Рефераты

Преступность среди несовершеннолетних

расширения рамок санкций, предусматривающих лишение свободы. Это само по

себе тревожно. Но куда тревожнее, когда обыденное сознание начинает

связывать лавинообразный рост преступности с процессами демократизации,

усматривая в этом источник всех бед. Не сродни ли сему и бездумное, иногда

злое, нетерпимое отношение к побывавшим в заключении, часто основанное на

стереотипах. Они образуют предвзятое, опирающееся не на рациональное

осмысление явления, а на выведенное из стандартизированных суждений и

ожиданий мнение, которое отражает установку определенных общественных

групп.

В силу особенностей Хабаровского края, львиная доля опрошенного

населения (85%) располагает известным опытом общения с ранее судимыми.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Являются ли ранее судимые социально

опасными?», %

|Варианты |Пол |

| |Женщины |Мужчины |

|Да |38,2 |55,2 |

|Нет |20,0 |19,6 |

|Не знаю |41,8 |25,2 |

Хотя 48,4% респондентов воспринимают их спокойно, позиция многих —

свидетельство настороженности (24,2%) или ярко выраженного неприятия как

потенциальных преступников (27,8%). Социальную опасность отбывших уголовное

наказание видят реальной около половины опрошенных. Отчетливее всех

придерживаются такой точки зрения работники правоохранительных органов,

руководители, служащие, горожане, т.е. те, от кого чаще, чем от остальных

зависит судьба этих людей. Возможность установления с ними родственных

связей приемлема только для 8,2%; основная же масса пытается свести всякие

контакты до минимума. Примерно 1/5 высказалась совершенно категорично: не

желаем иметь рядом с собой бывших заключенных. Здесь явно обнаруживается

противоречие мнению большинства (62,6%) о нецелесообразности ограничения

места жительства таких граждан.

На уровне общих рассуждений респонденты мыслят гуманно. Но когда дело

касается их лично, взгляды нередко меняются. Стереотипизированное мышление

не вникает во всевозможные подробности и «тонкости» (скажем, за что и на

сколько осужден человек), оно подавляется одним соображением — был в

тюрьме, значит преступник, во всяком случае скрытый злоумышленник.

Общественное предубеждение создает у подвергаемых гонениям острое ощущение

своей социальной исключительности и отринутости, что, естественно, сближает

между собой, заставляет держаться друг друга. Неприязнь, а подчас

откровенная враждебность к этим «изгоям» может быть источником разного рода

конфликтов, возникновения криминогенной обстановки, провоцирования

рецидивной преступности.

В ходе опроса выделялась позиция женщин по ряду пунктов. Пример тому —

распределение приводимых респондентами ответов на один из заданных вопросов

(табл. 3). Женщины более лояльны, терпимы, не очень категоричны к

осужденным в прошлом. Очевидно, сказываются психологические свойства и то

обстоятельство, что среди женщин немало матерей, жен, подруг тех, кто

находился или находится в местах лишения свободы. Поэтому они менее

подвержены влиянию стереотипа.

Сами ранее судимые, оценивая отношение окружающих, бесспорно, не могут

не замечать, что все-таки многие пробуют им помочь: в первую очередь родные

(45,9%) и друзья (27,1%), гораздо реже — коллеги по работе и учебе (10%),

соседи (6,5%).

Утверждение морально-нравственных ценностей в сознании бывших

заключенных — неотъемлемая составная их социальной реадаптации. Совершивший

преступление и понесший за это кару человек сразу по освобождении

оказывается в трудных социальных условиях. В первое же после «отсидки»

время он, и без того униженный и оскорбленный самим наказанием, неизменно

вынужден считаться с положением гонимого и отверженного. Ложная

нравственность общества создает для него, недавнего преступника, особые

нормы бытия. Таков социальный отголосок прежней судимости.

В оценке жизненных перспектив ранее судимые обычно проявляют

сдержанность, характеризуя таковые как неопределенные, неясные (43,5%).

Питают надежду на решение своих проблем 17,6%. С разной интенсивностью, у

многих опрошенных возникает ощущение своей ненужности, несправедливого к

ним отношения (48,8%).

Сложность их корреспондирования с окружающим миром, отчужденность

иллюстрируются и тем фактом, что 80% или не очень обращают внимание на

общественное мнение о себе, или вовсе выражают полнейшее безразличие. А это

не что иное как потеря доверия к обществу, его гуманности, объективности,

неприятие его установок. Итог закономерен — механизм воздействия на процесс

реадаптации становится трудноуправляемым.

Молодым людям, склонным к совершению преступлений, свойственен разрыв

между теми нравственными ценностями, которые они вроде бы признают, и теми,

которым фактически следуют. Показатель возможности рецидива — отношение к

требованиям закона. Лишь 14,1% респондентов считают их выполнение

необходимым; 30,6% готовы им следовать до тех пор, пока не затрагиваются

собственные интересы. Оттого-то вряд ли можно считать основную массу

выходцев из исправительно-трудовых учреждений законопослушными гражданами.

Готовность преступить закон — прямой путь к рецидиву.

Нельзя не отметить в качестве одного из самых серьезных обстоятельств,

затрудняющих реадаптацию, мощное действие субкультуры, процветающей в зонах

изоляции правонарушителей, нередко привязывающей случайно оступившихся

накрепко к преступной среде. Приведенные в табл. 4 данные опроса

подростков, воспитывающихся в колонии, подтверждают вывод о том, что места

лишения свободы служат средоточием активно возрождающихся и

пропагандирующихся уголовных традиций, там велико влияние «воров в законе»

на основную массу осужденных, особенно молодежь. Оно проникает, как видим,

и в исправительно-трудовые учреждения, где содержатся несовершеннолетние.

Таблица 4

Восприятие заключенными уголовной субкультуры в зависимости от отбытых

сроков лишения свободы, %

|Степень |Срок пребывания в неволе |

|популярности у | |

|воспитанников | |

|колонии традиций, | |

|обычаев уголовного| |

|мира | |

| |от 1 до|около 6|от 6 |от 1 |от 1,5 |от 2 до|

| |3 мес. |мес. |мес. до|года до|до 2 |3 лет |

| | | |1 года |1,5 лет|лет | |

| | | | | | | |

| | | | | | | |

|Очень популярны |13,0 |10,7 |10,3 |2,7 |6,7 |10,5 |

|О них знают и их |18,5 |17,9 |17,5 |24,0 |10,0 |36,8 |

|придерживаются | | | | | | |

Неформальное социальное окружение рассматривается как особый источник

воздействия на систему взглядов, ценностных ориентации и стереотипов

поведения, особенно молодых людей, которые и составляют основную массу

освобожденных из ИТУ. Анализ данной сферы социальной среды представляется

особенно актуальным, ибо речь идет о процессе социальной адаптации, который

предполагает, прежде всего, восстановление социально полезных связей и

правового статуса гражданина в полном его объеме. Освобожденные из мест

лишения свободы молодые люди проявляют в общем естественное стремление к

дружескому общению, к совместному времяпрепровождению и установлению самых

разнообразных контактов, в первую очередь со сверстниками и иными лицами, с

которыми им интересно проводить время.

Обращает на себя внимание тот факт, что 32,9 % освобожденных заявили о

своих постоянных связях с ранее судимыми лицами, которым отдавалось

предпочтение по сравнению с несудимыми. Иными словами, только один из семи

освобожденных не имел вообще в своем ближайшем окружении судимых лиц.

Неформальные связи с лицами, характеризующимися аморальным и

противоправным поведением, чаще всего возникают по месту жительства (26,4 %

опрошенных), а также по месту работы и учебы (19,3 %). Бытовые трудности,

ослабление семейного и внесемейного контроля, конфликтные взаимоотношения в

трудовом или учебном коллективе выталкивают таких лиц в неформальные

группы, имеющие антиобщественную направленность.

Об этом, в частности, свидетельствует и то, что 17 % изученных нами

лиц, осужденных повторно за групповые преступления, были знакомы с

соучастниками непродолжительное время: познакомились либо непосредственно

перед совершением преступления, либо знали друг друга не более месяца (17 %

освобожденных).

Таковы основные проблемы, встающие перед многими освобожденными от

отбывания наказаний, связанных с лишением или ограничением свободы.

Ослабление их остроты и по возможности нейтрализация, а также создание

нормальных условий для социальной работы — важнейшая задача

государственных органов и общественности, основное направление

предупреждения рецидивной преступности.

2.2. Правовые последствия судимости.

Освобождение от отбывания наказания означает отмену всех

правоограничений, вытекающих из содержания назначенного наказания. В то же

время из текста уголовного закона (ст. 86 УК РФ) следует, что сам факт

осуждения лица за совершение преступления к определенному наказанию либо

факт осуждения и отбытия им определенного наказания в предусмотренных

нормами права случаях порождает особое правовое положение (состояние)

осужденного (освобожденного), именуемое судимостью. Юридическое значение

судимости заключается в том, что она выступает основанием применения

некоторых правоограничений, предусмотренных федеральными законами. Как

правило, лицо, отбывшее наказание, считается имеющим судимость в течение

времени, продолжительность которого зависит от характера совершенного

преступления и вида отбытого наказания.

Например, лица, осужденные к лишению свободы за преступления небольшой

или средней тяжести, считаются судимыми в течение трех лет после отбытия

наказания, а лица, осужденные к лишению свободы за тяжкие преступления, - в

течение шести лет после отбытия наказания. Если осужденный в установленном

законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или

неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то

данный человек считается судимым в течение срока, исчисляемого исходя из

фактически отбытого наказания, т.е. с момента освобождения от отбывания

основного и дополнительного видов наказания.

Понятия погашение и снятие судимости не следует путать. Для погашения

судимости не требуется ни специального решения суда, ни иного документа,

удостоверяющего этот факт. Погашение судимости наступает автоматически по

истечении указанных в законе сроков после отбытия наказания либо по

истечении испытательного срока при условном осуждении. Наряду с погашением

судимости существует положения связанные со снятием судимости. Так ч.5 ст.

