Рефераты

Организация приграничного сотрудничества

существование более ощутимым на региональном уровне. Должны сделать

определенные шаги, направленные на упрочение их политического фундамента,

чтобы у них была политическая воля создать интегрированную социально-

экономическую территорию. сохраняющую уважение к различиям и основывающуюся

на настоящем партнерстве и чувстве солидарности в каждодневной жизни.

Несоответствие в рабочих системах были также зафиксированы на уровне

консенсуса или даже компромиссных решений. которые должны обязать различные

договаривающиеся стороны заключить приграничные соглашения.

Процесс европейской интеграции, частью которого являются приграничные

институты, приводит к большим политическим обязательствам своих членов.

Первая задача. которая стоит перед этими институтами заключается в том,

чтобы оживить собственный дух единства и сплоченности с целью повышения

доверия к ним. Следует поставить вопросы об их внутреннем управлении,

существенной базе их краткосрочной и долгосрочной деятельности. Все эти

институты обладают разными активами, которые могли бы дать им возможность

выступить с важными инициативами в соответствующих программных областях.

Прежде чем они смогут сделать это, они должны обеспечить себя политической

силой соразмерной с их амбициями и улучшить свой имидж. Обращая внимание на

свои отношения с прессой, приграничные институты не только смогут повысить

доверие к себе, но и стимулировать возникновение приграничного самосознания

в процессе строительства Европы. Каждый приграничный институт стоит перед

выбором развития подлинного партнерства - если даже оно базируется на

конкуренции- и поэтому укрепляет свой фундамент или не ничего не делает и

рискует нарушить свою систему, в этом случае приграничный регион расколется

и утратит свое операционное единство.

Приграничные институты и их договаривающиеся стороны должны и далее

отстаивать свои права на приграничном уровне посредников между

национальными и федеральными органами или властями. Если ясные приоритеты

не установлены для целого региона всеми партнерами, приграничные институты

не смогут внести существенный вклад в развитие своей территории.

Приграничные институты являются координирующими органами и должны

использовать свои ресурсы для дополнения возможностей входящих в них

организаций. Таким образом они помогут установить подлинное партнерство и

реализовать одну из целей институтов приграничного сотрудничества, развития

и достижения большей эффективности в экономической, социальной, культурной

и институционной сферах. Однако это не может предотвратить того, чтобы

национальные правительства со своими централизованными или федеральными

системами не создавали бы "координационные центры" для помощи всем

приграничным институтам, которые могут находиться на их территориях.

б)согласованное развитие, предполагающее новую политику в области

привлечения инвестиций.

Во время быстроразвивающейся фазы европейской интеграции приграничные

институты примут решение относительно направлений действий и возьмут

специфические черты каждого региона в качестве основы собственной

объединяющей роли. Будучи заинтересованными органами в региональной

микроинтеграции, они помогут принять решение о способе развития новой

политики инвестирования и управления рынком рабочей силы. Предлагая

приоритетные области, они дадут новый импульс развитию регионов, помогая:

- определить общие для региона проблемы:

- поддержать совместные или имеющие одну цель проекты развития;

- упрочить консенсус и приграничный рефлекс.

Привлекая политических, экономических и культурных лидеров на любом

уровне, приграничные институты и их члены содействуют развитию нормального

процесса консультирования. Как только приоритеты региона установлены, они

могут сконцентрироваться на координации избранных проектов. Ключевыми

словами приграничной эффективности являются: самосознание, обмен и

совместное управление. Дебаты и дискуссии, разворачивающиеся в некоторых

приграничных институтах, создают впечатление, что хотя все выступают за

совместную деятельность, проблемы до сих пор рассматриваются с точки зрения

местного и краткосрочного значения. Развивая большую открытость,

приграничные институты помогают разрушить перегородки внутри своего

региона, перестроить экономический потенциал с каждой стороны границы и

упрочить самые слабые структуры. Таким путем они помогают выработать новую

политику в области инвестирования и развития, скоординированную с

государственными и европейскими институтами. Тот факт, что люди живут в

разных странах не мешает им разделять одни идеи и работы. Каждый

приграничный институт должен внушить всем своим членам и партнерам идею

всеобщей приграничной политики и воли продвигать ее.

в)хорошо подготовленный район с точки зрения осуществления новой

политики в области защиты окружающей среды и землепользования.

На региональном уровне приграничные институты помогают другим

партнерам находить решение таких местных проблем как размещение отходов.

Очень важно чтобы они играли ведущую роль в формировании идей, выдвижении

инициатив и получении практических результатов. Они должны принять

согласованное соглашение о проблемах каждого из членов и внести вклад в

одобрение подхода, координирующего политику пространственного планирования,

которое обеспечивает сбалансированное использование приграничной

территории, на согласованной основе, между площадями под строительство,

сельскохозяйственными землями и природными и индустриальными зонами,

территориями и землями предназначенными для спорта и отдыха.

Охрана природного и культурного наследия займет важное место в плане

приграничных территории. В плане должна также присутствовать строгая линия

по сохранению водных ресурсов, очищения от загрязнения источников и

воздуха. а также совместному размещению всех видов отходов.

Даже если приграничный регион щедро одарен основными инфраструктурами

его приграничное сообщество должны предлагать планы развития автомобильных

дорог для удовлетворения потребностей своих жителей и добиваться

обслуживания основными европейскими средствами коммуникации. Развитие

артерий коммуникаций и создание лучшей телекоммуникационной системы также

является важными способами предотвратить регион от маргинализации, улучшая

его конкурентоспособность и делая прочнее его позиции на европейской сцене.

Привести в Европу. обозначить различные точки зрения и создать местные

связи - вот ключевые элементы в области транспорта для всего приграничного

региона.

2) синтез культур, предполагающий обновленную политику в области

культуры, включая обучение, средства массовой информации и обмен между

общественными организациями.

В связи с тем, что европейские регионы переживают в настоящее время

процесс быстрых изменений, приграничные территории станут лишь более

динамичными и более конкурентноспособными. если они разработают свои

институты обучения с учетом спроса на рынке рабочей силы некоторые

высокотехнологические и высококачественные сектора услуг. В некоторых

случаях имеет смысл оценить возможности развития и адаптации малого и

среднего бизнеса в приграничных районах; стимулировать возрождение

высококачественной индустрии туризма и развивать совместное

контрактирование, технологические обмены и по-возможности сельский туризм.

Особое внимание должно уделяться сети клубов и ассоциаций -

основанных на добровольных началах в каждой приграничной территории, а

также прессе, отражающей их деятельность. Приграничные институты должны

всячески поощрять исследовательские центры по повышению мастерства.

Каждый приграничный регион должен определить общие приоритеты и

соединить усилия по социально-культурному развитию таким образом, чтобы

предотвратить дублирующую деятельность и пустую трату времени в сложный

период.

Каждый регион должен убедиться, что развитие какого либо одного

сектора не нарушит баланс другого и не наносит постоянный ущерб.

Глава 3. Трансграничный союз Еврорегион “Неман” как форма

сотрудничества с регионами стран Европейского союза.

3.1. Перспективы отношений Республики Беларусь с Европейским союзом в

1997 году.

Построение диалога и дальнейшего развития отношений с Европейским

союзом (ЕС) в 1997 году возможно во всех областях: политической,

экономической, научно-технической, культурной. Оно основывается на

понимании того, что ЕС является и будет оставаться одним из важнейших

стратегических партнеров Республики Беларусь. Вступление в ЕС - главная

цель государства, а также важнейший элемент активного участия Беларуси в

процессах европейской интеграции.

В связи с выполнением Республикой Беларусь внутригосударственных

процедур по вступлению в силу Временного соглашения (ВС) о торговле и

вопросах, связанных с торговлей между Европейским сообществом, Европейским

объединением угля и стали, и Европейским сообществом по атомной энергии и

Республикой Беларусь [[xii]] Министерство иностранных дел РБ направило в

г. Брюссель для передачи депозиторию указанного Соглашения - генеральному

секретарю Совета ЕС.

Вместе с тем, в соответствии с принятыми Республикой Беларусь

обязательствами, предусмотренными в ВС, предпринимаются определенные шаги

по выполнению некоторых положений данного соглашения еще до вступления его

в силу, тем самым демонстрируется добрая воля белорусской стороны и

намерения развивать сотрудничество с Европейским союзом.

По положениям Временного соглашения Республика Беларусь приняла на

себя обязательства присоединиться к многосторонним конвенциям в области

охраны прав интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности, а

именно:

Бернская конвенция по охране литературных и художественных

произведений (1886 г.);

Римская конвенция по охране интересов исполнителей, производителей

фонограмм и органов вещания (1961 г.);

Протокол к Международному соглашению о международной регистрации

знаков (1989г.);

Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для

регистрации знаков (Женева, 1977г., с поправками в 1979г.);

Будапештский договор о международном признании депонирования

микроорганизмов для целей патентной процедуры (1977г., с изменениями

1980г.);

Международная конвенция по охране новых сортов растений (Женевский

АКТ 1991г.)

Обязательства по присоединению к вышеуказанным конвенциям Беларусь

подтвердила еще в Соглашении о поддержке и сотрудничестве (СПС) между

Республикой Беларусь и Европейскими сообществами и их государствами -

членами. В настоящее время на заключительном этапе находится работа по

присоединению к базисной конвенции, идет активная проработка вопросов

присоединения к Римской Конвенции, Протоколу к Мадридскому соглашению и

Ниццкому соглашению. Министерством иностранных дел и Государственным

патентным ведомством рассматриваются возможности присоединения к

стратегическому соглашению о международной патентной классификации (1971г.)

и Локарискому соглашению об утверждении международной классификации

промышленных образцов (1968г.)

Согласно положениям ВС, торговля Беларуси и ЕС (за исключением

текстильных изделий, изделий из стали, ядерных материалов) освобождается от

количественных ограничений и строится на основе режима наибольшего

благоприятствования. После вступления в силу ВС правовой режим торговли

Беларуси и ЕС будет в значительной степени регулироваться положениями

ГАТТ/ВТО. Принимая во внимание особую важность, придаваемую в Республике

Беларусь поэтапному присоединению страны к Всемирной торговой организации,

это обстоятельство, безусловно, в значительной степени облегчит указанный

процесс.

С учетом данных обстоятельств, основное внимание в развитии

взаимоотношений с Европейским Союзом предполагается сосредоточить на

налаживании постоянного конструктивного диалога с органами ЕС на высшем

политическом уровне, систематического информационного обмена. В этом

контексте важное место отводится своевременному разъяснению сущности

происходящих в Беларуси процессов демократических и экономических

преобразований, развитию белорусско - российской интеграции, обсуждению и

проработке ключевых для республики тезисов и инициатив: поддержка со

стороны ЕС вступление Беларуси в Совет Европы[11]; создание на территории

Беларуси безъядерной зоны; вопросы европейской безопасности и другие.

Первостепенные усилия будут приложены для решения следующих вопросов:

1. Содействие возобновлению процесса ратификации парламентами

государств- членов ЕС и Европейским парламентом Соглашения о партнерстве и

сотрудничестве между Беларусью и ЕС, которое было подписано Президентом

Республики Беларусь 6 марта 1995 года и ратифицировано Верховным Советом

Республики Беларусь 12 апреля 1995 года. К настоящему времени СПС

ратифицировано парламентами Дании, Испании, Ирландии, Великобритании,

Швеции, Греции, Австрии.

2. Оказание воздействия на еврокомиссию в направлении скорейшего

введения в действие Временного Соглашения о торговле и вопросах,

относящихся к торговле, между Республикой Беларусь и ЕС.

3. Особое внимание в развитии сотрудничества с ЕС будет уделено

налаживанию работы Совместного комитета (СК) Беларусь - ЕС, создание

которого предусмотрено Временным соглашением. Основная цель

функционирования СК - обсуждение всего спектра политических, экономических,

гуманитарных вопросов в двусторонних отношениях. 28 ноября 1996 года

утверждена белорусская часть Совместного комитета во главе с премьер-

министром Республики Беларусь. Министерство иностранных дел Республики

Беларусь поддерживает постоянный диалог с Европейской комиссией.

4. Усилия Министерства иностранных дел Республики Беларусь будут

направлены только на содействие скорейшему решению Европейской комиссией

вопроса об открытии Представительства ЕС и Европейского центра

документации в Беларуси.

5. Важное место в работе в 1997 году будет уделяться сотрудничеству с

органами ЕС в рамках программ технической помощи, в первую очередь -

программы “ТАСИС”.

6.В области трансграничного сотрудничества в 1997 году предполагается

завершить процедуру создания Еврорегиона “Неман” с участием Гродненской

области. Планируется также проработка вопросов возможного вступления

Гродненской области в Ассоциацию европейских регионов (на первоначальном

этапе - в качестве наблюдателя) и присоединения Республики Беларусь к

Европейской рамочной конвенции о трансграничном сотрудничестве, после

вступления в Совет Европы.

7. Планируется также всемерная активизация участия Беларуси в

общеевропейском сотрудничестве в сфере транспорта с целью обеспечения

республике максимально широкого выбора путей транспортировки и гарантий

транспорта экспортно-импортных грузов, а также в реализации положений

Европейской Энергетической Хартии, включая Договор к Энергетической Хартии,

с целью привлечения в Беларусь дополнительных инвестиций и гарантирования

рынков сбыта [[xiii]].

Экономическое, культурное и научно-техническое сотрудничество

сопредельных государств (приграничное сотрудничество) является важнейшим

элементом отношений этих государств.

Приграничное сотрудничество способствует социально-экономическому

развитию приграничных регионов и укреплению их политической стабильности.

Юридической базой такого сотрудничества являются международные

многосторонние и двусторонние договоры.

Проблема приграничного сотрудничества имеет особо важное значение для

Республики Беларусь, в рамках развития отношений с ЕС, из-за транзитного

характера ее территории. В настоящее время наиболее важным аспектом

трансграничного сотрудничества для Беларуси является развитие приграничной

инфраструктуры на границах с Польшей, Латвией и Литвой. Наиболее остро эта

проблема стоит для белорусско-польской границы, улучшение условий

пересечения которой должно способствовать развитию внешнеэкономических

связей Республики Беларусь.

Грузопоток через границу Беларуси с Польшей и государствами Балтии

постоянно нарастает. Если за весь 1995 год границу пересекли 397378

перевозчиков, то уже за январь - сентябрь 1996 года - 630185 перевозчиков.

За девять месяцев 1996 года поездки белорусских перевозчиков составили 24

процента от общего числа поездок, поездки перевозчиков остальных государств

содружества - 35 процентов (70 процентов - российские перевозчики), поездки

перевозчиков государств - членов Европейского Союза составили 6 процентов

(55 процентов - перевозчики из Германии), доля остальных государств

составляет 35 процентов (70 процентов - польские перевозчики).

Вопрос об оказании финансовой и технической помощи Республике

Беларусь для усовершенствования приграничной инфраструктуры постоянно

затрагивается руководством республики во время официальных встреч с

руководителями государств - членов ЕС и с руководителями ЕС. Эта проблема

обсуждалась во время визита в ФРГ Президента Республики Беларусь и

правительственной делегации, в ходе визита премьер-министра Республики

Беларусь в страны Бенилюкса, на 6-ом экономическом форуме “Польша- Восток”.

Осуществляется ряд мероприятий, направленных на усовершенствование

приграничной инфраструктуры. В их числе разработка планировочной концепции

развития приграничной инфраструктуры на границе Республики Беларусь и

Республики Польша (проведено в апреле 1996 года в г.Гродно первое

заседание межправительственной Белорусско- Польской комиссии по

трансграничному сотрудничеству).

Минвнешэкономсвязей Республики Беларусь совместно с

Минстройархитектуры, Минтрансом, Гостаможней, Главным управлением

пограничных войск Республики Беларусь и Гродненским облисполкомом

определены приоритеты обустройства пунктов пропуска на границах с Польшей и

государствами Балтии.

В соответствии с этим признаны приоритетными пункты пропуска

“Берестовица” (“Берестовица- Бобровники”), “Домачево” (“Домачево-

Словатычи”), “Брузги” (“Брузги- Кузница-Белостокская”). Для каждого из

указанных пунктов пропуска разработан комплекс мер по их развитию,

состоящий в реорганизации приграничных и таможенных служб, строительстве

зданий и сооружений, развитии инфраструктуры, строительстве автомобильных

дорог. Требуемая сумма затрат на 1996-1997 годы на обустройство данных

пунктов составляет около 90 млн. ЭКЮ. Источниками финансирования могут быть

государственный бюджет, местные бюджеты и средства, выделяемые Республикой

Беларусь и Российской Федерацией для реализации совместных программ в

рамках договоренностей по созданию Таможенного Союза и Сообщества Беларуси

и России.

Ограниченность средств госбюджета не позволяет Республике Беларусь

решить проблему трансграничного сотрудничества самостоятельно.

Одним из возможных путей привлечения внешней помощи может стать

участие регионов Республики Беларусь в создаваемых трансграничных союзах. В

Европе, как указывалось выше, придается большое значение трансграничному

сотрудничеству в рамках еврорегионов, которое рассматривается как

стабилизирующий фактор. В Западной Европе создано и функционирует уже

несколько десятков еврорегионов. В основе их функционирования лежат

принципы: самоуправление, одинаковые компетенции сторон, соблюдение

национального законодательства. Совет Европы ежегодно выделяет средства в

размере 100 млн. ЭКЮ на частичное финансирование проектов в области охраны

окружающей среды и подготовки кадров. Опыт европейских стран показывает,

что участие в еврорегионах позволяет более оперативно решить проблему

трансграничного сотрудничества посредством создания гибких коммерческих

структур (акционерные общества, консорциумы и т.п.) в целях привлечения

внешних инвестиций на развитие приграничной и транспортной инфраструктуры,

налаживания приграничной торговли, туризма.

В настоящее время для Беларуси актуальным является создание

трансграничного союза Еврорегион “Неман” в составе Гродненской области

Республики Беларусь, Алитуского и Мариампольского уездов Лировской

Республики, Сувалкского воеводства Республики Польша, городов Нестеров,

Гусев, Озерск, Чершеховск Калининградской области Российской Федерации.

Участие в данном союзе Гродненской области будет способствовать

реализации важных для Беларуси проектов в области экономики, экологии,

социальной сферы, приграничной и трансграничной инфраструктуры [[xiv]].

3.2. Создание трансграничного союза Еврорегион “Неман” с участием

Гродненской области.

Гродненская область Республики Беларусь и приграничные территории

Литвы, Польши и Калининградская область Российской Федерации традиционно

поддерживают разносторонние и экономические и культурные связи. Расширение

взаимовыгодного приграничного сотрудничества в настоящее время может стать

важным фактором стабильности и справедливо рассматривается руководством

приграничных регионов как одно из основных условий экономического развития.

На основе двухсторонних локальных договоренностей (договоров),

заключенных в рамках действующих межгосударственных и международных

соглашений, в Гродненской области закладывается фундамент для создания

предприятий с иностранными инвестициями, сотрудничества в вопросах

использования отходов деревообработки и лесного хозяйства, в сфере

строительства, особенно с Калининградской областью. Прорабатываются вопросы

развития приграничной инфраструктуры, расширения природоохранной

деятельности и социально-культурного сотрудничества. Изучается опыт

соседних приграничных регионов по реформированию хозяйственного комплекса,

привлечению инвестиций. Расширяется выставочно - ярмочная деятельность,

которая непосредственно способствует активизации процессов торговли между

странами, имеющими общую границу.

Особенную форму сотрудничества приграничных территорий составляют

“еврорегионы”. Это название является неофициальным термином. Из 92

зарегистрированных в 1995 году территорий регионального сотрудничества в

Европе 15% имело в названии “еврорегион” или “еврорегио”.

Идея создания Еврорегиона “Неман” с участием приграничных регионов

Беларуси, Польши, Литвы и России возникла из потребности повышения

жизненного уровня местной общественности приграничья.

Стороны связывают множество проблем, возникающих из географического

положения, общественных условий, хозяйственных связей, состояния окружающей

среды, приграничной инфраструктуры.

В течение последних пяти лет новые независимые государства пережили

стремительные трансформации в экономике, политике и сознании населения.

Непосредственным импульсом к созданию Еврорегиона “Неман” стала

конференция III Балтийского экономического форума, которая проходила в

местности Вигры около г.Сувалки Сувалкского воеводства Республики Польша.

Наиболее оптимальное и выгодное решение участие в трансграничном союзе

Еврорегион “Неман” была признана четырехсторонняя формула: Гродненская

область Республики Беларусь, Калининградская область Российской Федерации,

Сувалкское воеводство Республики Польша, Мариампольский и Алитусский уезды

Литовской Республики[12]. Географическое положение регионов соседствующих

сторон просто исключило другие возможные формы сотрудничества.

Заинтересованность инициативой проявляют также Белостокское

воеводство и власти города Белостока, гмины Ольштынского и Ломжинского

воеводств. Статус наблюдателей намереваются получить другие балтийские

страны: Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Эстония и Латвия.

Как организация, Еврорегион “Неман” будет добровольным объединением

(союзом) гмин, районов, повятов, воеводств и уездов (смешанный характер).

Основой сотрудничества будет Соглашение и Устав трансграничного союза

Еврорегион “Неман”, далее называемый “Союз”. Первоначальный проект данных

документов был передан польской стороной всем участникам Союза 9 февраля

1996 года.

Деятельность союза будет основываться на принципах:

-партнерства, равноправия и самоуправления;

-стремления к симметрии и паритетам;

-добровольности;

-сохранения независимости;

-невмешательства во внутренние дела;

-руководства дружбой и доверия.

Предлагаемая структура организации Союза[13]:

-Совет;

-Президиум;

-Секретариат (соответственно национальные бюро секретариата);

-Ревизионная комиссия;

-Рабочие группы.

Совет является высшим органом Союза.

Состав Совета Союза формируют представители сторон в равном

количестве (по четыре от каждой стороны). Президиум Союза - исполнительный

и одновременно координационный орган. Рабочие группы созываются как Советом

Союза так и Президиумом (с последующим утверждением Советом Союза на первом

его заседании) для разработки технической документации совместных проектов

сторон, а также поиска источников финансирования данных проектов.

Во исполнение поручения Правительства Республики Беларусь и в

соответствии с достигнутыми договоренностями с польской, российской и

литовской сторонами Гродненским облисполкомам проведены неофициальные

консультации и встречи экспертов по вопросам создания Еврорегиона “Неман”,

также по подготовке и согласованию проектов учредительных документов.

В феврале 1997 года в г.Сувалки (Польша) состоялась встреча

губернатора Калининградской области, Сувалкского воеводы, председателя

Гродненского облисполкома, начальников Алитусского и Мариампольского

уездов, на которой была подчеркнута важность трансграничного сотрудничества

на региональном и местном уровнях, стремление сторон к созданию эффективных

форм сотрудничества, подтверждено согласие по созданию Еврорегиона “Неман”,

намечены сроки и место учредительной конференции - 6 июля 1997 года в

г.Августове Сувалкского воеводства (Польша).

Указанный вопрос обсуждался с Чрезвычайным и Полномочным послом

Литовской Республики в Республике Беларусь Виктарасам Баублисом во время

его визита в г.Гродно 19 февраля 1997 года.

6 февраля 1997 года партнерам переданы проекты соглашения и устава

Еврорегиона “Неман” на белорусском языке.

По договоренности сторон в Сувалках (Польша) 17 марта т.г. состоялась

встреча экспертов, в ходе которой было принято предложение сторон о

внесении некоторых изменений в предлагаемые проекты учредительных

документов, в том числе и в белорусский, основанный на уточнении позиций

сторон с учетом более детального изучения на немецко - польской границе и

т.д., в также заключения Министерства юстиции [[xv]].

Очередная встреча экспертов по обработке учредительных документов

была проведена 14 апреля 1997 года.

По итогам подготовительных работ согласование учредительных

документов создаваемого Еврорегиона “Неман” завершается 30 мая 1998 года.

В целях реализации Декларации о трансграничном сотрудничестве между

регионами сторон участницами Еврорегиона “Неман” [[xvi]], стороны решили

провести учредительную Конференцию и Форум Еврорегиона “Неман” в Сувалкском

воеводстве, на которых будут приняты согласованные тексты Соглашения и

Устава.

3.3. Приоритетные направления трансграничного сотрудничества в рамках

Еврорегиона “Неман” по Гродненской области [[xvii]]

Агропромышленный комплекс

Повышение эффективности использования имеющихся животноводческих

комплексов по откорму крупного рогатого скота, свиней, а также птицефабрик

за счет их более полной загрузки и увеличения поставок продукции

животноводства в Калининградскую область и другие районы Еврорегиона

“Неман” на основе встречных поставок фуражного зерна, рыбной муки, белково

- витаминных кормовых добавок.

Наращивание мощностей по переработке сахарной свеклы и картофеля.

Строительство

Повышение эффективности использования созданного потенциала

строительных организаций путем получения подрядных работ за пределами

Гродненской области на строительство:

|автомобильных дорог |-дорожно-строительным трестом №6, |

|жилых домов |-объединение “Гродножилстрой”, |

|промышленных и гражданских зданий |-строительным трестом №19 и №30, |

|газопроводов магистральных, |-специализированными строительными |

|электролиний и линий связи |организациями. |

Использование опыта работы за пределами области и сотрудничества с

зарубежными фирмами проектных организаций.

Предприятия строительной индустрии.

Повышение эффективности использования мощностей предприятий

строительной индустрии на основе их модернизации и увеличения объемов

производства за счет поставок за пределы области: цемента, силикатных

изделий (ячеистого бетона и кирпича), бетонных конструкций и изделий для

различных типов зданий, керамической облицовочной плитки.

Организация производства предизолированных труб.

Промышленность

Осуществление совместных проектов по использованию и развитию

производственного потенциала:

Сморгонского агрегатного завода - минитракторы и инвентарь к ним;

Сморгонского завода оптического станкостроения и Лидского завода

“Оптик” - оптические приборы, стеклоизделия и волокна;

Гродненского ПО “Радиоволна” - электронные приборы, радиоприемники;

Лидского завода сельхозхимии - сельхозмашины;

Гродненской мебельной фабрики ПО “Мебель” - мебель;

Слонимского НП “Альбертин” - бумага;

Концерна “Гродноместпром” - столярные изделия, чугунное литье,

стройматериалы;

Гродненского лесохозяйственного объединения - переработка отходов,

лесозаготовок и лесопиления, мелкотоварной древесины, мебель;

Промышленные предприятия облсельхозпрода - детское питание.

Энергетика и транспорт

Обеспечение более эффективного использования существующих источников

электроэнергии и электролиний.

Привлечение иностранных инвестиций для строительства Зельвенской

электростанции, реализация программы использования энергии малых рек и

ветровой энергии.

Развитие транспортных коммуникаций:

строительство южного автотранспортного отхода г.Гродно и подъездов к

пограничным переходам;

развитие пограничных пунктов пропуска “Брузги”, “Беняны”, “Соджево”;

расширение использования возможностей Гродненского аэропорта, в том

числе для международных грузовых и пассажирских перевозок.

Создание на базе железнодорожных станций “Берестовица”, “Свислочь”,

“Брузги” грузовых терминалов, том числе по обработке грузовых контейнеров.

Торговля

Расширение выставочно - ярморочной деятельности.

Народнохозяйственный комплекс области заинтересован в приобретении у

участников Еврорегиона “Неман”:

энергетических ресурсов,

металла и металлоизделий,

химикатов, фуражного зерна, пшеницы,

рыбы и рыбной продукции;

семян овощных культур и кормовых корнеплодов;

гербицидов и пестицидов;

материалов для мясо-молочной промышленности,

медикаментов и биопрепаратов;

ряда других видов продукции.

Производители области заинтересованы в расширении рынков сбыта

продукции:

машиностроения,

химической промышленности,

мясо-молочной промышленности,

цемента, извести и других стройматериалов,

овощей и картофеля,

плодоовощных консерв,

льноволокна и другой продукции.

Экология и охрана природы

Охрана и воссоздание природных комплексов, являющихся составной

частью “зеленых легких Европы” (Августовская, Гродненская, Радуницкая,

Линичанская, Налибокская, Беловежская пуща, пояс ноозерий).

Внедрение эффективных систем очистки производственных выбросов в

атмосферу.

Внедрение прогрессивных технологий по переработке промышленных

отходов.

Развитие культуры и туризма

Сотрудничество творческих коллективов, проведение фестивалей,

выставок, пленеров, конференций.

Охрана и реставрация старинных парков, памятников архитектуры

(исторический центр г.Гродно, Каложская церковь, Гольшанский и Кревский

замки, ландшафтные парки в Больтеликах, Щорсах, Всешобе).

Восстановление белорусского участка Августовского канала и

организаций международного водного туристического маршрута.

3.4. Программа TACIS по трансграничному сотрудничеству.

Еще одной возможностью привлечения внешней помощи может быть

обращение к международным донорам (зарубежным государствам и международным

организациям).

Примером такого участия международных доноров является программа

TACIS по трансграничному сотрудничеству. Эта программа инициирована в 1996

году ЕС как программа для реализации совместных проектов технического

содействия для сторон Содружества Независимых Государств (СНГ), имеющих

общую границу со странами Центральной и Восточной Европы.

Особенность упомянутой программы состоит в следующем:

1.Программа носит пилотный характер и в зависимости от достигнутых ей

результатов в ближайшие два года будет принято решение о ее развитии в

последующие годы.

2.В программу наряду с проектами технического содействия включены и

проекты по развитию инфраструктуры пограничных переходов, а также небольшие

инвестиционные проекты по развитию деловой активности в приграничных

районах.

3.В рамках программы выделены три основных области сотрудничества:

-пограничные переходы;

-окружающая среда;

трансграничное сотрудничество на местном уровне через “балтийский

механизм малых проектов”.

4.Ориентировочный бюджет (млн.ЭКЮ) программы по странам - участницам

и областям сотрудничества выглядит следующим образом:

|Область сотрудничества|Общий |Бюджет |Бюджет |Бюджет для|Бюджет для|

| |бюджет |для |для | | |

| | |Российско|Беларуси|Украины |Молдовы |

| | |й | | | |

| | |федерации| | | |

|Приграничные переходы:| | | | | |

|инфраструктура(включая|16 |9 |3 |3 |1 |

|оборудование и | | | | | |

|обучение) | | | | | |

|консультации и |5* | | | | |

|обучение (включая | | | | | |

|оборудование) | | | | | |

|Окружающая среда |6,2 |5 |0,2** |0,7 |0,3 |

|“Балтийский механизм |3 | | | |*** |

|малых проектов” | | | | | |

|* Для всех стран - участниц программы TACIS |

|**Бюджет межгосударственной программы |

|***Не финансируется |

Проблема трансграничного сотрудничества требует совместных усилий

регионов граничных стран для успешного преодоления кризисных ситуаций.

Пятый план Европейской Комиссии “К сбалансированности” подчеркнул и

признал более широкую ответственность стран членов Европейского Союза

направлять и решать трансграничные проблемы в Центральной и Восточной

Европе, включая те, которые связаны с водой. Осуществляя это, некоторые

страны с экономикой переходного периода, включая Эстонию, Латвию и Литву,

подписали Соглашение об ассоциированном статусе с Европейской Комиссией для

того, чтобы гармонизировать их законодательство, имея ввиду желание быть

действительным членом. Другие, как Беларусь и Российская Федерация,

находится в процессе ратификации Соглашений о партнерстве и сотрудничеству

с Европейской Комиссией. Особенный акцент должен быть поставлен на

гармонизации природоохранных стандартов окружающей среды Программы TACIS и

PHARE являются подходящими для управления и охраны трансграничных водоемов

и озер как внутри СНГ, так и между СНГ и другими странами.

В рамках Конвенции по охране и использованию трансграничных водоемов

и международных озер (Хельсинки, 1992 г.), в дальнейшем “Конвенция ЕЭК по

водам”, деятельность находится на пути гормонизирования правовых

(регулирующих, административных, экономических, финансовых и технических

подходов к предотвращению, контролю и снижению загрязнения вод и укреплению

возможности стран исполнять ее условия.

Примеры включают в себя деятельность многосторонних рабочих групп как

по контролю загрязнения вод из точечных источников и диффузных источников

сельского хозяйства, так и по мониторингу и оценке. Их результат требует

теперь внедрения через многосторонние опытные проекты. Конвенция ЕЭК по

водам была подписана Эстонией, Латвией, Литвой и Российской Федерацией и

ратифицирована пока Эстонией и Российской Федерацией.

В связи с этим необходимо отметить две другие конвенции ЕЭК, которые

тоже имеют отношение к проблемам трансграничных вод: Конвенция по оценке

воздействий на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспоо, 1991),

подписанной Белоруссией и Российской Федерацией, и Конвенцию по

трансграничным последствиям промышленных аварий (Хельсинки, 1992г.),

подписанный Эстонией, Латвией, Литвой и Российской Федерацией и

ратифицированный Российской Федерацией.

Предполагается, для реализации в рамках Еврорегиона “Неман”,

литовской стороной проект для межгосударственного PHARE-TACIS проекта с

консультационным содействием ЕЭК - “Охрана и управление трансграничных вод

между Белоруссией, Латвией, Литвой, Российской Федерацией и Эстонией”

позволит оптимально использовать существующие и уже спланированные

двусторонние договоры между сторонами.

Межхозяйственное соглашение по охране окружающей среды между

Республикой Беларусь и Латвией;

Межправительственное соглашение об охране окружающей среды между

Республикой Беларусь и Российской Федерацией;

Межправительственное соглашение о взаимодействии по охране окружающей

среды между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды

Республики Беларусь и Министерством охраны окружающей среды Литовской

Республики;

Договор об охране вод между Эстонией и Российской Федерацией;

Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Литовской

Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (подписание

намечено в 1996г.)

Предполагаемая программа будет иметь связь с действующей программой

HELCOM (Хельсинской комиссии по охране окружающей среды Балтийского моря)

относительно источников загрязнения на суше с программой по охране

окружающей среды для бассейна реки Дунай, национальными программами PHARE-

TACIS. Она также будет иметь связь с деятельностью и проектами,

субсидируемыми по соглашению между национальными Правительствами и

договорами, Международными Финансовыми Организациями (МФО) (Всемирным

Банком, Европейским банком реконструкции и развития, Организациями

Объединенных наций) улучшить управление окружающей средой ( и пр.

управление сточными водами) так и с двусторонними проектами содействия

предпринятыми сторонами - донорами из Западной Европы. Проект будет создан

на опыте и результатах, полученных из действующих проектов, таких как

двусторонние проекты между Эстонией и Швецией, Россией и Швецией по

мониторингу оценки для Чудского озера, сотрудничеству между Латвией,

Литвой, Швецией для бассейна реки Лелупе и проекту между Латвией,

Нидерландами и .Аргентиной по охране окружающей среды США, по созданию

станции мониторинга своевременного оповещения в Педруе. Другие примеры

работы, которые будут приняты во внимание, - это предпроектные исследования

Литовского побережья и бассейна реки Неман по западу Северного

Инвестиционного Банка, приготовленные Консультационной группой Konsult

Water Projects AB “Kruger Consult As”. Она также использует общий Литовско

- Американский научно-исследовательский проект по предопределению и влиянию

загрязняющих веществ на окружающую среду . Кроме того, она заимствует опыт

сотрудничества между Латвией и Литвой по бассейну реки Лелупе, которое

субсидируется Швецией. Она также примет во внимание выполняемую работу по

обнаружению утечки в Риге, Лиепае и Таллине, которое выполняется Комиссией

Европейского Содружества, Программой PHARE и соответствующими

Правительствами. В заключение, надо отметить, что Проект Всемирного Банка

по охране окружающей среды г.Шауляй, касающийся загрязнений, поступающих из

верховья бассейна реки Лелупе находится в подготовительной стадии.

Заключение.

Исходя из опыта развития Европы - культурная и общественная

разнородность способствует возникновению огромного количества правовых и

административных систем, структур и юрисдикций как в странах - членах

Европейского Союза, так и странах, которые ими не являются. Эта

разнородность сильно затрудняет организацию приграничного сотрудничества и

поэтому она нивелируется. Только в этом случае приграничные территории и

регионы, реализующие основные принципы сотрудничества, на практике, могут

создавать общую “плоскость” между народами стран, и их структурными

элементами.

Соответствующие структуры приграничного сотрудничества имеют

определенные отличия в зависимости от общей цели (сотрудничество ad hoc

либо долгосрочное) и этапов сотрудничества. В обоих случаях существуют

разные процессы, способы работы и методы реализации инициатив и программ.

Способ сотрудничества также может значительно отличаться. Независимо от

того, какую форму принимают структуры, эффективность их деятельности

зависит от предрасположенности и доверия людей. На всех уровнях

сотрудничества существенным является участие отдельных лиц - это относится

к политикам, практикам, работающим в различных учреждениях (региональных,

местных администрациях, учебных заведениях), субъектов частного сектора

(например: предприятий, объединений и др.), профессиональных союзов,

социальных групп.

Одновременно, можно выделить два разных подхода, определяющих

структуры сотрудничества приграничных регионов:

- одноразовые контакты, т.е. сотрудничество, устанавливающееся для

достижения определенной цели (к примеру: для создания трансграничной

информационной сети);

- стратегическое сотрудничество, направленное на развитие с целью

использования внутреннего потенциала приграничного региона, посредством

организации сотрудничества (инициирование новых проектов, трудоустройство и

социально- экономическое развитие).

Анализ свидетельствует, что относительно всех видов сотрудничества

необходима организация различных структур на различных уровнях его

развития.

В этом контексте важным является утверждение, что “строительство”

структур на означает создание новых правовых образований - не говоря уже об

образованиях международного права. Создание структур означает прежде всего

единение субъектов и организаций на региональном / локальном уровне (и в

некоторых случаях государственном), которые уже существуют, и вместе с тем

создание постоянной способности (политической, технической,

административной) для ведения этого сотрудничества. Это подтверждается в

форме трех этапов: знакомство будущих партнеров (регионов), разработка

общей стратегии и утверждение программы реализации совместных проектов.

Современной моделью организации приграничного сотрудничества являются

“еврорегионы”. Это форма организации сотрудничества посредством учреждения

трансграничного союза двух либо трех приграничных регионов стран, имеющих

общие границы и расположенных на удалении от государств - партнеров.

Яркий пример: организация “еврорегиона” с участием Гродненской

области Республики Беларусь - это формируемый трансграничный союз

Еврорегион “Неман”, особенность которого выражается в регистрации на

начальной стадии как макрорегиона приграничных территорий, в который

войдут: районы городов Нестеров, Гусев, Озерск, Черняховск от

Калининградской области Российской Федерации, Гродненская область

Республики Беларусь, Сувалкское воеводство Республики Польша, Алитусский и

Мариампольский уезды Литовской Республики.

Организация приграничного сотрудничества в рамках Еврорегиона

"Неман", с учетом европейского опыта, позволит решить на первоначальной

стадии следующие проблемы:

- строительство новых “локальных” и развития действующих пограничных

переходов на белорусско-польской и белорусско - литовской государственной

границе;

- реализация совместных программ по охране окружающей среды;

- активизации инвестиционной деятельности;

- создания условий взаимного доступа к информации о солидности фирм,

заинтересованных в инвестициях.

Стремление к дружеским взаимоотношениям регионов Республики Беларусь

с соседними государствами, а вместе с тем и развития приграничной

инфраструктуры относится к приоритетам политики правительства нашего

государства.

Приложение №1. Карта трансграничного союза Еврорегион “Неман”

[pic]

Приложение №2. Пагадненне аб стварэнні трансгранічнага саюза

Еўрарэгіён “Нёман”

Ніжэйпералічаныя члены - заснавальнікі саюза, якiя ў

далейшым называюцца "Бакамі":

Гродзенская вобласць Рэспублiкi Беларусь, прадстаўленая старшынёй

Гродзенскага аблвыканкама;

Сувалкскае ваяводства Рэспублiкi Польшча, прадстаўленае ваяводай

Сувалкскiм;

Алiтускi i Марыямпальскi раёны Лiтоўскай Рэспублiкi, прадстаўленыя

кiраўнiкамi ўездаў;

Калiнiнградская вобласць Расiйскай Федэрацыi, прадстаўленая губернатарам

Калiнiнградскай вобласцi;

кіруючыся жаданнем свабоднага аб'яднання і супрацоўніцтва народаў

Еўропы на прынцыпах традыцыйных дэмакратычных каштоўнасцей, рыначнай

свабоды і гаспадарчага супрацоўніцтва ў прыгранічных тэрыторыях,

дзейнічаючы ў адпаведнасцi з унутранымi заканадаўствамi сваіх

дзяржаў і са сваімі кампетэнцыямі,

прымаючы пад ўвагу Пагадненнi паміж уладамі вышэй пералічаных дзяржаў

аб міжрэгіянальным і трансгранічным супрацоўніцтве, а таксама Еўрапейскую

Рамачную Канвенцыю аб трансгранічным супрацоўніцтве паміж супольнасцямі і

тэрытарыяльнымі ўладамі ад 21 мая 1980 г., пастанавілі наступнае:

Артыкул 1

1.Стварыць трансгранічны саюз пад назвай Еўрарэгіён “Нёман",

называемы далей "Саюзам".

2.Штаб-кватэрай Саюза з'яўляецца горад Сувалкi (Рэспублiка Польшча).

3.Бакі пастанавілі, што Саюз мае адкрыты характар для супольніцтваў і

тэрытарыяльных уладаў, у тым ліку і для трэціх бакоў.

Артыкул 2

1.Галоўнай мэтай Пагаднення з'яўляецца стварэнне ўмоў для грамадска-

гаспадарчага развіцця, навукова-культурнага супрацоўніцтва ў прыгранічных

тэрыторыях суседніх дзяржаў.

2.Мэты, задачы, а таксама арганізацыйную структуру Саюза акрэслівае

Статут, які з'яўляецца неад’емнай часткай гэтага Пагаднення.

Артыкул 3

1.Дадзенае Пагадненне ўступае ў сілу са дня падпісання. Для тых

Бакоў, па заканадаўству дзяржаў якіх патрабуецца зацвярджэнне Пагаднення,

яно ўступае ў сілу пасля зацвярджэння.

2.Пагадненне складаецца ў чатырох экзэмплярах на мовах: беларускай,

польскай, літоўскай i рускай, усе тэксты маюць аднолькавую юрыдычную сілу.

Здейснена ў горадзе __________________________

За Беларускі бок За Польскі бок

За Лiтоўскі бок За Расiйскі бок

Приложение №3. Статут трансгранічнага саюза Еўрарэгіён “Нёман”

1. Агульныя палажэнні

1.1. Дадзены Статут не парушае існуючых форм і відаў трансгранічнага

супрацоўніцтва дадзенай дзяржавы або Бакоў.

1.2. Дадзены Статут не парушае ўнутранага заканадаўства дзяржавы

якога-небудзь з Бакоў.

1.3. Бакі будуць падтрымліваць мясцовыя ініцыятывы, якія накіраваны

на развіццё трансгранічнага супрацоўніцтва на тэрыторыі Еўрарэгіёна

“Нёман”.

1.4. Органы Саюза не могуць у сваей дзейнасцi парушаць заканадаўства

дзяржавы якога-небудзь з Бакоў.

1.5. Пры выкананні сваіх функцый і рэалізацыі задач Саюза яго органы

могуць супрацоўнічаць з нацыянальнымі і міжнароднымі арганізацыямі.

1.6. Кожны з Бакоў у адпаведнасці з унутраным заканадаўствам сваей

дзяржавы можа кансультавацца з адпаведнымi уладамі па зместу рашэнняў

Савета Саюза. Незалежна ад гэтага адпаведныя адміністратыўныя органы

дзяржаў будуць па патрабаванню атрымліваць любую інфармацыю аб дзейнасці

Саюза і яго рашэннях.

2. Мэты і задачы Саюза

2.1 Саюз Еўрарэгіён “Нёман” ствараецца з мэтай развіцця

супрацоўніцтва памiж прыгранічнымi тэрыторыямi Бакоў ў наступных галiнах:

усебаковага эканамiчнага развiцця;

гаспадарчага асваення прасторы;

грамадскай iнфраструктуры;

адукацыі, аховы здароўя, культуры, спорту i турызму;

аховы навакольнага асяроддзя;

лiквiдацыі пагрозы гiбелi жывёлы;`

развiцця кантактаў паміж жыхарамі прыгранiчных тэрыторый, iнстытуцыйнага

супрацоўнiцтва, а таксама супрацоўнiцтва памiж суб’ектамi гаспадарання.

3. Членства ў Саюзе

3.1. Саюз складаецца з сапраўдных і звычайных членаў, а таксама можа

надавацца ганаровае членства i статус назiральнiка.

3.2. Члены-заснавальнікі Саюза маюць статус сапраўдных членаў, а

статус звычайных членаў i назiральнiкў надаецца Саветам Саюза.

3.3. Статус назiральнiка надаецца супрацоўнiчаючым з Еўрарэгіёнам

“Нёман” органам мясцовага самакiравання i рэгiянальным уладам, якiя не

маюць сумеснай гранiцы непасрэдна з Еўрарэгіёнам.

3.4. Членства ў Саюзе не выключае правоў членаў на устанаўленне

двухбаковых і шматбаковых адносiн, а таксама заключэнне пагадненняў з

іншымі структурамі, якія не ўваходзяць у Еўрарэгіён “Нёман”.

3.5. Кожны з членаў Саюза мае права свабодна выходзіць з яго пасля

папярэдняга паведамлення Савета Саюза за 6 месяцаў да выхаду з Саюза.

Членства ў Саюзе спыняецца з моманту прыняцця рашэння Савета Саюза.

3.6. У выпадку тэрытарыяльных або адміністрацыйных змяненняў на

тэрыторыі адной з дзяржаў, калi гэтыя змяненнi тычацца сферы дзеінасцi

аднаго або болей членаў Саюза, суб’екты, якія ўзніклі ў выніку гэтых

змяненняў, маюць права далучэння да Саюза на асновах правапераемства, а

таксама ў адпаведнасцi з унутраным заканадаўствам дадзенай дзяржавы.

3.7. Усе члены Саюза з'яўляюцца раўнапраўнымі незалежна ад памеру

тэрыторыі і колькасці насельніцтва.

4. Органы Саюза

4.1. Органамі Саюза з'яўляюцца:

- Савет Саюза;

- Прэзідыум Савета Саюза;

- Сакратарыят Саюза.

4.2. Органы Саюза ажыццяўляюць каардынацыйныя і дарадчыя функцыі,

звязаныя з рэалізацыяй мэт Саюза, зазначаных у артыкуле 2, а таксама

прадстаўляюць Саюз пры знешніх сувязях.

4.3. Рэвізійная камісія з’яўляецца кантрольным органам Саюза.

4.4. Колькасць органаў Саюза, іх структура, а таксама аб’ём

паўнамоцтваў могуць змяняцца ў адпаведнасцi з пастановамi Бакоў шляхам

унясення змяненняў і дапаўненняў у Статут Саюза.

5. Савет Саюза

5.1. Савет Саюза, называемы далей «Савет», з'яўляецца яго найвышэйшым

органам.

5.2. У склад Савета ўваходзяць па 4 прадстаўнікi, дэлегаваныя кожным

з Бакоў.

5.3. Прадстаўнікі кожнага з Бакоў выконваюць функцыі члена Савета на

працягу тэрміна дзеяння органаў, якія дэлегавалі яго ў Савет. Члены Савета

выконваюць свае функцыі да моманту выбару новых прадстаўнікоў.

5.4. Адкліканне члена Бокам, які яго дэлегаваў, можа наступіць у

любы час пасля папярэдняга інфармавання Прэзідыума Савета. Замест

адазванага члена Савета Бок на працягу месяца дэлегуе новага прадстаўніка.

5.5. Пасяджэнні Савета адбываюцца не радзей двух разоў на год і

з'яўляюцца адкрытымі, калі Савет не вырашыць інакш.

5.6. Па патрабаванню аднаго з Бакоў могуць склікацца надзвычайныя

пасяджэнні Савета.

5.7. У пасяджэннях Савета і ў яго рабоце з правам дарадчага голасу

могуць прымаць удзел прадстаўнікі дзяржаўных улад Бакоў, а таксама

міжнародных арганізацый.

5.8. Старшыню пасяджэння Савета выбіраюць па чарзе з членаў

Прэзідыума Савета Саюза.

5.9. У кампетэнцыю Савета ўваходзiць:

разгляд і зацвярджэнне сумесных праектаў трансгранічнага супрацоўніцтва,

якое ажыццяўляецца ў рамках Саюза, забеспячэнне іх фінансавання і

рэалізацыі:

унясенне змяненняў у Статут;

прыняцце новых членаў і пазбаўленне членства ў Саюзе, а таксама прысваенне

ганаровага членства i статуса назiральнiка;

прыняцце рашэнняў аб бюджэце Саюза;

выбар Прэзідыума Савета Саюза і Рэвізійнай камісіі;

фармiраванне Сакратарыята Саюза і вызначэнне яго бюджэту;

зацвярджэнне рэгламентаў Савета, Прэзiдыума, Сакратарыята і Рэвізійнай

камісіі;

фармiраванне пастаянных і часовых рабочых груп для рэалізацыі акрэсленых

задач па выбраных напрамках трансгранічнага супрацоўніцтва, а таксама

зацвярджэнне рэгламенту іх працы;

прыняцце рашэнняў адносна членства Саюза ў мiжнародных арганiзацыях;

прыняцце рашэнняў па iншых пытаннях, акрэсленых у Статуце.

5.10. Усе рашэнні Савета прымаюцца па прынцыпах аднагалоснасці Бакоў.

5.11. Праекты рашэнняў прадстаўляюцца Савету кіраўніком Сакратарыята

Саюза або прадстаўнікамі Бакоў.

5.12. Падрабязныя правiлы арганізацыі і дзейнасці Савета

акрэслівае яго рэгламент.

6. Прэзідыум Савета Саюза

6.1. Прэзідыум Савета Саюза, называемы далей "Прэзідыум", складаецца

з васьмі членаў і прызначаецца Саветам згодна з прынцыпам - па два ад

кожнага Боку.

6.2. Прэзідыум выконвае каардынацыйную і прадстаўнічую функцыi ад імя

Савета ў перыяд паміж яго пасяджэннямі.

6.3. Падрабязныя правiлы арганiзацыi i дзейнасцi Прэзiдыума

акрэслiвае яго рэгламент.

7. Сакратарыят Саюза

7.1. Сакратарыят Саюза, называемы далей "Сакратарыят", з'яўляецца

выканаўчым і адміністрацыйным органам, які фармiруецца Саветам у колькасна

аднолькавым складзе для кожнага Боку.

7.2. Кожны Бок вядзе на сваёй тэрыторыі нацыянальнае бюро

Сакратарыята, у склад якога ўваходзяць члены Сакратарыята ад дадзенай

дзяржавы.

7.3. Нацыянальныя бюро Сакратарыята не падпарадкоўваюцца ўзаемна і

выконваюць каардынацыйную і адміністратыўную функцыі для кожнага з Бакоў.

7.4. Кіраўнікі нацыянальных бюро Сакратарыята прымаюць удзел у

пасяджэннях Савета і Прэзідыума.

7.5. У абавязкі Сакратарыята ўваходзіць:

падрыхтоўка і прадстаўленне Савету праектаў рашэнняў і іншых распрацовак,

якія тычацца сумесных мерапрыемстваў у рамках прыгранічнага супрацоўніцтва

на дзяржаўныя мовы Бакоў;

падрыхтоўка пасяджэнняў Савета;

абслугоўванне рабочых групп;

выкананне іншых функцый, узаемазвязаных з адміністраваннем і рэалізацыяй

фінансавых задач Саюза.

7.6. Функцыю кіраўніка Сакратарыята Саюза выконвае кіраўнік

нацыянальнага Сакратарыята таго Боку, член Прэзідыума якога з'яўляецца

Старшынёй у Савеце.

7.7. Падрабязныя правiлы арганiзацыi i дзейнасцi Сакратарыята

акрэслiвае яго рэгламент.

8. Рэвізійная камісія

8.1. Рэвізійная камісія складаецца з 4 чалавек і прадстаўляе

прапарцыянальна кожны з Бакоў.

8.2. У кампетэнцыю Рэвізійнай камісіі ўваходзіць кантроль за

правільнасцю вядзення дакументацыі і за выкарыстаннем фінансавых сродкаў

Саюза.

8.3. Старшыня Рэвізійнай камісіі назначаецца Саветам на тэрмін у

адзін год па чарзе з членаў камісіі.

8.4. Падрабязныя правiлы арганiзацыi i дзейнасцi Рэвізійнай камісіi

акрэслiвае яе рэгламент.

9. Рабочыя групы

9.1. Для рэалізацыі акрэсленых сумесных праблематычных пытанняў Савет

можа ствараць пастаянныя і часовыя рабочыя групы.

9.2. У выключных выпадках рабочыя групы могуць быць скліканы

Прэзідыумам, але гэта патрабуе зацвярджэння Саветам на бліжэйшым яго

пасяджэнні.

9.3. Падрыхтаваныя рабочымі групамі прапановы і матэрыялы

прадстаўляюцца Савету для разгляду кіраўніком Сакратарыята.

9.4. Для працы ў рабочых групах, са згоды Прэзідыума, могуць быць

запрошаны эксперты.

9.5. Савет вызначае аб'ем паўнамоцтваў і сферы кампетэнцыі кожнай

рабочай групы, а таксама крыніцы фінансавання.

9.6. Нарады працоўнай групы праводзіць яе старшыня, вызначаны ў

працэсе выбараў са складу членаў групы.

9.7. Падрабязныя правiлы арганiзацыi i дзейнасцi працоўных груп

акрэслiвае iх рэгламент, зацверджаны Саветам.

10. Фінансавая дзейнасць Саюза

10.1. Фінансаванне дзейнасці Саюза ў межах, неабходных для рэалізацыі

яго мэтаў і задач, забяспечваецца кожным Бокам.

10.2. Бакi ў рамках узаемных дамоўленнасцей, а таксама зыходзячы з

сваiх магчымасцей, фiнансуюць дзейнасць Саюза i яго органаў, якiя створаны

на падставе гэтага Статута.

10.3. Зацверджаныя Саветам сумесныя праекты, а таксама выдаткі,

неабходныя для функцыявання органаў Саюза, фiнансуюць Бакi на падставе

роўнасцi, калi Савет не вырашыць iнакш.

10.4. Кожны з Бакоў можа ў рамках сваiх сродкаў ажыццяўляць

вызначаныя Саветам работы на карысць Еўрарэгiёна “Нёман” з мэтай

бязвыплатнага iх выкарыстання Саюзам.

10.5. Бюджэт Саюза можа быць павялiчаны або дапоўнены са знешнiх

крынiц са згоды Савета Саюза.

10.6. Савет прымае рашэнне аб вынiках невыканання Бакамi ўзятых на

сябе абавязкаў па фiнансаванню або сур’ёзных затрымак унясення адпаведнага

плацяжу.

11. Лiквiдацыя Саюза

11.1. Саюз падлягае лiквiдацыi ў выпадку адзiнагалоснага рашэння ўсiх

Бакоў, калi:

мэты i задачы, для якiх Саюз быў створаны, не рэалiзуюцца;

у Саюзе застаўся толькi адзiн Бок.

11.2. У выпадку лiквiдацыi Саюза яго ўласнасць, асноўны i абаротны

капiтал (актыў i пасiў), якi складае агульную ўласнасць Саюза, дзелiцца

памiж усiмi Бакамi прапарцыянальна iх узносам.

11.3. Лiквiдацыю Саюза ажыццяўляе Лiквiдацыйная камiсiя, у склад якой

уваходзяць па 3 прадстаўнiкi ад кожнага Боку.

12. Заключныя палажэнні.

12.1. Дадзены Статут з’яўляецца неад’емнай часткай Пагаднення аб

стварэннi трансгранiчнага саюза Еўрарэгiён “Нёман”.

За Беларускі бок За Польскі бо

За Лiтоўскі бок За Расiйскі бок

Приложение №4. Европейская рамочная конвенция по приграничному

сотрудничеству территориальных сообществ или властей

Приложение №5. Дополнительный протокол к общей европейской конвенции

о межграничном сотрудничестве между сообществами и территориальными

властями

Приложение №6. Разъяснительный рапорт к дополнительному протоколу

европейской рамочной конвенции о трансграничном сотрудничестве между

сообществами и территориальными органами.

Список использованных источников

-----------------------

[1] субсидарный / с лат. subsidiarius резервный, вспомогательный/ -

договор, дополняющий основное, главное обязательство.

[2] Целью инициативы Interreg I является продвижение и поддержка

трансграничного сотрудничества между регионами, граничащими в рамках ЕС, а

вместе с тем и регионально лежащих на внешних границах вблизи соседних

государств, направленной на развитие экономики и социально-экономической

интеграцию Особенными целями являются:

Interreg I

-помощь регионам, лежащим на внутренних и внешних границах ЕС в преодолении

специфических проблем развития, возникающих в связи с их изоляцией от

экономики государства, а также Союза в целом;

-продвижение создания и развития сети сотрудничества сверх внутренних

границ, а также их возможное объединение в более широкие сети Содружества,

в рамках создания общего Европейского рынка;

-помощь регионам, лежащим на внешних границах в их приспособлении к

полностью новой роли, как территорий, граничащих с Общим Рынком;

-выход навстречу новым условиям сотрудничества с другими странами, лежащими

на внешних границах ЕС.

В зависимости от видов деятельности программу Interreg II отличает:

-совместное планирование и реализация трансграничных программ;

-привлечение средств с целью улучшения обмена информацией между

существующими границами, между приграничными регионами, организациями и

институтами;

-установление совместных административных и институтационных структур с

целью поддержки и планирования сотрудничества.

Расходы в рамках программы Interreg I, по секторам: транспорт /

коммуникация, бизнес, туризм, охрана окружающей Среды, развитие сельских

районов, обучение и др. Interreg II, по секторам: здравоохранение,

обучение языкам, культура, др.

[3] Адресовано Государственным советникам контона Тичино, Рензо Респини,

Базельский симпозиум ( 5 февраля 1988 г.) по приграничной рабочей силе в

Швейцарии.

[4] Европейская конвенция Совета Европы от общественной безопасности.

Дополнительно е соглашение принято 10 марта 1972 г. открыто для подписания

государствами членами с 14 декабря 1972 г., вступило в силу 1 марта 1977

г.

[5] Некоторые принятые тексты Сообщества также включают положение

"приморской" границы (общий журнал N с 180/60 от 1.07.94г. об инициативе

Сообщества относительно приграничного сотрудничества INTERREG 2, параграф

2.8).

[6] Выступление господина Пьера Дювуозана, члена Государственного совета

Кантона воз. Базельский симпозиум ( 5 февраля 1988 год) по вопросу о

приграничной рабочей силе в Швейцарии.

[7] Приложение 1. Конвенция о приграничном сотрудничестве Совета Европы.

[8] Заключение 96, Конвенция(1979)

[9] АRGE АLР(1973) и Альпы Адрия(1977) и т.д.

[10] Рабочее сообщество контонов и регионов западных Альп(1982),

Международная комиссия Пиренеев (1982), Ассоциация Юрских гор (1985),

Леманский Совет(1987).

[11] Беларусь подала официальную заявку о принятии ее в члены организации.

Совет Европы рассматривает все важнейшие вопросы европейского сообщества

за исключением вопросов обороны.

[12] см. Приложение “Карта трансграничного союза Еврорегион “Неман”.

[13] см. Приложение “Учредительные документы трансграничного союза

Еврорегион “Неман” (окончательный вариант).

-----------------------

[i].Шарль Рикк, Приграничные кантоны и Европейская интеграция Единый

Европейский Акт-1992., Работа симпозиума от 28 10 1988 года, с.56

[ii]. Денис де Ружмонт "Будущее и наши взаимоотношения", издательство Аль

паблишерс, Париж, 1978 год.

[iii]. Шарль Рикк. Законодательное пространство и идентичное пространство.

[iv]. Выступление Кристофа Бейна. юрист-консульта Постоянной Делегации при

Комиссии Европейского Сообщества в Женеве. Протоколы симпозиума от 25

октября 1988 года по приграничным регионам и европейской интеграции. 6.

Шарль Рикк: Приграничные рабочие в Европе. Анторопос. Париж.с.25.

[v]. Жон Будевиль, "Экономические зоны", изд-во Р.U.F., Собрание "Что я

знаю?", N950, Париж, 1961 год.

[vi]. Биль, относящийся к правам и свободам общин, департаментов и

режеонов, который прошел третье чтение во французском парламенте в январе

1982 года, ст.65, пар.3.

[vii]. Регионы Европы : территории мира и процветания, вступительный

доклад, проф.Луиджи Кондорелли и г-на Никола Леврата. Конференция о

регионализации в Европе :оценка и перспективы, Женева 3-5 июня 1993 года.

[viii]. Совет Европы: основные направления деятельности и результаты.

Издательство Совета Европы, апрель 1996 г.

[ix]. Статья 3 разд.3 Рамочной конвенции

[x]. Статья 3 раздел 1, параграф 2 " Конвенция о приграничном

сотрудничестве Совета Европы".

[xi]. Дополнительный протокол к общей Европейской Конвенции о межграничном

сотрудничестве между сообществами и территориальными властями

(разъяснительный рапорт прилагается) 12 cт.

[xii]. Указ Президента Республики Беларусь №122 от 3 февраля 1997 года.

[xiii]. Докладная записка заместителя министра М.Хвостова, Министерства

иностранных дел Республики Беларусь, в Совет Министров Республики Беларусь

“О взаимодействиях с Европейским союзом”, №09/2855 от 14.03.97 г.

[xiv]. Материалы Совета Министров Республики Беларусь №31/201-943, 31/201-

998, 31/201-1028, 31/572-77, 31/201-1060 от 21 ноября 1996 года “О

трансграничном сотрудничестве”.

[xv]. Письмо №07-10/630 от 17 февраля 1997 года Министерства юстиции

Республики Беларусь.

[xvi]. Декларация о трансграничном сотрудничестве между регионами -

учредителями трансграничного союза Еврорегион “Неман” (Сувалки, 6 февраля

1997 года.).

[xvii]. Письмо №31/205-20 от 18 января 1996г. в Кабинет Министров РБ “О

трансграничном сотрудничестве и формиро Еврорегиона “Неман”

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты