Оценка ассортимента и конкурентоспособности автомобилей
Оценка ассортимента и конкурентоспособности автомобилей
Поволжский кооперативный институт
Центросоюз Российской Федерации
Кафедра «Товароведение и экспертиза товаров»
Дипломная работа
На тему: «Оценка ассортимента и конкурентоспособности автомобилей,
реализуемых ОАО «Покровск-Лада»»
Работа просмотрена Дипломник:
Морякова О.А.
и допущена к защите
зав.кафедрой
Руководитель: к.т.н., доцент
Андреева Т.А.
__________С.А.Вилковой
Консультант: ст.преподаватель
«___»_________2003г.
Торопова И.В.
г. Энгельс
2003
Содержание:
Стр.
Введение_________________________________________________
1. Литературный обзор ____________________________________
1.1. Автомобильный рынок России ___________________________
1.2. Общая характеристика легковых автомобилей _____________
1.3. Конкурентоспособность ________________________________
1.4. Значение и содержание коммерческой работы по
оптовым закупкам ____________________________________
2. Экспериментальная часть ________________________________
2.1. Общая характеристика ОАО «Покровск-Лада» ____________
2.2. ОАО «Покровск-Лада» на автомобильном рынке области ____
2.3. Характеристика ассортимента легковых автомобилей, реализуемых
на ОАО «Покровск-Лада»____________________
2.4. Требования нормативной документации к качеству
легковых автомобилей __________________________________
2.5. Обслуживание легковых автомобилей _____________________
2.6. Требования, предъявляемые потребителями к современным легковым
автомобилям ____________________________________
2.7. Изучение покупательского спроса ________________________
2.8. Оценка конкурентоспособности автомобилей, реализуемых
ОАО «Покровск-Лада» _____________________________________
Выводы и предложения ___________________________________
Список использованной литературы _________________________
Приложения _____________________________________________
Введение
Стремительный прогресс товарного насыщения затронул и такой, ранее
дефицитный, рынок как автомобильный. Его изучение не просто интересно, но и
крайне важно для крупных городов, транспортные возможности которых
существенно осложняются с его развитием.
Появление новых рыночных структур – торговых домов, производственных и
торговых коммерческих фирм, обществ открытого и закрытого типов,
испытательных лабораторий, вызывает необходимость глубокой теоретической и
практической подготовки специалистов в условиях рыночной экономики.
Актуальность данной темы заключается в важности изучения ассортимента
автомобилей и возможности практического применения полученной информации
как юридическими, так и физическими лицами.
В настоящее время существует множество литературы, которая помогает
потребителю разобраться в многообразии ассортимента и потребительских
характеристик различных марок автомобилей. Все изменения и новинки автомира
обозреваются в современной периодической литературе.
Целью данной работы является изучение ассортимента и
конкурентоспособности автомобилей, реализуемых в г.Энгельсе, на примере
Открытого акционерного общества «Покровск-Лада». Таким образом, задачей
дипломной работы является ориентация в широком ассортименте автомобильного
рынка и оценка конкурентоспособности данного вида товара. А, рассмотрев
уровень продаж автомобилей, сможем определить предпочтения жителей города и
оказать квалифицированную помощь предприятию ОАО «Покровск-Лада» в
грамотном формировании ассортимента легковых автомобилей.
Также задачей дипломной работы является научиться на практике применять
полученные знания по дисциплинам «Товароведение и экспертиза
непродовольственных товаров», «Стандартизация, сертификация и метрология»,
«Организация коммерческой деятельности», «Маркетинг» и др., формирующим
профиль специалиста товароведа, прививающим практические навыки в
формировании ассортимента и оценке потребительских свойств, в экспертизе
качества товаров, планировании и организации закупок и продажи.
1. Литературный обзор
1. Автомобильный рынок России
Автомобильный рынок России в настоящее время насыщен, но недостаточно
изучен. Изучение его интересно и крайне важно для крупных городов,
транспортные возможности которых растут с развитием авто рынка.
Состояние рынка отечественных автомобилей в целом можно признать
удовлетворительным. Для продажи предлагается достаточно широкий ассортимент
автомобилей: «ВАЗ», «ГАЗ», «Москвич», «УАЗ», «Ока» и другие.
Рассмотрим особенности спроса на рынке легковых автомобилей крупного
регионального центра с позиции потребителей, их предпочтений и степени
удовлетворения спроса.
В основном продавцов легковых автомобилей в настоящее время можно
разделить на пять групп:
1.специализированные магазины (автосалоны);
2. коммерческие фирмы, в которых продажа автомобилей не является
основным видом деятельности, но имеет существенный удельный вес в
товарообороте;
3. комиссионные магазины, торгующие подержанными автомобилями;
4. организации и предприятия, реализующие автомобили, когда
предоставляется такая возможность;
5. неорганизованный рынок (продажа через средства массовой
информации, а также на «авто базарах»).
Характерно, что цены на автомобили практически не различаются по
моделям в разных автосалонах. Поэтому торгующие фирмы все больше переходят
от ценовой конкуренции к неценовой, стараясь привлечь покупателей такими
методами, как реклама, стимулирование сбыта с помощью увеличения набора
дополнительно предоставляемых услуг (страхование, установка сигнализации,
постановка на учет в ГИБДД, помощь в растаможивании и другое), что
положительно влияет на развитие потребительского рынка. Помимо
перечисленных факторов свою положительную роль играют использование
различных скидок, проведение праздничных распродаж и других методов
стимулирования сбыта.
Особенностью рынка автомобилей является то, что практически все
автомобили отечественного производства сходят с конвейера уже с браком,
доставляя владельцу массу дополнительных хлопот [2].Очень мало таких
владельцев, которых бы полностью устраивал свой автомобиль.
Согласно исследованиям А.Безверхова [4] итоги первого полугодия 2002
года позволяют отметить две тенденции на российском рынке автомобилей. Во-
первых, в России растет спрос на новые автомобили. За шесть месяцев 2002
года суммарный объем производства отечественных заводов вырос более чем на
12 тысяч легковых машин по сравнению с тем же периодом 2001 года. Во-
вторых, заметно обострилась конкуренция среди иностранных фирм.
Самым крупным и стабильным производителем в России остается АвтоВАЗ
[7]. За полугодие он выпустил 372628 машин. Наиболее популярными стали «
десятки » - их собрано 113075. Уже не первый год в Тольятти на сборке
задействовано даже опытно-экспериментальное производство, завод работает за
пределами своих производственных мощностей, что не может не отразиться на
качестве продукции.
В ОАО «Ижмаш-Авто» наладили выпуск «Жигулей» шестой модели и
окончательно сняли с конвейера «Москвич».
На ОАО «ГАЗ» увеличили выпуск микроавтобусов и грузовиков типа
«Газель» и «Соболь», а «Волга» становится все менее конкурентоспособной.
Завод малолитражных автомобилей (ЗМА) из Набережных Челнов собрал за
шесть месяцев 2002 года 19300 машин «Ока». (Таблица 1).
За 9 месяцев текущего года АвтоВАЗ увеличил объем производства на
0,7%, до 574262 машин. Изготовлено 175683 автомобиля семейства ВАЗ-2110, на
экспорт выпущено 72094 машин всех моделей. В сентябре Волжский автозавод
выпустил 64626 автомобилей, в том числе 20851 автомобиль семейства ВАЗ-
2110.
Таблица 1
Производство легковых автомобилей российскими автомобильными заводами
|Производитель |Январь-июнь 2001г., |Январь-июнь 2002г., |
| |шт. |шт. |
|АвтоВАЗ |375900 |372628 |
|«Ижмаш-Авто» |23267 |37527 |
|ГАЗ |37185 |36730 |
|ЗМА |18237 |19300 |
|УАЗ |15871 |16473 |
За январь- сентябрь 2002г. КамАЗ выпустил 14864 грузовых автомобиля
(годом ранее было выпущено 16359 машин). Производство легковых автомобилей
увеличилось на 5,4%, до 27987 машин. За отчетный период было изготовлено
18732 двигателя и силовых агрегата (годом ранее – 22457 единиц). На экспорт
было отправлено 4980 грузовых автомобилей. В первом осеннем месяце завод
отгрузил потребителям 3500 легковых автомобилей и 2261 грузовой
автомобиль. На предприятии особо отметили, что в сентябре КамАЗ вышел на
безубыточный уровень работы.
Рынок автомобилей зарубежного производства в последнее время имеет
тенденцию к увеличению объемов реализации. Можно утверждать, что в
настоящее время рынок этих автомобилей развивается более быстрыми темпами,
чем рынок отечественных.
За рубежом успехи на рынке автомобилей подсчитывают по-другому – не
сколько произвели, а сколько продали (Таблица 2). За первое полугодие 2002
года десять крупнейших импортеров сумели продать 38590 иномарок, в то время
как за январь-июнь 2001 года было продано 24579 машин, то есть рост продаж
легковых автомобилей составил 57% [7].
За первые 9 месяцев 2002г. На сборочных мощностях ЗАО «Автотор» в
Калининградской области произведено 4158 автомобилей, что на 34% больше,
чем за соответствующий период прошлого года. Объем производства автомобилей
марки KИA увеличился на 50%, до 2542 единиц, BMW – на 15% , до 1616 единиц.
В сентябре на заводе было собрано 418 автомобилей: 250 KИA и 168 BMW [16].
Таблица 2
Десятка лидеров по продажам новых иномарок в России
|Марка |Январь-июнь 2001г., шт.|Январь-июнь 2002г., шт.|
|Daewoo |4376 |6773 |
|Skoda |3393 |5065 |
|Volkswagen |3102 |3983 |
|Nissan |2451 |3951 |
|Peugeot |1653 |3608 |
|Renault |2278 |3586 |
|Mitsubishi |2523 |3564 |
|Toyota |1694 |2884 |
|Ford |1459 |2818 |
|KИA |1379 |2358 |
Объем продаж автомобилей марки KИA через российскую дилерскую сеть в
сентябре составил 553 единицы (включая прямые поставки из Кореи).
Наибольшей популярностью в России пользуется модель КИА РИО, реализованная
за первые три квартала 2002г. В количестве 1310 экземпляров, в том числе в
сентябре – 212. Второе место по объему продаж удерживает Kia Sportage: с
января по сентябрь было продано 1067 экземпляров этого автомобиля, а в
сентябре – 165 экземпляров.
За первые три квартала 2002г. Официальные дилеры Nissan в России
продали 6054 автомобиля – на 14,5% больше, чем за весь предыдущий год. Это
достижение позволило компании Nissan выйти на 3-е место по объему продаж на
российском рынке, пропустив вперед лишь Daewoo и Skoda. В сентябре Nissan
реализовал 645 автомобилей, что почти на 20% больше, чем в сентябре 2001г.
Лидером продаж в этом месяце оставалась Primera.
С января по сентябрь 2002г. Через сеть официальных дилеров Citroen в
России было продано 1472 автомобиля. В сентябре дилеры компании
реализовали 174 автомобиля. Наибольшим спросом в сентябре, как и в
предыдущие месяцы, пользовался Citroen C5, объем реализации которого
составил 62 экземпляра. Второе место по популярности у российских
покупателей среди моделей этой французской компании занимает Berlingo,
проданный в количестве 46 экземпляров.
В январе – августе 2002г. В России произведено 847617 автомобилей
(109973 грузовых и 695786 легковых). Годом ранее за тот же период было
выпущено 812836 машин.
За первые 9 месяцев 2002 г. Продажи новых автомобилей Mitsubishi в
России через сеть официальных дилеров компании возросли на 35% по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 5592 единиц.
Традиционно наиболее успешно шла продажа Carisma и внедорожников Pajero,
Pajero Sport и L200. спрос на Carisma увеличился на 59%, а на внедорожники
– 27%.
Продажа автомобилей Ford в России через сеть официальных дилеров в III
квартале 2002г. Составили 1210 автомобилей. Лидирующее положение по объему
продаж занимает Ford Focus, 451 автомобиль (+37,2%). На 2-ом месте по
популярности у российских покупателей Ford Mondeo, объем продаж которого
составил 366 экземпляров (+30,2%). Всего с января по сентябрь 2002г. Было
продано 4027 автомобилей Ford – на 1387 автомобилей больше, чем за тот же
период 2002г.
Компания Peugeot реализовала в России за 9 месяцев 5526 автомобилей
(в 2001г. – 3005 машин). Лидеры продаж – Peugeot 307 (2023 автомобиля) и
Peugeot 206 (1782 автомобиля).
Volvo реализовала в России за первые 9 месяцев 2002г .1750 автомобилей
(в 2001г. – 1661 автомобиль). Наибольшей популярностью пользовалась Volvo
S80.
Первые 9 месяцев этого года стали самыми успешными за всю историю
деятельности BMW в России. Объем продаж автомобилей по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года увеличился на 42,3%, до 2848 единиц,
что превышает итоговые показатели 2001г. В целом. Количество реализованных
BMW 7-ой серии (429 экземпляров) значительно превзошло первоначально
прогнозируемые цифры. Среди «баварцев» на российском рынке лидирует BMW 5-
ой серии, реализованный в количестве 941 экземпляра. Лишь немного отстает
по объемам продаж BMW 3-ей серии – 937 экземпляров. Отличную динамику
роста продаж продемонстрировали MINI: всего за 3 месяца, прошедшие с
начала продаж на российском рынке, было реализовано 57 автомобилей.
ООО «Тойота Мотор» объявило результаты продаж Toyota и Lexus на
территории Европейской части России через официальных дилеров за 9 месяцев
2002г. По сравнению с аналогичным периодом 2001г. Продажи Toyota возросли
на 87% и составили 5413 автомобилей - 188 автомобилей марки Lexus и 5225
– марки Toyota. Среди автомобилей марки Toyota лидируют модели Corolla
(1595 единиц), Camry (1232 единицы), Avensis (808 единиц). Рекордный
уровень продаж достигнут и в 3-ем квартале – было реализовано 2529
автомобилей Toyota и Lexus.
Audi официально продала за первые три квартала 2002 г. На российском
рынке 2250 автомобилей (за аналогичный период 2001г. – 1612). Наибольшим
спросом пользовалась Audi А6 (980 машин).
Компания Hyundai Motor официально реализовала в России за три квартала
2002г. 2939 автомобилей (в 2001г. – 1319). Наибольшей популярностью на
российском рынке пользовалась модель Accent.
Германский концерн Volkswagen за первые 9 месяцев 2002г. Реализовал в
России 6044 автомобиля. Годом ранее этот показатель составил 5360 машин.
Продано 5325 легковых и 719 коммерческих автомобилей. Наибольшей
популярностью пользовались модели Passat и Bora [7].
Правительство России с 1 декабря 2002г. ввело запрет на выдачу
разрешений на ввоз грузовых автомобилей и автобусов с дизельными
двигателями, экологические характеристики которых не соответствуют ГОСТу.
Кроме того, распоряжение предписывает ГТК РФ с 01.12.02г. не производить
таможенное оформление бывших в эксплуатации грузовых автомобилей и
автобусов, оборудованных дизельными двигателями, у которых не имеется
документального подтверждения их соответствия на момент производства
определенным техническим требованиям. Фактически постановление
правительства запрещает регистрацию и ввоз в страну грузовых автомобилей и
автобусов, не соответствующих экологическому стандарту Euro 0 [15].
2. Общая характеристика легковых автомобилей
К легковым автомобилям относят пассажирские автомобили вместимостью до
8 человек, включая водителя. Основными отечественными заводами-
изготовителями их являются: Волжский автозавод (ВАЗ), г.Тольятти;
запорожский автомобильный завод (ЗАЗ), г.Запорожье; производственное
объединение «Ижмаш», г.Ижевск; Горьковский автозавод (ГАЗ), г.Нижний
Новгород; Ульяновский автозавод (УАЗ), г.Ульяновск; Луцкий автомобильный
завод (ЛуАЗ), г.Луцк.
Главными классификационными признаками для легковых автомобилей
являются масса снаряженного автомобиля и рабочий объем двигателя
(Приложение №1).
Основной номенклатурной характеристикой для конкретных разновидностей
автомобилей является индекс модели. Принятая система обозначений включает
сокращенное название завода-изготовителя, индекс класса автомобиля, номер
его модели и модификацию, разновидность исполнения (например, ВАЗ-21083-
01). Полный товарный адрес включает индекс и торговую марку
рассматриваемой модели (например, ВАЗ-2121 Нива).
При характеристике типажа конкретных моделей по классам важнейшими
ассортиментными признаками являются: предназначение автомобиля, колесная
формула и компоновка, тип кузова (с числом мест и дверей).
Предназначение выражает функциональные возможности данной модели в
части передвижения в различных дорожных условиях. По данному признаку
различают автомобили общего назначения и автомобили повышенной
проходимости.
Автомобили общего назначения предназначены для движения по дорогам
различных категорий, преимущественно по автотрассам.
Автомобили повышенной проходимости могут двигаться вне дорог,
предназначены для эксплуатации преимущественно в условиях сельской
местности.
Проходимость автомобиля существенно зависит от конструктивного
показателя, называемого «колесная формула».
Колесная формула указывает общее количество колес автомобиля (для
легковых – обычно 4) и количество приводных (ведущих) колес. Автомобили
общего назначения, как правило, имеют колесную формулу «4 х 2», то есть из
четырех колес автомобиля ведущими являются два; автомобили повышенной
проходимости конструируются по формуле «4 х 4» , то есть со всеми ведущими
колесами. С колесной формулой увязывается компоновка автомобиля в целом.
Компоновка характеризует место расположения двигателя. Количество и
положение приводных осей, конструкцию силовой и ходовой части автомобиля в
целом [13]. В легковых автомобилях отечественного производства применяются
следующие компоновочные схемы:
. Заднеприводная с передним расположением двигателя (классическая) «4 х
2» - двигатель располагается спереди (продольно кузову над осью
передних колес), привод на ведущие колеса задней оси осуществляется
посредством карданного вала, расположенного в нише пола кузова.
Примеры: ВАЗ-21013, ВАЗ-2105 и др.;
. Заднеприводная с задним расположением двигателя «4 х 2» - двигатель
расположен в заднем отсеке кузова автомобиля, ведущими являются также
колеса задней оси, которая находится рядом с двигателем. Пример: ЗАЗ-
968М;
. Переднеприводная «4 х 2» - двигатель и трансмиссия располагаются
непосредственно над передней осью, представляя собой общий силовой
узел с выводом крутящего момента на передние ведущие колеса. Весь узел
при этом компактно размещается в передней части кузова и ниша в полу
кузова не требуется. Примеры: ВАЗ-2108, Москвич-2141 и др.;
. Полноприводная «4 х 4» - расположение двигателя и привода на заднюю
ось аналогично классической схеме, для привода передней оси имеется
раздаточная коробка и второй карданный вал. Пример: ВАЗ-2121, УАЗ-
31512.
В настоящее время наиболее целесообразной для автомобилей малых классов
считается переднеприводная компоновочная схема - прежде всего в силу
высокого коэффициента полезного использования внутреннего объема кузова. В
среднем классе этот показатель не так важен и здесь сохраняется в основном
классическая компоновка.
Таблица 3
Типаж легковых автомобилей
|Класс |Группа |Число мест |Классификационные признаки |
| | | |Масса |Рабочий объем |
| | | |снаряженного |двигателя, л. |
| | | |автомобиля, | |
| | | |кг. | |
|Особо малый |1 |2+2 |До 600 |До 0,85 |
| |2 |4 |600 – 700 |0,85 – 1,1 |
|Малый |1 |5 |700 – 850 |1,1 – 1,3 |
| |2 |5 |850 – 950 |1,3 – 1,5 |
| |3 |5 |950 – 1050 |1,5 – 1,8 |
|Средний | |5 |1050 – 1500 |1,8 – 3,5 |
|Большой | |5 – 7 |1500 и более |3,5 и более |
Тип кузова определяется по взаиморасположению внутренних объемов, базе
(расстояние между осями автомобиля), количеству рядов сидений и боковых
дверей, возможности открытия (или снятия) верха, доступу в багажное
отделение и в значительной мере – по внешней конфигурации.
Современные легковые автомобили в основном выпускаются с кузовами типа
«седан», «хэтчбек» и «универсал».
«Седан» - закрытый двух- или четырехдверный кузов с двумя рядами
сидений. Багажник полностью отделен от салона, доступ к багажнику - через
специальную крышку (капот багажника).
Менее распространенными названиями кузовов данного типа являются:
«нотчбек», «салун», «берлина», «лимузин».
«Хэтчбек» - закрытый двух- или четырехдверный кузов с наклонной задней
стенкой, в которой имеется открывающийся наверх люк, то есть «нечетная
дверь». Багажник отделен горизонтальной съемной полкой в задней части
салона. Задний ряд сидений может откидываться, при этом увеличивается
пространство для размещения багажа. Менее распространенные названия
кузовов данного типа: «комби», «лифтбек» и «свингбек».
«Универсал» - закрытый двух- или четырехдверный грузопассажирский
кузов, в котором помещение для груза выполнено в общем объеме с салоном и
может значительно увеличиваться путем складывания заднего ряда сидений.
Доступ к багажу – через дополнительную дверцу («нечетную дверь») в заднем
торце кузова. К «универсалам» относятся: ВАЗ-2121 (с двумя боковыми
дверями), ВАЗ-2104 (с четырьмя боковыми дверями). Кузова данного типа
называются также «стейшн вэгон», «фамильяле», «эстейт» и «бреак».
За последние годы самое широкое распространение в мире получили кузова
типа «хэтчбек», сочетающие достоинства «седана» и «универсала», занимающие
промежуточное положение между ними.
Потребительские свойства легковых автомобилей. В настоящее время в
особо малом и малом классах производятся в основном переднеприводные
автомобили с кузовами типа «хэтчбек». Рассмотрим их более подробно [13].
Особо малый класс представлен автомобилями ВАЗ-1111 и ЗАЗ-1102.
Ока ВАЗ-1111 – переднеприводной малогабаритный (длина – 3,2м), легкий и
экономичный автомобиль, предназначенный для деловых поездок по городу и в
хороших дорожных условиях. При малых внешних габаритах внутри кузова типа
«хэтчбек» относительно свободно умещаются четыре взрослых человека, при
сложенных задних сидениях объем багажника - около 0,5м3 . Двухцилиндровый
двигатель с рабочим объемом всего 649см3 развивает мощность 30л.с., что
достаточно для движения со скоростью 120 км/ч. При этом жидкостное
охлаждение обеспечивает устойчивый температурный режим работы двигателя
даже в экстремальных условиях. Низкий уровень шума в салоне – 77дБ (А) –
также выгодно отличает этот автомобиль от предыдущих моделей данного
класса в отношении комфортабельности. Автомобиль снабжен вакуумным
усилителем привода тормозов, галогенными фарами, эффективным отоплением
салона и другими элементами комфортабельности и безопасности, применяемыми
обычно в автомобилях более высокого класса. Съемные передние крылья
значительно повышают ремонтопригодность кузова, особенно в отношении
антикоррозионной обработки. Кузов быстро и легко трансформируется в
«грузовой вариант».
Таврия ЗАЗ-1102. особенностями кузова являются высокие аэродинамические
качества, современный внешний вид и выгодное сочетание жесткости и
прочности конструкции с малой собственной массой. Компоновка кузова
позволяет при данных габаритных размерах автомобиля достичь наибольшего
полезного объема. Размещение силового агрегата спереди позволяет создать
вместительный багажник сзади, а поперечное расположение двигателя экономит
длину моторного отсека и за счет этого дает возможность увеличить длину
пассажирского салона. При меньшей, чем у модели ЗАЗ-968М (на 40 мм), длине
автомобиля ЗАЗ-1102 имеет большую длину пассажирского салона и в 1,5 раза
больший объем багажника.
Четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения мощностью 50 л.с.
имеет довольно высокие значения крутящего момента в зоне малых частот
вращения. Коробка передач – пятиступенчатая (5-я передача – для снижения
расхода топлива в условиях равномерного магистрального движения).
Использование прогрессивных технических решений по всем агрегатам
автомобиля позволило добиться существенного снижения его снаряженной массы:
710 кг у ЗАЗ-1102 по сравнению с 840 кг у ЗАЗ-968М. За счет этого
значительно улучшены как топливная экономичность, так и динамические
показатели.
Малый класс представлен автомобилями Лада – Спутник ВАЗ-2108, ВАЗ-2109
и автомобилем Москвич АЗЛК-2141.
Спутник ВАЗ-2108 – наиболее массовый автомобиль этого класса. Благодаря
компоновке с поперечным расположением силового агрегата и передними
ведущими колесами этот автомобиль стал компактнее и легче. Кроме того,
более эффективно используется пространство в автомобиле, повышены курсовая
устойчивость и проходимость машины по дорогам со скользким покрытием,
исключены заносы из-за пробуксовки колес, обеспечен высокий уровень
пассивной безопасности при лобовом ударе и низкий уровень шумов и вибраций.
