Совершенствование организации бухгалтерского учета расчетных операций за счет бюджетных и внебюджетных средств в системе образования
Совершенствование организации бухгалтерского учета расчетных операций за счет бюджетных и внебюджетных средств в системе образования
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...……………………………………………………………………
1. ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В
БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ ...…………………………………………………….
1.1. Бюджетная система и бюджетный учет, история развития ……….….
1.2. Бухгалтерский учет в бюджетной организации, особенности
ведения ...………………………………………………………………...
1.3. Новый порядок бухгалтерского учета в бюджетной организации
с учетом условий перехода на новую систему бюджетного учета …..
2. ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ № 2 ОТДЕЛА
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАРАСУНСКОГО ОКРУГА
МЭРИИ Г. КРАСНОДАРА – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ ….………………………………………………………..
2.1. Технико-экономическая характеристика ЦБ № 2 ………………….….
2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельности ЦБ № 2 за
1998-1999 гг. ……………………………………………………………..
2.3. Организация бухгалтерского учета и контрольно-ревизионной
работы в ЦБ №2 …………………………………………………………
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ УСЛОВИЙ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ
СИСТЕМУ БЮДЖЕТНОГО СЧЕТОВОДСТВА .………………………….
3.1. Особенности ведения расчетных операций в ЦБ № 2 ………………...
3.2. Учет расчетов с поставщиками, подрядчиками и заказчиками за
выполненные работы и оказанные услуги ...…………………………..
3.3. Учет расчетов с подотчетными лицами ………………………………..
3.4. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами ………………...
3.5. Учет расчетов с рабочими и служащими по оплате труда ……………
3.6. Учет расчетов с внебюджетными фондами ……………………………
4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ЦБ № 2 .…………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ …..……………………………………………………………..
2. ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ № 2 ОТДЕЛА
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАРАСУНСКОГО ОКРУГА
МЭРИИ Г. КРАСНОДАРА – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Технико-экономическая характеристика ЦБ № 2
Централизованная бухгалтерия № 2 отдела образования администрации
Карасунского округа мэрии г. Краснодара создана согласно решения исполкома
Совета народных депутатов Советского района г. Краснодара в 1971г. при
данном комитете. Вновь созданное учреждение было призвано объединить
разрозненное по школам и детским садам бухгалтерское обслуживание в одной
централизованной бухгалтерии, что давало значительную экономию бюджетных
средств, так как потребность в численности бухгалтерских кадров при
централизации значительно сокращается, немаловажную роль в этом сыграла и
частичная механизация учета, т.е. привлечение к обслуживанию машиносчетных
станций.
Для исследуемого бухгалтерского учреждения действующим
законодательством установлены свои специфические задачи и функции,
подлежащие выполнению в процессе деятельности. У централизованной
бухгалтерии, созданной при отделе образования, основной функцией является
бухгалтерское обслуживание школ, детских садов и других образовательных
учреждений. Данные бухгалтерского учета служат основанием для составления
периодической и годовой бухгалтерской отчетности.
Централизованная бухгалтерия также должна обеспечить:
- контроль за правильным, экономным и эффективным расходованием средств в
соответствии с ассигнованиями по утвержденным сметам и изменениями,
внесенными в них в установленном порядке;
- проверку правильности оформления документов и законности совершаемых
операций;
- своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения смет
с предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными лицами;
- своевременное начисление и выплату заработной платы работникам
обслуживаемых учреждений;
- сохранность денежных средств, контроль за сохранностью и правильным
использованием основных средств, МБП, материалов, продуктов питания и
других материальных ценностей, принадлежащих обслуживаемым учреждениям;
- составление и представление в установленные сроки соответствующим органам
бухгалтерской отчетности;
- проведение в установленные сроки инвентаризации денежных средств и
расчетов, а также имущественно-материальных ценностей, находящихся в
обслуживаемых учреждениях;
- составление совместно с руководителями обслуживаемых учреждений смет и
расчетов к ним;
- своевременное финансирование учреждений, ведущих бухгалтерский учет
самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет расходов,
своевременной выплатой заработной платы рабочим и служащим, правильной
организацией и постановкой бухгалтерского учета и составлением отчетности;
- проведение внутриведомственных документальных ревизий финансируемых
учреждений;
- хранение бухгалтерских документов и регистров учета, смет расходов и
расчетов к ним, а также других документов.
Внешнюю структуру управления учреждением можно рассмотреть на
следующей схеме (рис 2.1).
Рис. 2.1. Схема управления Централизованной бухгалтерией № 2
отдела образования Карасунского
административного округа
Централизованная бухгалтерия организуется в порядке, установленном
Советом Министров союзных республик в соответствии с "Типовым положением о
централизованных бухгалтериях бюджетных учреждений системы Министерства
просвещения СССР", утвержденного Министерством просвещения СССР по
согласованию с Министерством финансов СССР от 3 октября 1972 г. № 111 [15].
Централизованная бухгалтерия № 2 организована как самостоятельная
структурная единица при распорядителе кредитов отделе образования
администрации Карасунского округа мэрии г. Краснодара.
Структура производственной деятельности и управления централизованной
бухгалтерии представлена на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Схема внутреннего управления ЦБ № 2
ЦБ № 2 ведет бухгалтерский учет исполнения смет расходов обслуживаемых
учреждений – школ и детских садов, центра образования, а также учет
операций, связанных с финансированием подведомственных учреждений, ведущих
бухгалтерский учет самостоятельно, а именно д/с 184, сш 40, сш 69, сш 57,
сш 52.
При централизации бухгалтерского учета за руководителями
обслуживаемых учреждений сохраняются права распорядителей кредитов:
- заключать договоры на поставку товаров и оказание услуг: трудовые
соглашения на производство различных работ сторонними лицами. При этом
договоры и трудовые соглашения должны в обязательном порядке визироваться
главным бухгалтером централизованной бухгалтерии;
- получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды и
разрешать выдачу в подотчет авансов своим сотрудникам;
- разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой;
- самостоятельно расходовать на нужды учреждения по установленным нормам
материалы, продукты питания и другие ценности;
- утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, акты на списание основных
средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов в соответствии с
действующими законоположениями;
- получать от централизованной бухгалтерии необходимые справки и сведения
об исполнении сметы, а также разрешать другие вопросы, относящиеся к
финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
- подписывать первичные документы, служащие основанием для выдачи денег
(кроме банковских), товарно-материальных ценностей, а также изменяющие
кредитные и расчетные обязательства учреждения.
Бухгалтерский учет в ЦБ № 2 ведется способом двойной записи в
соответствии с инструкциями и методическими указаниями Министерства
финансов РФ и Министерства образования РФ.
Сводная годовая и периодическая отчетность, предусмотренная Положением
о бухгалтерских балансах учреждений и организация, состоящих на
государственном бюджете, составляется централизованной бухгалтерией и
подписывается руководителями учреждений, при которых она создана, и главным
бухгалтером.
Централизованная бухгалтерия с момента создания и по настоящее время
финансируется из местного бюджета.
Средства из бюджета на содержание самой бухгалтерии и учреждений, ею
обслуживаемых, выделяются на основании смет расходов, а также с учетом
фактического выполнения производственных показателей и использования ранее
отпущенных средств.
Численность работников централизованной бухгалтерии № 2
регламентирована штатным расписанием, утвержденным согласно Положения главы
городского самоуправления мэра г. Краснодара от 06.06.97г. № 954.
Количество фактически работающих можно видеть в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Численность фактически работающих в Централизованной
бухгалтерии № 2 по занимаемым должностям
(чел.)
|№ | |Количество |
|п/п |Должность по штатному расписанию |единиц |
| | | |
|1. |Начальник централизованной бухгалтерии |1 |
|2. |Главный бухгалтер |1 |
|3. |Заместитель главного бухгалтера |3 |
|4. |Руководители групп |4 |
|5. |Ведущие специалисты |8 |
|6. |Специалисты I категории |8 |
|7. |Специалисты II категории |7 |
|8. |Специалисты |7 |
|9. |Уборщица |1 |
|10. |Сторож |3 |
|11. |Кассир |1 |
| |Итого работающих: |44 |
Численность фактически работающих на настоящей момент составляет 44
человека, т.е. в настоящее время полностью укомплектован штат бухгалтерии.
До 2000 года бухгалтерский учет в централизованной бухгалтерии № 2
велся согласно Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и
организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Министерства
финансов Российской Федерации от 3 ноября 1993 г. № 122 [13]. С 3 марта
2000 года вступила в силу новая Инструкция по бухгалтерскому учету в
бюджетных учреждениях от 30.12.1999 г. № 107н [12].
Основные показатели, характеризующие деятельность централизованной
бухгалтерии № 2, видны из ниже приведенной табл. 2.2.
Сумма основных средств, находящихся в пользовании образовательных
учреждений, возросла на 2940,3 тыс. р., в том числе:
а) за счет бюджетного финансирования – на 686,6 тыс. р.;
б) приобретено основных средств за счет средств счета сумм по поручениям на
сумму 183,9 тыс. р.;
в) за счет специальных средств 23,9 тыс. р.;
г) оприходовано основных средств за счет средств шефской помощи 341,8 тыс.
р.;
д) введены в эксплуатацию, оценены и поставлены на учет объекты основных
средств на сумму 806,3 тыс. р.;
е) за счет принятия на баланс отдела образования имущества детского сада
стоимостью 20,9 тыс. р. и здания досугового центра на сумму 876,9 тыс. р.
В 1999 году выбыло основных средств на сумму 262,6 тыс. р., в том
числе:
а) списано по ветхости, износу, а также реализация ненужного имущества на
сумму 177,5 тыс. р.;
б) передано имущества закрытого на капитальный ремонт детского сада №47 в
другие учреждения округа на сумму 27,5 тыс. р.;
Таблица 2.2
Характеристика основных показателей работы
Централизованной бухгалтерии № 2
| |Показатели |
|Наименование показателей | |
| |Количество |Сумма |
| |1998 |1999 |1998 |1999 год|
| |год |год |год | |
|I. Объемный показатель | | | | |
|1.1. Количество обслуживаемых |35 |38 | | |
|учреждений, ед. | | | | |
|в том числе: | | | | |
|сады |10 |12 | | |
|школы |23 |24 | | |
|прочие |2 |2 | | |
|1.2. Количество работающих, чел. |2330 |2434 | | |
|1.3. Количество учащихся, чел. |20821 |20400 | | |
|в том числе: | | | | |
|группы продленного дня |2545 |3036 | | |
|1.4. Стоимость питания 1 учащегося в | | | | |
|школе, р. | | |1,25 |1,25 |
|1.5. Количество детей в ДДУ, чел. |1787 |1745 | | |
|1.6. Стоимость питания 1 ребенка в | | |8,06 |14 |
|ДДУ, р. | | | | |
|II. Материальная база, (тыс. р.) | | | | |
|2.1. Основные средства (по | | | | |
|первоначальной стоимости) | | |143454,|146132,6|
|в том числе: | | |9 | |
|износ основных средств | | | | |
|2.2. Малоценные и | | |46530,6|49720,7 |
|быстроизнашивающиеся предметы | | | | |
|2.3. Материалы | | | |2980,7 |
| | | |2308,4 |889,0 |
| | | |673,7 | |
|III. Бюджет – всего, (тыс. р.) | | |42188 |53920 |
|3.1. Код 110100 "Оплата труда | | | | |
|государственных служащих" | | |17238 |23463 |
|3.2. Код 110200 "Начисления на | | | | |
|заработную плату" | | |6638 |9032 |
|3.3. Код 110300 "Приобретение | | | | |
|предметов снабжения и расходных | | |2169 |2846 |
|материалов" | | | | |
|3.4. Код 110500 "Оплата транспортных | | |201 |132 |
|услуг" | | |201 |94 |
|3.5. Код 110600 "Оплата услуг связи" | | | | |
|3.6. Код 110700 "Оплата коммунальных | | |5094 |7737 |
|услуг" | | | | |
|3.7. Код 111000 "Оплата прочих услуг | | |2240 |1886 |
|и прочих текущих расходов" | | |6119 |7088 |
|3.8. Код 130300 "Трансферты | | | | |
|населению" | | |130 |205 |
|3.9. Код 240100 "Приобретение | | |2271 |1437 |
|оборудования и предметов длительного | | | | |
|пользования" | | | | |
|3.10. Код 240300 "Капитальный ремонт"| | | | |
в) списано недостач основных средств на счета виновных лиц на сумму 57,6
тыс. р.
Согласно данных пассива баланса (прил. 1) фонд в основных средствах
на начало 1999 года составил 96924,3 тыс. р., на конец отчетного года –
96411,8 тыс. р. Приведенные данные свидетельствуют об уменьшении фонда в
основных средствах на сумму 512,5 тыс. р. Данный факт объясняется износом
основных средств. Так на начало года износ составил 48 %, а на конец года –
51,6%.
Уменьшение на конец года фонда в основных средствах и увеличение
процента их износа является отрицательным фактором качественного состава
основных средств Это является сигналом для принятия мер по обновлению
основных средств и требует дополнительных средств на капитальный ремонт.
Анализируя обеспеченность образовательных учреждений материальными
ценностями (строительные материалы, моющие средства, продукты питания) на
основе данных бухгалтерского учета, следует отметить, что в 1999 г.
приобретено материальных ценностей на сумму 5292,9 тыс. р., в том числе:
а) за счет бюджетного финансирования 5185,1 тыс. р.;
б) за счет внебюджетных средств 107,0 тыс. р.;
в) за счет принятия на баланс д/с № 137 0,8 тыс. р.
Имеется дебиторская задолженность в сумме 402,4 тыс. р. По источникам
средств она распределяется следующим образом:
а) за счет спецсчета 46,0 тыс. р.;
б) за счет бюджета 356,4 тыс. р.
На конец отчетного года в активе баланса по статье "Расходы на
содержание учреждения" (балансовый счет 200) остались затраты,
произведенные в течение 1999 г. и не покрытые бюджетным финансированием, в
сумме 11194,5 тыс. р. (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Остаток фактических расходов, не покрытых финансированием в 1999г.
балансовый счет 200 "Расходы по бюджету на содержание
учреждений" на 01.01.2000г.
(р.)
|Наименование |Код |Фактические расходы |
|Оплата труда |110100 |2088259 |
|Начисления на заработную плату |110200 |803950 |
|Приобретение предметов снабжения и | | |
|расходных материалов |110300 |325259 |
|Оплата транспортных услуг |110500 |60738 |
|Оплата услуг связи |110600 |1300 |
|Оплата коммунальных услуг |110700 |4595395 |
|Прочие текущие расходы на закупку | | |
|товаров и услуг |111000 |144785 |
|Трансферты населению |130300 |2927797 |
|Капитальный ремонт |240300 |246983 |
|ИТОГО | |11194466 |
Таким образом, итоговая сумма табл. 2.3 показывает, из каких именно
расходов, не покрытых финансированием, состоит остаток балансового счета
200 "Расходы по бюджету на содержание учреждений" в разрезе кодов бюджетной
классификации.
В пассиве баланса на конец года по статье "Финансирование из бюджета
на расходы учреждения" (балансовый счет 230) отражен остаток средств в
сумме 362,1 тыс. р. (табл. 2.4). Итоговая сумма представлена следующими
составляющими:
1) остатки средств в материалах, приобретенных за счет бюджетных
средств для нужд учреждений образования в сумме 609,7 тыс. р.;
2) остатки средств бюджета, находящиеся в дебиторской задолженности
вследствие краж и хищений в учреждениях образования в сумме 37,0 тыс. р.;
Таблица 2.4
Расшифровка остатка по балансовому счету 230 "Финансирование
из бюджета на расходы учреждений" на 01.01.2000 г.
(р.)
|Дебет |Кредит |
|Б/с 178 | |Б/с 060-069 Остатки | |
|Кредиторская |7334844,91 |материалов, |609729,70 |
|задолженность | |приобретенных за счет | |
|Б/с 179 |1265849,33 |бюджета | |
|Кредиторская | |Б/с 170 Дебиторская |36995,51 |
|задолженность |34517,72 |задолженность | |
| | |Б/с 178 Дебиторская | |
|Б/с 160 |3202846,10 |задолженность |356462,94 |
|Кредиторская | |Б/с 171,159 | |
|задолженность | |Дебиторская |2525,91 |
|Б/с | |задолженность | |
|171,159,199,198,180 | |Б/с 200 Расходы, не |11194466 |
|Кредиторская | |покрытые | |
|задолженность | |финансированием | |
|ИТОГО оборот |11838058,06 |ИТОГО оборот |12200180,06 |
|Остаток по балансу на 01.01.2000 г.|362122 |
3) остатки средств бюджета, перешедшие в дебиторскую задолженность
вследствие произведенной предоплаты за коммунальные услуги, оказанные
учреждениям образования, и товары в сумме 356,5 тыс. р. В том числе
дебиторская задолженность за коммунальные услуги составляет 173,3 тыс. р.,
из них предоплата:
ЗАО ПГЭС "Краснодарэлектро" 33,4 тыс. р.;
АО САХ по уборке города 7,3 тыс. р.;
АО "Кравт" 7,0 тыс. р.;
КШП "Русь" 95,3 тыс. р.;
"Кубаньсвязьсервис" 24,2 тыс. р.;
КТЭЦ 6,1 тыс. р.
Прочая дебиторская задолженность составляет 183,2 тыс. р. Значительная
часть этой задолженности, а именно 136,9 тыс. р. – фактически дебиторской
задолженностью не является, т.к. материальные ценности от поставщика
получены работниками хозяйственной группы отдела образования сразу же после
перечисления денег поставщикам, но на отчетную дату накладные не
представлены в бухгалтерию. Дебиторская задолженность за мягкий инвентарь
для детских садов составляет 46,3 тыс. р. по ЗАО "Силуэт" в связи с
отсутствием у поставщика необходимого объема заказанных изделий;
4) остаток средств в дебиторской задолженности, возникшей вследствие
несвоевременного возмещения органами социального страхования суммы пособий
по листам нетрудоспособности, выплаченной работникам образования за счет
бюджетного финансирования в сумме 2,4 тыс. р., а также переплаты взносов в
Фонд медицинского страхования в размере 0,1 тыс. р.;
5) остаток бюджетных средств в расходах, не покрытых финансированием
на 01.01.2000 г., составляет 11 194,5 тыс. р.
Итого средств бюджета в остатках материалов и отвлеченных средств в
дебиторской задолженности 12200,1 тыс. р.
Кроме того на сумму остатка по счету 230 "Финансирование из бюджета на
расходы учреждения" оказывает влияние кредиторская задолженность в размере
11838,1 тыс. р., которая говорит о том, что деятельность образовательных
учреждений в 1999 г. поддерживалась также за счет выполненных в
соответствии с заключенными договорами работ и услуг без своевременной
оплаты поставщикам и подрядчикам в связи с отсутствием бюджетного
финансирования. В том числе:
1) по договорам на коммунальные услуги в сумме 4806,8 тыс. р.;
2) по договорам капитального ремонта в сумме 247,0 тыс. р.;
3) по договорам текущего ремонта в сумме 35,4 тыс. р.;
4) не выплачена компенсация на методическую литературу в сумме 2057,6
тыс. р.;
5) прочая кредиторская задолженность в сумме 188,0 тыс. р.
Кроме того, кредиторская задолженность за продукты питания, полученные
учреждениями образования, в сумме 1265,8 тыс. р., в том числе по
поставщикам:
КШП "Русь" 410,2 тыс. р.;
Общепит Пашковского РайПО 123,6 тыс. р.;
Динская птицефабрика 181,8 тыс. р.;
ООО " Росинка" 54,0 тыс. р.;
Магазин № 10 271,7 тыс. р.;
ООО "Вента" 223,3 тыс. р.;
Колхоз "Пожарский" 1,2 тыс. р.
Имеется кредиторская задолженность по расчетам с подотчетными лицами в
размере 34,5 тыс. р. в виду недостаточного бюджетного финансирования,
возникшая за период 1997-1999 гг.
Так как срок выплаты заработной платы за декабрь 1999 г. установлен 12
января 2000 г., а начисление отражено в 1999 г., кредиторская задолженность
по заработной плате и перечислениям взносов во внебюджетные фонды,
начисленных от фонда оплаты труда, составляет 3202,8 тыс. р.
Таким образом, на балансовом счете 230 "Финансирование из бюджета на
расходы учреждений" должно быть отражено наличие бюджетных средств в
образовательных учреждениях, а именно средств в остатках материалов,
остаток денежных средств на расчетном счете, остаток денежных средств в
кассе, остаток средств в денежных документах. Фактически же в связи с
нестабильностью экономики, отсутствием достаточного финансирования, а
следовательно, наличием кредиторской задолженности, остаток средств
финансирования в размере 362,1 тыс. р. не отражает реальных остатков
бюджетных средств.
2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельности ЦБ № 2
за 1998-1999 гг.
Экономика бюджетных учреждений познается главным образом через анализ
исполнения их смет, дающий необходимые материалы для экономного
планирования расходов, повышения эффективности использования средств,
контроля за их правильным расходованием [28. С.54].
Проверка исполнения сметы позволяет сделать вывод прежде всего о
правильности утвержденной сметы по отдельным кодам и видам расходов и
получить материал для улучшения планирования. На некоторые расходы
бюджетных учреждений нет твердых нормативов. При планировании они
определяются, как правило, на уровне расходов, фактически сложившихся за
предыдущий год. В этом случае анализ отчета по данному виду расхода может
дать хороший материал, подтверждающий возможность принятия по плану
расходов на уровне фактически сложившихся либо, наоборот, доказывающий, что
в предыдущем году по этому виду расходов были излишества, поэтому
планировать их на уровне отчетных не следует.
Таким образом, анализ позволяет не только выявлять скрытые резервы,
обнаруживать нарушения режима экономии плановой и финансово-бюджетной
дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранять возможные потери и
необоснованные затраты.
Проведем анализ отчетов об исполнении смет расходов учреждениями
образования Карасунского округа на основании отчетных данных форм 2-нс по
своду расходов учреждений ЦБ № 2 (прил. 2), по своду расходов детских
дошкольных учреждений ЦБ № 2 (прил. 3), по своду расходов школ ЦБ № 2
(прил. 4).
При сопоставлении фактических и кассовых расходов за 1999 г. в целом
выявлено превышение фактических расходов над кассовыми в сумме 3319651 р.
или 6,3 % (прил. 5), в т.ч. по ДДУ + 1431851 р. или + 17,7 % (прил. 6), по
своду школ + 1593523 р. или + 4,1 % (прил. 7).
Так по коду 110100 "Оплата труда" свода учреждений образования
превышение фактических расходов над кассовыми в сумме 759792 р. или 3,2%, в
т.ч. по ДДУ 55412 р. или 7,3 % и по школам 620599 р. или 81,7 %, произошло
по причине того, что срок выплаты заработной платы за декабрь 1999 г.
установлен 12 января 2000 г., и на отчетную дату начисление заработной
платы работникам учреждений образования отражено в фактических расходах
1999 г., а в кассовых расходах эта сумма будет показана только после
выплаты заработной платы в 2000 г. Наибольший удельный вес в задолженности
составляют расходы по коду 110111 "Оплата труда гражданских служащих" в
размере 45,9 % и по коду 110113 "Дополнительная оплата труда гражданских
служащих" в размере 40 % (прил. 8).
Те же причины лежат и в превышении фактических расходов над кассовыми
по своду учреждений образования в сумме 292726 р. или 3,2 % по коду 110200
"Начисления на заработную плату", т.к. перечисление взносов во внебюджетные
фонды за декабрь 1999 г. также предусмотрено за счет кредитов будущего
года. В разрезе кода 110200 "Начисления на заработную плату" 75 % занимает
задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд, 11,3 % - в Фонд
социального страхования РФ, 10,4 % - страховые взносы в Фонд обязательного
медицинского страхования, 3,3 % - в Государственный фонд занятости РФ.
По коду 110300 "Приобретение предметов снабжения и расходных
материалов" фактические расходы больше кассовых на 1665663 р. или на
60,7%., в т.ч. по коду 110340 "Продукты питания" на 1512079 р. или 90,8 %,
что объясняется несвоевременной оплатой поставщикам за полученные детскими
садами продукты на сумму 1213001 р. или 80,2 % задолженности, по школьному
питанию групп продленного дня и классов выравнивания 299078 р. или 19,8 %.
Не характерно превышение кассовых расходов над фактическими по коду
110330 "Мягкий инвентарь и обмундирование на сумму 14548 р. или 41,6 %. Это
говорит о том, что бюджетные средства перечислены поставщикам, но товар не
получен. В силу субъективных причин поставщик мягкого инвентаря ЗАО
"Силуэт" не обеспечил полноту поставки товара в детские сады, и бюджетные
средства в отчетном 1999 г. использованы не рационально.
По коду 110400 "Командировки и служебные разъезды" произведены
фактические расходы в сумме 2603 р., не предусмотренные бюджетной росписью,
из них по школам 2153 р. или 82,7 %. Согласно приказа главного
распорядителя кредитов принят к учету авансовый отчет по командировке, на
отчетную дату расходы по командировке не оплачены.
Анализ фактических расходов по коду 110500 "Оплата транспортных услуг"
и оплата в 1999 г. за транспортные услуги, оказываемые учреждениям
образования, отраженная в кассовых расходах 1999 г., показывает, что
несмотря на обеспечение жизнедеятельности учреждений в отчетном году –
подвоз продуктов питания в школьные столовые, детские сады, доставка
учащихся п. Знаменский в школу – фактические расходы в сумме 322948 р. все
же меньше кассовых на 34805 р. Это объясняется погашением в течение 1999 г.
кредиторской задолженности за услуги, произведенные в 1998 г.
Недофинансированием объясняется разрыв между кассовыми и фактическими
расходами по коду 110600 "Оплата за услуги связи" в сумме 36388 р., в т.ч.
по школам 306381 р., по ДДУ 12522 р.
При наличии кредиторской задолженности на 1 января 2000 г. по коду
110700 "Оплата коммунальных услуг" в сумме 4634925 р. фактические расходы
превышают кассовые на отчетную дату всего на 393684 р., из них
задолженность по школам составила 306381 р., по ДДУ 32583 р. Здесь
наблюдается очевидный факт – нет наглядности в ведении учета кассовых и
фактических расходов отчетного 1999 г., т.к. кассовые расходы включают
суммы погашения кредиторской задолженности прошлых лет.
По коду 111000 "Прочие текущие расходы на закупку товаров и услуг"
кассовые расходы больше фактических на 98101 р. или на 14,7 %, в. т.ч. по
школам – на 95880 р. или 18,3 % и по ДДУ – на 5036 р. или на 25,2 %.
Основной причиной явилось погашение в 1999 г. кредиторской задолженности
прошлых лет, в т.ч. по текущему ремонту 72005 р., а также по коду 240300
"Капитальный ремонт" 214655 р.
По коду 130300 "Трансферты населению" фактические расходы превысили
кассовые на 451226 р. или на 6,7 %. Недофинансированы расходы на питание
школьников на 408333 р. или на 14 %. Это объясняется наличием кредиторской
задолженности комбинатам школьного питания. По коду 1303311
"Методлитература" при кредиторской задолженности на 1 января 2000 г. по
выплате компенсаций на литературу педагогическим работникам в сумме 2056700
р. превышение фактических расходов над кассовыми составило всего лишь 45501
р. или 1,5 %, что объясняется погашением кредиторской задолженности прошлых
лет.
В общей сумме отклонений фактических расходов от кассовых при
сравнении 1998 г. (прил. 9) и 1999 г. (прил. 5) наблюдается
необеспеченность финансированием неотложных нужд бюджетных учреждений.
Фактические расходы преобладают над кассовыми. В 1998 г. превышение
составило 6,7 %, в т.ч. по ДДУ – 17,8 % (прил. 10), по своду школ – 4,5 %
(прил. 11); в 1999 г. 6,3 %. Более детальная характеристика изменений
представлена в прил. 8 и прил. 12. И в 1998 г. и в 1999 г. удельный вес
задолженности по заработной плате сохраняется от 18,6 % до 22,9 %.
Приобретение предметов снабжения и расходных материалов недофинансировано в
1998 г. на 44,7 %, в 1999 г. – на 50,2 %. Увеличился удельный вес
задолженности за продукты питания детских садов в общей сумме задолженности
по данному коду расходов с 41,4 % в 1998 г. до 90,8 % в 1999г. Ухудшается
ситуация по расчетам за питание учащихся школ. Удельный вес в задолженности
за питание в 1998 г. составлял 62,7 %, в 1999 г. – уже 90,4 %.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что ЦБ № 2 ведет учет
кассовых и фактических расходов по текущим обязательствам и задолженности
прошлого года в единой форме 2-нс "Отчет об исполнении сметы расходов", что
означает невыполнение пункта 36 Письма Министерства финансов РФ от
15.02.1993 г. № 12 "О порядке составления годовой, квартальной и месячной
бухгалтерской отчетности учреждениями и организациями, состоящими на
бюджете" [9] об учете расходов, произведенных за счет продленных
ассигнований прошлого года, и составлении отдельной формы 2-нс. Ведение
отдельных форм учета позволило бы учреждениям образования произвести более
точный анализ исполнения смет и, соответственно, реструктуризацию
кредиторской задолженности по периодам ее возникновения и погашения.
Изменение сумм расходов за два изучаемых периода характеризуется
данными табл. 2.5.
Таблица 2.5
Анализ изменений кассовых и фактических расходов за 1998 и 1999 гг.
|Вид расходов |1998 г. |1999 г. |Темп прироста, % |
|Кассовые |40534814 |52569839 |+ 29,7 |
|Фактические |43251525 |55889490 |+ 29,2 |
Согласно представленным показателям, можем сделать вывод о том, что
наблюдается почти равномерный рост кассовых и фактических расходов в
течение двух последних лет. Так кассовые расходы в 1999 г. по сравнению с
1998 г. выросли на 29,7 %, а фактические – на 29,2 % с преобладанием темпов
роста кассовых в 1,7 раза, что является одним из факторов, влияющих на
снижение кредиторской задолженности.
Помимо ассигнований из бюджета бюджетные учреждения в результате
своей хозяйственной деятельности привлекают также средства из других
источников, которые принято называть внебюджетными [41].
В ЦБ № 2 на субсчет 110 "Текущий счет сумм по поручениям" в 1998-1999
гг. относились следующие виды внебюджетных средств:
1) на содержание летних оздоровительных лагерей и питание ремонтных
бригад; 2) безвозмездные поступления; 3) средства, заработанные учащимися;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|