86 УК РФ устанавливает, что если осужденный после освобождения от наказания

вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него

судимость до истечения срока ее погашения.

Погашение и снятие судимости не следует путать с реабилитацией. Если

при погашении и снятии судимости речь идет о лице, которое правильно было

привлечено к уголовной ответственности и затем осуждено за совершенное

преступление, то реабилитация означает, прежде всего, отрицание факта

совершения преступления.

В юридической литературе правоограничения, вытекающие из судимости,

обычно подразделяют на две группы: уголовно - правовые и общеправовые.

Уголовно - правовыми последствиями судимости называют предусмотренные

нормами уголовного права правоограничения, применяемые в случае совершения

лицом, освобожденным от наказания, нового преступления. В соответствии с ч.

1 ст. 86 УК РФ судимость учитывается при рецидиве преступлений и при

назначении наказания. Например, наличие судимости при определенных

условиях, указанных в законе, может повлечь признание рецидива опасным либо

особо опасным. Это в свою очередь влияет на квалификацию преступления, вид

и размер наказания, вид исправительного учреждения при осуждении к лишению

свободы, ограничивает возможности условно - досрочного освобождения от

наказания и т.д.

Общеправовыми последствиями судимости называют предусмотренные нормами

не уголовного, а иных федеральных законов правоограничения для лиц, имеющих

неснятую или непогашенную в установленном порядке судимость. Они имеют ярко

выраженную предупредительную направленность, из-за чего их иногда называют

"криминологическими". Например, согласно ст. 19 Федерального закона "О

милиции" от 18 апреля 1991 года не могут быть приняты на службу в милицию

граждане, имеющие либо имевшие судимость; ст. 13 Закона РФ "Об оружии" от

20 мая 1993 года запрещает выдачу разрешений (лицензий) на приобретение

охотничьего и иного не боевого предназначения оружия лицам, имеющим

судимость за совершение умышленного преступления.

К общеправовым последствиям судимости относится также установление

административного надзора и контроля, но он устанавливается в отношении

только определенного круга освобожденных (см. п. 3.2).

Социально - правовое значение ограничений, вытекающих из судимости,

не следует преувеличивать. Пунктом 6 ст. 86 УК РФ установлено, что с

момента погашения или снятия судимости лицо, в прошлом судимое, признается

несудимым и все правовые последствия, которые были связаны с наличием

судимости, ликвидируются. Так, факт совершения лицом в прошлом

преступления, судимость за которое погашена или снята, при совершении

нового преступления не влияет на квалификацию последнего, не может

рассматриваться в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, не

учитывается судом при решении вопроса о рецидиве преступлений.

В статье 179 УИК РФ не тоже случайно указано, что лица, отбывшие

наказание, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены для

граждан Российской Федерации. Воспользовавшись приведенными выше примерами,

можно сказать, что если лицо, освобожденное от наказания и имеющее

судимость, не совершает новых преступлений, не стремится поступить на

службу в милицию или приобрести в личную собственность оружие, а также не

нарушает правил административного надзора, если в отношении него установлен

последний, то фактически его правовой статус не имеет отличий от

общегражданского.

Глава 3. Условия, способствующие адаптации лиц, освобожденных от наказания.

3.1. Права лиц, освобожденных от наказания в России и за рубежом.

Пенитенциарное законодательство многих государств предусматривает

систему отпусков осужденным к лишению свободы. Условия и основания их

предоставления являются самыми различными. Это связано с многочисленными

факторами и в первую очередь непосредственно с различными видами режимов

отбывания наказания и установленными правилами содержания осужденных. Эти

же обстоятельства относятся и к продолжительности увольнений и отпусков. В

одних случаях их величина может устанавливаться несколькими часами, в

других - их продолжительность может быть установлена законом до нескольких

недель.

Общим для предоставления поощрительных отпусков осужденным является

то, что они устанавливаются за правомерное поведение в местах заключения и

только тем, кто становится или встал на путь исправления, а также тогда,

когда у персонала тюремного учреждения имеется убежденность в том, что

поощряемое лицо не совершит какого-либо правонарушения.

Государства, заключая международные соглашения по пенитенциарным

вопросам, стремятся выработать универсальные стандарты с последующим их

закреплением в своем законодательстве с целью применения соответствующих

международных правил в национальной практике.

Третий Конгресс ООН по предупреждению преступлений и обращению с

заключенными, состоявшийся в августе 1965 года в Стокгольме, отметил, что

во многих странах в целях либерализации режимов исправительных учреждений и

ресоциализации осужденных широко применяются кратковременные отпуска.

Предоставление их является не просто льготой или наградой, которую можно

заслужить добросовестным отношением к работе и соблюдением правил,

установленных в местах лишения свободы. Разрешение отпусков - один из

приемов возвращения правонарушителей к нормальной жизни. Отпуска служат

тому, чтобы постепенно приучить заключенного к идее свободной жизни и

убедить его в том, что он по-прежнему принадлежит к обществу, в которое ему

предстоит, в конце концов, вернуться.

"Пенитенциарный отпуск" - такова была главная тема, обсуждавшаяся в

1977 году в Страсбурге на III Конференции директоров пенитенциарных

администраций, в которой участвовали представители 19 государств. В

резолюции конференции отмечается, что предоставление отпусков осужденным

перед их освобождением из мест лишения свободы является залогом их

ресоциализации и служит целям борьбы с рецидивной преступностью.

В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 года,

подчеркивается необходимость постепенной подготовки заключенных к жизни на

свободе. Одной из форм такой подготовки рекомендуется "пенитенциарный

отпуск", во время которого заключенные подыскивают для себя работу,

устанавливают полезные связи, решают свои семейные дела и т.д. При каждом

заведении следует иметь социальных работников, заботящихся о поддержании и

укреплении желательных социальных отношений заключенного.

Наиболее распространенными в пенитенциарной зарубежной практике

являются специальные программы подготовки осужденных к освобождению. Они

предусматривают освобождение осужденного на несколько часов, на целый день

или даже на несколько дней для получения необходимых документов; беседы с

возможными будущими работодателями; подыскания жилья; посещения семьи;

посещения магазинов с целью ознакомления с ценами на необходимые товары; с

любой другой целью, которую можно считать способствующей будущему

приспособлению осужденного к жизни в обществе.

Приведем некоторые примеры регулирования института предоставления

отпусков заключенным в зарубежных странах.

В Канаде применяется порядок, согласно которому осужденным часто

разрешают отлучаться из тюрьмы под честное слово. По методу "постепенного

освобождения" осужденному, подлежащему освобождению под честное слово или в

результате истечения срока его тюремного заключения, разрешают ежедневно

или на ночь уходить из тюрьмы в течение определенного периода (от одной

недели до трех месяцев, предшествующих освобождению).

"Постепенное освобождение" обычно включает в себя разрешение посетить

магазины, совершить визит в банк для открытия текущего счета или

зарегистрироваться в национальном управлении по набору кадров, сходить в

церковь, навестить знакомых, принять участие в спортивных соревнованиях и

различных развлечениях. Нередко местные предприниматели предоставляют

осужденным временную работу на одну-две недели. В этом случае заключенный

каждый день свободно ходит на работу. Иногда осужденным разрешают уходить

каждый день из тюрьмы, чтобы найти для себя постоянную работу.

В Канаде существует три вида системы отлучек:

1. Система, которую начинают применять, когда осужденный отбыл половину

положенного срока тюремного заключения. Осужденным дают возможность

работать вне стен тюрьмы, посещать учебные заведения или принимать участие

в других видах деятельности, помогающих перевоспитанию. Осужденным женщинам

разрешается посещать свои семьи для выполнения домашних работ.

2. Система, которую начинают применять за некоторое время до истечения

срока тюремного заключения. Сюда входит разрешение работать вне стен

тюрьмы.

3. Система "постепенного освобождения". Применяется до наступления срока

освобождения под честное слово.

Раздел 26 Закона Канады об исправительных учреждениях тюремного типа

предусматривает временные отлучки, продолжающиеся не более 15 дней. Эти

временные отлучки разрешаются для посещения семьи как по соображениям

сострадания, так и в целях перевоспитания и приобщения осужденного к

нормальной жизни в обществе.

В Стране Кленового листа имеются различные постоялые дома,

предназначенные или для условно освобожденных заключенных, или для

заключенных, которым предоставлен временный отпуск без надзора.

В Норвегии отпуск за пределы тюрьмы предоставляется заключенному на

основании увольнительных записок. Их могут выдавать по истечении 1/3 срока

наказания. Увольнительная дается не более чем на пять дней. Время,

затрачиваемое на дорогу к пункту прибытия, в срок увольнения не включается.

Увольнение не является поощрением и должно предоставляться осужденному

независимо от его поведения в ходе отбывания наказания. Однако получение

увольнения не относится к правам осужденного. Это всего лишь элемент

исполнения наказания. Существует и другая форма увольнительных - "рабочие"

и "учебные". Их выдают тем осужденным, кто работает и учится вне тюрьмы.

Такие осужденные отправляются на работу или учебу из тюрьмы, а после

трудового дня возвращаются обратно.

Для поддержания физической и психической формы осужденных к длительным

срокам лишению свободы организуются специальные тренировки, которые длятся

четыре недели. Из них последние пять дней осужденные проводят вне тюремных

стен, на биваке. Считается, что именно такая форма контактирования с

внешним миром имеет особое значение для заключенных, попавших в алкогольную

или наркотическую зависимость.

Отпуска в зарубежных странах, как правило, применяются ко всем

категориям заключенных, независимо от назначенного им срока наказания,

тяжести совершенного преступления, но во всех случаях при наличии у них

устойчивого правомерного поведения, позитивной степени исправления и

твердой уверенности администрации учреждения в том, что заключенный в

период нахождения вне территории тюрьмы не совершит какого-либо

правонарушения и вернется в нее строго в срок. Основаниями для таких

отпусков могут быть различные причины, некоторые из них имеют объективный

характер, иные - специфичны.

Вступление России в ООН повлекло за собой и принятие конвенций ООН в

частности «о правах человека», в соответствии с которой и построено все

законодательство стран членов ООН. 8 января 1997 г. был принят новый УИК

РФ, статья 97 которого также предусматривает отпуска осужденным. В ней

говорится, что осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных

колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в

установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ

по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы

исправительных учреждений:

а) краткосрочные продолжительностью до семи суток, не считая времени,

необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными

обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника,

угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный

материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного

решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после

освобождения;

б) длительные на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным,

указанным в части второй статьи 103 настоящего Кодекса, или осужденным, не

обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, на срок, равный

времени ежегодного оплачиваемого отпуска.

Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных

колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных

учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок

до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно,

а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей - инвалидов вне

исправительной колонии, - один краткосрочный выезд в год для свидания с

ними на тот же срок.

Малая отечественная практика применения отпусков осужденным говорит о

том, что необходим дальнейший, более углубленный анализ процессов

общественной жизни, учет местных и национальных особенностей. В целом же

российской уголовно-исполнительной системе нужна научно обоснованная и

хорошо спрогнозированная программа развития института предоставления

отпусков осужденным.

Отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества нередко

приводит к разрыву социально полезных связей осужденного с семьей,

родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы и т.п.

Трудности, испытываемые лицом, отбывшим наказание, особенно в трудовом и

бытовом устройстве, могут подталкивать его к совершению новых преступлений.

Поэтому закон возлагает на администрацию исправительных учреждений по месту

отбывания осужденными наказаний в виде ареста, ограничения либо лишения

свободы обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению (ст.

180 УИК РФ). Представители администрации, ответственные за осуществление

воспитательной работы с осужденными, проводят с ними беседы, в ходе которых

выясняются намерения каждого конкретного лица в плане его жизнеустройства

после освобождения, ему даются необходимые рекомендации в свете положений

действующего законодательства. В законе отмечено большое воспитательное

значение таких собеседований, которые должны носить неформальный характер,

помогать осужденному принять правильное решение.

После того как намерения осужденного определятся, но не позднее чем за

два месяца до истечения срока ареста и за шесть месяцев до отбытия других

наказаний, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет

органам местного самоуправления и федеральной службы занятости по месту

предстоящего жительства освобождаемого письменное уведомление с информацией

о времени прибытия данного лица и предложениями относительно его бытового и

трудового устройства. В уведомлении, как следует из текста закона,

обязательно должна содержаться информация о наличии у освобожденного жилья,

о его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Если освобождаемые в силу пенсионного возраста или инвалидности

являются нетрудоспособными и нуждаются в специальном уходе, администрация

учреждения, исполняющего наказания, направляет органам социальной защиты

представление о помещении этих лиц в дома инвалидов и престарелых. К

представлению прилагается письменная просьба самих осужденных.

Помещение в специально организуемые для таких лиц дома инвалидов и

престарелых осуществляется органами социального обеспечения по месту

жительства освобожденного либо в ином месте в порядке, предусмотренным

действующим законодательством.

В целях способствования адаптации освобождаемых из мест ограничения

или лишения свободы к условиям жизни гражданского общества, а также из

соображений гуманности статья 181 УИК РФ предусматривает различные формы

материальной поддержки таких лиц в первый период после отбытия ими

наказания. В настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные,

содержащиеся в исправительных учреждениях, обеспечены оплачиваемой работой,

многие имеют низкие заработки. Поэтому к моменту освобождения они могут

нуждаться в материальной помощи. Эта помощь предоставляется администрацией

учреждения, исполняющего наказание.

Материальная помощь выражается прежде всего в оплате транспортных

расходов освобожденного, которые могут быть довольно значительными.

Освобождаемый получает бесплатный билет до конечного пункта по избранному

месту жительства.

Обычно освобожденным оплачивается проезд в общих железнодорожных

вагонах, но с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным

населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (в каютах 3

класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в

постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным

женщинам и женщинам, следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты

в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. По желанию осужденного, при

условии доплаты разницы в тарифе, ему могут быть приобретены билеты с более

комфортабельными условиями проезда.

На время следования в пути освобожденные обеспечиваются продуктами

питания или, по их желанию, деньгами по установленным нормам. Больные, а

также беременные женщины и женщины с малолетними детьми снабжаются питанием

исходя из норм, установленных в учреждениях для соответствующих категорий

осужденных.

Иные формы материальной помощи из числа предусмотренных законом

предоставляются только тем, кто в них нуждается. В частности, по заявлению

осужденного ему при освобождении бесплатно выдается одежда и обувь по

сезону. При наличии средств из специального фонда может быть выдано

единовременное денежное пособие в размере установленного законом

минимального месячного заработка (если Правительством Российской Федерации

не установлены иные суммы). Законом не запрещено использование в этих целях

и иных средств, например, из общественных фондов помощи осужденным,

создаваемых в учреждениях, исполняющих наказания, за счет финансовых

поступлений от благотворительных организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ освобожденный, как и все

граждане, имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и

семейную тайну. С учетом этого обстоятельства, а также неограниченного

права осужденных на переписку, закон в общем порядке не предусматривает

обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, сообщать о

предстоящем освобождении родственников осужденного и иных лиц, исключение

сделано лишь в отношении несовершеннолетних, беременных женщин и осужденных

женщин, имеющих малолетних детей (ст. 180 УИК РФ) ввиду того, что они

нуждаются в особой заботе со стороны государства, а также больных

осужденных, нуждающихся в постороннем уходе. При необходимости об их

освобождении ставятся в известность органы опеки и попечительства, органы и

учреждения Министерства здравоохранения РФ.

В первую очередь среди граждан об освобождении лиц из числа указанных

выше категорий осужденных извещаются их родственники, чтобы они могли

своевременно встретить освобожденных и сопроводить их к месту жительства.

При отсутствии родственников в тех же целях по просьбе осужденного о его

предстоящем освобождении могут быть извещены иные лица, достигшие

совершеннолетия и заслуживающие доверия.

При неприбытии родственников и иных лиц, способных сопровождать

освобожденного из числа больных лиц, нуждающихся в постороннем уходе,

беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также

несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, данное лицо направляется к месту

жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.

Статья 182 УИК РФ лишь в самой общей форме закрепляет права лиц,

освобожденных от наказания, на определенные виды необходимой социальной

помощи. Уголовно - исполнительное законодательство в этой части должно быть

дополнено соответствующими федеральными законами (например, есть проект

Закона РФ "О социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы").

Принятие подобного рода законодательных актов сдерживается прежде всего

отсутствием необходимых экономических условий. Однако не вызывает сомнения,

что в перспективе юридические возможности получения рассматриваемой

категорией лиц должной помощи будут расширяться. Определенные предпосылки

для этого заложены в действующих федеральных законах и нормативных правовых

актах органов исполнительной власти.

Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных

учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи

государственных органов, и в большинстве случаев им это удается. Вместе с

тем они вправе обращаться за содействием в органы федеральной службы

занятости по месту жительства. Статья 13 Федерального закона "О занятости

населения" от 19 апреля 1991 года относит лиц, освобожденных из мест

лишения свободы, к числу пользующихся повышенной социально - правовой

защитой. В соответствии с совместным указанием МВД РФ и Федеральной службы

занятости РФ от 28 сентября 1992 года освобожденные от наказания имеют

право первоочередного трудоустройства через центры занятости.

В период вынужденной безработицы гражданин, освобожденный от наказания

и зарегистрировавшийся в органе федеральной службы занятости, вправе

получать пособие, размер которого зависит от среднего заработка в период

отбывания наказания, но не может быть меньше установленного размера

минимальной заработной платы. Пособие выплачивается на условиях,

предусмотренных Федеральным законом "О занятости населения".

Нормы действующего законодательства о жилье не предусматривают каких-

либо особых или преимущественных прав на его получение лицами,

освобожденными от наказания, по сравнению с другими гражданами. Можно лишь

отметить, что при отсутствии жилья освобожденный вправе обратиться с

заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего

постоянного проживания для получения жилья в обычном порядке. Возможно

получение места в общежитии или иного ведомственного жилья,

предоставляемого организацией по месту работы.

Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за

гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в том

числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную

квартиру. Он может получать жилье по наследству, по договору купли -

продажи, дарения, приобретать земельные участки под застройку и т.п.

При наличии условий, указанных в законе, возможны: восстановление

утраченных прав на проживание в домах государственного, общественного и

муниципального жилого фонда; прописка (регистрация проживания) у

родственников, супругов и иных граждан. Как известно, по решению

Конституционного Суда РФ норма ст. 60 Жилищного кодекса РФ об утрате права

на жилье лицами, осужденными к лишению свободы, признана неконституционной

и не действует. Это дает освобожденным основание требовать восстановления

утраченного права на жилье в его реальном виде.

Наконец, в ряде регионов, по решению местных органов власти и

управления, отдельных организаций созданы Центры социальной адаптации,

предназначенные для временного проживания лиц, по каким-либо причинам не

имеющим жилья. В них могут обращаться и лица, отбывшие наказание. Так в

Санкт-Петербурге существует Центр социальных, психологических и правовых

исследований

(Иоанно-Претеченское православное братство Душеспасения)

Мужской приют для вышедших из заключения на 15 мест. Кризисная служба

психологической помощи. Антисуицидальная психотерапия для предотвращения

самоубийств среди вышедших из заключения. Для заключенных есть программа

"Год" (полгода подготовка заключенного к освобождению, полгода - адаптация

на воле). Проведение исследований и подготовка обучающих программ в области

профессиональной адаптации (врачей, учителей), адаптация людей после

религиозных тоталитарных сект, семейная терапия (коррекция отношений между

детьми и их родителями).

Также существуют государственные учреждения подобной направленности: Центр

социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы

Создан по инициативе мэрии Санкт-Петербурга в 1993 г.

Предоставляет временное жилье в мужском приюте на 40 человек (проживание до

6 месяцев). Оказывает помощь в трудоустройстве и содействие в получении

прописки.

Клиенты могут воспользоваться предоставляемыми услугами только при наличии

направления, взятого в районной наблюдательной комиссии и подписанного

заместителем главы администрации района.

Подобный дом ночного пребывания существует и в г. Екатеринбурге. Но

количество мест в нем ограничено, а желающие принимаются со всей области,

причем не только освобожденные от наказания, а и лица не имеющие жилья.

Также в Санкт-Петербурге существует Благотворительный фонд помощи

заключенным "Помощь" Зарегистрирован в 1994 г. Цель: создание условий для

реабилитации заключенных и освободившихся из мест лишения свободы,

адаптация их к условиям жизни в обществе, снижение уровня рецидивной

преступности.

Деятельность:

- содействие в решение проблем правовой защищенности осужденных, создание

общественного контроля над местами лишения свободы;

- оказание социальной, духовной и медицинской помощи заключенным, моральная

и материальная поддержка;

- содействие профессионально-техническому обучению заключенных, организация

рабочих мест, библиотек;

- помощь в обустройстве, содействие в поиске работы, гуманитарная помощь

(медикаменты, продукты питания, сигареты, одежда) освободившимся из

заключения;

- формирование положительного отношения в обществе к осужденным,

находящимся в местах лишения свободы, и освободившимся из заключения.

Работает над созданием реабилитационного центра для отбывших срок

наказания.

В 1995 г. был издан единственный номер газеты "Мертвая зона".

Приглашает журналистов принять участие в освещении тем, касающихся проблем,

связанных с местами лишения свободы. Подобное муниципальное учреждение есть

и у нас – это центр городской центр ресоциализации молодежи, вернувшейся из

ИТК и спецучреждений. Но этот центр один в городе.

Вообще по сравнению с Санкт-Петербургом в г. Екатеринбурге решение

проблемы реадаптации бывших заключенных далеко от совершенства.

3.2. Контроль над лицами, освобожденными от наказания.

Опыт борьбы с преступностью в России и многих других странах показал

целесообразность установления контроля за лицами, освобожденными от

отбывания наказания, в целях закрепления положительных результатов

применения к ним уголовно - правовых мер предупреждения рецидива

преступлений. В специальной литературе такой контроль называется

"криминологическим", "профилактическим", "посткриминальным",

"постпенитенциарным" и т.д. Его суть заключается в наблюдении за поведением

лица, освобожденного от наказания, с последующим сообщением об обнаруженных

нарушениях компетентному органу для принятия необходимых мер. Иногда

контролирующий субъект наделяется законом правом самостоятельного

применения некоторых превентивных мер.

Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, выходит за

рамки отношений, регулируемых нормами уголовно - исполнительного права.

Поэтому статья 183 УИК РФ лишь в общей форме указывает на его применение, а

подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном

законе, проект которого находится на стадии обсуждения. В настоящее время

контроль за некоторыми категориями лиц, освобожденных от отбывания

наказания и имеющих судимость, предусмотрен федеральными законами и

ведомственными нормативными правовыми актами.

Уголовным кодексом РФ (ч. 6 ст. 79) предусмотрен контроль за

поведением лица, освобожденного от отбывания наказания условно - досрочно,

в течение неотбытой им части срока наказания. Такой контроль осуществляется

в отношении военнослужащих командованием воинских частей и учреждений, а в

отношении других освобожденных - "уполномоченным на то специализированным

государственным органом". Точное название последнего, видимо, будет

определено нормативными правовыми актами в ближайшее время в соответствии

со ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Уголовно -

исполнительного кодекса Российской Федерации". Таким органом могут стать

уголовно - исполнительные инспекции.

Применяя условно - досрочное освобождение, как указано в ч. 2 ст. 79

УК РФ, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ч. 5

ст. 73 УК РФ. В этом случае орган, осуществляющий контроль за

освобожденным, должен следить за исполнением данным лицом возложенных на

него обязанностей, информировать суд о фактах их неисполнения.

В соответствии со ст. 13 Положения о комиссиях по делам

несовершеннолетних их районные (городские) звенья осуществляют наблюдение

за поведением досрочно освобожденных от отбывания наказания

несовершеннолетних. На основании ст. 27.1 названного Положения каждая

комиссия по делам несовершеннолетних, действующая по месту постоянного

жительства освобожденного из воспитательной колонии, должна до достижения

им 18-летнего возраста принимать меры к трудоустройству или направлению в

учебное заведение этого лица, а также контролировать его поведение.

На территории России еще действует Положение об административном

надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения

свободы. Такой надзор имеет целью предупреждение преступлений со стороны

данных лиц и оказание на них необходимого воспитательного воздействия.

Административный надзор является принудительной мерой и применяется в

отношении освобожденных от отбывания наказания совершеннолетних лиц:

а) осужденных ранее за совершение преступлений при особо опасном

рецидиве;

б) судимых ранее к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых

два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления либо

ранее освобождавшихся из мест лишения свободы условно - досрочно и вновь

совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания.

Надзор за ними устанавливается, если поведение данных лиц свидетельствует

об их упорном нежелании встать на путь исправления, приобщиться к честной

трудовой жизни.

К лицам, в отношении которых устанавливается административный надзор,

могут применяться следующие ограничения: а) запрещение ухода из дома

(квартиры) в определенное время; б) запрещение выезда или ограничение

времени выезда по личным делам за пределы района (города); в) запрещение

пребывания в определенных пунктах района (города); г) явка в милицию для

регистрации от одного до четырех раз в месяц. Ограничения применяются в

полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, семейного

положения, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность

поднадзорного.

Административный надзор устанавливается по месту жительства

освобожденного на срок от шести месяцев до одного года. В необходимых

случаях он может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше

сроков судимости. Вместе с тем предусмотрена возможность досрочного

прекращения надзора, если лицо положительно характеризуется по работе и в

быту.

В случае нарушения правил административного надзора поднадзорные могут

привлекаться к административной ответственности по ст. 167 Кодекса РСФСР об

административных правонарушениях с взысканием штрафа от 10 до 50%

минимального размера месячной оплаты труда.

Согласно ст. 4 упомянутого Положения об административном надзоре его

осуществление возлагается на органы внутренних дел. В соответствии с п.

3.3.7 Инструкции по организации работы участкового инспектора милиции,

утвержденной Приказом МВД РФ от 14 июля 1992 года, участковый инспектор

обязан контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения

свободы, установленных для них законом ограничений.

Следует отметить, что эффективность административного надзора как меры

предупреждения рецидива преступлений в настоящее время невысока вследствие

прежде всего большой загруженности участковых инспекторов милиции, отмены

уголовной ответственности за злостное нарушение правил административного

надзора. То есть освобожденные от наказания просто ходят и платят

административные штрафы и спокойно нарушают правила административного

надзора (ведь штрафы несущественные). В перспективе планируется заменить

его иными формами социально - правового контроля за лицами, освобожденными

от отбывания наказания.

Заключение

Условия жизни человека постоянно меняются и он постоянно должен

адаптироваться к тем или иным условиям: устройство на новую работу,

окончание учебного заведения, свадьба и т. д. – все это происходит в

нормальных условиях, вне изоляции от общества. Человеку же, который осужден

к изоляции от общества приходится адаптироваться к новым, кардинально

отличающимся от жизни на свободе, условиям ИТУ. После освобождения от

наказания человеку снова приходится адаптироваться к нормальным,

кардинально отличающимся от условий ИТУ, условиям свободы. При этом он

сталкивается с проблемами правового и социального характера. Значение

первых не так велико по сравнению со значением вторых. Следовательно нужно

обратить внимание на решение прежде всего проблем социального характера.

Таких как трудоустройство, обеспечение жильем, установление нормальных

отношений с семьей, с трудовым коллективом – с микросредой и пр. Начинать

социальную адаптацию нужно еще в стенах ИТУ, по примеру Запада. И такая

работа ведется созданными центрами социальной адаптации (ресоциализации)

лиц, освобожденных от наказания, но такие учреждения есть не во всех

городах, а в тех, которых есть их очень мало.

Условия освобождения от наказания способствуют социальной адаптации,

но эти условия существуют только на бумаге, а на деле осуществляются в

очень небольшом объеме. Это связано как с администрацией ИТУ, так и с

самими заключенными. По сути надо пересматривать всю уголовно-

исполнительную систему, переподготавливать кадры ИТУ, принимать новые

законы, и изменять общественное сознание, направляя его в позитивную

сторону.

Список использованных источников:

1. Большой юридический словарь/Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина,

В. Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 1997.

2. Зборовский Г. Е. Общая социология.

3. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации.// под ред.

Скуратова Ю. И.

4. Словарь по социальной работе.

5. Татидинова Т. Г. Социальная реадаптация бывших заключенных. СоцИс № 3

1992.

6. Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания

наказания. Харьков 1990.

7. Уголовное право России. Общая часть. Учебник. Под ред. А. И. Рарога.

Электронные издания:

1. Информационное приложение “Бывшие зеки” (список организаций помогающим

в адаптации бывшим заключенным в г. Санкт-Петербурге)

http://www.spb.ru/ptchela/i_org_r3.html

2. Комментарий к УИК РФ. http://rus-code.virtualave.net/

3. Фещук А. Зарубежное законодательство о предоставлении отпусков

осужденным. http://gw.rile.ryazan.ru/index

-----------------------

[1] Большой юридический словарь/Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В.

Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 1997.

[2] Словарь по социальной работе.

[3] Большой юридический словарь/Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В.

Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 1997.

5 Словарь по социальной работе.

[4] Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания

наказания. Харьков 1990.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты