Агрессия как социально-психологический феномен
чей характер почти никогда не давал возможность приобрести опыт агрессивных
действий, могут вести себя именно так, если, проходя службу в армии,
получают соответствующий приказ от командира.
Во-вторых, показать связь между специфическими личностными чертами и
агрессией трудно потому, что критерии определения этих черт не
удовлетворяют желаемым требованиям надежности или валидности. До известной
степени такие способы не в состоянии оценить не только интересующие нас, но
и другие черты личности. В исследовательский процесс поэтому вкрадывается
ошибка. Благодаря такому оценочному «шуму» нелегко разглядеть связь между
исследуемыми чертами личности и ее агрессией.
По этим и другим причинам в эмпирическом исследовании зачастую трудно
становить наличие взаимосвязи между личностными чертами и агрессией.
Однако, несмотря на все эти проблемы, было выявлено определенное число
характеристик, имеющих отношение к агрессии.
Во многих случаях мощными детерминантами агрессии могут являться
некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессоров — те
личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются
неизменными вне зависимости от ситуации. Что касается агрессии «нормальных»
(то есть не страдающих явной психопатологией) личностей, то в качестве
аффектирующих агрессивное поведение психологических характеристик обычно
рассматриваются такие личностные черты, как боязнь общественного
неодобрения, раздражительность, тенденция усматривать враждебность в чужих
действиях (предвзятость атрибуций враждебности), убежденность индивидуума в
том, что он в любой ситуации остается хозяином своей судьбы и склонность
испытывать чувство стыда, а не вины во многих ситуациях.
Важную категорию агрессоров составляют экстремисты, то есть мужчины и
женщины, проявляющие агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах.
Экстремисты отчетливо подразделяются на две группы, к первой из которых
относятся лица со сниженным, а ко второй — с повышенным самоконтролем. У
агрессоров первого типа внутренние сдерживающие механизмы развиты весьма
слабо, и поэтому агрессоры со сниженным самоконтролем прибегают к насилию
чрезвычайно часто. Агрессоры второго типа, напротив, обладают необычайно
развитыми внутренними сдерживающими механизмами и способны воздерживаться
от агрессивных проявлений даже в случае чрезвычайно мощной провокации.
Когда же ресурс внутренних ингибиторов иссякает, агрессия, проявляемая
лицами с повышенным самоконтролем, может принимать крайние, а порой даже
фатальные формы.
Поведенческие реакции индивидуума зависят также от его установок и
внутренних стандартов. К числу наиболее важных установок, аффектирующих
агрессивное поведение, относятся различные формы предрассудков. Например,
расовые предрассудки являются одним из важнейших источников межрасовой
агрессии: так, лица питающие сильное предубеждение против представителей
другой расы, ведут себя гораздо более агрессивно с вызывающими у них
неприязнь «чужаками», нежели с членами собственной группы. За последние
годы расовые установки как белых, так и черных американцев претерпели
достаточно серьезные изменения. С одной стороны, это привело к снижению
уровня агрессии, проявляемой белым населением Америки по отношению к
черному меньшинству, а с другой, к тому, что в некоторых случаях черные
стали вести себя по отношению к белым более агрессивно, чем прежде. Однако
в ситуации стресса или повышенного эмоционального возбуждения обе группы
могут возвращаться к своим более ранним установкам относительно межрасовой
агрессии. Это явление получило название регрессивного расизма.
Одна и та же поведенческая реакция разными индивидами может
восприниматься и как недопустимо агрессивная и как нормальная — все зависит
от системы норм и ценностей конкретного индивида. Такого рода внутренние
стандарты наиболее ярко проявляются, а значит, и оказывают наиболее сильное
влияние на поведение в ситуации повышенного личностного самоосознания.
Повышение степени личностного самоосознания подталкивает индивида к
агрессии, если он считает подобное поведение допустимым, и наоборот,
удерживает его от совершенная агрессивных действий, если он относится к
такому поведению как к недопустимому.
Исследования показали, что если сравнивать мужчин и женщин, то первые
демонстрируют более высокие уровни прямой, а последние — непрямой, то есть
не выраженной в физических действиях агрессии. Кроме того, мужчины чаще,
чем женщины, выступают в качестве объекта физического нападения, в то время
как женщины чаще становятся жертвами сексуальных домогательств и грубости в
супружеских отношениях. Гендерные различия в агрессии иногда объясняются
влиянием генетических или биологических факторов. Действительно, существуют
определенные данные, свидетельствующие о том, что влияние этих факторов как
детерминант агрессии весьма значительно, однако ясно, что уже само по себе
противопоставление гендерных ролей (то есть представление о том, что
мужчины «круче»), является очень важным фактором. Кроме того, даже если
гендерные различия, проявляющиеся в агрессии, действительно в какой-то
степени порождаются именно биологическими факторами, это отнюдь не
означает, что мужчины неизбежно должны будут демонстрировать более высокий
уровень агрессивности, нежели женщины. Напротив, агрессия во всех своих
формах может быть предотвращена или редуцирована с помощью соответствующих
средств.
Внешние детерминанты агрессии — это те особенности среды или ситуации,
которые повышают вероятность возникновения агрессии. Многие из этих
детерминант тесно ассоциированы с состояниями физической среды. Так,
например, высокая температура воздуха повышает вероятность проявления
агрессии либо, напротив, эскапизма. В соответствии с моделью негативного
аффекта по Беллу и Бэрону, умеренно высокие температуры, по сравнению с
низкими или очень высокими, в наибольшей степени способствуют заострению
агрессивных тенденций. Умеренно высокая температура воздуха усиливает
негативный аффект (то есть дискомфорт), вследствие чего возрастает
вероятность проявления индивидом агрессивных реакций. Однако, если
дискомфорт, вызванный ненормально высокой температурой воздуха, очень
силен, то не исключено, что индивид в такой ситуации предпочтет бегство,
поскольку вступление в агрессивное взаимодействие может пролонгировать
дискомфортные переживания.
Другие средовые стрессоры также могут сыграть роль внешних детерминант
агрессии. Так, например, шум, усиливая возбуждение, способствует
возрастанию агрессии. Некоторые (впрочем, пока еще довольно скудные) данные
свидетельствуют о том, что теснота (скученность) также может спровоцировать
агрессию. Наблюдения показывают, что агрессивные реакции усиливаются и в
том случае, когда в воздухе содержатся некоторые загрязняющие агенты
(например, сигаретный дым, неприятные запахи).[16]
Разнообразные аспекты ситуаций межличностного взаимодействия, так
называемые посылы к агрессии», также могут подталкивать индивидуума к
актуализации агрессивных реакций. Эти «приглашения» могут исходить из
множества разнообразных источников. Если у потенциального агрессора
некоторые индивидуальные характеристики потенциальной жертвы просто
ассоциируются с агрессией, он будет склонен реагировать агрессивно. Оружие
также служит «приглашением к агрессии», как, впрочем, и демонстрация сцен
насилия в масс-медиа.
И наконец, агрессия может как усиливаться, так и подавляться за счет тех
аспектов ситуации, которые влияют на степень и характер личностного
самоосознания. Когда человек сообразует свои поступки с потенциальной
реакцией жертвы или представителей правопорядка, говорят о публичном
самоосознании; когда человек сосредоточен преимущественно на собственных
мыслях и переживаниях — говорят о приватном самоосознании. Любой из двух
указанных типов личностного самоосознания способствует снижению вероятности
проявления агрессивных реакций. Аналогичным образом снижение уровня
личностного самоосознания, которое может быть описано в терминах процессов
дезингибиции и деиндивидуализация, способствует возникновению агрессии.
Биологические предпосылки формирования агрессивности.
Каков соотносительный вклад генотипа и среды в вариативность
агрессивности у людей, какие именно гены и кодируемые ими белки влияют на
межиндивидуальные различия в склонности к агрессии, какие психологические
механизмы могут опосредствовать такое влияние — эти и некоторые другие
вопросы, касающиеся источников агрессивности и ее места в структуре
индивидуальности, являются предметом психогенетических исследований.
Результаты близнецовых и семейных исследований, направленных на изучение
соотносительного вклада генотипа и среды в формирование различий в
агрессивности, на первый взгляд, противоречивы. Так, Р. Бэрон и Д.
Ричардсон в своей монографии «Агрессия» ссылаются на семь близнецовых
исследований агрессивности, результаты которых были опубликованы в 80-е
гг.; в трех из них было обнаружено влияние генотипа на выраженность этого
психологического свойства, а в четырех других — нет. Согласно Ф. Вернону,
оценки наследуемости для разных показателей агрессивности, полученные в
девятнадцати работах 80-х и 90-х гг., колеблются от 0 до 98 %. Такое
расхождение результатов обусловлено различиями в величине использованных
выборок (от 18 до более 700 пар близнецов или приемных детей), в возрасте
испытуемых (от четырехлетних детей до взрослых) и способах измерения
агрессии. Изучение агрессивности у детей как правило указывает на вклад и
генотипа, и общей среды (под последней подразумевают все ненаследственные
факторы, которые делают сравниваемых родственников похожими) в изменчивость
данной черты; с возрастом влияние генетических факторов повышается, а
факторов общей среды — снижается. Такая закономерность имеет место в случае
измерения агрессии с помощью самооценки или оценок родителей. Напротив,
индивидуальные различия в агрессивности, наблюдаемой в лабораторных
условиях, в существенной степени детерминированы общей средой, а влияние
наследуемости в этом случае пренебрежимо мало.
Результаты, полученные Ф. Верноном с коллегами, так же как и данные
некоторых других авторов, указывают на существование в структуре
индивидуальности генерального фактора агрессивности. Однако многие
исследователи полагают, что связь между наследственными биологическими
особенностями индивида и склонностью к агрессивному поведению
опосредствуется констелляцией ряда самостоятельных, имеющих собственные
генетические предпосылки и биологические механизмы черт темперамента. Так,
в лонгитюдном исследовании 759 близнецовых пар было показано, что
агрессивному поведению детей предшествовали высокие оценки эмоциональности
и активности на более ранних этапах онтогенеза, причем между агрессивностью
и эмоциональностью имели место существенные генетические корреляции. Еще
одной важной индивидуально-психологической характеристикой, связанной с
агрессией, является импульсивность. (В биологических исследованиях широко
используется дихотомия «импульсивная ух спланированная агрессия».) Согласно
данным близнецового исследования А.Д. Серожинского с коллегами,
импульсивность коррелирует с различными видами агрессии, измеряемыми
соответствующими субшкалами. Наибольшие фенотипические корреляции
обнаружены между импульсивностью и таким измерением агрессивности, как
раздражительность. Кроме того, импульсивность и раздражительность, как
оказалось, в большей степени связаны с действием одних и тех же
генетических и средовых эффектов, чем импульсивность и другие аспекты
агрессии.
К внешним проявлениям агрессии имеют различные биологические процессы и
нейроструктуры. Действительно, можно говорить о наследуемой склонности к
криминальному поведению, это отнюдь не означает, что агрессия как таковая
просто передается из поколения в поколение. Половые гормоны, и особенно
тестостерон, в какой-то степени, действительно, «замешаны» в преступлениях,
связанных с применением насилия. Однако специальные исследования показали,
что степень их влияния довольно ограниченна. Более того, есть все основания
думать, что и механизм наследования предрасположенности к агрессии, и
механизм влияния половых гормонов на степень агрессивности человеческого
поведения могут иметь общую природу. То есть не исключено, что существуют
некие биологически детерминированные личностные характеристики или
диспозиции (например, потребность в повышенном уровне эмоциональной
стимуляции, стремление к доминированию), которые и создают видимость
существования тесной взаимосвязи между гормонами и агрессией или склонности
к криминальному поведению как черты фамильного сходства. Хотя в свое время
возможность существования связи между половыми хромосомами и агрессивным
поведением была предметом бурных дискуссий, обзор литературы показывает,
что если такая связь и существует, то она весьма слаба. Гораздо вероятней,
что любая ассоциация между половыми хромосомами и агрессивным поведением
при ближайшем рассмотрении может оказаться следствием недостаточного
интеллектуального развития, которые нередко сопутствуют аномалиям половых
хромосом.
Хромосомные аномалии — изменения числа хромосом или их структуры —
вызывают обычно целый комплекс нарушений в строении и функциях различных
органов, а также поведенческие и психические расстройства. Среди последних
нередко обнаруживается ряд типичных особенностей, таких как умственная
отсталость той или иной степени, аутистические черты, неразвитость навыков
социального взаимодействия, невнимательность, а также повышенная
агрессивность. Каково место повышенной агрессивности в структуре некоторых
синдромов, показано в таблице.
Агрессивность в структуре различных синдромов, вызванных хромосомными
аномалиями.
|Синдром |Проявления |Некоторые другие |
| |агрессивности |типичные нарушения|
| | | |
|Увеличение |Некоторые авторы |Высокий рост, IQ |
|числа |отмечают |сдвинут к более |
|У-хромосом |пассивно-агрессив|низким значениям |
|(типичный |ное поведение, |(в среднем 80—88),|
|кариотип - |другие считают |повышена частота |
|ХУУ) |лиц с данным |антисоциального |
| |синдромом |поведения |
| |спокойными и | |
| |законопослушными.| |
| | | |
|Варианты | |Степень умственной|
|синдрома |Повышенной |отсталости |
|Клайнфельтера.|агрессивности не |пропорциональна |
|Увеличение |наблюдается |числу Х-хромосом, |
|числа | |часты различные |
|Х-хромосом | |психические |
| | |аномалии |
| | | |
|Синдром |Гетеро- и |Умственная |
|кольцевой |аутоагрессивное |отсталость, |
|X-хромосомы |поведение не |импульсивность, |
| |коррелирует со |невнимательность, |
| |снижением |аутистические |
| |интеллекта |черты |
|Синдром | | |
|«кошачьего |Наблюдается |Приступы плохого |
|плача» (5р-, |агрессивное |настроения, |
|участка |поведение, причем|самоповреждающее |
|хромосомы 5) |агрессивность |поведение, |
| |коррелирует со |стереотипии и |
| |снижением |аутистические |
|Микроделеция в|интеллекта |черты |
|хромосоме 8 | | |
| |Наблюдается |Гиперактивность, |
| |повышенная |показатели |
| |агрессивность |интеллекта, хотя и|
| | |невысокие, |
|Синдром | |находятся в |
|Смита-Мадженис| |нормативном |
|а (17р-, | |коридоре значений |
|выпадение |Агрессивность и | |
|участка |другие серьезные |Умственная |
|хромосомы 17) |поведенческие |отсталость (10 в |
| |проблемы |среднем составляет|
| |встречаются в |40—54), приступы |
| |60-80 % случаев |плохого |
| | |настроения, |
| | |импульсивность, |
| | |невнимательность, |
|Синдром | |навязчивость, |
|Прадера-Вилли | |самоповреждения, |
|(15я-, |Уровень |нарушения сна |
|выпадение |агрессивности | |
|участка |повышен, но |Умственная |
|хромосомы 15, |несколько ниже, |отсталость |
|полученной от |чем в смешанной |умеренной или |
|отца) |группе умственно |небольшой степени,|
| |отсталых детей, |замкнутость, |
| |отсутствуют |тревожность, |
| |половые различия |негативизм, |
| |по агрессивности |вспышки гнева, |
| |и корреляции |гиперактивность, |
| |агрессивности с |переедание |
| |интеллектуальными| |
| |нарушениями | |
Возможно, повышенная агрессивность лиц с разными хромосомными аномалиями
в большинстве случаев является следствием снижения интеллекта и других
психологических и соматических дефектов, нарушающих социальную адаптацию,
однако при некоторых синдромах могут быть задействованы и специфичные
генетические механизмы.
Ввиду наличия в разных популяциях устойчивых половых различий в
агрессивности, большой интерес вызывает связь агрессивности с аномалиями
половых хромосом (в норме клетки мужчин содержат половые хромосомы Х и У, а
клетки женщин — две Х-хромосомы). Внимание к характерологическим
особенностям лиц с измененным числом половых хромосом было привлечено в
1965 г., когда П.А.Джэйкобс с коллегами сообщили о большом числе мужчин с
дополнительной У-хромосомой среди преступников, находившихся в
исправительных учреждениях. Затем эти данные подтвердили и другие
исследователи. В результате в обществе распространилась идея о «хромосоме
убийцы». Были рассмотрены три фактора, которые могли бы объяснять
увеличение числа мужчин с лишней У-хромосомой среди заключенных. Во-первых,
предположили, что повышение содержания У-материала ведет к возрастанию
агрессивности. Кроме того, учитывая, что мужчины с лишней У-хромосомой
характеризуются высоким ростом и снижением интеллекта, проверяли, не может
ли на частоту заключения в исправительные учреждения влиять рост, поскольку
из-за роста мужчины с лишней V-хромосомой выглядят «более опасными», или
недостаток интеллектуальных способностей, например, через увеличение
вероятности разоблачения. Исследования показали, что снижение интеллекта
вносит некоторый вклад в связь между преступным поведением и аномальным
числом хромосом, а гипотезы о повышенной агрессивности и высоком росте как
факторах, опосредствующих эту связь, не подтвердились. В частности, было
установлено, что мужчины с лишней У-хромосомой не чаще, чем другие
заключенные, совершали насильственные преступления — в тюрьму они попадали
в основном за кражи. Кроме того, в тюрьме такие мужчины вели себя более
дружелюбно, чем остальные, а по психологическим и психиатрическим
показателям существенно не отличались от Других преступников со сходным
уровнем интеллекта. Не было получено убедительных доказательств повышения
агрессивности у мужчин с удлиненной У-хромосомой.
В некоторых работах проверялась гипотеза, согласно которой увеличение
числа Х-хромосом ведет к снижению агрессивности. Сравнение женщин и мужчин
с различным числом Х-хромосом (ХО, XX и XXX; ХУ, XXV) не привело к
определенным выводам. Одно из направлений дальнейших исследований роли Х-
хромосом в изменениях уровня агрессивности связано с изучением
определенного гена, расположенного в этой хромосоме.[17]
В рамках проблемы взаимосвязи пола и агрессивности, по-видимому, должны
быть рассмотрены не только аномалии половых хромосом, но и другие
хромосомные аберрации, в частности, синдром Прадера — Вилли. Этот синдром
возникает из-за отсутствия определенного участка одной из хромосом
пятнадцатой пары, а именно той, которая получена от отца. (При выпадении
участка пятнадцатой хромосомы, полученной от матери, имеет место другой
синдром — синдром Энгедьмана.) При данном синдроме у детей отсутствуют
половые различия по агрессивности, что отличает их как от детей с
умственной отсталостью, вызванной другими хромосомными аномалиями, так и от
здоровых. Кроме того, количество проблем, связанных с агрессивным
поведением, у них несколько ниже, чем в общей группе умственно отсталых
детей, и равно количеству проблем в подгруппе умственно отсталых девочек. В
отличие от умственно отсталых, у лиц с синдромом Прадера — Вилли
агрессивность не коррелирует с нарушениями мышления, хотя последние у них
встречаются чаще.
Итак, к настоящему времени не получено убедительных доказательств
изменения уровня агрессивности при аномалиях половых хромосом. По-видимому,
повышенная агрессивность у лиц с различными хромосомными аномалиями
является во многих случаях частью общего дезадаптационного синдрома, в
формирование которого существенный вклад вносят собственно психологические
факторы. Некоторые дефекты наследственного аппарата, возможно, связаны с
агрессивностью менее опосредствованно, и природа такой связи будет раскрыта
при условии более полного понимания принципов функционирования генома.
Психогенетические данные убедительно свидетельствуют о том, что
генетические особенности вносят существенный вклад в межиндивидуальные
различия в агрессивности. При этом нельзя не согласиться с мнением,
высказанным, в частности, Х.Г. Бруннером, о том, что концепция одного «гена
агрессии» нереалистична. Как показывают проведенные исследования, на
«склонность» к агрессии могут влиять многие гены и сложные взаимодействия
между ними. Это влияние, по-видимому, опосредствовано главным образом
особенностями эмоциональной реактивности и способностью контролировать свои
импульсы. Тем не менее, учитывая, что генетические различая вносят
существенный вклад в формирование склонности к агрессивному поведению, со
временем, когда индивидуальная генетическая диагностика станет доступной,
генетические данные можно будет использовать для оценки индивидуальной
реактивности на различные средовые воздействия, провоцирующие агрессию, а
значит – и для прогноза и профилактики агрессии.
Биологические процессы протекают в социальном контексте. То есть внешняя
среда влияет на неврогенные связи, внутренние биологические процессы в
значительной степени предопределяют характер наших реакций на средовые
воздействия, и правильней было бы говорить не о решающем влиянии
биологических либо, наоборот, социальных факторов как детерминант агрессии,
а признать, что на агрессию действуют оба типа факторов и что биология и
окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга.
Воздействие стимуляторов на агрессивное поведение.
Каким же образом агрессивное поведение выражается в естественных
условиях? Все мы знаем, что стимуляторы оказывают мощное воздействие на
поведение человека. И действительно, пользуясь подобными средствами, люди
зачастую оказываются в состоянии изменить свой способ восприятия реальной
действительности, поднять или понизить уровень активности и даже изменить
свои представления об окружающем мире. Алкоголь длительное время считался
раскрепощающим средством или стимулятором агрессивных действий. Здравый
смысл подсказывает, что пьянство повышает шансы быть втянутым во враждебные
взаимоотношения. Кроме того, люди, совершающие преступления с применением
насилия, часто находятся в этот момент под влиянием алкоголя. Даже жертвы
преступлений могут быть в состоянии опьянения во время инцидента.
Экспериментальное исследование влияния алкоголя на агрессивное поведение
включало в себя разнообразные методики. Однако, независимо от подхода
исследователей, результаты были всегда одни и те же — даже небольшая доза
алкоголя ведет к повышению агрессивности.
И тип спиртного напитка, и доза принятого алкоголя в значительной степени
влияют на выход агрессии вовне. Тэйлор и, например, обнаружили, что
незначительные дозы (15 г водки или бурбона на каждые 16 кг веса тела)
сдерживают агрессию, в то время как большие дозы (50 г этих напитков на
каждые 16 кг веса тела) способствуют ее проявлению. Они также сообщают, что
водка в большей степени способствует осуществлению агрессивных выходок,
нежели бурбон. Другие исследователи отмечают более сильное влияние
очищенных напитков (например, ликера), чем вина или пива.[18]
Однако следует отметить, что не всегда даже сравнительно большие дозы
алкоголя будут способствовать агрессии. Более того, подобное воздействие,
похоже, происходит только в тех случаях, когда потенциального агрессора
каким-либо образом провоцируют или подстрекают. Тэйлор, Гаммон и Капассо
провели исследование, однозначно подтвердившее, что в ситуациях,
представляющих угрозу, алкоголь способствует росту агрессии.
Университетские студенты, одна группа которых выпивала специальный
«коктейль», состоявший из имбирного эля и мятного масла (экспериментальные
условия — отсутствие алкоголя), а другая — точно такой же коктейль, но с
добавлением алкоголя, соревновались в выполнении заданий, где выигравший
определялся по показателю «время реакции». При этом каждый проигравший один
тур получал удар током от победителя. Степень угрозы в ситуации
регулировалась еще до начала самого задания путем обмена информацией между
испытуемым и экспериментатором, то есть если экспериментальные условия
требовали отсутствия угрозы, потенциальный испытуемый признавался, что не
желает причинять боль другому испытуемому и будет выбирать для наказания
разряды электрического тока наименьшей мощности. Если экспериментальным
условием было наличие угрозы, общение между объектом и экспериментатором
отсутствовало; исследователи были убеждены в том, что экспериментальная
ситуация сама по себе представляла угрозу. Независимо от наличия или
отсутствия общения, испытуемый во время выполнения задания получал
электрические разряды небольшой мощности. Таким образом, разница между
двумя условиями эксперимента заключалась лишь в том, что в одном случае
испытуемому передавали сообщение; уровень же провокации в обоих случаях был
одинаковым. Алкоголь не способствовал проявлению агрессии, за исключением
тех случаев, когда в соответствии с экспериментальными условиями ситуация
содержала угрозу для испытуемого.
Шмутте, Леонард и Тэйлор изучили предположение, вытекающее из работы
Тэйлора, Гаммона и, что люди в состоянии алкогольной интоксикации более
агрессивно относятся к своим оппонентам, нежели трезвые. Во время этого
исследования испытуемые, и принимавшие, и не принимавшие алкоголь по
условиям эксперимента, подобно студентам в исследовании Тэйлора и др.
сообщали, разряда какой мощности они ожидали от объекта в начале
эксперимента. Как и ожидалось, лица, выпившие спиртное, ожидали получить
разряд гораздо большей мощности, чем испытуемые, выпившие напиток,
имитировавший алкоголь.
Несколько исследователей предложили объяснения механизма влияния алкоголя
на агрессивность поведения. Хотя здесь существует незначительная разница,
все они подтверждают, что алкоголь не является непосредственной причиной
агрессивного поведения. Он скорее попадает в резонанс или усугубляет
ситуационные детерминанты агрессии.[19]
Вообще же считается, что алкоголь разрушает комплексные когнитивные
процессы, необходимые для подавления агрессивной реакции на соответствующие
раздражители, то есть для того, чтобы ответ на угрозу, в отличие от
импульсивных агрессивных реакций, не являл собой агрессию, функционирование
когнитивных процессов должно осуществляться на более высоком уровне.
Человек, находящийся под влиянием алкоголя, не в состоянии задействовать те
механизмы когнитивных процессов, которые позволяют сформировать
неагрессивную реакцию, поэтому отвечает более агрессивно.
Существует немало данных, свидетельствующих о том, что алкогольная
интоксикация снижает способность справляться с довольно несложными
задачами, решение которых требует участия основных психических процессов и
интеграции информации (например, концентрация внимания одновременно на
нескольких различных раздражителях, память, решение сложных проблем).
Поскольку в состоянии опьянения тяжелее одновременно воспринимать
разнообразные раздражители и переключать внимание с одного информационного
источника на другой, человек будет обращать внимание лишь на некоторые
аспекты общей ситуации.
В отношении влияния на агрессивное поведение существуют значительные
разногласия. С одной стороны, исследователи отмечают, что многие осужденные
преступники курят марихуану. При внимательной проверке, однако, выяснилось,
что наркотик скорее всего не имеет отношения к агрессии, поскольку
заключенные, осужденные за ненасильственные преступления, не были в момент
их совершения под влиянием наркотиков. С другой стороны, марихуана
подавляет открытую агрессию, помогает достичь расслабленного, блаженного
состояния, когда умы занимает отнюдь не агрессия. Данные исследований
подтверждают скорее эту точку зрения, нежели утверждение, будто марихуана
усиливает вероятность демонстрации агрессивного поведения.
Специально с целью определения влияния тетрагидроканнабинолов (активных
ингредиентов марихуаны) на агрессивное поведение были проведены два
лабораторных исследования. Тэйлор и др. вводили мужчинам большие или малые
дозы тетрагидроканнабинолов или алкоголя, после чего сообщали, что
испытуемые имеют возможность наказать другого испытуемого ударом
электрического тока (выполнялись задачи на определение времени реакции по
Тэйлору). Хотя небольшие дозы тетрагидроканнабинолов не меняли в целом
картины поведения, более значительные дозы подавляли агрессию. В свою
очередь, большие дозы алкоголя вели к большей агрессии, нежели маленькие.
Таким образом, результаты эмпирических исследований подтверждают
предположение о том, что поведение с элементами насилия нельзя объяснять
употреблением марихуаны.
Сообщения о распространении сексуального принуждения и сексуальной
агрессии варьируются в зависимости от определения сексуального принуждения
и техник, с помощью которых собираются факты. Под сексуальным принуждением
мы понимаем любое сексуальное поведение, силой навязываемое нежелающей
этого жертве. Самой крайней формой выражения сексуальной агрессии является
изнасилование. Однако «более мягкие» формы сексуального принуждения, такие
как насильственная ласка гениталий, тоже подходят под наше определение.
Зигельман, Берри и Уайлз попросили пятьсот студентов университета ответить
на вопрос, прибегали ли они к насилию, стремясь склонить своего партнера к
сексу против его желания. Примерно 12% мужчин и около 2% женщин применяли
силу. Приблизительно 35% студенток и около 21% студентов сообщили о том,
что явились объектами подобного принуждения.[20]
Косс, Джидис и Вишневски провели общенациональное исследование проблемы
проявления сексуальной агрессии и сексуального преследования. Более шести
тысяч студентов ответили на вопросы опросника «Сексуальный опыт»,
касающиеся различных сторон сексуальной агрессии, которой они могли
подвергаться с четырнадцатилетнего возраста. Девушки отвечали на вопросы
относительно сексуального преследования, а юноши — относительно
использования силы во взаимоотношениях с женщинами. Исследователи разделили
вопросы по группам в зависимости от уровня сексуальной агрессии.
Сексуальное принуждение подразумевает половые сношения вследствие
применения мужчиной силы или непрекращающегося напора с его стороны.
Попытка изнасилования — это стремление с помощью угроз, силы, алкоголя или
наркотиков склонить к половому сношению. Изнасилование — это сексуальное
действие, имевшее место после угроз, применения силы или употребления
алкоголя или наркотиков. Сексуальный контакт подразумевает наличие
«сексуальной игры» (например, поцелуи, ласки) под давлением уговоров,
авторитета, угроз или силы. Более 50% женщин сообщили о том, что
подвергались различным формам сексуальных домогательств. На основе ответов
респондентов относительно пережитых ими сексуальных домогательств
исследователи пришли к выводу, что 14,4% из них принудили к сексуальному
контакту, 11,9% подверглись сексуальному принуждению, 12,1% — попытке
изнасилования, 15,4% —изнасилованию. Более 25% мужчин, принимавших участие
в опросе, признались, что тоже подвергались различным формам сексуальной
агрессии.[21]
Обратив внимание на то, что лабораторные измерения агрессии соотносятся с
данными, нашедшими свое отражение в сообщениях по сексуальной агрессии,
Маламут предположил, что общая агрессивность, видимо, связана с сексуальной
агрессией. Он пишет, что его данные:
«... свидетельствуют о верности предположения... что различные проявления
агрессии против женщин, включая проявление агрессии в лабораторных условиях
и сексуальную агрессию в естественных условиях, связаны с привычными, но не
лежащими на поверхности факторами, такими как установки, допускающие
насилие по отношению к женщинам; стремление к доминированию; антисоциальные
личностные характеристики и сексуальное возбуждение, ведущее к агрессии».
Управление агрессией.
Существует точка зрения согласно которой считается, что, когда
рассерженный человек «выпускает пар» посредством энергичных, но не
причиняющих никому вреда действий, происходит следующее: во-первых,
снижается уровень напряжения или возбуждения, а во-вторых — уменьшается
склонность прибегать к открытой агрессии против провоцирующих (или других)
лиц.
Эти предположения восходят еще к трудам Аристотеля (382—322 н. э.),
считавшего, что созерцание постановки, заставляющей зрителей сопереживать
происходящему, косвенно может способствовать «очищению» чувств. Несмотря на
то, что сам Аристотель не предлагал конкретно этот способ для разрядки
агрессивности, логическое продолжение его теории было предложено многими
другими, в частности Фрейдом, полагавшим, что интенсивность агрессивного
поведения может быть ослаблена либо посредством выражения эмоций, имеющих
отношение к агрессии, либо путем наблюдения за агрессивными действиями
других. Признавая реальность такого «очищения», Фрейд тем не менее был
весьма пессимистично настроен относительно его эффективности для
предотвращения открытой агрессии. Похоже, он считал, что его влияние
малоэффективно и недолговечно.
Согласно этим авторам, «результатом любого акта агрессии является
катарсис, который уменьшает вероятность проявления других агрессивных
действий». Короче говоря осуществление одного агрессивного акта —
независимо от того, что его породило — снижает желание агрессора прибегать
к другим формам насилия. Основываясь главным образом на этом и подобном ему
предположениях, целые поколения родителей побуждали своих детей играть в
активные игры, тысячи психотерапевтов призывали пациентов освобождаться от
враждебных чувств, а сообразительные предприниматели получили весьма
солидные доходы от продажи резиновых плеток и подобных средств,
предназначенных для достижения эмоционального катарсиса. Оправдывает ли
себя эта вера в лечебные свойства катарсиса и деятельности, приводящей к
нему? И вновь — имеющиеся эмпирические данные складываются в довольно
сложную картину.
Во-первых, давайте задумаемся над утверждением, что на фоне сильной
провокации деятельность, предполагающая энергичные, но безопасные действия,
включая сравнительно безобидные формы агрессии, якобы может привести к
разрядке напряжения или эмоционального возбуждения. Исследования, в которых
проверялась достоверность этого предположения, в целом подтверждали
гипотезу, но указывали при этом на важные ограничения, которые необходимо
учитывать при работе с данным процессом. С одной стороны, казалось бы,
разрядка возбуждения, вызванного сильной провокацией, может произойти в
результате осуществления физических действий, требующих больших усилий, или
сравнительно безобидных нападок на других. Пожалуй, этот эффект прекрасно
демонстрирует целая серия исследований, проведенных Хокансоном.
В этих исследованиях на первом этапе испытуемых (обычно студенток
колледжей) провоцировал экспериментатор. Далее им предоставлялась
возможность совершить какие-либо агрессивные действия по отношению к нему
или другим. До, во время и после эксперимента у испытуемых измерялось
артериальное давление. В целом результаты свидетельствуют об эмоциональной
разрядке — катарсисе. У испытуемых, получивших разрешение проявить прямую
агрессию по отношению к провокатору, отмечалось резкое падение уровня
возбуждения.
Пожалуй, стоит детально рассмотреть один из подобных экспериментов, когда
испытуемых, под предлогом изучения влияния выполнения интеллектуальных
задач на физиологические реакции, просили перечислить последовательность от
100 до 0, убывающую на три. При этом экспериментатор неоднократно прерывал
испытуемых, мешал им, в некоторых случаях настаивая на том, чтобы они
начали перечисление заново. Наконец он заканчивал этот этап эксперимента,
заметив с явным негодованием, что «нежелание сотрудничать» испытуемых
делает всю работу бессмысленной. Как и следовало ожидать, такая крайне
провокационная методика способствовала заметному росту показателей
физиологического возбуждения у испытуемых (то есть у них резко поднималось
артериальное давление и учащался пульс).
Чтобы определить, произойдет ли спад возбуждения, если участникам
эксперимента предоставить возможность отомстить провокатору, испытуемых
разделяли на несколько групп и дали им возможность проявить по отношению к
экспериментатору: 1) физическую агрессию (разряды электрического тока); 2)
вербальную агрессию (оценки опросника); 3) воображаемую агрессию (сочинение
историй на основе просмотренных рисунков). Испытуемые же из четвертой,
контрольной группы, не имели возможности ответить на резкие замечания
экспериментатора. Результаты показали наличие эмоционального, катарсиса. У
испытуемых, получивших возможность ответить экспериментатору физической
агрессией, наблюдалось резкое падение возбуждения до первоначального
уровня. То же самое можно сказать и об испытуемых, которым было разрешено
мстить только посредством вербальной агрессии. Последний пример
свидетельствует о том, что при таких условиях даже сравнительно безобидные
действия могут привести к разрядке напряжения. Однако воображаемая агрессия
по отношению к экспериментатору не привела к достижению подобного
результата.
В ходе последующих исследований Хокансон и его коллеги получили данные,
свидетельствующие о том, что проявление агрессии по отношению к лицам,
ассоциируемым с источником раздражения, может привести к разрядке
физиологического напряжения. А нападки на лиц, не имеющих никакого
отношения к провоцированию испытуемых, не приводят к такому же
результату.[22] В сочетании с данными других исследований эти данные
наводят на мысль о том, что индивиды в момент осуществления агрессивных
действий действительно могут иногда ощущать разрядку эмоционального
напряжения. С этой точки зрения, выводы, сделанные на основе житейского
опыта, о том, что мы зачастую «чувствуем себя лучше» (то есть менее
возбужденными или напряженными), расквитавшись с людьми, выводившими нас из
себя, действительно имеют под собой основания.
Вплоть до самого недавнего времени внимание исследователей было
направлено главным образом на выяснение причин агрессии, а не на поиск
средств ее предотвращения или редуцирования. Столь неутешительное положение
дед можно объяснить широким распространением, с одной стороны, убеждения в
том, что нам уже известны наиболее эффективные способы предотвращения
агрессивных действий — наказание и катарсис; и, с другой — представления о
том, что агрессию можно редуцировать путем элиминации факторов,
способствующих ее проявлению. Однако ни то ни другое не согласуется с
имеющимися эмпирическими данными.
Грозящее наказание действительно может служить эффективным средством
предотвращения агрессии, но лишь в том случае, если агрессор не находится в
состоянии крайнего озлобления; если наказание, которого он может ожидать,
достаточно сурово; если вероятность его применения действительно высока и
если выгода от совершения агрессивного действия не слишком велика.
Действительное наказание также может удерживать агрессора от последующего
совершения агрессивных действий, но лишь в том случае, если реципиент
считает наказание вполне заслуженным, если оно следует сразу же за
совершением агрессивных действий и приводится в исполнение с соблюдением
всех установленных правил. К сожалению, эти условия редко соблюдаются в
системах уголовного законодательства большинства стран, и потому наказание,
как метод борьбы с преступностью, сравнительно неэффективно.
Гипотеза о существовании катарсиса предполагает, что если приведенному в
ярость индивиду дать возможность «спустить пары» в социально приемлемой
форме, то это приведет к ослаблению переживаемых им негативных эмоций и тем
самым снизит вероятность того, что в дальнейшем он прибегнет к социально
опасным формам агрессии. Существующие данные подтверждают первое из этих
предположений: участие в различных формах агрессивных взаимодействий,
включая сравнительно безобидные, может приводить к резкой разрядке
эмоционального напряжения. Однако это не единственный способ достижения
подобного эффекта: к снижению уровня эмоционального напряжения может
привести совершение индивидом практически любого действия, ослабляющего
момент аверсивности в обращении с ним (индивидом) других индивидов. Данные,
подтверждающие вторую часть «катарсической» гипотезы — то есть положение о
том, что если индивид, испытывающий в настоящий момент гнев или злобу,
своевременно даст выход своей агрессии, то это снизит вероятность
совершения им в будущем серьезного правонарушения — менее убедительны.
Подобный эффект может давать только совершение индивидом нападения
непосредственно на того, кто послужил источником его гнева или раздражения.
Кроме того, достигнутое таким образом снижение агрессивности может быть
весьма непродолжительным. Итак, следует признать, что действенность
катарсиса как средства редуцирования снижения агрессии в прошлом сильно
переоценивалась.
Иногда агрессия может быть редуцирована с помощью демонстрации. Речь идет
о тех случаях, когда в критической ситуации кто-либо проявляет сдержанность
и/или призывает других не поддаваться на провокации. В отличие от других
способов редуцирования агрессии (например, запугивания возможностью мести
или наказания), демонстрация наглядных примеров неагрессивного поведения
может снизить частоту и интенсивность как прямых, так и косвенных
проявлений агрессии.
На агрессию, как и на другие формы социальных взаимодействий, сильное
влияние оказывают различные когнитивные факторы. Так, характер реакции
индивидуума на провоцирующие действия других людей в значительной степени
будет зависеть от совершаемых индивидуумом атрибуций, то есть от того,
какое причинностное объяснение получат действия, квалифицируемые
индивидуумом как провокация. С наибольшей вероятностью агрессия возникает в
тех случаях, когда провокативность поведения других людей расценивается
индивидуумом как злоумышленная и преднамеренная.
Информирование о наличии смягчающих обстоятельств — например, сообщение о
принудительности чьего-либо участия в провокационных действиях — может
оказаться весьма эффективным способом снизить агрессивность ответной
реакции на подобные действия. Если подобное информирование носит
упреждающий характер, то ответная реакция на провокационные действия, когда
они все-таки совершаются, может оказаться практически беззлобной. Часто
эффективным способом предотвращения негативных последствий агрессивного
взаимодействия может послужить попытка оправдать агрессора, дать причинное
объяснение его агрессивному поведению, грубо нарушившему наши ожидания.[23]
Довольно эффективным способом предотвращения агрессии является также
индукция несовместимых реакций, то есть реакций, несовместимых с гневом или
открытой агрессией. Подобные реакции и последующее ослабление открытой
агрессии могут возникнуть при виде боли и страданий жертвы агрессии, в
результате просмотра юмористических материалов и при умеренной эротической
стимуляции. Результаты новейших исследований показывают, что индукция
несовместимых реакций способна существенно ослабить конфликт в
производственных условиях. В такой ситуации эффективным средством индукции
несовместимых реакций может послужить скромный, но неожиданный подарок,
ненавязчивая похвала и показ юмористических материалов.
Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают
в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них элементарных навыков
общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков
общения у такого рода «конфликтных» личностей, которые нередко позволяют
добиться весьма ощутимых результатов.
Заключение.
Вопрос о сущности человеческой агрессии занимал лучшие умы человечества
на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций – с точки
зрения философии, поэзии, религии. Однако только в нашем столетии данная
проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому
неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой
агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало
больше вопросов чем ответов. Тем не менее налицо явный прогресс, и сегодня
мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии.
Количество данных об агрессии так велико, что было бы невозможно
рассмотреть весь имеющийся материал в настоящей работе.
Человек - весьма агрессивное существо, Ребенок проявляет первые признаки
агрессивности задолго до того, как научится говорить. Агрессивность
подчиняется своим законам, весьма своеобразным и порой непредсказуемым.
Эти законы влияют не только на поведение каждого человека, включая
политиков и военных, но и на поведение общества и государства. Когда
государство попадает во власть инстинктов, созданных естественным отбором
для стада наподобие павианьевого, и к тому же обзаводится атомным оружием,
это очень опасно. А если таких государств окажется несколько, будущее мира
может повиснуть на волоске.
Таким образом, можно сказать, что у каждого из нас в характере
присутствует агрессивность. У кого-то она имеет оборонительные,
доброкачественные формы, у кого-то, возможно, уже перешла и в
деструктивную, злокачественную область. Но как бы это ни было человеку
предоставляется возможность как существу разумному предотвращать появление
агрессии и контролировать её. Надеюсь, что человечество сможет для себя
сделать определенные выводы и обратить свою агрессию в конструктивное
русло.
Список используемой литературы.
1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы
психологии. – 2000. - №6. –С.112-121.
2. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 1999. – 512с.
3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. – 512с.
4. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. – 336с.
5. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности //
Общественные науки и современность. – 1993. - №3. –С.183 –190.
6. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. - М., 1998. – 368с.
7. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры
собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб., 1996. –358с.
8. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001. – 208с.
9. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6. –С.20-
21.
10. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М., 1994. –269с.
11. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. –
656с.
12. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной
личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2. - С. 13-16.
13. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.
– 1996. - №5. – С.3-18.
14. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у
подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. -
1999. - №3. - С.6-7.
15. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. -
№5/6. – С.35-40.
16. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его коррекции. М., 1996. –254с.
17. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996. – 192с.
-----------------------
[1] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. – С.26.
[2] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.29.
[3] Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М., 1999. – С.237.
[4] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. – С.93.
[5] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.95.
[6] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.97.
[7] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.104.
[8] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.105.
[9] Ковалев.П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры
собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб., 1996.- С.283.
[10] Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его коррекции. М., 1996. – С.114.
[11] Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его коррекции. М., 1996. – С.148.
[12] Ковалев.П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании
структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб.,
1996.- С. 295.
[13] Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной
личности // Ананьевские чтения – 97. – 1997. - №2. – С.14.
[14] Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной
личности // Ананьевские чтения – 97. – 1997. - №2. – С.16.
[15] Реан А.А. Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у
подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов.
–1999. - №3. – С.6.
[16] Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. –
С.471.
[17] Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы
психологии. – 2000. - №6. – С.117.
[18] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. – С.257.
[19] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.258.
[20] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.261.
[21] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.262.
[22] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.298- 299.
[23] Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. -
№5/6. – С.37.
Страницы: 1, 2, 3
|