет собой резервный капитал. До 25% взносов

развивающихся стран может вноситься в их собственной валюте.

Деятельность

МАИГ дополняет деятельность существующих страховщиков инвестиций

посредством сострахования и перестрахования. Агентство предоставляет

выбираемым им инвесторам гарантии (покрывающие до 90 % объема инвестиций)

сроком на 15-20 лет на инвестиции в государствах-членах (развивающиеся

страны) от некоммерческих рисков, т.е. обеспечивает своего рода страхование

от политических, экономических и иных видов рисков. МАИГ предлагает четыре

основных типа гарантий:

Не конвертируемость валюты

Защита от потерь, возникающих в связи с невозможностью конвертировать

местную валюту в иностранную для ее перевода за пределы страны.

Экспроприация

Защита от потерь, вызванных действиями правительства страны пребывания

по ограничению или ликвидации права собственности или контроля над нею, а

также права на застрахованные инвестиции.

Война и гражданские волнения

Защита от убытков, вызванных военными действиями или гражданскими

волнениями, ведущими к разрушению или нанесению ущерба материальным активам

предприятия или к созданию препятствий для его деятельности.

Нарушение контракта1

Защита от убытков, связанных с тем, что инвестор не может добиться

принятия решения суда или арбитражного суда и/или его выполнения по иску

против страны пребывания, аннулировавшей или нарушившей инвестиционный

контракт.

МАИГ изучает проекты в ходе процесса подачи заявок в целях обеспечения

их финансовой, экономической и экологической обоснованности и их полезного

вклада в удовлетворение потребностей развития страны пребывания.

МАИГ предоставляет разнообразные услуги по оказанию технической помощи

в целях содействия усилиям стран-членов по стимулированию прямых

иностранных капиталовложений. В 1994 году МАИГ оказывало целый ряд услуг,

начиная от консультационных услуг по политике улучшения инвестиционных

режимов до помощи в увеличении притока иностранных инвестиций и

консультаций по правовым вопросам, касающимся иностранных инвестиций.

В 1994 году в центре внимания МАИГ стали находиться вопросы создания

потенциала поощрения "инвестиций; началась разработка электронных средств

(глобальная электронная сеть, предназначенная для конкретных секторов «CD-

ROM») в целях ускорения распространения информации об инвестиционных

возможностях в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Отказ от консультационных услуг по разработке политики с целью сбережения

ресурсов, необходимых для содействия расширению деятельности по

предоставлению гарантий, привел к прекращению финансовой поддержки, которую

МАИГ оказывало Консультативной службе по иностранным инвестициям. Функции

МАИГ по консультативной деятельности, касающейся разработки стратегической

политики, за исключением поощрения капиталовложений и распространения

информации, были переданы КСИИ. Структурное подразделение МАИГ по

разработке политики и консультационным услугам было переименовано в Службу

инвестиционного маркетинга.

Содействие инвестициям включает проведение встреч, конференций,

учебных программ и семинаров, а также ознакомительные поездки отраслевого и

межгосударственного характера. Информационная политика Агентства

предусматривает использование новейших средств коммуникации с целью

установления и поддержания контактов с потенциальными инвесторами.

В 1994 году МАИГ провело ряд практикумов в целях оказания помощи

странам-членам в 'создании потенциала маркетинга для улучшения услуг,

предоставляемых инвесторам, и укрепления связей с ними, а также

осуществления миссий по привлечению инвестиций.

ИНФОРМАЦИЯ

МАИГ издает, среди прочего, бюллетень «MIGA News» (с 1994 г. на

французском языке) и публикует ежегодный отчет.

ИПАНЕТ является глобальной сетью информационного обмена и коммуникаций

в сети «Интернет».

ЕБРР

ЕБРР – III влиятельная кредитная организация. Он был создан в 1990 в

результате подписания Соглашения о создании Европейского банка

реконструкции и развития (приступил к операциям в апреле 1991 г.).

Местопребывание – Лондон.

Цели:

. поддержание перехода стран Центральной и Восточной Европы и к

ориентированной на открытый рынок экономике;

. содействие развитию частного предпринимательства в странах,

приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и

рыночной экономики.

Функции:

. поддержка стран-членов – получателей помощи в проведении

структурных и отраслевых экономических реформ, включая

демонополизацию и приватизацию в целях полной интеграции их

экономик в мировую экономику путём содействия:

. организации, модернизации и расширению производственной,

конкурентоспособной и частнопредпринимательской

деятельности, прежде всего малых и средних предприятий;

. мобилизации национального и иностранного капитала и

эффективному управлению;

. инвестициям в производство с целью создания конкурентной

среды и повышения производительности, качества жизни и

улучшения условий труда;

. оказанию технической помощи в подготовке, финансировании и

реализации проектов;

. стимулированию и поощрению развития рынков капитала;

. реализации солидных и экономически обоснованных проектов,

включающих более чем одну страну реципиента;

. экологически устойчивому развитию.

В ЕБРР входят около 60 стран и институты (Европейский Союз,

Европейский инвестиционный банк).

Членами Банка могут стать:

1. Европейские страны.

