Рефераты

Основные производственные средства дороги

использования грузовых вагонов начинают с характеристики выполнения плана

по среднесуточной производительности [pic]. При этом оценивают изменение

данного показателя под влиянием следующих факторов: среднесуточного пробега

грузового вагона [pic];динамической нагрузки груженого вагона

[pic],соотношения порожнего и груженого пробега вагонов [pic].

Влияние этих факторов на среднесуточную производительность грузового

вагона можно определить способом цепных подстановок.

Исходные данные для производительности вагона:

[pic]

| |План |Отчет |Изменение |

|Показатель | | | |

|среднесуточная производительность |9068,7 |6771,8 |- 2296 |

|вагона, ткм нетто | | | |

|Среднесуточный пробег, км/сут. |239,3 |176,5 |-26,2 |

|Динамическая нагрузка груженого |53,7 |54,52 |+1,5 |

|вагона, т/ваг. | | | |

|Соотношение порожнего и груженого |41,7 |42,1 |+1,0 |

|пробега вагонов, % | | | |

[pic][pic] (ткм)

[pic](ткм)

[pic](ткм)

таким образом, каждый из трех факторов оказывает большое влияние на

производительность вагона.

При анализе используется следующая модель взаимосвязи факторов,

определяющих производительность локомотива:

[pic]

[pic](тыс.ткм)

[pic](тыс. ткм)

[pic](тыс. ткм)

все факторы оказывают положительное воздействие на производительность

локомотива.

Используя материалы анализа эксплуатационных расходов, можно оценить

влияние на их величину изменения по сравнению с планом среднесуточной

производительности грузового вагона. Изменение производительности вагона

приводит к изменению рабочего парка вагонов, потребного для выполнения

заданного объема перевозок.

Анализ использования локомотивов, так же как и анализ использования

вагонов, начинают с оценки изменения их производительности. Расчеты

выполняются по каждому типу тяги и в целом по всем локомотивам, занятым в

грузовом движении. Отдельно характеризуется использование локомотивов на

маневровой работе и в пассажирском движении.

При анализе используется следующая модель взаимосвязи факторов,

определяющих производительность локомотива:[pic] (8.5)где [pic] -

среднесуточный пробег локомотива;

[pic] - доля вспомогательного линейного пробега в общем линейном

пробеге локомотивов;

[pic] - масса поезда брутто.

Отдельным этапом анализа является изучение причин изменений массы

поезда брутто, доли вспомогательного пробега в линейном, среднесуточного

пробега локомотивов. Для этого привлекают данные о полносоставности и

полновесности поездов, рассматривают организацию их движения, выявляют

возможности сокращения отдельных видов вспомогательного пробега, исследуют

бюджет времени локомотива и т.д.Анализ использования локомотивов в грузовом

движении заканчивают определением влияния их производительности на

эксплуатируемый парк:

Анализируя использование локомотивов в пассажирском движении, изучают

причины изменения (по сравнению с соответствующим предотчетным периодом)

среднесуточного пробега, технической скорости и бюджета времени

локомотивов. Изменение среднесуточного пробега локомотивов влияет на их

парк.При изучении суточного бюджета времени локомотивов, занятых в

пассажирском движении, особое внимание необходимо обращать на простои на

станциях оборота и приписки.

Для определения доли фактического времени работы оборудования в общем

календарном фонде рабочего времени находится коэффициент экстенсивного

использования вагонов, который определяется как отношение фактически

отработанного времени Т (ваг.сут.) к максимально возможному фонду времени.

[pic]

исходной величиной является календарный фонд рабочего времени (365

сут.). в расчете используются вагоны, которые могли быть использованы для

выполнения перевозок (рабочий парк + вагоны в исправном сотоянии).

Максимально возможный фонд времени определяется вычитанием из

календарного фонда планового ремонта вагонов и времени нахождения их в

резерве.

Фактически отработанное время определяется вычитанием из максимально

возможного фонда всех потерь времени вагона.

Параллельно с показателями экстенсивного рассчитывают показатели

интенсивного использования транспортных средств:

- коэффициент использования грузоподъемности вагона;

- среднюю техническую и участковую скорость движения;

- вес поезда брутто;

- продолжительность простоя вагонов под погрузочно-разгрузочными

операциями.

Эти показатели характеризуют степень использования транспортных

средств по различным направлениям.

Для оценки вновь вводимых основных фондов рассчитываются своеобразные

коэффициенты эффективности за каждый год и в динамике за ряд лет, которые

исчисляются как отношение прироста показателя, например, приведенных ткм к

приросту производственных фондов. Такие коэффициенты определяются для

объема работы, производительности труда, себестоимости продукции, прибыли и

рентабельности.

С повышением технической оснащенности железных дорог произошли большие

изменения в структуре рабочих кадров, ликвидированы тяжелые профессии такие

как кочегары, башмачники. Изжили себя такие опасные профессии как

стрелочники.

Изменение скоростей движения, мощностей локомотивов, грузоподъемности

вагонов, повышение профессионального уровня подготовки кадров, усложнение

перевозочного процесса – все эти показатели помимо технического эффекта

привели к улучшению социальных условий и повышению ряда экономических

показателей.

4. Анализ движения и состояния основных производственных фондов.

Структура основных производственных фондов в динамике приведена в

разделе «Технико-экономическая характеристика дороги». Но перед тем как

рассмотреть движение основных производственных фондов имеет смысл изучить

соотношение различных групп основных фондов, рассматриваемой дороги в табл.

4.1.

Таблица 4.1.

|№ |Группа основных фондов |Удельный вес группы, |+ рост |

|п/п | |%, за |- снижение, |

| | | |% |

| | |1993г.|1997г.|1998г.| |

|1 |Здания |4,8 |7,0 |6,6 |-0,4 |

|2 |Сооружения |34,2 |46,4 |49,5 |+3,1 |

|3 |Передаточные устройства |4,0 |6,0 |6,6 |+0,6 |

|4 |Машины и оборудование |7,1 |6,1 |7,1 |+1,0 |

|5 |Транспортные средства |47,9 |33,1 |29,7 |-3,4 |

|6 |Другие виды (инструмент, |2,0 |1,4 |0,5 |-0,9 |

| |инвентарь и др.) | | | | |

| |Итого |100 |100 |100 |- |

|Активная часть |61,0 |46,6 |43,9 |-2,7 |

|Пассивная часть |39,0 |53,4 |56,1 |+2,7 |

Вывод: Из таблицы видно, что значительно увеличилась группа

«Сооружения», наибольшее уменьшение произошло в группе транспортных

средств. Соотношение активной и пассивной части изменилось на 2,7% с

увеличением пассивной части основных производственных фондов. В

железнодорожном транспорте, наиболее полное функционирование основных

фондов сдерживается из-за недостаточного развития пассивной части основных

фондов, главным образом, сооружений, поэтому увеличение доли сооружений

играет положительный эффект.

Эффективность использования основных фондов в значительной степени

зависит от темпов и масштабов их обновления.

Основные фонды по мере их использования подвергаются физическому и

моральному износу.

Физический износ означает потерю средствами труда первоначальных

качеств. Его определяют по срокам службы.

Моральный износ физически годных к эксплуатации основных фондов обычно

возникает вследствие появления новых более дешевых аналогичных машин,

оборудования и т.д., или появление более производительных, обеспечивающих

более выгодный уровень перевозок грузов. В первом случае моральный износ

учитывается при переоценке, во втором, - при определении продолжительности

амортизационного периода.

Таким образом, физический и моральный износ проявляются в изменении

стоимости основных фондов, в результате их старения, технического прогресса

и снижении производительности труда.

Обновление основных фондов осуществляется двумя путями: добавляя к

имеющимся фондам дополнительные средства труда и заменяя физический и

моральный износ средствами труда, повышая более производительными, что

обеспечивает рост производительности труда и повышение эффективности

производства.

Воспроизводство основных производственных фондов происходит по трем

направлениям: новое строительство, реконструкция, техническое

перевооружение действующих предприятий.

При новом строительстве большая часть капитальных вложений

затрачивается ан постройку зданий и сооружений, т.е. на создание той части

основных фондов, которая ен участвует непосредственно в процессе

производства. В результате сроки окупаемости капитальных вложений

удлиняются, по сравнению с реконструкцией или техническим перевооружением

предприятий.

Реконструкция представляет собой полную или частичную перестройку

производства, в процессе которой не только заменяются физически и морально

изношенное оборудование, но и сооружаются новые и расширяются действующие

объекты. Реконструкция обеспечивает рост выпуска продукции, повышая ее

качество, улучшение условий труда работы предприятия, а также возможность

выпуска новой продукции на прежних производственных площадях.

Техническое перевооружение – это предприятий по повышению технического

уровня отдельных агрегатов, путем модернизации или замены устаревших машин

и оборудования, повышая производительность. При этом важно, что площадь

производства не расширяется и нередко сокращается численность работников,

занятых тяжелым ручным трудом. Техническое перевооружение железнодорожного

транспорта позволяет значительно повысить эффективность его работы.

Амортизация основных фондов – это постоянное уменьшение стоимости

основных фондов, вследствие изнашивания и переноса ее небольшими частями на

выпускаемую продукцию, т.е. в каждой единице выпускаемой продукции

включается часть стоимости основных фондов, пропорционально ее износу.

Потеря первоначальных потребительских свойств основных фондов в

течение их жизни называется физическим износом.

Первая форма физического износа действующих основных фондов

определяется главным образом, временем их функционирования и интенсивностью

их использования.

Вторая форма – выражается в том, что средства труда, не будучи

вовлеченными в производственное потребление, могут подвергаться износу в

результате воздействия на него природных условий, атмосферы, температуры.

Эта форма физического износа и ее величина зависит главным образом от

возрастных характеристик тех или иных средств труда. Следовательно,

физическому износу подвергаются все виды основных фондов независимо от

того, участвуют ли они в производственном процессе производства или

бездействуют.

В связи с тем, что основные производственные фонды имеют натурально-

вещественное и стоимостное выражение, потеря их дееспособности принимает

двоякую форму, физический износ, который прямо пропорционален времени их

существования, и снашивание, т.е. потеря стоимости основных фондов в

результате ее переноса на готовую продукцию.

Следовательно, чем больше этой продукции тем ниже ее себестоимость.

Отсюда необходимость борьбы с простоями, неполной загрузкой основных

фондов.

Состояние и движение основных фондов можно охарактеризовать следующими

показателями, коэффициентом обновления, коэффициентом износа, коэффициентом

выбытия, коэффициентом годности.

Для характеристики изменения как всех основных фондов, так и их

составных материально-вещественных элементов используются показатели

динамики, что является абсолютным значением одного процента прироста и

соответствующим среднем показателем (средний уровень, среднегодовой

абсолютный прирост, среднегодовые темпы роста, прироста и др.). В работе

данные показатели не рассматриваются в виду отсутствия данной динамики.

Важнейшими показателями динамики основных производственных фондов,

влияющими, на эффективность их использования, являются коэффициенты

обновления и выбытия основных фондов.

В настоящее время эти показатели исчисляются:

коэффициент обновления (Кобн):

[pic]

коэффициент выбытия (Кв):

[pic][pic]

нетрудно заметить, что ныне действующая методология, исчисления этих

показателей является небезупречной. Во-первых, в числителе и знаменателе

этих показателей сравниваются несопоставимые величины (в числители

используются интервальные, в динамике – моментные данные). Во-вторых,

поскольку эти показатели исчисляются к разным базам, они между собой

несравнимы. По их величине трудно судить о том, что преобладает в изучаемом

периоде – обновление или выбытие основных производственных фондов.

Представляется, что коэффициенты обновления и выбытия ОПФ должны

исчисляться по отношению только к одной базе. Причем с этой базой в

сравнении должны быть оба показателя, и коэффициент обновления и

коэффициент выбытия. В качестве такой базы может служить среднегодовая

стоимость основных производственных фондов.

Она является наиболее типичным размером основных фондов в изучаемом

периоде и обеспечивает низкую погрешность рассчитываемых показателей.

Исчисленные таким образом показатели обновления и выбытия основных

фондов обеспечивают:

- сопоставимость между этими показателями;

- удобство пользования ими в экономическом анализе движения основных

фондов;

- построенные таким образом коэффициенты не нарушают математических

требований.

Путем нового строительства и приобретений осуществляется техническое

перевооружение железных дорог, совершается процесс обновления их основных

фондов. Замена устаревших локомотивов более современными, применение

большегрузных вагонов, внедрение автоматики и телемеханики, а также

вычислительной техники и ЭВМ создают возможность повышения скорости

движения поездов и их веса, а также улучшение других показателей работы

железных дорог. Все это обеспечивает благоприятные условия для роста

производительности труда, снижение себестоимости перевозок и, в конечном

счете, повышение эффективности транспортного процесса.

Поэтому важным моментом анализа основных фондов является определение

коэффициента их обновления.

1993г. [pic]

[pic]

1997г [pic]

[pic]

1998г. [pic]

[pic]

Коэффициент износа определяется путем деления износа на первоначальную

стоимость ОФ

1993г. [pic]

[pic]

1997г. [pic]

[pic]

1998г. [pic]

[pic]

Коэффициент износа, исчисленный по данным, характеризующим основные

фонды в целом по предприятию, показывает лишь среднюю степень их износа.

Разные группы основных средств могут быть изношены неодинаково, поэтому

приведем таблицу об износе основных производственных фондов.

Износ основных производственных средств по группам за 98 год

представлен в таблице 4.2.

Таблица 4.2.

Процент износа основных производственных средств по группам.

|наименование |Первоначальная |Остаточная |Сумма |% |

| |стоимость |стоимость |износа |износа |

|Здания |3984395 |2518124 |1466271 |5,2 |

|Сооружения |28327610 |13102588 |15225022 |53,6 |

|Передаточные |3785774 |2048663 |1737111 |6,1 |

|устройства | | | | |

|Машины и |4301454 |2262687 |2038767 |7,2 |

|оборудование | | | | |

|Транспортные |16555574 |8796560 |7759014 |27,3 |

|средства | | | | |

|Инструмент, |302939 |146204 |156735 |0,6 |

|инвентарь и др.| | | | |

|виды основных | | | | |

|средств | | | | |

|Итого |57257746 |28874826 |28382920 |100 |

Из таблицы видно, что наибольший износ у группы «сооружения», который

составляет 53,6% от общего износа, у транспортных средств износ составил

27,3% - второй по величине. У остальных групп удельный вес износа в общей

сумме износа незначителен.

Улучшение технического состояния основных фондов происходит за счет

ввода в эксплуатацию новых объектов, ликвидации основных средств,

износившихся или пришедших в ветхое состояние, поступление основных фондов,

имеющих сумму износа меньшую, чем основные фонды, переданные другим

предприятиям. Под влиянием этих факторов изменяются как величины основных

фондов, так и сумма износа.

На уменьшение суммы износа основных фондов наибольшее влияние

оказывает капитальный ремонт, выполняемый за счет средств амортизационного

фонда.

Важное значение имеет выявление основных фондов, подлежащих

ликвидации, а также излишних и неиспользуемых основных фондов, которые

следует передать другим предприятиям или реализовать в установленном

порядке. Списание таких основных фондов, наряду с улучшением общего

показателя технического состояния основных фондов, остающихся в

распоряжении отделения дороги, ведет, во-первых, к уменьшению суммы

амортизационных отчислений, а следовательно, к снижению себестоимости

перевозок, во-вторых, к уменьшению суммы взносов из прибыли в виде платы за

производственные фонды. Все это приводит к повышению прибыли и уровня

рентабельности.

Коэффициент годности [pic] определяется, как

[pic]

1993г. [pic]

[pic]

1997г. [pic]

[pic]

1998г. [pic]

[pic]

коэффициент выбытия [pic] рассчитывается, как

[pic]

1993г. [pic]

[pic]

1997г. [pic]

[pic]

1998г. [pic]

[pic]

Показатель оборачиваемости основных фондов исчисляется путем отношения

величины перенесенной стоимости (амортизации) за год к среднегодовой

стоимости основных фондов. Длительность одного оборота То в днях

определяется по формуле:

[pic]

где: [pic] - среднегодовая стоимость основных фондов;

А – амортизационные отчисления за год.

1997г. [pic] дней = 34,5 года

1998г. [pic] дней = 34,2 года

Все эти коэффициенты дают оценку состояния и движения основных фондов,

которая имеет непосредственную связь с показателями использования основных

фондов.

Улучшение использования основных фондов выражается натуральными и

стоимостными показателями. Оценка использования основных фондов

натуральными показателями производится главным образом показателями

подвижного состава. Денежная оценка этих показателей позволяет судить о

степени использования основных фондов.

На самом деле основные фонды железных дорог используются не в отрыве

друг от друга, а комплексно, в тесной связи друг с другом. Особое значение

при этом имеет наиболее полное использование подвижного состава. Чем полнее

используются локомотивы и вагоны, тем лучше используются и постоянные

устройства железных дорог.

Рассмотрим движение основных производственных фондов в таблице 4.3.

Таблица 4.3.

|годы |Коэффициент |Коэффициент |Коэффициент |

| |ввода[pic] |выбытия[pic] |замены[pic] |

|1993 |22,8 |8,5 |37,3 |

|1997 |10,63 |10,5 |98,8 |

|1998 |2,72 |2,98 |109,56 |

Анализ расчета приведенный в таблице показывает, что в начале

анализируемого периода поступление основных фондов превышает выбытие –

вывод, причем в 2,5 раза. Но в 1997 году введение основных производственных

фондов примерно сравнялось с их выбытием, что связано с значительным

сокращением объем введения новых основных фондов, разница составляет всего

0,13%, в 1998 году общее количество введенных и выбывших основных фондов

значительно сократилось из-за снижения введения новых основных фондов

(замораживание многих проектов, инфляционные процессы в стране и сокращение

объемов перевозок)и выбытия старых, срок службы которых продляется.

Соотношение коэффициентов выбытия и ввода показывает долю новых

основных фондов, идущую на простое воспроизводство. Коэффициент замены

[pic] , характеризующий эту долю, определяется по формуле

[pic]

Анализ расчета в таблице показал, что доля новых основных

производственных фондов, идущая на простое воспроизводство, увеличилась,

причем почти в три раза.

Можно сказать, что процесс ввода опережает выбытие основных фондов.

Это свидетельствует о стратегии основных фондов, о наполнении изношенного и

ветхого оборудования, которое ухудшает экономические показатели железной

дороги, эксплуатационные расходы за счет амортизационных отчислений

возрастают. Как свидетельствует анализ литературных источников, процесс

выбытия основных фондов должен осуществляться примерно такими же темпами,

как процесс обновления.

В то же время этот процесс можно объяснить, как увеличение индекса

физического объема основных фондов, так и особенностями их учета. Как

правило, выбывающие по износу фонды, учитываются по восстановительной

стоимости после последней переоценки. А вводимые основные фонды,

учитываются по первоначальной стоимости, в ценах последних лет.

А в1998 году количество выбывших основных фондов превысило количество

поступивших основных фондов, которых теперь не хватает для простого

воспроизводства, как следствие общее сокращение основных фондов и снижение

темпов развития железной дороги.

Оценку движения основных фондов и определение их направленности можно

оценить с помощью показателя, характеризующего отношение новых основных

фондов, введенных в действие в течение исследуемого периода, к полной

стоимости выбывших основных фондов вследствие их ветхости и износа за этот

же период.

Внедрение такого показателя в практику работы дороги позволит

установить: во-первых, степень превышения новых основных фондов,

поступивших за изучаемый период, по сравнению с основными фондами выбывшими

вследствие ветхости и износа за этот же период, во-вторых, направление

движения основных фондов. Этот показатель принято называть коэффициентом

воспроизводства основных фондов.

[pic]

Известно, что в течение срока службы потребительная стоимость и

стоимость средств труда не остается неизменной.

Наиболее часто употребляемым показателем характеризующим техническое

состояние основных фондов, является коэффициент износа основных фондов,

который определяется по следующей формуле:

[pic]

где: [pic] - сумма износа ОФ;

[pic] - стоимость фондов на начало (конец) года, или среднегодовая

стоимость.

Кроме того, рассчитывается коэффициент годности [pic], который

показывает, какую долю составляет остаточная стоимость основных

производственных фондов от первоначальной.

[pic]

Приведем расчет коэффициента [pic] и [pic], по анализируемой дороге.

|годы |Коэффициент износа |Коэффициент годности |

|1997 |45,72 |54,28 |

|1998 |48,99 |51,01 |

Расчет показал, что на дороге за период с 97 года по 98 год

наблюдается рост износа основных фондов, за год он возрос на 3,27%.

Следовательно наблюдается процесс старения основных фондов.

Износ основных фондов тесно связан со сроком их службы. Если известна

полная стоимость всех основных фондов и сумма амортизационных отчислений,

то можно определить средний срок службы основных фондов.

Определение полного срока службы исчисляется по формуле:

[pic],

где: [pic] - расходы на полное восстановление за истекший срок службы:

[pic];

оставшийся срок службы:

[pic]

Расчет среднего срока службы ОФ

|годы |Полный срок |Истекший срок службы,|Оставшийся срок|

| |службы, лет |лет [pic] |службы, лет |

| |[pic] | |[pic] |

|1997 |34,5 |15,8 |18,7 |

|1998 |34,2 |16,8 |17,4 |

Из таблицы видно, что полный срок службы основных производственных

фондов составил в 97 34,5 года, в 98 34,2 года, оставшийся срок службы в 97

году 18,7 лет, а в 98 году 17,4 года. Представленные данные еще раз говорят

о том, что на дороге наблюдается усиленный процесс старения основных

производственных фондов, а это естественно вызывает значительные затраты на

текущий и капитальные ремонты.

5. Анализ использования основных фондов

Для оценки эффективности использования основных производственных фондов,

применяется система экономических показателей, среди которых важное

значение имеет показатель фондоотдачи. Значение показателя фондоотдачи

заключается не только в том, что он является обобщающим показателем

эффективности использования комплекса разнородных средств труда, но и в

том, что его изменение указывает на качественные сдвиги в структуре

основных производственных фондов и в структуре продукции транспорта.

Уровень показателя фондоотдачи определяется соотношением эффекта,

полученного в результате производства транспортной продукции, к стоимости

основных фондов. При этом эффект использования основных фондов может быть

выражен величиной приведенной продукции (условно-натуральное выражение),

доходов, а также прибыли (денежное выражение).

Показатель фондоотдачи в условно-натуральном выражении характеризует

съем приведенной продукции на один рубль стоимости основных

производственных фондов по величине реализованной продукции транспорта.

Однако этот показатель чувствителен к изменениям тарифов, цен на

продукцию и услуги подсобных производств.

Показатель фондоотдачи по прибыли - рентабельность, характеризует

финансовые результаты использования основных фондов. Но величина прибыли

зависит не только от использования средств труда, но и других ресурсов и

затрат производства. Вследствие чего, рентабельность является обобщающим

показателем эффективности производственной деятельности.

Кроме того показатель фондоотдачи можно определить по чистой продукции,

которой будем характеризовать эффект использования основных фондов по

величине вновь созданной стоимости. Однако вследствие специфических

особенностей транспорта, связанных с невещественным характером продукции,

данный показатель не нашел широкого применения.

Рассмотрим динамику фондоотдачи приведенную в таблице 5.1.

Таблица 5.1.

|годы |Фондоотдача по |Фондоотдача по |Фондовооруженно|

| |объему |доходам, Ко |сть, |

| |продукции, |[pic] |млн.руб./чел. |

| |ткм/руб | |[pic] |

| |[pic] | | |

|1993 |0,592 |2,293 |- |

|1997 |0,0017 |0,156 |589,12 |

|1998 |0,00168 |0,178 |588,3 |

Из приведенной таблицы видно, что Фо по объемам продукции на протяжении

c 1993г. по 1997г. падает, что говорит о падении объемов производства, и

отставании роста объемов производства от роста основных фондов, в 1998 году

Фондоотдача осталась почти неизменной, при условии соотношения цен в одном

порядке. Фондоотдача по доходам снизилась с 1993 г по 1997 г. почти в 15

раз (уменьшение доходов связано с сокращением объемов перевозок) и

незначительно повысилась в 1998г.

Фондовооруженность за период с 97 по 98 сократилась на 0,82

млн.руб./чел. Произошло одновременное небольшое сокращение численности

рабочих и основных фондов.

Для определения влияния фондовооруженности на фондоотдачу, необходимо

определить производительность труда и сопоставить ее с фондовооруженностью.

В структуре показателей производительности труда и фондоотдачи общий

компонент – объем приведенной продукции (или доходы – стоимостном методе

определения этих показателей). То есть эти два показателя тесно связаны

между собой, как по своей сущности, так и по структуре.

Математическая зависимость между этими показателями имеет определенное

экономическое содержание. Производительность труда увеличивается в

результате действия различных факторов, основными из которых являются

внедрение новой технологии, механизации и автоматизации производственных

процессов, рост квалификации работников, сокращение доли непроизводственной

работы, совершенствование организации труда, то есть факторы, связанные с

капитальными вложениями и с ростом основных фондов, и факторы с ними не

связанные.

Взаимосвязь между фондоотдачей (Фо), производительностью труда (Пт), и

фондовооруженностью (Фв) может быть выражена следующей формулой:

[pic]

или [pic] ; где

[pic] - приведенные ткм;

ОПФ – средняя стоимость основных фондов;

Ч – среднесписочная численность работников;

Д – доходы.

Из данного соотношения следует, что Фондоотдача повышается, когда темпы

роста производительности труда опережают темпы роста его

фондовооруженности, или темпы снижения фондовооруженности труда опережают

темпы снижения его производительности, или наконец, если фондовооруженность

труда повышается, а производительность снижается, показатель фондоотдачи

падает.

Расчеты приведены в таблице 5.2.

Таблица 5.2.

|показатели |1997 |1998 |Разница |

|Доходы млрд. руб. |10059 |11242 |+ 1183 |

|ОПФ млн. руб. |64525720 |63161755 |-1,363965 |

|Фондовооруженность труда млн. |589,12 |588,3 |- 0,82 |

|руб./чел. | | | |

|Производительность труда |1,015 |0,985 |- 0,03 |

|млн.ткм./чел | | | |

|[pic] | | | |

|Фондоотдача | | | |

|в натуральном выражении ткм/руб |0,0017 |0,00168 |-0,00002 |

|в стоимостном выражении коп./руб | | | |

| |0,156 |0,178 |+0,022 |

Данная таблица свидетельствует о высоких темпах роста доходов на дороге

за анализируемый период более чем на 1183 млрд. руб. В сопоставимых ценах

стоимость основных производственных фондов сократилось, что вызвано

сокращением существующих основных фондов более высокими темпами нежели

введение новых основных фондов, как следствие этого - сокращение

фондовооруженности труда, правда не очень значительного т.к. одновременно с

сокращением основных производственных фондов происходило сокращение

численности работающих на дороге. Как было отмечено, на фондоотдачу

оказывает влияние производительность и фондовооруженность труда. На дороге

в 1998 году по сравнению с 1997 годом фондовооруженность упала на 0,82 млн.

руб./чел., а производительность труда снизилась на 0,03 млн. ткм./чел. В

результате показатель фондоотдачи снизился на 0,015 Ткм./руб в натуральном

соотношении, и увеличился на 0,022 коп./руб. в стоимостном выражении.

Количественную оценку влияния различных факторов на показатель

фондоотдачи можно провести различными методами. Проведем анализ влияния

отдельных факторов на уровень фондоотдачи выраженной в стоимостной формуле:

[pic]

В таблице 5.3. представлено, что покажет анализ факторов фондоотдачи в

несопоставимых ценах.

Таблица 5.3.

|показатели |1997 |1998 |Коэффи-циент|Расчетное |Абсолют-ное|

| | | |динамики |значение |значение Фо|

| | | |(гр3/гр2) |фондоотда-чи|под |

| | | | | |влиянием |

| | | | | |ф-в |

|Фондоотдача Фо |15,6 |17,8 |1,14 |- |+ 2,2 |

|коп./руб | | | | | |

|Доля транспортных |46,4 |43,6 |0,940 |14,664 |- 0,936 |

|средств в общей | | | | | |

|стоимости ОПФ % | | | | | |

|Фондоотдача Фо |0,0041|0,0042|1,024 |15,016 |+ 0,352 |

|транспортных | | | | | |

|средств ткм/руб | | | | | |

|Средняя доходная |90,52 |107,26|1,185 |17,794 |+ 2,778 |

|ставка dср коп./1 | | | | | |

|ткм | | | | | |

Увеличение показателя фондоотдачи и средней доходной ставки за

последний год связано с увеличением доходов железной дороги.

Далее использование основных фондов дороги оценим по показателю

фондоотдачи в натуральном выражении, который определяется, как отношение

объема перевозок в приведенных ткм к среднегодовой стоимости основных

фондов.

[pic] ткм./руб.

в таблице 5.4. приведены данные, характеризующие использование основных

фондов по анализируемой дороге за 97-98гг.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты