Рефераты

Рынок высокотехнологичной продукции и его особенности в Самарской области

комплексом области. Им проводится разработка технических предложений на

автомобили, технико-экономические расчеты, обоснование проектов организации

автомобильного производства.

Нынешний научно-технический центр на АвтоВАЗе это, по сути дела,

инжиниринговая фирма, аналогов которой в нашей стране не существует. А

специалисты подобной структуры на "Опеле" признают, что концентрация услуг

у вазовского НТЦ выше, чем у них. Опытно-промышленное производство, также

входящее в состав научно-технического центра АвтоВАЗа, имеет возможность

ежегодно выпускать порядка 15 тысяч оригинальных и специальных автомобилей.

Здесь также отрабатывается технология сборки будущих серийных автомобилей.

Сейчас с конвейера ОПП сходит новая "Нива" ВАЗ-2123 для конструкторско-

технологической доводки модели. В 2003 году начнется отработка "Калины".

Действует и постоянно совершенствуется автополигон в окрестностях Тольятти.

"АвтоВАЗ" в 2001 г. увеличил выпуск машин на 9%. В конце 2001 года

принято Постановление Правительства РФ о возврате АвтоВАЗу залогового

пакета акций и порядке реструктуризации старого долга. Это важно для

АВТОВАЗа, как предприятия, определяющего свою инвестиционную политику,

работающего на фондовых рынках. Теперь у него появится возможность

размещать свои акции, делать облигационные займы - привлекать инвестиции

для развития производства. Согласно постановлению, изменен и график выплаты

реструктурированной задолженности. Основная сумма выплат теперь придется на

2010 г. и составит 1,4 млрд. рублей. Часть средств, высвободившихся в

результате изменения условий реструктуризации, вместе с заемными

средствами, АВТОВАЗ сможет использовать для постановки на производство

автомобилей семейства "Калина". В июне 2001 г. состоялось подписание

генерального соглашения между ОАО "АВТОВАЗ", корпорацией "Дженерал Моторс"

и Европейским банком реконструкции и развития о создании совместного

предприятия по производству легковых автомобилей. Решение о создании СП

"АВТОВАЗ-GM" вступило в стадию реализации проекта. Возводятся новые цеха,

ведутся монтажные работы на территории и в цехах Волжского автозавода.

Восемь автоматических и две поточные сварочные линии, 50 роботов предстоит

смонтировать и запустить в цехах сборочно-кузовного производства, чтобы,

начиная с мая 2002 г., обеспечить наладку основной технологии изготовления

кузовов для автомобилей "Шевроле-Нива". В 2001 г. продолжалось

реформирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На

ОАО "АВТОВАЗ" были созданы основные бизнес-единицы с центрами

ответственности, сформированы бюджеты каждой бизнес-единицы для четкого

распределения затрат и прибыли, сокращения издержек и, в конечном счете -

снижения себестоимости производства автомобилей. Большое внимание уделялось

работе с поставщиками, от которых на 70% зависит качество вазовских

автомобилей.

2.3.2 Химическая промышленность

Химическая промышленность - совокупность предприятий (фирм), научно-

исследовательских учреждений и проектно-конструкторских организаций по

разработке и производству продукции химического синтеза, полимерных смол,

пластмассовых изделий, производство текла и изделий из стекла и керамики.

Объем производства в химической промышленности России за 2001 год

составил 106,6% по сравнению с уровнем 2000 года[6].

Только часть химической промышленности может быть отнесена к

наукоемкому сектору: выпуск фармацевтических препаратов относится к

химической промышленности, а производство сложного медицинского

оборудования включается в приборостроение.

Возросли изготовление и поставка медицинским учреждениям России

широкой гаммы медицинской техники, оборудования, приборов и инструментария,

производящихся на предприятиях ОПК.

2.3.2.1 Химическая промышленность Самарской области

Химические предприятия области входят в число крупнейших российских

производителей удобрений. ЗАО Куйбышевазот ориентирует свою политику на

удовлетворение потребности отечественных сельхозпроизводителей в

минеральных удобрениях и является одним из крупнейших российских

поставщиков. ОАО Тольяттиазот сейчас дает почти половину российского

экспорта аммиака. В целях облегчения продвижения выпускаемой продукции на

мировой рынок предприятием будет продолжено строительство аммиакопровода и

морского терминала на Черном море. Средневолжский завод химикатов выпускает

широкий спектр химсредств защиты растений и стабильно расширяет свое

присутствие на рынке.

Химическая промышленность Самарской области переживает период,

который, по всей вероятности, представляет собой переход данной отрасли в

стадию стабильного роста.

В последние полтора-два года произошел всплеск химического

производства, причиной которому послужил отказ ряда западных стран от

производства некоторого вида химического сырья на своей территории по

соображениям экологической безопасности.

2001 год химическую промышленность области характеризует небольшой

спад производства, что вызвано установлением равновесия на рынке

химического сырья за счет того, что высвободившуюся нишу заняли предприятия

других регионов, в результате чего предложение и спрос на продукцию

химической отрасли уровнялись. Снижение физических объемов производства в

сопоставимых ценах составило 1,2 % к уровню 2000 г.

Необходимость наращивать производство после длительного простоя

вскрыла многочисленные недостатки отрасли: высокий расход сырья и энергии,

моральное старение и изношенность оборудования, высокий уровень выбросов

вредных веществ во внешнюю среду, высокая себестоимостью продукции,

усиление конкурентной борьбы на внешнем рынке, сложности с поставками

сырья, дефицит собственных оборотных средств, долги прошлых лет в бюджеты

всех уровней и иным платежам, "текучка" кадров, отсутствие резерва молодых

специалистов. Однако химическая отрасль Самарской области работает над

решением этих проблем.

Так на ОАО "Тольяттиазот" начата поставка оборудования французской

фирмой EXA-International для организации производства реакционных труб,

которые сейчас покупаются за рубежом, в промышленную эксплуатацию вступила

автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии "ТОК-С";

начато внедрение автоматизированной системы управления производством

"Галактика". Срок ее полного внедрения - май 2002 г., возводится второй цех

кирпичного завода, начато формирование сети по сбыту черепицы.

ЗАО "Куйбышевазот" в результате модернизации технологического процесса

по производству аммиака стало лидером по продуктивности среди российских

предприятий, выпускающих данную продукцию. Кроме того, пуск

реконструированной системы по производству другого ценного химического

сырья – капролактама, позволил повысить его качество, уменьшить выбросы

сернистого газа в атмосферу, снизить расхода сырья и тепловой энергии. В

одном из цехов в октябре-ноябре 2001 г. в полном объеме на новый

технологический режим вышла установка приготовления обессоленной воды,

работы на которой велись с 2000 года. В результате, значительно улучшилось

качество воды, достигнута экономия всех видов ресурсов. Решалась проблема

обеспечения производства бензолом, вызванная дефицитом его наличия на рынке

и его очисткой. Продолжались работы на строительстве нового производства,

предназначенного для собственной переработки капролактама в изделия,

пользующиеся спросом на мировом рынке. Активно ведется строительство

корпуса полимеризации полиамида ("Полиамид-6"), разработка проектной

документации. От немецкой фирмы "Хема Анлагенбау Гмбх", разработчика и

поставщика технологии и оборудования будущего производства, поступают

техническая документация и оборудование. Начат целевой прием молодых кадров

для работы на будущем производстве. Комплексная реконструкция оборудования,

проводимая германской фирмой NEAC в ноябре-декабре 2001 г., позволила

значительно улучшить качество выпускаемого предприятием карбамида, повысить

выработку, экономию электроэнергии.

На ООО "Тольяттикаучук" в конце сентября 2001 г. состоялся пуск нового

высокотехнологичного оборудования (сушильных агрегатов), ввод которого

позволит увеличить выпуск каучука на 25 тыс. тонн (12%) в год, и

высвободить значительные производственные мощности[7].

2.3.3 Информационные технологии

Информационные технологии - это ключевое направление развития всего

наукоемкого бизнеса. Видимо, концепция развития России в XXI веке будет

предусматривать внедрение информационных технологий во все сферы жизни.

По прогнозам экспертов, к 2015 году мировой внешнеторговый оборот

информационных технологий и услуг составит несколько триллионов долларов.

Россия должна участвовать в этом рынке и развивать собственный внутренний

рынок.

Успех наших конкурентоспособных разработок в авиации, космосе, атомной

энергетике, отдельных видах материалов сдерживается тем, что мы не можем

предоставить потенциальному потребителю соответствующее информационное

сопровождение этой продукции. Здесь играет роль и подготовка кадров, и

уровень организации работ на КБ и заводах. Надо проводить если не

технологическую революцию, то хотя бы перевооружение на базе новых

информационных технологий. Необходимо создавать пилотные центры, которые бы

стали пионерами в разработке и использовании технологий. На базе таких

центров возможно быстро реализовать весь цикл работ по информатизации, а

затем передавать их опыт менее продвинутым предприятиям. Стоимость

информационных технологий измеряется миллиардами долларов, но страна не

имеет таких средств, чтобы перевооружить сразу все отрасли. Нужны

приоритеты, в качестве которых могут выступать пилотные предприятия, на

которых будет отрабатываться сама идеология ведения бизнес-процесса.

Важно проследить место России в создании информационного общества.

Наша страна имеет, большое число программистов с высокой математической

подготовкой. Их работе необходима организация - создание офшорных зон,

предоставляющих льготы математикам, программистам, системщикам для

реализации того задела, который есть во многих институтах, и создания

программного продукта, соответствующего международным стандартам.

Необходимо присутствие в этих компаниях менеджеров, способных управлять

процессом.

Лучшие математики-программисты уезжают за рубеж, потому что не создана

среда, где они могли бы реализовать свой потенциал. Созданию такой среды и

должно заняться государственное агентство или федеральный центр под

руководством Министерства промышленности, науки и технологий, Российской

академии наук.

В этой работе чрезвычайно важным является участие государства. Опыт

всех стран, говорит о том, что бюджет финансирует не только фундаментальную

науку. Даже в США, где информационные технологии составляют более 5% ВВП,

до сих пор существуют государственные льготы, поддерживающие этот бизнес.

Потому что это стратегия развития страны на многие десятилетия.

Информационные технологии имеют и фундаментальную составляющую и

прикладную. Если финансировать только фундаментальную часть, то тогда не

замыкается технологическая цепочка. В этом и состоит главная проблема в

России: мы не можем выстроить ни одной замкнутой макротехнологической

цепочки. У нас есть либо первичные фундаментальные наработки, но нет

продолжения, либо есть приложение, но нет фундаментальной основы. Весь мир

развивается тем, что выстраивает макротехнологическую цепочку и на этой

основе прорывается на мировой рынок. Опыт Америки и Европы, а также

сегодняшнее состояние России, ее приоритеты и ее отставание в

информационных технологиях показывают, что до 40% перспективных прикладных

исследований должны финансироваться государственным бюджетом. Должны

создаваться специальные рисковые фонды, в Бюджете развития приоритетные

технологии должны быть выделены отдельной строкой.

Однако, несмотря на все трудности, наша страна развивает свои

информационные технологии и добивается в этой области неплохих результатов.

Так Россия вышла на третье место в мире по мощности производимых

суперЭВМ, обогнав европейские страны, где лидером является Швейцария, а

также Китай, который еще год назад опережал Россию. В строй введена

суперЭВМ производительностью свыше 1 трлн. операций в секунду.

Самый быстродействующий в мире процессор для компьютера создала не

американская Intel, а специалисты научно-технического центра Модуль. Они

создали нейропроцессор NM 6403. За один такт счета он совершает не 4

операции сложения, а 288.

Раскрученные американские процессоры считают в десятки раз медленнее,

а стоят в десятки раз дороже. Правда, изготовить этот нейропроцессор в

России просто невозможно. Его произвела по заказу россиян южнокорейская

фирма Samsung. Правда, лишь с десятой попытки она смогла добиться нужного

качества. Но выпускать российские нейропроцессоры будут в Японии. Компания

Fujitsu купила лицензию на их выпуск у россиян. Причем, это первый

известный случай, когда российские создатели лучшего в мире изделия не

прогадали и в маркетинге. По контракту с японцами, те будут платить

россиянам отчисления каждого выпущенного, (а не проданного)

нейропроцессора.

Одно из наиболее перспективных и быстроразвивающихся направлений в

информационных технологиях – электронная коммерция.

Инвесторы уверены, что киберпространство - это модель бизнеса

будущего. Покупатели медленно, но верно покидают торговые пассажи, делают

выбор в пользу онлайновых покупок, для осуществления которых не имеет

значения ни одежда покупателя, ни время[8].

Исследовательский центр Forrester Research констатировал наступление в

2000 г. бума электронной торговли: в соответствии с прогнозом ее объем

достигнет $ 327 млрд. (увеличение, в сравнении с 1997 г., на 233 %). В

Северной Америке объем электронной торговли в 2001 году увеличился на 45%

по сравнению с прошлым годом и составил $65 млрд. долл. Объем электронной

торговли в России за период январь-декабрь 2001 г, составил 285 млн. долл.

и с 1997 года возрос более чем в два раза. Это произошло за счет того,

что электронная коммерция обладает рядом преимуществ:

. Удобство. В кибер-магазинах двери никогда не закрываются. Согласно

проведенным недавно исследованиям Forrester Research, именно удобство

покупок является главным стимулом активного использования Web-

магазинов. Компания из Сиэтла REI (торговля товарами для отдыха)

получает около 30 % заказов в период с 22 часов вечера до 7 часов

утра, - и все это без дополнительных расходов на сверхурочную работу

сотрудников магазина, без дополнительных торговых представителей. На

"приманку" удобства пытаются поймать своих вечно спешащих клиентов и

электронные бакалейные магазины Peapod and Streamline.

. Экономия. Такие корпорации, как, например, Dell Computer Corporation и

General Electric используют Интернет для организации непосредственной

связи с поставщиками, производствами, дистрибьюторами и клиентами, что

позволяет им в максимальной степени сократить накладные расходы, а

значит и конечные цены на товары. Amazon.com получает деньги за

заказанный товар от обслуживающих кредитные карточки компаний на

следующий день и имеет возможность управлять денежными средствами до

момента оплаты счетов поставщиков (книжных издательств и различных

дистрибьюторов) еще 46 дней. При этом наибольшую выгоду получают все-

таки потребители, свободно "разгуливающие" по Web-сайтам в поисках

самых низких цен. Существуют даже специальные сайты, типа Compare.Net,

позволяющие клиентам произвести сравнения цен на более чем 10 тыс.

различных товаров.

. Выбор. Возможности Web-магазинов поистине безграничны. Их реальные

пределы - лишь размеры нашего мира. Достаточно заглянуть на такие

сайты, как CDNow и Virtual Vineyards, а затем сравнить их с тем, что

нам предлагают местные музыкальные или винные магазины. Географические

границы перестают быть серьезным препятствием, а фирмы-новички имеют

такие же преимущества, как и компании-старожилы.

. Индивидуализация. Благодаря способности компьютера комбинировать

полученную в сети информацию каким угодно образом, бизнес имеет

возможность в значительной степени персонализировать свои предложения

и даже свою продукцию. Так, сайт CNN позволяет посетителям самим

задавать профиль интересов в потоке новостей, причем сообщения

обновляются каждые 15 мин. Компания Dell предоставляет корпоративным

клиентам при покупке ПК возможность адаптации Web-страниц, известных

также как "премьер-страницы". Сайт компании Shell Oil отражает всю

текущую информацию о характеристиках товаров и ценах для клиентов.

. Информация. Упреки в адрес Web-магазинов в том, что им недостает

человеческого общения, во многом справедливы, но недостатки

десятикратно компенсируются объемом доступных посетителям данных.

Хороший сайт даст вам гораздо больше информации (причем в самой

удобной форме), чем вы получите в личной беседе с самым талантливым и

добросовестным продавцом. Так, например, посетившие сайт eToys

родители имеют возможность познакомиться с рекомендациями других

потребителей относительно представленных игрушек; сайт CDNow

предлагает прослушать демонстрационные записи. Кроме того, обмен

информацией, как правило, носит двусторонний характер. Всякий раз,

когда кто-то приобретает в Web-сети ту или иную вещь, компания

электронной коммерции получает и дополнительные маркетинговые данные.

Однако платить, так или иначе, приходится за все. Не является

исключением и электронная коммерция. Рост электронной торговли представляет

собой наибольшую угрозу для разного рода посредников, таких как

коммивояжеры, биржевые брокеры, страховые агенты, автомобильные дилеры и

даже традиционные розничные продавцы. Все компании опасаются, что, получив

в свои руки столь мощные рычаги воздействия, потребители потребуют

небывалого снижения цен. В конце концов, бизнес быстро усвоит, что простое

добавление к названию компании точки и трех букв (".com"), отнюдь не

является гарантией успеха. Преуспевание в сфере электронной коммерции

требует переопределения целей компании и серьезной реорганизации

бизнеса[9].

2.3.4 Авиационная промышленность

Под авиационной промышленностью (АП) понимается совокупность

предприятий (фирм), научно-исследовательских учреждений и проектно-

конструкторских организаций по разработке, производству, ремонту и

модернизации авиационных комплексов военного и гражданского назначения, а

также наземного оборудования авиационных систем.

Общий объем продукции авиационной отрасли составил в 1997 г. около 20%

к 1991 г. в сопоставимых ценах, доля военной продукции сократилась до 22-

23% от ее общего объема[10]. С 1998 г., в основном за счет экспортных

поставок, начался рост продукции. В 1998-1999 гг. общий объем продукции

вырос на 43,3%. Производство гражданской авиационной техники в 2001 г. к

уровню 2000 г. составило 110%.

Производство самолетов в значительной степени сдерживается отсутствием

платежеспособного спроса со стороны российских авиакомпаний, а также

ведущимися в настоящее время переговорами о приобретении в лизинг самолетов

"Боинг" и "Эрбас Индастри". В связи с этим, особую остроту приобретает

решение вопроса по организации лизинга отечественной авиационной техники, а

также отмены существующих льгот по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС,

полученных российскими авиакомпаниями при ввозе на таможенную территорию

Российской Федерации самолетов зарубежного производства.

Отечественная авиапромышленность полностью готова к серийному

производству конкурентоспособных самолетов нового поколения, в том

числе дальнемагистрального Ил 96-300, среднемагистральных Ту-204 и Ту-214,

ближнемагистральных Ан-38 и Як-42, транспортных Ан-124 и Ил-96Т.

2.3.4.1 Авиационная промышленность Самарской области

Одной из важнейших задач, стоящих перед экономикой Самарского региона,

является сохранение и развитие авиационной промышленности. Для выхода

авиационной отрасли из кризиса в течение последних лет предпринимался целый

ряд активных мер.

Так на этапе реализации находится целевая программа по развитию

авиации в Самарской области с 2001 по 2005 год, в которой основная ставка

делается на развитие малой авиации.

Приоритетными направлениями в решении этой задачи являются:

. выработка маркетинговой стратегии развития рынка авиационных услуг и

разработка приоритетных направлений его расширения и развития;

. разработка проектов нормативно-правовых документов в интересах

развития малой авиации, способствующих развитию системы эксплуатантов

и пользователей как основных субъектов малой авиации;

. сохранение и расширение инфраструктуры эксплуатации малой авиации;

. разработка организационных, финансовых и других технологий,

способствующих сохранению и применению имеющейся эксплуатационной

инфраструктуры для малой авиации;

. повышение уровня безопасности полетов малой авиационной техники;

. координация деятельности всех субъектов малой авиации, потребителей,

эксплуатантов, пользователей, разработчиков и производителей малой

авиационной техники, научных организаций и авиационных структур для

выработки и определения приоритетных направлений развития рынка услуг

малой авиации;

. научно-методическое, техническое обеспечение, включая подготовку

кадров, необходимое для удовлетворения потребностей рынка услуг малой

авиации;

. создание системы применения малой авиации в народно-хозяйственном

комплексе Самарской области.

Важным шагом в направлении сохранения и развития авиационной

промышленности области стала совместная работа губернаторов Ярославской и

Самарской областей, во время которой было достигнуто полное взаимопонимание

по целому ряду вопросов. Главы областей подписали соответствующий протокол

по направлениям работ, связанных с модернизацией двигателя Д 30 КУ-154М. В

этом же протоколе определены важнейшие направления работ и взаимодействия с

органами федеральной власти по другим самолетостроительным программам. В

частности, по программе освоения крупных узлов нового самолета Ту-334,

строительства нового легкого пассажирского самолета бизнескласса Ил-100 с

двигателями разработки АО «Самарский научно-технический комплекс» им. Д.Н.

Кузнецова.

Это предприятие показывает неплохие результаты: в 1998 году выполнено

работ на 122 млн. рублей, а в 2001 году - на 220 млн. рублей. Часть средств

от реализации двигателей НК-33 СНТК им. Кузнецова направляет на свои

проекты. Предприятие задействовано в двух федеральных программах.

Изготовлены 10 полноразмерных двигателей, один из которых подготовлен для

испытаний в 2002 году на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.

Сегодня в Самаре работают 15 предприятий и организаций,

подведомственных Росавиакосмосу. Общая численность работающих - около 50

тыс. человек. Суммарный годовой объем производства по итогам работы в 2001

году приблизился к 4,5 млрд. рублей. Объемы производства комплекса в 2001

году по сравнению с 2000 годом составили 127%. Наиболее высокие темпы

прироста достигнуты ОАО "Авиакор - Авиационный завод" (г. Самара) - 190,2%

и ОАО "Гидроавтоматика" (г. Самара) - 150,4%.

ОАО "Авиакор - Авиационный завод". В 2001 году выпущено продукции на

471 млн. рублей: реализовано 2 новых самолета, отремонтировано 15 самолетов

Ту-154М. В 2002 году планируется изготовить 2 новых самолета и

отремонтировать 16 самолетов Ту-154М.

Так, летом прошлого года на ОАО «Авиакор - авиационный завод»

состоялось инициированное Губернатором Самарской области совещание с

участием Генерального директора Российского авиационно-космического

агентства Юрия Николаевича Коптева по проблемам жизнедеятельности

предприятия и реализации самолетостроительных программ авиазавода в рамках

проекта федеральной программы «Развитие гражданской авиационной техники в

России до 2002 - 2010 гг. и на период до 2015 года». На совещании

прозвучала конструктивная критика в адрес разработчиков этой программы по

отдельным ее положениям и было предложено включить в нее проекты самарских

самолетостроителей.

Также 2001 году была проведена серия переговоров с ведущими

российскими разработчиками авиационной техники. Предметом обсуждения было

участие ОАО "Авиакор" в 9 самолетных проектах. Часть из них включена в

федеральную программу: Ту-334, Ту-354, Ту-324, Ту-330, Ту-136, Бе-200.

Руководство завода в качестве первоочередных наметило выполнение следующих

проектов: 1) завершение в 2002 году изготовления первого серийного самолета

Ан-140. Объем требуемых средств, кроме уже вовлеченных и полученных 25 млн.

рублей от администрации области, - 4,5 млн. долл.; 2) освоение производства

крыльев самолетов Ту-334 и Бе-200. Объем требуемых средств - 2,3 млн. долл.

ОАО "Авиаагрегат". Одно из наиболее устойчиво работающих и

развивающихся предприятий отрасли, крупнейший производитель шасси самолетов

в России. В результате конверсии на предприятии освоено изготовление

широкой гаммы гидравлических приводов, применяемых для

сельскохозяйственных, дорожных, строительных, железнодорожных механизмов и

машин.

ОАО "Гидроавтоматика". В последние годы освоено производство агрегатов

управления гидравлических, пневматических и топливных систем новых типов

самолетов, которые поставляются на опытные образцы Ан-70, Ан-140, Ту-334.

На очереди освоение комплектующих для самолетов, включенных в федеральную

программу развития гражданской авиатехники. В 2001 году поставлено 500

комплектов гидрораспределителей на ОАО "Россельмаш" для комбайна Дон-1500,

на 2002 год подписан договор на поставку 2,5 тыс. комплектов. На

Красноярский комбайновый завод отправлена опытная партия

гидрораспределителей для комбайна "Енисей".

2.3.5 Ракетно-космическая промышленность

Ракетно-космическая промышленность (РКП) - совокупность предприятий,

научно-исследовательских учреждений и проектно-конструкторских организаций

по разработке, производству, ремонту и модернизации боевых ракетных

комплексов и ракетных комплексов космического назначения, наземного

оборудования космических систем и образцов космической техники гражданского

и военного назначения. Условно РКП можно разделить на космический сектор,

выпускающий космическую продукцию, и ракетный сектор, производящий боевые

ракетные комплексы.

Затраты на гражданский космос в РФ относительно ВВП более чем в два

раза уступают расходам на невоенные космические программы в США. Если же

сравнивать абсолютные затраты в долларовом эквиваленте, то Россия уступает

Соединенным Штатам более чем в 22 раза. Для сравнения: в 1989 г. расходы

СССР на всю космическую деятельность составляли 13,8 млр. долл., что было

всего в 2,1 раза меньше в абсолютном эквиваленте, чем в США.

Последние четыре года в российской ракетно-космической промышленности

рост объемов производства составлял 15-20 процентов, в 2001 году рост

производства составил 2,5%.

Уже реализовано большое число интересных проектов в ракетно-

космической сфере: "Морской старт" (Sea Launch), в котором участвовал

Национальный институт авиационных технологий, Международная космическая

станция.

2.3.5.1 Ракетно-космическая промышленность Самарской области

Ракетно-космический комплекс Самарской области - это мощная система, в

которую входят предприятия и организации по разработке, производству,

испытаниям ракетных двигателей, их эксплуатации: заводы, конструкторские

бюро, испытательные центры, учебные заведения. Основной задачей в этой

сфере считается восстановление позиций самарского ракетно-космического

комплекса в разделении труда между российскими производителями ракетно-

космической техники.

Основное предприятие этой отрасли в Самарской области - "ЦСКБ-

Прогресс" постепенно начинает возрождать свои проекты, работы по которым

прекратились несколько лет назад. Сегодня запуск спутников становится

возможным за счет зарубежных партнеров, оплачивающих затраты ГНП РКЦ "ЦСКБ-

Прогресс", и средств "Росавиакосмоса".

Несмотря на то, что большинство научных проектов "ЦСКБ-Прогресс" были

разработаны в 80-е годы, своей актуальности они не потеряли и сегодня.

Космическая программа "Фотон", запущенная в "ЦСКБ-Прогресс" на базе

серийных космических аппаратов военного назначения в 1985 году по госзаказу

и первоначально использовавшаяся только советскими учеными, еще в конце 80-

х вызвала интерес ряда зарубежных стран. Соответственно, уже тогда эта

программа была выгодна с коммерческой точки зрения.

Эта программа действительно уникальна: космическая лаборатория "Фотон"

может взять на борт и возвратить на землю до 700 кг научной аппаратуры.

Такими характеристиками не обладает пока ни один космический аппарат в

мире. С помощью "Фотона" может быть проведен целый комплекс исследований и

экспериментов, результаты которых используются в дальнейшем для получения

чистых сплавов, чистых лекарств, а также для изучения поведения живых

организмов в условиях космического пространства.

Завод "Прогресс" обладает техническими возможностями для выпуска

одного-двух спутников в год, поэтому в советские годы "Фотон" запускался

ежегодно. За все время существования программы были запущены 12 спутников,

однако в последние годы практика ежегодных запусков прекратилась:

государство оказалось не в состоянии финансировать "Фотон" самостоятельно,

а потому вынуждено было ждать заказов на установку аппаратуры от

зарубежных партнеров, заинтересовавшихся проектом.

Программа "Фотон" на сегодняшний момент - пока единственный "живой"

коммерческий проект "ЦСКБ-Прогресс" в области научных космических

исследований, уже перешедший в стадию реализации. В то же время в арсенале

самарского РКЦ остались и другие разработки, способные заинтересовать

международное сообщество. Судя по всему, в связи с затянувшимися

переговорами по запуску Международной космической станции (МКС), на которой

предполагалось проводить исследования подобного рода, следующей

международной программой "ЦСКБ-Прогресс" станет реанимация проекта "Бион" -

спутника, разработанного в ЦСКБ в 1972 году для проведения биологических

экспериментов[11].

Совместный контракт с американским космическим агентством НАСА по

"Биону" прервался в 1998 году из-за политических разногласий двух стран,

однако в прошлом году переговоры были возобновлены.

На сегодняшний день серьезных подписанных документов по "Биону" пока нет,

однако продолжение переговоров планируется уже весной этого года. Состав

участников программы "Бион" еще шире: в проекте заинтересованы НАСА,

Японское космическое агентство и Китай. По всей видимости, схема

финансирования "Биона" будет аналогичной "Фотону", что позволит ГНП РКЦ

"ЦСКБ-Прогресс" стать головным предприятием в реализации еще одного

серьезного коммерческого проекта. Правда, еще не скоро: ориентировочные

сроки запуска "Биона" - 2003-2004 гг.

Еще одно предприятие ракетно-космической отрасли в Самарской области -

ОАО "Моторостроитель". В 2002 году этому старейшему в России предприятию

авиационного и ракетного двигателестроения исполняется 90 лет. По итогам

2001 года темп роста составил 118,5%, объем выпуска продукции превысил 1,2

млрд. рублей. Наряду с традиционной продукцией - ракетными двигателями для

ракет-носителей "Союз" и авиационными двигателями большой мощности для

стратегической авиации - предприятие активно развивает производство

приводов авиационного типа для использования в магистральных газопроводах и

в альтернативной энергетике. В 2002 году планируется значительно увеличить

объем выпуска продукции - до 2 млрд. рублей.

2.3.6 Радиоэлектронный комплекс

Радиоэлектронный комплекс - совокупность предприятий (фирм), научно-

исследовательских учреждений и проектно-конструкторских организаций по

разработке, производству, ремонту и модернизации оборудования и аппаратуры

для радио, телевидения и связи, ЭВМ, научного оборудования и приборов.

В 2001 г. уровень производства изделий электронной техники составил

103,9% к 2000 г. Это произошло за счет увеличения выпуска интегральных

схем, электровакуумных приборов, резисторов и коммутационных изделий, а

также оживления производства гражданской продукции в потребляющих отраслях

и роста экспортных поставок[12].

2.3.6.1 Радиоэлектронный комплекс Самарской области

К этой отрасли относятся предприятия средств связи, промышленной

электроники и вычислительной техники. С началом переходного периода,

снижения госзаказов, конверсии производства для предприятий данной сферы

наступили не самые лучшие времена. Сейчас ситуация меняется к лучшему.

Появилось множество перспективных разработок.

Так самарское ОАО "Трансформатор" было оценено как стабильное

предприятие, имеющее потенциал для наращивания объемов производства и

внедрения новых технологий. Предприятие, которое большое внимание уделяет

вопросам качества выпускаемой продукции, имеет международный сертификат

качества.

ООО «Протон» использовал кредитные средства для освоения опытного

производства сертифицированных промышленных приборов контроля качества

нефтепродуктов. В перспективе - проведение ОКР, разработка и опытное

производство встроенных приборов комплексного оперативного контроля

качества масла и бензина для инжекторных автомобилей ВАЗа.

Еще одна разработка предприятия - комплексная система контроля

пассажиропотока "СКП-1". Система предназначена для оперативного контроля и

учета числа пассажиров, перевозимых единицей транспортного

средства, движущегося по определенному маршруту. Принцип действия:

точный подсчет количества вошедших и вышедших пассажиров с помощью

специальных металлорезиновых датчиков, устанавливаемых на входные ступеньки

транспортного средства с последующей обработкой и сохранением данных в

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты