Рефераты

Госэкзамены ответы

каких-либо факторов жизни данного организма. Удовлетворение – положительная

эмоция – подкрепляющий фактор. Каков механизм создания положительной

эмоции. В основе представление о целостной физиологической архитектуре

любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции.

Признак положительной эмоциональной реакции – закрепляющее действие.

Акцептор действия – удовлетворению какой-либо потребности предшествует

формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От

него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения

потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.

Теория: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-

либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от

результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты

положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия.

Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация –

поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.

Симонов. Информационная теория эмоций. Эмоция – отражение мозгом человека и

животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и

вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на

основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. // Э = f

(П, (Ин – Ис), …) // ,где Э эмоция, ее степень , качество и знак; П – сила

и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности

удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта,

Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения

потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в

данный момент.

Эмоции зависят и от других факторов: 1. Индивидуальные особенности

субъекта; 2. Фактор времени (развитие аффекта); 3. Качественные особенности

потребностей. Но все эти факторы обуславливают вариации эмоций,

необходимыми и достаточными являются два: потребность и вероятность ее

удовлетворения. Информация – это та, которая нужна для удовлетворения

потребности – совокупность всех средств достижения цели (знания,

совершенство навыков, энергетические ресурсы, время и т.д.). Если Ин

больше, чем Ис – отрицательная эмоция и наоборот. В этой формуле заключены

отражательная и оценочная функции эмоций.

Переключающая функция эмоций. При конкуренции эмоций (какая потребность

вызывает большую эмоцию). Подкрепляющая функция эмоций (без вкусового

подкрепления (т.е. испытывания какого-то удовольствия) у крыс не выработали

инструментальный рефлекс у крыс (вводили пищу прямо в желудок), а нв морфин

выработали – вызывает очень быстрое эмоциональное состояние).

Компенсаторная (замещаюшая) функция эмоций. Эмоция – целесообразная

избыточная мобилизация ресурсов (учащение сердцебиений, подъем кровяного

давления и т.д.). в ситуации прагматической неопределенности, когда

неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на

энергетические траты, чем в разгар деятельности остаться без достаточного

обеспечения кислородом и метаболическим сырьем. Вторая особенность –

реагирование по принципу доминанты – способность отвечать одной и той же

реакцией на самый широкий круг внешних стимулов (при рождении цыплята клюют

все, что попадается, а затем научаются). Эмоция сама по себе не несет в

себе информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется

путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации в памяти

энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

При положительной эмоции компенсаторная функция – инициирование поведения

(положительная эмоция усиливает потребность достижения цели согласно

правилу П = Э/ (Ин – Ис). Стремление испытать положительную потребность –

поиск неудовлетворенной потребности и ситуации неопределенности. На основе

этого компенсируется недостаток неудовлетворенных потребностей, который мог

бы привести к остановке процесса самодвижения и саморазвития.

40. Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации

Эмоция – один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов внутренней жизни

человека (специфические субъективные переживания, ярко окрашивающие, то что

человек ощущает, воображает, мыслит). Эмоции выполняют функцию выражения

субъективных отношений к объективным явлениям. При выражении эмоций речь

будет идти о единстве психических и телесных процессов. Это проблема и для

физиолога и для психолога: проблема соотношения психических и телесных

составляющих эмоционального состояния. Еще Дарвин заметил связь между

эмоциями животного и человека (мимика и пантомимика), т.е. эмоция имеет

поведенческие отражения. У человека появляется выражение эмоций в речи

(речедвигательная активность). Эмоция способна оказывать большое влияние на

функциональное состояние различных психических механизмов.эмоция лежит в

основе форм реауирования: а) выразительные движения; б) эмоциональные

действия; в) высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях; г)

форма определенного отношения к окружающим.

Мимические выражения эмоций. Почему в эмоциональном состоянии специфически

изменяется напряжение различных лицевых мышц? Дарвин: мимическое выражения

образовалось из полезных действий (раньше имело приспособительное

значение). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами.

Отсюда следует, что определенные мимические реакции должны быть связаны с

определенными эмоциями. Но экспериментально это подтвердить не удалось.

Рисунки (фотографии) мимических реакций. Мнения людей по различным

мимическим реакциям разошлись (хотя большинство правильно отражало эмоцию).

Несмотря на расхождение в суждениях можно говорить о том, что испытуемые не

называя правильной эмоции, все же называли очень близкую эмоцию

(неожиданность – изумление). Мысль, что отдельные формы мимического

выражения не являются качественно особыми и их можно представить в виде

некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения. Шкала

Шлосберга: основные категории: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление;

3) страдание, страх; 4) решимость, гнев; 5) отвращение; 6) презрение. Шкала

имеет круговую форму, чем больше расстояние между отдельными позициями, тем

менее сходны соответствующие мимические выражения. Две координаты:

удовольствие-неудовольствие (1-4); приятие-неприятие (2,5-5,5). Середина

круга – нейтральность (0). Чем ближе к краю, тем интенсивней выражается

эмоция. Новая ось: сон-напряжение. Первая ось – знак эмоции; вторая ось –

готовность или закрытие рецепторов для принятия раздражения; третья ось –

степень возбуждения.

Исследование подлинных эмоций. Как получить истинную эмоцию: Лэндис –

жестокие эксперименты. На протяжении всего эксперимента человека

фотографировали. Не было выделено мимики типичной для какой-либо эмоции

(характерную для большинства людей). Но было установлено, что у каждого

испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических

реакций, повторяющихся в различных ситуациях. Тогда попросили изобразить

некоторые эмоции. Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала

общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц

тех же самых испытуемых. Когда они переживали подлинные эмоции. Таким

образом следует различать общепринятую мимику, как признанный способ

выражения эмоций и спонтанное проявление эмоций (произвольная и

непроизвольная мимика).Гудинаф: 10-летняя слепоглухая девочка – мимические

схемы всех видов по шкале Шлосберга (предположение о врожденности этих

схем).

Три фактора формирования мимического выражения: врожденные видотипичные

мимические схемы; приобретенные, заученные, социализированные способы

проявления чувств, подлежащие произвольному контролю; индивидуальные

эксперессивные особенности.

Пантомимика, речь. Движения актера – уровень точности оценок, такой же как

и при определении эмоционального выражения лица. Речь – эмоциональное

состояние – возрастает сила голоса, изменяются высота и тембр. Врожденные и

приобретенные компоненты выражения эмоций голосом. Врожденные: изменение

силы голоса, дрожание голоса (возрастает усиление функциональных единиц,

актуализированных к действию – усиление активации мышц, участвующих в

голосовых реакциях). Пантомимика – сильный неожиданный звук – вздрагивание.

Межкультурные различия в выражении эмоций. Есть универсальные выражения

эмоций, а есть специфические. Слезы – универсальный признак печали.

Культурные нормы – когда, как, и как долго нужно плакать. Смех – радость и

удовольствие. Может – презрение. Китай – смех-гнев. Япония – улыбка – знак

уважения в любой ситуации. Смех как норма культуры чтобы скрыть

отрицательную эмоцию. Радость – причинение себе боли. Взаимозависимость

эмоций и их выражение.

Эмоция – своя внешняя организация реакций. При очень сильных эмоциях –

организация нарушается – сильные сокращения групп мышц, либо некоторые

мышцы отказываются действовать. Благодаря научению выражения эмоций

становится организованным, а вместе с тем и относительно однородным у всех

членов данной культуры. Выразительные движения – язык при помощи которого

люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, переживания.

Измерения.

Физиологические показатели (изменение вегетативной системы). Изменение

типового привычного реагирования (той или иной активности организма:

дыхание, сердцебиение, потоотделение и т.д.). любая активность либо

блокирована, либо изменена. КГР – ключевой признак эмоции (индикация

эмоций). – это признак не только эмоции, но это составляющая часть

ориентировочного рефлекса (т.е. она не специфична, мы не знаем какая эмоция

переживается). Эта реакция – ответ на жизненно важный стимул.

Наенко, Овчиннокова: мышечно-двигательные изменения в условиях напряжения:

эмоциональное напряжение – нарушение моторики, выраженной в общей мышечной

скованности, в треморе и нарушении координации движений. Увеличение электр.

Активности мышц, выраженные в амплитудных и частотных изменениях

потенциалов. Тремор пальцев рук.

Вегетативные показатели напряженности: частота сердечных сокращений

(увеличение), дыхание. Учащение дыхательных движений. Сопровождается

уменьшением глубины дыхания, а так же укорочение фазы выдоха относительно

вдоха. Кровяное давление – повышение. Рост этого показателя не только в

ситуации обнаружения и устрашения аварии, но и в период ожидания

критических событий, при возникновении чувства тревоги, .повышенного

внимания. КГР – показатель сенсорного и умственного возбуждения, внимание,

настороженность и высокая активность любого происхождения (увеличение числа

спонтанных колебаний и в падении сопротивления кожи). ЭЭГ – увеличение

амплитуды тета-ритма, увеличение высокочастотной активности.

Биохимические показатели эмоций. Резкие выбросы в кровь адреналина. Наенко,

Овчиннокова: выбросы с мочей аскорбиновой кислоты, увеличение лейкоцитов в

крови, колебания содержания эозинофилов в крови.

26. Психология развития ребёнка от рождения до 3-х лет.

I. Кризис новорождённости. Процесс рождения – тяжёлый переломный момент в

жизни ребёнка. Рождаясь, ребёнок физически отделяется от матери. Он

попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещённость, воздушная

среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания.

Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребёнку помогают

наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы.

Действие яркого света – глаза закрываются;

Шлепок по переносице – глаза закрываются;

Хлопок руками возле головы ребёнка – глаза закрываются;

Поворот головы ребёнка направо – подбородок поднимается, правая рука

вытягивается, левая сгибается;

Разведение локтей в стороны – руки быстро сгиьаются;

Нажатие пальцем на ладонь ребёнка – пальцы сжимаются и разжимаются;

Нажатие пальцем на подошву ребёнка – пальцы ног сжимаются;

Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке –

большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются;

Укол булавкой подошвы – колено и стопа сгибаются;

Поднимаем лежащего ребёнка животом вниз – ребёнок пытается поднять голову,

вытягивает ноги.

У ребёнка появляется зрительное и слуховое сосредоточение (2-3 недели).

Примерно в 1 месяц ребёнок, увидев маму, останавливает взгляд на её лице,

вскидывает руки, быстро двигает ногами, издаёт громкие звуки и ачинает

улыбаться. Эта бурная реакция была названа «комплексом оживления».

II. Младенчество. Длится 1 год. Младенец интенсивно растёт, физически

развивается (поднимает подбородок; поднимает грудь; тянется за пердметом;

сидит с поддержкой; хватает рукой пердмет; сидит без поддержки; садиться

без посторонней помощи; стоит с поддержкой, ползает на животе; ползает,

опираясь на руки и ноги; стоит без поддержки; ходит, держась одной рукой).

Восприятие: - зрительное сосредоточение совершенствуется (форма, цвет,

сложность); - развивается пространственно восприятие (восприятие глубины),

слуховое.

Речь: формируется речевой слух; пассивный словарь (понимает но не

говорит); активный словарь (издаёт звуки, гуление); понимает 10-20 слов,

сам произносит одно или несколько слов сходных по звучанию со словами

взрослой речи.

Схватывание (4-5 месяцев). Наглядно-действенное мышление. Сенсомоторный

интеллект (Ж.Пиаже).

Память: первым появляется узнавание, после 8 месяцев появляется

воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет

сходного объекта.

Эмоциональное развитие (эмоц. общение); ведущая деятельность связана с

мамой (ситуация «мы»); потребность в новых впечатлениях.

III. Кризис 1 года. Период между младенчеством и ранним детством обычно

называют кризисом 1 года. Как и всякий кризис, он связан со всплеском

самостоятельности, проявлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у

ребёнка возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его

жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, чего он хочет.

Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный

период оно приобретает особую актуальность. Аффективные реакции проявляются

в разной степени, могут достигать значительной силы: некоторые дети

произвольно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего

появление сильных аффектов у ребёнка связано с определённым стилем

воспитания вы семье. Установление новых отношений с ребёнком,

предоставление ему некоторой самостоятельности, терпение и выдержка

взрослых смягчают кризис, помогают ребёнку избавиться от острых

эмоциональных реакций.

Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь,

называемая Выготстким автономной.

IV. Ранний возраст (от 1года до 3 лет)

Активно развиваются базовые В.П.Ф.

Речь: автономная речь довольно быстро трансформируется и исчезает, слово

приобретает для него предметное значение, появляются обобщения. Быстро

растёт пассивный словарь, интенсивно развивается и активная речь (к 3

годам, 1000-1500 слов).

Восприятие: развиваются мышление, память, внимание, но восприятие

доминирует. Слуховое и зрительное. Аффективная окрашенность восприятия.

Наблюдаемые пердметы действительно притягивают ребёнка, вызывая у него

яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к

сенсомоторному единству. Ребёнок видит вещь, она его привлекает, и

благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведние – достать

её, что-то сней сделать (Л.С.Выготский). второй аффект идёт на оценку

взрослого, т.е. ребёнок эмоционально реагирует на похвалу или накзание.

Непроизвольное внимание, непроизвольная памать.

Мышление наглядно-образное (репрезентативный интеллект Ж.Пиаже).

Внутренний план дейстий (я играю, я иду гулять), у него появляются личные

действия. Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, он видит в

предмете способ действия. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в

своих первоначальных формах всё же проявляется. Это так называемая

режиссёрская игра. Ребёнка легко отвлечь, его притягивает всё в разной

степени, мотивы не структурированы (эмоц. напяжённость). Яркие

эмоциональные реакции. Узнавание себя в зеркале, Сознание «Я сам»,

первичная самооценка «Я хороший». Разрушается совместная деятельность со

взрослым.

V. Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из

наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Это разрушение пересмотр старой

системы социальных отношений, кризис выделения своего «я», по Д.Б.

Эльконину. Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ним новые,

более глубокие отношения 9всплеск самостоятельности). Л.С Выготский

описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.

1. Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое

он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не

делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый

человек. Вообще негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования

одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другим достаточно

послушен. Главный момент действия – сделать наоборот. Ребёнок впервые

становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию.

Поведение ребёнка определяется не этим желанием, а отношением с другим,

взрослым человеком. Мотив поведение уже находится вне ситуации, данной

ребёнку.

2. Упрямство. Это реакция, который настаивает на чём-то не потому, что ему

этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и

требует, чтобы с его мнением считались. Упрямый ребёнок настаивает на том,

чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно

расхотелось.

3. Гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию.

Ребёнок хочет делать всё сам и решать сам.

4. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против

всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в

семье норм воспитания. Ребёнок ведёт военные действия, всё отвергает

(протест-бунт).

5. Деспотизм. Ребёнок жёстко проявляет свою власть над окружающими его

взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из

дома или нет и т.д.

6. Ревность. Та же тенденция к власти здесь выступает как источник

ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти

никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

7. Явление обесценивания. Обесценивается старая система отношений, то что

было привычно, интересно и дорого раньше. 3-х летний ребёнок может начать

ругаться, отбросить или даже сломать любимую игрушку.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

27. Почему для предсказания поведение человека по результатам

диагностического обследования нельзя рассчитывать на обыденный

диспозиционизм и житейскую мудрость?

28. Потребности и мотивы.

49. Потребности и мотивы. Возможные основания классификации мотивов. Мотивы

и сознание

Мотивация – система процессов, отвечающих за побуждения деятельности, можно

увидеть, что данная система структурно оформлена. С одной стороны мы имеем

потребность – нужду, снабженную механизмами ее обнаружения и устранения.

Анализируя. Понятие потребности, можно заметить, что она сама по себе

предполагает деятельность по своему удовлетворению. Для завершенности не

хватает только того объекта, который бы мог удовлетворить данную

потребность в наличной ситуации.

Для определения такого объекта (совокупности объектов) используют понятие

мотив. Под мотивом здесь выступает раздражитель, который побуждает

деятельность по устранению потребности (не исключено, что это система

раздражителей, т.к. субъекта окружает многообразная действительность).

Введение такого понятия оформило структурную единицу мотивационной сферы в

виде комплекса: потребность+мотив. Элементы этого образования функционируют

как внутри субъекта (потребность), так и вне субъекта (мотив).

А.Н.Леонтьев. Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно

воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы

называем мотивом деятельности. Мотивы несут в себе действительную

содержательную характеристику потребностей. О потребностях ничего нельзя

сказать иначе, как на языке мотивов. Наличие потребности составляет

необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе

еше не способна придать деятельности определенную направленность. То , что

является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама

по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности.

Возможные основания классификации мотивов. 1) Актуальные мотивы – то, что

совершается (профессиональный выбор, досуг). Потенциальные – те, которые

могут организовать действие. Определяют возможные варианты жизни человека.

Но социальные условия могут измениться, и тогда меняются мотивы. Каким

человек станет при изменении мотивов. Когда мы вынуждены делать

непривлекательный для себя выбор под действием условий и т.д., то

потенциальные мотивы приобретают большую значимость (неврозы, уходы в

себя).

2) Ведущие и второстепенные мотивы. Мотивационная сфера личности

иерархизируется. Деятельность мотивируется несколькими мотивами.

Деятельность человека полимотивированная, т.е. одновременно регулируется

двумя или несколькими мотивами.

3) Смыслообразующие и мотивы стимулы. Ведь человек в своей деятельности

объективно реализует целую систему отношений: к предметному миру, к

окружающим людям, к обществу и к самому себе. Одни мотивы, побуждая

деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл – их называют

ведущими или смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними мотивы

выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или

отрицательных – порой весьма могучих – это мотивы-стимулы (часто приурочены

к действиям, подключаются, заимствуются из другой деятельности).

4) По предметному содержанию: а) предметные; б) функциональные; в)

нормативные. Предметные – организуют финальную направленность деятельности.

Всегда четко указывают, что должно быть (например: построить дом). Этот

мотив не может быть задан только указанием предметного содержания, он

содержит еще модус преобразования. Не только предмет, но и то, что выражает

отношение к нему (пока здоровье не шалит – деятельности нет). Мерей: мотив

состоит из содержания и активного характера преобразования. Модусы

преобразования: отказ, отречение, приобретение, создание, поддержание,

выражение, сохранение, агрессия, избегание. Функциональные мотивы: например

потребность людей в общении, не имеют финальной напрвленности. Мотивируют

саму деятельность. Нечто, что приятно самим процессом, а не его концом

(приятно читать книгу). Игровая деятельность – элемент целепреследования

(спрятаться так, чтобы не нашли). Мотивирующая масса промежуточных целей

(промежуточных мотиваций). Это мотивация, которая привязана к отдельным

маленьким промежуточным целям (аналог у животных – инстинкт). Нормативные:

проявляются реже. Левин: барьеры – то, что не организует, а ограничевает

деятельность, не побуждает отдельной деятельности. Нравственные мотивы.

5) По уровню обобщенности. Додонов, Мерей. То, что реально побуждает

деятельность происходит на разных уровнях обобщенности (любить музыку

Бетховена или любить его «Лунную сонату»). Идея справедливости – разные

уровни обобщенности. Обобщенные, конкретные, единичные мотивы.

6) По степени осознания. Осознаваемые и неосознаваемые.Часто человек не

осознает мотивы своего поведения и выдумывает причины. Мотивировка –

сознательно представляемый мотив, который с реальным не имеет ничего

общего.

7) Эндогенно и экзогенно актуализированные мотивы (по способу

актуализации). Экзогенные – спонтанная мотивация.

Мотивы и сознание. 1) Мотивы не отделены от сознания. Даже когда мотив не

осознается субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что

побуждает его осуществлять ту или иную деятельность. Они , образно говоря

входят в его сознание, но только особым образом. Они придают сознательному

отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого

для самого субъекта, его личностный смысл (личностный смысл – отношение

цели действия к мотиву деятельности). Смыслы – составляющие сознания. 2)

Осознание мотива. Задача на смысл. Братусь: ценностные ориентации –

осознанные смыслы.

29. Психология развития ребёнка в дошкольном возрасте.

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошколным детством – один из наиболее

трудных моментов в жизни ребёнка. Это разрушение пересмотр старой системы

социальных отношений, кризис выделения своего «я», по Д.Б. Эльконину.

Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ним новые, более

глубокие отношения 9всплеск самостоятельности). Л.С Выготский описывает 7

характеристик кризиса 3 лет.

1. Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое

он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не

делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый

человек. Вообще негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования

одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другим достаточно

послушен. Главный момент действия – сделать наоборот. Ребёнок впервые

становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию.

Поведение ребёнка определяется не этим желанием, а отношением с другим,

взрослым человеком. Мотив поведение уже находится вне ситуации,данной

ребёнку.

2. Упрямство. Это реакция, который настаивает на чём-то не потому, что ему

этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и

тербует, чтобы с его мнением считались. Упямый ребёнок настаивает на том,

чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно

расхотелось.

3. Гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию.

Ребёнок хочет делать всё сам и решать сам.

4. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против

всей сложившейся в раннем детстве системы оношений, против принятых в семье

норм воспитания. Ребёнок ведёт военные действия, всё отвергает (протест-

бунт).

5. Деспотизм. Ребёнок жёстко проявляет свою власть над окруцжаюшими его

взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из

дома или нет и т.д.

6. Ревность. Та же тенденция к власти здесь выступает как источник

ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти

никаких прав в семье, с точки зрения юног деспота.

7. Явление обесценивания. Обесценивается старая система отношений, то что

было привычно, интерсно и дорого раньше. 3-х летний ребёнок может начать

ругаться, отбросить или даже сломать любимую игрушку.

Дошколный возраст (от 3 до 7 лет).

Ребёнок открывет для себя мир человеческих отношений, разных видов

деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание

включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней учавствовать, что конечно

ему ещё не доступно. Из этого противоречия рождается ролевая игра. На

границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр.

Это режиссёрская игра и одновременно сней или несколько позже появляется

образно-ролевая игра. В ней ребёнок воображает себя кем угодно и чем угодно

и соответственно действует. Эти два вида игр становятся источниками сюжетно-

ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного

возраста. Позже из неё выделятся игры с правилами (игровые условия, сюжет,

содержание игры). Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она

оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре дети учатся

полноценно общаться друг с другом. Игра способствует становлению

произвольного поведения ребёнка. Развивается мотивационно-поребностная

сфера, формируется творческое воображение, становления произвольной памяти.

Ребёнок более спокоен, начинает регулировать своё поведение (эмоциональная

регуляция действий). Он представляет себе то, что будет после его действия:

его похвалят или поругают.

Речь. Завершается процесс овладения речью. Разивается зруковая сторона

речи, растёт словарный состав речи, грамматический строй речи. В конце

дошкольного возраста ребёнок перехрдит к контекстной речи, появляются

монологи, рассказы, развивается диалогическая речь.

Восприятие. Становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём

выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

Наглядно-образное мышление переходит к словесному мышлению.

Память. У младших дошкольников память непроизвольная, а в среднем дошк-м

возрасте (4-5) начинает формироваться произвольная память. Сознательное

целенаправленное запоминание.

Развитие личности. Эмоциональные процессы становятся уравновешенными.

Ребёнок более спокоен, начинает регулировать своё поведение (эмоциональная

регуляция действий). Он представляет себе то, что будет после его действия:

его похвалят или поругают. Эмоциональный образ (представления)

предвосхищающий результат его действия. Эмоционально предвосхищая

последствия своего поведения, ребёнок уже заранее знает, хорошо или дурно

он собирается поступить, у него возникает тревожность-эмоциональное

состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Вся

деятельность ребёнка является эмоционально насыщенной.

Мотивационная сфера. Формируется механизм соподчинения мотивов. Мотивы

перобретают разную силу и значимость. Складывается индивидуальная

мотивационная система ребёнка, выделяются доминирующие мотивы.

Самосознание. Форируется к концу дошкольного возраста благодаря

интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Самооценка

появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто

эмоциональной («я хороший»). Ребёнок сначала приобретает умение оценивать

действия других детей, а затем – собственные дейстивя, моральные качества

и умения. 6-7 лет завышенная самооценка. К 7 годам у боьшинства самооценка

становится более адекватной. Осознание своих переживаний. Половая

идентификация. Осознание себя во времени.

30. Темперамент как помощь и как помеха человеку.

34. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание

Темперамент – динамическая сторона деятельности. Изучается чаще в

диагностическом подходе.

Гиппократ (Др. Рим) предложил типы темпераментов. Темперамент - смесь,

смешивание в определенном соотношении (по отношению к жидкостям в теле

человека). Кровь - «сангва», слизь - «флегма», желчь - «холе», черная желчь

- «меланхоле» (4 типа).

Кант логически доказал, что существуют и должны существовать именно такие

типы человека. Современная психология: основание темперамента - свойства

нервной системы. Айзенк (изучал психические расстройства у солдат 2 МВ)

выделил два фактора, значимые для определения индивидуальности: интроверсия

- экстраверсия, эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость

(нейротизм). Они соответствуют 4 типам темперамента: Ф, С, Х, М.

К. Г. Юнг занимался проблемой определения типов характеров. 2 типа

направленности людей: движение вовне (экстраверсия) и движение внутрь

(интроверсия).

И. П. Павлов: типология темперамента (построение типологии за несколько

шагов). Темперамент связан со свойствами нервной системы. 1) выделение

основных (не сводимых к другим) свойств нервной системы. А) сила –

слабость. Сила НС – ее устойчивость к длительному возбуждению определенного

раздражителя. Б) уравновешенность – неуравновешенность. Уравновешенность НС

– возможность перехода от процессов возбуждения к процессам торможения в

критической ситуации. В) подвижность – инертность. Подвижность НС –

скорость образования новых условных связей. 2) выделение типов НС.

Возможные комбинации: свойства НС + возбуждение / торможение = много!

Выделение действительных типов. У слабой НС нельзя говорить про

уравновешенность / нет. В неуравновешенной НС нельзя говорить о скорости

образования условных связей. Вывод: 4 типа НС. 3) соотнесение типов НС с

типами темперамента. 1. СУП – сангвиник. 2. СУИ – флегматик. 3. СнУ –

холерик. 4. Сл – меланхолик. Проблемы подхода: а) переход от свойств к

типам. Б. М. Теплов: «преждевременный переход», т.к. существуют только

синдромы свойств. Современная физиология: нет чистых типов. Не свойство, а

группа свойств с определенными показателями. Б) переход от типов НС к

темпераменту. Тип НС имеет четкие поведенческие проявления. Современная

индустриальная психология ставит это под сомнение.

I. Проблема перехода от свойств к типам. Современный подход к изучению

темперамента. А) Связь индикаторов. Центральный показатель силы:

устойчивость к длительному воздействию раздражителя, способность

затормаживать отвлекающий раздражитель, высокие абсолютные пороги, низкая

чувствительность. Синдром силы НС: много свойств. Б. М. Теплов находит

свойство лабильности и т.д. Б) Небылицын: выделение общих свойств. 1) общая

активность (ретикулярная формация). Проявляется в любой деятельности. 2)

эмоциональность (лимбическая кора, отделы гиппокампа) – чувствительность,

восприимчивость.

(1) 1 – низкая активность. 2 – высокая активность. Вывод: врожденным

компонентом интеллектуальности является общая активность. (2, 3) 1 – низкая

эмоциональность. 2 – высокая эмоциональность. Вывод: неспецифические

показатели, связанные с темпераментом, определяют его врожденный компонент.

II. Проблема перехода от типов НС к типам поведения. И. Кант: проблема

психологии темперамента. Темпераменты души могут иметь содействующей

причиной и тело. Темпераменты чувства, темпераменты деятельности (критерий

1). Полюсы жизненной силы: возбуждение – ослабление (критерий 2). Вывод:

сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик. Это простые, не сочетающиеся

фигуры. Они либо препятствуют друг другу, либо нейтрализуются. Смесь

простых фигур «дает причудливый каприз, а не определенный темперамент».

Проблема темперамента приводит к проблеме характера.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный стиль

профессиональной деятельности. Теплов, Ермолаева-Томина: опыты с сильной и

слабой НС. Нужно выполнять арифметические действия в уме в течение 40

минут. Проявление слабости: снижение продуктивности. В целом общая

продуктивность статистически одинакова (чуть выше у слабой НС). Возможны и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 Современные рефераты