Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование
среды, а примером побочных выгод - прививки.
Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные:
Отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае,
если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других.
Покажем это на примере. Целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс
недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной
воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста
производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку
целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его
предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных
издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы
очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой
продукции превышает эффективный объем выпуска (рис. 9).
MSC=MPC+MEC
P
S=MPC
A
E2
MEC
P1
E1
P2
D=MSB
Рисунок 9
0 Q2 Q1 Q
Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1
т бумаги при цене P1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в
которой предложение, равное предельным частным издержкам МРС, пересекается
с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т. е. МРС =
MSB.
Между тем предельные социальные издержки равны сумме предельных частных
издержек плюс предельные внешние издержки. Следовательно, если бы удалось
превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска
сократился бы до Q2 при росте цены до Р2. В точке Е2 предельные
общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB =
MSC.
Обратим внимание на то, что и в точке Е2 не устраняются полностью
последствия загрязнения окружающей среды (ведь в нашем случае выпуск
сточных вод пропорционален объему производства, а объем производства
целлюлозно-бумажного комбината в точке Q2 отнюдь не равен нулю). Однако
ущерб от загрязнения существенно уменьшается. Площадь треугольника AE1E2
показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные
издержки оказались ниже предельных социальных издержек. Таким образом, при
наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и
покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место
перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае,
если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.
MSB=MPB+MEB
S=MSC
A
P2 E2
MEB
P1 E1
D=MPB
Рисунок 10
0 Q1 Q2 Q
MSB = МРВ + МЕВ, (рис. 10)
где MSB - предельные общественные выгоды (marginal social benefit);
MPB - предельные частные выгоды (marginal private benefit);
МЕВ - предельные внешние выгоды (marginal external benefit).
Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительного
внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что
сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая
решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах,
которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный
потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего
образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены.
Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже
оптимальных для общества (рис. 10). Рыночное равновесие E1 устанавливается
в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных
издержек: МРВ = MSC.
Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод
на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества
равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод
и издержек, т. е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площади
треугольника AE1E2.
Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта
экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с
эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с
положительными внешними эффектами.
Сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном
размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие
расхождения частных и социальных издержек либо частной и общественной
выгоды.
Принцип решения проблемы внешних эффектов заключается поэтому в
достижении равенства предельных общественных издержек предельной
общественной выгоде: MSC=MSB
Поскольку MSC = MPC + MEC, a MSB = MPB + MEB, то
MPC + MEC=MPB + MEB
При отрицательных внешних эффектах МЕВ=0 и МРВ = MSB, тогда решение
проблемы негативных экстерналий в принципе выглядит так:
МРС + МЕС =MSB.
При положительных внешних эффектах МЕС=0 и МРС = MSС, то решение
проблемы позитивных экстерналий в принципе таково:
MSC = MPB + MEB.
Важно подчеркнуть, что при решении проблемы экстерналий такие внешние
эффекты получают выражение в виде соответствующих издержек и выгод уже для
непосредственных участников сделок, и тогда работа рыночного механизма
меняет цены и объемы производства соответствующих благ, а это вносит
коррективы в распределение ресурсов и продуктов, которое становится
эффективным. Это в то же время означает, что соответствующие внешние
эффекты трансформируются во внутренние. Тем самым осуществляется
интернализация внешних эффектов.
Теорема Коуза гласит, что при нулевых трансакционных издержках и
четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права
распределены между экономическими субъектами, частные и социальные
издержки будут равны. Другими словами, эффективное размещение ресурсов
будет достигаться независимо от распределения прав собственности на эти
ресурсы; достаточно только, чтобы издержки на установление и защиту прав
собственности, ведение переговоров и достижение соглашения по
перераспределению этих прав были бы незначительны. В результате таких
переговоров все неучтенные ранее в экономических расчетах ресурсы получают
денежную оценку, и их собственником становится тот экономический субъект,
которому это наиболее выгодно.
Действительно, если права собственности принадлежат источнику
негативной экстерналии, то возможная плата получателя внешнего эффекта за
снижение объема выпуска порождающего внешний эффект продукта вплоть до
достижения социально оптимального его количества Qs будет выше, чем
разница между предельной выгодой и частными предельными издержками
производителя такого продукта.
Если же права собственности принадлежат получателю негативной
экстерналии, то возможная плата источника внешнего эффекта за доведение
объема выпуска порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения
социально оптимального его количества Qs будет выше, чем предельные
внешние издержки.
Итогом же переговоров в любом случае окажется социально оптимальное
количество данного блага Qs, что и следует из теоремы Коуза.
В частном секторе экономики проблема экстерналий в определенных случаях
может быть решена в ходе функционирования самого рыночного механизма без
постороннего вмешательства. Этому могут способствовать соответствующие
действия экономических субъектов, вовлеченных в такие ситуации.
Решению проблемы могут способствовать, например, слияния, то есть
объединения производителей и получателей внешних эффектов в одно целое, -
например, фирму, общество потребителей и т.д. Тем самым бывшие внешние
эффекты автоматически становятся внутренними, и происходит необходимая
корректировка объемов и технологий производства соответствующих благ.
Индивидуальное соглашение строится по следующему принципу: Согласно
теореме Коуза, названной так по имени ее автора Рональда Коуза,
положительные и отрицательные побочные результаты не требуют
государственного вмешательства в тех ситуациях, когда: 1) четко
определены права собственности; 2) вовлечено небольшое число людей и 3)
стоимость сделки слишком мала. В таких обстоятельствах роль государства
должна сводится к поощрению соглашения между заинтересованными лицами или
группами. Поскольку на карту поставлены экономические интересы сторон, то
соглашение между ними дает им возможность найти приемлемое решение
проблемы побочных результатов путем переговоров. Право собственности
устанавливает цену побочного результата, создавая вмененные издержки для
обеих сторон. Поэтому у них возникает насущная необходимость найти пути
для решения проблемы побочных результатов.
Распространенный пример. Предположим, что владелец большого участка
леса собирается заключить контракт с лесозаготовительной компанией на
полную очистку тысячи акров земли от старых хвойных деревьев. Сложность
состоит в том, что лесу есть озеро, на берегу которого находится известный
всей стране курорт. Курорт расположен на земле, принадлежащей его
владельцу. Первозданная красота этого места привлекает туристов со всей
страны. Должно ли правительство штата или муниципалитет каким-то образом
вмешаться в эту ситуацию?
По теореме Коуза, владельцы леса и курорта могут решить эту проблему
без вмешательства правительства. Как? Если одна из сторон имеет право на
то, что является предметом спора, то у обеих сторон есть стимул
договориться о приемлемом для них решении. В нашем примере владелец
лесного участка обладает правом собственности на землю, которая должна
быть расчищена от леса. Поэтому у владельца курорта есть стимул для
достижения соглашения с владельцем леса, чтобы уменьшить последствия
вырубки. Ясно, что из-за выруби очень большого участка леса, окружающего
курорт, наплыв туристов сократится, а следовательно, уменьшатся и доходы
владельца курорта.
Менее очевидны, но столь же сильны экономические стимулы, побуждающие
владельца леса использовать возможность для заключения соглашения с
владельцем курорта. Почему? К ответу на этот вопрос нас подводит понятие
вмененных издержек. Одна из существенных потерь, которую понесет владелец
лесного участка в случае вырубки, заключается в том, что он не получит
возмещения (на которое он мог бы рассчитывать) от владельца курорта за
согласие не вырубать хвойный лес. Владелец курорта, безусловно, был бы
готов заплатить единовременно или ежегодно выплачивать определенную сумму
владельцу леса, чтобы ликвидировать или минимизировать побочные издержки.
Или, возможно, владелец курорта захотел бы купить лесной участок за
сравнительно высокую цену, чтобы помешать вырубке леса. С точки зрения
владельца леса, плата за предотвращение вырубки или закупочная цена,
превышающая стоимость земли вместе с лесом, составляет издержки от вырубки
леса.
Можно предсказать, что в этой ситуации обе стороны сочтут более
целесообразным достичь соглашения, чем вырубать хвойный лес. По теореме
Коуза, правительству не надо будет вмешиваться, чтобы скорректировать этот
потенциальный побочный результат.
Более того, поразительная черта этой ситуации состоит в том, что
эффективный результат не зависят от того, какая из двух сторон обладает
правом собственности. Сделаем почти невероятное допущение: правительство
заранее дало право "собственности" владельцу курорта, наложив юридический
запрет на вырубку леса в пределах нескольких миль от курорта без
разрешения его владельца. Тогда можно предположить, что владелец лесного
участка будет стремиться к обсуждению ситуации с владельцем курорта. А
последний обнаружит новые вмененные издержки. При новом распределении
имущественных прав владелец курорта будет иметь возможность получать
возмещение от владельца лесного участка в обмен на разрешение, скажем,
проводить ежегодную выборочную вырубку более старых деревьев. С точки
зрения владельца курорта, эта потенциальная выплата представляет собой
вмененные издержки, связанные с отсутствием разрешения на вырубку леса. И
опять же у обеих сторон появятся экономические стимулы достичь
взаимоприемлемого соглашения, благодаря которому они ликвидируют или
уменьшат побочный результат.
К сожалению, многие негативные побочные результаты затрагивают
значительное число заинтересованных сторон и связаны с крупными сделками.
Поэтому частные соглашения не могут исправить такие негативные побочные
эффекты. Одним из примеров может служить проблема кислотных дождей в
Соединенных Штатах и Канаде, которая затрагивает много миллионов людей,
живущих в обеих странах. Нельзя ожидать, что огромное число
заинтересованных сторон каким-то образом самостоятельно достигнут
соглашения, в результате которого уменьшится этот побочный эффект. Более
того, возникнут трудности с общественным товаром, состоящие в том, чтобы
заставить людей добровольно заплатить свою долю суммы, которой хватило бы
"виновникам" этой проблемы на изменение технологии или масштабов
производства. Ведь все заинтересованные стороны извлекут выгоду из
достигнутого соглашения по уменьшению кислотных дождей независимо от того,
платили они за это или нет. В подобных обстоятельствах мы должны
полагаться главным образом на правительство или правительства, чтобы найти
решение проблемы побочного результата. Тем не менее теорема Коуза
напоминает нам, что точное определение прав собственности может служить
фактором уменьшения или ликвидации побочных эффектов.
Далее, проблема экстерналий может решаться путем формирования и
действия общественных обычаев - внеэкономических методов решения
экономических проблем, таких как моральные нормы, традиции и т.п. способы
влияния на поведение экономических субъектов, порождающее внешние эффекты.
Эти способы, издавна используемые человечеством, реализуются через
воспитание, общественное мнение. В определенных обстоятельствах они ведут
к корректировке поведения таких лиц, поскольку издержки на устранение
причин внешних эффектов оказываются меньше потерь, связанных с утратой
репутации, в том числе порой ведущих к прямому экономическому ущербу
игнорирующих принятые в данном обществе правила поведения. Именно к этим
средствам относится "золотое правило морали": "Поступай с другим так, как
хотелось бы, чтобы он поступал с тобой".
Выяснение и перераспределение соответствующих прав собственности,
способствующее решению проблемы экстерналий, может происходить путем
переговоров вовлеченных в проблему внешних эффектов лиц. Иногда, в случае
споров, при этом могут привлекаться и судебные инстанции, например, для
определения и защиты прав собственности. После того, как права
собственности на соответствующие ресурсы и продукты и ресурсы выяснены, их
владельцы могут либо сами использовать их для производства и потребления
соответствующей продукции, либо продать их заинтересованным лицам. В любом
случае "невидимые" прежде для рыночного механизма блага получают денежную
оценку и вовлекаются в рыночный оборот, что и приводит к перераспределению
ресурсов и продуктов и восстановлению эффективного их размещения.
3. Экономические функции правительства.
Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный
характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед
обществом. Это, однако не отрицает той роли, которую призвано играть
государство. Идеальная модель экономического устройства общества
предполагает использование механизма государственного регулирования для
решения тех задач, с которыми рыночный механизм успешно справиться не
может. Это касается правового обеспечения функционирования рыночного
механизма. Государство разрабатывает законы:
1. по защите прав собственности, в том числе и интеллектуальной ;
2. по деятельности банковской системы и других форм предпринимательства;
3. по организации в стране денежного обращения;
4. по ограничению в стране монопольной власти;
5. по защите прав потребителей на приобретение ими качественной продукции и
т.д.
Механизм рынка нацелен только на удовлетворение тех потребностей,
которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые
нельзя измерить в деньгах. Рынок пройдет мимо таких потребностей (оборона
и охрана общественного порядка; государственное управление; единая
экономическая система; дороги; дорожная разметка и знаки; социальная сфера
и т.д.).
Напомним, что исключаемые общественные блага одновременно являются и
исключаемыми. В отличие от чистых общественных благ, доступ к ним легко
ограничить. Следовательно, несмотря на то, что их потребление происходит
коллективно, проблема "безбилетника" в таких случаях не возникает. Это
означает, что исключаемые общественные блага могут производиться и нередко
действительно производятся в частном порядке, не прибегая к привлечению
государственных институтов. Типичным примером рыночного обеспечения
исключаемыми общественными благами является шоу-бизнес, процветающий во
многих странах.
Существует достаточно много благ, имеющих некоторые характеристики
общественных. Степень неконкурентности их потребления может быть различной
в разных условиях, это же относится и к степени их исключаемое™. Многое
здесь зависит от характера рыночных условий, в том числе от развития
рыночной инфраструктуры, и от уровня развития соответствующих технологий.
Такие блага называют условными общественными благами. В определенных
случаях они также могут приобретать необходимую степень исключаемости для
того, чтобы их производство и продажа стали возможными для рыночного
сектора экономики.
Например, некоторые из условных общественных благ становятся
конкурентными в потреблении при достижении определенного уровня объема
таких благ, приходящегося на одного потребителя, или, что то же самое, при
превышении количеством потребителей данного объема таких благ определенной
пограничной величины, или величины перегрузки. После этого предельные
издержки, приходящиеся на каждого следующего потребителя данного объема
блага, становятся выше нуля. При этом предельная выгода для каждого
следующего потребителя начинает снижаться. Если такие блага начинают
обладать достаточной исключаемостью для установления цен на них, уровень
цены может быть использован для регулирования количества потребителей
такого перегружаемого общественного блага. Типичный пример таких благ —
общественные помещения: библиотечные, лекционные и т.д. Они используются
без проблем при количестве потребителей (читателей, слушателей и т. д.),
не превышающем их нормальную вместимость, которая и является величиной
перегрузки. Дорожное движение также сильно осложняется после достижения
определенного числа одновременно проезжающих по данной дороге автомобилей
вплоть до возникновения "пробок".
Еще одним интересным способом подключения рыночного механизма к
производству условных и исключаемых общественных благ является объединение
потребителей таких благ в специально создаваемые для этого организации -
клубы. Они выступают во внешнем вполне "рыночном" мире как обычные
покупатели подобных благ, а во внутренней сфере ограничивают доступ
потенциальных потребителей к подобным благам, обуславливая его
необходимостью вступления в ряды членов клуба, одновременно сокращая
индивидуальные затраты таких членов на получение подобных клубных благ.
В определенных случаях даже обладающие крайне низкой исключаемостью
чистые общественные блага могут производиться и продаваться в частном
секторе экономики. Для этого .применяется прием, называемый пакетированием
(увязыванием). Суть его заключается в объединении подобного чистого
общественного блага с другим благом, обладающим достаточной степенью
исключаемости, в единый набор, пакет, для участия всего пакета в рыночных
сделках. Классический пример пакетирования, исследованный Рональдом
Коузом, — частное владение маяками в Англии в XVII - XIX веках, когда
маячные пошлины собирались в портах при оказании судам портовых услуг.
Во всех остальных случаях, и прежде всего, когда степень исключаемости
общественных благ недостаточно высока для их производства в частном
секторе экономики, они могут производиться в государственном секторе, а
издержки их производства при этом покрываются из налоговых поступлений.
Это позволяет избежать последствий проблемы "безбилетника". Невозможность
обойтись без государства в данном случае признается даже самыми крайними
либеральными экономистами.
Однако далеко не все производимые (или обеспечиваемые) государством
блага являются чистыми общественными благами. Многие из них обладают
уровнем исключаемости, достаточно высоким для того, чтобы их производство
(и последующая продажа) стало возможным и в частном секторе, а некоторые и
вовсе представляют собой чистые частные блага. Тем не менее они также
производятся в государственном секторе по разным причинам. Одна из них —
высокий уровень положительных внешних эффектов от таких благ, который при
их выпуске в частном секторе приводит к их устойчивому недопроизводству.
Примером таких благ могут послужить здравоохранение и образование.
Вместе с тем важно подчеркнуть, что производство благ в государственном
секторе вовсе не означает автоматического достижения выпускаемым их
количеством экономически эффективного объема, хотя и является часто
наиболее целесообразным способом обеспечения ими потребителей.
Итак, на практике видно, что неизбежны как некоторые ограничения в
допуске, так и издержки потребителя, в том числе и трансакционные. Более
точно, видимо, вслед за рядом авторов определять общественные товары через
неограниченность их использования. Тогда можно сказать, что общественными
являются товары, имеющие два основных свойства: 1) их использование
невозможно ограничить; 2) такое ограничение для государства нежелательно.
Принципиально важно и то, что производство и распределение общественных
благ (как с точки зрения объема, так и в отношении структуры) органически
связаны с вмешательством государства в рыночную экономику. Это особая
группа товаров, производство и распределение которой, исходя из самой их
природы, подлежит государственному контролю.
Многие экстерналии существуют в экономике длительное время. Это
означает, что трансакционные издержки на выяснение и перераспределение
прав собственности существенны, и ими нельзя пренебречь. Если такие
издержки превышают выгоду от переговоров, то экстерналии не будут
устранены. К такому же результату ведет слишком большое число вовлеченных
в проблему экстерналий субъектов, трудности в определении конкретных
источников внешних эффектов, асимметричная информация относительно
издержек и выгод участников переговоров. Когда экстерналии устойчиво
существуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь
государство. При этом возможны следующие формы государственного
воздействия:
Наиболее распространенным методом является административное
регулирование, которое заключается в прямых запретах или, наоборот,
требованиях выполнения вовлеченными экономическими субъектами определенных
действий, что подкрепляется мощью государственного аппарата принуждения.
Оно осуществляется, например, в форме установления стандартов и предельных
норм вредных воздействий на окружающую среду. Такие меры позволяют
сократить размеры экстерналий, но не приводят, как правило, к оптимальному
размещению ресурсов, так как не учитывают индивидуальных особенностей
вовлеченных в подобные ситуации экономических субъектов.
Конечно, регулирующие деятельность продуцирующих внешние эффекты
экономических субъектов административные органы теоретически могли бы
установить каждому такому субъекту индивидуальные параметры деятельности
(количество продукции, предельно допустимые концентрации выброса вредных
веществ и т.д.), но это было бы связано со слишком высокими
административными издержками на получение необходимой информации,
определение таких параметров и проверку выполнения административных
решений. К тому же число регулируемых таким образом экономических
субъектов слишком велико. Поэтому в реальных экономических условиях это не
осуществимо. Недавняя практика административного регулирования
деятельности предприятий в нашей стране подтверждает этот вывод.
2) Название «чисто общественный товар» вряд ли вполне корректно – хотя
бы по тому, что явно небезупречен тезис о бесплатности общественных благ.
Так, расходы на оборону составляют, не секрет, существенную часть
бюджетных расходов, формируемых главным образом за счет налоговых
поступлений от предприятий и населения (прямых и косвенных). В данном
отношении услуги оборонного комплекса для каждого потребителя вовсе не
бесплатны. Что касается маяков, то во многих странах (в том числе и
России) государством утверждаются ставки «маячного сбора», который платят
владельцы судов за каждый кубометр условного объема судна при каждом входе
в порт или транзитном проходе. Большинство общественных благ требуют
весьма значительных затрат на производство и распределение, которые
поэтому обычно не вписываются в критерии рыночной эффективности. Тот факт,
что частные рынки не поставляют (или поставляют слишком мало) общественных
товаров, служит основным мотивом для многих действий государства. Сколько
должно тратить государство на производство и распределение общественных
благ – предмет не только концептуальных дискуссий, но и жарких бюджетных
баталий парламентариев.
Каждый производитель негативной экстерналии обязан платить
корректирующие налоги и субсидии. Корректирующий налог (налог Пигу)
устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую
единицу выпускаемой продукции :
Т = МЕС,
где Т - размер корректирующего налога.
Тогда MPC + T = MSC, и кривая предельных частных издержек с учетом
налога Пигу совпадает с кривой предельных социальных издержек. Это ведет к
сокращению производства продукции с отрицательными внешними эффектами до
оптимального уровня Qt = Qs (рис. 11).
P ST
T=MEC S1
PT
PS
QT QS
Рисунок 11
Q
Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной
внешней выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции с позитивными
экстерналиями :
G = MEB,
где G - размер корректирующей субсидии.
Тогда MPB + G = MSB, и кривая предельной частной выгоды с учетом такой
субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной выгоды. Это
приведет к росту производства продукции с положительными внешними
эффектами до эффективного с точки зрения размещения ресурсов уровня Qg =
Qs (рис. 12).
P
G=MEB S
Dg
D1
Qs Qg Q
Рисунок 12
Однако практические проблемы установления корректирующих налогов и
субсидий также значительны. Это тоже связано с высокими административными
и трансакционными издержками сбора необходимой информации, в том числе
установления конкретных субъектов и объектов налогообложения и
субсидирования, оценки конкретных размеров налогов и субсидий,
практических измерений (например, выбросов в атмосферу) и т.д. Свою роль
играет и противоречие интересов вовлеченных в такие проблемы сторон -
производителей и потребителей продукции и получателей внешних эффектов.
Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблемы,
возникающие благодаря существованию внешних
эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить
предельные издержки и выгоды. Во-вторых, размеры ущерба определяются в
ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно. И
наконец, отнюдь не последнюю роль играет то обстоятельство, что
корректирующие налоги, которые платят производители благ,
характеризующихся отрицательными внешними эффектами, отнюдь не всегда
достигают поставленной цели. Все это предопределило критику корректирующих
налогов и субсидий и попытки нахождения принципиально новых путей решения
проблемы. Тем не менее некоторые налоги и субсидии уже используются в
практике отдельных стран.
Одним из самых распространенных отрицательных внешних эффектов
является загрязнение окружающей среды. В основном загрязнения связаны с
производственной деятельностью фирм и предприятий. Оно возникает потому,
что ядовитые газы, токсичные элементы и груды твердого вещества являются
побочными продуктами многих производственных и технологических процессов.
Здесь важную роль играет формирование рынка прав на побочные эффекты:
Один из самых новых подходов, предложенных для ликвидации негативных
побочных эффектов, связан с теоремой Коуза. Суть этого подхода заключается
в формировании рынка прав на побочные эффекты. Давайте ограничим наши
рассуждения проблемой загрязнения окружающей среды, хотя такой подход
применим и к другим побочным результатам. Основная причина для
формирования рынка прав на загрязнение окружающей среды состоит в том, что
воздух, реки, озера, океаны и гocyдарственные земельные участки, такие,
как парки и улицы, являются первичными объектами загрязнения, поскольку
права пользования этими ресурсами либо принадлежат всему обществу, либо не
регулируются законом. В результате ни у частных лиц, ни у ведомств нет
стимулов ограничивать использование этих ресурсов, сохранять их чистоту
или качество, потому что ни у кого нет прав на денежное возмещение
расходов на подобную деятельность. Мы сохраняем свою собственность -
периодически красим и ремонтируем свой дом отчасти потому, что получим
назад стоимость этих улучшений, когда будем ее продавать. Но пока "права"
на воздух, воду и некоторые земельные ресурсы принадлежат всем, и все ими
свободно пользуются, не будет стимулов, чтобы их сохранять или
ограничивать их использование. Вследствие этого природные ресурсы
"чрезмерно потребляются" и тем самым загрязняются. Поэтому вносится
предложение, чтобы соответствующее ведомство, контролирующее загрязнение
окружающей среды, определяло количество загрязняющих веществ, которое
может быть выброшено в воду или в воздух в данном районе в течение года
при сохранении качества воды или воздуха на определенном приемлемом
уровне. Загрязнение окружающей среды должно контролироваться
государственным органом, устанавливающим количество загрязняющих веществ,
которое атмосфера или водоем могут «переработать», и подающим это
ограниченное количество прав тем, кто загрязняет окружающую среду. Цель
этой меры состоит в том, чтобы превратить окружающую среду в редкий
ресурс, имеющий определенную цену.
В будущем с развитием экономики и ростом населения спрос на права
загрязнения возрастет, но это приведет не к увеличению загрязнения, а
повышению цен на права загрязнения. Например, ведомство определяет, что
500 т загрязняющих веществ может быть сброшено в столичное озеро и
"переработано" природой. Следовательно, 500 прав на загрязнение, каждое из
которых позволяет их владельцу в данном году сбрасывать в озеро 1 т
загрязнителей, ежегодно предлагаются для продажи. Суммарное предложение
прав на загрязнение не изменяется, поэтому оно абсолютно неэластично, как
показано на рисунке 13.
P
D(2000) S
D(1990)
200
100
500 750 100 Q
Рисунок 13
Кривая спроса на права загрязнения будет нисходящей, как и кривая
спроса на любые другие ресурсы. При высоких ценах те, кто загрязняют
окружающую среду, либо перестанут ее загрязнять, либо будут загрязнять ее
меньше, приобретя очистное оборудование. Таким образом, устанавливается
равновесная рыночная цена на права загрязнения - в данном случае 100 дол.,
по которой права на загрязнение в количестве, позволяющем сохранить
окружающую среду, выдаются тем, кто ее загрязняет. Заметим, что без такого
рынка, то есть если бы использование озера для сбросов было бесплатным, в
него было бы сброшено 750 т загрязнителей и оно подверглось бы
"избыточному потреблению" или загрязнению в объеме 250 т.
И со временем, по мере увеличения численности населения и
предпринимателей, спрос увеличится с D(1990) до D(2000). Без рынка прав на
загрязнение к 2000 г. загрязнение на 500 т превысило бы тот уровень,
который может быть усвоен природой. При наличии рынка прав на загрязнение
их цена повысится со 100 до 200 дол., а объем загрязняющих веществ
останется прежним, а именно 500 т - объем, который может "переработать"
озеро.
Такой план имеет ряд преимуществ. Потенциальные "загрязнители" получают
явный материальный стимул для охраны окружающей среды: в противном случае
они вынуждены покупать права на загрязнение. Сторонники охраны окружающей
среды могут бороться с загрязнением, скупая права и удерживая их в своих
руках. а тем самым уменьшая фактическое загрязнение по сравнению с
нормами, установленными правительством. По мере увеличения спроса на права
загрязнения растущие доходы от продажи данного количества прав могут быть
использованы для природоохранных мероприятий. В итоге растущие с течением
времени цены на права загрязнения будут стимулировать поиск
усовершенствованных методов контроля за загрязнением.
Заключение
В заключении хотелось бы подвести итог всему вышесказанному. Итак,
государственное регулирование является вынужденной необходимостью.
Существует целый ряд категорий, которые не контролируются рыночным
механизмом, что в свою очередь может привести к несостоятельности
организационной структуры общества. Я попыталась рассмотреть отдельные
сферы данного вопроса.
Но необходимо отметить также, что развитие мирового сообщества не стоит
на месте. Международные организации играют все большую роль в жизни всего
населения планеты. На одном из первых мест стоит острая проблема
загрязнения окружающей среды. Следовательно, важно отметить перспективные
тенденции в развитии общественных благ:
Современный уровень и перспектива эволюции общественных благ
определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо
выделить два определяющих. Это, во-первых, достигнутый в мире уровень
промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к
постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно
о создании нового круга общественных благ и механизмов их распределения –
локальных и общенациональных. Эти блага связаны, прежде всего, с новыми
информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с
поддержанием естественной среды.
Во-вторых, - интернационализация производства и мирохозяйственная
глобализация в целом, детерминировавшие появление феномена международных
общественных благ. К их числу сегодня относятся международные:
экономическую и экологическую устойчивость, безопасность и политическую
устойчивость, гуманитарную помощь и знания, формы обмена общественными
благами, деньги, методы макроэкономической политики (в том числе
антикризисной), и т.п.
Эти расширительные подходы, очевидно, предъявляют дополнительные
требования к освещению проблемы общественных благ в курсе экономической
теории.
Страницы: 1, 2
|