2. Неевропейские страны, являющиеся членами МВФ.

3. Европейское сообщество (Европейский Союз).

4. Европейский инвестиционный банк.

Структура:

1. Совет управляющих.

2. Директорат, комитеты.

3. Президент, вице-президенты.

4. Консультативный совет по вопросам окружающей среды.

Совет управляющих, в котором каждый член ЕБРР представлен одним

управляющим и одним его заместителем (всего 118 членов), является высшим

органом, определяющим основные направления деятельности Банка. Каждый член

Банка представлен в Совете управляющих и Совете директоров. Собрания

проводятся один раз в год, дополнительные собрания могут созываться Советом

управляющих или Директоратом. Совет управляющих может полностью или

частично передавать свои полномочия Директорату, за исключением приема и

определения условий приема новых членов, изменения размеров уставного

капитала, приостановления членства, избрания директоров и президента,

определения жалованья директоров и заместителей директоров, утверждения

общего баланса, внесения поправок в Соглашение и прекращения операций

Банка. При этом Совет управляющих сохраняет всю полноту власти в отношении

всех задач, выполнение которых поручено Директорату. Количество голосов,

которым располагает каждый член, равно количеству его подписных акций в

акционерном капитале Банка.

Президент (четырехлетний мандат, возможно переизбрание) руководит

текущими делами согласно указаниям Директората. Он председательствует на

заседаниях Директората и может принимать участие в собраниях Совета

управляющих. Он является полномочным представителем Банка. Возглавляя

штатный персонал Банка, президент, согласно установленным Директоратом

правилам, отвечает за организацию работы ЕБРР, а также за прием и

увольнение штатных сотрудников. Вице-президенты назначаются по рекомендации

президента Директоратом, который определяет сроки пребывания на этом посту,

а также их полномочия и функции. В структуру ЕБРР входят девять

департаментов (банковских операций, финансовый, оценки проектов, отдел

главного экономиста и др.). Департамент банковских операций имеет три

отдела: групп по странам,1 групп по отраслям,2 групп по поддержке операций.

Каждый отдел состоит из групп, в состав которых входят специалисты из

частного и государственного секторов стран — членов Банка.

Консультативный совет по вопросам окружающей среды состоит из

экспертов-экологов из Центральной и Восточной Европы и из стран ОЭСР, а

также из консультантов по вопросам политики и стратегии, касающимся

«экологического мандата» Банка.

Источники финансирования

Капитальные ресурсы Банка включают уставной капитал, заемные средства

и средства, полученные за выплату кредитов или гарантии Банка, доходы,

извлекаемые из инвестиций Банка, и любые другие финансовые средства и

доходы, не являющиеся частью ресурсов специальных фондов Банка.

Акционерный капитал составляет 10 млрд. евро (евро является

официальной валютой банка, все его активы, обязательства и финансовые

отчеты выражаются в евро) и разделен на 1 млн. акций номинальной стоимостью

10000 евро. Общая номинальная сумма оплачиваемых акций равна 4,3 млрд.

долл., т.е. 30 % от первоначально разрешенного к выпуску акционерного

капитала. Квота России в капитале ЕБРР – 40 тыс. акций, что обеспечивает ей

собственного директора в Совете директоров.

В соответствии с учредительным соглашением был создан ряд фондов:

1) с участием Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции Балтийский

специальный инвестиционный фонд содействия частному сектору путем поддержки

малых и средних предприятий в балтийских странах и Балтийский специальный

фонд технической помощи для содействия развитию рыночной экономики в

балтийских странах;

2) Российский специальный фонд малого бизнеса для развития частного

сектора;

3) Российский специальный фонд технического содействия малому бизнесу.

Деятельность

ЕБРР стремится оказывать помощь государствам-членам в осуществлении

структурных и отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию,

децентрализацию и приватизацию с учетом потребностей этих стран на

различных этапах перехода к рыночной экономике. Его деятельность включает

содействие развитию частного сектора, укреплению финансовых институтов и

правовых систем, созданию или модернизации инфраструктуры, необходимой для

деятельности в частном секторе. Банк поощряет совместное финансирование1 и

прямые иностранные капиталовложения, осуществляемые частным и

государственным секторами. ЕБРР сотрудничает с международными финансовыми

институтами и другими международными организациями.

ЕБРР работает на коммерческой основе, предоставляя займы на условиях

рыночных процентных ставок, учитывающих риски (финансовые инструменты:

займы, инвестиции собственных средств и гарантии). Банк осуществляет прямое

финансирование проектов развития частного сектора, структурные реформы и

проводит приватизации, а также развивает инфраструктуру. Совместные

предприятия являются основным объектом кредитования Банком, в особенности

те, которые имеют иностранных спонсоров.

В рамках программы технического сотрудничества Банк финансирует

исследовательские и связанные с проектами аналитические работы,

консультационные услуги и подготовку кадров.

Приоритетными областями являются приватизация и структурные реформы,

финансовая система, энергетика (включая безопасность атомных реакторов),

телекоммуникации, транспорт и экологическая инфраструктура, сельское

хозяйство, природные ресурсы и туризм.

В 1993 паду «Группа 7-ми» официально предложила ЕБРР учредить «Счет

ядерной безопасности» для привлечения вкладов стран-доноров в целях

субсидирования проектов обеспечения ядерной безопасности в регионе. Банк

подготавливает проекты и представляет их на рассмотрение Ассамблее

вкладчиков. Он действует как секретариат «Счета ядерной безопасности».

Первоочередное внимание уделяется реакторам, представляющим высокую степень

риска, которая должна быть сокращена путем оперативных и экономически

эффективных действий по их усовершенствованию в целях обеспечения

безопасности. ЕБРР – универсальное учреждение и объединяет различные

направления: предоставляет кредиты правительствам 25 стран и одновременно

уделяет внимание поддержке частного сектора в этих странах.

Банк открыл представительства в странах Восточной и Центральной Европы

(Албания, Беларусь, Болгария, Венгрия, Казахстан, Латвия (для государств

Балтии), Польша, Румыния, Российская Федерация (Москва с региональными бюро

в Санкт-Петербурге и Владивостоке), Словакия, Украина, Узбекистан и Чехия).

ИНФОРМАЦИЯ

Банк публикует общую информацию о деятельности ЕБРР, периодику,

материалы о политике в отношении различных секторов, документы по вопросам

окружающей среды и приватизации, а также исследования и рабочие материалы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Х.А. Шреплер. Международные экономические организации. 1998.

2. Мировая экономика под ред. Булатова. 1999.

3. Кругман, Обстфельд. Международная экономика, теория и политика.

1997.

4. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник для ВУЗов. 1998.

5. Положения международного валютного фонда.

-----------------------

1 На той же конференции была основана и другая организация – Мировой банк,

в задачи которого входила помощь в восстановлении разрушенной экономики

участвовавших в войне стран и помощь бывшим колониям в развитии и

модернизации их экономики. Только в 1947 году в действие вступило

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), ставшее форумом для

взаимного снижения торговых барьеров. ГАТТ рассматривалось как прелюдия к

созданию Международной организации торговли (МОТ), задачи которой в области

торговли были бы аналогичны задачам МВФ. К сожалению, МОТ так и не

состоялась: Конгресс и Парламент не ратифицировали ее устав.

2 СДР – международные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ и

используемые для безналичных международных расчетов путем записей на

специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ.

[1] Специальные права заимствования (СПЗ) – международные резервные активы,

созданные Фондом в 1969 г. в целях удовлетворения долгосрочных глобальных

потребностей в обеспечении средств, дополняющих существующие международные

резервы. Стоимость СПЗ определяется ежедневно на основе рыночного обменного

курса 5 основных валют мира (доллара США, немецкой марки, французского

франка, фунта стерлингов и японской йены). Будущая роль СПЗ в настоящее

время обсуждается.

[2] Система квот служит выполнению следующих задач:

1) формирование пула денежных средств, используемых Фондом в целях

предоставления займов государствам-членам, испытывающим финансовые

затруднения;

2) усиление роли расчетного базиса для определения Фондом размеров займа,

который может быть предоставлен делающему взносы члену, или сумму, которую

он может получить во время периодически проводимых распределений

специальных средств, известных как специальные права заимствования;

3) определение количества голосов, предоставляемых каждому государству-

члену.

1 МЦУИС (1995г. – 119 членов), основан в качестве независимой международной

организации, издает дважды в год журнал по правовым вопросам («ICSID

Review»), сборники («Investment Law of the World» & «Investment Trades») и

годовой отчет.

1 Техническая помощь – помощь в приобретении знаний и навыков в

определенных сферах деятельности, обычно в области экономики и управления.

Денежные средства, выделяемые международными экономическими организациями и

отдельными странами в рамках технической помощи, не поступают

непосредственно в распоряжение принимающей стороны, а направляются на

оплату и организацию работы соответствующих специалистов-консультантов.

1 Отказ от обязательств по контракту с получателем гарантий или любое его

нарушение со стороны правительства страны пребывания, когда:

а) получатель гарантий не имеет возможности обратиться в суд или

арбитражный суд для рассмотрения иска об отказе от контракта или его

нарушении;

б) решение суда не принимается в разумные сроки;

в) такое решение не может быть выполнено.

1 Группы по странам: Азербайджан — Кыргызстан — Таджикистан — Туркмения;

балтийские государства — Беларусь; Болгария — Албания — бывшая югославская

республика Македония — Словения; Чехия — Словакия; Венгрия; Казахстан —

Узбекистан; Польша; Румыния — Молдова — Хорватия; Российская Федерация;

Украина — Армения — Грузия.

2 Группы по отраслям: сельское хозяйство; образование и профессиональная

подготовка; энергетика; финансовые институты; природные ресурсы, ядерная

безопасность; структурные реформы; собственность; туризм; телекоммуникации;

транспорт; экологическая инфраструктура.

1 Совместное финансирование: финансирование в согласованных пропорциях;

параллельное финансирование; финансирование раздельных комплексов

мероприятий; синдицирование; кредитование другими финансовыми институтами

по документации Банка.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты