Рефераты

Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция

синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Поэтому предложена гипотеза

о сложном сочетанном вовлечении нескольких нейромедиаторных систем мозга в

патогенез этого заболевания.

Теории дисфункции системы arousal.

Arousal – это реакция активации, которая приводит к усилению бодроственного

состояния сознания и выражается в целом ряде изменений дыхания,

кровенаполнения сосудов, кожно-гальванической реакции (которая относится к

числу вегетативных компонентов ориентировочного рефлекса), а так же хорошо

известные в электрофизиологии явления депрессии альфа-ритма и ряде

специальных форм изменений электрической активности мозга. Проявление

синдрома нередко объясняются с двух противоположных позиций – избыточного

влияния arousal и их недостаточности. Теории избыточных влияния arousal

сводятся к тому, что дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

получают чрезмерную стимуляцию, поскольку они не в состоянии избирательно

«отфильтровывать» поступающую сенсорную информацию, в результате чего

формируются «перераздрожение» коры больших полушарий и нарушения внимания.

Согласно теориям функциональной недостаточности активирующих систем мозга,

низкий уровень arousal вместе со слабостью тормозящих контролирующих

механизмов приводит к тому, что дети с синдромом дефицита внимания с

гиперактивностью отвлекаются на стимулы, которые игнорируются здоровыми

детьми. Ряд исследователей считают ключевой проблемой при синдроме дефицита

внимания с гиперактивностью чрезмерную изменчивость темпа и амплитуды

колебания уровня arousal и реактивности. Различные составляющие arousal

недостаточно синхронизированы, параметры реакции расширены, а колебания

отличаются значительным размахом и непредсказуемостью. В результате дети с

синдромом дефицита внимания с гиперактивностью не способны к регуляции

своей активности (как ее цели, так и количественной стороны) в ответ на

требования ситуации. Обоснование рассматриваемых гипотез затруднено в связи

со сложностью экспериментальных подтверждений.

Нейрофизиологические изменения у детей с гиперактивностью согласуются с

гипотезой о нарушениях со стороны arousal в сторону, как функционального

угнетения, так и гиперактивации.

Влияние неблагоприятных факторов внешней среды.

Антропогенное загрязнение окружающей человека природной среды, во многом

связано с микроэлементами из группы тяжелых металлов, может иметь

негативные последствия в первую очередь для здоровья детей. Выхлопные газы

автотранспорта служат одним из основных источников загрязнения окружающей

среды свинцом.

Целенаправленные исследования показали, что увеличение уровня свинца в

крови до 5-10 мкг/дл коррелирует у детей с возникновением проблем со

стороны нервно-психического развития и поведения, нарушения внимания

двигательной расторможенности, а также к снижению коэффициента интеллекта

IQ.

Остается невыясненным, формируется ли у детей вследствие неблагоприятных

факторов внешней среды гиперактивность, или речь идет о развитии

церебрастенического синдрома в результате хронического токсического

взаимодействия.

Роль пищевых факторов.

Существуют теории, согласно которым факторами риска для формирования

гиперактивности являются воздействия пищевых токсинов или аллергенов.

Наиболее широкую известность получила концепция, согласно которой

гиперактивность обусловливается церебральным раздражением, вызванный

искусственными красителями и естественными пищевыми салицилатами.

Итак, системы мозга, обеспечивающие функции внимания и моторного контроля,

имеют сложную многоуровневую организацию. Разрабатываемые различными

исследованиями подходы к изучению этиологии и патогенеза синдрома дефицита

внимания с гиперактивностью в большинстве своем затрагивают лишь отдельные

аспекты этой сложной проблемы, в частности нейрохимические, регуляции

arousal и другие. Тем не менее, на современном этапе можно обозначить две

основные группы факторов, детерминирующие развитие синдрома дефицита

внимания с гиперактивностью: 1- раннее повреждение центральной нервной

системы, связанное с негативным влиянием на развивающийся мозг различных

форм патологии течения беременности и родов; 2- генетические факторы. Что

же касается обнаруженных заболеваний нейрохимических, нейроанатомических и

нейрорегуляторных нарушений, то они закономерно обуславливаются ранним

органическим повреждением центральной нервной системы, наследственностью

либо их сопряженным действием.

Социально-психологический фактор

В качестве самостоятельного фактора намине анализировалась психолого-

педагогическая запущенность, поскольку , с одной стороны, она является

закономерным следствием ряда других рассматривавшихся факторов, а с другой

– ее оценка достаточно сложна и обычно носит субъективный характер.

Следует отметить, что в значительной части обследованных семей обстановка

была в целом благополучной, родственники детей с синдрома дефицита внимания

с гиперактивностью проявили высокую степень заинтересованности в

преодолении имевшихся у ребенка проблем.

1.4. Категории диагноза гиперактивного поведения.

Церебранистический синдром и нарушения познавательных функций, прежде всего

затрагивающие функции внимания и памяти, могут формироваться у детей в

отдалённом периоде черепно-мозговой травмы, после перенесённых

нейроинфекции (менингиты, энцефалиты), итоксикаций. Когнитивные и

поведенческие нарушения у детей этой группы имеют чёткую связь с черепно-

мозговой травмой или нейроинфекцией, отличаются от синдрома дефицита

внимания с с гиперактивностью по своим проявлениям и возрастной динамике;

обычно более выражена очаговая неврологическая симптоматика, имеются

признаки повышения внутричерепного давления. Дифференциальный диагноз

основывается на анализе анамнестических сведений и неврологическом

обследовании.

1.4.1. Гиперактивность у детей как один из вариантов минимальных мозговых

дисфункций.

Формирование концепции гиперактивности имело тесную связь с развитием

представлений о минимальных мозговых дисфункциях у детей.

Минимальные мозговые дисфункции у детей в связи с их частой

распространенностью представляют значительную проблему, привлекающую к себе

внимание широкого круга специалистов, в том числе медиков, психологов,

педагогов, социальных работников.

При минимальных мозговых дисфункциях наблюдается задержка в темпах

развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные

интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие, праксис и

другие виды психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию

дети с таким диагнозом находятся на уровне нормы или, в отдельных случаях,

субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном

обучении и социальной адаптации. В60-е годы широкое распространение получил

термин «минимальная мозговая дисфункция», который стали использовать

применительно к группе различных по своим причинам и механизмам развития.

1.4.2. Возрастная динамика минимальных мозговых дисфункций и

гиперактивного поведения.

Изучение анамнеза показывает, что у многих детей с минимальными мозговыми

дисфункциями и гиперактивностью в период новорождённости обнаруживается

синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью, нарушениями сна и

аппетита, частыми срыгиваниями, тремором (дрожанием) подбородка и рук. В

ряде случаев выявление в неврологическом статусе этих симптомов либо

признаков повышения внутричерепного давления, изменений со стороны

мышечного тонуса, рефлексов новорождённого, а также очаговых симптомов

служит основанием для постановки диагноза «перинатальная энцефалопатия».

Как правило, возникновение симптомов минимальных мозговых дисфункций или

их нарастание приурочено к началу посещения детского сада (3года) или школы

(6-7 лет). Подобная закономерность может быть объяснена, неспособностью

центральной нервной системой справляться с новыми требованиями,

предъявляемыми к ребёнку в условиях увеличения психических и физических

нагрузок. К возрасту 6-7 лет совпадает с началом становления письменной

речи (письмо, чтение). Для детей этого возраста с минимальными мозговыми

дисфункциями характерна высокая частота нарушений формирования

академических навыков и проблем поведения. Значительные трудности

психологического характера нередко обусловливают различные

психосоматические нарушения, проявления вегетативно-сосудистой дистонии.

1.5. Исследование частоты встречаемости гиперактивного поведения среди

учеников начальных классов общеобразовательных школ Москвы.

Причины минимальных мозговых дисфункций у большинства детей определялись

отягощённым анамнезом, и прежде всего различными неблагоприятными

воздействиями на развивающийся мозг в периоды внутриутробного развития и

родов. Ведущую роль в формировании таких дисфункций патологии беременности

и/или родов (85%).

Помимо фактора раннего органического повреждения мозга существенная роль в

развитии минимальных мозговых дисфункций принадлежит генетическим

механизмам. Признаки минимальных мозговых дисфункций были выявлены в

результате непосредственного обследования у родных братьев (сестёр)

пациентов и ретроспективно – у их родителей. У значительного числа

обследованных нами детей этиология минимальных мозговых дисфункций, носила

комплексный характер и определялась как органическим повреждением

центральной нервной системе, так и генетическими механизмами.

Среди мальчиков частота встречаемости минимальных мозговых дисфункций

оказалось в 2,3 раза выше, нежели среди девочек. Это может быть объяснено

рядом причин : 1) более высокой уязвимостью центральной нервной системы

плода мужского пола по отношению к пре- и перенатальным патологическим

воздействиям; 2) меньшей степенью функциональной специализации больших

полушарий у девочек по сравнению с мальчиками, что обусловливает больший

резерв компенсации функций при поражении системы мозга, обеспечивающих

высшую нервную деятельность; 3) влиянием наследственных факторов.

Второй по распространенности причиной школьной дезадаптации явились неврозы

и невротические реакции. Ведущие причиной невротических страхов, в этой

группе детей были острые и хронические психотравмирующие ситуации,

неблагоприятная обстановка в семье.

Таблица 1

Негативные внутрисемейные социально-психологические факторы, выявленные при

обследовании детей с гиперактивным поведением.

|Негативные внутрисемейные |Частота |

|социально-психологические |встречаемости, |

|факторы |% |

|Воспитание в неполной семье: | |

|Отсутствие отца |23 |

|Отсутствие матери |1 |

|Отсутствие обоих родителей |3 |

|Повторный брак у родителей. |8 |

|Частые конфликты у детей |19 |

|Различные подходы к воспитанию ребенка у | |

|родителей и бабушки и/или дедушки |12 |

|Низкий уровень образования у одного или | |

|обоих родителей |19 |

|Продолжительная разлука с родителями |7 |

|Длительное тяжелое заболевание и/или смерть |3 |

|одного из родителей | |

|Алкоголизм у родителей: | |

|У отца |9 |

|У матери |2 |

|У обоих родителей |2 |

|Наркомания (у обоих родителей) |1 |

|Низкая материальная обеспеченность семьи |25 |

|Неблагоприятные бытовые условия |14 |

Как видно из таблицы 1, среди неблагоприятных внутрисемейных социально-

психологических факторов чаще всего имели место воспитание в неполноценной

семье – 26% случаев, частые конфликты – 18%, низкий уровень образования у

родителей – 19%, алкоголизм у родителей – 13%, низкий уровень материальной

обеспеченности семьи – 25%, неудовлетворительный уровень проживания – 14%.

Не вызывает сомнения, что возможности компенсации свойственных данному

заболеванию когнитивных и поведенческих нарушений существенно

ограничиваются при отсутствии понимании родителями и другими родственниками

причин и проявления этих нарушений, неправильном отношении и недостаточном

внимании к детям с гиперактивностью, возникающим в результате

вышеперечисленных обстоятельств.

Таким образом, важная роль в формировании гиперактивности принадлежит

раннему повреждению центральной нервной системы в период беременности и

родов (84% случаев), и социально-психологическому фактору (63%). (15)

1.6. Лечение и коррекция гиперактивности

После уточнения причин заболевания и выявления сопутствующих нарушений

ставится диагноз с указанием преобладающих отклонений – дефицита внимания,

гиперактивности/импульсивности или сочетания этих нарушений. На основе

диагностических данных выстраивается индивидуальная схема лечения и

психолого-педагогической коррекции.

Взрослые часто не понимают, что происходит с ребёнком, но его поведение их

раздражает. Не зная о наследственной природе гиперактивности, они объясняют

поведение сына (дочери) «неправильным» воспитанием и обвиняют друг друга.

Специалисты должны помочь родителям разобраться в поведении ребёнка,

объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребёнком.

Необходимо использовать всё многообразие методик и выбрать наиболее

эффективные при данных нарушениях. Психолог (врач) должен объяснить

родителям, что улучшение состояния ребёнка зависит от назначаемого лечения,

но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения

к нему.

Медикаментозная терапия.

При нарушениях поведения (повышенной двигательной активности, агрессии,

возбудимости) чаще всего назначают психостимуляторы, реже – антидепрессанты

и нейролептики.

Психостимуляторы стали применятся для лечения двигательной

расторможенности и нарушений внимания с 1937 г. и до сих пор это самые

эффективные препараты при этом заболевании: во всех возрастных группах

(дети, подростки, взрослые) улучшение наблюдается в 75% случаев. К этой

группе препаратов относятся метилфенидат (коммерческое название риталин),

декстроамфетамин (декседрин) и пемолин (цилерт).

При их приёме у гиперактивных детей улучшается поведение, когнитивные

и социальные функции: они становятся более внимательными, успешно выполняют

задания в классе, у них повышается успеваемость, улучшаются взаимоотношения

с окружающими [Spencer T.J., Biederman J., 1996].

В нашей стране эти препараты пока не зарегистрированы и не

используются. Других высокоэффективных медикаментозных препаратов пока не

создано. Наши психоневрологи по-прежнему назначают аминалон, сиднокарб и

другие нейролептики с гипертормозным действием, не улучшающим состояние

этих детей. Кроме того, аминалон оказывает неблагоприятное воздействие на

печень. Проведено несколько исследований по изучению влияния церебролизина

и других ноотропов на симптомы СДВГ, однако в широкую практику эти

препараты пока не внедрены [Заваденко Н.Н. и др., 1997].

Однако нельзя надеяться только на лекарственные препараты, так как:

- не у всех больных наблюдается ожидаемый эффект;

- психостимуляторы, как и любые лекарства, имеют ряд побочных действий;

- применение одних только лекарств не всегда улучшает поведение ребенка.

Поведенческая психотерапия

Среди психолого-педагогических методов коррекции гиперактивного поведения

главная роль отводится поведенческой психотерапии.

Поведенческие программы требуют значительного умения, взрослым приходится

прилагать всю свою фантазию и опыт общения с детьми, чтобы во время занятий

поддерживать мотивацию постоянно отвлекающегося ребёнка.

Коррекционные методики будут эффективны лишь при условии тесного

сотрудничества семьи и школы, которое обязательно должно включать обмен

информацией между родителями и учителями посредством совместных семинаров,

курсов-тренингов и т.д. Успех в лечении будет гарантирован при условии

поддержания единых принципов в отношении к ребёнку дома и в школе: система

«вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной

деятельности. Непрерывность лечебной терапии в школе и дома – главный залог

успеха.

Кроме родителей и учителей большую помощь в организации программы коррекции

должны оказывать врачи, психологи, социальные педагоги – те, кто может

оказать профессиональную помощь в индивидуальной работе с таким ребёнком.

Коррекционные программы должны быть ориентированы на возраст 5 – 8 лет,

когда компенсаторные возможности мозга велики и ещё не успел сформироваться

патологический стереотип [Трошин В.М. и др., 1994].

Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих

детей. Особенности их нервной системы таковы, что порог чувствительности к

отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам

и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Хотя способы

вознаграждения и поощрения ребёнка надо постоянно менять.

В разговоре с ребёнком и, особенно, при выдаче ему задания, необходимо

избегать директивных указаний, желательно повернуть ситуацию таким образом,

чтобы ребёнок почувствовал: он сделает полезное дело для всей семьи, ему

всецело доверяют, на него надеются. При разговоре с ребёнком необходимо

избегать постоянных одёргиваний типа «сиди спокойно» или «не болтай, когда

я с тобой разговариваю» и другие неприятные для него вещи.

Несколько примеров поощрений и вознаграждений: разрешить ребёнку посмотреть

телевизор вечером на полчаса больше положенного времени, угостить

специальным десертом, дать возможность поучаствовать в играх вместе с

взрослыми (лото, шахматы), позволить лишний раз сходить на дискотеку,

купить ту вещь, о которой он давно мечтал.

Если ребёнок в течении недели ведёт себя примерно, в конце недели он

должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то

поездка вместе с родителями за город, экскурсия в зоопарк, в театр и

другие.

Приведённый вариант поведенческого тренинга является идеальным и не всегда

его использование возможно у нас в настоящее время. Но родители и учителя

могут использовать отдельные элементы этой программы, взяв её основную

идею: поощрение ребёнка за выполнение поставленных целей. Причём не имеет

значения, в каком виде это будет представлено: материальное вознаграждение

или просто ободряющая улыбка, ласковое слово, повышенное внимание к

ребёнку, физический контакт (поглаживание).

При неудовлетворительном поведении рекомендуется лёгкое наказание, которое

должно быть немедленным и неизбежным. Это может быть просто словесное

неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий».

Родителям рекомендуется написать список того, чего они ожидают от ребёнка в

плане поведения. Этот список в доступной манере объясняется ребёнку. После

этого всё написанное неукоснительно соблюдается, и ребёнок поощряется за

успех в его выполнении. От физического наказания необходимо воздерживаться.

Специальное обучение: за и против

Если ребенку трудно учиться в обычном классе, то по решению медико-

психолого-педагогической комиссии его переводят в специализированный класс.

Гиперактивному ребёнку может помочь обучение в особых условиях,

соответствующих его способностям. Основные причины плохой успеваемости при

данной патологии – невнимательность и отсутствие должной мотивации и

целеустремлённости, иногда в сочетании с парциальными задержками развития

школьных навыков. В отличии от обычной «задержки психического развития» они

являются временным явлением и при интенсивных занятиях могут успешно

нивелироваться. При наличии парциальных задержек рекомендуется класс

коррекции, а при нормальном интеллекте – класс для догоняющих [Ясюкова

Л.А., 1997].

Обязательным условием обучения гиперактивных детей в коррекционных классах

является создание благоприятных условий для развития: наполняемость не

более 10 человек в классе, обучение по специальным программам, наличие

соответствующих учебников и развивающих материалов, индивидуальные занятия

с психологом, логопедом и другими специалистами. Класс желательно

изолировать от внешних раздражителей, в нем должно быть минимальное

количество отвлекающих и стимулирующих предметов (картин, зеркал и т.д.);

ученики должны сидеть отдельно друг от друга, учащихся с более выраженной

двигательной активностью следует усаживать за предметные столы ближе к

учителю, чтобы исключить их влияние на других детей. Продолжительность

занятий сокращается до 30–35 минут. В течение дня обязательно проводятся

занятия по аутогенной тренировке.

Однако, организовывать класс исключительно для гиперактивных детей

нецелесообразно, так как в своём развитии они должны опираться на

успевающих учеников. Особенно это касается первоклассников, которые

развиваются главным образом путём подражания и следования авторитетам.

В последнее время в связи с недостаточным финансированием организация

классов коррекции нерациональна. Однако надо помнить, что отсутствие вообще

какой-либо коррекции может привести к развитию хронической формы

заболевания, а значит, к проблемам в жизни этих детей и окружающих.

Двигательная активность

Лечение гиперактивных детей обязательно должно включать физическую

реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на восстановление

поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным

расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры.

Положительный эффект физических упражнений, особенно на сердечно-сосудистую

и дыхательную системы организма, хорошо известен всем врачам.

Большинство проведённых экспериментов показало, что механизм улучшения

самочувствия связан с усиленной продукцией при длительной мышечной

активности особых веществ – эндорфинов, которые благотворно влияют на

психическое состояние человека.

Однако, не все виды физической активности могут быть полезны для

гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где сильно выражен

эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления).

Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде

длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности:

длительные прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и

другие.

Особое предпочтение следует отдавать равномерному длительному бегу, который

благоприятно влияет на психическое состояние, снимает напряжённость,

улучшает самочувствие.

Перед тем как ребёнок начнёт заниматься физическими упражнениями, он должен

пройти медицинский осмотр с целью исключения заболеваний, прежде всего,

сердечно-сосудистой системы.

Давая рекомендации по рациональному двигательному режиму гиперактивным

детям, врач должен учитывать не только особенности данного заболевания, но

и росто-весовые данные детского организма, а также наличие гиподинамии.

Известно, что только мышечная активность создаёт предпосылки для

нормального развития организма в детском возрасте, а дети с синдромом,

вследствие общей задержки развития, часто отстают в росте и массе тела от

здоровых сверстников.

Психотерапия

Гиперактивность – это заболевание не только ребенка, но и взрослых, прежде

всего матери, которая наиболее часто с ним контактирует.

Существует множество психотерапевтических методик, которые могут принести

пользу как матери, так и ребенку. Остановимся на некоторых из них.

Визуализация – создает условия для восстановления умственного и физического

равновесия;

Медитация – снижает активность симпатической системы, способствует снижению

тревожности и расслаблению. При этом замедляются сердечный ритм и дыхание,

снижается потребность в кислороде, меняется картина мозгового напряжения,

реакция на стрессовую ситуацию уравновешивается;

Аутогенная тренировка – способствует снижению двигательной

расторможенности, эмоциональной возбудимости, улучшают координацию в

пространстве, двигательный контроль, усиливает концентрацию внимания;

Семейная психотерапия – необходима родителям, которые чувствуют вину за

«плохое» воспитание ребенка, и самому ребенку. Метод метафоры, целью

которого являются инициация сознательного или подсознательного транс

деривационного поиска, который может помочь человеку в использовании своих

личностных ресурсов для такого обогащения внутренней картины мира, что бы

суметь справится с проблемой. Иногда применяют туманные метафоры, чтобы

люди использовали собственные ресурсы. Так же в качестве метафор могут

использоваться истории о других семьях.

Выводы

1. Психофизиологической основой гиперактивного поведения у ребенка может

являться незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства

работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций). Ведущую роль в

формировании таких дисфункций играет патология беременности и/или

родов.

2. Социально – психологической фактор гиперактивного поведения у ребенка

может являться неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в

неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной

обеспеченности семьи; низкий уровень образования у родителей.

3. Проявление гиперактивного поведения ребенка, захватывает несколько

сфер, среди которых чаще всего встречается разные варианты сочетания

трех симптом: избытка двигательной активности с нарушением

координации движения; нарушения эмоционального поведения - быстрая

смена настроения; дефицит внимания.

4. Для лечения и коррекции гиперактивного поведения применяются:

медикаментозная терапия (психостимуляторы); психотерапия (медитация,

аутогенная тренировка, семейная психотерапия, поведенческая терапия);

специальное обучение (классы - коррекции )

Глава 2 Комплексная программа коррекции гиперактивного поведения детей

младшего школьного возраста.

2.1. Программа коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивного

поведения проводимая в школе.

Занятия проводились в школе № 1114 г. Москвы после уроков, с учениками у

которых был выявлен синдромом дефицита внимания и гиперактивное поведение

2 раза в неделю по 30-40 минут в течение месяца. Две групп по 10 человек

(экспериментальная группа №1 и экспериментальная группа №2).

В программу вошли упражнения направленные на развитие внимания, мышления,

координации движения, релаксацию, эмоционально-личностную сферу.

Полная версия программы (см. приложение)

Занятие 1

1«Почесать спинку» (Фопель К., с. 108)

Цель: Снять напряжение, повысить групповую сплоченность,, релаксация перед

упражнением в котором нужна концентрация внимания.

2«Шершавые дощечки» (Локалова Н.П., с. 36)

Цель: развитие осязательных ощущений и концентрации внимания

3«Графический диктант» (Локалова Н.П., с. 97)

Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие

двигательной сферы и концентрации внимания.

4«Тряпичная кукла» (Фопель К., с. 116)

Цель: упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг одруге.

Занятие 2

1 «Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч., с. 242)

Цель: разрядка накопившейся энергии

2 «Смеяться запрещается» (Фопель К., с. 28)

Цель: успокоить возбужденную группу и настроить на работу, которая требует

концентрации внимания.

3«Штриховка» (Локалова Н.П.,с.45)

Цель: развитие зрительно-двигательной координации

4 «Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К., с. 21)

Цель: упражнение на релаксацию

Занятие 3

1«Путешествие на облаке» (Фопель К., с. 23)

Цель: упражнение на релаксацию дает детям успокоиться и настроиться на

работу

2«Зашифруй слова» (Локалова Н.П., с. 36)

Цель: развитие произвольного внимания

3«Речка» (Локалова Н.П., с. 73)

Цель: развитие зрительно-двигательной координации

4«Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с. 99)

Цель: Научить контролировать свои движения.

Занятие 4

1«Игра с коробками» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч.,с. 277)

Цель: Применялась для: разрядки накопившейся энергии, развития концентрации

внимания, сплочения группы

2«Камень мудрости» (Фопель К., с. 39)

Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие

концентрации внимания и произвольности.

3 «Тряпичная кукла» (Фопель К., с. 116)

Цель: упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг одруге.

Занятие 5

1 «Путешествие на облаке» (Фопель К., с. 23)

Цель: упражнение на релаксацию дает детям успокоиться и настроиться на

работу

2«Запретная цифра» (Локалова Н.П., с. 98)

Цель: формирование элементов самоконтроля

3«Летает – не летает» (Локалова Н.П., с. 87)

Цель: развитие произвольности движений

4«Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К., с. 21)

Цель: упражнение на релаксацию

Занятие 6

1«Камень мудрости» (Фопель К., с. 39)

Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие

концентрации внимания и произвольности.

2«Графический диктант» (Локалова Н.П., с. 97)

Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие

двигательной сферы и концентрации внимания.

3 «Быстрые превращения» (Фопель К., с. 59)

Цель: упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы

Занятие 7

1«Речка» (Локалова Н.П., с. 73)

Цель: развитие зрительно-двигательной координации

2 «Штриховка» (Локалова Н.П., с. 45)

Цель: развитие зрительно-двигательной координации

3«Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч., с. 242)

Цель: разрядка накопившейся энергии

4«Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с.99)

Цель: Научить контролировать свои движения.

Занятие 8

1«Птенцы» (Фопель К., с. 24)

Цель: Игра дает возможность установить в группе спокойную атмосферу и

развивает концентрацию внимания.

2«Найди одинаковые» (Локалова Н.П., с. 42)

Цель: развитие произвольного внимания

3«Запретная цифра» (Локалова Н.П., с. 98)

Цель: формирование элементов самоконтроля

4«Замри» (Локалова Н.П., с. 120)

Цель: формирование элементов самоконтроля

Занятие 9

1 «Летает – не летает» (Локалова Н.П., с.87)

Цель: развитие произвольности движений

2«Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч. с. 242)

Цель: разрядка накопившейся энергии

3«Камень мудрости» (Фопель К. с. 39)

Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие

концентрации внимания и произвольности.

4«Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с.99)

Цель: Научить контролировать свои движения.

Занятие 10

1«Смеяться запрещается» (Фопель К., с. 28)

Цель: успокоить возбужденную группу и настроить на работу, которая требует

концентрации внимания.

2«Графический диктант» (Локалова Н.П., с. 97)

Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого;

3 «Штриховка» (Локалова Н.П., с. 45)

Цель: развитие зрительно-двигательной координации

4«Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К., с. 21)

Цель: упражнение на релаксацию

Занятие 11

1«Камень мудрости» (Фопель К., с. 39)

Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие

концентрации внимания и произвольности.

2«Зашифруй слова» (Локалова Н.П., с. 36)

Цель: развитие произвольного внимания

3 Шершавые дощечки» (Локалова Н.П., с. 36)

Цель: развитие осязательных ощущений и концентрации внимания

4 «Тряпичная кукла» (Фопель К., с. 116)

Цель: упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг о друге.

Занятие 12

1«Быстрые превращения» (Фопель К. с. 59)

Цель: упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы

2«Речка» (Локалова Н.П., с. 73)

Цель: развитие зрительно-двигательной координации

3 «Замри» (Локалова Н.П., с. 120)

Цель: формирование элементов самоконтроля

4«Летает – не летает» (Локалова Н.П., с. 87)

Цель: развитие произвольности движений

Занятие 13

1«Речка» (Локалова Н.П., с.73)

Цель: развитие зрительно-двигательной координации

2 «Штриховка» (Локалова Н.П., с. 45)

Цель: развитие зрительно-двигательной координации

3«Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч., с. 242)

Цель: разрядка накопившейся энергии

4«Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с.99)

Цель: Научить контролировать свои движения.

Занятие 14

1«Почесать спинку» (Фопель К., с.108)

Цель: Снять напряжение, повысить групповую сплоченность,, релаксация перед

упражнением в котором нужна концентрация внимания.

2«Шершавые дощечки» (Локалова Н.П., с.36)

Цель: развитие осязательных ощущений и концентрации внимания

3«Графический диктант» (Локалова Н.П., с.97)

Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие

двигательной сферы и концентрации внимания.

4«Тряпичная кукла» (Фопель К., с.116)

Цель: упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг одруге.

Занятие 15

1«Смеяться запрещается» (Фопель К., с.28)

Цель: успокоить возбужденную группу и настроить на работу, которая требует

концентрации внимания.

2«Найди одинаковые» (Локалова Н.П., с.42)

Цель: развитие произвольного внимания

3«Штриховка» (Локалова Н.П., с.45)

Цель: развитие зрительно-двигательной координации

4«Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с.99)

Цель: Научить контролировать свои движения

Занятие 16

1«Быстрые превращения» (Фопель К., с. 59)

Цель: упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы.

2«Зашифруй слова» (Локалова Н.П., с. 36)

Цель: развитие произвольного внимания

3«Найди одинаковые» (Локалова Н.П., с. 42)

Цель: развитие произвольного внимания

4«Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К., с. 21)

Цель: упражнение на релаксацию

2.2. Рекомендации для оптимизации общения между родителями и детьми, у

которых выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивным поведением.

1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку.

Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи.

Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Говорите сдержанно, спокойно. Не прибегайте к физическому наказанию.

Стройте ваши отношения на доверии, а не на страхе. Совместно решайте

возникшие трудности.

Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка

3. Избегайте повторения слова «нет», «нельзя»

4. Давайте ребенку только одно задание на короткий промежуток времени,

чтобы он мог его завершить.

5. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты