Основные черты и особенности экономического развития Западной Европы в послевоенный период
труда и изменением конкурентоспособности французских товаров. Наиболее
высока доля импорта в производстве продукции машиностроения и химической
промышленности. Это в значительной мере связано с особенностями развития
научно-технического потенциала страны и внедрением научных достижений в
производство. Франция отстает от своих конкурентов по доле НИОКР в ВВП.
Характерной чертой научно-исследовательской деятельности выступает ее
военная направленность. Доля средств, направляемая на военные исследования,
достигает 19% всех расходов на НИОКР, (в ФРГ — около 5%).
Франция проводит исследования по широкому кругу тем. По целому ряду из них
она занимает ведущие позиции — атомная энергетика, авиационная техника,
оборудование связи, некоторые виды электроники промышленного назначения. По
другим сильно отстает – информатика, электроника, биотехнология. В
настоящее время на долю электронной, авиакосмической,
автомобилестроительной промышленности, химической и фармацевтической
приходится более 60% ассигнований на НИОКР в промышленности. В то же время
в таких отраслях, как общее машиностроение, металлообработка, пищевая
промышленность и др. эти расходы незначительны. В машиностроении доля
затрат на НИОКР значительно ниже, чем в других ведущих отраслях.
Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему.
Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС (табл. 9.2.), это самая крупная
доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым
партнером Франции в этом регионе выступает ФРГ, на которую приходится 16%
экспорта и 20% импорта, на втором месте – Италия (12%). Среди других стран
важным торговым партнером выступают США (6,1% экспорта). Доля развивающихся
стран в торговле страны сократилась, в том числе доля Африки с 13,3 до 7,4%
за 80-е гг. Недостатком географической структуры внешней торговли является
значительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимися
рынками.
Французские компании прилагают большие усилия для расширения
внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт
капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых
инвестиций, при этом в 80-е гг. произошло сокращение ее доли.
Внешняя торговля Франции выступает серьезным фактором ее экономического
роста. На экспорт идет около 25% ее конечного продукта (в 1970 г. — 19,4%).
Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны,
где основным объектом приложения капитала является Западная Европа, но
значение ее уменьшилось. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось
86,4% французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%.
За этот же период резко возрос удельный вес США — с 5,4% до 36,5%. В 80-е
гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов
в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях –
металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве
автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала
инвестированы в ФРГ и Великобритании.
В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых
инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее
и продолжает занимать особое место, на его долю приходится свыше 50%
французских инвестиций в «третьем мире». В основном они сосредоточены в
странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется
в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных
предприятий с ориентацией на местный рынок.
Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди
иностранных фирм занимают американские (48%), инвестиции каждой в
отдельности европейской страны значительно уступают им.
Крупный приток иностранного капитала начался в 60-е гг. На долю зарубежных
фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного
экспорта. Иностранный капитал сконцентрирован в ключевых, новейших отраслях
промышленности, где он занимает нередко лидирующие позиции. Так, в
нефтеперерабатывающей промышленности он контролирует 52% оборота отрасли, в
химической – 55%, сельскохозяйственном машиностроении – 50%, производстве
ЭВМ и средств информатики – 49%, точном приборостроении – 36%. Большинство
иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых
входят в число первых десяти фирм в отрасли.
В обеспечении внешнеэкономической экспансии компаний на внешних рынках
развивающихся стран важная роль отводится экономической помощи. За счет
финансовой поддержки со стороны государства компании компенсируют свою
слабость при освоении внешних рынков. По объему помощи Франция уступает
только США и Японии, а по ее доли в ВВП превосходит все ведущие страны.
Также, несмотря на возрастание значения многосторонней помощи в связи с
членством Франции в ЕС, приоритетное место остается за двухсторонней
помощью.
Торговый и платежный баланс Франции в последнее время сводится с
положительным сальдо (табл. 8.2. и граф. 5.2.). Тем не менее, в последнее
десятилетие ухудшилось сальдо торговли промышленными товарами, крупные
разрывы образуются в торговле с ФРГ и Японией.
Франция выступает как чистый импортер технологических достижений. Свыше
70% всего дефицита технического обмена приходится на долю таких отраслей,
как электроника, химия, информатика, 60% французских расходов на покупку
патентов и лицензий идет в США.
В области внешнеэкономической политики приоритет отдается развитию
экспорта импортозамещающих производств. Наряду с идеей «нового завоевания
внутреннего рынка» выдвинута идея «нового завоевания западноевропейского
рынка».
Особенности экономического развития Великобритании в послевоенный
период
Послевоенное положение
Углубление общего кризиса мировой капиталистической системы, произошедшее
в результате Второй мировой войны, привело к ослаблению экономических и
политических позиций английского капитализма. Расходы Англии на войну
превысили 25 миллиардов фунтов стерлингов. Людские потери Англии составили
245 тыс. человека убитыми, 278 тыс. ранеными и 53 тыс. пропавшими без
вести. Впервые в истории это государство стало жертвой опустошительных
бомбардировок и сильных ракетных ударов, в результате которых
Великобритания потеряла значительную часть своего торгового флота. Если в
довоенные годы Англия получала от судоходства чистый доход в сумме свыше
100 миллионов фунтов стерлингов, то в 1946 он составил всего лишь 29
миллионов фунтов стерлингов. Ее внутренний долг вырос за годы войны втрое,
а внешняя задолженность достигла 3,3 миллиардов фунтов стерлингов.
В 1946 г. уровень британской промышленности достиг 90% уровня 1937 г. За
годы войны Великобритания истратила на покрытие военных расходов и оплату
поставок из США значительную часть своих золотовалютных резервов и 25%
своих заграничных инвестиций. Хотя Англия не была оккупирована, на ее
территории не было наземных боев, но города Великобритании подвергались
бомбардировке, а колонии (Бирма, Египет, Малайя и др.) были оккупированы
вражескими войсками. Именно это впоследствии послужило причиной кризиса
Британской империи. Великобритания все еще оставалась великой державой, но
соперничество с США и СССР стало для страны недосягаемой мечтой. После
войны англичанам пришлось надолго расстаться с мыслью о мировом господстве,
ее позиции на международной арене сильно пошатнулись. Она оказалась
низведенной на роль «младшего партнера» США и утратила свое первенство на
мировых рынках.
В то же время, война стала источником обогащения крупных английских
промышленных магнатов и банкиров, получивших огромные прибыли от военных
заказов. Усилилась концентрация производства и капитала, еще более возросло
влияние монополий на политическую жизнь страны.
Образование мировой социалистической системы сузило сферу действия
монополистического капитала, в том числе и английского. США воспользовались
зависимостью Англии, получавшей в годы войны американское вооружение, чтобы
овладеть многими британскими экономическими позициями в разных районах
земного шара. Англия не смогла противостоять немецкой агрессии в Европе и
японскому натиску в Азии. Руководство боевыми операциями союзных войск, как
на западноевропейском, так и на тихоокеанском театре принадлежало не
Великобритании, а США. Все это в немалой степени предопределило серьезное
ухудшение военно-стратегического положения Англии в результате войны.
Постепенно возрастала самостоятельность британских доминионов, а их
экономические связи с метрополией стали слабее. Резко уменьшились
возможности проведения политики «равновесия сил» в Европе, к которой Англия
раньше широко прибегала, чтобы разделять и ослаблять своих противников.
Создание ядерного оружия и межконтинентальных ракет также серьезно
подорвало стратегические позиции Великобритании, извлекавшей прежде немалые
выгоды из своего островного положения.
Международные соглашения, заключенные Англией с другими державами
антифашистской коалиции во время войны, предусматривали ее участие в
создании справедливого, демократического послевоенного мира. Однако
правящие круги Великобритании встали на путь пересмотра согласованных
решений военного времени, усиления гонки вооружений и проведения политики
«холодной войны». Этот курс осложнил положение Англии в послевоенном мире и
затруднил разрешение стоявших перед нею проблем. Англия осталась великой
державой, но ее международные позиции заметно ослабли, а роль в мировой
политике и международных отношениях уменьшилась. Она не могла тягаться по
мощи с США и СССР.
После шести лет изнурительной войны англичане меньше всего думали о
претензиях на мировое господство. Это особенно отчетливо проявилось на
первых после войны парламентских выборах 26 июля 1945 г. Англичане
поддержали лейбористскую партию, которая четко сформулировала свою главную
задачу: создать в Великобритании «государство благоденствия», и отвергли
консерваторов во главе с Уинстоном Черчиллем, делавших в предвыборной
кампании упор на то, что они – организаторы победы над Германией и
хранители величия Великобритании. Впервые в истории лейбористская партия
получила абсолютное большинство мест в палате общин парламента.
После войны в Великобритании началось осуществление плана лейбориста У.
Бевериджа, который предполагал создание всеобъемлющей системы социального
обеспечения и введение бесплатного медицинского обслуживания. Этот план был
дополнен решением о национализации ряда отраслей экономики. Правительство
провело национализацию Английского банка, угольной и газовой
промышленности, электростанций, части сталелитейных предприятий, всего
внутреннего транспорта, гражданской авиации, телеграфной связи и
радиосвязи. Национализация преследовала цели укрепления государственно-
монополистического капитализма и повышения конкурентоспособности английских
товаров на мировых рынках. Реформа отвечала интересам промышленников и
банкиров, избавленных от необходимости вкладывать капиталы в
переоборудование предприятий, пришедших в упадок (угольные шахты, газовые
заводы), и реорганизацию запущенного железнодорожного транспорта. Все
расходы по реконструкции перекладывались на английских налогоплательщиков.
В августе 1945 г. США без предварительного уведомления прекратили поставки
по ленд-лизу, Великобритания должна была впредь оплачивать наличными все,
что она приобретала в США. Англия испытывала нехватку долларов для оплаты
возросшего импорта из стран долларовой валюты. Кризис английского
платежного баланса стал хроническим. Главной его причиной были большие
военные расходы за границей. Лейбористы решили выйти из создавшихся
трудностей с помощью американских кредитов.
Надежды правительства Эттли на покрытие дефицита платежного баланса в
течение пяти лет с помощью американского займа оказались тщетными. В 1946
г. в США был отменен контроль над ценами, экспортные товары подорожали, и
Англия израсходовала полученный заем за один год. В июле 1947 г. английское
правительство ввело свободный обмен фунта на доллар. Экспортеры потребовали
расчетов в долларах, но Англия оказалась не в состоянии была удовлетворить
их претензии. Через месяц английское правительство отказалось от свободного
обмена валюты, страна переживала острый финансовый кризис, правительство
сократило импорт. Уменьшение ввоза продовольствия нанесло удар по
жизненному уровню трудящихся.
Кабинет Эттли намеривался просить у США новый заем, но, поскольку
американское правительство выдвинуло «План Маршалла», лейбористы ухватились
за него. В июле 1948 г. было подписано двустороннее соглашение о реализации
«плана Маршалла» в Англии. За американскую «помощь» пришлось расплачиваться
новыми большими уступками, ущемлявшими экономические интересы и
суверенитет страны. В период действия «плана Маршалла» Англия получила 2351
миллион долларов в виде поставок и 337 миллионов долларов в качестве
займов. Но финансово-экономическое положение страны не улучшилось.
Напротив, возросла зависимость английской экономики от США. «План Маршалла»
ограничивал развитие тех отраслей промышленности, которые конкурировали с
американской индустрией. Усилилась милитаризация экономики Англии.
Тем не менее, английское правительство активно содействовало принятию
«плана Маршалла» странами Западной Европы. Оно явилось инициатором создания
Западного союза, который был оформлен подписанием Брюссельского пакта 17
марта 1948 г. Англия рассчитывала использовать этот военно-политический
блок не только против сил общественного прогресса в Европе, но и для
обеспечения своей руководящей роли в европейских делах. В 1949 г. Западный
союз фактически был поглощен Североатлантическим блоком, руководство
которым взяли в свои руки США. В 1949 же году Великобритания стала членом
НАТО.
Благодаря увеличению сбыта военно-стратегического сырья в связи с войной с
Кореей Англия накопила в 1950 г. некоторый запас золота и долларов. В связи
с этим, лейбористское правительство решило по истечении 1950 г. отказаться
от американской «помощи» по «плану Маршалла». Улучшение финансового
положения страны оказалось временным и непрочным. Политика перевооружения
привела к сокращению золотых и долларовых резервов и углублению финансового
кризиса во второй половине 1951 г.
Английские правящие круги рассчитывали преодолеть финансовые трудности
путем получения больших доходов от расширения экспорта товаров на мировых
рынках. В первые послевоенные годы Англия добилась значительного увеличения
экспорта по сравнению с довоенным уровнем. Этому способствовало временное
устранение германской и японской конкуренции и нехватка долларов в странах
стерлинговой зоны. Но возросший экспорт не мог покрыть стоимости
вздорожавших импортных товаров. Тем не менее, рост экспорта стимулировал
увеличение промышленного производства. Другим важным фактором промышленного
развития была гонка вооружений.
В 1948 г. английская промышленность достигла и превзошла довоенный уровень
выпуска продукции, а в 1951 г. производство превысило почти на треть
показатели 1937 г. Однако промышленность развивалась неравномерно. Новые
отрасли (электроэнергетика, машиностроение, химия) переживали подъем, в то
время как старые отрасли (угольная, текстильная) таки не достигли к 1951 г.
довоенного уровня. Из-за нехватки угля в Англии дважды (в 1947 и в 1951
гг.) возникали топливные кризисы, болезненно отразившиеся на работе
большинства предприятий. Капиталовложения в английскую промышленность,
сделанные после окончания войны, способствовали увеличению
производительности труда, но не устранили растущий разрыв между
Великобританией и США в этой области.
В целях расширения производства продовольствия внутри страны правительство
приняло в 1947 г. четырехлетнюю программу развития сельского хозяйства.
Программа предусматривала гарантирование минимальных цен и выдачу субсидий
фермерам за мероприятия по повышению урожайности полей и продуктивности
животноводства. В 1951-1952 гг. сельскохозяйственное производство
увеличилось на 50% по сравнению с довоенным уровнем, но больше половины
потребностей в продовольствии Англия по-прежнему покрывала за счет импорта.
Несмотря на старания, реформы лейбористов не вызвали улучшения
экономического положения. Налоги выросли, в стране сохранялась карточная
система распределения. В рядах самих лейбористов возникали разногласия
относительно дальнейшей политики. Положение в стране оставалось по-прежнему
бедственным, тем более что в стране заметно выросли цены на продукты
питания – в особенности из-за того, что она лишилась традиционных дешевых
источников продовольствия в странах Содружества.
В области внешней политики у Великобритании все еще оставалось два
основных направления: соперничество с СССР и попытка сохранить Британскую
Империю.
В первом вопросе лейбористы были полностью согласны с мнением Черчилля о
советской угрозе, высказанным им в Фултоне, и оставались союзниками США. Но
в 1947 г. были вынуждены отказаться от соперничества с СССР из-за
кризисного положения в государстве.
Во втором вопросе перед страной стала еще более тяжелая проблема,
требовавшая незамедлительного решения: начался кризис Британской Империи.
Великобритании пришлось предоставить независимость Индии, Цейлону в 1947 г.
и Иордании и уйти из Палестины. Утратив политическую власть в своих бывших
колониях в Азии, английские империалисты стремились всеми средствами
сохранить там экономические позиции. Одновременно монополии рассчитывали
восполнить потери в Азии широкой эксплуатацией ресурсов и населения
африканских колониальных владений. Но нараставшее освободительное движение
народов черного континента опрокинуло и эти планы.
«Английская болезнь» в 50-х – 70-х годах
В 50-е гг. Европа «переживала» всеобщий экономический рост, к которому
присоединилась и Великобритания. Но темпы ее развития были намного
меньшими, чем в остальной Европе среди передовых стран. После войны по
экономической мощи Британию обошли ФРГ, Франция и Япония. Италия вплотную
приблизилась к Великобритании. Экономический застой в Англии начался, как
только произошел распад Империи, а ведь именно с Империей связано былое
процветание Великобритании. Если раньше Великобритания по низкой цене
закупала в своих колониях сырье, «аккумулировала» богатства мира, то теперь
это стало невозможным, так как бывшие колонии соглашались поддерживать
экономические отношения только на гораздо более выгодных условиях. В связи
с этим Великобритании необходимо было почти полностью перестраивать свою
экономику, тогда как в других странах Европы этой проблемы не существовало.
И тенденции развития их страны грозили англичанам превратиться в граждан
третьеразрядного государства. Началась так называемая «английская болезнь»,
о которой в стране шли дискуссии. Лейбористы считали, что средство против
этой болезни – расширение государственного контроля над экономикой, и
обвиняли предпринимателей в неспособности использовать современные методы
бизнеса, а банки в том, что те предпочитали вкладывать деньги за границей.
Консерваторы, в свою очередь, винили профсоюзы в установлении непомерно
высокой заработной платы и в чинении препятствий рационализации, что, по их
мнению, и послужило отталкивающей причиной для иностранных инвестиций.
Однако обе эти партии, находясь у власти, проводили сходную политику,
получившую название «стоп-вперед». Сначала предпринимались меры по
стимулированию развития экономики, то есть рост вложений государственного
капитала в промышленность и увеличение зарплаты и вело к инфляции. Как
только она достигала уровня, способного вызвать существенное падение курса
фунта стерлингов, а это значило бы удорожание всего импорта (прежде всего
продовольствия), субсидии прекращались, инфляция уменьшалась, рост
приостанавливался.
Но видимо, ни те, ни другие не были правы. «Английская болезнь» была во
многом следствием специфического развития страны. Ранее хозяйство
Великобритании развивалось в благоприятных условиях свободного рынка
Империи, где Британия практически была монополией. Она дешево скупала сырье
в колониях. Эти условия можно сравнить с «парниковыми». А после войны, с
распадом Британской Империи ослабли выгодные торговые связи с колониями, и
эти благоприятнейшие условия исчезли, а английская промышленность попала в
сферу жестокой конкуренции.
В 1951 г. 77-летний Уинстон Черчилль, глава консерваторов, возглавил
правительство. Черчиллем были сделаны определенные выводы из поражения
консерваторов в 1945 г., правительство уже не посягало на бесплатное
медицинское обслуживание и систему социального обеспечения. Были
денационализированы только сталелитейная промышленность и транспорт. В 1952
г. Великобритания, не пожелавшая отставать от сверхдержав, обзавелась
ядерным оружием, в чем ей существенно помогли США.
В 1952 г. умер король Георг VI , и его дочь Елизавета вступила на престол.
Но, так как монархия в Великобритании сохраняется лишь в качестве традиции,
то произошедшая смена монархов никак не повлияла на политику
(Великобритания – парламентская монархия, и Конституции здесь нет, а
законодательство основывается на многовековых конституционных обычаях и
прецедентах; это значит, что парламентарии смотрят только на то, каким
образом был когда-то решен аналогичный случай – настолько отшлифованы за
многие сотни лет парламентские законы и процедуры).
За 13 лет пребывания у власти консерваторов (1951-1964 гг.) противоречия
английского империализма еще более обострились. Экономика страны
неоднократно переживала кризисные падения и застой, рост промышленного
производства происходил медленнее, чем в других развитых капиталистических
странах. Англия столкнулась с возрастающей японской и западногерманской
конкуренцией на мировых рынках. По объему промышленной продукции и по
экспорту ФРГ вырвалась вперед к началу 60-х гг. и заняла второе место в
капиталистическом мире, оттеснив Великобританию на третье место. Доля
Англии в мировом капиталистическом производстве уменьшилась с 10,2% в 1948
г. до 8,3% в 1960 г. Расширились масштабы проникновения американского
капитала в английскую экономику. Неравномерность экономического и
политического развития капитализма, распад Британской колониальной империи,
огромные расходы на непроизводительные цели, связанные с гонкой вооружений
и проведением агрессивной внешней политики, – все это обусловило падение
роли Англии в капиталистическом мире.
Однако по размерам заграничных капиталовложений и по военной мощи
Великобритания все еще занимала второе место среди капиталистических стран.
Она возглавляла крупное валютно-финансовое объединение в капиталистическом
мире – стерлинговую зону, – английский флот перевозил значительную часть
внешнеторговых грузов капиталистических государств.
Пытаясь выйти из трудностей, консервативное правительство разработало
программу финансового «оздоровления» страны, которая выразилась в
сокращении расходов за счет уменьшения ввоза продовольствия и промышленного
сырья. Это привело к росту цен на предметы первой необходимости.
Одновременно правительство продолжало гонку вооружений, осуществляя ее в
ущерб гражданским промышленным отраслям: прямые военные ассигнования
достигли трети всей расходной части государственного бюджета. Но
милитаризация не улучшила состояния английской экономики, а напротив,
уменьшила экспортные возможности страны и ухудшила ее платежный баланс.
Правительство неоднократно прибегало к иностранным займам, чтобы
восстановить сократившиеся валютные резервы. Для монополий гонка вооружений
явилась источником небывалого обогащения. Прибыли английских компаний
возросли с 1,8 миллиардов фунтов стерлингов в 1949 г. до 3,8 миллиарда
фунтов стерлингов в 1960 г. В интересах магнатов металлургической
промышленности национализированные лейбористами сталелитейные заводы в 1953
г. были возвращены прежним владельцам.
«Политика сжатия», провозглашенная правительством, которое после ухода
Черчилля в отставку с апреля 1955 г. возглавил бывший министр иностранных
дел А. Иден, означала сокращение капиталовложений, удорожание кредита,
уменьшение расходов на социальные нужды. Но покончить с кризисом платежного
баланса и стабилизировать развитие экономики так и не удалось. Консерваторы
усилили наступление на жизненный уровень людей. Правительство отменило
контроль над квартирной платой, повысило налоги и транспортные расходы,
прекратило выдачу субсидий на некоторые виды продовольствия. Вновь
проводилась политика замораживания заработной платы. Только с 1953 г.
по1961 г. стоимость жизни выросла на 26%.
В конце 60-х гг. обострилась и ирландская проблема. После предоставления
независимости Ирландии в составе Великобритании остались шесть графств
Северной Ирландии с преимущественно протестантским населением. Католическое
меньшинство начало в 1968 г. борьбу за гражданское равноправие, которая
вылилась вскоре в массовые беспорядки. На следующий год правительство ввело
туда части британской армии, в ответ Ирландская республиканская армия –
тайная террористическая организация, выступающая от имени католиков, –
начала кампанию террора против английских солдат. Волна насилия
выплеснулась за пределы Ольстера: загремели взрывы в Лондоне, других
городах. В начале 70-х гг. Великобританию стали рассматривать как главного
«больного» Европы, экономическое положение страны неуклонно ухудшалось:
промышленное производство переживало застой, становился хроническим рост
инфляции, обесценивался фунт стерлингов.
Нарастание экономических трудностей вызвало обострение и социальных
конфликтов. С каждым годом росло забастовочное движение трудящихся.
Наиболее мощными в 1970-х гг. были выступления британских шахтеров,
железнодорожников, докеров. Большой размах получила борьба широких слоев
населения за мир, за разрядку международной напряженности, против
непомерных военных расходов, за налаживание взаимовыгодного сотрудничества
между государствами с различными социально экономическими системами.
В области международных отношений Великобритания продолжала играть
активную роль в агрессивном блоке НАТО и других военно-политических
группировках. В 1954 г. Англия приняла активное участие в создании
агрессивного блока СЕАТО, а в 1955 г. – в организации Багдадского пакта,
последствии переименованного в СЕНТО. В октябре 1956 г. Великобритания
вместе с Францией и Израилем совершила военное нападение на Египет,
правительство которого национализировало компанию Суэцкого канала. Агрессия
закончилась поражением интервентов, пытавшихся вернуть утраченные
колониальные позиции и разгромить национально-освободительное движение на
Арабском Востоке. Временное прекращение судоходства по Суэцкому каналу
вызвало серьезные экономические трудности в стране. Резко обострилось
внутриполитическое положение. В правящей партии развернулась борьба между
сторонниками открытого колониализма и сторонниками более гибкого курса.
Не считаясь с уроками агрессии против Египта, английские империалисты
предприняли в 1958 г. вооруженную интервенцию в Иорданию, также
закончившуюся поражением колонизаторов. Отчасти в результате этого правящие
круги Великобритании вскоре официально признали невозможность проведения
независимой политики, как в сфере экономики, так и в военной и
внешнеполитической областях, и уже в феврале 1958 г. было подписано
соглашение между США и Англией о размещении на английской территории
американского ракетного оружия.
Великобритания активно содействовала ремилитаризации Западной Германии и
ее включению в НАТО. В мае 1955 г. СССР аннулировал англо-советский договор
1942 г., как утративший силу вследствие вступления Англии в военный союз с
ФРГ.
Серьезным конкурентом Англии на мировом капиталистическом рынке выступило
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное в 1957 г. В
противовес ему Англия образовала в 1960 г. под своей эгидой Европейскую
ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Членами этого международного
государственного монополистического союза, кроме Великобритании, стали
Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Португалия, Австрия. Хозяева английских
монополий полагали, что созданием ЕАСТ они укрепят свои экономические
позиции и добьются усиления конкурентоспособности товаров с маркой «сделано
в Великобритании». Однако ЕАСТ оказалась неспособной эффективно бороться
против «общего рынка».
Неоднократные попытки Англии присоединиться к Европейскому экономическому
сообществу встречали противодействие Франции и других стран «шестерки».
Президент Франции Шарль де Голль дважды накладывал вето на прием
Великобритании в ЕЭС, аргументируя это слишком тесными связями англичан с
американцами. Только в 1973 г. униженная Великобритания была «допущена» в
Европу на весьма тяжелых для нее условиях и уже значительно отставая по
мощи от ведущих стран ЕЭС – ФРГ и Франции.
Впоследствии Великобритания стала участницей ряда заключенных
международных договоров и соглашений, призванных ослабить гонку вооружений,
уменьшить опасность возникновения мировой термоядерной войны.
Во второй половине 60-х гг. усилился процесс слияния промышленных компаний
и образования суперконцернов. Возросла и централизация капитала.
Правительство Вильсона содействовало росту экономической мощи монополий,
значительных масштабов достигло проникновения американских корпораций в
экономику Великобритании: к концу 60-х гг. фирмы, находившиеся под
контролем американского капитала, производили более четверти всей
промышленной продукции страны. В автомобильной, электронной, химической,
энергетической и некоторых других отраслях американский капитал овладел
важными позициями.
В области внешней политики правительство Вильсона проводило курс на
укрепление военно-политических блоков и поддержку американской агрессии во
Вьетнаме, правительство усилило также и сотрудничество с ФРГ. Вместе с США
и ФРГ оно поддержало агрессивные действия Израиля против арабских стран
летом 1967 г.; Великобритания оказывала поддержку расистскому режиму Южной
Родезии.
В начале 70-х гг. в экономике Великобритании наблюдался значительный
подъем. Однако в 1974-75 гг. на нее обрушился тяжелый экономический кризис,
вызванный политикой стран-членов ОПЕК. Этот кризис поразил все мировое
капиталистическое хозяйство, но в Великобритании он проявился гораздо
раньше, чем в других капиталистических странах, так как она тесно связана с
мировыми рынками топлива и сырья. В период кризиса валовой внутренний
продукт уменьшился на 5,6%, объем промышленного производства – на 10,6%.
Курс акций упал на 63%, резко сократились капиталовложения, возросли
инфляция, безработица. Особенно сильно от кризиса пострадали
автомобилестроение, текстильная промышленность и строительство. Темпы роста
промышленного производства в 70-е гг. были крайне низкими.
Резко возросла безработица, достигшая в 1972 г. 1 млн. человек.
Правительство направило свои усилия на ограничение роста заработной платы и
потребительских расходов. В результате этого финансовое положение несколько
улучшилось: возросли золотые и валютные резервы, сократилась внешняя
задолженность. Стремясь укрепить позиции фунта в условиях кризиса
американского доллара, правительство ввело «плавающий» курс фунта
стерлингов, что означало его фактическую девальвацию. Тем самым
консерваторы фактически ликвидировали валютные преференции, которые
привязывали страны содружества к Великобритании. Переход к «плавающему»
курсу фунта, однако, не оградил население от роста цен и усиления инфляции.
Это особенно проявилось, когда монополии подняли цены на топливо, используя
в своих интересах обострение энергетического кризиса.
В 1970-1974 гг. новое правительство консерваторов стало постепенно
проводить денационализацию путем передачи частным владельцам наиболее
доходных секторов национализированных отраслей. Были ликвидированы
некоторые министерства, созданные лейбористами, чтобы уменьшить сферу
государственного вмешательства в дела промышленности. Дотации и субсидии
правительство заменило налоговыми льготами, что было особенно выгодно
крупным компаниям. В интересах монополий были снижены налог на корпорации,
наивысшая ставка подоходного налога, был отменен дополнительный налог на
сверхприбыль. Одновременно правительство урезало программу расходов на
социальные нужды.
Однако лейбористское правительство 1974-1979 гг. вновь провело целый ряд
социальных реформ: повысило пенсии, заморозило повышение квартирной платы.
Первым практическим шагом в деятельности нового правительства
Великобритании явилось удовлетворение основных требований бастовавших 270
тыс. британских горняков.
Главной целью экономической политики Вильсона стала борьба с инфляцией. За
год было принято три бюджета: текущий – в марте, и дополнительные – в июле
и ноябре. Были несколько повышены пенсии и пособия по безработице,
одновременно были существенно подняты цены на продукцию национализированных
отраслей британской промышленности, в особенности, на газ и электричество.
Лейбористскому правительству так и не удалось преодолеть тяжелые кризисные
явления в экономике. Спад деловой активности вел к огромному росту
безработицы. В январе 1976 г. в стране имелось свыше 1,4 миллиона
безработных, 6,1% всего трудоспособного населения страны.
Однако, несмотря на все экономические трудности, которые переживала
Великобритания, с 1965 по 1977 гг. ее внешнеторговый оборот увеличился
почти вчетверо. С одной стороны, удвоился экспорт капитала, с другой –
быстро росли вклады иностранных монополий в экономику Великобритании.
Вывозилось около трети производимой в Великобритании продукции, причем
большая часть стоимости экспорта приходится на изделия обрабатывающей
промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия, электрооборудование,
продукцию химической промышленности и текстиль. Менялась и география
британской внешней торговли: падала роль стран Содружества, и росло
значение капиталистических стран Европы. Эта тенденция сохранилась и в
дальнейшем, т.к., вступив в «Общий рынок», Великобритания отказалась от
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|