Рефераты

Полная история танков мира

единственно пользовались для установ

ки пулеметов, имеют тот недостаток, что

не могут проходить по всяким дорогам и тем более проходить через

проволочные заграждения и их уничтожать; между тем имеется... «гусеничный

трактор», который специально предназначен для передвижения по всякому

грунту, даже по вспаханным полям. Его специальная конструкция...

соответствует еще одному важному предназначению: разрывать и затаптывать в

землю проволочные заграждения».

Предлагаемую боевую машину изобретатель называл «самодвигатель».

Рекомендуя начать необходимую опытную работу, он писал: «Если опыты дадут

вполне блестящие результаты, необходимо приступить немедленно к массовому

производству предложенных мною бронированных и вооруженных самодвигателей

по расчету не менее 40 экземпляров на корпус, дабы ни под каким видом не

выпускать в действующую армию один или два аппарата, так как противник

может воспользоваться и изготовить их еще в большем числе и размере, чем

мы».

В своем рапорте изобретатель не только доказал целесообразность создания

танка и наметил его характеристику, но и указал условия, необходимые для

успешного применения нового оружия (массовость, внезапность), а также

предусмотрел организационные формы (не менее 40 машин на корпус). Весь

комплекс вопросов, связанных с созданием танка, был разработан

изобретателем раньше, чем это было сделано за рубежом.

Сознавая невозможность организации специального производства подобных

машин в царской России, Гулькевич предполагал бронировать уже готовые

гусеничные тракторы. Так как для своих опытов изобретатель не смог получить

такие

Проект 20-тонного танка 1915г

тракторы, то он вынужден был ограничиться созданием полугусеничных

бронеавтомобилей. Особенностью полугусеничных бронеавтомобилей Гулькевича

являлось применение металлических гусениц, наличие силовой передачи не

только к гусеничному движителю, но и к передним колесам.

В 1915 году на одном из заводов был разработан проект танка со следующей

характеристикой: вес 20 т, экипаж 4 человека, вооружение 107-мм пушка и

крупнокалиберный пулемет, броня 10— 12 мм, максимальная скорость 7 км/час,

мощность двигателя 200 л. с, Характерная конструктивная особенность:

наличие упругой подвески.

Представленный в Главное военно-техническое управление 10 августа 1916

года этот проект, как и все аналогичные предложения-, не получил

необходимой поддержки.

Имеются сведения и о другом проекте, разрабатывавшемся в то же время. По

этому проекту танк («бронированный трактор большой мощности») должен был

иметь следующие данные: вес 12 т, скорость до 12 км/час, вооружение 75-мм

пушка и пулемет.

Все вышеперечисленные работы характерны тем, что танк проектировался как

гусеничная машина, агрегаты которой либо должны были специально

изготовляться, либо могли использоваться из числа применяемых в автомобилях

и тракторах.

Боевую машину высокой проходимости стремились получить также, создав

полугусеничные бронеавтомобили. В 1913 году полугусеничные автомобили

Русско-Балтийского завода испытывались в зимних условиях(движение по

обледенелой дороге, глубокому снегу и т. д.). Испытания показали

целесообразность приме-

[pic]

[pic]

Пушечный бронеавтомобиль Путиловского завода (1914 г.) Полугусеничный

бронеавтомобиль Путиловского завода (1916г.)

нения полугусеничных автомобилей для

нужд армии.

Зимой 1914—1915 года выявилась полная непригодность бронеавтомобилей для

действий в зимних условиях. В 1915 году дается официальное заключение о

том, что движение автомобиля по снегу лучше всего обеспечивает

приспособление, примененное Русско-Балтийским заводом для полугусеничных

автомобилей.

В связи с этим в 1915 году для русской армии на Путиловском заводе были

заказаны бронированные и транспортные полугусеничные автомобили.

Во время испытаний в августе 1916 года в окрестностях Петрограда

полугусеничный бронеавтомобиль развил скорость до 40 км/час. Он свободно

передвигался по целине и проходил кочковатое болото. В том же году

полугусеничный бронеавтомобиль был испытан пробегом почти на 1500 км,

результаты пробега были весьма удачными. В трудных дорожных условиях

средняя скорость движения равнялась 9— 10 км/час, при движении по хорошей

дороге 20—22 км/час. Вес этого полугусеничного бронеавтомобиля был равен

5,3 т. Остальные данные были такие: вооружение 2 пулемета, броня 7 мм,

экипаж 5 человек. Броня защищала бронеавтомобиль от обычных пуль при

стрельбе с расстояния свыше 50 шагов. Для увеличения проходимости

полугусеничные бронеавтомобили были оборудованы дополнительными

приспособлениями, позволявшими им преодолевать окопы.

В октябре 1916 года Путиловский завод построил оригинальную башню для

бронеавтомобиля, установка пулемета в которой позволяла вести огонь как по

наземным, так и по воздушным целям. Башни этого типа решено было установить

на 30 полугусеничных бронеавтомобилях из числа 60 заказанных заводу осенью

1916 года. Построены они были уже после Октябрьской социалистической

революции. Некоторые из этих полугусеничных бронеавтомобилей были успешно

использованы при обороне Петрограда осенью 1919 года.

Следует отметить, что полугусенич

ные бронеавтомобили в некоторых официальных документах 1916—1917 годов

рассматривались как «русский тип танка». Действительно, в свое время (1919—

1920 годы) полугусеничные бронеавтомобили выполняли задачи легких танков

даже более успешно, чем могли их выполнять, например, французские легкие

танки, значительно уступавшие русским машинам в подвижности.

Успешные результаты испытаний полугусеничных бронеавтомобилей обусловили

принятие решения (осенью 1916 года) о переоборудовании бронеавтомобилей

всех основных марок в полугусеничные. Однако вследствие развала и

неразберихи в военном производстве никаких мероприятий по реализации этого

решения не было предпринято.

Помимо создания полугусеничных бронеавтомобилей, были проделаны и другие

работы по улучшению проходимости бронеавтомобилей, приданию им способности

преодолевать проволочные заграждения.

В декабре 1915 года офицер 7-го автоброневого дивизиона Юго-Западного

фронта штабс-капитан Поплавко предложил конструкцию бронеавтомобиля,

броневой корпус которого был приспособлен для разрушения проволочных

заграждений. Повышенная проходимость обеспечивалась использованием шасси с

четырьмя ведущими колесами. Бронеавтомобиль такого типа был вскоре построен

и испытан. Благодаря специальной форме корпуса автомобиль, двигаясь со

скоростью 5—6 км/час, ломал и выворачивал колья, рвал проволоку и с помощью

особого возимого на нем моста переходил через канавы и траншеи. Поплавко

был вызван в Петроград, где под его руководством был изготовлен

бронеавтомобиль, который испытывался в июле 1916 года на Ижорском полигоне.

Испытание проводилось после дождя на глинистом и частично торфяном грунте,

Бронеавтомобиль преодолел проволочное заграждение в 5 рядов (колья высотой

1— 2 метра) и заграждение из рогаток, пере

плетенных колючей проволокой. После испытаний военное министерство заказало

30 бронеавтомобилей этой конструкции. Сформированный из них особый

автоброневой дивизион в октябре 1916 года был отправлен на Юго-Западный

фронт.

В начале 1915 г. изобретатель В. А. Казанский предложил создавать боевые

вездеходы в виде вооруженных пулеметами бронированных колесных тракторов,

предназначавшихся для разрушения проволочных заграждений. По мнению

изобретателя, для обеспечения необходимой проходимости следовало применять

на тракторах широкие колеса большого диаметра. Он писал: «Скорость таких

тракторов может быть доведена до 15—20 верст в час, хотя это и не имеет

большого значения, так как эти сухопутные броненосцы предназначаются для

прорыва фронта и вслед за ними непосредственно должна следовать пехота».

Кроме того Казанский намеревался поставить на свой трактор такую броню,

которая не пробивалась бы снарядами полевой артиллерии. Предложение

Казанского осталось нереализованным.

В декабре 1915 года поручик Быковец предложил разрушать проволочные

заграждения тяжелым бронированным трактором на 8 ведущих колесах. Было

проведено испытание по разрушению проволочных заграждений колесным

трактором, который весил около 10 т и имел двигатель в 65 л. с. Трактор был

пущен задним ходом на специально построенные проволочные заграждения,

которые и были им разрушены.

Для характеристики косности и рутинерства, с которыми приходилось

сталкиваться русским изобретателям в то время, весьма характерно заключение

комиссии, проводившей это испытание. Ее выводы были следующие: «...от

способа уничтожить проволочную сеть массою дорогого металла в виде трактора

надлежит отказаться. ...Тяжелый трактор может сминать проволочное

заграждение, но добраться такому трактору по изрытому снарядами пахотному

полю под ар-

[pic]

[pic]

Бронеавтомобиль Русско-Балтийского завода (1914 г.) был первой

бронированной машиной отечественного производства, поступившей на

вооружение русской армии

Бронеавтомобиль конструкции штабс-капитана Мгеброва (1914 г.) выгодно

отличался от других подобных боевых машин наклонной установкой броневых

листов

тиллерийским огнем противника... при скорости движения от 6 до 8 верст

представляется едва ли возможным».

Заключение комиссии по предложению Быковца было переслано в технический

комитет Главного военно-технического управления, который на одном из своих

заседаний его «принял к сведению».

23 ноября 1916 года комиссия по броневым автомобилям рассматривала модель

и чертежи броневой машины весом около 10т, спроектированной инженером

Яковлевым. Ее главной конструктивной особенностью являлось наличие

двенадцати ведущих колес. Толщина брони основных листов корпуса была 9 мм;

вооружение 6 пулеметов. Машина могла двигаться по неровному грунту и

преодолевать различные препятствия. Рассмотрев проект, комиссия не приняла

никакого решения и ограничилась формальной отпиской.

Позднее, в октябре 1917 года, рассматривался проект боевого самохода,

созданный солдатом Кириченко. Особенностью этого проекта являлось

использование в качестве движителя шагающего механизма.

13 августа 1915 года технический комитет ГВТУ «зарезал» проект «Земного

броненосца»; 5—6 соединенных между собой катков большого диаметра, из

которых 2—3 отводились под силовое отделение, а остальные, как и

расположенные над катками бронеплощадки, несли в , себе вооружение,

прислугу и боезапас. Не менее внушительно должна была выглядеть «Улучшенная

черепаха» массой около 200 т с ходовыми катками диаметром от 2,5 до 6,6 м,

20—30-мм броней, двумя 8-дюймовыми гаубицами, несколькими пушками меньшего

калибра, десятью пулеметами и 300-сильным двигателем.

В связи с появлением военной авиации и ее быстрым развитием на одно из

первых мест выдвинулось создание зенитных установок, поэтому в годы,

предшествовавшие первой мировой войне, на Путиловском заводе

разрабатывалась конструкция самоходной зенитной 76-мм

пушки, устанавливаемой на шасси грузового автомобиля. Производство этих

пушек началось с 1914 года.

Большой вклад в дело создания самоходной артиллерии внес известный знаток

стрелкового дела генерал Н. М. Филатов. /января 1916 года он представил

рапорт «О пушечных бронеавтомобилях». В этом рапорте генерал Филатов

обосновал необходимость установки полуоткрытых пушек на бронеавтомобили

неполного бронирования, т. е. обосновал конструктивное решение установки

вооружения и конструкции броневой защиты одного из типов самоходной

артиллерии.

В том же 1916 году под руководством генерала Филатова были спроектированы

и построены самоходные орудия иного типа. 3-дюймовые (76,2-мм) противо-

штурмовые пушки установили на трехколесные и четырехколесные автомобильные

шасси. Строились они в мастерских офицерской стрелковой школы, а

испытывались в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов) 13 октября 1916 года. Их

главной конструктивной особенностью являлось применение откидного сошника

для поглощения силы отдачи орудия. Применение сошника было одобрено

комиссией, проводившей эти испытания, Позднее спроектировали и начали

строить такого же типа установку 42-линейной пушки на базе шасси

бронеавтомобиля с четырьмя ведущими колесами.

Отсутствие гусеничных тракторов вынуждало использовать автомобильные

шасси в качестве базы для этих самоходных орудий. Колесный движитель,

естественно, не мог обеспечить им высокой проходимости, что и являлось их

недостатком.

В начале 1917 года в Главном военно-техническом управлении обсуждался

подробно разработанный проект перевода артиллерии русской армии на

тракторную тягу. В этом проекте было дано и теоретическое обоснование

необходимости широкого внедрения гусеничного движителя в артиллерию.

Применительно к основной цели проекта были определены желательные типы

тракторов. Была так

же обоснована целесообразность введения самоходных гусеничных лафетов.

Проект, намного опережавший экономические возможности тогдашней России,

остался нереализованным.

В 1914—1916 годах русские изобретатели решили многие частные

конструктивные вопросы в области бронетанковой техники.

В 1914 году братья Бажановы изготовили и успешно испытали колеса с

внутренней амортизацией, предназначавшиеся для бронеавтомобилей и

артиллерийских орудий, но изобретение не было оценено по достоинству.

Только в 1939 году на серийном советском тяжелом танке КВ были применены

опорные катки с внутренней амортизацией.

Изобретатель А. Л. Чемерзин в 1914 году впервые применил перископический

смотровой прибор для бронеавтомобиля.

1 июня 1915 года инженер Василий Ребиков предложил двухъярусное

расположение башен для бронеавтомобилей. На главной вращающейся башне он

предложил установить еще одну башню, вооруженную пулеметом. Башням

обеспечивалась возможность поворачиваться независимо одна от другой.

Изобретатель выполнил несколько проектов установки вооружения

бронеавтомобилей, но ни один из них не был реализован. Размещение

вооружения, предложенное Ребиковым, представляло безусловный интерес на

одном из этапов танкостроения.

Повышение точности огня боевых машин давно привлекало внимание русских

изобретателей. Как известно, на точность огня с ходу наиболее

неблагоприятно сказываются вертикальные и горизонтальные угловые колебания

корпуса. Вредное влияние этих колебаний может быть значительно

нейтрализовано стабилизаторами вооружения или корпуса.

В августе 1916 года одна из петроградских фирм предложила одноплоскостной

электрогироскопический стабилизатор для пушечного вооружения

бронеавтомобилей. Это была первая попытка повысить точность стрельбы

бронеавтомоби-

лей с ходу введением стабилизации вооружения в вертикальной плоскости.

Военное министерство отказалось от стабилизатора, признав его медленно

действующим. Однако никаких работ по его усовершенствованию не было

проведено.

Привлекало внимание изобретателей и создание плавающих боевых машин. Выше

указывалось, что первый русский опытный танк «Вездеход» был задуман не

только как машина высокой проходимости, но и как плавающая. В 1916 году

изобретатель И. И. Чайковский представил в Главное управление

кораблестроения предложение о постройке плавающего бронеавтомобиля. После

рассмотрения его докладной записки было принято следующее решение: «...В

бронированном автомобиле, могущем двигаться по воде, морское министерство

надобности не встречает».

Не находили необходимой поддержки у царских чиновников не только

принципиально новые работы, но и мероприятия, направленные на повышение

боеспособности уже существующей боевой техники, например бронеавтомобилей,

Известно, что неудовлетворительная вентиляция боевого отделения (очистка от

пороховых газов) значительно снижает практическую скорострельность

вооружения боевых машин. Над разрешением этой проблемы русские конструкторы

успешно работали еще в 1915 году. В результате в броневом отделе военно-

автомобильной школы было разработано вентиляционное устройство для башен

пушечных автомобилей . Рассматривавшая это предложение комиссия по броневым

автомобилям 22 декабря 1915 года вынесла следующее решение: «В специальных

приспособлениях для вентиляции надобности нет; достаточно немного

приоткрывать откидную дверку крыши башни, которая должна быть снабжена

приспособлением для закрепления ее в таком положении...»

Из усовершенствований бронеавтомобилей отметим проект бронированного

автомобиля с шестью ведущими колесами, представленный в начале 1916 года И.

А. Кузьминым. Несколько позднее рядовой Л. Г. Пржевальский предложил

приспособление для разрушения проволочных заграждений, которое должно было

устанавливаться на бронеавтомобили.

Приведенные выше далеко не полные материалы свидетельствуют об

исключительном размахе творческой мысли русских изобретателей в создании

нового вида военной техники — бронетанковой.

Несмотря на огромные усилия, затраченные русскими новаторами на создание

нового вида боевых машин — танков, русская армия в первую мировую войну не

имела их. Недостаточное развитие тяжелой промышленности в царской России,

неподготовленность страны к войне, неразбериха и развал в организации

военного производства, не обеспечивавшего фронт даже снарядами, засилье

иностранного капитала в промышленности являлись причинами, в результате

которых не было организовано хотя бы ограниченное, мелкосерийное

производство танков.

Иностранные фирмы всячески стремились использовать в своих корыстных

целях экономическую отсталость России. Так, например, американская компания

«Гэс Трактор» (Лассинг, штат Мичиган) предложила русскому военному

министерству поставки гусеничных тракторов... еще не находившихся в

производстве. Как выяснилось, компания собиралась, получив русские деньги,

построить завод, на котором в дальнейшем и предполагала начать изготовление

гусеничных тракторов.

Поставлявшиеся из Англии бронеавтомобили отличались низким качеством

изготовления, а часто и вовсе оказывались непригодными для боя. Прибывшие в

конце весны 1916 года в Россию 25 бронеавтомобилей «Шеффилд-Симплекс», 36

бронеавтомобилей «Армстронг Уитворт— Фиат» и 30 бронеавтомобилей «Джаррот»

оказались непригодными для боевого использования. В телеграмме русскому

военному атташе в Англии от 30 июня 1916 года сообщалось, что

бронеавтомобили «Армстронг Уитворт—Фиат» непригодны для отправки на фронт

вследствие низкого качества производства (спицы колес срезаются тормозными

болтами, шасси перегружено, ряд узлов силовой передачи и ходовой части

ненадежен, так как для ответственных деталей применены низкосортные

материалы, и т. д.).

30 июля 1916 года в документе, адресованном русскому военному атташе в

Англии по поводу другой партии бронеавтомобилей, сообщалось: «...все

прибывшие в Петроград бронированные автомобили «Шеффилда-Лориеса» и

«Армстронга» оказались в данном их виде непригодными для отправки на

фронт».

Зависимость от иностранных производителей серьезно тормозила оснащение

русской армии броневыми машинами. После неоднократных поставок негодных

бронеавтомобилей из Англии русское военное министерство решило заказывать

за границей только автомобильные шасси, с тем чтобы их бронирование

проводилось на русских заводах. Однако английские и американские фирмы не

выполняли контракты, срывали работу заводов, в частности Путиловского и

Ижорского, по выпуску бронеавтомобилей для русской армии. В результате даже

такой весьма скромный план, как постройка 200 бронеавтомобилей в год,

оказался невыполненным.

Царская Россия не смогла создать отечественного танкостроения, как не

смогла обеспечить русскую армию бронетанковой техникой, крайне необходимой

для ведения боевых действий в операциях первой мировой войны, машинный

характер которой проявился с первого ее дня.

Первый в мире по-настоящему боеспособный танк был изобретен и построен в

Великобритании и сразу же получил крещение огнем в боях первой мировой

войны.

Танки первой мировой войны.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ТАНКОВ

Появление танков было обусловлено военной необходимостью и наличием

определенных технических предпосылок, т. е. наличием отработанных основных

элементов, из которых слагается конструкция танка. Без военной

необходимости и накопленного ранее опыта в создании гусеничного движителя,

малогабаритных мощных двигателей внутреннего сгорания, подходящего

вооружения и относительно легкой и прочной стальной брони было бы

невозможно не только создание этого вида оружия, но и возникновение самой

идеи боевой гусеничной машины. Кроме того, оснащение армии необходимым

количеством танков возможно только при определенном уровне развития

промышленности, прежде всего тяжелого машиностроения.

В русско-японскую войну 1904—1905

годов в войсках появилось автоматическое оружие, увеличилось количество

артиллерии, повысилось ее качество и усовершенствовались способы ее боевого

использования. Во время этой войны русская армия располагала 374

пулеметами. Около 300 пулеметов имела и японская армия. Война убедительно

показала большое значение пулеметного огня для обороны, особенно в случае

применения пулеметов в сочетании с проволочными заграждениями, что,

естественно, побуждало как к дальнейшему, более широкому внедрению в армию

пулеметов, так и к изысканию средств по борьбе с ними. Последнюю задачу в

годы, непосредственно предшествовавшие первой мировой войне,

понимали,однако, немногие, наиболее дальновидные военачальники и

изобретатели. Необходимость нового оружия была еще недостаточно ясна.

Генеральные штабы и военные теоретики великих держав предполагали, что

будущая война будет маневренной, скоротечной и закончится в несколько

месяцев. Зачатки же позиционных форм ведения боевых действий в период

русско-японской войны стремились объяснить бездарностью командования,

слабой выучкой войск и прочими факторами.

Подобное представление о характере надвигавшейся войны было одной из

главных причин, из-за которой предложения о постройке танков, сделанные до

начала первой мировой войны, не привлекли к себе должного внимания.

Первая мировая война 1914—1918 годов явилась первой войной, имевшей все

характерные особенности войны машинного периода.

Вовлечение в войну большинства государств придало ей характер мировой.

Развитие производительных сил позволило создать многомиллионные армии,

насыщенные огромным количеством самого разнообразного вооружения.

Достигнутый в основных воевавших странах уровень развития промышленности

обеспечил в ходе первой мировой войны массовое применение автоматического и

полуавтоматического оружия. Так, в течение 1914— 1918 годов в России,

Германии, Франции, Англии, США и Италии было изготовлено свыше одного

миллиона пулеметов.

Действительный ход военных действий оказался совершенно неожиданным для

военных специалистов всех стран, вовлеченных в мировой конфликт. После

непродолжительного маневренного периода началась затяжная позиционная

война. Появились сплошные укрепленные линии фронта с глубоко

эшелонированной обороной.Массовое применение пулеметов в сочетании с

развитыми инженерными сооружениями — проволочными заграждениями, траншеями

и т. д. — настолько усилило оборону, что для ее преодоления наступающая

сторона должна была изыскивать новые средства борьбы, поскольку

существовавшие виды оружия не справлялись с решением новых задач в ходе

боевых действий.

Глубокое эшелонирование обороны исключало для артиллерии наступающей

стороны возможность подготовки атаки на всю глубину обороны противника.

После овладения первой и второй линиями окопов наступающая пехота неизбежно

наталкивалась на нетронутую артиллерийской подготовкой третью линию. Для

атаки новых линий обороны требовались продвижение артиллерии вперед и

организация снабжения ее боеприпасами.На все это требовалось время, в

течение которого противник подготавливал новые линии обороны и подтягивал

свои резервы для контратаки. Таким образом, вместо прорыва происходило лишь

небольшое местное продвижение — «вдавливание» линии фронта.

Артиллерийская подготовка велась обычно несколько дней. На небольшом

участке фронта сосредоточивалось огромное количество артиллерии, которая

должна была подавлять вражеские орудия и пулеметы, уничтожать проволочные

заграждения, разрушать окопы, блиндажи, поражать войска противника. При

колоссальных расходах боеприпасов достигнутые успехи были ничтожны как

вследствие потери внезапности, так и огромной живучести пулеметов.

Наступления захлебывались при больших потерях в живой силе наступающей

стороны.

Требовались новые эффективные средства борьбы, которые помогли бы вывести

войну из позиционного тупика и создали бы возможность перехода к

маневренным боевым действиям в условиях войны машинного периода.

Итак, появление сплошного укрепленного фронта, насыщенного автоматическим

и полуавтоматическим оружием, явилось серьезным препятствием для маневра

войск и привело к застойному характеру войны. Достигнутый же высокий

уровень развития транспортных средств создавал условия для значительного

повышения маневренности войск. Это специфическое противоречие первой войны

машинного периода и обусловило появление нового вида боевых машин — танков.

Почему танк не появился в преддверии первой мировой войны, несмотря на

то, что для этого имелись все технические предпосылки, а изобретатели

бомбардировали военные ведомства проектами боевых машин? Разве не

заманчивые перспективы открывало применение таких средств в бою, если

учитывать возрастающую мощь стрелкового оружия?

Потенциальные противники, опасаясь втягивания в затяжную войну,

разрабатывали доктрины, так или иначе трактующие концепцию войны

«молниеносной». Все собирались энергично наступать, чтобы решить исход

кампании в несколько месяцев или недель. В соответствии с этой логикой даже

построение армий имело немало общего. В рамках такой направленности нашлось

место и для бронепоездов, и для бронеавтомобилей, и для артустановок на

бронированных автошасси — то есть средств, способных вести

высокоманевренные действия. Танки, первые проекты которых базировались на

тихоходных тракторных шасси, в нее явно не вписывались.

Трагедия ситуации заключалась в том, что противостоящие коалиции

оказались достаточно сильны, чтобы сорвать планы противника, и одинаково

слабы, чтобы осуществить собственные. Вскоре фронты зарылись в землю,

спутались колючей проволокой, ощетинились пулеметами. Любая атака

захлебывалась в крови. Для захвата квадратной мили наступающие теряли до

8000 человек. Десятимесячное топтание на месте, известное как Верденская

«мясорубка», стоило сторонам 1 млн. человек. В названии своего знаменитого

романа «На западном фронте без перемен» Э.-М. Ремарк абсолютно точно

передал суть происходившего: средства обороны возобладали над средствами

нападения. Требовался качественный рывок, пока окончательно не истощились

людские ресурсы, пока не наступил экономический крах.

ГЕРМАНИЯ

Было ли для командования кайзеровской армии неожиданным появление на

Сомме 15 сентября 1916 года британских танков? Оказывается, нет — немцы

сумели раздобыть кое-какие сведения о работах в Англии, но германские

генералы не придали столь ценной информации должного внимания.

[pic]

[pic]

В октябре 1916 года военное министерство Германии все же предприняло

попытки организовать производство собственных танков. Германским

конструкторам, как и их коллегам в Великобритании и Франции, приходилось

все начинать с нуля, если не учитывать ограниченное знакомство с

английскими машинами. Какого-либо опыта постройки вездеходных боевых машин

до первой мировой войны не было. Правда, в 1911 году австрийский

железнодорожник обер-лейтенант Г. Бурштын создал вполне реализуемый проект

гусеничной бронированной машины «Моторгешютц» (Мо<огдезспи(г). Этот

проект был предложен Военному министерству Австро-Венгрии, а чуть позже —

Германии. Хотя 28 февраля 1912 года Бурштын получил на него немецкий патент

№ 252815, а 25 апреля — австро-венгерский № 53248, военные ведомства им

совершенно не заинтересовались, Тем не менее сам факт обращения в

германское (точнее — прусское) Военное министерство и получения патента

позволяет немецким авторам до сих пор упоминать проект австрийского офицера

как прелюдию к истории германского танкостроения. Впрочем, после первой

мировой войны немецкие исследователи откопали сообщения о Б. Гебе-ле,

который в 1913 году якобы испытывал вПознани «вооруженную пушками»

вездеходную машину, а в 1914 году даже пы

тался показать ее в Берлине. Проект «сухопутного крейсера» Гебеля

рассматривался комиссией Военного министерства и был признан нереализуемым

и непригодным для военного применения. Уже после появления на поле боя

английских танков в печати появился рисунок устрашающей «машины кайзера для

прорыва неприятельских рядов», «размером с пассажирский вагон», с шипами на

броне и 20—25 пушками и пулеметами. Все это, конечно, нельзя было считать

заделом для практических работ.

Однако для создания нового оружия Германия располагала соответствующим

уровнем технологий, промышленным и конструкторским потенциалом. Кроме

высоко развитого сталелитейного и артиллерийского производства она имела

собственное двигателе- и автомобилестроение, мощную электротехническую и

химическую промышленность и вполне была способна наладить производство

танков. Осенью 1916 года промышленники заверяли кайзера и военное

руководство: «Ресурсы, находящиеся в распоряжении немецкой промышленности,

таковы, что она способна на протяжении долгих лет снабжать нашу доблестную

армию... всем

необходимым оружием». Разумеется, авторы таких заявлений пеклись о

военных заказах, однако не слишком кривили душой, когда требовали решить

лишь «проблему рабочих рук». Несмотря на общее тяжелое положение германской

экономики, военная промышленность, реализовывавшая программу интенсификации

(«программа Гинденбурга»), была предельно мобилизована и практически

полностью обеспечивала потребности армии в вооружении,боеприпасах и

технических средствах. Правда, сама «программа Гинденбурга» никаких

«танков» не предусматривала. Рейхсвер широко применял автотранспорт для

подвоза грузов войскам, переброски подразделений вдоль фронта, а на

Румынском фронте для оперативной переброски войск использовали 20 000

автомобилей. Не было в армии недостатка и в технических кадрах (водители,

механики).

Проектированием боевых гусеничных машин занялись сразу несколько фирм.

Компания «Орион» на базе своего сельскохозяйственного 3-колесного трактора

изготовила 18-тонную боевую машину, а в 1916 году конструктор Г. Бремер

создал полноразмерный макет бронированного четырехгусеничного военного

экипажа, который он разработал на основе полугусеничного грузовика, заменив

передние колеса гусеницами. Но все эти разработки носили лишь

экспериментальный характер.

В конечном итоге усилия немецких конструкторов все же принесли свои

плоды, и Германия получила вожделенные танки. Немцы несколько раз применяли

их на поле боя, но в мизерном количестве. Только один раз им сопутствовал

успех — 24 апреля 1918 года под Виллер-Бретонне, когда при большом

наступлении кайзеровских войск они использовали 15 А7У и около 20 трофейных

английских машин. Тогда 13 немецких танков повели в атаку 4 пехотные

дивизии, которые добились значительных результатов.

За время войны в Германии успели сформировать 8 танковых рот, но только 3

из них были оснащены отечественной техникой — по 5 машин в каждой.

Тяжелый танк А7У

Для организации и объединения работ по созданию германского танка 13

ноября 1916 года была создана техническая комиссия, которую возглавил

генерал Фридрихе — руководитель 7-го (транспортного) отделения Общего

управления Военного министерства. Это отделение, образованное в октябре

1915 года и именуемое сокращенно А7У, выступало в роли заказчика боевых

машин. В комиссию вошли также представители известных фирм — Г. Вильгельм

(«Опель»), К. Шипперт («Даймлер») и директор МАО/АЕО Юнг. Руководителем

конструкторских работ по решению комиссии назначили главного инженера

Опытного отделения Инспекции автомобильных войск 46-летнего капитана Йо-

зефа Фольмера. Он имел большой опыт разработки автомобилей различных типов,

в военном ведомстве успешно вел работы по повышению проходимости

грузовиков. В группу Фольмера вошло около 40 конструкторов от различных

фирм.

Поначалу немцы заимствовали английское название «1апк», затем появились

«рапгегжадеп», «рапгегкгаПжадеп» и «катр^уадеп». А 22 сентября 1918 года,

то есть незадолго до окончания войны, официально был утвержден термин

"з(игт-

рапгегоадеп».

Взгляды Военного министерства и

высшего командования на назначение этой машины значительно расходились.

Скептицизм командования в отношении танков и нежелание тратить средства

попусту породили решение о разработке универсального шасси. 15 ноября

сформулировали требования к гусеничному самоходному шасси, которое можно

было бы использовать для танка и трактора или грузовика. При этом машина

должна была развивать скорость до 12 км/ч, преодолевать рвы шириной 1,5 м и

подъемы крутизной 30°. Заметим, что практически в то же время по такому же

пути пошли в Италии, создавая опытный тяжелый танк «Фиат 2000». Только к

концу 20-х годов окончательно стало ясно — создать полноценный танк на

шасси трактора или использовать танк как трактор невозможно.

К участию в этом проекте привлекались фирмы «Даймлер», «Бюссинг», NА^,

«Бенц» и «Опель». В разработке ходовой части участвовали представитель

фирмы «Холт-Катерпиллер» X. Стайнер и берлинская фирма «Брасс унд Херш-

тетт». Несмотря на скептицизм Ставки, поддержка Военного министерства

обеспечила средства для проведения работ.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты