Рефераты

Торгово-экономическое сотрудничество

Торгово-экономическое сотрудничество

РАЗДЕЛ 1.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

2 Роль и значение международной торговой политики.

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических

отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли

приходится около 80% всего объема МЭО. Международная торговля опосредует

большинство видов международного сотрудничества.

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По

определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на

внешней торговле. Еще ни одной стране не удавалось создать здоровую

экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

Международная торговля является формой связи между

товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного

разделения труда, и выражает их взаимную зависимость.

Современные международные экономические отношения, характеризующиеся

активным развитием международной торговли, вносят много нового и

специфического в процесс развития национальных экономик.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике различных стран под

влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства

усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует

активизации международной торговли. В международную торговую систему

ежегодно поступает до четверти произведенной в мире продукции.

Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных

потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям ВТО, на каждые

10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой

торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития.

Внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста. Одновременно

значительно выросла зависимость стран от международного товарообмена.

Международная торговля исторически первая форма международных

экономических отношений между странами. Для национальной экономики участие

в международной торговле приобретает форму внешней торговли.

Внешняя торговля - это торговля одной страны с другими странами,

состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. В

совокупности внешняя торговля разных стран образует международную торговлю.

Под международной торговлей понимается сфера международных

экономических отношений, отражающая закономерности движения товаров и услуг

за пределы национальных границ отдельных государств между национальными

экономиками, а также между транснациональными корпорациями,

рассматривающими мир как единое хозяйственное пространство.

Международная торговля является мощнейшим фактором развития экономик

отдельных стран и международной экономики в целом. Развитие международной

торговли сопровождается увеличением мирового богатства: с 1948 по 1986 г.

среднегодовые темпы роста мирового экспорта в 1,5 раза превзошли

среднегодовые темпы роста мирового производства. За 26 лет, с 1960 по 1986

г, объем мирового производства увеличился в 3 раза, а мировой торговли - в

4,5 раза.

Международная торговля обладает рядом специфических особенностей,

отличающих ее от внутринациональной. К ним относятся:

1. Разные валюты. Каждая страна в международной торговле использует

разные валюты, с возможным изменением их ценового соотношения.

2. Политическое вмешательство и контроль. Правительство каждой страны

жестко контролирует связанные с торговыми операциями валютно-

финансовые отношения; своей торговой и финансово-бюджетной политикой

порождает собственную систему пошлин, ограничений на импорт,

экспортных субсидий, собственное налоговое законодательство и др.

3. Различия в перемещении факторов производства между странами.

Существуют различия в степени свободы перемещения факторов

производства внутри страны и между странами. Языковые и культурные

барьеры, иммиграционные законы ставят жесткие преграды на пути

трудовой миграции. Институциональные барьеры, государственное

регулирование экономики и бизнеса затрудняют перемещение капитала

между странами.

Международная торговля заполняет пробел, порожденный различиями в

степени мобильности ресурсов внутри страны и между странами.

В основе современной внешнеэкономической политики лежит перманентный

процесс сложного приспособления структур национальной экономики

(отраслевой, технологической, организационной, др.) к более динамичной по

своей природе структуре мирового хозяйства, о чем свидетельствуют, прежде

всего, опережающие темпы роста мировой торговли и зарубежного

инвестирования в сравнении с совокупным валовым национальным продуктом.

Такому приспособлению, которое неминуемо влечет за собой изменение

структуры сложившегося хозяйства, мешают не только производство, которое

объективно стремится к стабильности, но и экономическая политика

государства.

В современных условиях государство воздействует, хотя и в неодинаковой

мере и с разной интенсивностью, практически на все области

мирохозяйственных связей. Государство ощутимо влияет на состояние валютных

и кредитных отношений, на масштабы и направления международного движения

капиталов, технологий, рабочей силы, на товарную и географическую структуру

международных товарных потоков. Причем оказывается это воздействие на

разных уровнях: национальном - с помощью органов государственной власти;

региональном - с помощью интеграционных группировок; международном -

используя различные международные организации, двусторонние и

многосторонние соглашения с другими странами.

Необходимо отметить, что конкретное направление внешнеэкономической

политики, характер ее воздействия на внутреннюю экономическую политику

государства меняются в зависимости от внутренних и внешних условий развития

национальной экономики. При этом для достижения желаемых результатов

используется тот или иной набор средств.

В настоящее время используется достаточно большой арсенал форм,

методов и инструментов государственного регулирования внешнеэкономической

деятельности.

Среди применяемых методов следует выделить две большие группы: прямые

методы и косвенные. К прямым относят административные методы, в числе

которых контингентирование, лицензирование, таможенные тарифы. Косвенные

методы опираются на использование таких инструментов, как кредитование,

страхование, субсидирование, налогообложение агентов внешнеэкономического

обмена. Они способны оказывать стимулирующее или ограничительное влияние на

объемы и направления внешнеэкономических сделок не непосредственно, а путем

регулирования размеров издержек производства и прибыли.

Весь арсенал инструментов государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности так же может быть подразделен на две

группы. Одну составляют инструменты, принцип действия которых состоит в

изменении, корректировке стоимостных факторов и пропорций

внешнеэкономического обмена. Сюда входят различного рода налоги, тарифы,

сборы и другие поступления в казну, субсидии, финансовые гарантии, кредиты,

государственные закупки и другие

стоимостные рычаги. Вторая группа инструментов организационно-

распорядительные средства воздействия государства на внешнеэкономические

связи, значение которых состоит в обеспечении общих политических и

организационно - технических условий внешнеэкономического обмена. Среди них

межправительственные договоры, национальное внешнеэкономическое

законодательство, различные нормы, правила, предписания, устанавливаемые

государством для регламентации тех или иных сторон внешнеэкономической

деятельности.

Итак, спектр используемых методов и инструментов государственного

регулирования внешнеэкономической деятельности достаточно широк. И в

зависимости от того, каких приоритетов придерживается страна в области

мирохозяйственных связей, т.е. какому типу внешнеэкономической политики

отдается предпочтение на данном этапе, используется тот или иной набор

средств.

Каковы же основные типы внешнеэкономической политики государств: В

самом общем виде можно говорить о двух типах: «протекционизм» и «свободная

торговля», хотя в реальной жизни ни тот, ни другой тип в чистом виде не

выступает. Остановимся на каждом из указанных типов подробнее.

Свободная торговля представляет собой систему рычагов, направленных на

отмену или снижение барьеров на пути международных товаропотоков. В основе

концепции «свободной торговли» лежит принцип сравнительных преимуществ,

который был сформулирован еще Адамом Смитом. Этот принцип состоит в том,

что совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый

товар будет производиться той страной, в которой ниже издержки.

Отмечают следующие доводы в пользу «свободной торговли». Так как

структура и уровень технологических знаний каждой страны различны, то

каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых

относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на

которых она специализируется на другие товары, издержки производства

которых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет

поступать таким образом, мир может в полной степени использовать

преимущества географической и человеческой специализации. То есть мир – и

каждая свободно торгующая страна – может получить больший реальный доход от

использования того объема ресурсов, которыми они располагают. Ели же страны

не могут свободно торговать они должны перебросить ресурсы с эффективного

(с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях

удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Учеными отмечается также и возможность достижения побочной выгоды от

свободной торговли, заключающейся в том, что последняя стимулирует

конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных

фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с

наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводить новшества,

повышать качество продукции, используя новые методы производства, и таким

образом содействовать экономическому росту. Свободная торговля, ко всему

же, предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого

ассортимента продукции.

Несмотря на признание на международном уровне внешнеэкономической

политики, основанной на принципах свободной торговли, как наиболее

приемлемой, ряд стран в регулировании внешнеэкономических связей

придерживаются политики протекционизма.

Протекционизм представляет собой внешнеэкономическую политику,

опирающуюся на набор инструментов, способных обеспечить защиту

национального рынка от иностранной конкуренции.

Итак, протекционистская торговая политика проводится с помощью

следующих основных инструментов:

1. Тариф или таможенные пошлины - наиболее часто используемый

инструмент в протекционистской торговой политике, представляет собой

акцизный налог на импортируемый товар. Если тариф вводится только для того,

чтобы добыть деньги для государства - он называется фискальным, если для

сокращения или устранения импорта - протекционистским.

2. Импортная квота - инструмент протекционизма, с помощью которого

устанавливаются максимально возможные объемы импорта на определенный период

времени.

3. Нетарифные барьеры - ограничение международной торговли с помощью

системы лицензирования (приобретения лицензий на торговлю товаром). К

нетарифным барьерам относят также жесткий бюрократический контроль в

таможенных процедурах, неоправданные стандарты качества товаров и др.

4. Добровольные экспортные ограничения - инструмент ограничения

экспорта на добровольных началах для избежания более жестких барьеров.

5. Экспортные субсидии и компенсационные пошлины - инструмент

стимулирования продвижения товаров за границу с помощью государственных

дотаций и льгот. Экспортные субсидии вызывают обратную реакцию,

осуществляемую путем взимания «компенсационных пошлин».

6. Демпинг - инструмент проведения протекционистской политики

посредством международной ценовой дискриминации. Путем установления низких

цен добиваются вытеснения конкурента с рынка. В последствии уровень цен

выравнивают.

В целях противодействия демпингу вводится антидемпинговая пошлина -

временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем

и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной.

В пользу политики протекционизма выдается ряд доводов. Среди них

необходимость обеспечения обороны, увеличения внутренней занятости, защита

молодых отраслей и диверсификация ради стабильности.

Аргумент необходимости обеспечения обороны состоит в следующем.

Утверждается, что в нестабильном мире военно-политические цели

(самообеспеченность) должны брать верх над экономическими (эффективность

размещения мировых ресурсов). Но достижение самообеспеченности с помощью

пошлин порождает издержки в форме более высоких внутренних цен на продукцию

защищенных отраслей.

Еще более уязвим такой довод в пользу протекционизма, как увеличение

внутренней занятости. Считается, что в результате увеличения чистого

экспорта за счет сокращения импорта произведет резкий рост доходов и

занятости.

Действительно, увеличение импорта приводит к сокращению некоторого

количества рабочих мест, но ведь в то же время создаются и другие рабочие

места в более эффективных отраслях, а также появляются новые рабочие места,

связанные с реализацией импортной продукции, ее сервисным и другим

обслуживанием.

И, наконец, поднятие пошлин и установление квот одной страной

подтолкнет к ответным действиям ее партнеров, в результате чего ухудшаются

в целом условия международной торговли, сократится ее объем и снизится

уровень доходов и занятости во всех странах.

Внимания заслуживает и такой аргумент для оправдания пошлин, как

необходимость диверсификации ради стабильности. Предполагается, что защита

пошлинами и квотами необходима странам с высокоспециализированной

экономикой для стимулирования промышленной диверсификации и, как следствие,

уменьшение зависимости от конъюнктуры на мировых рынках одного или двух

видов продукции. Очевидно, что такой аргумент может быть использован только

слаборазвитыми странами и при определенных обстоятельствах.

И, наконец, несколько слов о таком доводе в пользу протекционизма, как

защита молодых отраслей. Этот аргумент можно назвать справедливым

исключением, имеющим экономическое оправдание. Действительно, временная

защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и

поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм дает

возможность нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными

производителями. Но в этой связи необходимо помнить о следующем. Во-первых,

в слаборазвитых странах очень сложно определить, какая из отраслей является

тем новорожденным, который способен достичь экономической зрелости и

поэтому заслуживает защиты. Во-вторых, в высокоразвитых странах, когда в

условиях жесткой иностранной конкуренции национальные производители

обращаются к правительству с просьбой защитить их, дав возможность провести

модернизацию и повысить конкурентоспособность, возможен обратный эффект.

Протекционизм, увеличивая прибыли и предоставляя средства для модернизации,

в то же время снимает остроту вопроса о необходимости изменений.

Следует также отметить, что аргументы в пользу протекционизма, как

правило, подчеркивают немедленный эффект, который возможен в результате

введения торговых барьеров, и игнорируют долгосрочные последствия.

Что касается последствий политики протекционизма, то, прежде всего,

следует отметить повышение цен и снижение объема товаров, на которые

распространяются защитные пошлины. От этого, конечно же, в первую очередь

страдают национальные потребители. Существуют также косвенные последствия

протекционизма. Последние заключаются в том, что пошлины прямо способствуют

экспансии относительно неэффективных отраслей, которые не обладают

сравнительными преимуществами, и косвенным образом вызывают свертывание

относительно эффективных отраслей, имеющих сравнительные преимущества. Это

означает, что пошлины служат причиной менее эффективного использования

мировых ресурсов и приводят к сокращению реального объема мирового

производства.

Учитывая все вышесказанное, нельзя не согласиться с целым рядом

авторитетных исследователей, которые считают, что выгоды, которые приносит

политика протекционизма, достигаются ценой гораздо больших потерь для

экономики в целом.

Итак, в международной практике получили развитие два типа

внешнеэкономической политики: свободная торговля и протекционизм. Причем

опыт показывает, что, как правило, тенденции к свободной торговле и

тенденции к протекционизму перемежают друг друга. Развитые страны

рассматривают свободу торговли, как единственный режим, к которому могут

стремиться правительства. Ограничения же торговли рассматриваются, как

нежелательный, но неизбежный компромисс, вызванный необходимостью решать

актуальные на данный момент проблемы национальной экономики.

Современную внешнеэкономическую политику государств с рыночной

экономикой можно назвать неопротекционизмом, опирающимся на целую систему

скрытых средств защиты внутреннего рынка. Но необходимо отметить, что

сегодня гораздо больший акцент делается не на ограничении импорта и

установлении изощренных барьеров (хотя и это имеет место), а на

стимулировании экспорта и повышении конкурентоспособности экономики.

Внешнеторговая политика неразрывно связана с внутренней экономической

политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено теми задачами

расширенного воспроизводства, которые страна решает в рамках своего

национального хозяйства. В самой общей форме можно сказать, что главной

задачей внешнеторговой политики является создание благоприятных

внешнеторговых условий для расширенного воспроизводства внутри страны.

Государственное регулирование внешней торговли осуществляется с

помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет.

Объясняется это прежде всего тем, что по мере расширения ВЭС то или

иной страны требуются все новые инструменты оптимизации ее участия в

международной специализации, ограждения национальной экономики от

негативного влияния внешних факторов (циклических спадов, чрезмерных

колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.д.), содействия

укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке. Меры по

регулированию внешней торговли делятся на следующие 8 категорий:

1. Таможенный тариф. Импортный таможенный тариф - включает в себя

систематизированный перечень (номенклатуру) ввозимых товаров, методы

определения их таможенной стоимости и взимания пошлин, механизм введения,

изменения или отмены пошлин, правила определения страны происхождения

товара. Активная часть импортного таможенного тарифа - ставки таможенных

пошлин, являющиеся по своему экономическому значению налогом на ввоз

иностранных товаров.

2. К паратарифным мерам относятся прочие платежи, взимаемые при ввозе

иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги,

специальные целевые сборы. Эти меры порой оказывают существенное влияние на

внешнюю торговлю.

3. Меры контроля за ценами призваны обеспечить защиту национальных

интересов производителей. К ним относятся антидемпинговые и компенсационные

меры, направленные против экспортных субсидий. Кроме того, для защиты

некоторых уязвимых секторов экономики (прежде всего аграрного) могут

применяться скользящие импортные сборы, цель которых - довести внутреннюю

цену товара до определенного уровня.

4. Финансовые меры. Для регулирования внешней торговли могут

вводиться особые правила совершения валютных операций.

5. Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются

количественные ограничения (квоты).

6. Автоматическое лицензирование. Для ввоза (вывоза) определенных

товаров требуется получить установленный документ. Таким образом,

осуществляется наблюдение (мониторинг) за торговлей этими товарами. Такое

наблюдение не является ограничительной мерой, но облегчает введение

подобных мер в случае необходимости.

7. Монополия государства. Государство устанавливает свою монополию

на торговлю определенными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими.

8. Технические барьеры включают в себя контроль за импортом на

предмет его соответствия национальным стандартам безопасности и качества.

Немалую роль в развитии тенденции либерализации торговли сыграло

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было подписано

в 1947 году 23 органами, и которое превратилось в форум для ведения

переговоров по тарифным барьерам на многосторонней основе. Благодаря ГАТТ,

в основу регулирования экономических связей были положены три

фундаментальных принципа: равный не дискриминационный режим для всех стран-

участниц ГАТТ, снижение пошлин путем проведения многосторонних переговоров,

устранение импортных квот.

С 1 января 1995 года начала работу всемирная торговая организация

(ВТО), которая на протяжении 1995 года заменила действующее с послевоенного

периода Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). По сравнению

со своим предшественником, у ВТО существует больше полномочий и более

форматизированная структура. Основными принципами ВТО являются принцип

наибольшего благоприятствования и принцип национального режима. Членами

новой организации стали 125 стран-членов ГАТТ после ратификации ими

Уругвайского раунда всемирных торговых соглашений. Более 20 других стран

хотели бы присоединиться к ГАТТ/ВТО, в том числе Россия и Украина.

По правилам ВТО в настоящее время работает практически все мировое

сообщество, что обеспечивает до 98% мировых товаропотоков. Задача ГАТТ/ВТО

обеспечить минимальные обязательства по степени открытости экономики со

стороны всех партнеров Мировой организации торговли.

1.2. Цивилизационные измерения экономического развития современного

государства

Несмотря на существующее разнообразие и многовариантность развития

составных частей мирового хозяйства, его будущее развитие будет

характеризоваться растущим единством и повышением уровня интегрированности.

Будущее мировое хозяйство будет единой системой, интегрированной на

глобальной инновационно-информационной и денежной основе. В его развитии

будет возрастать роль всеобщих мировых экономических интересов, под

которыми мы понимаем глобальные экономические интересы всего человечества.

Наряду с этими новыми тенденциями развития мировой экономики происходит

ускорение развития производительных сил и дальнейшее усиление

взаимозависимости национальных экономик.

Процессы формирования новой глобальной мировой экономики,

интенсификация коммуникаций, усиление мировых хозяйственных и гуманитарных

связей будут идти параллельно с глобализацией основных проблем и угроз

развитию. Критическое обострение и усложнение глобальных проблем диктуют

необходимость всестороннего усиления международного сотрудничества на

основе согласованного развития глобального мирового хозяйства и создания

глобальной универсальной системы всеобщей (всемирной) безопасности. Как

видим, на глобальном уровне экономическое развитие органически связано с

политическим развитием и с проблемами безопасности. Эти тенденции

усиливаются.

В современных условиях, как показал Чернобыль, угроза ядерного и

экологического самоуничтожения человечества еще не предотвращена, а другие

угрозы растут в своих масштабах. Обеспечение мира и социального прогресса,

как общего (глобального) общечеловеческого интереса, уже стало

безальтернативной доминантой современной эпохи. При этом надо помнить, что

большая часть человечества пребывает еще на доиндустриальной стадии

развития. Экономика многих стран переживает сложные системные

трансформации. Индустриальная трансформация отсталых стран происходит под

ответственность современного мира. Помогая экономически отсталым странам,

передовые страны, тем самым, содействуют интернационализации

производительных сил национальных хозяйств.

В настоящее время одной из наиболее противоречивых проблем

экономического развития является проблема транснационализации национальных

экономик и очень важной задачей является разработка новой стратегии

глобальной интеграции, исходя из принципиального положения об экономическом

единстве мира. Необходимо найти рациональные связи и соотношения между

интересами национального экономического развития и глобальной, а так же

региональной экономической интеграцией. Глобальная экономическая

интеграция, ведет к формированию целостного мирового хозяйства, техническую

основу которого составляет современная информационно-компьютерная

технология. Поэтому, механизмы глобальной интеграции следует формировать

одновременно как снизу, от производства, так и сверху, - на макроуровне

экономики. Речь идет о необходимости предварительного усиления степени

общественной интеграции в развивающихся странах, а также в странах с

переходными экономическими системами, включая Россию.

В то же время, когда большинство стран развитой рыночной экономики

перешло на постиндустриальный этап развития и активно формирует прообразы

структуры информационной экономики, две другие группы стран подсистемы

мировой экономики находятся соответственно на этапе индустриальном и

доиндустриальном. Это очень затрудняет и еще долгое время будет затруднять

стыковку экономических и народнохозяйственных структур этих групп стран,

тормозить процессы международной производственной и экономической

интеграции.

Выход из этого положения может быть найден только на пути успешной

реализации стратегий и национальных программ информатизации производства и

экономики в целом. Информационно-компьютерная технология окончательно стала

основой современных глобальных производительных сил. В результате этого

полностью объективно трансформируется и должна трансформироваться как

структура производственного процесса, так и отраслевая структура экономики.

Системно-структурная трансформация экономики на новой информационно-

компьютерной основе - это чуть ли не единственный шанс

индустриализированных стран переходной экономики (в том числе России и

Украины) догнать передовые рыночные страны по уровню экономического

развития в последующие 35-40 лет. Эти страны потенциально готовы к

структурным отраслевым сдвигам в пользу наукоемких отраслей, так как имеют

большой научно-технический потенциал и высококвалифицированную рабочую

силу. Опыт показывает, что новые рыночные страны при рациональном выборе

национальных экономических стратегий могут обеспечивать очень высокие темпы

роста ВВП и личного потребления на душу населения на уровне 10-15%

ежегодно. Примеры Китая и других стран являются тому подтверждением.

В странах бывших республик СССР, таких как Россия, Украина, благодаря

командно-административной системе управления, был достигнут высокий уровень

государственной интеграции экономики. Но по своей природе государственная

интеграция, базирующаяся на 95% государственной собственности, не стала и

не могла стать общественной интеграцией производства и экономики. Низкий

уровень общественной интеграции хозяйства в этих странах является очень

инерционным процессом, последствия которого будут ощутимы еще много лет.

Интеграция предприятий с государством, неразделенность финансов предприятий

и государства приводит к бюджетной перенагрузке государства, истощает

механизмы саморазвития предприятий, консервирует внеэкономические

механизмы, формирует методы организации хозяйства. Анализ показывает, что

даже в условиях активного реформирования экономики эта система

воспроизводится, что ведет к тотальному внеэкономическому перераспределению

национального дохода и препятствует внедрению более сложных форм и

механизмов рыночной организации хозяйства.

СССР и другие бывшие социалистические страны проходили фазы

«форсированной индустриализации» и принудительной коллективизации на

политической, а не на экономической, рыночной основе. В результате

имеющиеся структурные перекосы настолько сложны, что будут нуждаться в

долгосрочной системно-структурной трансформации, реиндустриализации,

реприватизации сельского хозяйства, и переводе экономики на товарно-

рыночные рельсы. Практика доказала, что законы рыночного товарного

производства и предпринимательства оказались самыми адекватными с точки

зрения развития производительных сил, внутренней и внешней интеграции

производства, так как они создают условия для самоувеличения капитала. С

другой стороны - административно интегрированный государственный «единый

народнохозяйственный комплекс» СССР распался, как только союзные республики

получили независимость, поскольку экономические интересы и товарно-денежные

отношения, как основа для интеграции, не сформировались.

Возникает закономерный вопрос, а на каких основах будет базироваться

интеграция мирового хозяйства в условиях перехода к постиндустриальным

экономикам. Все последующие возможные трансформации экономики не отменяют

товарного характера производства и рыночно-экономического характера

международной и глобальной интеграции.

Развитие мирового хозяйства, как определенной целостности на основе

соприкасания со всеобщими мировыми производительными силами, происходит на

базе объективно возрастающей заинтересованности государств в

функционировании мирового хозяйства. Последнее означает неуклонное

углубление взаимозависимости стран - субъектов мирового хозяйства. Но

реализация этих принципов является нелегким делом. В случае с Россией,

которая вместе с другими странами стремится интегрироваться в европейскую и

мировую экономику, речь идет о том, чтобы предварительно решить очень

сложные проблемы становления собственной государственности, демократии,

подвести под нее соответствующую экономическую основу. Международная

экономическая интеграция России в решающей степени зависит от масштабов,

темпов и «качества» трансформации внутренней (национальной) экономической

системы (опираясь на собственные факторы развития), а далее от

сбалансированной стратегии экономического сотрудничества с Востоком и

Западом. Тут особое значение имеет трансформация системы собственности и

государственного менеджмента, системы государственного регулирования.

На сегодняшнем этапе развития глобальных производительных сил

происходит глубокая трансформация функциональной структуры мирового

хозяйства. Основное направление трансформации переориентация и переход к

постиндустриально-информационному типу функционирования всех систем и

функций производства, обмена информации, инноваций, сервисной индустрии,

управления, инфраструктуры, кредитования торговли, научного обслуживания и

сопровождения.

Сегодня можем утверждать, что мировое хозяйство и все без исключения

его национальные структурные составные части находятся на переходном этапе

формирования и развития. Масштабы и уровень интеграции мировой экономики

растут и становятся необратимыми явлениями и процессами.

Растет и открытость национальных экономик, их способность к дальнейшей

интеграции. В развитых странах уже сегодня процесс расширенного

воспроизводства невозможен без растущих внешнеэкономических связей, без

дальнейшего усиления экономической взаимозависимости стран.

Существующее противоречие между разными социально-экономическими

подсистемами в составе глобального мирового хозяйства (развитые страны,

страны переходной экономики, развивающиеся страны) состоит в разном

«качестве» их экономических систем и разных достигнутых уровнях

экономического и социального развития. Наиболее развитые рыночные страны на

нынешнем новом этапе, решительно ставшие на путь дальнейшей «социализации

капитализма», опережают на этом пути все другие страны. Отставание других

стран заостряет противоречие развития мировой экономики. Это противоречие

может быть решено только постепенно, путем принятия соответствующих

международных стратегий синхронизации взаиморазвития и сотрудничества.

Одним из главных современных противоречий мировой экономики является

противоречие между интересами стран развитой рыночной экономики и

интересами стран переходной, от централизованно руководимой к рыночной

экономике. В развитых рыночных странах увеличивается концентрация и

интеграция капитала и экономики, стремительно развивается НТП и на его

основе - экономический рост, в странах переходной экономики продолжается

длительный системный экономический кризис, трансформационные процессы

угрожающе задержались на много лет, растет их относительное и абсолютное

отставание в экономическом развитии. Этот потенциал угроз может привести к

глобальной экономической войне за выживание и развитие.

В процессах трансформации современной региональной структуры

глобальной экономики особое место занимают проблемы углубления европейской

экономической интеграции и формирования европейского экономического

пространства. На сегодняшний день еще не проведен глубокий экономический

анализ этих проблем, не разработаны национальные концепции и стратегии

участия в европейской интеграции. Эти выводы особенно характерны и для

таких новых стран, как Россия и Украина, где происходят сложные

трансформационные процессы. Европейский регион еще не сложился как

завершенная целостная экономическая система. Новая тенденция развития

Европейского региона состоит в том, что он объединяет защиту региональных

интересов с развитием сотрудничества с другими регионами. В недрах региона

очень медленно растут масштабы совместного предпринимательства, в том числе

между западноевропейскими и восточноевропейскими странами, медленно идет

процесс инвестирования и передачи технологий. Вместе с тем для новых

рыночных стран, в том числе и для России, стратегически важно найти

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты