Рефераты

Современные подходы к пониманию государства

Современные подходы к пониманию государства

Современные подходы к пониманию государства.

(курсовик по «Теории государства и права»)

Содержание.

Содержание. 1

Теории происхождения государства. 2

Понятие и признаки государства. 4

Государство — это социальная структура, политическая организация. 5

Форма государства. 9

Функции государства. 20

Государство в политической системе. 35

Заключение. 40

Список литературы. 41

Теории происхождения государства.

Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это

обусловило разные точки зрения в объяснении причин возникновения

государства.

Одной из древнейших теории происхождения государства является

теологическая теории. Она объясняет возникновение и существование

государства Божьей волей. Согласно теологическим учениям, государство

служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть

вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени

Бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы

соответствуют божественной справедливости. В сохранившихся литературных и

историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая

теологическая теория уже нашла свое четкое выражение.

Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху

Средневековья и имела главной своей направленностью обоснование

превосходства церковной власти над светской. Начиная с IX—Х вв.

формулируется так называемая теория двух мечей, в соответствии с которой

для защиты христианства Богом были даны церкви два меча. Оставив себе один

меч, церковь передала светский меч монарху, поэтому он должен подчиняться

церкви.

Однако сторонники независимой власти монарха, напротив, утверждали,

что монархи получили свой меч непосредственно от Бога.

В России сторонником разделения власти церкви и власти главы

государства был Иосиф Волоцкий (в миру — Иван Санин), он считал власть

правителя божественным избранием.

Последователи договорной теории считали, что договор об образовании

государства заключался между каждым членом общества и государством. По

договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется

охранять их собственность и обеспечивать безопасность. Таким образом, не

божественная воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной

образования государства.

Таким образом, современная точка зрения на генезис государства

позволяет сделать следующие выводы:

Государство возникает объективно, в силу внутренних потребностей

организации жизни обшинников-земледельцев и перехода первобытного общества

от присваивающей к производящей экономике, вызванного изменениями

материальных условий жизни общества, необходимостью учета вклада каждого

общинника в работу, распределения произведенных продуктов, организации

ирригационных работ и др. Оно не навязывается извне.

Раннеклассовое государство защищало интересы всего общества, всех его

слоев. Классовая природа государства определилась лишь со временем, после

появления классов и стремления некоторых из них поставить государство на

службу интересам данного класса.

Становление и развитие классов и государства идет параллельно. Не

только классы вызвали появление государства, но и государство стимулировало

появление классов — особого слоя учетчиков, «управленцев», осведомленных о

традициях, обычаях общества, обладавших умением организовать

земледельческое производстве, передающих эти знания и должности по

наследству.

В возникновении государства на определенном этапе сыграл большую роль

экологический фактор («неолитическая революция»).

Процесс государствообразования у различных народов не идет одинаково и

прямолинейно, он знает попятные и возвратные процессы, подвержен не только

объективному, но и субъективному воздействию, в том числе и случайностям.

Понятие и признаки государства.

Древнегреческий философ Платон (347 г. до н. э.) определял государство

как форму организации общества, устремленную к идеалу, наилучшему общежитию

людей, способных жить в мире и совместными усилиями утверждать тождество

нравственности, справедливости и духовности.

Считается, что термин «государство» вошел в научный оборот во времена

Н. Макиавелли (XVI в.).

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его

определение, предпринимаемые учеными, политическими деятелями, мыслителями,

сводились главным образом к перечислению наиболее значимых признаков

государства. Президент США В. Вильсон отмечал в 1889 г, что он «безуспешно

пытался найти определение государства».

Государство — это социальная структура, политическая организация.

Государство, по мнению Ханса Кельзена, в качестве политической

организации общества есть правопорядок. Но чтобы быть государственным,

правопорядок должен установить органы, которые функционируют по принципу

разделения труда, создают и применяют нормы права, образующие этот

правопорядок. Традиционно теории государства включают в понятие

«государство» 3 элемента: население, территорию, государственную власть.

Многие исследователи подчеркивали, что государство — это объединение,

корпорация, общность людей, проживающих на определенной территории и

подчиненных политической власти, способной применять принуждение.

Характеристикой государства является и время, так как государство

существует не вечно, оно существует в пространстве и времени.

Рассматривая государство с разных позиций — философских, исторических,

социологических, юридических, географических и др., можно выделить лишь те

или иные аспекты (характеристики) государства. Например, юридический подход

позволяет вычленить следующие основные признаки государства, которые можно

отнести к общепризнанным:

. наличие публичной (политической) власти, располагающей специальным

аппаратом управления и принуждения;

. территориальная организация населения;

. государственный суверенитет;

. всеобъемлющий, общеобязательный характер актов, издаваемых государством;

. налогообложение и взимание налогов.

Характеристика юридических признаков государства.

Публичная власть — один из ведущих признаков государства. Как

известно, власть в первобытном обществе не носила политического характера,

так как родовая община не была дифференцирована по интересам и

потребностям. Они были одинаковы у всех и сводились к выживанию и

воспроизводству человечества. И только с разделением общества на различные

группы, слои, классы у индивидов появляются разнообразные интересы,

регулирование которых означает политику.

Выступая в роли арбитра между различными слоями и группами населения,

государственная власть приобретает политический характер. Но она не

представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделена

от него, приобретает самостоятельность (автономность) по отношению к другим

источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение

властных полномочий — на отдельную личность (монарха, президента) или на

какой-либо орган, — они действуют от имени государства в качестве его

органов, представителей, на которых возложено выполнение публичных функций.

Публичная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных

служб, органов, образующих государственный аппарат. Для этого аппарата

характерны:

1) осуществление управления обществом;

2) обладание властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

3) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном

аппарате служит профессией;

4) право принятия общеобязательных для исполнения актов.

Территориальная организация государства отличается от территории, на

которой проживала первобытная община, прежде всего наличием государственных

границ. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и

очерчивают пределы осуществления публичной власти и одновременно означают

территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных

границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ

оценивается как акт агрессии. Таким образом, территориальные связи

первобытной общины в условиях государственно организованного общества

трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в его

разделение по административно-территориальному признаку.

Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри

страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей

деятельности, внутренней и внешней политики, ее полноправие в определении

жизни общества в пределах своей территории и независимость во

взаимоотношениях с другими государствами.

Однако эта независимость не может быть оценена как абсолютная. Будучи

членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и

принципов международного права. В частности, суверенитет современных

государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных и

неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами по

международным договорам,

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется

исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество, т.

е. издавать, изменять или отменять юридические нормы, которые

распространяют свое действие на все население данного государства, кроме

лиц, обладающих правом дипломатического иммунитета (неприкосновенности).

Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать

правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдения.

Налогообложение также составляет один из важнейших признаков

государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей

государство не может содержать свой аппарат, развивать экономику, культуру,

поддерживать жизнедеятельность общества. У государства нет других

источников доходов, кроме налогов и природных богатств, земли и др. Но

последние источники доходов относятся к числу иссякаемых. Налоги же

существуют всегда. Только государство вправе устанавливать налоги и

распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на

его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и

организаций. С учетом перечисленных признаков государство можно определить

как властно-политическую организацию общества.

Форма государства.

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам.

Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах

организовано функционирование государственной власти, какими органами она

представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий,

наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Формы территориального устройства государства:

. унитарная

. федеративная

Типология государств по формам правления:

. монархическая

. республиканская

Типология государств по формациям:

. рабовладельческое

. феодальное

. буржуазное

. посткапиталистическое

. социалистическое

Типология государств по политическому режиму :

. тоталитарное

. авторитарное

. либеральное

. демократическое

Типология государств по типам цивилизации:

. древневосточное

. древнеафинское

. древнеримское

. средневековое

. современное

Формы территориального устройства государства.

Переходя к характеристике следующего элемента формы государства —

формы государственного устройства, необходимо отметить, что она раскрывает

территориальную организацию государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-

территориальную и национально-государственную организацию государственной

власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства,

в частности, между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы территориального устройства государства —

унитарную и федеративную.

Для унитарного государства характерны следующие признаки:

полное политическое и территориальное единство государства. Это означает,

что административно-территориальные единицы не обладают политической

самостоятельностью;

для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не

имеют собственного гражданства;

единая структура государственного аппарата на всей территории Государства,

единая судебная система;

единая система законодательства для всего государства;

одноканальная система налогов, т. е. все налоги поступают в центр, а оттуда

централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается простотой в управлении

и достаточно высокой степенью централизации. Чаще всего эта форма

территориального устройства присуща однонациональным государствам

(Финляндия, Великобритания, Греция, Турция и др.).

Федерация — сложное государство, состоящее из различных образований,

обладающих неодинаковой степенью политической самостоятельности.

Федерации присущи следующие признаки:

1) два уровня государственного аппарата: существование общих для всего

государства высших органов государственной власти и управления и

одновременно органов власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления «двойного» гражданства, т. е. гражданин каждого

из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства; общефедеральная и субъектов федерации,

однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами

субъектов федерации;

4) субъекты имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами

федерации;

5) двухканальная система налогов, что предполагает существование наряду с

общефедеральными налогами налоговой системы субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков

федеративных государств. Они образованы по разным критериям, имеют

различное устройство, разную степень развития и т. д. Федерациями являются

Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария,

Мексика, Канада и др.

Различают федерации, построенные по национальному и территориальному

признакам. С учетом национальных факторов были построены такие федерации,

как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия, а также Индия. Такого

рода федерации относятся к непрочным.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Но чаще оба

признака комбинируются. Например, Бельгия, образованная как федерация в

1993 г, в качестве основы федерации использовала национально-

территориальный признак. Этот же признак использован в современной России,

которая имеет в своем составе как национально-государственные образования,

так и территориальные субъекты.

С проблемой федерации тесно связано право выхода субъектов из состава

федерации (сецессия). Это право было предусмотрено в Конституции СССР,

однако порядок выхода не был установлен, В настоящее время ни одно из

федеративных государств мира не предусматривает этого права. Между тем

попытки сецессии предпринимались как в мирных, так и в насильственных

формах. Некоторые из них увенчались успехом, например, выход из состава

Малайзии в 1965 г. штата Сингапур и образование самостоятельного города-

государства или вооруженный выход из состава Пакистана и образование

самостоятельного государства Бангладеш в 1973 г.

Кроме того существуют симметричные и асимметричные федерации.

Симметричная федерация состоит из одинаковых по своему правовому статусу

субъектов. Примером могут служить штаты в США, земли в ФРГ, штаты в

Нигерии. Асимметричная федерация включает в свой состав наряду с субъектами

другие федеральные образования — федеральные территории, федеральные

владения, федеральный округ, ассоциированные государства. Последние имеют

усеченные права, в частности, имеют неодинаковое представительство в

парламенте, обладают лишь правом совещательного, а не решающего голоса,

федеральные владения нередко управляются федеральной администрацией, а

ассоциированные государства должны согласовывать с федеральным центром свою

внешнюю политику и вопросы обороны. Таким образом, асимметричная федерация

имеет как бы два этажа: взаимоотношения субъектов с федеральными органами и

взаимоотношения субъектов с несубъектами. По Конституции Российская

Федерация является симметричной, но фактически ее субъекты — республики —

имеют больше полномочий, чем другие субъекты — области и края. Например,

республики принимают свои Конституции, имеют свое гражданство; области и

края этих прав не имеют.

Но они создают общие органы для совместного решения тех вопросов, ради

которых объединились, добровольно вносят финансовые средства для ведения

общих дел. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению

высшими органами власти объединившихся государств. Порядок вступления в

конфедерацию и выхода из нее определяется самими государствами — членами

конфедерации по взаимному соглашению. Выход из состава конфедерации

упрощенный — достаточно одностороннего волеизъявления любого государства.

Конфедерация относится к непрочным образованиям: после достижения цели,

ради которой государства объединились, союз может распасться или, напротив,

если сложились прочные связи между членами конфедерации, она может

перерасти в федерацию.

Форма правления.

Под формой правления обычно понимают организации верховной

государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию,

взаимоотношений между собой и с населением. В зависимости от того,

осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или

коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую

формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

единоличное правление — монарх единолично решает главные вопросы, связанные

с организацией и осуществлением государственной власти, назначает

чиновников по своему усмотрению, занимается законотворчеством, обладает

всей полнотой власти;

монарх выступает во внутренней и внешней политике как представитель всего

народа, «отец нации»;

власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по

наследству;

монарх не несет ни политической, ни юридической ответственности за

результаты своего правления, отвечая лишь «перед Богом и историей».

Выделяют два главных вида монархической формы правления:

неограниченную (абсолютную) и ограниченную (парламентарную,

конституционную) монархию.

В настоящее время монархическая форма правления принята в

Великобритании, Испании, Кувейте, Норвегии, Объединенных Арабских Эмиратах

(ОАЭ), Швеции, Японии и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические

признаки:

1) коллективное правление, т. е. высшие органы власти представляют собой

выборные учреждения, выражающие интересы народа;

2) государственная власть в республике срочная и сменяемая. Это означает,

что глава государства, представительные органы населения избираются на

определенный срок и нередко глава государства и депутаты парламента не

могут быть избраны на этот пост более двух сроков подряд;

3) правление основано на принципе разделения единой государственной власти

на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые

выполняют различные и только им порученные функции;

4) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за

невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий.

Эта ответственность выражается в форме отставки, роспуска парламента,

снятия с должности, привлечения к уголовной, дисциплинарной

ответственности за злоупотребление своим должностным положением и др.

Республиканская форма правления также относится к одной из древних. В

современном мире выделяют два вида республик — президентскую и

парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится по признаку

порядка формирования правительства и его ответственности. Все другие

признаки относятся к дополнительным и не определяют вид республики.

В президентской республике президент самостоятельно решает вопрос о

формировании состава правительства, свободен в выборе министров и может

уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь

состав правительства. Парламент не имеет полномочий, касающихся

формирования правительства, а последнее не несет ответственности перед

парламентом. Президентская республика имеет ряд дополнительных признаков,

например, президент не обладает правом роспуска парламента, но парламент

вправе возбудить вопрос об отстранении президента от должности в

предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент

нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

Что касается парламентарной республики, то здесь правительство

формируется парламентом и несет ответственность за свою деятельность перед

парламентом. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия

всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет

автоматический уход со своего поста министра или всего состава

правительства.

К числу президентских республик относятся в настоящее время США,

Бразилия, Сирия, Мексика и др., а к парламентарным республикам — Италия,

Индия, Турция, Финляндия и др.

Надо отметить, что оба вида республик имеют как достоинства, так и

недостатки. Например, в качестве достоинств президентской республики

отмечают ее стабильность, так как президент избирается на фиксированный

срок и на тот же срок формируется правительство. Оно не может быть уволено

в отставку парламентом, в том числе по причинам изменения соотношения

политических сил. Однако президентская республика таит в себе опасность

президентского авторитаризма, т. е. установления личной власти президента.

И истории известны такие случаи.

Определенные недостатки имеет и парламентарная республика, и главный

из них — политическая нестабильность, так как изменение парламентского

большинства влечет утрату поддержки правительства со стороны парламента и

объявление правительству вотума недоверия. Наиболее яркий пример — Италия,

где правительство практически меняется каждый год. В то же время

парламентарная республика обладает тем несомненным достоинством, что здесь

деятельность правительства находится под контролем парламента, который

избран народом, и, следовательно, правительство обязано учитывать

соотношение сил в парламенте и общественное мнение.

Отмеченные достоинства и недостатки разных видов республиканской формы

правления обусловили тот факт, что в «чистом» виде ни одна из названных

республик в настоящее время не существует. На практике применяются

смешанные, или гибридные, формы, например, полупрезидентские или

полупарламентарные республики, а также президентско-парламентарные. В таких

моделях чаще всего ограничивается власть парламента и усиливается

исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в

президентской республике устанавливается ответственность некоторых

министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия), а в парламентарной

республике ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести

парламент, например, путем установления повышенного кворума(ФРГ).

Политический (государственный) режим.

Четвертый элемент формы государства — политический (государственный)

режим — в значительной мере характеризует не только форму государства, но и

содержание его деятельности, поэтому данный элемент по существу является

оценочным критерием всей формы государства.

Политический режим есть совокупность приемов, способов и средств, с

помощью которых реализуется государственная власть. Режим характеризует

правовое положение личности в обществе и государстве, ее фактическое

положение, воздействие государства на политическую жизнь страны,

юридические формы деятельности государственных органов и их фактические

полномочия и др.

Различают две разновидности политических режимов — демократические и

недемократические. В свою очередь каждая из этих разновидностей

подразделяется на виды. Так, видами недемократических режимов в настоящее

время принято считать: деспотический, тиранический, тоталитарный,

фашистский и авторитарный. Среди демократических режимов выделяют

либерально-демократический и собственно демократический.

Характерные черты различных видов недемократических режимов.

Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя

в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное

подчинение подданных правителю. Власть последнего ничем не ограничена и

отличается жесткими методами управления, большим налоговым гнетом,

подавлением любого недовольства и несогласия с проводимой политикой. Этот

режим характерен, как правило, для абсолютной монархии восточного типа

(Ближний Восток, Африка, Азия).

Тиранический режим по своим признакам близок деспотическому и тоже

основан на единоличном правлении, произволе по отношению к подвластным.

Поэтому тираническому режиму присущи те же признаки, что и деспотическому.

Особенности тиранического режима состоят в том, что он:

1) устанавливается чаще всего захватническим путем или посредством

завоевания одних народов другими, а также путем государственного

переворота и насильственного смещения законной власти;

2) завоеватели стремятся навязать побежденному народу свои порядки, свою

религию, обычаи, культуру.

3) Тоталитарный режим был установлен в ряде стран в -XX в. Термин

«тоталитаризм» введен в политический оборот в 1925 г. Б. Муссолини и

означает всеохватывающий, полный всеобъемлющий характер власти

государства, его контроль за всеми сферами жизни общества. Термин был

использован для обозначения фашистского режима в Италии и национал-

социалистического режима в Германии, а с 1929 г. он применялся для

обозначения политического режима в СССР.

Тоталитарному режиму присущи следующие черты:

1) основывается на идее полного господства государства над личностью,

обществом и всеми сторонами их жизни, в том числе частной жизнью;

2) в политической жизни насильственно устанавливается однопартийная

система; другие партии запрещаются или уничтожаются;

3) утверждается господство одной официальной идеологии, которая объявляется

общегосударственной; никакие иные учения или теории не разрешаются, а

все научные исследования, публичные выступления, художественные и иные

произведения должны соответствовать этой идеологии;

4) происходит сращивание партийного и государственного аппаратов, власть

концентрируется в руках партийной верхушки, все государственные посты и

привилегии распределяются исключительно по партийной принадлежности;

5) превалируют идеи вождизма, явный или скрытый культ личности

руководителя партии — вождя, который идеализируется, а порой даже

обожествляется;

6) осуществляется государственно организованный террор в отношении

несогласных с режимом или его критикующих; народ превращается в толпу,

которой легко управлять; устанавливается система концентрационных

лагерей;

7) полная унификация жизни общества, контроль за образованием, литературой,

искусством, всей духовной жизнью; устранение влияния церкви, подчинение

государству средств массовой информации, использование пропаганды для

влияния на сознание, мысли, чувства людей;

8) уничтожение демократических институтов или придание им чисто формального

характера;

9) экономической основой режима служат государственная собственность,

которая является по существу всеохватывающей, и жесткая регламентация

экономических отношений;

10) крайняя централизация государственного аппарата, соединение в одном

органе законодательной и исполнительной власти, отсутствие независимой

судебной власти.

Различают три вида тоталитаризма: левый, правый и религиозный. К

левому тоталитаризму принято относить социалистическое (коммунистическое)

движение, основанное на классовом критерии. Оно получило развитие в СССР,

КНР во времена Мао Цзэдуна, в Кампучии в период правления Пола Пота. Правая

форма выражена в фашистском движении. Религиозный тоталитаризм проявляется

в виде исламского фундаментализма.

Надо иметь в виду, что в отдельных странах те или иные черты

тоталитарного режима нередко получали специфическое проявление.

Фашистскому режиму свойственны те же черты, что и тоталитарному.

Однако фашистский режим имеет следующую специфику:

1) основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию в

качестве высшей, элитной. Другие же, «неполноценные» народы должны либо

обслуживать высшую расу либо подвергаться уничтожению;

2) проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам и

народам; милитаризируется внутренняя жизнь страны, вводится военно-

бюрократический централизм.

Считается, что в настоящее время нигде не существует фашистского

режима, однако периодически можно наблюдать отдельные проявления фашистской

идеологии.

Авторитарный режим значительно мягче тоталитарного. Его главная черта

состоит в том, что государством руководит узкий круг людей — правящая

элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и

льготами. Для рассматриваемого режима характерны следующие особенности:

1) власть элиты не ограничена законом;

2) народ отстранен от управления государством и не может контролировать

деятельность правящей элиты;

3) в области политической жизни допускается существование многопартийности,

однако оппозиционные партии запрещаются;

4) существование сфер, свободных от политического контроля. Это экономика и

частная жизнь граждан. Контролю подлежит главным образом политическая

сфера жизни общества;

5) провозглашается приоритет интересов государства перед личными

интересами;

6) принуждение и насилие проводятся только в отношении открытых противников

строя.

Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и

демократическим режимами и нередко перерастает в тот или другой. Здесь

большую роль играет ориентация правящей элиты и ее лидера.

Характерные черты различных видов демократических режимов.

Демократические режимы обычно начинают характеризовать с самого

распространенного их вида — либерально-демократического.

Демократия означает народовластие, поэтому базу любой разновидности

демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в

осуществлении государственной власти: народ выбирает представительные

органы власти, участвует в принятии государственных решений (например,

путем референдума, т. е. всенародного голосования), а также контролирует в

той или иной мере деятельность государства.

Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех

сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в

многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в

политической — предполагает широкий спектр общественных объединений,

многопартийность; в духовной — разнообразие мнений, убеждений,

мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.

Функции государства.

Функции государства в юридической науке классифицируются по-разному.

Самым распространенным является деление функций на внутренние и внешние.

Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной

страны. Внешние функции раскрывают специфику интересов государства в

межгосударственном общении. Внутренние и внешние функции тесно связаны

между собой и дополняют друг друга.

Внутренние функции государства относятся:

политическая;

экономическая;

социальная;

экологическая;

налогообложения и финансового контроля;

охрана и защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и

правопорядка.

Внешние функции государства составляют:

функция интеграции в мировую экономику;

обороны страны;

поддержки мирового правопорядка;

сотрудничества по глобальным проблемам. V Остановимся более подробно

на каждой из функций государства.

При рассмотрении внутренних функций государства первой из них обычно

называют политическую функцию. Ее главное содержание составляют следующие

задачи:

1) обеспечение государственного суверенитета;

2) защита конституционного строя;

3) реализация волеизъявления народа в законодательстве и иных

государственных решениях;

4) создание необходимых и достаточных условий для формирования

гражданского общества;

5) официальное представительство общества внутри страны и на

международной арене.

Деятельность государства в политической сфере чрезвычайно многогранна

и по существу является ключевой в создании условий для эффективного

выполнения других функций. Именно политическая функция создает в обществе

своеобразный климат, позволяющий благоприятно развиваться другим

направлениям деятельности государства — экономической, социальной и др.

Экономическая функция во многом зависит от того, является ли данное

общество обществом с рыночной или с распределительной экономикой.

В обществе с распределительной экономикой государство выступает

собственником основных средств производства и, опираясь на эту базу,

централизованно, монопольно регулирует экономические отношения, планирует

производстве и распределяет его продукцию в масштабах всей страны.

Государство также принимает на себя функцию регулирования торгового и

бытового обслуживания населения.

В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской

деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты