Рефераты

Современные подходы к пониманию государства

вмешательство государства в экономику существенно ограничивается и

сводится, как правило, к следующим задачам:

1) выработке экономической политики;

2) управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную

собственность. Круг этих объектов ограничивается отраслями, имеющими

общегосударственное значение, например, ядерная энергетика, деятельность

в космосе, общегосударственный транспорт, связь и др.;

3) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности

стимулированию свободного предпринимательства и свободы труда, пресечению

недобросовестной конкуренции (монополизма) и охране прав потребителя от

недобросовестного производителя;

4) регулированию внешнеэкономической деятельности государства.

Социальная функция имеет многообразное содержание и охватывает широкий

спектр проблем. Ее главное назначение состоит в обеспечении общественного

благополучия. В этих целях государство стремится гарантировать занятость

трудоспособного населения и социальную защиту тех, кто нуждается в

государственной поддержке: инвалидов, пожилых, многодетных семей, детей-

сирот и детей в неполных семьях, беженцев, безработных, вынужденных

переселенцев, национальных меньшинств и др. Государство, если оно обладает

достаточными для этого материальными возможностями, должно обеспечить

социально уязвимым слоям населения прожиточный минимум, т. е. определенный

объем социальных благ за счет государства.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области

образования, науки, культуры, здоровья граждан. Здесь социальная функция

осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной,

программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений и

учреждений культуры. В управлении и организации своей работы эти учреждений

самостоятельны, и государство не вправе вмешиваться в эту сферу.

К социальной непосредственно примыкает экологическая функция, которая

обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую

безопасность населения. Эта функция приобретает большую значимость в

условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, в частности в

результате ряда экологических катастроф и интенсивной эксплуатации

природных ресурсов. Вредные последствия такой деятельности требуют

постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим

природопользования, принимает меры при экстремальных экологических

ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий

и т. д.

Следует отметить, что в последнее время экологическая функция все

больше перерастает свое внутригосударственное значение, превращаясь во

внешнюю функцию.

Функция налогообложения и финансового контроля играет важную роль в

деятельности государства. Как известно, бюджет страны и его структурных и

региональных единиц почти целиком состоит из налогов и обязательных

платежей, которые, как уже указывалось, направляются на:

1) покрытие расходов по содержанию государственного аппарата;

2) перераспределение среди различных слоев и групп населения (например,

на выплату пенсий, пособии);

3) развитие экономики, социальной сферы и иную деятельность.

Вторая часть рассматриваемой функции — финансовый контроль —

направлена на:

1) проверку выполнения финансовых обязательств перед государством всеми

субъектами финансовых отношений;

2) проверку соблюдения правил финансовых операций;

3) контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся

в их распоряжении финансовых ресурсов;

4) предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины.

К числу приоритетных функций государства относится охрана и защита

прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Соблюдение

прав человека является одним из главных критериев демократичности

государства. В настоящее время проблема прав человека переросла из

внутреннего дела каждого государства в фактор международной политики. И

если лицо не получило защиты своих прав внутри данного государства, оно

может обратиться в международные органы.

Выполнение рассматриваемой функции обеспечивается системой

правоохранительных органов — судом, органами внутренних дел,

государственной безопасности, а также прокуратурой, которая осуществляет

надзор за соблюдением законности.

Внешние функции отражают интересы государства во взаимоотношениях с

другими государствами. В частности, функция интеграции в мировую экономику

обусловлена процессами интернационализации мировой экономики, всеобщим

переплетением экономических интересов различных государств, взаимной

зависимостью их друг от друга. Современный период характеризуется переходом

от конфронтации большинства государств к партнерству во внешнеэкономических

отношениях, защите иностранных инвестиций и права собственности иностранных

партнеров, снятию других барьеров на пути к интеграции. В настоящее время

получили распространение совместные предприятия, которые создаются на базе

иностранных инвестиций или с участием иностранных партнеров.

Функция обороны относится к постоянной деятельности любого

государства, поскольку имеет своим назначением отражение вооруженной

агрессии, защиту территориальной целостности государства. На современном

этапе меняются ориентиры в реализации данной функции; происходит отказ от

безудержной гонки вооружений, так как это сказывается на бюджете страны и

благосостоянии населения. Большинство стран придерживаются принципа

достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям

национальной безопасности. Это обусловлено тем, что в современном мире

усиливаются процессы взаимного сотрудничества различных государств в

предотвращении вооруженных конфликтов, угрозы развязывания мировой войны, в

укреплении международной безопасности.

Вооруженные силы в принципе нужны государству для выполнения двух

задач:

1) для защиты собственной независимости и территориальной целостности;

2) для выполнения международных обязательств по заключенным двусторонним и

многосторонним договорам.

Функция поддержки мирового порядка предполагает:

Во-первых, деятельность по сохранении мира, ликвидации ядерного оружия

и иного оружия массового уничтожения, оздоровлению международной обстановки

за счет укрепления взаимного доверия между государствами.

Во-вторых, в содержание данной функции входит сотрудничество

государств в таких областях, как борьба с организованной преступностью, в

том числе с наркобизнесом, контрабандой, международным терроризмом. Здесь в

одиночку бороться государству трудно, поэтому требуется межгосударственное

объединение сил.

В-третьих, функция поддержки мирового порядка охватывает и такую

сферу, как участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных

конфликтов. Это продиктовано тем, что в процессе разного рода конфликтов

нередко нарушаются права человека, особенно национальных меньшинств, а это

требует вмешательства мирового сообщества. В случаях грубейших массовых

нарушений прав человека, т. е. совершения международных преступлений,

наступает ответственность перед международными судебными органами. Таким

органом стал, например, созданный по решению Совета Безопасности ООН

Международный трибунал для бывшей Югославии.

Функция сотрудничества по глобальный проблемам современности

приобретает актуальное значение на нынешнем этапе развития. Ее фундамент

составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают

интересы не только отдельных народов, но и человечества в целом и требуют

международного реагирования. К числу таких глобальных проблем относится,

например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении

крупных экологических катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС,

которая переросла территориальные пределы одного государства. Экологические

катастрофы представляют повышенную опасность для мирового сообщества прежде

всего в силу необратимости экологического ущерба и негативных последствий

не только для ныне живущих, но и будущих поколений.

Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных

ресурсов и глобального климата от крупномасштабного вреда, который

причиняется токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти

из нефтепроводов и при ее перевозке, загрязнением природной среды

радиоактивными отходами и др.

Всеобщую озабоченность вызывает необходимость сохранения сырьевых и

энергетических ресурсов, животного мира и растений, особенно редких и

исчезающих. В этих целях государства заключают между собой двусторонние и

многосторонние соглашения, а также сотрудничают через международные

организации.

Все названные выше функции выполняются специально создаваемыми

государственными органами. О них пойдет речь в следующем разделе.

Государственный аппарат.

Государственный аппарат образует система государственных органов,

выполняющих функции государства. Государственный аппарат представляет собой

надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм,

который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы.

Каждый из них имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на

достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго

очерченных рамках. В широком смысле государственный аппарат охватывает все

органы государства, включая представительные, судебные и управленческие

органы. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только

органы государства, наделенные административной властью, т. е.

управленческие, исполнительные органы.

Для органов государства характерны следующие признаки, которые

позволяют отличать их от других органов, например, общественных,

профсоюзных:

1) правовая основа деятельности, т. е. организация, структура, функции,

задачи, цели, компетенция государственных органов устанавливаются

действующим законодательством;

2) наличие властных полномочий, в том числе возможность применения в

необходимых случаях принуждения;

3) действие от имени государства;

4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и

правоприменительных) в пределах закрепленной за ними компетенции;

5) работа в государственных органах является для государственных служащих

профессией, т. е. работой на профессиональной основе.

Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не

является застывшей — с изменением функций государства изменяется и система

его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может

подвергнуться изменениям содержание деятельности отдельных органов.

На систему государственных органов значительное влияние оказывают

форма правления и государственное устройство. Как уже указывалось, в

федеративном государстве учреждается более сложная система государственных

органов, чем в унитарном.

Как правило, государственный орган создается под определенные функции

и при наличии правовых основании для образования конкретного органа. Кроме

того, государственные органы должны располагать соответствующими

материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения

возложенных на них функций — экономических, технических, информационных,

идеологических, организационных и др.

Все государственные органы образуют иерархически построенную систему,

т. е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на

основе принципа «разрешено только то, что прямо закреплено в законе». Иначе

говоря, они не могут осуществлять те функции или использовать те

полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и

компетенции.

Виды органов государства различаются по разным классификационным

признакам. Чаще всего органы государства классифицируют по основе принципа

разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные.

В зависимости от порядка образования государственные органы

подразделяются на выборные (представительные органы — Государственная Дума,

областные, городские думы и др.) и назначаемые (Правительство, министры).

Кроме того, существуют органы, создаваемые другими, в том числе выборными

органами, например, Счетная палата, создаваемая на равных (паритетных)

началах обеими палатами Федерального Собрания РФ.

По признаку территориального объема деятельности государственные

органы делятся на высшие, центральные и местные. К высшим органам власти в

России относятся Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный

Суд РФ и др. Центральные органы составляют федеральные министерства,

государственные комитеты, федеральные службы, а местные — главы местной

администрации.

В зависимости от внутренней организации и способа осуществления

компетенции выделяют коллегиальные органы (например, Правительство РФ) и

едино-начальные (прокуратура, Президент РФ, Уполномоченный по правам

человека).

В федеративном государстве различаются органы, действующие в

общегосударственном масштабе (федеральные) и органы субъектов федерации.

Применительно к видам государственной деятельности выделяют

правоохранительные органы (органы внутренних дел, налоговые, юстиции и

др.), учебные заведения, органы здравоохранения и др.

Выделяют также органы, действующие в обычных условиях и в чрезвычайной

обстановке. Органы государства функционируют, руководствуясь определенными

принципами.

Он полагал, что должен быть не только четко очерчен круг полномочий и

сферы деятельности каждой из ветвей власти — законодательной,

исполнительной и судебной, но и предусмотрены юридические средства

взаимного сдерживания властей. Таким образом, разделение и взаимное

сдерживание властей служат главным условием политической свободы в

обществе.

Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная

власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в

дифференциации полномочий ветвей власти.

Считается, что наиболее последовательно принцип разделений властей

воплощен в Конституции США 1787 г, в которой предусмотрен американский

вариант сдержек и противовесов, отразивший, однако, главные идеи Ш.

Монтескье. К таким сдержкам относится, в частности, установление

несовместимости членства в Конгрессе (законодательном органе страны) и

занятия государственной должности в других ветвях власти. К сдержкам

законодательной власти относятся: право вето президента, назначение с

согласия Сената министров и важнейших должностных лиц и др. Законодательная

власть также обладает определенными полномочиями, которые служат

противовесом полномочиям исполнительной власти, например, утверждение

государственного бюджета, ратификация подписанных президентом международных

договоров, институт импичмента (отстранения президента от должности),

квотум недоверия правительству и др.

Судебная власть, по мысли Ш. Монтескье, не нуждается в контроле, она

независима в осуществлении правосудия и воздействует на другие ветви власти

путем толкования Конституции, проверки конституционности законов, других

нормативных правовых актов и др.

Конституцией РФ в ст. 10 также закреплен принцип разделения властей и

провозглашено, что органы законодательной, исполнительной и судебной

властей самостоятельны. Подробно система сдержек и противовесов,

закрепленная российской Конституцией, будет рассмотрена в разделе,

посвященном государственному праву Российской Федерации, хотя она во многом

напоминает американскую.

Политическая система.

В науке нет единого, общепризнанного определения понятия политической

системы. Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные

критерии для характеристики политической системы или преследуют разные

исследовательские цели. Тем не менее выделяют следующие главные признаки

политической системы:

во-первых, тесная связь политической системы с государственной

властью, с ее завоеванием, организаций, использованием;

во-вторых, отражение политических процессов, протекающих в обществе.

Эти отношения возникают по поводу государственной власти и связанных с

властью институтов — суверенитета, самоуправления, прав и свобод личности и

др.;

в-третьих, выражение политических интересов классов, социальных слоев

и групп, в частности национальных интересов;

в-четвертых, регулирование общественных отношений различными

политическими нормами и принципами.

С учетом названных признаков политическую систему определяют как

совокупность государственных и негосударственных институтов, выполняющих

определенные политические функции.

Структуру политической системы составляют организации, объединения,

имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к

политической деятельности.

Собственно политической организацией является прежде всего

государство. Оно — основной источник и носитель политической власти. К

собственно политическим организациям относятся также политические партии.

Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп

общества и защищают эти интересы. Политические партии не выступают

непосредственными носителями государственной власти (если, конечно, это не

правящая партия, завоевавшая государственную власть демократическим или

иным путем). Но они оказывают серьезное влияние на государственную власть и

ее органы. Такого рода влияние осуществляется в следующих главных формах:

1) Участие в избирательных кампаниях, т. Е. В формировании выборных

государственных органов;

2) Участие в разработке и проведении в жизнь внутренней и внешней политики,

например, путем воздействия на законодательный процесс. Так, партийные

фракции в парламенте, используя право законодательной инициативы,

которым обладают депутаты, оказывают давление на процесс голосования

посредством лоббирования конкретных законопроектов, других

государственных решений, проведения предвыборных дискуссий и дебатов, в

которых выражаются подходы партии к решению тех или иных вопросов;

3) Контроль за государственными органами, осуществляющими управление

страной.

В структуру политической системы включают и политические движения, в

которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет

фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель и система

политических задач. Участники политического движения не имеют четких

обязательств перед объединением и сами определяют формы своего участия или

поддержки движения. В настоящее время политические движения получили

широкое развитие, например, движения за ядерное разоружение, в защиту прав

человека, национальных интересов, защиты экологии и др.

Политическая система включает в свой состав и несобственно

политические организации. Главное их назначение — отстаивать не

политические, а экономические и иные интересы. В своих уставах и других

документах они не закрепляют целей активного участия в политической жизни,

но также способны играть определенную роль в воздействии на государство. К

таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации.

Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по

вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие

возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют

в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в

осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.

д.

Отдельную группу структурных элементов политической системы составляют

организации и объединения, имеющие незначительный политический аспект. Они

создаются на основе индивидуальных склонностей и интересов определенного

слоя населения и не являются субъектами политической власти и политических

отношений, но испытывают на себе воздействие государственных органов и

политических партий (например, экологические общества, творческие союзы

композиторов, писателей и др.).

В последнее время в связи с повышением роли средств массовой

информации (СМИ) в развитии политических процессов, в формировании

общественного мнения они рассматриваются в качестве компонента политической

системы. СМИ в немалой степени способствуют формировании политики, активно

участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в

деятельности государственных органов, в обеспечении успеха на выборах той

или иной партий, формируют имидж того или иного политика. Не обладая

непосредственно властными или управленческими полномочиями, СМИ тем не

менее выступают как функциональный институт политической системы, потенциал

которого используется в политической борьбе за власть и в контроле за

протекающими в обществе процессами. Это обусловливает характеристику СМИ

как «четвертой власти»: они имеют возможность манипулировать общественным

мнением, навязывать обществу социальные ценности, внедрять в общественное

сознание определенную идеологию.

Спорным является вопрос об отнесении церкви и религиозных организаций

к элементам политической системы. Очевидно, что в обществах, где та или

иная религия относится к официальной, государственной и, следовательно,

церковь имеет право участия в политической жизни государства, религиозные

организации государственной конфессии включаются в политическую систему. В

светском же государстве, где церковь отделена от государства, религиозные

организации не относятся к компонентам политической системы. Однако даже в

этом случае влияние церкви и религиозных организаций на жизнь общества

достаточно велико: они участвуют в управлении делами общества путем

благотворительной деятельности, воспитания людей на основе

общечеловеческих, нравственных принципов, но при этом не могут преследовать

политических целей.

Существование различных видов политических систем обусловлено многими

факторами. К ним относятся не только структура политической системы, ее

элементный состав, но и связь с общественно-экономической формацией,

организация государственной власти. Главным же критерием при этом является

политический режим. По этому признаку выделяют либерально-демократические и

тоталитарные системы.

Государство в политической системе.

Государство оценивается как главное звено политической системы, ее

центральный структурный элемент. Такая роль и место государства в

политической системе определяются рядом его особенностей.

Во-первых, государство выступает как единственная организация,

объединяющая всех без исключения граждан, оно официальный представитель

общества в целом.

Во-вторых, государство обладает публичной (политической) властью и в

силу этого может применять в необходимых случаях принуждение. Для этого

образуются специальные органы — суды, армия, тюрьмы, органы охраны

общественного порядка и др.

В-третьих, государство обладает монопольным правом издания законов и

установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения).

В-четвертых, государство обладает суверенитетом, т. е. верховенством и

независимостью в осуществлении внутренней и внешней политики.

В –пятых, государство интегрирует общество в единое целое не зависимо

от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и

действует прежде всего в сфере интересов всего общества.

Ключевая роль государства в политической системе обусловлена

названными выше универсальными свойствами государственной организации,

которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической

системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение

политических партий, общественных объединений, религиозных организаций,

средств массовой информации. Участие различных организаций в избирательной

кампании, в политической жизни общества также регламентируется

государством. Данные организации могут регулировать только деятельность

собственных формировании и членов или участников конкретного объединения.

Иначе говоря, полномочия других организаций ограничены теми или иными

пространственными пределами — регионом действия данной организации или

субъектным составом данного объединения, и распространяются не на все

общество.

Правовым считается государство, где господствует право. Такое

государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет

требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою

деятельность в соответствии с правовыми установлениями.

Наибольшие заслуги в разработке теории правового государства

принадлежат немецкому философу И. Канту (1724—1804). Опираясь на теорию

естественных, неотъемлемых прав человека, Кант обосновал необходимость для

государства ориентироваться на право во всех своих действиях. При этом

право он трактовал как справедливость, воплощенную в законах государства,

как обеспеченные государством естественные права и свободы человека.

Правовое государство в трактовке Канта есть идеальная теоретическая

модель, которой следует руководствоваться в практике государственно-

правовой жизни, это сфера долженствования (как должно быть).

Другой немецкий мыслитель — Г. Гегель (1770—1831) рассматривал

правовое государство как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель

различал право и закон, признавал, что могут существовать противоправные,

антиправовые законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей

природе разумно, поэтому государство, принимая законы, должно

ориентироваться на право как идею свободы и справедливости, как «царство

реализованной свободы». Сам же термин «правовое государство» ввел в оборот

представитель немецкого либерализма первой половины XIX в. государствовед

Р. фон Моль. Определенный вклад в развитие теории правового государства

внесли и русские государствоведы: А. С. Алексеев, В. М. Гессен, Б. А.

Кистяковский, Н. М. Коркунов и др. Они считали необходимым, чтобы

государство было связано законом и он был обязателен для власти, чтобы она

стояла под правом, а не над ним. Теоретические разработки позволили

юридической науке сформулировать признаки правового государства, или

критерии, которым должно отвечать государство, претендующее называться

правовым.

В настоящее время принято выделять четыре основных при-знака правового

государства:

1) господство права в общественной и политической жизни;

2) принцип разделения властей;

3) незыблемость прав и свобод личности, их гарантированность и реальность

осуществления;

4) взаимная ответственность государства и личности.

Раскроем содержание каждого из названных признаков.

Господство права предполагает:

во-первых, правовую организацию государственной власти, т. е. создание

и формирование всех государственных структур строго на основе законов;

во-вторых, правовой характер принимаемых законов, иначе говоря, они по

своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных,

неотъемлемых правах и свободах человека;

в-третьих, связанность государства им же созданными законами,

самоограничение государства законом, установление рамок для деятельности

государства и его органов;

в-четвертых, верховенство конституционного закона в системе

нормативных правовых актов государства, прямое действие конституционных

норм.

Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное

существование и функционирование трех ветвей государственной власти —

законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит

своеобразным противовесом другой.

Принцип разделения властей позволяет действовать государственной

власти на правовых основах, регулировать действия каждой из них и не

допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Ни одному из

органов власти не принадлежит власть в полном объеме. Кроме того,

разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство ветвей власти,

их согласованные действия на основе общих принципов. Принцип разделения

властей означает, что все споры и конфликты между ветвями власти

разрешаются правовым путем.

Незыблемость и гарантированность прав и свобод личности означает, что

правовое государство может считаться таковым лишь в случае, если оно

устанавливает, закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как

субъектов правового общения, равенство всех перед законом. Люди должны

обладать равной правосубъектностыо, равными возможностями для достижения

каких-либо не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав.

Кроме того, государство должно не только признавать, но и

гарантировать полный набор прав и свобод, признаваемых мировым сообществом

в качестве естественных прав человека, т. е. принадлежащих ему от природы,

от рождения. К числу. таких прав относятся: право на жизнь, на человеческое

достоинство, неприкосновенность личности, жилища, свобода передвижения,

свобода совести и др. Государство также призвано защищать каждого от

произвола властей и должностных лиц.

Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что

в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными

партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство вправе

не только требовать от личности выполнения установленных законом

обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности.

Следовательно, личность может требовать от государства исполнения его

обязанностей. В частности, личность вправе требовать от государства

реальности закрепленных прав и свобод, защиты их от нарушений.

В правовом государстве должны существовать возможности, позволяющие

личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие

возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений,

а также актов государственных органов и должностных лиц, которыми нарушены

права и свободы граждан. Согласно ст. 46 Конституции РФ, «каждому

гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или

бездействие) органов государственной власти, органов местного

самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть

обжалованы в суд».

Однако личность имеет не только права, но у нее есть и конкретные

обязанности перед государством. Главные из них закреплены в Конституции РФ.

Среди них обязанность соблюдать Конституцию и действующие законы, платить

законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду и др.

В числе названных признаков правового государства стержневым является

признак господства права. Без него невозможна нормальная жизнедеятельность

общества. Правовое государство не тождественно демократическому, а

представляет собой высшую ступень в развитии демократического государства,

поскольку предполагает функционирование многих правовых институтов,

например, наличие развитого гражданского общества, соответствие

внутригосударственного законодательства обще-признанным принципам и нормам

международного права высокую роль суда как независимого органа защиты права

и охраны его от нарушений, создание прогрессивного законодательства.

Важным условием формирования правового государства является высокая

правовая культура общества, утверждение в обществе главенства

общечеловеческих ценностей, климата соблюдения и поддержки демократических

традиции.

Заключение.

Современное понимание термина «государство», как мы могли убедится не

является однозначно определяемым. Оно зависит как от того в каком контексте

рассматривается (философский, научный, исторический и прочие аспекты) то

или иное государство, так и от самого рассматриваемого государства. Однако

современная методология исследования данного явления предлагает нам ряд

аспектов, таких как:

. наличие публичной (политической) власти, располагающей специальным

аппаратом управления и принуждения;

. территориальная организация населения;

. государственный суверенитет;

. всеобъемлющий, общеобязательный характер актов, издаваемых государством;

. налогообложение и взимание налогов.

которые позволяют сделать однозначный вывод о наличии в социальной среде

тех или иных элементов государственной власти.

Список литературы.

1) А.А. Морозова « Основы государства и права».

2) «Основы правовых знаний».

.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты