Рефераты

Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование

Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование

Министерство общего и профессионального образования РФ.

Южно-Уральский Государственный Университет.

Международный факультет.

Кафедра экономической теории и мировой экономики.

Курсовая работа по экономической теории на тему:

"Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное

регулирование."

Выполнила : Лубнина А. В.

Проверил : Строгонов И. Д.

Челябинск 2003 г.

План работы:

1. Введение

2. Классификация экономических благ. Особенности общественных благ.

3. Внешние эффекты.

4. Экономические функции правительства.

5. Заключение.

6. Список используемой литературы.

Введение

Рынок как механизм распределения и использования ограниченных ресурсов

основан не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене.

Следовательно, он имеет ряд преимуществ. Но было бы большой ошибкой

рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо

недостатков и противоречий. Перечислим основные:

. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме,

прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия – это

неустойчивые темпы экономического роста; циклический характер развития

экономки; недоиспользование ресурсов и неполная занятость; нестабильность

уровня цен и инфляция.

. Одним из обязательных элементов рыночного механизма, его движущей силой

является конкуренция, однако, внутри самой рыночной системы происходят

процессы, которые могут существенно ослабить силы конкуренции.

. В любом обществе существуют достаточно многочисленные социально

уязвленные слои: больные, инвалиды, сироты и т.д., которые объективно не

могут участвовать в конкурентной борьбе. Рыночная система сама по себе не

заботится об этих людях и может оставить их без средств к существованию.

. Рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы.

Однако, рынок – это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных

показателях, выраженных в деньгах. Следовательно, эффективность

распределения денег достигается лишь в том случае, если все эффекты

(выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или

иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в

ценах. Существуют так называемые внешние эффекты, что затрудняет

функционирование рыночной системы.

. Если в результате существования внешних эффектов рынок дает неточную

денежную оценку издержек и выгод и распределяет ресурсы неэффективно, то

так называемые общественные блага рыночная система вообще не намерена

производить, т.к. не может дать им денежной оценки.

Но далеко не всегда государство вмешивалось в экономику. Развитие

экономической мысли подтверждает этот тезис. Уже первобытные люди владели

зачатками экономических знаний, имели определенные представления об

отношениях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу

производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. С

возникновением первых классовых обществ на древнем Востоке в центре

внимания экономической мысли оказались проблемы организации и управления

государственным хозяйством. Экономия возникла в античном обществе как

наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание

достойных граждан. Например, Аристотель различал два вида хозяйственной

деятельности: экономию – хозяйство ради самообеспечения и хрематистику –

хозяйство с целью обогащения. В произведениях раннего христианства и в

трудах Аристотеля встречается идея равенства и тесно связанное с ней

утверждение всеобщей обязанности труда: труд является основой жизни людей,

поэтому и распределение должно осуществляться по труду. Моральному

осуждению в раннехристианской литературе подвергаются социальное

неравенство и ростовщичество. Таким образом, на раннем этапе развития

экономической мысли идеи равенства и справедливости, честного

распределения экономических благ трактовались с точки зрения морали и

религии. Главенствующей целью было создание справедливого общества, эти

идеи отразились в социальных утопиях позднего средневековья (Томас Мор,

Томмазо Кампанелла и др.).

Позднее «равенство» и «справедливость» в отношениях между людьми

трансформировалось в идею эквивалентности обмена товаров, а «честный труд»

- в обоснование буржуазного предпринимательства. Появляется первая школа в

политической экономии – меркантилизм, выражавшая интересы купечества,

которые в свою очередь стремились выдать за общегосударственные. То есть,

в этот период проблема общественного благосостояния сводилась к активной

роли торговли.

Классическая политическая экономия сложилась как философия рыночного

хозяйства. Представители КПЭ считали принцип невмешательства государства в

экономику крайне важным, а также видели в свободной конкуренции решение

многих проблем, связанных как с производством, так и распределением

товаров. Классики политической экономии (Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо и

т.д.) в центр внимания брали не сам обществееный процесс производства, а в

основном лишь его внешний результат – капиталистическое богатство.

Экономические кризисы перепроизводства, однако, обострение классовой

борьбы между пролетариатом и буржуазией все настойчивее ставили вопрос о

внутренних противоречиях капитализма. Феодальный, мелкобуржуазный,

«истинный», консервативный и критически-утопический варианты социализма

предлагали свои рецепты решения конфликта между неудовлетворенной и ищущей

личностью, отчужденной от общества, и буржуазной социальной средой.

Во второй половине XIX века разработка общих принципов политической

экономии сменяется исследованием различных проблем экономической практики.

Джон Мейнард Кейнс отказывается от постулатов неоклассиков (А. Маршалл, Й.

Шумпетер), в частности от рассмотрения рынка как идеального

саморегулирующегося механизма, и считал необходимым государственное

стимулирование. Так и посткейнсианцы (Дж. Робинсон, П. Сраффа, Н. Калдор и

др.) выступали за более уравнительное распределение доходов, ограничение

рыночной конкуренции, проведение системы мер для эффективной борьбы с

инфляцией. Монетаристы (М. Фридмен) рассматривалирынок как

саморегулирующуюся систему и выступали против чрезмерного вмешательства

государства в экономику. Сторонники новой классической экономики (А.

Лаффер, Дж. Гилдер, М. Эванс, М. Фелдстайн и др.) считали необходимым

снижение налогов и предоставление льгот корпорациям, государство должно

осуществлять функцию оздоровления экономики. Приверженцы теории

ощественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон и др.) ставили под

сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику, считая

что люди действуют лишь в своих интересах. Ученые этой школы

последовательно разоблачают миф о государстве, у которого нет никаких иных

целей, кроме заботы об общественных интересах.

С появлением институционализма появляется идея о том, что реальная

действительность гораздо сложнее. Объектом исследований должен быть не

«экономический человек», а всесторонне развитая личность.

В данной работе я хотела бы подробнее рассмотреть сущность

государственного регулирования в области внешних эффектов и общественных

благ. А это невозможно без раскрытия последних. Я попытаюсь раскрыть

понятие общественных товаров, исходя из классификации экономических благ,

затем необходимо будет осветить проблему внешних эффектов и их

государственное регулирование.

1. Классификация экономических благ. Особенности общественных благ.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Одни из них

имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в

ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они

состоят из вещей и услуг.

Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие

многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы

и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления

(хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые

(субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам

относятся не только многие потребительские товары и производственные

ресурсы, но и услуги транспорта (поезд - самолет - автомобиль), сферы

досуга (кино - театр - цирк) и т. д. Примерами комплементарных товаров

являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические

блага также могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые

(потребительские) и косвенные (производственные).

Согласно теории Маркса, стоимость (ценность) экономического блага

определяется затратами общественно необходимого труда, т.е. труда,

совершаемого при средних общественно-нормальных условиях производства и

средней интенсивности труда. Согласно неоклассическим воззрениям, ценность

благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и

количества благ, способных данную потребность удовлетворить. При этом

предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими

благами, а любое экономическое благо может использоваться для

удовлетворения разных потребностей. Если q1,q2,…,qn - совокупность

определенных количеств каждого из n благ, а р1,р2,…,рn - их цены, то

стоимость совокупного набора благ может быть записана как Sрiqi, где

i=1,…,n.

Классифицируя экономические блага более подробно, необходимо определить

различные критерии их разграничения и производимые этими критериями

разделения благ по различным видам, разумеется, в зависимости от

особенностей классифицируемых таким образом объектов микроэкономического

анализа:

1.Конкурентность различных сравниваемых благ в потреблении.

Конкурентными в потреблении блага будут в том случае, когда получение

выгод от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает

невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же

самого блага каким-либо другим экономическим субъектом. Неконкурентными же

в потреблении являются такие блага, получение выгод от потребления которых

данным экономическим субъектом содержит в себе возможность для других

экономических субъектов получения от подобного блага таких же выгод в том

же самом отношении.

Например, если один потребитель не даст другому яблоко, а будет есть

его сам, то второй потребитель сможет получать удовольствие от вида

данного румяного плода, может быть, его запаха, - но это не будет означать

неконкурентности данного яблока: ведь все указанные выгоды в потреблении

могут быть получены только в другом отношении, а не в отношении вкуса

данного яблока и получения соответствующих содержащихся в яблоке полезных

веществ. А вот регулирующий уличное движение инспектор ГАИ, задерживающий

движение по одной из улиц перекрестка и одновременно разрешающий проезд по

поперечной улице, оказывает данную услугу сразу нескольким водителям,

проезжающим по такой улице. Выгода от возможности проехать по такой улице,

полученная одним экономическим субъектом, не означает невозможности

извлечь точно такую же выгоду от того же самого движения регулировщика

остальным водителям, проезжающим по той же самой дороге. Таким образом,

услуга регулирующего дорожное движение инспектора ГАИ оказывается

неконкурентной в потреблении водителей автотранспорта, проезжающих по

данной улице.

2.Исключаемость из потребления различных товаров и услуг. Исключаемыми

из потребления являются такие блага, обладание правом использования

которыми данным экономическим субъектом одновременно означает для него

возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам

потреблять подобное благо. Вернемся к тому же яблоку. Ясно, что оно

является исключаемым из потребления всех возможных его потребителей.

А вот если благо не обладает хоть в какой-то степени исключаемостью из

потребления, сама проблема его распределения может стать неактуальной.

Вместо этого на первый план выходит проблема обеспечения ими возможных

потребителей. Ведь существенным свойством исключаемых из потребления благ

является невозможность (или высокая стоимость) запрещения кому-либо

участвовать в потреблении подобных благ. Это сильно затрудняет

производство и реализацию таких благ на обычных рыночных началах.

Следовательно, настоятельная потребность в исключаемых благах приводит к

необходимости поиска иных путей обеспечения ими всех желающих.

Традиционным примером таких благ являются услуги органов правопорядка. Тот

уровень защиты личных и общественных прав, который обеспечивается данными

органами на данной территории в данное время, распространяется на всех

находящихся в данном месте (в данной стране и т.п.), и потребление этих

услуг каким-либо лицом ничуть не препятствует остальным получать те же

самые услуги. Равным образом отсутствие должного правопорядка будет

распространяться на всех данных субъектов, страдающих от этого. Конечно,

одного данного человека можно, например, выдворить за пределы данной

страны, в результате чего он лишится услуг органов власти, ответственных

за охрану правопорядка. Но данное исключение, как известно, лишь

подтверждает общее правило: ведь все оставшиеся продолжают

беспрепятственно получать данные услуги, а выдворить все население по

крайней мере экономически нецелесообразно. Способы же получения

необходимых для финансирования деятельности правоохранительных органов

средств, разумеется, конечно, отличаются от рыночных.

Итак, мы выявили по крайней мере четыре класса экономических благ,

различающихся по своим принципиальным характерным признакам. Результаты

этого анализа удобно свести в простую матрицу 2x2:

|Неконкурентные |Конкурентные и |

|исключаемые блага |исключаемые блага |

|Неконкурентные и |Конкурентные и |

|неисключаемые блага |неисключаемые блага |

Конечно, это лишь первое приближение к пониманию различий в основных

характеристиках экономических благ. Но уже оно даст представление о

многомерности "мира благ" и необходимости в связи с этим различать

особенности способов координации экономической деятельности,

обеспечивающей потребителей этих различных видов благ.

Очевидно, что одновременно конкурентные и исключаемые блага обладают

свойствами, делающими их максимально приспособленными для обращения в

рыночном кругообороте. Именно поэтому подобные блага называют частными.

Потребление данного частного блага каким-либо экономическим субъектом

делает практически невозможным для всех остальных субъектов потребление

этого же блага в том же отношении без разрешения его владельца.

Частные (внутренние) издержки характеризуют все внутренние для данного

производства затраты производителей данного блага. Внешние издержки

характеризуют затраты всех третьих лиц (экономических субъектов, не

являющихся продавцами или покупателями данного товара и поэтому не

принимающих участия и сделке по его купле-продаже), вызванные

производством и потреблением блага. Социальные (общественные) издержки

характеризуют совокупные затраты как производителей, так и всех третьих

лиц, связанные с производством и потреблением данного продукта:

(T)SC=(Т)РС+(Т)ЕС,

где ('I')SC - (общие) социальные издержки; (Т)PC - (общие) частные

издержки; (T)ЕС – (общие) внешние издержки (рис. 1).

C

(T)SC

(T)PC

(T)EC

Q Рисунок 1

Соответственно, предельные частные издержки (МРС), предельные внешние

издержки (МЕС) и предельные социальные издержки (MSC) — это прирост

частных, внешних и социальных издержек, вызванный увеличением производства

данного продукта на некоторую величину (?Q):

MPC = ?PC / ?Q,

MEC = ?EC / ?Q,

MSC = ?SC / ?Q.

При небольших соответствующих изменениях, непрерывности и

дифференцируемости функций издержек - это производные соответствующих

функций общих издержек:

MPC = ?PC / ?Q,

MEC = ?EC / ?Q,

MSC = ?SC / ?Q.

MSC = MPC + MEC (рис. 2)

C

MSC

MEC

MPC

MEC

Рисунок 2

Q

Аналогичным образом, частная (внутренняя) выгода характеризует рост

благосостояния непосредственных потребителей данного блага,

являющихся его покупателями. Внешняя выгода характеризует увеличение

благосостояния всех третьих лиц, вызванное производством и потреблением

данного блага. Социальная (общественная) выгода характеризует совокупную

внутреннюю и внешнюю выгоду как непосредственных потребителей, так и всех

третьих лиц, связанную с производством и потреблением данного продукта:

(T)SB = (Т)РВ + (Т)ЕВ,

где (T)SB - (общая) социальная выгода; (Т)РВ - (общая) частная выгода;

(T)EB – (общая) внешняя выгода (рис. 3)

B

(T)SB

(T)PB

(T)EB

Рисунок 3

Q

Соответственно, предельная частная выгода (МРВ), предельная внешняя

выгода (МЕВ) и предельная социальная выгода (MSB) - это прирост частной,

внешней и социальной выгоды, вызванный увеличением производства и

потребления данного продукта на некоторую величину (DQ):

MPB = ?PB / ?Q;

MEB = ?EB / ?Q;

MSB = ?SB / ?Q.

При небольших соответствующих изменениях, непрерывности и

дифференцируемости функций выгоды - это производные соответствующих

функций общей выгоды:

MPB = ?PB / ?Q;

MEB = ?EB / ?Q;

MSB = ?SB / ?Q;

MSB = MPB + MEB (рис. 4)

B

MEB

MSB

MEB

MPB

Рисунок 4

Q

Таким образом, к частным благам мы можем отнести блага с высокой

конкурентностью в потреблении, достаточной для того, чтобы сосредоточить в

руках потребляющего их субъекта основную часть из набора полезных свойств

подобного блага. Аналогичным образом можно поступить и со второй их

рассматриваемой характеристикой. Здесь черту можно провести между высокой

и низкой исключаемостью в потреблении. Частными при этом будут считаться

блага с высокой исключаемостью, достаточной для того, чтобы

воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам, не являющимися

владельцами данного блага, участвовать в его потреблении. Точнее будет

сказать, что запретить остальным лицам потреблять частное благо можно с

достаточно низкими издержками, и чем выше исключаемость блага, тем ниже,

разумеется, при прочих равных условиях, уровень подобных издержек запрета.

Чистыми общественными благами будут считаться такие, которые объединяют

в себе низкую (вплоть до нулевой) конкурентность с невысокой

исключаемостью остальных экономических субъектов из потребления. Нулевая

конкурентность чистых общественных благ означает, что предельные издержки

предоставления такого блага каждому дополнительному потребителю равны

нулю. Например, рождение еще одного жителя страны нисколько не увеличивает

расходы на государственную оборону. Низкая же исключаемость общественных

благ означает, что подобные блага вполне могут, да и чаще всего

действительно потребляются сообща, коллективно, поскольку никто из

владельцев не может (а точнее недостаточно материально заинтересован)

воспрепятствовать потреблять такие блага всем остальным экономическим

субъектам.

Высокая конкурентность в сочетании с низкой исключаемостью дает общие

(совместно потребляемые) блага. История предоставляет здесь много

примеров: общинные земли, леса, воды и т.п. В современном мире подобных

благ осталось уже не так много. Можно привести общественные парки для

отдыха и сохранения уголков нетронутой природы, общественные водоемы с

рыбой и иными продуктами подводного мира и т.д. Причиной сокращения числа

подобных случаев служит именно высокая конкурентность общих благ: на всех

их часто просто не хватает (пойманная мной в таком озере рыба уже никому

другому не достанется), и поэтому здесь действует давно установившееся

правило "primus veni, primus occupavi" - "первый пришел, первый занял" со

всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Иногда общие блага

также называют коммунальными. Нам хорошо известен такой пример проблем,

возникающих в связи с использованием общих благ, как порождаемых

коммунальными квартирами.

Обратная ситуация возникает в случае низкой конкурентности, но

достаточно высокой исключаемости благ. Здесь реально возможен контроль

собственника над процессом потребления подобных благ, хотя такой процесс

часто протекает в различных коллективных формах. Поэтому подобные блага

часто называют исключаемыми общественными.

Последнее определение наводит на мысль, что не исключаемость выступает

в качестве решающего свойства для выделения общественных благ в особую

группу, хотя она часто является более распространенным источником

практических проблем и поэтому иногда кажется более важной экономистам с

прагматической (позитивной) методологической ориентацией, но единодушия в

этом вопросе нет. Все же возможность распространять выгоду от потребления

неконкурентных благ на дополнительных экономических субъектов с

практически нулевыми предельными издержками имеет более существенное

значение, тем более, что под эту особенность подпадает такое важное в

современных условиях благо, как информация.

В итоге мы можем свести полученные результаты в таблицу. Но се

существенным отличием будет являться то обстоятельство, что ее

вертикальная и горизонтальная протяженность будут скорее представлять

собой разбитые на общие по качеству отрезки измерения (например, от 0% до

100% - как области на графике), чем простую группировку признаков в

матрице:

|Исключаемость|Высокая |Исключаемые |Чистые |

| | |общественные|частные блага|

| | |блага | |

| |Низкая |Чистые |Общие |

| | |общественные|(совместные) |

| | |блага |блага |

| | | |

| |Низкая |Высокая |

| |Конкурентность |

Вернемся еще раз к определению общественных благ. Чисто общественное

благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами

независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо

характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в

потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление

чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для

других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для

дополнительного потребителя равны нулю.

Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек

не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за

это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным

внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно

становиться доступным для всех.

Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага, сравним его

с чисто частным благом. Чисто частное благо – это такое благо, каждая

единица которого может быть продана за отдельную плату. В отличие от чисто

частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы

потребления (его нельзя выпускать “мелкими” партиями) и быть продано по

частям. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто

общественного блага объясняет особенности определения совокупного спроса

на чисто общественное благо. (рис. 5)

P (тыс. руб. за ед.) P (тыс. руб. за ед.) Dсов=Sq1

30

DБ DВ Dсов=Sq1

15

P

10 DВ

5

0 2 4 6 12 Q

0 Qs=12 Q

а) Чисто частное благо б) Чисто общественное благо

Рисунок 5

Цена в данном случае не является переменной величиной. Поэтому кривая

спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего

имеющегося его наличного объема. Все потребители (в нашем примере их трое:

Андреев, Борисов и Васильев) должны потребить весь объем выпущенного блага

целиком. В отличие от совокупного спроса чисто частных благ (который

получается путем сложения кривых индивидуального спроса по горизонтали)

совокупный спрос чисто общественных благ определяется путем суммирования

предельных выгод (получаемых от имеющегося наличного объема) по вертикали.

Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако

индивидуальная польза от этого потребления различна. В нашем примере

индивиды получают различную выгоду: наименьшую - Андреев, наибольшую -

Васильев. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о

предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности

наличие такой информации - большая редкость

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии

с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для

сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых

выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто

общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то

возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром.

Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, "зайца".

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах

потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о

положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника

производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок

оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско.

Исправить "провалы" рынка помогает государство.

Таким образом, необходимость в чистых общественных благах ставит перед

экономикой две проблемы: как достичь экономически эффективного объема

производства таких благ и как обеспечить их производство при наличии

"безбилетников".

Эффективный объем производства товара индивидуального потребления

определяется сравнением предельного выигрыша от производства

дополнительного товара с предельными издержками производства этого товара.

Эффективность достигается тогда, когда предельный выигрыш и предельные

издержки равны. Тот же принцип применим и к общественным товарам, но метод

анализа при этом другой иной. Для товаров индивидуального потребления

предельный выигрыш измеряется выгодой, получаемой потребителем.

Рассматривая общественные товары, мы должны ответить на вопрос, как

оценивает каждый человек дополнительную единицу продукции. Предельный

выигрыш получается сложением этих оценок для всех людей, пользующихся этим

товаром. Для достижения эффективного использования ресурсов общественное

благо должно производиться в таком объеме, при котором, по обычному

правилу принятия оптимальных экономических решений, предельная выгода от

потребления блага равна предельным издержкам выпуска данного блага.

Таким образом, существует некоторый однозначно определяемый оптимальный

объем общественного блага, который обеспечивает наибольшую эффективность

использования ресурсов. Он может быть определен по формуле:

MSB (Qs) - МС (Qs),

где MSB (Qs) — предельная общественная выгода от потребления данного

общественного блага в количестве Qs, МС(Qs) - предельные издержки

производства и обеспечения потребителей данным общественным благом в

количестве Qs. (рис. 6).

P

MC

PS

MSB

Рисунок 6

QS

Q

Итак, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное

благо должно производиться в таком объеме, когда предельная общественная

выгода от потребления данного объема станет равной предельным издержкам

выпуска дополнительного количества данного блага до общего объема выпуска

Qs. Другими словами, данное общественное благо должно выпускаться до

такого количества Qs, пока общественная (напомним, суммарная) готовность

оплатить это количество (в размере Ps) не станет равной предельным

издержкам выпуска этого количества данного блага (в размере МС (Qs)). Для

определения этого объема нужно точно знать общественные предпочтения в

отношении общественного блага. Приведем пример. На рисунке 7 можно

определить оптимальное количество общественного товара.

P

S

5

3 D

2 3 4 Q

Коллективный

спрос и предложение

4

2 D2

0 2 4

Бенсон

3

D1

1

0 2 4

Адамс

Рисунок 7

Для коротких периодов времени применим закон убывающей отдачи, который

определяет восходящий характер кривой предложения, независимо от того,

производятся ракеты (общественные товары) или варежки (товары,

предназначенные для индивидуального потребления). В данном случае

оптимальное количество общественного товара составит 3 единицы - на это

указывает пересечение кривых коллективного спроса и предложения. Помня о

том, что кривая предложения отражает предельные издержки, мы увидим, что,

если, например, произведены 2 единицы, коллективная готовность платить за

вторую единицу (7 дол.) превысит предельные издержки производства данного

товара (3 дол.). Такая ситуация означает недопроизводство этого товара, а

следовательно, и недовложение ресурсов в его производство, С другой

стороны, сумма, которую Адаме и Бенсон вместе готовы заплатить за

четвертую единицу общественного товара (3 дол.), меньше предельных

издержек на данную единицу (7 дол.), поэтому четвертая единица означает

перепроизводство этого товара и перерасход ресурсов на его производство.

Оптимальное количество общественного товара составляет 3 единицы, когда

общая готовность потребителей платить за дополнительную единицу - общая

выгода для двух потребителей - как раз соответствует предельным издержкам

производства этой единицы (5 дол. = 5 дол.). Следовательно, принцип

соответствия предельной выгоды предельным издержкам, использованный для

определения оптимального количества общественного товара, аналогичен

правилу MR = МС для выпуска продукции и правилу MRP = MRC для определения

затрат, которые необходимы для максимизации прибыли.

Спрос на общественные блага не во всем идентичен спросу на частные

блага. Прежде всего, каждый потребитель не может произвольно изменять

количество используемого им общественного блага, а вынужден потреблять

данное количество целиком. Например, все жители данной страны пользуются

одним и тем же количеством военных самолетов, защищающих их от внешнего

нападения.

Общая кривая спроса на общественное благо может быть получена путем

вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса, выражающих

индивидуальную готовность каждого из потребителей оплатить данное

количество общественного блага в соответствии со своей индивидуальной

выгодой от потребления этого блага.

На рис. 8 общая кривая спроса D на объем Qs данного общественного блага

получается в результате вертикального сложения двух кривых индивидуального

спроса d1 и d2, причем цена Ps, которую данное общество готово заплатить

за данный объем Qs, складывается из индивидуальных цен Р1 и Р2

потребителей:

Ps=P1+P2

P

Ps D(>MSB)

P2

d2(>MB2)

P1 d1(>MB1)

Рисунок 8

Qs Q

2. Внешние эффекты в рыночной экономике.

Внешние (побочные) эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды

от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. Они называются

"внешними", так как касаются не только участвующих в данной операции

экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как

производства, так и потребления товаров и услуг.

Побочные эффекты - это издержки или выгоды, которые выпадают на долю

отдельных лиц или групп некоей третьей стороны, не участвующей в рыночной

сделке. Примером побочных издержек может служить загрязнение окружающей

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты