123456789Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплиныВведение в ДОК–Э Философия ––Э––Э Иностранный язык–1–З–––Э––Э––Э–З–––Э Математические и общие естественно-научные дисциплиныМатематика––Э––Э Экология–З– КСЕ–З––З– Общепрофессиональные дисциплины
и т.д.ТСД К–Э Валеология –З–К–Э Иностранный язык-2 –З–––Э–З–––Э
МЕТОДЫ ДОСТАВКИ ЗНАНИЙ
Знания доставляются слушателям ДО УТИС с помощью технологически организованного образовательного пространства (аудиторного и внеаудиторного) со следующими элементами: тексты и структура рабочего учебника, технологии работы с рабочим учебником (работа с гипертекстом, ключевые понятия, тренинг–тесты, вопросы для самопроверки, домашние задания), методы сжатия и структурирования текста (структурно-логических схемы, карты мышления, смысловые ряды, доминанты, матрицы деятельности), составление активных словарей, лекции–консультации, демонстрационные занятия, лабораторные работы, активные семинары, интерактивные обучающие программы, аудио, видео и компьютерные продукты, сетевые технологии, CD-ROM-диски, домашняя работа, курсовые работы, контрольное тестирование, экзаменационные работы.
АУДИТОРНАЯ РАБОТА
Нагрузка по каждому рабочему учебнику составляет: 2 ч. лекционных (на поток) +6 ч. семинарских (на группу)+ 2ч. тестовых (на группу) занятий. На каждый предмет (включающий один, два или более рабочих учебника) дополнительно приходится: 2 ч. консультации (на группу) перед экзаменом (зачетом) + 1/3 часа на устный экзамен на каждого студента или 2 ч. на письменный экзамен (на поток) + 3,5ч. для выпускающих или 3ч. для невыпускающих кафедр на проверку и защиту каждой курсовой работы.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА (САМООРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА)
Деятельность слушателя состоит из аудиторной работы – посещение студентом лекций, семинаров, консультаций и ведение конспектов; сдача в установленные сроки выполненных в письменной форме заданий; отчеты в устной форме по другим заданиям, включающие семинарские доклады, выполненные проекты, ролевые игры – и самостоятельной работы – библиотечная работа с различной литературой, ведение записей, конспектов; внимательное чтение и продумывание; обсуждение информации с приятелями, работа с электронными учебниками, программами и пр.
В процессе обучения рекомендуется [2] использовать следующие возможности.
1. «Спарринг-партнер» - человек, с которым обсуждаются все вопросы, связанные с обучением. Наличие спарринг-партнера позволяет:
1.1. Сравнивать и обсуждать конспекты лекций.
1.2. Объяснять друг другу ключевые положения лекции.
1.3. Обращать внимание на детали, подчеркнутые лектором, и их взаимосвязь.
1.4. Накануне лекции ознакомиться с ее содержанием по учебнику: прочитать один и тот же раздел и объяснить прочитанное друг другу или устроить мини-тест.
1.5. Высказать противоположные мнения по каждому из обсуждаемых вопросов, а также по каждой работе, которую вы готовитесь написать.
1.6. Собирать найденную каждым из вас информацию, готовя задание порознь.
1.7. Делить расходы на ксерокопии, Интернет и т.п.
1.8. Сообща проводить обобщающее повторение перед экзаменами и экзаменовать друг друга.
1.9. Сравнивать тезисные наброски по каждому из предложенных вопросов.
2. Организация групп взаимопомощи (5-6 человек) со сменяемым лидером. Подобная группа позволяет:
2.1. Скидываться сообща на книги.
2.2. Проводить коллективные поиски нужного материала.
2.3. Распределять подготовку вопросов к семинару с последующим заслушиванием докладов.
2.4. Охватывать в процессе поиска материала большее количество журналов.
2.5. Работать в разных библиотеках с целью сбора информации.
2.6. Использовать технику мозгового штурма.
2.7. Практиковать совместное выполнение проектов.
2.8. Играть в полезные обучающие игры.
3. Методы стимуляции учебного процесса
3.1. Регулярное просматривание заметок на предмет «выжимания» из них лишнего.
3.2. Оформление записей с помощью разноцветных карандашей, фломастеров, маркеров, выполнение небольших плакатов-схем.
3.3. Регулярное перерисовывание в рабочую тетрадь диаграмм, схем, рисунков, которые приводятся в учебниках и в лекциях.
3.4. Составление собственных схем, таблиц, карт мышления, отражающих взаимосвязь различных фактов и явлений в учебнике или тексте лекций.
3.5. Выделение определенных часов для ежедневной работы в библиотеке.
3.6. Сравнение способов, логики изложения материала в различных учебниках.
3.7. Ежедневные встречи со своим спарринг–партнером с целью объяснения ему нового материала, который вы проработали.
4. Облегчение учебного процесса
4.1. Своевременное закрепление новых материалов.
4.2. Регулярное чтение конспектов.
4.3. Объяснение недавно прочитанного материала спарринг-партнеру.
4.4. Выделение главного содержания, квинтэссенции конспектов.
4.5. Оптимальный режим занятий: не следует переутомляться.
4.6. Выбор места для занятий.
4.7. Работа с вопросами учебника.
4.8. Ознакомление с экзаменационными вопросами прошлых лет.
4.9. Внимательное изучение рецензий работ.
5. Работа на лекции:
5.1. Готовьтесь к лекции (настрой, предварительное ознакомление с материалом).
5.2. Приходите на лекцию заранее.
5.3. Избегайте бесцельной траты времени в аудитории.
5.4. Имейте с собой: разлинованную тетрадь или листы с полями, две-три ручки со стержнями разных цветов, пластмассовую линейку, карандаш и резинку.
5.5. В конспекте в верхней части листа следует указывать тему лекции, дату, фамилию лектора. Желательно вести записи на одной стороне листа, что облегчает процесс поиска.
5.6. Обращайте внимание на главное: лекция имеет определенную структуру (логическую конструкцию) и ваша задача – выявить ее основные пункты. Не записывайте все, что говорит лектор: старайтесь в первую очередь слушать, а потом уже писать и рисовать.
5.7. Используйте технику конспектирования: метод точек-тире удобен для отражения логической связи отдельных положений: главный заголовок отмечается точкой, подзаголовки помещаются с отступом примерно в сантиметр и помечаются тире, под–подзаголовки снова помечаются точкой и т.д. Хорошо подчеркивать заголовки разными цветами. Пользуйтесь сокращениями, где это возможно (общепринятыми и индивидуальными).( - увеличение, ( - уменьшение, ( обусловливает, приводит к, ( отрицание (не), ( - все, сумма, рис – рисунок.
5.8. Если что-то не ясно – запишите и задайте вопрос по ходу лекции или в ее конце, спросите во время консультации, поищите в учебнике, спросите другого преподавателя, обсудите этот вопрос со спарринг–партнером.
5.9. Основное правило конспектирования: важнее понять логику изложения в целом, чем записать несвязанные, обрывочные фрагменты.
6. Работа на семинарах.
6.1. Готовьтесь к каждому семинару, просматривайте конспект лекций, рекомендованную литературу, составляйте схемы и карты мышления ваших выступлений.
6.2. Прослушайте доклад, выступление, запишите в тезисной форме самое главное и нарисуйте схемы и карты мышления.
6.3. Выступайте на семинарах при малейшей возможности, участвуйте в дискуссиях, активизируйте свой словарный запас.
7. Сдача экзамена:
7.1. Работа по повторению материала рабочего учебника должна планомерно проводиться на протяжении всего изучения модуля.
7.2. Составьте план с целью оптимального использования времени, которым вы располагаете для обобщающего повторения.
7.3. Когда вы заняты обобщающим повторением не начинайте новую работу.
7.4. Приходите на экзамен заранее, возьмите с собой все необходимое, займите место поудобнее.
7.5. Равномерно распределите время между вопросами.
7.6. Составляйте тщательный план ответа, а потом записывайте.
7.7. Отвечайте строго на поставленный вопрос.
7.8. При тестировании пропускайте затрудняющие вас вопросы – вернетесь позже.
7.9. Обращайте внимание на длину ответа (часто правильный ответ – самый длинный), на ответы к другим тестам.
7.11. В конце тестирования не оставляйте в контрольных листах пустых мест.
7.12. Не обманывайте экзаменатора.
КОНТРОЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В дистанционном образовании широко используются такие методы, как телетестинг (компьютерное тестирование), метод рейтинговых оценок и проектно-коммуникативные методы {см. подшивку Журнала «Дистанционное образование»}. Последние для системы государственного ДО наиболее пригодны, экономичны и перспективны. Они достаточно субъективны и практически не поддаются автоматизации (преподаватель или консультант учебной группы за цикл изучения модуля в ходе тестового занятия дает адекватную оперативную оценку работе не более 20-25 слушателей). К проектно-коммуникативным методам оценки знания относятся:
1) написание реферата по заданной теме;
2) референтная оценка работы другого слушателя;
3) личное интервью с преподавателем;
4) самооценка работы слушателя.
Для проведения оперативного промежуточного контроля наряду с тестами используются анкеты, содержащие ряд вопросов, на которые слушатель должен дать ответы. Вопросы делятся на два типа: закрытые (включают в себя все возможные варианты ответов, из которых выбирается один правильный) и открытые (дают возможность ответа своими словами). К закрытым относятся альтернативные вопросы, вопросы с выборочным ответом, шкалы важности, оценочные шкалы и пр. К открытым – вопросы без заданной структуры, подбор словесных ассоциаций, завершение предложений, тематические тесты и пр.
Система ДО УТИС содержит 3 типа письменных контрольных работ.
1. Домашняя работа: представляет собой протокол самостоятельной работы студента над рабочим учебником (выполнение типовых заданий, ответы на вопросы, тренинг -тесты и пр.).
2. Контрольная работа: домашняя работа + специальные расчетные задания.
3. Курсовая работа: домашняя работа + дополнительные практические задания.
Структура типичной домашней работы:
1. Составить структурный словарь по материалам рабочего учебника.
2. Составить карту мышления (паутину памяти) по материалам рабочего учебника.
3. Составить 15-20 структурно-логических схем, отражающих логику развития материалов рабочего учебника.
4. Составить 5 тестов с 4 вариантами ответов к каждому.
5. Ответить на вопросы: достоинства и недостатки, удобство и неудобства организации материалов рабочего учебника и системы ДО УТИС в целом.
6. Оформить 2-3с. структурного реферата (взять 30-40с. нового учебника, учебного пособия или материалов Интернет, расширяющих тематику рабочего учебника, и сжать их с помощью схем и карт мышления).
7. Решить задачи (перечень задач – в рабочем учебнике).
8. Выполнить задания (перечень заданий – в рабочем учебнике).
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
Самооценка
Тренинг–тесты, задания, вопросы для самопроверки в рабочем учебнике и пр.
Государственная оценка
Контрольная работа: доклад и оценка на семинаре; курсовая работа: защита и оценка на специальных занятиях; контрольное тестирование на специальных занятиях; зачеты, экзамены, защита дипломного проекта.
Технология тестирования
Тест – метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. Традиционная форма представления вопросов и ответов теста предлагает слушателю четко сформулированный вопрос, после которого идут четыре варианта ответа, из которых верен (не верен) только один, который учащемуся и предлагается указать. Неправильные ответы составляются по принципам:
1. Похожи на правильные, но содержат неверный тезис.
2. Неверны, но содержат информацию, помогающую найти верный ответ к данному вопросу.
3. Неверны только в контексте вопроса, но содержат информацию, используемую в ответах к другим вопросам по данному предмету.
4. Неверны только в контексте предмета, но содержат информацию, используемую при тестировании по другим дисциплинам.
5. Заведомо неверные факты, даты, имена, формулировки законов и пр.
Тестирование в системе ДО УТИС проводится на специальном двухчасовом занятии. Время тестирования 40 мин. (по одному вопросу в минуту). На втором часе пары преподавателем (консультантом) проводится проверка тестовых заданий, заполнение ведомостей, анализ типичных ошибок и консультация по материалам и итогам тестирования.
Технология экзамена
Экзамен без использования компьютерных и сетевых технологий проводится в системе ДО УТИС (кроме традиционной формы) двумя способами. Письменный – по алгоритму, включающему строго определенное число вопросов (обычно 8–10), четко обозначенный объем и способ предоставления ответов (как правило в виде смысловых рядов, структурно-логических схем или карт мышления) и систему оценки. Работа высылается в УТИС, где проверяется и оцениваются представителями государственной экзаменационной комиссии. Устный – в виде конференции (круглого стола), в ходе которой студенты группы делают доклады–ответы на все экзаменационные вопросы. В экзаменационную оценку входят: качество доклада + качество подготовленных студентом иллюстративных материалов (схемы, карты мышления) + качество ведения записей выступлений. В данной форме экзамен превращается в одну из самых продуктивных технологий обучения: в его ходе студент знакомится и участвует в обсуждении всех материалов и вопросов дисциплины, что особенно актуально для системы ДО.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Дискеты с учебными материалами, электронной библиотекой специальности, электронные учебники, интерактивные учебные пособия, аудио и видео лекции, CD-ROM, учебники и методические разработки карманного формата (pocket-books), компьютерные тренинг–тесты, индивидуальная консультативная помощь, информационные услуги, комплектование учебной библиотеки, прайс–листы книготорговых фирм, электронные адреса и пр. гипертекстовые расширения. Курсы стенографии, быстрого чтения, десятипальцевого набора текста, производства ресурса здоровья и пр.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Обучение за дополнительную плату по индивидуальному графику со сдачей тестов, домашних и курсовых работ, зачетов и экзаменов в УТИС в удобное для студента время.
Для примера возьмём:
Консорциум “Кодекс” выпустил первый электронный учебник “Правоведение для студентов неюридических специальностей”. Он предназначен для студентов технических, экономических и гуманитарных специальностей и составлен в полном соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, утвержденных Министерством образования в 2000 г.
В основу учебника положен электронный курс “Правоведение” с комплектом обучающих тестов, разработанный А. В. Лобыничевым, старшим преподавателем Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.
Новинка включает курс лекций и практикум по основам таких распространенных правовых дисциплин, как теория государства и права, конституционное право, гражданское право, финансовое право, уголовное право, международное право и др. От систем “Кодекс” учебник унаследовал подборку правовых документов, относящихся к этим дисциплинам. Таким образом, студент всегда сможет обратиться от материала лекции к тексту нормативного акта, который в ней упоминается.
К изучению предлагается шестнадцать тем, посвященных, в частности, основам теории государства и права, основам конституционного права в России, защите нарушенных прав и судебному разрешения споров. По каждой теме в учебнике приводится список литературы.
Узнать или уточнить значение того или иного юридического термина пользователю поможет имеющийся здесь же словарь. А специально для преподавателя правоведения разработчики включили в состав учебника методические рекомендации.
На диске представлена система самотестирования, которая подскажет студенту, насколько успешно он усвоил пройденный материал.
Проект “ГиперМетода” для Министерства образования
Перед майскими праздниками компания “ГиперМетод” объявила о сдаче дистанционного мультимедийного курса “Компьютерная графика и дизайн” для учреждений общего и профессионального образования. Он был создан в рамках государственного контракта с исполнительной дирекцией Министерства образования РФ по президентской программе “Дети России”. Работы велись с сентября 2002 г.
В качестве инструментов были использованы оболочка для построения электронных учебников “eLearning Office 3000” и система дистанционного обучения “eLearning Server 3000”, предложенная компанией “ГиперМетод”.
Электронное учебное пособие “Компьютерная графика и дизайн” со следующего учебного года будет включено в базовую программу средней школы по информатике. Курс предназначен для очного и дистанционного обучения
II. Електронні підручники
Електронні підручники та вимоги до них.
Електронний підручник - це програмно-методичний комплекс, що забезпечує можливість самостійного, чи при участі викладача, освоєння навчального курсу, саме за допомогою комп'ютера.
Звичайний підручник був, і ще довго залишиться основним "знаряддям" учня. Будь-який текст значно зручніше вивчати в надрукованому вигляді, ніж на екрані комп'ютера. Тому при створенні електронного підручника варто задатися питанням: яка саме нова якість відрізняє даний ЕП в порівнянні з традиційним, і чи доцільна розробка електронного підручника, якщо вже є звичайний? І тільки у випадку безсумнівних переваг ЕП можна братися за його розробку. При цьому необхідно використовувати весь арсенал технологічних засобів, наданих сучасними інформаційно-комунікаційними технологіями.
Електронний підручник (при тому, що він часто доповнює звичайний підручник) особливо ефективний у тих випадках, коли він: забезпечує практично миттєвий зворотний зв'язок (властивість інтерактивності); допомагає швидко знайти необхідну інформацію, пошук якої в звичайному підручнику вимагає багато часу (підвищення продуктивності пошуку); істотно заощаджує час при багаторазових звертаннях до гіпертекстових пояснень; дозволяє швидко, перевірити знання по визначеному розділу; може обновити необхідну навчальну інформацію, наприклад, за допомогою Інтернет (принцип актуалізації інформації).
Що ж стосується представлення безпосередньо навчального матеріалу, то багато хто вважає, що електронний підручник - усього лише текст, підготовлений за допомогою комп'ютера. Створення на сучасному технологічному рівні власне інформаційної частини дійсно вимагає значних зусиль, і тільки останнім часом з'явилися продукти, що з певними застереженнями можна віднести до електронних підручників.
Можлива область застосування електронних підручників (ЕП) надзвичайно широка: використання ЕП ефективне і при самоосвіті, і при дистанційному навчанні; ЕП рекомендується для людей зі спеціальними потребами в навчанні. Отже, необхідне методичне пророблення процесу створення ЕП, повинне проводитися як педагогами, так і фахівцями в області інформатики. Створені продукти, як правило, несуть на собі відбиток особистих поглядів творців. Так, наприклад, якщо розроблювачами електронного видання є програмісти, то в цьому випадку можна спостерігати недостатню увагу до інформації, до її достовірності і якості. Основна увага тут приділяється комп'ютерним ефектам особливим навігаційним прийомам, реалізованим у продукті.
Досить глянути на характеристики компакт-дисків: на першому місці - обсяг записаної інформації, кількість ілюстрацій, аудіо- і відео-фрагментів і їхня тривалість. Дані про якість інформації звичайно відсутні, у кращому випадку вказується, що продукт являє собою електронну копію друкованого видання. Тому при проектуванні ЕП повинно бути досягнуте гармонійне поєднання знань з педагогіки, психології, методики та інформатики.
Навіть у тих випадках, коли використовуються електронні підручники чи навчальні енциклопедії, доцільно використовувати "тверду" копію текстових розділів, що обрані в цих посібниках для використання їх учнями (тобто роздруковувати за допомогою принтера необхідний текст, а не читати його з екрана). Це зв'язано з тим, що при читанні книги ми сприймаємо текст у відбитому світлі, а на екрані монітора - у минаючому. Від читання з екрана монітора око утомлюється значно більше, а при використанні моніторів низької якості погіршується зір. Можна також згадати і про шкідливі випромінювання моніторів, що, безумовно, не сприяють зміцненню здоров'я учнів.
Електронне видання повинне містити досить повну інформацію по розглянутим темам, ілюстрації відео-уривки повинні представляти додаткову інформацію, звуковий коментар також не повинний бути повторенням текстової інформації (хоча використання відео та звукових рядів і покращує засвоєння матеріалу, але їх використання повинно бути чітко регламентоване, щоб урок не перетворювався на прослуховування музики чи перегляду кліпів та фільмів). Основна заповідь розроблювача: використовувати мультимедійні засоби, не для створення модних ефектів, а лише у випадках, коли це виправдано представленим матеріалом і допомагає зрозуміти досліджуваний предмет.
Електронний підручник, як правило, являє собою мультимедійний продукт і повинний забезпечити ефективне навчання школярів у режимі самоосвіти й у режимі, при якому викладач від звичайного інструктування переходить до консультування учнів. З цього випливає, що підручник повинний забезпечувати як безупинний режим навчання, так і покроковий. Кожен виділений заздалегідь фрагмент курсу повинен закінчуватися практичними (вправи) і контрольними (тестування) блоками, а кожен великий розділ курсу – підсумковим тестом, чи заняттям заліком.
Електронний підручник доцільно обладнати електронним спостерігачем, що за бажанням учня виведе дані про те, яку частину конкретного розділу той, якого навчають, зумів прочитати (наприклад: "Ви ознайомилися з 40% інформації з даного розділу"), і підкаже, що при знайомстві з темою залишилося нерозглянутим.
У цілому електронний підручник істотно заощаджує час учня, затрачуваний на рутинні операції по пошуку навчального матеріалу. Звідси випливає й основна вимога до електронного підручника - наявність "дерева знань", добре проробленого індексу (алфавітного чи іншого покажчика), гіпертекстових посилань і словника.
Якщо ЕП містить текст, то необхідно передбачити можливість установки типу і розміру шрифту в залежності від бажання користувача (особливо при навчанні школярів молодшого віку).
Ефективним є використання різного роду підказок. Наприклад, у звичайній книзі розповсюджене цифрове посилання, яке потрібно знайти нижче, чи навіть на іншій сторінці, а в ЕП інформація з'являється безпосередньо поруч з об’єктом і тільки при наведенні курсору на зазначене місце. Корисною є можливість підключення лупи, чи виділення частини ілюстрацій у залежності від тексту, що читається, чи фрагмента зображення, що переглядається.
Підсумовуючи усе вище сказане, можна виділити такі основні вимоги до електронних підручників:
Інформація з курсу повинна бути добре продуманою, структурованою і охоплювати певний розділ або ж увесь курс.
Кожен параграф такого підручника не повинен містити більше ніж 7 нових понять, оскільки середня людина не може запам’ятати більше.
Після кожного третього кадру параграфа слід надати можливість користувачеві проконтролювати себе, наскільки правильно засвоєно матеріал. У підручнику повинно бути якомога менше тексту та більше супроводжувальної відеоінформації.
Теми електронного підручника повинні відповідати програмі курсу, наприклад, програмі курсу геометрії за 7-9 класи, якщо це електронний підручник з планіметрії. Причому, ці теми повинні мати продумані гіперпосилання, динамічні та статичні ілюстрації.
Як текстову, так і ілюстративну частину підручника користувач повинен мати змогу роздрукувати. Ідеальним варіантом є той, що електронний підручник надасть користувачеві нове вікно для редагування інформації, яку потрібно буде друкувати.
Інтерфейс підручника повинен мати зручне та продумане меню, а найважливіші команди повинні бути про дубльовані кнопками панелі інструментів.
Користувач повинен мати змогу змінювати накреслення та величину літер.
Електронний підручник повинен містити потужний і швидкий апарат пошуку потрібної інформації.
У підручнику повинні використовуватися відео- та звукові ряди тільки там, де без цього не можна обійтися.
Електронний підручник повинен містити список як посилань на інші електронні підручники, так і на традиційні підручники.
Отже, щоб електронний підручник став на справді гарним помічником вчителя у викладанні, а учнів у навчанні, він повинен відповідати всім вище перерахованим вимогам.