Рефераты

Дистанционное образование с помощью Internet

The Bat. Так, например, контроль знаний может быть организован путем

получения тестовых заданий на сайте, прохождения теста на собственном

компьютере, а затем пересылки преподавателю файла с ответами. Данный

механизм проверки знаний организован в ходе выполнения указанного выше

конкурсного задания.

Электронная почта (телеконференция). Организуются группы пользователей,

таким образом, что письмо каждого из них будет получено всеми остальными

членами группы. В результате письмо-вопрос студента и ответ на него

преподавателя будут доступны всем остальным членам группы, что сократит

затраты времени на переписку, исключит многократные объяснения одного и

того же вопроса. Такие конференции могут быть созданы на сайте

http://www.egroups.com/ .

Чат позволяет общаться группе пользователей, собравшись в одно время по

предварительной договоренности таким образом, что сразу же после отправки

сообщения все остальные видят его на экране монитора и в свою очередь могут

послать ответ. На экране помещается 20-40 строк, которые по мере появления

новых сообщений заменяются последними. Это очень динамичная форма общения,

но требует хорошей связи и нахождения всех в одно время в Internet, как и

следующая форма общения (пейджер). Адрес чата для примера:

http://www.chats.ru/users_chats/prepod .

Программа - электронный пейджер ICQ (или аналоги - Odigo и др.) позволяет

мгновенно обмениваться сообщениями с выбранными пользователями при условии

их нахождения в данный момент времени в Internet. Могут быть переданы также

файлы, ссылки на адреса Интернета, организован чат. Для установления

контакта между пользователями программы достаточно знать номер для

контакта, например: 42648842 или адрес электронной почты. Данные формы

коммуникации дополняются другими или их комбинацией (например посылкой

сообщения через Internet на пейджер, такие услуги предоставляет

Кубаньэлектросвязь и "Народный пейджер" со страницы

http://pager.kuban.ru/otpravka.shtml).

Следует отметить, что и размещение сайта в сети Internet, и адреса

электронной почты, создание собственных форумов и чатов может быть

проведено с использованием бесплатных ресурсов, т.е. оплачивать приходится

только доступ в Internet. При отсутствии собственного доступа в Internet

возможно использование Интернет-кафе и т.д.

В результате при наличии возможности даже эпизодического выхода в Internet

обеспечивается эффективная самостоятельная работа за счет использования

комбинации перечисленных выше средств коммуникации с преподавателями в

дистанционном образовании.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УТИС

Образование позволяет нам зарабатывать больше, чем наши учителя

Американское изречение

Используемые в настоящее время модели ДО базируются в основном на

достижениях компьютерных и сетевых технологий [3]. Главная проблема,

стоящая перед ДО, – телекоммуникации и их транспортная основа – снимается

нами на этапе формирования ДО УТИС выбором такой модели, в которой вместо

дорогостоящих внешних электронных сетевых технологий используются

технологии формирования образовательного пространства личности: внутренних

бионейросетей и виртуального пространства. Информационные каналы головного

мозга в процессе обучения слушателя регистрируются, исследуются,

наполняются учебной информацией, а затем с помощью комплекса технологий

реорганизуются в нейронные сети виртуального образовательного пространства

личности. Система ДО УТИС, используя достижения всех упомянутых выше

моделей ДО, реализуется с помощью следующих базовых инновационных авторских

технологий:

1) технологии формирования индивидуального образовательного

пространства;

2) технологии согласованной организации учебного материала как

гипертекста, управляющего учебной деятельностью слушателя;

3) технологии составления структурных словарей терминов, позволяющие

запоминать, осмысливать и продуктивно организовывать учебный материал;

4) технологии структурирования учебных текстов, позволяющие учащемуся

формировать долговременную память сознательного и прямого доступа;

5) технологии резонансной работы обоих полушарий головного мозга;

6) технологии настройки комплекса психофизиологической поддержки

учебной деятельности;

7) технологии самоменеджмента и формирования множественной картины

мира поливалентной личности специалиста в сфере сервиса;

8) технологии формирования культуры ситуативного поведения и

непрерывного образования;

9) технологии формирования основ валеологической и экологической

культуры и производства ресурса здоровья и деловой активности [13].

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Под образовательной программой понимается полный перечень учебных

дисциплин с указанием количественных показателей направлений обучения, на

основании которого составляются учебные планы. Включает обязательную и

элективную (вариативную, выбираемую слушателем) части, основанные на

выполнении образовательного стандарта – документа, определяющего содержание

и уровень подготовки специалистов с высшим образованием. Программы ДО УТИС

полностью соответствует государственным стандартам с расширением их

введением системы дополнительных и индивидуальных образовательных услуг.

Учебные планы специальностей составлены на основании учебных планов дневной

формы обучения.

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Законченная самостоятельная часть образовательной программы,

представленная 1, 2 или более рабочими учебниками. Включает, кроме

промежуточного (текущего, проводимого преподавателем/консультантом

письменного, устного или компьютерного) контроля знаний (по каждому

рабочему учебнику), также обязательный итоговый контроль знаний, в виде

классического (контактного) зачета/экзамена, осуществляемый ведущим

преподавателем дисциплины. Ряд базовых для специальности дисциплин

включает также выполнение письменной курсовой работы по специальному

заданию в рабочем учебнике, которая проверяется преподавателем перед

экзаменационным занятием.

СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Индивидуальные слушатели.

2. Учебные группы.

3. ПДО, пункты дистанционного обучения: методисты-менеджеры курсов

(списки слушателей, организация и управление учебным процессом),

технические специалисты (системные администраторы узлов, сетевые

программисты), консультанты (тьюторы).

4. Профессорско-преподавательский состав УТИС.

5. Менеджеры кафедр по дистанционному образованию.

6. Авторский корпус (разработчики учебников).

7. Корпус научных редакторов.

8. Служба сетевых и информационных технологий.

9. Редакционно-издательская служба.

10. Служба разработки и внедрения дополнительных средств обучения (аудио и

видео-лекции, карманные издания, электронные библиотеки, раздаточные

материалы).

11. Менеджеры службы ДО УТИС.

12. Научно-исследовательская лаборатория образовательных технологий и ДО.

13. Административно-управленческий аппарат.

КОНСУЛЬТАНТ–ТЬЮТОР

Координатор, куратор, организатор учебного процесса, посредник между

слушателем и учебным продуктом, консультант, к которому прикрепляются

слушатели на время изучения рабочего учебника (блока рабочих учебников).

Комплексный характер дистанционной формы обучения формирует требования к

консультанту-тьютору как к специалисту, компетентному одновременно в

нескольких областях: в своей предметной области + в современных активных

методах обучения (обучение в сотрудничестве, проектные и исследовательские

методы) + в Интернет-технологиях + в вопросах психологии общения в Интернет

+ в вопросах организации, управления и мониторинга дистанционных курсов. В

системе ДО УТИС функции консультанта–тьютора возлагаются на первом этапе на

ведущего преподавателя или на преподавателя следующей учебной дисциплины,

далее – на специально подготовленного консультанта ПДО, имеющего

соответствующий сертификат. В первоначальные обязанности консультанта

входит проведение 2-часового тестового занятия-консультации с операциями:

собственно тестирование, проверка результатов по ключу, анализ типичных

ошибок студентов с предоставлением правильных ответов, оформление тестовых

ведомостей. В окончательном варианте – чтение установочных лекций, ведение

семинарских и практических занятий, консультирование, прием заданий,

тестов, ведение ведомостей и журналов ПДО.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Обучение, учитывающее индивидуальные задатки, способности и возможности

слушателя, использующее инновационные педагогические и информационные

технологии как для овладения каждым учащимся определенной суммой знаний,

умений, навыков, так и для развития личности студента. Основные принципы

ЛОО – дифференциация и индивидуализация обучения; развивающий характер

обучения; модульная организация учебного процесса. Предполагает смену

парадигмы образования: от «учитель – учебник – ученик» (приоритет в системе

обучения деятельности преподавателя) – к «ученик – учебник – учитель»

(приоритет деятельности ученика). Задача преподавателя – организовать

самостоятельную познавательную деятельность слушателя, научить его

самостоятельно добывать и применять полученные знания на практике, для чего

необходимо отобрать методы, технологии обучения, которые помогают

1) приобретать знания самостоятельно из разных источников;

2) формировать экологичную деятельностную позицию;

3) использовать ранее полученные знания для получения новых знаний;

4) развивать продуктивное творческое мышление.

Ключевые понятия ЛОО, характеризующие выпускника: гибкая адаптация,

самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков; творческое мышление;

грамотная работа с информацией; коммуникабельность, контактность,

управление конфликтами; самостоятельная работа над развитием

интеллектуального, культурного и нравственного уровня.

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

МО организует системное изучение любого учебного предмета (группы, блока

предметов) и широко используется в ДО. Входит в состав наиболее

перспективных педагогических технологий наряду с обучением в

сотрудничестве, методом проектов, индивидуальным и дифференцированным

подходом к обучению, разноуровневым обучением. МО представляет схему

личностно ориентированного обучения. Каждый модульный учебный курс

1)включает базисные знания, ядро, инвариантную часть содержания курса,

которая после самостоятельного осмысления и реконструирования обучаемым

используется им на новом уровне, при изучении других дисциплин, при

самообразовании; 2)профилируется, т.е. прикладные аспекты курса

разрабатываются с учетом специальности; 3)структурируется, представляется

в виде модуля, юниты, рабочего учебника определенной структуры и

содержания. МО неразрывно связано с рейтинговой системой контроля, который

проводится отдельно по каждому этапу работы (ведение конспектов, рабочей

тетради, качество курсовой работы, итоги тестирования, работа на семинаре,

выступления на конференциях, зачетная и экзаменационная работы и пр.). Все

виды работ оцениваются по известной студенту системе баллов, изложенной в

Памятке, ориентирующей его работу. Памятка содержит перечень выполняемых

работ и шкалу баллов (поощрительных и штрафных).

Система ДО УТИС построена как обучение, в котором 18 учебных 40-часовых

недель семестра заполняются изучением 10(2 стандартных учебных единиц

(модулей, рабочих учебников). В среднем рабочий учебник соответствует 70(10

ч. учебной нагрузки и изучается за 9-10 рабочих дней с непрерывной

организацией всех типов занятий. Примерно 80–90% учебной нагрузки студентов

приходится на самостоятельную работу, организованную строго

структурированными рабочими учебниками, формирующими индивидуальное

образовательное пространство слушателя. Этой цели служат 20-25

«организационных» страниц из общего объема 90 с. рабочего учебника.

МОДУЛЬ

(от лат.modulus –мера). Логически завершенная часть учебного материала,

единица модульного учебного плана. В основе модульного обучения лежит

принцип системности, выраженный в наличии: а) тезауруса – понятийной базы,

активного словаря необходимого и достаточного знания, без которого

дисциплина не может существовать (включает термины, понятия-явления,

свойства, модели, величины, приборы и устройства, классические опыты), б)

алгоритма формирования познавательно-профессиональных умений и навыков,

выраженного в чередовании познавательной и учебно-профессиональной частей

модуля, в) обязательного контроля знаний и умений студента, логически

завершающего каждый модуль и приводящий к формированию способности

обучаемых трансформировать приобретенные навыки систематизации в

профессиональные умения анализировать, систематизировать и прогнозировать

принимаемые решения. То же, что и Юнита.

ЮНИТА

(от англ. unit – единица, часть). Стандартный учебный продукт, включающий

строго очерченный стандартный объем знаний и умений, предназначенный для

изучения в течение 70 часов (УТИС); зачетная единица, качество работы с

которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми,

зачетными и экзаменационными средствами. Состоит из Рабочего учебника,

организованного преимущественно как гипертекст, технологий формирования

индивидуального образовательного пространства, технологий самоменеджмента,

технологий работы с учебным текстом. То же, что и Модуль.

РАБОЧИЙ УЧЕБНИК

Типографский (электронный) учебный продукт, предназначенный для

самостоятельного изучения и подготовки к активным домашним, семинарским,

тестовым и экзаменационным занятиям в рамках изучения модуля. Стандартная

структура РУ системы ДО УТИС: выходные данные, организационные материалы

(место дисциплины в учебном плане, цели и задачи курса, перечень знаний и

умений, тематическое содержание, список литературы, вопросы для

самопроверки, тренинг-тесты, темы реферативных работ, типовые задания

контрольной работы, словарь терминов (тезаурус), задания курсовой работы,

основы гиперсловаря, приложения, содержание), материалы для изучения. РУ

дополняется (или служит сам) рабочей тетрадью, в которой слушателем ведутся

все заметки, сопровождающие изучение материалов предмета.

ГИПЕРТЕКСТ

Под гипертекстом понимается, во-первых, основная форма представления

информации во всемирной паутине Интернет, несущая обучающую функцию. В

основе гипертекста лежит расширенная модель энциклопедии как средства

информационной поддержки образования, организованного по принципам:

свободное перемещение по тексту + сжатое изложение информации +

необязательность сплошного чтения текста + справочный характер информации +

использование перекрестных ссылок как модель навигации. Во-вторых,

гипертекст – это рабочий учебник, в котором линейное письмо уступает место

тексту многомерному и разнонаправленному по форме организации информации.

Гипертекстовая среда создает принципиально иные возможности выражения и

изложения мысли, представляемой не только как законченный результат, но и

как процесс: мысль получает возможность перемещаться в любом направлении,

из текста в текст, из курса в курс, из части в часть, создавая ситуацию

погруженности и путешествия в некотором смысловом пространстве. Гипертекст

предоставляет возможность распаковывания любого фрагмента образовательного

набора и любого участка долговременной памяти.

ГИПЕРТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Идея модели основана на гипотезе о том, что переработка и генерация идей

человеческим мозгом происходит ассоциативно. Данная модель получает все

большее признание в качестве структуры для эффективного представления и

передачи знаний. Технически реализующая эту модель «гипертекстовая система»

использует электронные и программные средства для преодоления ограничений

линейной природы текста напечатанного на бумаге. Бумага (плоская среда)

хорошо приспособлена для представления только двухмерного потока

информации: линейного и иерархического. Мы читаем последовательно слева

направо, сверху вниз, переворачивая страницы. В отличие от этого

гипертекстовая система, содержащая сеть узлов (фрагментов, модулей,

фреймов) и заданные на них ассоциативные связи порождает трехмерное

информационное пространство, что создает информационную среду, адекватную

глубинной структуре переработки идей человеческим мозгом. Для того чтобы

информационная система могла быть названа гипертекстовой информационной

системой, она должна обладать следующим рядом характеристик в совокупности.

1). Структурный аспект. Система должна иметь базу данных, состоящую из

объектов двух видов: а) информационных единиц (ИЕ) или “узлов”, содержащих

информацию, потенциально интересную для пользователей и б) дуг,

представляющих структурные и семантические отношения, связывающие

информационное содержание узлов. Информация, представляемая дугами разных

типов, и возможность исследовать и интерпретировать возможные траектории

перемещения от одних ИЕ к другим может иметь для пользователя значение не

меньшее, чем информация, содержащаяся в узлах. В литературе базу данных

гипертекстовой системы называют по-разному: гипертекстом, гипертекстовой

базой данных, гипербазой данных, гиперпространством. 2) Функциональный

аспект. Создание гипертекста (ИЕ) и навигация в гиперпространстве является

нелинейной (не последовательной) деятельностью. Соответственно этому

гипертекстовая система должна иметь специальные инструментальные средства

двух видов: а) средства для поддержки авторской деятельности (в русском

языке нет подходящего термина эквивалентного английскому: "authoring") и б)

средства для броузинга (работы в гипертексте) ИЕ в процессе ассоциативной

навигации. 3) Визуальный аспект. Управление функционированием

гипертекстовой системы осуществляется на основе принципа прямого

манипулирования представленными на экране монитора символами внеязыковых

объектов. Принцип прямого манипулирования означает возможность

инициировать быстрые, реверсивные операции над объектами с немедленно

видимыми результатами. Пользователь получает возможность легко и

практически мгновенно перемещать единицы информации и фрагменты гипертекста

из одного контекста в другой вместе со всей совокупностью заданных в первом

контексте связей: ИЕ или ее элемент активизируются (выбираются) путем

нажатия мышью на так называемую, “электронную кнопку”, играющую роль

исходной точки связи, ведущей к той или иной информации, которая может

представлять интерес для пользователя. Система осуществляет переход в

конечную точку указанной связи и выдает на экран соответствующую ей ИЕ. Это

может быть либо новая ИЕ, замещающая на экране исходную, либо вставка

некоторого нового элемента в представленную на экране единицу информации,

либо старая и новая единицы информации могут быть представлены на экране

одновременно [8,20].

МОДУЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план, в котором учебная нагрузка всех дисциплин указана в

модулях, эквивалентных в системе ДО УТИС 70(10 часам аудиторной и

самостоятельной работы. Стандартный план включает изучение 10–12 модулей

(рабочих учебников) в течение семестра. Модульный учебный план в виде

матрицы (навигатора) с аппаратом комментариев включается авторами в каждый

рабочий учебник для организации образовательного пространства слушателей.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов

Вольтер

В начале каждого семестра студенты обеспечиваются (функции методиста ПДО)

полным набором рабочих учебников, с которыми работают по стандартной

унифицированной программе, начиная с подготовки к установочной лекции.

Установочную лекцию (2ч.) и установочный семинар (2ч.) по каждому рабочему

учебнику проводит ведущий преподаватель УТИС во время первой командировки

(впоследствии – консультант ПДО, имеющий сертификат). Итоговый семинар

(4ч.) и тестовые занятия (2ч.) каждого рабочего учебника проводятся

преподавателем во время второй командировки перед экзаменационным/зачетным

занятием (вместе с проверкой контрольных и курсовых работ). Эта работа

может быть поручена преподавателю–консультанту УТИС, приехавшему для чтения

лекций по следующему рабочему учебнику и имеющему допуск (сертификат) к

ведению данного предмета (впоследствии – консультанту ПДО). Ведущий

преподаватель заполняет все ведомости по учебной дисциплине и зачетные

книжки. По мере готовности компьютерных технологий учебное и рабочее

тестирование, интерактивные занятия и экзаменационные конференции

переводятся в компьютерные и сетевые форматы.

|Таблица 1. |

|Специальность 23.05.00 СКСТ: ресторанный и гостиничный сервис |

|(фрагмент) |

|Модуль (70(10ч.) изображен кодом ( КЗЭ ( (курсовая работа, зачет, |

|экзамен) |

|Блоки дисциплин |Названия |Семестры |

| |предметов | |

123456789Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплиныВведение в ДОК–Э        Философия  ––Э––Э     Иностранный язык–1–З–––Э––Э––Э–З–––Э   Математические и общие естественно-научные дисциплиныМатематика––Э––Э       Экология–З–        КСЕ–З––З–       Общепрофессиональные дисциплины

и т.д.ТСД    К–Э    Валеология    –З–К–Э   Иностранный язык-2  –З–––Э–З–––Э   

МЕТОДЫ ДОСТАВКИ ЗНАНИЙ

Знания доставляются слушателям ДО УТИС с помощью технологически организованного образовательного пространства (аудиторного и внеаудиторного) со следующими элементами: тексты и структура рабочего учебника, технологии работы с рабочим учебником (работа с гипертекстом, ключевые понятия, тренинг–тесты, вопросы для самопроверки, домашние задания), методы сжатия и структурирования текста (структурно-логических схемы, карты мышления, смысловые ряды, доминанты, матрицы деятельности), составление активных словарей, лекции–консультации, демонстрационные занятия, лабораторные работы, активные семинары, интерактивные обучающие программы, аудио, видео и компьютерные продукты, сетевые технологии, CD-ROM-диски, домашняя работа, курсовые работы, контрольное тестирование, экзаменационные работы.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Нагрузка по каждому рабочему учебнику составляет: 2 ч. лекционных (на поток) +6 ч. семинарских (на группу)+ 2ч. тестовых (на группу) занятий. На каждый предмет (включающий один, два или более рабочих учебника) дополнительно приходится: 2 ч. консультации (на группу) перед экзаменом (зачетом) + 1/3 часа на устный экзамен на каждого студента или 2 ч. на письменный экзамен (на поток) + 3,5ч. для выпускающих или 3ч. для невыпускающих кафедр на проверку и защиту каждой курсовой работы.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА (САМООРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА)

Деятельность слушателя состоит из аудиторной работы – посещение студентом лекций, семинаров, консультаций и ведение конспектов; сдача в установленные сроки выполненных в письменной форме заданий; отчеты в устной форме по другим заданиям, включающие семинарские доклады, выполненные проекты, ролевые игры – и самостоятельной работы – библиотечная работа с различной литературой, ведение записей, конспектов; внимательное чтение и продумывание; обсуждение информации с приятелями, работа с электронными учебниками, программами и пр.

В процессе обучения рекомендуется [2] использовать следующие возможности.

1. «Спарринг-партнер» - человек, с которым обсуждаются все вопросы, связанные с обучением. Наличие спарринг-партнера позволяет:

1.1. Сравнивать и обсуждать конспекты лекций.

1.2. Объяснять друг другу ключевые положения лекции.

1.3. Обращать внимание на детали, подчеркнутые лектором, и их взаимосвязь.

1.4. Накануне лекции ознакомиться с ее содержанием по учебнику: прочитать один и тот же раздел и объяснить прочитанное друг другу или устроить мини-тест.

1.5. Высказать противоположные мнения по каждому из обсуждаемых вопросов, а также по каждой работе, которую вы готовитесь написать.

1.6. Собирать найденную каждым из вас информацию, готовя задание порознь.

1.7. Делить расходы на ксерокопии, Интернет и т.п.

1.8. Сообща проводить обобщающее повторение перед экзаменами и экзаменовать друг друга.

1.9. Сравнивать тезисные наброски по каждому из предложенных вопросов.

2. Организация групп взаимопомощи (5-6 человек) со сменяемым лидером. Подобная группа позволяет:

2.1. Скидываться сообща на книги.

2.2. Проводить коллективные поиски нужного материала.

2.3. Распределять подготовку вопросов к семинару с последующим заслушиванием докладов.

2.4. Охватывать в процессе поиска материала большее количество журналов.

2.5. Работать в разных библиотеках с целью сбора информации.

2.6. Использовать технику мозгового штурма.

2.7. Практиковать совместное выполнение проектов.

2.8. Играть в полезные обучающие игры.

3. Методы стимуляции учебного процесса

3.1. Регулярное просматривание заметок на предмет «выжимания» из них лишнего.

3.2. Оформление записей с помощью разноцветных карандашей, фломастеров, маркеров, выполнение небольших плакатов-схем.

3.3. Регулярное перерисовывание в рабочую тетрадь диаграмм, схем, рисунков, которые приводятся в учебниках и в лекциях.

3.4. Составление собственных схем, таблиц, карт мышления, отражающих взаимосвязь различных фактов и явлений в учебнике или тексте лекций.

3.5. Выделение определенных часов для ежедневной работы в библиотеке.

3.6. Сравнение способов, логики изложения материала в различных учебниках.

3.7. Ежедневные встречи со своим спарринг–партнером с целью объяснения ему нового материала, который вы проработали.

4. Облегчение учебного процесса

4.1. Своевременное закрепление новых материалов.

4.2. Регулярное чтение конспектов.

4.3. Объяснение недавно прочитанного материала спарринг-партнеру.

4.4. Выделение главного содержания, квинтэссенции конспектов.

4.5. Оптимальный режим занятий: не следует переутомляться.

4.6. Выбор места для занятий.

4.7. Работа с вопросами учебника.

4.8. Ознакомление с экзаменационными вопросами прошлых лет.

4.9. Внимательное изучение рецензий работ.

5. Работа на лекции:

5.1. Готовьтесь к лекции (настрой, предварительное ознакомление с материалом).

5.2. Приходите на лекцию заранее.

5.3. Избегайте бесцельной траты времени в аудитории.

5.4. Имейте с собой: разлинованную тетрадь или листы с полями, две-три ручки со стержнями разных цветов, пластмассовую линейку, карандаш и резинку.

5.5. В конспекте в верхней части листа следует указывать тему лекции, дату, фамилию лектора. Желательно вести записи на одной стороне листа, что облегчает процесс поиска.

5.6. Обращайте внимание на главное: лекция имеет определенную структуру (логическую конструкцию) и ваша задача – выявить ее основные пункты. Не записывайте все, что говорит лектор: старайтесь в первую очередь слушать, а потом уже писать и рисовать.

5.7. Используйте технику конспектирования: метод точек-тире удобен для отражения логической связи отдельных положений: главный заголовок отмечается точкой, подзаголовки помещаются с отступом примерно в сантиметр и помечаются тире, под–подзаголовки снова помечаются точкой и т.д. Хорошо подчеркивать заголовки разными цветами. Пользуйтесь сокращениями, где это возможно (общепринятыми и индивидуальными).( - увеличение, ( - уменьшение, ( обусловливает, приводит к, ( отрицание (не), ( - все, сумма, рис – рисунок.

5.8. Если что-то не ясно – запишите и задайте вопрос по ходу лекции или в ее конце, спросите во время консультации, поищите в учебнике, спросите другого преподавателя, обсудите этот вопрос со спарринг–партнером.

5.9. Основное правило конспектирования: важнее понять логику изложения в целом, чем записать несвязанные, обрывочные фрагменты.

6. Работа на семинарах.

6.1. Готовьтесь к каждому семинару, просматривайте конспект лекций, рекомендованную литературу, составляйте схемы и карты мышления ваших выступлений.

6.2. Прослушайте доклад, выступление, запишите в тезисной форме самое главное и нарисуйте схемы и карты мышления.

6.3. Выступайте на семинарах при малейшей возможности, участвуйте в дискуссиях, активизируйте свой словарный запас.

7. Сдача экзамена:

7.1. Работа по повторению материала рабочего учебника должна планомерно проводиться на протяжении всего изучения модуля.

7.2. Составьте план с целью оптимального использования времени, которым вы располагаете для обобщающего повторения.

7.3. Когда вы заняты обобщающим повторением не начинайте новую работу.

7.4. Приходите на экзамен заранее, возьмите с собой все необходимое, займите место поудобнее.

7.5. Равномерно распределите время между вопросами.

7.6. Составляйте тщательный план ответа, а потом записывайте.

7.7. Отвечайте строго на поставленный вопрос.

7.8. При тестировании пропускайте затрудняющие вас вопросы – вернетесь позже.

7.9. Обращайте внимание на длину ответа (часто правильный ответ – самый длинный), на ответы к другим тестам.

7.10. Угадывайте ответы, исключая заведомо неправильные.

7.11. В конце тестирования не оставляйте в контрольных листах пустых мест.

7.12. Не обманывайте экзаменатора.

КОНТРОЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В дистанционном образовании широко используются такие методы, как телетестинг (компьютерное тестирование), метод рейтинговых оценок и проектно-коммуникативные методы {см. подшивку Журнала «Дистанционное образование»}. Последние для системы государственного ДО наиболее пригодны, экономичны и перспективны. Они достаточно субъективны и практически не поддаются автоматизации (преподаватель или консультант учебной группы за цикл изучения модуля в ходе тестового занятия дает адекватную оперативную оценку работе не более 20-25 слушателей). К проектно-коммуникативным методам оценки знания относятся:

1) написание реферата по заданной теме;

2) референтная оценка работы другого слушателя;

3) личное интервью с преподавателем;

4) самооценка работы слушателя.

Для проведения оперативного промежуточного контроля наряду с тестами используются анкеты, содержащие ряд вопросов, на которые слушатель должен дать ответы. Вопросы делятся на два типа: закрытые (включают в себя все возможные варианты ответов, из которых выбирается один правильный) и открытые (дают возможность ответа своими словами). К закрытым относятся альтернативные вопросы, вопросы с выборочным ответом, шкалы важности, оценочные шкалы и пр. К открытым – вопросы без заданной структуры, подбор словесных ассоциаций, завершение предложений, тематические тесты и пр.

Система ДО УТИС содержит 3 типа письменных контрольных работ.

1. Домашняя работа: представляет собой протокол самостоятельной работы студента над рабочим учебником (выполнение типовых заданий, ответы на вопросы, тренинг -тесты и пр.).

2. Контрольная работа: домашняя работа + специальные расчетные задания.

3. Курсовая работа: домашняя работа + дополнительные практические задания.

Структура типичной домашней работы:

1. Составить структурный словарь по материалам рабочего учебника.

2. Составить карту мышления (паутину памяти) по материалам рабочего учебника.

3. Составить 15-20 структурно-логических схем, отражающих логику развития материалов рабочего учебника.

4. Составить 5 тестов с 4 вариантами ответов к каждому.

5. Ответить на вопросы: достоинства и недостатки, удобство и неудобства организации материалов рабочего учебника и системы ДО УТИС в целом.

6. Оформить 2-3с. структурного реферата (взять 30-40с. нового учебника, учебного пособия или материалов Интернет, расширяющих тематику рабочего учебника, и сжать их с помощью схем и карт мышления).

7. Решить задачи (перечень задач – в рабочем учебнике).

8. Выполнить задания (перечень заданий – в рабочем учебнике).

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

Самооценка

Тренинг–тесты, задания, вопросы для самопроверки в рабочем учебнике и пр.

Государственная оценка

Контрольная работа: доклад и оценка на семинаре; курсовая работа: защита и оценка на специальных занятиях; контрольное тестирование на специальных занятиях; зачеты, экзамены, защита дипломного проекта.

Технология тестирования

Тест – метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. Традиционная форма представления вопросов и ответов теста предлагает слушателю четко сформулированный вопрос, после которого идут четыре варианта ответа, из которых верен (не верен) только один, который учащемуся и предлагается указать. Неправильные ответы составляются по принципам:

1. Похожи на правильные, но содержат неверный тезис.

2. Неверны, но содержат информацию, помогающую найти верный ответ к данному вопросу.

3. Неверны только в контексте вопроса, но содержат информацию, используемую в ответах к другим вопросам по данному предмету.

4. Неверны только в контексте предмета, но содержат информацию, используемую при тестировании по другим дисциплинам.

5. Заведомо неверные факты, даты, имена, формулировки законов и пр.

Тестирование в системе ДО УТИС проводится на специальном двухчасовом занятии. Время тестирования 40 мин. (по одному вопросу в минуту). На втором часе пары преподавателем (консультантом) проводится проверка тестовых заданий, заполнение ведомостей, анализ типичных ошибок и консультация по материалам и итогам тестирования.

Технология экзамена

Экзамен без использования компьютерных и сетевых технологий проводится в системе ДО УТИС (кроме традиционной формы) двумя способами. Письменный – по алгоритму, включающему строго определенное число вопросов (обычно 8–10), четко обозначенный объем и способ предоставления ответов (как правило в виде смысловых рядов, структурно-логических схем или карт мышления) и систему оценки. Работа высылается в УТИС, где проверяется и оцениваются представителями государственной экзаменационной комиссии. Устный – в виде конференции (круглого стола), в ходе которой студенты группы делают доклады–ответы на все экзаменационные вопросы. В экзаменационную оценку входят: качество доклада + качество подготовленных студентом иллюстративных материалов (схемы, карты мышления) + качество ведения записей выступлений. В данной форме экзамен превращается в одну из самых продуктивных технологий обучения: в его ходе студент знакомится и участвует в обсуждении всех материалов и вопросов дисциплины, что особенно актуально для системы ДО.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Дискеты с учебными материалами, электронной библиотекой специальности, электронные учебники, интерактивные учебные пособия, аудио и видео лекции, CD-ROM, учебники и методические разработки карманного формата (pocket-books), компьютерные тренинг–тесты, индивидуальная консультативная помощь, информационные услуги, комплектование учебной библиотеки, прайс–листы книготорговых фирм, электронные адреса и пр. гипертекстовые расширения. Курсы стенографии, быстрого чтения, десятипальцевого набора текста, производства ресурса здоровья и пр.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Обучение за дополнительную плату по индивидуальному графику со сдачей тестов, домашних и курсовых работ, зачетов и экзаменов в УТИС в удобное для студента время.

Для примера возьмём:

Консорциум “Кодекс” выпустил первый электронный учебник “Правоведение для студентов неюридических специальностей”. Он предназначен для студентов технических, экономических и гуманитарных специальностей и составлен в полном соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, утвержденных Министерством образования в 2000 г.

В основу учебника положен электронный курс “Правоведение” с комплектом обучающих тестов, разработанный А. В. Лобыничевым, старшим преподавателем Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.

Новинка включает курс лекций и практикум по основам таких распространенных правовых дисциплин, как теория государства и права, конституционное право, гражданское право, финансовое право, уголовное право, международное право и др. От систем “Кодекс” учебник унаследовал подборку правовых документов, относящихся к этим дисциплинам. Таким образом, студент всегда сможет обратиться от материала лекции к тексту нормативного акта, который в ней упоминается.

К изучению предлагается шестнадцать тем, посвященных, в частности, основам теории государства и права, основам конституционного права в России, защите нарушенных прав и судебному разрешения споров. По каждой теме в учебнике приводится список литературы.

Узнать или уточнить значение того или иного юридического термина пользователю поможет имеющийся здесь же словарь. А специально для преподавателя правоведения разработчики включили в состав учебника методические рекомендации.

На диске представлена система самотестирования, которая подскажет студенту, насколько успешно он усвоил пройденный материал.

Проект “ГиперМетода” для Министерства образования

Перед майскими праздниками компания “ГиперМетод” объявила о сдаче дистанционного мультимедийного курса “Компьютерная графика и дизайн” для учреждений общего и профессионального образования. Он был создан в рамках государственного контракта с исполнительной дирекцией Министерства образования РФ по президентской программе “Дети России”. Работы велись с сентября 2002 г.

В качестве инструментов были использованы оболочка для построения электронных учебников “eLearning Office 3000” и система дистанционного обучения “eLearning Server 3000”, предложенная компанией “ГиперМетод”.

Электронное учебное пособие “Компьютерная графика и дизайн” со следующего учебного года будет включено в базовую программу средней школы по информатике. Курс предназначен для очного и дистанционного обучения

II. Електронні підручники

Електронні підручники та вимоги до них.

Електронний підручник - це програмно-методичний комплекс, що забезпечує можливість самостійного, чи при участі викладача, освоєння навчального курсу, саме за допомогою комп'ютера.

Звичайний підручник був, і ще довго залишиться основним "знаряддям" учня. Будь-який текст значно зручніше вивчати в надрукованому вигляді, ніж на екрані комп'ютера. Тому при створенні електронного підручника варто задатися питанням: яка саме нова якість відрізняє даний ЕП в порівнянні з традиційним, і чи доцільна розробка електронного підручника, якщо вже є звичайний? І тільки у випадку безсумнівних переваг ЕП можна братися за його розробку. При цьому необхідно використовувати весь арсенал технологічних засобів, наданих сучасними інформаційно-комунікаційними технологіями.

Електронний підручник (при тому, що він часто доповнює звичайний підручник) особливо ефективний у тих випадках, коли він: забезпечує практично миттєвий зворотний зв'язок (властивість інтерактивності); допомагає швидко знайти необхідну інформацію, пошук якої в звичайному підручнику вимагає багато часу (підвищення продуктивності пошуку); істотно заощаджує час при багаторазових звертаннях до гіпертекстових пояснень; дозволяє швидко, перевірити знання по визначеному розділу; може обновити необхідну навчальну інформацію, наприклад, за допомогою Інтернет (принцип актуалізації інформації).

Що ж стосується представлення безпосередньо навчального матеріалу, то багато хто вважає, що електронний підручник - усього лише текст, підготовлений за допомогою комп'ютера. Створення на сучасному технологічному рівні власне інформаційної частини дійсно вимагає значних зусиль, і тільки останнім часом з'явилися продукти, що з певними застереженнями можна віднести до електронних підручників.

Можлива область застосування електронних підручників (ЕП) надзвичайно широка: використання ЕП ефективне і при самоосвіті, і при дистанційному навчанні; ЕП рекомендується для людей зі спеціальними потребами в навчанні. Отже, необхідне методичне пророблення процесу створення ЕП, повинне проводитися як педагогами, так і фахівцями в області інформатики. Створені продукти, як правило, несуть на собі відбиток особистих поглядів творців. Так, наприклад, якщо розроблювачами електронного видання є програмісти, то в цьому випадку можна спостерігати недостатню увагу до інформації, до її достовірності і якості. Основна увага тут приділяється комп'ютерним ефектам особливим навігаційним прийомам, реалізованим у продукті.

Досить глянути на характеристики компакт-дисків: на першому місці - обсяг записаної інформації, кількість ілюстрацій, аудіо- і відео-фрагментів і їхня тривалість. Дані про якість інформації звичайно відсутні, у кращому випадку вказується, що продукт являє собою електронну копію друкованого видання. Тому при проектуванні ЕП повинно бути досягнуте гармонійне поєднання знань з педагогіки, психології, методики та інформатики.

Навіть у тих випадках, коли використовуються електронні підручники чи навчальні енциклопедії, доцільно використовувати "тверду" копію текстових розділів, що обрані в цих посібниках для використання їх учнями (тобто роздруковувати за допомогою принтера необхідний текст, а не читати його з екрана). Це зв'язано з тим, що при читанні книги ми сприймаємо текст у відбитому світлі, а на екрані монітора - у минаючому. Від читання з екрана монітора око утомлюється значно більше, а при використанні моніторів низької якості погіршується зір. Можна також згадати і про шкідливі випромінювання моніторів, що, безумовно, не сприяють зміцненню здоров'я учнів.

Електронне видання повинне містити досить повну інформацію по розглянутим темам, ілюстрації відео-уривки повинні представляти додаткову інформацію, звуковий коментар також не повинний бути повторенням текстової інформації (хоча використання відео та звукових рядів і покращує засвоєння матеріалу, але їх використання повинно бути чітко регламентоване, щоб урок не перетворювався на прослуховування музики чи перегляду кліпів та фільмів). Основна заповідь розроблювача: використовувати мультимедійні засоби, не для створення модних ефектів, а лише у випадках, коли це виправдано представленим матеріалом і допомагає зрозуміти досліджуваний предмет.

Електронний підручник, як правило, являє собою мультимедійний продукт і повинний забезпечити ефективне навчання школярів у режимі самоосвіти й у режимі, при якому викладач від звичайного інструктування переходить до консультування учнів. З цього випливає, що підручник повинний забезпечувати як безупинний режим навчання, так і покроковий. Кожен виділений заздалегідь фрагмент курсу повинен закінчуватися практичними (вправи) і контрольними (тестування) блоками, а кожен великий розділ курсу – підсумковим тестом, чи заняттям заліком.

Електронний підручник доцільно обладнати електронним спостерігачем, що за бажанням учня виведе дані про те, яку частину конкретного розділу той, якого навчають, зумів прочитати (наприклад: "Ви ознайомилися з 40% інформації з даного розділу"), і підкаже, що при знайомстві з темою залишилося нерозглянутим.

У цілому електронний підручник істотно заощаджує час учня, затрачуваний на рутинні операції по пошуку навчального матеріалу. Звідси випливає й основна вимога до електронного підручника - наявність "дерева знань", добре проробленого індексу (алфавітного чи іншого покажчика), гіпертекстових посилань і словника.

Якщо ЕП містить текст, то необхідно передбачити можливість установки типу і розміру шрифту в залежності від бажання користувача (особливо при навчанні школярів молодшого віку).

Ефективним є використання різного роду підказок. Наприклад, у звичайній книзі розповсюджене цифрове посилання, яке потрібно знайти нижче, чи навіть на іншій сторінці, а в ЕП інформація з'являється безпосередньо поруч з об’єктом і тільки при наведенні курсору на зазначене місце. Корисною є можливість підключення лупи, чи виділення частини ілюстрацій у залежності від тексту, що читається, чи фрагмента зображення, що переглядається.

Підсумовуючи усе вище сказане, можна виділити такі основні вимоги до електронних підручників:

Інформація з курсу повинна бути добре продуманою, структурованою і охоплювати певний розділ або ж увесь курс.

Кожен параграф такого підручника не повинен містити більше ніж 7 нових понять, оскільки середня людина не може запам’ятати більше.

Після кожного третього кадру параграфа слід надати можливість користувачеві проконтролювати себе, наскільки правильно засвоєно матеріал. У підручнику повинно бути якомога менше тексту та більше супроводжувальної відеоінформації.

Теми електронного підручника повинні відповідати програмі курсу, наприклад, програмі курсу геометрії за 7-9 класи, якщо це електронний підручник з планіметрії. Причому, ці теми повинні мати продумані гіперпосилання, динамічні та статичні ілюстрації.

Як текстову, так і ілюстративну частину підручника користувач повинен мати змогу роздрукувати. Ідеальним варіантом є той, що електронний підручник надасть користувачеві нове вікно для редагування інформації, яку потрібно буде друкувати.

Інтерфейс підручника повинен мати зручне та продумане меню, а найважливіші команди повинні бути про дубльовані кнопками панелі інструментів.

Користувач повинен мати змогу змінювати накреслення та величину літер.

Електронний підручник повинен містити потужний і швидкий апарат пошуку потрібної інформації.

У підручнику повинні використовуватися відео- та звукові ряди тільки там, де без цього не можна обійтися.

Електронний підручник повинен містити список як посилань на інші електронні підручники, так і на традиційні підручники.

Отже, щоб електронний підручник став на справді гарним помічником вчителя у викладанні, а учнів у навчанні, він повинен відповідати всім вище перерахованим вимогам.

-----------------------

|Ресурсы |

|дистанционног|

|о образования|

|Средства |

|дистанционног|

|о образования|

|Образовательны|

|е услуги |

|Корректировка |

|параметров |

|Обновление |

|данных о |

|ресурсах |

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты