Госэкзамены ответы
превращаться в актуальное состояние тревожности. Тревожная ситуация –
различия между высоко- и слаботревожными людьми выражается резче (пример с
мигательным обуславливанием: чем сильнее поток струи, тем лучше
обуславливание, а у тревожных оно всегда лучше). Отсюда трудная задача
усиливает тревожность. Таким образом, тревожность сильно зависит от
ситуации, тогда напрашивается вывод о связи данного поведенческого
показателя со специфическими ситуациями.
Спилберг. Опросник: «состояние и свойство тревожности». Т-состояние:
состояние тревожности в определенный момент; Т-диспозиция: некоторое
типичное чувство тревожности. Состояние тревожности (Т-состояние)
характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями
угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или
возбуждением автономной нервной системы. Тревожность как личностная черта
(Т-свойство) означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию,
которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно
безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, заставляя реагировать на
них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствует величине
объективной опасности. Замечена корреляция Т-диспозиции и Т-состояния. У
имеющего высокий показатель по Т-диспозиции в угрожающих самооценке
ситуациях Т-состояние проявляется заметнее, чем у индивида с более низкими
показателями. Так же чем сильнее представлена у индивида Т-диспозиция, тем
шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызывать Т-
состояния. Исключение: в ситуациях, которые вызывают боль или таят какую-
либо иную физическую угрозу, индивиды с высокой Т-диспозицией не имеют
никакого более выраженного Т-состояния по сравнению с обладающими менее
высокой Т-диспозицией. Второе исключения: прошлый опыт: насколько данная
ситуация воспринимается индивидом как содержащая угрозу.
Как только ситуация оценивается как угрожающая, она вызывает Т-состояние,
интенсивность которого пропорциональна когнитивной оценке угрозы. Оценка
зависит как от реальных особенностей ситуации, так и от Т-диспозиции. В
процесс оценивания включены также сенсорные и когнитивные обратные связи, а
именно информация о наличном Т-состоянии и соображения о реакциях, которые
на основании прошлого опыта кажутся пригодными для нейтрализации ситуации.
Сила и продолжительность Т-состояния являются следствием когнитивного
оценивания, которое существенно зависит от четырех групп детерминантов: 1.
Внешние особенности ситуации; 2. Т-диспозиция; 3. Оценка эффективности
успешных или предполагаемых успешными контрмер; 4. Влияние обратной связи о
текущем Т-состоянии. Экспериментально было подтверждено: чем сильнее
ситуация связана с самооценкой и чем выраженнее Т-диспозиция, тем заметнее
проявляется Т-состояние, чем выраженнее Т-диспозиция, тем труднее дается
достижение при выполнении очень сложных заданий. Спилберг: студенты
заучивали некоторые естественнонаучные понятия при помощи
запрограммированного компьютера (при неверном ответе решение отвергалось и
машина вновь воспроизводила нерешенное задание; только при получении
правильного ответа появлялась очередная задача). После пробного задания
следовала серия из шести задач: трудные и легкие. После каждого задания
оценка своего Т-состояния. У индивидов с высокими Т-диспозициями в каждой
серии заданий Т-состояние было выше. У обеих групп Т-состояние снижалось
после выполнения трех сложных задач (переход к легким). Студенты с
выраженной Т-диспозицией делали в два раза больше ошибок в первой трудной
задаче, потом количество ошибок снижалось, но их все равно было меньше у
студентов со слобовыраженной Т-диспозицией.
Теннисон, Вули: задание в распределении стихов по размеру. Сначала трудные,
затем легкие. Предварительно инструкции которые либо повышали , либо
снижали Т-состояние. Инверсия успешности результатов: группа с высокими
показателями Т-состояния допустила при выполнении легких заданий мало, а
при выполнении трудных заданий – много ошибок; группа с более низким Т-
состоянием получила противоположные результаты.
Фрустрация, виды реакций на нее
Фрустрация – расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. указывается на
какую-то травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Фрустрация –
состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель
(реализовать мотив). (Петухов). Фрустрация должна рассматриваться в
контексте более широкой проблемы: выносливости по отношению к жизненным
трудностям и реакций на эти трудности. Трудности: 1 вполне преодолимые,
хотя для их преодоления требуются огромные усилия (настойчивость).
Фрустрация к такого типа трудностям не относится; 2 непреодолимые (борьба с
раком). Являния фрустрации наиболее изучено в отношении к барьерам
деятельности.
Розенцвейг: фрустрация – имеет место в тех случаях, когда организм
встречает более или менее непреодолимые препятствия на пути к
удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Браун, Фарбер: фрустрация
– результата таких условий, при которых ожидаемая реакция или
предупреждается, или затормаживается. Левитов: фрустрация – состояние
человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и
вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающих на пути к достижению
цели или решению задачи. Имеются попытки возвести фрустрации в ранг
совершенно законных явлений, необходимо возникающих в жизнедеятельности
организма и личности. Майер считает, что поведение животного и человека
зависит от двух потенциалов: 1 репертуар поведения, определенный
наследственностью, условиями развития и жизненным опытом; 2 избирательные
или отборочные механизмы, которые делятся на действующие при мотивированной
деятельности и возникающие при фрустрации.
При фрустрации нецеленаправленное поведение отличается чертами
деструктивности, ригидности незрелости. Фрустрацию нельзя считать не
мотивированной. Психические состояния вызываемые фрустратором несомненно
зависят от его типа. Розенцвейг выделил три типа ситуаций-фрустраторов:1
лишения, т.е. отсутствие необходимых средств достижения цели или
удовлетворения потребности (внешнее лишение: человек голоден, а пищи
достать не может, внутреннее лишение – человек чувствует влечение к женщине
и вместе с тем сознает, что сам настолько непривлекателен, что не может
рассчитывать на взаимность); 2 потери (сгорел дом); 3 конфликт (человек,
который любит женщину, остающуюся верной своему мужу. Он хотел бы
соблазнить ее, но …). Большие возражения против этой типологии.
Левитов выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются
при действии фрустраторов, хотя и они проявляются каждый раз в
индивидуальной форме: 1 толерантность (терпеливость, выносливость, когда
фрустратор не вызывает фрустрацию). Разные формы толерантности: а)
спокойствие, рассудительность, готовность принять случившееся как жизненный
урок, но без особых сетований на себя; б) напряжение, усилие, сдерживание
нежелательных импульсивных реакций; в) бравирование с подчеркнутым
равнодушием, за которым маскируется тщательно скрываемое озлобление или
уныние. Толерантность можно воспитать. 2 Агрессия – это нападение (или
желание напасть) по собственной инициативе с помощью захвата. Это состояние
ярко может быть выражено в драчливости, грубости, задиристости, а может
иметь форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное
состояние при агрессии – острое, часто аффективное переживание гнева,
импульсивная беспорядочная активность, злостность и т.д. потеря
самоконтроля, гнев, неоправданные агрессивные действия. Агрессия – одно из
ярко выраженных стенических и активных явлений фрустрации. 3 Фиксации – два
смысла: а) стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким образом
фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это
состояние ригидно, консервативно, никому невраждебно, оно является
продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность
бесполезна или даже опасна. Б) прикованность к фрустратору, который
поглощает все внимание. Потребность длительное время воспринимать,
переживать и анализировать фрустратор. Здесь проявляется стереотипность не
движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации – капризное
поведение. Активная форма фиксации – уход в отвлекающую, позволяющую
забыться деятельность. Депрессию можно рассматривать, как нечто
противоположное агрессии. Для агрессии типично чувство печали, сознание
неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Особой
разновидностью депрессии является состояние скованности и апатии, как бы
временное оцепенение. 4 Регрессия – возвращение к более примитивным. А
нередко инфантильным формам поведения. А так же понижение под влиянием
фрустратора уровня деятельности. Подобно агрессии – регрессия не
обязательно является результатом фрустрации. 5 Эмоциональность. У шимпанзе
эмоциональное поведение возникает после того, как все другие реакции
приспособления к ситуации не дают эффекта.
Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или
внутреннего конфликта. Фрустрация имеет место только в случаях таких
конфликтов, при которых борьба мотивов исключается из-за ее безнадежности,
бесплодности. Барьером оказываются сами бесконечные колебания и сомнения.
Фрустрация различна не только по своему психологическому содержанию или
направленности, но и по длительности, могут быть продолжительными
настроениями, в некоторых случаях оставляющие заметный след в личности
человека. Фрустрации могут быть типичными для характера человека;
нетипичными, но выражающими возникновение новых черт характера;
эпизодическими, преходящими. Степень фрустрации (ее вид) зависит от того,
насколько человек был подготовлен к встрече с барьером (как в смысле
вооруженности, являющимся условием толерантности, так и в смысле восприятия
новизны этого барьера).
Шибутани: два основных направления реакций: агрессия и отступление.
Отступление: физическое (сильный противник) или психологическое (я был не
прав). Осознанное отступление – сдерживание себя. Неосознаваемое
отступление – подавление. Сублимация. Рационализация – когнитивное
оправдание. Фантазия – иллюзия выхода из ситуации (мечтания). Фиксация –
парализуется вся деятельность. Регрессия – шаблонная реакция. Каждая
личность характеризуется индивидуальной комбинацией приемов, позволяющих
справляться с затруднениями. Эти приемы можно рассматривать как формы
адаптации.
Психологическая характеристика аффектов. Диагностика аффективных следов.
Проблема стресса
Аффект – это ярко выраженные, кратковременные, непроизвольные (и
неконтролируемые) защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности
(в жизненно важной ситуации); аффект оставляет след, имеющий тенденцию к
накоплению. Ярко выраженность – позволяет наиболее полно увидеть все
корелляты эмоций, все их телесные проявления. Эти проявления имеют
определенную динамику (аффект – нарушение функционирования организма) – это
быстротечное состояние. Не имеет смысла его прерывать. Он должен быть
выражен полностью (как негативный, так и позитивный). Непроизвольность –
непроизвольна любая натуральная реакция. Защитная реакция – телесная
защита, приспособительная реакция. Эта реакция закрепляет связь (оставляет
следы) – с данной ситуацией и подобными ситуациями. Обобщает, организует
как целое. Признаки аффекта: экстремальная ситуация; импульсивность
действия (автоматизм без размышления); сужение сознания ( потеря эпизодов
из действия, исчезает чувствительность к боли); телесные проявления.
Фазы течения аффекта.: подготовительная, фаза взрыва, исходная
(заключительная).
1. Подготовительная: сознание сохраняется во всех случаях. Появляется
напряжение эмоций и концентрация представлений на определенном фокусе
внимания. Восприятие в этой фазе нарушается нерезко, но способность
наблюдать и осознавать происходящие психические процессы и переживания
расстроена. Бедный, сильно суженный круг представлений резко аффективно
окрашен. Душевная деятельность односторонняя – стремление осуществить свое
намерение. Вся остальная личность перестает существовать.
2. Фаза взрыва: с биологической точки зрения является процессом
отреагирования. Комплекс сильнейшего чувственного тона, требующий
немедленного отреагирования. Волевые расстройства: усиливающееся побуждение
преобладает над тормозящим аппаратом (утрата самообладания). Утрачивается
ясность поля сознания, снижается его порог. Поведение: агрессивный или
пассивный характер.
3. Заключительная фаза: истощение психических и физических сил. Отсроченно
воспоминания о событиях нарушаются.
Особенности аффекта – отсутствие предварительного плана, использование
того, что подвернется под руку, амнезия. Основа: длительное аффективное
напряжение или временное нервно-психическое истощение у психически здоровых
людей. Аффективный комплекс (психоанализ) – объединение в пределе любых
деталий вызывающих аффект, т.е. чтобы аффект повторился достаточно
упоминание любой детали. Аффективная память отличается от образной
(смысловой). Здесь свои законы. В образной памяти след может исчезать, а в
аффективной происходит накопление.
Диагностика аффектов в психоанализе: метод свободных ассоциаций. Легкое
протекание ассоциаций, и трудное – источник аффекта. Лурия. Диагностика
следов аффекта. Метод ассоциативного эксперимента. Реакция на слово из
аффективного комплекса: торможение ответа, признаки возбуждения,
многословие, примитивность. Словесный раздражитель может провоцировать
связанные с ним аффективные состояния.
Для вскрытия механики внутренних процессов: изучение внешних коррелятов.
Сопряженная методика. Словесный ответ связывается с нажимом руки.
Становится возможным за выявленой словесной реакцией наблюдать лежащие в ее
основе механизмы, оценивать степень напряженности, возбужденности,
нарушенности, а следовательно и степень аффективности проходящего перед
нами процесса. Механизм: слово – мыслительная ассоциация – нажим – асс. –
нажим - … - ответ, не компрометирующий человека.
Стресс. Селье. Впервые как набор физиологических и биохимических изменений
в организме в опасной ситуации. Первоначально часть общего адаптационного
синдрома (адаптивного механизма) и в этм эффекте приспособления лежит
различие понятий физиологического и психологического стресса. Стресс –
неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Это
адаптационный синдром: 1. Вначале трудности (если стрессор очень силен для
организма, то адаптации не происходит и смерть); 2. Затем адаптация
(организм нашел возможность нормально функционировать при действии
стрессора); 3. Теряет силы и «смерть» (длительное влияние стрессора –
стадия истощения). Синдром этот является генерализованной реакцией всего
организма и тесно связан с адаптацией. Поскольку любой агент, требующий
адаптации вызывает стресс, то и любая болезнь связана с некоторым
проявлением стресса (болезнь влечет за собой некоторые адаптивные реакции).
Для болезней, возникающих в основном вследствие дефектов адаптации
(неправильное протекание синдрома стресса), Селье предложил называние
«болезни адаптации», т.к. они вменьшей степени зависят от природы
патогенного фактора, чем от адаптации реакций организма на неспецифические
стрессорные эффекты.
Соотношение эмоций и стресса. Считается, что главной составляющей
психологического стресса является эмоциональное возбуждение. Характерной
является тенденция рассматривать стресс как особое состояние,
рядоположенное с другими эмоциональными состояниями. Некоторые авторы
предлагают рассматривать проблему стресса в функциональном аспекте, как
проблему влияния эмоции на прдуктивную деятельность субъекта. Стресс –
особое психическое состояние, возникающее в сложных условиях деятельности.
Стресс – возникающий в сложных условиях феномен психической деятельности
(Наенко). Состояние психической напряженности (стресса) возникает при
выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и
оказывает сильное влияние на ее эффективность
Специфичность реагирования при стрессе: 1) высокая устойчивость к стрессу;
2) низкая, при этом у одних деятельность улучшается, у других ухудшается
вплоть до срыва. Это зависит как от ситуации, так и от самого субъекта.
Поэтому при оценке напряженности используются показатели деятельности:
характер сдвигов в деятельности (ухудшение или улучшение). Напряженность
характеризуется по двум признакам: 1. Характер нарушений в деятельности
(тормозная форма – замедленное выполнение интеллектуальных операций,
импульсивная – увеличение количества ошибочных действий, генерализованная –
сильное возбуждение, резкое ухудшение исполнения, двигательная
дискоординация и т.д., полный срыв деятельности). 2. Сила, стойкость этих
нарушений (незначительная, быстро исчезает напряженность; длительная и
заметно сказывающаяся на процессе деятельности; длительная, резко
выраженная и практически не исчезающая, несмотря на профилактические меры).
Физиологические сдвиги и показатели деятельности являются важными
индикаторами психологической напряженности
Лазарус. Вредность или неблагоприятность стимула зависит от характера
психологических структур. Вредность не обязательно в действительности.
Значение стимула и отношение к нему определяются прошлым опытом. Характер и
структура стрессовой реакции зависят от психологического защитного
механизма, выступающего в качестве посредника.
Петухов. Психологический стресс тоже стали различать: эмоциональный стресс
(тот предел напряженности за которым эмоции мешают обычной деятельности) и
операциональный (такой уровень напряженности, который оптимален и даже
необходим для выполнения деятельности).
Если с самого начала стресс был адаптационным механизмом, значит он в какой-
то мере необходим.
Закон оптимальной эмоциональной напряженности (оптимум мотивации). Закон
силы – закон успешного научения от силы подкрепления, чем больше сила, тем
больше успеха. Торндайк – сила подкрепления определяет успешность обучения.
Закон Йеркса-Додсона. Соотношение сложности деятельности и уровня
эмоциональной напряженности.
17. Основные теоретические подходы к проблеме социализации личности.
Социализация личности представляет собой процесс формирования
личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком
социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в
собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему
поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или
группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми
нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе
плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи
– это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от
гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем
обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали
неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей,
воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.
Выделяют следующие стадии социализации :
1. Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения до
подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт
некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации ( появляется желание выделить себя среди
других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В
подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «
мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все
еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво
концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые
свойства личности.
3. Стадия интеграции ( появляется желание найти свое место в
обществе , «вписаться» в общество). Интеграция проходит
благополучно, если свойства человека принимаются группой,
обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы :
. Сохранение своей непохожести и появление агрессивных
взаимодействий ( взаимоотношений ) с людьми и обществом.
. Изменение себя, «стать как все».
. Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости
человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не
только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет
активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст
как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство
социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на
основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая
обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях
личности ребенка на данной стадии его развития.
Таблица 2.1
|Период |Ведущая деятельность |Ведущая сторона |
| | |Социализации |
|1 |2 |3 |
|Младенчество |Эмоциональное общение|А – освоение норм |
|(0-1г.) – этап |со взрослыми |отношения между |
|«доверия к миру» | |людьми |
|1 |2 |3 |
|2. Раннее детство |Предметная |Б – усвоение |
|(1-3 г.) – этап |деятельность |общественно |
|«самостоятель-ности» | |выработанных способов|
| | |деятельности с |
| | |предметами |
|3. Дошкольное детство|Игра |А – освоение |
|(3-6-7 лет) – этап | |социальных ролей, |
|«выбора инициативы» | |взаимоотношений между|
| | |людьми |
|4. Младший школьный |Учебная деятельность |Б – освоение знаний, |
|возраст (6-11 лет) – | |развитие |
|этап «мастерства» | |интелектуально-познав|
| | |ательной сферы |
| | |личности |
|5. Подростковый |Общение со |А – освоение норм |
|(11-14 лет) |сверстниками |отношений между |
| | |людьми |
|6. Юношеский (14-18 |Учебно-профессиональн|Б – освоение |
|лет) – этап |ая деятельность |профессиональных |
|самоопределения «мир | |знаний, умений. |
|и я» | | |
|7. Поздняя юность |Трудовая |А,Б – освоение норм |
|(18-25 лет) – этап |деятельность, |отношений между |
|«человеческой |профессиональная |людьми и |
|близости» |учеба |профессионально- |
| | |трудовых умений |
|8. Этап человеческой | | |
|зрелости | | |
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он
определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего
развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.
Психосоциальная концепция развития личности (рис.2.2) разработанная
известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и
характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая
идентичность» , которая формируется с первых дней жизни, ребенок
ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает
понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и
«эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я».
Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий
развития личности.
На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она
кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка
формируется базовое доверие к миру.
2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и
независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при
выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к
аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное
неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность
наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие
«автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для
развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не
будут бить за провинности. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже
убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область
овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости,
инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для
развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает
отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические
возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют
ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на
развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности,
чувству вины. В младшем школьном возрасте ( 4-я стадия) ребенок уже
исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает
ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос
культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он
верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к
появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в
свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок
как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с
пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае,
если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство
неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В
подростковом возрасте ( 5-я стадия) формируется центральная форма
эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание,
озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое
профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые
встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о
самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие
моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия,
инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости,
то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое
«Я», признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит
диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих
целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским ,
иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги,
чувство одиночества, опустошенности , появляется постоянное ожидание чего-
то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не
предпринимает , появляется страх перед личным общением и неспособность
эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность,
презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны
окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.
На 6-й стадии ( молодость) для человека актуальным становится поиск
спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление со своей
социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою
идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства,
сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия
идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется
изоляция одиночество. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития
личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны
других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен.
Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший,
любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на
кого излить свое «Я» ( нет любимой работы, семьи, детей), то человек
опустошается, намечается застой, косность, психологический и
физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно
выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего
развития , если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.
После 50 лет ( 8-я стадия) происходит создание завершенной формы
эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек
переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о
прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая
судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою
жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется
мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия
себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус
к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря. Стадии и положительные –
отрицательные выходы из каждой стадии приведены на рис.3.
|+ окончательная форма эгоидентичности |
|Стадия 8 |
|«принятие себя, жизни», мудрость |
|старость |
|- разочарование в жизни |
|после 50 лет |
|+ творчество, любимая работа, |
|Стадия 7 |
|воспитание детей, забота о детях, |
|зрелость до |
|удовлетворенность жизнью |
|50 лет |
|- опустошенность, застой, регрессия |
|+ чувство близости, интимности, |
|Стадия 6 |
|единство с людьми, любовь |
|молодость от |
|- изоляция, одиночество |
|20 до 25 лет |
|+ цельная форма эгоидентичности, |
|находит свое «Я», верность себе, |
|Стадия 5 |
|признание себя людьми |
|юношеский от |
|диффузия идентичности, тревога, |
|11 до 20 лет |
|одиночество, инфантилизм, не нашел |
|свое «Я», непризнание людьми, |
|«путаница ролей», враждебность |
|+ уверенность в себе, компетентность |
|Стадия 4 |
|- неполноценность, неверие в свои силы |
|школьный от 6 до 11 лет |
|+ инициативность, целеустремленность, |
|Стадия 3 |
|активность, предприимчивость, |
|дошкольный |
|самостоятельность |
|возраст - пассивность, подражание образцам, |
|вина от 3 до 6 лет |
|+ автономия, самостоятельность, |
|Стадия 2 |
|опрятность, воля |
|ранний возраст |
|сомнение, стыд, зависимость от |
|от 1 до 3 лет |
|других |
|+ базальное доверие к миру, оптимизм, |
|Стадия 1 |
|стремление к жизни |
|младенчество |
|базальное недоверие к миру, пессимизм, |
|стремление к смерти |
Встает вопрос, почему стадии изображены по диагонали? Эриксон
отвечает : «Чтобы показать, что то, как на 1-ой стадии, то так будет решено
и на последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо
сначала».
18. Каковы способы определения мотивационного ядра выбора в системе
межличностных отношений?
19. Развитие личности: движущие силы, периодизация.
Движущие силы и условия развития личности.
Асмолов:
Наследственность (Бах) и среда. 2-хфакторные теории: конвергенция
факторов (Штерн) – личность – продукт соц среды и наследственных
предиспозиций; конфронтация (Фрейд) – борьба между реальностью и
удовольствиями (Сверх-Я и Оно); взаимодействие. Атрпоцентризм: человек –
дуализм, изъятие человека из общества и природы.
Шелдон (эндо, мезо, экто) – типология.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|