Технические и технологические решения, воплощенные в этой машине,
обеспечивают комплекс потребительских качеств, определяющих современный
легковой автомобиль.
По сравнению с прежними моделями ВАЗа салон на 60 мм длиннее (хотя
габаритная длина автомобиля сократилась на 120 мм), сократились размеры
туннеля на полу в результате перехода на новую компоновочную схему.
Габаритная ширина машины не изменилась, однако благодаря гнутым боковым
стеклам ощутимо выросла внутренняя ширина салона на уровне плеч. Кузов
«хэтчбек» легко трансформируется из пассажирского в грузопассажирский
вариант. Багажный отсек отделен от салона складывающейся полкой, которая
поднимается при открывании двери задка. Для перевозки более крупного
багажа или груза задние сидения могут быть сложены.
Система отопления и вентиляции обеспечивает подачу воздуха одновременно
в несколько точек салона и обеспечивает равномерный прогрев всего объема
салона и его стекол. Существенно повлияли на улучшение комфорта передние
анатомические сидения с подголовниками и механизмом бесступенчатой
регулировки наклона их спинок. При продольном перемещении подушка
одновременно приподнимается и поворачивается относительно горизонтали.
Взаимное расположение рычагов, кнопок, педалей, руля, приборов подчинено
созданию наибольших удобств для управления. В целом улучшена обзорность и
снижен по сравнению с ВАЗ-2105 уровень шума в салоне – на 7 дБ (А). Хорошая
аэродинамика обеспечила высокие скорость и приемистость ВАЗ-2108.
автомобиль требует меньше корректирующих движений рулем, позволяет быстрее
и безопаснее преодолевать повороты, особенно на скользких дорогах. Общее
уменьшение массы ВАЗ-2108 обеспечивается применением более рациональной
компоновочной схемы и широким использованием алюминия – для радиатора и
других деталей, а также пластических масс (около 80 кг). Сократились
потери, связанные с сопротивлением воздуха, и расход топлива. Двигатель по
мощности практически равноценен силовому агрегату ВАЗ-2105, но на 20 кг
легче его, имеет новый карбюратор, систему зажигания и целый ряд
усовершенствований. Система встроенных датчиков сигнализирует о падении
уровня тормозной жидкости, опасном износе тормозных накладок, затянутом
стояночном тормозе, падении давления масла, разрядке аккумулятора.
Избранная для кузова силовая схема обеспечивает сохранение жизненного
пространства салона при ударах спереди, сзади, с боков и в то же время
гасит энергию ударов.
В числе мер антикоррозионной защиты – более стойкая грунтовка панелей
перед окраской, специальная обработка закрытых полостей, нанесение защитной
пленки из эпоксидного состава при окончательной обработке кузова.
Внешний вид автомобиля своеобразен благодаря клинообразной форме
двухобъемного кузова с гнутыми боковыми стеклами и минимальному количеству
хромированных декоративных элементов. Для ВАЗ-2108 характерны большие углы
наклона лобового и заднего стекол, ярко выраженные отформованные кромки
колесных проемов, блокфары, наружная поверхность которых как бы вливается в
формообразующую поверхность кузова.
Спутник ВАЗ-2109 имеет по две двери с каждой стороны, что облегчает
посадку и выход пассажиров; разделяющая двери центральная стойка кузова
смещена вперед, благодаря чему увеличилось расстояние между стойкой и
подушкой заднего сидения; изменилось также положение верхних точек
крепления ремней безопасности и они меньше стесняют при поездке.
Для ВАЗ-2109 и его модификаций освоено производство бензобаков из
пластмассы. Не уступая в прочности металлическим, пластиковые емкости
легче, более технологичны и безопасны.
Среди конструктивных особенностей, повышающих безопасность и
комфортабельность ВАЗ-2109, - гидрокорректор фар. Он снижает их слепящее
действие, помогает правильно освещать дорогу независимо от загрузки
автомобиля. Улучшение микроклимата в салоне обеспечивают дефлекторы
вытяжной вентиляции в рамках неподвижных боковых окон. Панели обивки на
боковинах и двери задка придают салону больший комфорт.
Москвич АЗЛК-2141 – пятиместный автомобиль, его салон на 140 мм шире и
на 100 мм длиннее салона автомобиля Москвич -2140. Такое сочетание размеров
и массы достигается благодаря применению компоновки автомобиля с приводом
на передние колеса. Конструкция передней подвески типа «реечный руль»,
эффективная тормозная система с плавающими скобами дисковых тормозов
передних колес и рычажно-пружинная задняя подвеска обеспечивают
безопасность и комфортабельность. Силовой агрегат, состоящий из двигателя,
сцепления, коробки передач и главной передачи, выполнен в одном блоке.
Трансформируемое заднее сиденье и легкосъемная средняя часть полки,
отделяющей багажник, расширяют возможности автомобиля для перевозки
габаритных грузов. Объем багажного отделения может быть увеличен с 0,4 до
1,7 м3.
Контроль качества легковых автомобилей. Перед отгрузкой автомобилей
покупателям завод-изготовитель обязан:
. провести консервацию автомобилей согласно заводской инструкции по
эксплуатации и в соответствии с технологическим процессом;
. залить в бак топливо по установленной техническими условиями норме;
. отключить аккумуляторную батарею от «массы»;
. наклеить на ветровое стекло с внутренней стороны ярлык с указанием
мест расположения и количества пломб, а также с отметкой вида
применяемого топлива и состояния аккумуляторной батареи (с
электролитом, без электролита);
. закрыть стекла и двери кузова;
. произвести пломбирование, исключающее доступ в кузов и багажное
отделение, к двигателю и аккумуляторной батарее.
Проведение операций по подготовке автомашин к отгрузке должно быть
выполнено торговыми предприятиями при приемке с учетом вышеперечисленных
требований без разборки агрегатов и механизмов. Качество автомобилей
подтверждается соответствующими документами и клеймом ОТК завода [13].
Качество всех материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий,
изготовленных другими заводами, определяют по внешнему виду, наличию клейм
технического контроля заводов-поставщиков, сертификатам или паспортам.
Заводы-изготовители гарантируют исправность автомобиля в целом, а также
нормальную работу всех его агрегатов, механизмов и деталей в течение
установленного для каждой модели срока (указывается в ТУ).
При приемке необходимо проверить комплектность автомобиля, так как
каждая машина продается с комплектом инструментов и принадлежностей
(запасное колесо, банка с краской в цвет кузова, домкрат, насос для накачки
шин, лопатка для монтажа шин, манометр шинный, лампа переносная, ключи
разных размеров, сумки инструментальные и так далее). Все контрольно-
диагностические операции проводятся в процессе предпродажной подготовки
автомобилей.
3. Конкурентоспособность
Под конкуренцией понимается соперничество между отдельными лицами,
хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же
цели на каком-либо поприще. Продавец, реализующий товар, обязан овладеть
вниманием покупателей и побудить их к приобретению товара. Естественно, что
потребительские свойства покупателями оцениваются: одним из товаров
отдается предпочтение, и эти товары приобретаются. Процесс продажи может не
состоятся, если произведенные товары не соответствуют условиям их
реализации и не пользуются спросом. Конкуренция характеризуется :
1. наличием нескольких соперников;
2. одной и той же сферой деятельности;
3. совпадающей целью.
Понятие «конкурентоспособность» тесно связано с понятием «конкуренция».
Конкурентоспособность можно понимать как способность выдерживать
конкуренцию, противостоять конкуренции.
Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в
результате его сравнения с другим товаром и, следовательно, является
относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара-
конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того чтобы
выяснить конкурентоспособность какого-либо товара, необходимо не просто
сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной
потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и
последующее использование для удовлетворения своей потребности.
Отсюда под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и
стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для
потребителя по сравнению с аналогичными товарами других отечественных и
зарубежных предприятий [8].
Базой для оценки конкурентоспособности товара должно являться
исследование финансовых возможностей и потребностей покупателя, требований
рынка. Именно рынок представляет собой ту сферу общественных отношений, где
товары, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку покупателями
на соответствие их потребностям.
При совершении покупок потребитель выбирает необходимый товар среди
многих различных товаров и приобретает тот, который соответствует его
финансовым возможностям и удовлетворяет его потребность в наибольшей
степени.
С позиций маркетинга конкуренция бывает трех родов:
1. Функциональная конкуренция. Она обусловлена тем, что потребность может
Страницы: 1, 2, 3
|