Организация приграничного сотрудничества
Организация приграничного сотрудничества
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ Я.КУПАЛЫ
факультет экономики и управления
кафедра международных экономических отношений
Организация приграничного сотрудничества
( (
Дипломная работа
студента 5 курса
Зданчука В.Н.
Научный руководитель
к.э.н., профессор
Ли Чон Ку
Допущен к защите
“___” ________1997г.
Зав.кафедрой МЭО,
к.э.н., доцент А.Ф.Бодюков
Гродно 1997
Cодержание
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. РАМКИ ТРАНСГРАНИчНОГО СОТРУДНИчЕСТВА. 7
1.1. ИСТОРИчЕСКИЕ АСПЕКТЫ. 7
1.2. РЕГИОНЫ КАК НАПРАВЛяЮЩАя СИЛА ТРАНСГРАНИчНОГО СОТРУДНИчЕСТВА.
9
1.3. ГЛАВНЫЕ УСЛОВИя СОТРУДНИчЕСТВА. 11
1.4. СПЕЦИФИчЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИя ТРАНСГРАНИчНОГО
СОТРУДНИчЕСТВА, ВОЗНИКАЮЩИЕ В РАЗЛИчНЫХ “ТИПАХ”
ПРИГРАНИчНЫХ РЕГИОНОВ. 14
ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИГРАНИчНОГО СОТРУДНИчЕСТВА В ЕВРОПЕ. 20
2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНяТИя “ПРИГРАНИчНЫЕ РЕГИОНЫ” 21
2.2. РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИчНОГО СОТРУДНИчЕСТВА. 29
2.3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИГРАНИчНОГО СОТРУДНИчЕСТВА. 36
ГЛАВА 3. ТРАНСГРАНИчНЫЙ СОЮЗ ЕВРОРЕГИОН “НЕМАН” КАК ФОРМА
СОТРУДНИчЕСТВА С РЕГИОНАМИ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. 42
3.1. ПЕРСПЕКТИВЫ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ
В 1997 ГОДУ. 42
3.2. СОЗДАНИЕ ТРАНСГРАНИчНОГО СОЮЗА ЕВРОРЕГИОН “НЕМАН” С УчАСТИЕМ
ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. 48
3.3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИя ТРАНСГРАНИчНОГО СОТРУДНИчЕСТВА В
РАМКАХ ЕВРОРЕГИОНА “НЕМАН” ПО ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 52
3.4. ПРОГРАММА TACIS ПО ТРАНСГРАНИчНОМУ СОТРУДНИчЕСТВУ. 56
ЗАКЛЮчЕНИЕ. 60
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. КАРТА ТРАНСГРАНИчНОГО СОЮЗА ЕВРОРЕГИОН “НЕМАН” 63
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. ПАГАДНЕННЕ АБ СТВАРЭННі ТРАНСГРАНічНАГА САЮЗА
ЕўРАРЭГіёН “НёМАН” 64
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. СТАТУТ ТРАНСГРАНічНАГА САЮЗА ЕўРАРЭГіёН “НёМАН” 66
ПРИЛОЖЕНИЕ №4. ЕВРОПЕЙСКАя РАМОчНАя КОНВЕНЦИя ПО ПРИГРАНИчНОМУ
СОТРУДНИчЕСТВУ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ ИЛИ ВЛАСТЕЙ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ №5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ К ОБЩЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ
О МЕЖГРАНИчНОМ СОТРУДНИчЕСТВЕ МЕЖДУ СООБЩЕСТВАМИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ
ВЛАСТяМИ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ №6. РАЗЪяСНИТЕЛЬНЫЙ РАПОРТ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОТОКОЛУ
ЕВРОПЕЙСКОЙ РАМОчНОЙ КОНВЕНЦИИ О ТРАНСГРАНИчНОМ СОТРУДНИчЕСТВЕ МЕЖДУ
СООБЩЕСТВАМИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ. 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОчНИКОВ 96
ВВЕДЕНИЕ.
Целью данной дипломной работы является систематизация опыта
организации приграничного/трансграничного сотрудничества в Европе и
определение наиболее эффективной его формы для регионов Республики
Беларусь. В работе дана оценка перспектив приграничного сотрудничества в
Европе, отношений к вопросам европейской интеграции Республики Беларусь на
1997 год и возможностей привлечения внешней помощи зарубежных государств,
международных организаций для реализации совместных проектов в рамках
приграничного/трансграничного сотрудничества.
Трансграничное / приграничное сотрудничество это качественно новые
контакты приграничных регионов Республики Беларусь с соседними странами,
расположенными вдоль западных и северных границ. Целью этого сотрудничества
является преодоление стереотипов и преодоление существующих по обе
стороны границ проблем, а также ликвидация государственных границ как
социального, экономического и культурного барьера. Трансграничное /
приграничное сотрудничество это также средство, посредством которого
власти регионов либо территориальные органы самоуправления, действуя
согласно действующим компетенциям и не нарушая законодательства
сотрудничающих стран, объединяют свои силы с целью решения существующих для
себя проблем, несмотря на разделение их государственными границами. Цели
приграничного сотрудничества, проблемы и основные направления в различных
“типах” приграничных регионов определены в первой главе работы
Межрегиональное сотрудничество это более широкая форма
сотрудничества, в которой участвуют власти регионов, гмин и городов, не
граничащих между собой, лежащих часто в странах, отдаленных друг от друга
на тысячи километров. Сотрудничают они используя подобия, сближенную
экономическую специфику, инфраструктуру или общие проблемы для их
совместного решения. Данное сотрудничество вмещает в себя кроме всего
прочего обмен опытом, обучение, продвижение фирм, организацию выставок и
ярмарок, обмен экономической информацией, культурное сотрудничество.
Развитие трансграничного/приграничного сотрудничества позволло
ускорить демократические перемены, которые произошли в Центральной Европе
после 1990 года. Они привели к увеличению значения и самостоятельности
локальных и региональных властей, и одновременно облегчили развитие
вышеупомянутого сотрудничества. Это означает, что кроме контактов на
правительственном уровне, а это в основном деятельность международных
смешанных комиссий по экономическому и торговому сотрудничеству, комиссий
по пограничным переходам, совместных комиссий по территориальному развитию,
более высокое значение начинают принимать контакты между регионами,
властями областей, воеводств, уездов. На региональном и локальном уровнях
подписываются соглашения о сотрудничестве, давая этим самым возможность
интенсификации экономического и культурного развития регионов. Существующий
опыт европейских стран подробно рассматривается во второй главе дипломной
работы.
Особую форму сотрудничества приграничных территорий составляют
сегодня “еврорегионы” (название является неофициальным термином). Сутью
взаимодействия в рамках еврорегионов является достижение взаимного
общественно - экономического роста, налаживание и развитие близкого
сотрудничества между экономическими, научными, культурными и муниципальными
институтами регионов. Это служит всестороннему сближению народов и
ликвидации существующих предубеждений, созданию и поддержанию “климата”,
благоприятствующего партнерскому сотрудничеству и обмену опытом.
Важнейшим юридическим документом, который регулирует международное
сотрудничество на региональном и местном уровнях является Европейская
рамочная Конвенция по трансграничному сотрудничеству, принятая 21 мая 1980
года в Мадриде.
Правительство Республики Беларусь придает особое внимание организации
трансграничного / приграничного сотрудничества в рамках создаваемого
Еврорегиона “Неман” с участием Гродненской области. Оно рассматривается как
один из стабилизирующих факторов, благоприятствующих развитию отношений со
странами Европейского Союза и возможным условиям экономического роста в
рамках программы социально - экономического развитая Республики Беларусь до
2000 года.
Сегодня ведется активная работа по созданию Еврорегиона “Неман” в
составе регионов Беларуси, Литвы, России и Польши. Основные этапы развития
работы по созданию еврорегиона излагаются в третьей главе работы.
Организация Еврорегиона “Неман” как неформальной четырехсторонней
структуры будет неизмеримо ценным вкладом в общеевропейское дело развития
сотрудничества.
Глава 1. Рамки трансграничного сотрудничества.
1.1. Исторические аспекты.
Характерной чертой Европейского континента является не только общая
культура и история, но и существование большого количества границ.
Большинство исторических процессов, которые берут свое начало в
средние века, привели в XIX и XX веках к возникновению различающихся
моделей государств, которые преимущественно существуют в настоящее время и
ведут самостоятельную политику. Немного было исключений возникновения
настоящих границ, таких как границы между Испанией и Португалией, одной из
самых древних в Европе. Государственные границы в течение последних трех
столетий отделяли регионы и этнические группы. Создавались искусственные
барьеры, а боязнь военной агрессии приводила к слабому, немногочисленному
заселению приграничных территорий. Экономическая активность, торговля, а
вместе с ними и население перемещалось из приграничных территорий в центр
государств. Транспортные пути тянулись вдоль границы. Территории с большей
плотностью населения, лежащие вблизи границ, а также хорошо развитые
промышленные регионы становились причиной политических конфликтов и войн.
За немногим исключением европейские приграничные пространства становились
территориями слабо развитыми, имеющие недостаточно хорошую транспортную
сеть. Природные границы такие как реки, озера, моря и горы дополнительно
усиливали существующие барьеры. Политические концепции и амбиции отдельных
милитарных блоков сделали границы "непроницаемыми". Отличающаяся политика,
реализуемая по разные стороны границы, в особенности в отраслях управления,
экономики, культуры и социальных дел, еще сильнее ухудшили ситуацию
создавая из государственных границ барьеры разделяющие народы.
Жители приграничных регионов, наиболее вовлекаемые в исторические
конфликты, чувствовали к себе боязнь и непонимание. Эти условия не
благоприятствовали образованию контактов и открытому сотрудничеству
приграничных регионов различных европейских государств.
Трансграничное сотрудничество на приграничных территориях имеет
давние традиции. Несмотря на это в некоторых государствах Европы, таких как
в Испании, Португалии и Греции, трансграничное сотрудничество могло начать
развиваться только в 80-х г., в результате глубоких политических перемен,
возникновения демократических систем, а также вхождения в Европейский Союз
(ЕС). В странах центральной и восточной Европы аналогичный процесс начался
в 1989г.
После окончания Второй Мировой войны, в 50-е г., представители
приграничных регионов встречались во многих частях Европы для того чтобы
обсудить способы ликвидации пограничных преград. Было это обусловлено
необходимостью увеличения жизненного уровня населения, а также для
обеспечения стабильного мира.
Главной целью трансграничного сотрудничества стала ликвидация
пограничных преград, ограничений и других составляющих влияющих на
разделение общественности в приграничных регионах. Это относилось и к
природным границам, которые преодолевались путем строительства мостов и
туннелей. Негативные результаты существования государственных границ были и
будут ликвидироваться благодаря ограничению их значения и минимизации роли
административных границ.
После Второй Мировой войны жители некоторых приграничных территорий
(Скандинавских стран) поняли, что нельзя достичь уровня жизни населения,
живущего в глубине страны, они должны генерировать или полностью уничтожить
негативное воздействие существующих границ. В конце концов они пришли к
выводу, что в виду недостатка компетенции в области права и управления,
эффективность их деятельности для регионов и общественности будет
ограничена. Для этого началось создание совместных образований занимающихся
проблемами, стоящими перед обоими сторонами с целью систематизации
трансграничного сотрудничества. Эти образования часто объединялись,
создавая более широкий инструмент трансграничного сотрудничества. Начиная с
60-х г. до 80-х г. они продвигались к улучшению социально-культурного и
экономического положения жителей приграничных регионов. Очень скоро
оказалось, что население приграничных регионов ожидало решения проблем,
преодоление которых находится в компетенции правительства в таких областях
как:
общественное планирование и управления, различных административных
структур, организаций и методов планирования; налогообложения, социальной
безопасности, обучения и образования, в особенности объектов, и изучения
языка, а также взаимного овладевания впадеющими квалификациями ;
строительство дорог, коммунального оборудования, инфраструктуры и
окружающей среды.
Проблемы возникающие в данных областях привели к ошибочным
инвестициям с обеих сторон границы, а также к образованию многих абсурдных
ситуаций в ежедневной жизни. Граждане и общественность проживающая на
приграничных пространствах начали перенимать инициативу и применять
давление на всех уровнях, направленное на генерирование либо ликвидацию
пограничных преград. Жители приграничных регионов с успехом реализовали эту
политику в 70-80 годах, пользуясь поддержкой Объединения Европейских
Приграничных регионов при участии Совета Европы, Европейской Комиссии и
отдельных правительств. Возникновение сети приграничных регионов в Европе
стало направляющей силой развития трансграничного сотрудничества на всех
европейских границах.
1.2. Регионы как направляющая сила трансграничного сотрудничества.
Образование общего европейского рынка в Европейском Союзе,
демократические перемены в странах центральной и восточной Европы в конце
80 годов открыли большинство государственных границ и присоединили к
сотрудничеству многие новые пограничные регионы. Увеличились также
возможности кооперации в других государствах, о чем свидетельствуют
совместные французско-британские и датско-шведские проекты. Открытие границ
и образование новых, обращало внимание на существование пограничных
проблем. Стало ясно, что интеграция Европейского союза требует принятия
специальных действий, позволяющих преодолеть проблемы, которые тормозят
данный процесс.
Опробированные инструменты региональной политики Европейского Союза
определяют результативный элемент решения проблем в западной и восточной
Европе; региональная помощь для приграничных пространств основывалась на
"трансграничных стратегиях либо планах развития", а также соответствующих
"Программах поддержки", создавая новую важную инициативу ЕС под названием
Interreg I. Региональные и локальные субъекты, действующие на приграничных
территориях, сразу использовали выгодные условия. Были созданы
трансграничные регионы в тех местах, где они еще никогда не существовали на
всех внутренних и внешних границах ЕС. С целью решения правовых проблем
Совет Европы разработал условия и примеры, ЕС продолжил работу над
объединением многих правовых толкований, правительства государств
поддержали эту деятельность, заключая исполнительные договора и осуществляя
правовые действия.
В центральной и восточной Европе, где существовали непроницаемые
границы, развитие трансграничного сотрудничества встречалось с
препятствиями. Значительные диспропорции в развитие и вместе с тем
исторические аспекты принуждают вести очень осторожную и продуманную
политику. Именно на этих, плотно закрытых границах, реализуется идея
трансграничного сотрудничества, которая охватила все области жизни людей,
общественности, для того чтобы исправить отрицательные результаты
географического положения приграничных регионов, а также в сильно
различающихся получаемых доходах, диспропорций инфраструктуры, имеющих
место на внешних границах ЕС. Люди, живущие по обе стороны границы должны
приобретать общее историческое сознание, найти общий способ мышления,
направленный в сторону будущего Европы. Приграничные территории, на которых
проживают меньшинства народов, будут требовать особенно осторожных
действий.
Существует много приграничных регионов в центральной и восточной
Европе, на территориях которых, с помощью международных организаций в
рамках расширения европейской интеграции на восток, реализуется
трансграничная инициатива и ведутся проекты. Эти регионы стремятся
использовать опыт стран западной Европы в реализации трансграничного
сотрудничества и с удовольствием принимают позитивные поправки,
относительно ведения практического сотрудничества. Относится это к
локальным, региональным и государственным властям. Главными целями
трансграничного сотрудничества в Европе являются: преодоление взаимного
недоверия и предупреждений между жителями приграничных регионов,
возникающих из совместного исторического наследия; расширение демократии;
преодоление негативных результатов периферийного положения и изоляции;
поддержание роста и экономического развития; поднятие жизненного уровня;
быстрая интеграция с Западной Европой при сохранении возможно широкой
независимости.
1.3. Главные условия сотрудничества.
В конце 80-х годов начались два процесса, которые имеют
основополагающее значение для трансграничного сотрудничества
- постоянная ликвидация внутренних границ на территории ЕС с 1 января
1993 года. Этому явлению сопутствовал перенос государственных границ в
напрвлении внешних границ ЕС с другими странами. Этот процесс возник в
результате присоединения к ЕС Австрии, Швеции и Финляндии;
- усилия направленные на установление контактов на территориях
выходящих за новые внешние границы ЕС с целью поддержки создания
интеллектуальных, политических и экономических связей с другими странами,
например Швейцарией, странами Центральной и Восточной Европы и
средиземноморскими государствами.
Оба эти процесса непосредственно воздействуют на ситуацию во
внутренних и внешних европейских приграничных регионах, они привели также к
определенной интенсификации трансграничного сотрудничества. Сотрудничество
может быть реализовано в формах международных комиссий, комиссий
пространственного планирования, а также включать региональный и локальный
уровни, может принять форму трансграничных еврорегионов. Ведется на основе
формальных международных соглашений, либо без таких соглашений. Структуры
могут возникнуть на уровне государственно / региональном либо региональном
и локальном.
Эти процессы создали новые лозунги и заставили обратить большее
внимание на “философию” трансграничного содружества, имеющей уже около 40 -
летний опыт. "Философия" трансграничного содружества определяет, что два
или более приграничных региона самостоятельно обозначают отдельные действия
и приоритеты, а затем устанавливают контакты с партнерами с другой стороны
границы. Не достаточно просто объединить между собой государственные планы
или присоединить к ним несколько предложений -проектов и назвать это
“трансграничной деятельностью” Трансграничное содружество нельзя начинать
только с целью получения доступа к внешним программам поддержки, хотя
понятно, что они являются, в большинстве случаев соблазном в начале
сотрудничества.
Эффективное трансграничное содружество должно пониматься более
широко. Во-первых, оно должно охватывать все аспекты ежедневной жизни
приграничных регионах, т. е. бизнес, труд, отдых, культуру, условия жизни,
планирование и т. д. Во-вторых, оно должно реализовываться каждый день
лицами всех зон и групп общественности по обе стороны границы. В третьих,
оно должно проходить по всем уровням управления, т. е. государственном,
региональном и локальном. Такое понимание трансграничного содружества
означает не только необходимость ведения сотрудничества на всех уровнях
управления, но и установления между ними скоординированных связей. В
противном случае неизбежны будут споры о компетенции, главным образом в
связи с различными, временами совершенно несовместимых структур управления,
выступающих с обеих сторон границ.
Такая более,, интенсивная'' форма трансграничного содружества ведется
с хорошими результатами несколько десятков лет в некоторых европейских
приграничных регионах. Объединение Европейских Приграничных Регионов
(ОЕПР), принял следующие принципы трансграничного содружества:
-партнерство
-субсидарность[1]
-создание концепции либо стратегии развития трансграничного
содружества.
Они повсеместно были признаны и стали основным условием при
использовании европейских программ поддержки.
Партнерство и субсидарность
Условия партнерства объединяет два элемента: субъективное
партнерство, т. е. касающееся государственного, регионального и локального
уровней с каждой стороны границы; уровневое партнерство, т. е. между
партнерами по обе стороны границы. Партнерство субъективное- характеризует
связь уровня ЕС( где это возможно), государственного уровня и ( часто
недавно созданного ) регионального либо локального уровня.
Субъективное партнерство должно расширять либо дополнять существующие
структуры, но не должно создавать для них конкуренции. Уровневое
партнерство расширяет взаимную связь между партнерами по обе стороны
границы. Это условие означает равенство обеих партнеров, независимо от
величины стороны, состояния экономики и других составляющих, таких как
количество населения. Условием развития уровневого партнерства является
ликвидация многочисленных административных и финансовых преград.
Опыт показывает, что трансграничное сотрудничество лучше развивается
и добивается наибольших успехов в тех местах, в которых инициативу берут на
себя региональные и локальные субъекты.
Подход "с низу к верху", означающий признание правил партнерства
субъективного и уровневого, позволяет вести сотрудничество в соответствии с
правилом субсидарности. Под понятием субсидарности здесь понимается также
усиление регионального и локального уровня через перенос компетенции на
возможно самый низкий административный уровень. Компетенции региональных
административных единиц, касающиеся задач, реализуемых на международном
уровне, так называемом трансграничном, должны быть сближены к компетенции,
которую имеют, действуя на государственном уровне.
Заключено много договоров касающихся трансграничного сотрудничества
на двухсторонней основе. Однако только трансграничные регионы могут
заполнить эти договора конкретным содержанием.
Реализацию практического сотрудничества на региональном и локальном
уровне затрудняет такой факт, что рамочные условия согласованные на высших
уровнях (европейском, двух либо многостороннем), не находят своего
отражения в государственных нормативных актах.
1.4. Специфические проблемы и направления трансграничного
сотрудничества, возникающие в различных “типах” приграничных регионов.
Приграничные регионы характеризуются очень различной
географической величиной и плотностью населения, отличающимися
экономиками и уровнями развития (инфраструктура, состояние рыночной
экономики, рынок труда и т.д.).
Приграничные регионы можно классифицировать, применяя различные
критерии. Эти критерии могут касаться специфических проблем, а также
разнородных барьеров, задерживающих развитие сотрудничества.
Среди существенных критериев, определяющих типы приграничных
регионов, находится:
-уровень однородности трансграничного региона
На некоторых территориях приграничных регионов возникает
чувство совместного ( единого) понимания или регионального сознания,
которое ведет к трактовке трансграничного сотрудничества, как
естественного процесса. Это чувство единого понимания возникает из
исторических, культурных, языковых составляющих
( например, Южная Португалия ( Галиция, Испания; Дания ( Германия;
Ирландия), Великобритания, Южная Ирландия; Италия, Словения, Хорватия)
либо подобных и экономического единства, в соответствии с состоянием
рынка. Состояние это может возникать из существования общего
регионального рынка труда в трансграничном регионе, компленентарности
городов и деревень, с большими городами по одной стороне границы,
которые облегчают трансграничные развития территорий по обе стороны
границы. На других приграничных территориях не возникает чувство
единого понимания в связи с отличиями в истории, культуре либо в
экономике, и (либо географических составляющих, таких как море (Nord-
Dos-ole-Calais, i Kent), либо горы (Перенеи, Альпы) и т.д.
1.Регионы в которых прожиточный минимум составляет менее 75% от
уровня западных стран.
-уровень развития и статус целей региона в структурной
политике ЕС .
Начиная от менее привлекательных регионов, цель 1(1) в рамках ЕС
(местные, часто периферийные территории, включая территории
переживающие серьезный промышленный кризис); через предусмотрительно
более привлекательные регионы; до предусмотрительно наиболее
привлекательных регионов без статуса целей, расположенных
преимущественно в центральной части ЕС.
-положение вдоль границ ЕС - в том числе лежащие вдоль внутренних
границ ЕС , также внешних границ , включительно расположенными на
периферии приграничными территориями как и территориями менее
привлекательными для развития ( например Греция; ( Балканы; Германия; (
Польша и Германия) Чехи), территориями наиболее развитыми в Европе
(Италия (Швейцария; Германия) Швейцария; Австрия) Италия; Скандинавия и т.
д. )
-черты географического положения, относится к сухопутным либо морским
границам - как в случае с Сардинией Корсики; Норднос-дэ-Салойс Кеит; Вали
Ирландия, стран региона балтийского моря и грецких гор . Комбинация этих и
других составляющих создают значительные изменения и различия типов
приграничных регионов в Европе
2. Промышленные территории и регионы находятся в кризисе в которых
уровень ( ставка ) безработицы превышает среднюю в странах ЕС , с более
высоким уровнем трудоустройства в промышленности чем средний по ЕС , а
также малым уровнем трудоустройства в этом секторе .
3. Сельские территории с невысоким уровнем экономического развития,
выполняющие два следующих критерия : высокий уровень трудоустройства в
сельском хозяйстве, низкий уровень дохода в сельском хозяйстве, малая
плотность населения и (или) значительные тенденции денопопуляции.
Специфические проблемы и направления касающиеся разных типов
приграничных регионов являются в общем плане коротко охарактеризованы.
Слабее развитые приграничные регионы на внутренних сухопутных
границах.
Сухопутные приграничные регионы, которые стратегически считают
“слабее развитыми”, приближены к регионам определяющих цель1 в структурной
политике ЕС. До сегодняшнего дня они были связаны со слаборазвитыми
сельскими территориями, которые имели обычно маргинальное значение для
экономики государства.
Трансграничные территории охваченные программами сотрудничества,
определяющие цель1, включают Ирландию (Южную Ирландию, территории
размещенные вдоль границы Испании (Португалии, Корсики/ Сардинии (I),
имеющие внутренние морские границы с Италией.
К типовым главным проблемам развития относится: отсутствие
транспортной инфраструктуры, низкие доходы, низкий уровень хозяйственной
активности, постоянная зависимость от сельского хозяйства; высокая
безработица, значительное удаление от рынка услуг и административных
центров (государственных и ЕС); незначительный либо затруднительный доступ
к финансовым средствам; небольшие возможности поддержания процесса
развития.
Эти проблемы накладываются друг на друга и затрудняют постоянное
развитие и использование существующих возможностей на увеличенном рынке ЕС.
Политические и экономические перемены в центральной и восточной
Европе начиная с 1989 года , благоприятствовали возникновению новых ,
изменяющихся условий для развития трансграничного сотрудничества .Это
сотрудничество принимающее разные формы в каждом отдельном приграничном
регионе характеризует несколько общих черт , а также проблем :
-до недавнешнего времени ,отсутствие исторических и политических
подходов развития трансграничного сотрудничества , например в приграничных
регионах расположенных на территории новых немецких земель , а также между
Грузией и Болгарией / Албанией ;
-политическая реальность , тормозящая трансграничное сотрудничество .
Для примера в случае с Грузией , развитие контактов - отношений с Болгарией
и Албанией , вместе с тем ухудшение отношений с Республикой Македонией /
бывшей Югославией/;
-отсутствие экономического равновесия ,частично в следствии перехода
к рыночной экономике , вместе с существующими неправильными подходами в
области промышленности и торговли ( цены , рынки , структура занятости и
заработной платой ) . Часто это создает трудности в создании рамок
сотрудничества , понимающей как “постоянное партнерство” , в связи с тем ,
что в большинстве приграничных регионах бытует боязнь переноса региональных
и / либо локальных предприятий в соседние регионы государств центральной и
восточной Европы , что вызовет потерю рабочих мест в регионах граничащих с
ЕС .
Отсутствие равновесия вытекает также из недоинвестирования,
существования изжившей себя промышленной инфраструктуры, низкой выработки,
высокой безработицы, отсутствия либо слабо развитой приграничной
инфраструктуры (пограничные переходы, дорожные развязки, телекоммуникация),
а также серьезных проблем окружающей Среды в некоторых регионах (например,
недостаточная охрана сред, как новых землях Германии - Германия / Польша,
Германия / Чехия, Норвегия / Швеция / Финляндия).
-миграция (беженцы, эмигранты - в связи с экономическими проблемами)
в приграничных регионах, направляющаяся в сторону ЕС, которые в свою
очередь дополняют процесс расширения трансграничных контактов, рассекая
пограничные преграды.
-значительная разница в административных структурах между
государствами, расположенными на внешних границах, начиная с продолжающимся
централизмом стран центральной и Восточной Европы до более федеральных
структур государств - членов ЕС (Германия, Австрия), вытекающих из
отсутствия компилятивных структур (субъектов) на региональном и локальном
уровнях.
Несмотря на перечисленные преграды трансграничное сотрудничество с
начала 90-х годов сделало значительные достижения вдоль немецко-польских и
немецко-чешских границ. Здесь возникли кооперативные структуры в форме
еврорегионов. Пределы сотрудничества достигли:
от организации транспортной инфраструктуры, совместных проектов,
направленных в сторону улучшения ситуации в области охраны окружающей среды
до более “мягких” действий, таких как кооперация в сфере бизнеса, в области
образования, обучения, коммуникаций, культуры, спорта. Трансграничное
сотрудничество на внешних границах ЕС получило новый рывок вместе с
возникновением в 1994 году Программы PHARE CBC (трансграничного
сотрудничества) и TACIS в 1996 году, которые оказывают финансовую помощь
странам, охваченным программами PHARE и TACIS, с целью поддержки совместных
проектов стран, граничащих со странами ЕС.
Морские границы
Регионы, расположенные вдоль морского побережья находятся как на
внешних, так и на внутренних границах ЕС. Они имеют различный уровень -
начиная от регионов определяющие цепи 1, 2 до регионов, не имеющих статуса
цепи в рамках Структурных Фондов - вместе с тем относительно модели региона
делит их значительная разнородность проблем развития. Регионы, имеющие
морские границы, включались в “исключительных” либо специальных случаях в
Европейские программы финансовой помощи (например, Interreg I и Interreg
II)[2].
Несмотря на существующие разнородности, можно определить несколько
проблем и отличий (совместных) для регионов, расположенных вдоль морского
побережья. Связаны они с общей морской границей и касаются преодоления
проблем коммуникации между регионами, а также доступа к обширным рынкам и
другим трансграничным регионам. Кооперация концентрируется также на
совместных проблемах, связанных с охраной среды (загрязнение моря, охрана и
освоение побережья), использование морских особенностей (поддержка
использования постоянного источника энергии, туризм на море), а также
решением общих проблем- практических заданий (например, безопасность на
море, помощь в непредвиденных ситуациях и т.д.). Кроме того, часто данные
регионы объединены общими историческими корнями, единой культурой и
торговлей.
Глава 2. Опыт организации приграничного сотрудничества в Европе.
Приграничные районы представляют собой территории, на которых
проживают сообщества, тесно связанные отношениями, но разделенные границей.
Независимо от политической системы страны, к которой принадлежат эти
сообщества, приграничные районы сталкиваются со специфическими
пространственными, социально-экономическими, социально-культурными,
политическими и законодательными проблемами.
Граница - это скорее разграничение двух государств, нежели
“физическое понятие”. Поэтому необходимо взять на вооружение
междисциплинарный и международный подходы, основанные на изучении вопросов,
связанных с границей и имеют важное значение для определения различных
типов экономических, культурных и политических отношений, которые возникают
или развиваются в приграничных и отдаленных районах. Жесткие теоретические
определения для этих районов неуместны; районы должны рассматриваться во
многих измерениях в зависимости от функций, которые являются предметом
изучения.
Основополагающий принцип приграничного сотрудничества заключается в
том, чтобы создавать связи и договорные отношения в приграничных зонах с
целью поиска совместных решений идентичных проблем. В государственных
учреждениях осознают особый характер проблем, с которыми сталкиваются
приграничные сообщества. Региональная индивидуальность должна быть
поддержана, а европейское строительство и более того, европейская
интеграция, нуждаются в успешном приграничном сотрудничестве, чтобы
продемонстрировать прочность, подлинность и законность этого процесса, в
Страницы: 1, 2, 3
|