Исследование конфликта в организации
стратегии соперничества (по К. Томасу) и конфликтностью личности в
коллективе.
Для проверки выдвинутой гипотезы были применены: метод наблюдения
(стороннее (автор) и включенное (эксперты)), метод тестирования. В рамках
метода тестирования были применены три методики: методика диагностики
предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и методика
самооценки степени конфликтности личности и оценки экспертом степени
конфликтности личности, социометрия группы.
A. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному
поведению.
Тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной
предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению
конфликтных явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение
конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает
нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в
конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более
продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать
продуктивное поведение
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас
применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими
измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к
интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой
характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум
основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования
конфликтов: соперничество, приспособления, компромисс, избегание,
сотрудничество.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас
описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью
суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных
ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту
предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для
характеристики его поведения. Оптимальным поведением в конфликтах
считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет
значение в интервале от 5 до 7 баллов (минимум – 0 баллов, максимум – 12
баллов). Бланк и ключ методики представлены в Приложении 1.
B. Методика диагностики самооценки степени конфликтности личности, а
также оценки экспертом степени конфликтности личности (Ладанов И.Д.)
Шкала используется для самооценки и для оценки степени конфликтности
других лиц. Сумма в 70 баллов указывает на очень высокую степень
конфликтности; 60 баллов – на высокую; 50 – на выраженную конфликтность.
Сумма 11-15 баллов свидетельствует о склонности избегать конфликтных
ситуаций (Приложении 2).
C. Социометрия
Сущность методики сводится к выявлению системы «симпатий» и
«антипатий» между членами группы, т.е. иными словами, к выявлению системы
эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов
группы определенных «выборов» из всего состава группы по заданному
критерию. Все данные о таких «выборах» представляются в виде особой
диаграммы – социограммы.
3.3. Обработка и интерпретация полученных данных
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе путем стороннего наблюдения в естественных условиях
была выявлена напряженность в отношениях.
На втором этапе было проведено метод тестирование, в рамках которого
применялись три методики: диагностика стратегий поведения в конфликте К.
Томаса и диагностика самооценки степени конфликтности и оценки экспертом
степени конфликтности личности, социометрия группы.
На третьем этапе, после тестирования работников к работе были
привлечен эксперт. Он оценил степень конфликтности каждого сотрудника,
каждому из которых было присвоено определенное количество баллов (от 1 до
10), чем выше был балл, тем выше оценка конфликтности данного человека.
Также эксперт оценил уровень конфликтности личности (по методике И. Д.
Ладанова).
Таблица 4
Результаты тестов и оценки экспертов.
|№ |Ранг |Диагностика стратегий поведения в |Самооц|Оценка|
|испыту|экспер|конфликте К. Томаса |енка |экспер|
|емого |тов* | |уровня|том |
| | | |конфли|конфли|
| | | |ктност|ктност|
| | | |и* |и |
| | | | |сотруд|
| | | | |ников |
| | |Соперн|Сотруд|Приспо|Компро|Избега| | |
| | |ичеств|ничест|соблен|мисс* |ние* | | |
| | |о* |во* |ие* | | | | |
|Группа № 1 (повышенная конфликтность) | | | |
|6 |10 |6 |4 |5 |8 |4 |40 |56 |
|8 |9 |6 |6 |6 |5 |7 |36 |52 |
|4 |8 |6 |5 |7 |5 |5 |49 |50 |
|7 |7 |0 |3 |3 |9 |9 |50 |58 |
|12 |6 |2 |6 |9 |6 |8 |27 |60 |
|Группа № 2 (пониженная конфликтность) | | | |
|1 |5 |4 |9 |1 |7 |9 |45 |53 |
|13 |4 |3 |9 |5 |12 |8 |30 |46 |
|10 |3 |3 |8 |5 |4 |8 |30 |49 |
|9 |2 |2 |9 |10 |5 |10 |30 |40 |
|3 |1 |2 |7 |5 |7 |9 |21 |21 |
* - достоверность различий между выборками доказана с помощью U-
критерия Манна – Уитни.
На основе оценок эксперта были выделены две подгруппы (повышенная или
пониженная конфликтность). Достоверность различий групп по этому показателю
и по данным тестов была доказана с помощью U – критерия Манна – Уитни
(критическое значение для выборки 5/5 равно 2 при p( 0,05).
По результатам социометрии менее конфликтные люди получили больше
положительных выборов, т. е. с ними предпочли бы иметь профессиональные
отношения.
Следующим этапом исследования было проведение корреляции с помощью
программы Microsoft Excel. (Приложение 4). Корреляция проведена для
выяснения влияния одних факторов на другие.
В результате исследования установлено наличие связи между стратегиями
поведения и конфликтностью личности. Коэффициент корреляции Пирсона (r=-
0,638) показывает, что большим значениям стратегии соперничества по тесту
К. Томаса отвечают большие значения по шкале рангов, введенной и описанной
нам выше. Кроме того, меньшие значения по шкале избегания теста К. Томаса
коррелируют с большим значением по шкале рангов(r=-0, 7868). На практике
это означает, что конфликтные личности могут выбирают соперничество в
качестве стратегии поведения в конфликтной ситуации. Это подтверждает
корреляция между стратегией избегания ( по К. Томасу) и степенью
конфликтности личности (по нашей шкале рангов) – неконфликтные люди в
группе испытуемых предпочитают уход от конфликта.
Помимо этого было выявлено, что личности, у которых наименьшие
значения по шкале рангов (конфликтности) выбирают в качестве способа
взаимодействия сотрудничество (r=-0,782). Нами также была обнаружена связь
между стратегией сотрудничества и самооценкой уровня конфликтности, т.е.
люди, считающие себя неконфликтными, склонны к сотрудничеству в конфликтной
ситуации (r=-0, 72118).
Была обнаружена положительная корреляция между оценками независимого
эксперта и количеством положительных выборов по результатам социометрии (r=
- 0, 726), т. е. оценки независимого эксперта отражают то, что в
отношениях предпочтение отдается неконфликтным членам коллектива. Менее
привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются
более конфликтные личности. Мы утверждаем, что более конфликтные личности
отдают предпочтение стратегии соперничества. Однако в данной выборке более
конфликтные сотрудники оценили свой уровень соперничества как средний и
ниже среднего. Можно предположить, что данные сотрудники не до конца
осознают собственную потребность в соперничестве, могут бороться за
собственные интересы на уровне скрытых мотивов, т. е. демонстрировать одно
поведение, а на скрытом уровне соперничать и ущемлять интересы других.
Таким образом, из результатов исследования в компании ООО "XXX" можно
сделать следующие выводы:
1. Существует взаимосвязь между самооценкой уровня конфликтности и
предпочитаемой стратегией поведения в конфликте, которую можно
проиллюстрировать корреляцией низкой самооценки уровня конфликтности
личности и выбором стратегии сотрудничества в конфликте (по методике
К. Томаса);
2. Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными, предпочитают
стратегию избегания (по методики К. Томаса);
3. Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом
уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве,
т. е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других
сотрудников на уровне скрытых мотивов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение социальных процессов, происходящих в обществе, показывает,
что конфликт является одной из важнейших социальных проблем. В данной
работе была предпринята попытка дать краткий аналитический обзор некоторых
психологических теорий и исследований, рассматривавших конфликт и провести
теоретический анализ понятия конфликта в организации.
Трудовой коллектив – формальная (формализированная) общность людей,
объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей
(производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания).
Конфликт в организации - это осознанное противоречие между общающимися
членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на
фоне эмоциональных отношений.
Существуют пять типов стратегий поведения индивидов в конфликтной ситуации:
сотрудничества, соперничества, избегания, компромисса, приспособления.
Было проведено экспериментальное исследование, включавшее наблюдение
за поведением организации (ООО «XXX»), диагностику стратегий поведения в
конфликтной ситуации членов организации по методике К. Томаса, диагностика
самооценки и оценки другими конфликтности личности, социометрия. Наблюдение
обнаружило напряженность и преобладание негативных эмоций в отношениях в
коллективе. По результатам оценок эксперта группа была проранжирована по
уровню конфликтности. Тестирование выявило, что преобладающей стратегией
поведения в конфликтной ситуации в коллективе является избегание,
самооценка испытуемых значительно отличается от оценки экспертов, менее
конфликтные люди в группе испытуемых получили больше положительных выборов.
В результате проведенного корреляционного анализа была обнаружена
взаимосвязь между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью
конфликтности личности (по нашей шкале рангов). Неконфликтные люди в группе
испытуемых предпочитают уход от конфликта. Была обнаружена положительная
корреляция между оценками независимого эксперта и количеством положительных
выборов по результатам социометрии (r= - 0, 726), т. е. оценки
независимого эксперта отражают то, что в отношениях предпочтение отдается
неконфликтным членам коллектива. Менее привлекательными для построения
отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности.
Таким образом, из результатов исследования в компании ООО "XXX" можно
сделать следующие выводы:
1. Существует взаимосвязь между самооценкой уровня
конфликтности и предпочитаемой стратегией
поведения в конфликте, которую можно
проиллюстрировать корреляцией низкой самооценки
уровня конфликтности личности и выбором стратегии
сотрудничества в конфликте (по методике К.
Томаса);
2. Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными, предпочитают
стратегию избегания (по методики К. Томаса);
3. Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом
уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т. е.
желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников
на уровне скрытых мотивов.
Таким образом, гипотеза о наличии между осознаваемостью индивидами
предпочтения стратегии соперничества в конфликте и конфликтностью
испытуемого нашла свое подтверждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999.- С.
552
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история,
библиография. – М.: Изд-во Военного Унив-та, 1996. –С. 145
3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический
климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. – С. 207
4. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. – М.: МЗ
Пресс, 2001.- С. 182
5. Бородкин Ф.М., Коряк И.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск:
Наука, 1983. – С. 141
6. Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996. –
С. 435
7. Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных
производственных конфликтов: дис. канд. псих. наук. - Л.: Изд-во
ЛГУ, 1978. – С. 206
8. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис.
докт. псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С. 36
9. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. – Л.:
Лениздат, 1990. – С. 175
10. Грызунова Т.В. Межличностный конфликт в сфере управленческой
деятельности: Автореф. дис. канд. псих. наук. - М.: Изд-во РАУ,
1994.- С.19
11. Данькова Т.М. Некоторые аспекты производственных конфликтов на
промышленных предприятиях / Материалы IV Всесоюзного съезда
общества психологов. Тбилиси, 21-24 июня 1971. – Тбилиси:
Мецниереба, 1971. – С. 1005
12. Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика
и прогноз в конкретных ситуациях. – М.: Смысл, 2000. - С. 191
13. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 1984. – С. 204
14. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной
психологии// Психологический журнал. – Т. 1, № 6. – 1980. – С. 119-
134
15. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема объективных детерминант
межличностного конфликта в группе// Вестник МУ. –сер. 14, № 4. –
1977. – С. 23-33
16. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СП б: Питер, 2001. –
С. 400
17. Ершов А.А., Личность и коллектив. - Л.: Знание, 1976. – С. 40
18. Игумнова Г.В. Методы разрешения конфликтов. – Йошкар-Ола: Изд-во
Марийского унив-та, 1996. –С. 64
19. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Единоначалие и коллегиальность. - М.:
Мысль, 1979. - С. 254
20. Калашников Д. Конфликты в организации: социально -
конфликтологический уровень анализа ( по результатам экспертного
опроса управленческого персонала)// Управление персоналом. – 1999.
- № 7. – С. 17-22
21. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы
руководства. - М.: Политиздат, 1975. – С. 271
22. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. –
М.: Ин-т психологии РАН, 1994 – С. 56
23. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических
понятий (под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова). - Л.: Лениздат,
1987.- С. 143
24. Конфликт и пути его разрешения (сост. Лисепкий К.С.). – Куйбышев:
Изд-во КГУ, 1990. – С. 19
25. Конфликт: борьба, взаимодействие, сотрудничество (под ред. Потанина
Г.М.). –Белгород: изд-во Белгородского ГУ, 1997. – С. 342
26. Конфликтные ситуации в трудовых коллективах и методы их разрешения
(сост. Лысов О.Е.). – Л.: ИПК СП, 1990. – С. 44
27. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы:
Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во МУ, 1991.- С. 207
28. Леонтьев Д.А. Шанс для творчества (конфликты и стратегии их
разрешения)// Конфликт в конструктивной психологии. Тезисы докладов
и сообщений на II научно-практической конференции по
конструктивной психологии. Красноярск, 7-10 июня 1990 года.
Красноярск, 1990. - С. 17-19
29. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. – СП б:
изд-во Военмеха, 2000. – С. 72
30. Меньшова В.Н. Конфликтология. – Новосибирск: изд-во СибАГС, 2000.
– С. 184
31. Ошуркова Н.А. Конфликт в трудовом коллективе и способы их
разрешения. - М.: ,1992. – С. 25
32. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и
методы изучения. - Л.: Наука, - С. 192
33. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического
анализа конфликта // В сб. Психология конфликта (хрестоматия)(
сост. Гришина Н.В.). – СП б: Питер, 2001. – С. 298-309
34. Пищелко А.В. Личность в конфликте (влияние установки на тип
конфликтного поведения). – Домодедово: Изд-во Всероссийского
института повышения квалификации работников МВД России, 1999. – С.
52
35. Платонов К.К., Казаков В.Г. Развитие системы понятий теории
психологического климата в советской психологии //В сб. Социально-
психологический климат коллектива (под ред. Е.В. Шороховой и О.И.
Зотовой). - М.: Изд-во МУ, 1979.– С. 143-167
36. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-
методологический аспект. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.- С. 184
37. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л.: Изд-во ЛГУ,
1986. – С. 176
38. Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат,
1991. - С. 191.
39. Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического
типа личности. - М.: Наука,1973. – С. 207
40. Соснин В.А. К исследованиям конфликтов в социальной психологии США
в связи с психологическим климатом// В сб. Социально-
психологический климат коллектива: теория и практика изучения. –
М.: Наука, 1979. – С. 176
41. Социально-психологические проблемы производственного коллектива
(под ред. Шороховой Е.В. и др.). - М.: Наука ,1983. – С. 240
42. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии
(под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой). - М.: Изд-во МУ, 1977.
– С. 239
43. Тернер Дж. Ключевые тезисы Маркса // В сб. Психология конфликта
(хрестоматия) ( сост. Гришина Н.В.). – СП б: Питер, 2001. – С. 298-
309
44. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. – М.: Асс авторов и
изд. «Тандем», 2000. – С. 272
45. Хасан Б..И. Природа и механизмы конфликтофобии// Конфликт в
конструктивной психологии. Тезисы докладов и сообщений на II
научно-практической конференции по конструктивной психологии.
Красноярск, 7-10 июня 1990 года. Красноярск, 1990. - Стр. 8-12
46. Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. –
Новосибирск: Изд-во СибАГС, 1998. –С. 120
47. Шаленко В.И. Исследование конфликтных ситуаций в первичном
производственном коллективе и пути их разрешения: Автореф. дис.
канд. филос. наук. – М.: Изд-во ИСИ АН СССР, 1980. – С. 20
48. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. – М.: Изд-во МУ,
1992. – С. 80
49. Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические основы
хозяйственного руководства химическими предприятиями. - М.: НИИ
техн. - экон. иссл-ний, 1974. – С. 164
50. Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая
компетентность менеджера. – М.: Дом педагогики, 2000. – С. 544
51. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Экономика, 1984. – С.
246
52. Mayers B. The dynamics of conflict resolution: a practitioner’ s
guide. San Francisco: Jossey-Bass. – 2000. P. 233
Приложение 1
Методика диагностики стратегий поведения личности в конфликте К. Томаса .
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на
то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого
человека.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у
другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем
решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые
интересы и вопросы.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые
интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он
также вдет мне навстречу.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на
своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он
также идет мне навстречу.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые
интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем
решить его окончательно.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией
и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за
решение спорного вопроса.
А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти
навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на
своем.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с
другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает
представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих
форм поведения в конфликтных ситуациях.
КЛЮЧ:
|№ |Соперничеств|Сотрудничеств|Компромисс |Избегание |Приспособление|
| |о |о | | | |
| | | | |А |Б |
| | |Б |А | | |
| |А | | | |Б |
| | | |A | |Б |
| | |А | |Б | |
| |Б | | |А | |
| | | |Б |А | |
| |А |Б | | | |
| |Б | | |А | |
| |А | |Б | | |
| | |А | | |Б |
| | | |Б |А | |
| |Б | |А | | |
| |Б |А | | | |
| | | | |Б |А |
| | | | |Б |А |
| |А | | |Б | |
| | | |Б | |А |
| | |А | |Б | |
| | |А |Б | | |
| | |Б | | |А |
| |Б | |А | | |
| | |А | |Б | |
| | | |Б | |А |
| |А | | | |Б |
| | |Б |А | | |
| | | | |А |Б |
| |А |Б | | | |
| | | |А |Б | |
| | |Б | | |А |
Приложение 2
Методика диагностика степени конфликтности личности и оценки других.
Дайте самооценку своих действий (оценку действий других) в конфликтных
ситуациях в организации.
|Рвется в спор |7 6 5 4 3 2 1 |Уклоняется от спора |
|Свои доводы сопровождает |7 6 5 4 3 2 1 |Свои доводы сопровождает |
|тоном, не терпящим | |извиняющимся тоном |
|возражения | | |
|Считает, что добьется |7 6 5 4 3 2 1 |Считает, что проигрывает, |
|своего , если будет рьяно | |если будет возражать. |
|возражать | | |
|Не обращает внимание на |7 6 5 4 3 2 1 |Сожалеет, если видит, что |
|то, что другие не понимают| |другие не понимают доводов. |
|доводов | | |
|Спорные вопросы обсуждает |7 6 5 4 3 2 1 |Рассуждает о спорных |
|в присутствии оппонента | |проблемах в отсутствии |
| | |оппонента |
|Не смущается, если |7 6 5 4 3 2 1 |В напряженной обстановке |
|попадает в напряженную | |чувствует себя неловко |
|обстановку | | |
|Считает, что в споре надо |7 6 5 4 3 2 1 |Считает, что в споре не |
|проявлять свой характер | |нужно демонстрировать свои |
| | |эмоции |
|Не уступает в споре |7 6 5 4 3 2 1 |Уступает в споре |
|Считает, что люди легко |7 6 5 4 3 2 1 |Считает, что люди с трудом |
|выходят из конфликтов | |выходят из конфликта |
|Если взрывается, то |7 6 5 4 3 2 1 |Если взрывается, то скоро |
|считает, что без этого | |ощущает чувство вины |
|нельзя | | |
Приложение 3
Бланк социометрии.
Ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Ваши ответы не будут
разглашены.
1. Кого из сотрудников «XXX» Вы бы хотели видеть в составе другой фирмы?
2. Кого из сотрудников «XXX» Вы бы не хотели видеть в составе другой
фирмы?
3. Кто, по вашему мнению, выберет Вас?
4. Кто, по вашему мнению, не выберет Вас?
Спасибо за участие!
Приложение 4
Корреляция
| |Ранг |Сопернич|Сотрудни|Компроми|Избегани|Приспосо|Самооцен|Оценка |Положит|Отрицат|
| | |ество |чество |сс |е |бление |ка |эксперта|ельные |ельные |
| | | | | | | | | |выборы |выборы |
|Ранг |1 | | | | | | | | | |
|Соперничество |0,63808 |1 | | | | | | | | |
|Сотрудничество |-0,78981|-0,20294|1 | | | | | | | |
|Компромисс |0,04437 |-0,25605|-0,01263|1 | | | | | | |
|Избегание |-0,78682|-0,84591|0,5013 |0,02815 |1 | | | | | |
|Приспособление |-0,23776|0,06937 |0,41285 |-0,48637|0,15881 |1 | | | | |
|Самооценка |0,74118 |0,24758 |-0,72118|0,06255 |-0,47426|-0,31994|1 | | | |
|Оценка эксперта |0,70332 |0,1692 |-0,52033|0,02905 |-0,40656|-0,01912|0,58523 |1 | | |
|Положительные |-0,446 |-0,20387|0,22611 |0,31191 |0,15534 |-0,47024|-0,39191|-0,726 |1 | |
|Выборы | | | | | | | | | | |
|Отрицательные |0,46001 |-0,03355|-0,57096|-0,16083|0,00314 |0,08015 |0,31382 |0,57324 |-0,7323|1 |
|Выборы | | | | | | | | |4 | |
Значимые корреляции выделены серым цветом.
Значимость определялась с использованием коэффициента корреляции (по
Пирсону). Табличное значение для p( 0,05 - 0, 632
Приложение 5
Социограммы положительных и отрицательных выборов сотрудников ООО «XXX»
- положительные выборы; -
отрицательные выборы.
-----------------------
[1] Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа
личности. - М.: ,1973. – С. 53
[2] См. подробней: Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных
производственных конфликтов: дис. канд. псих. наук. - Л.: Изд-во ЛГУ,
1978; Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт.
псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995; Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема
конфликта в западной социальной психологии.// Психологический журнал. – Т.
1, № 6. – 1980; Психология конфликта (хрестоматия) ( сост. Гришина Н.В.). –
СП б: Питер,. 2001; Соснин В.А. К исследованиям конфликтов в социальной
психологии США в связи с психологическим климатом// В сб. Социально-
психологический климат коллектива: теория и практика изучения. – М.: Наука,
1979.
[3] См. подробней – Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория,
история, библиография. – М.: Изд-во Военного Унив-та, 1996; Гришина Н.В.
Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов:
дис. канд. псих. наук. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978; Грызунова Т.В.
Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности: Автореф. дис.
псих. наук. - М.: Изд-во РАУ, 1994; Джерелевская М.А. Установки
коммуникативного поведения: :диагностика и прогноз в конкретных ситуациях .
– М.: Смысл, 2000.
[4] Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа
конфликта // В сб. Психология конфликта (хрестоматия)( сост. Гришина Н.В.).
– СП б, Питер,. 2001. – С. 300
[5] Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999.- С. 61
[6] Платонов К.К., Казаков В.Г. Развитие системы понятий теории
психологического климата в советской психологии //В сб. Социально-
психологический климат коллектива (под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой).
- М.: ,1979. – С. 105
[7] Ершов А.А., Личность и коллектив. - Л.: Знание, 1976. – С. 9
[8] Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных
производственных конфликтов: дис. канд. псих. наук. - Л.: Изд-во ЛГУ,
1978. – С. 9
[9] Кайдалов Д.П., Суименко Е.И., Единоначалие и коллегиальность. - М.:
Мысль, 1979. - С. 123
[10] Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы
руководства. - М.: Политиздат, 1975. – С. 154
[11] Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт.
псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С. 8
[12] Данькова Т.М., Некоторые аспекты производственных конфликтов на
промышленных предприятиях / Материалы IV Всесоюзного съезда общества
психологов. Тбилиси, 21-24 июня 1971. – Тбилиси: Мецниереба , 1971. –
С.156-157
[13] Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история,
библиография. – М.: Изд-во Военного Унив-та, 1996. –С. 28
[14] Конфликт: борьба, взаимодействие, сотрудничество (под ред. Потанина
Г.М.). –Белгород: изд-во Белгородского ГУ 1997. – С. 16-18
[15] Тернер Дж. Ключевые тезисы Маркса // В сб. Психология конфликта
(хрестоматия) ( сост. Гришина Н.В.). – СП б: Питер,. 2001. – С. 13-14
[16] Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. –
Новосибирск: Изд-во СибАГС, 1998. –С.12-13
[17] Mayers B. The dynamics of conflict resolution: a practitioner’ s
guide. San Francisco: Jossey-Bass. – 2000. P. 12
[18] Mayers B. The dynamics of conflict resolution: a practitioner’ s
guide. San Francisco: Jossey-Bass. – 2000. P.12-13
[19]. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического
анализа конфликта // В сб. Психология конфликта (хрестоматия)( сост.
Гришина Н.В.). – СП б, Питер,. 2001. – С. 307
[20] Деструктивным, по мнению М. Дойча, конфликт является в том случае
«если участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что что-то
потеряли». Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной
социальной психологии.// Психологический журнал. – Т. 1, № 6. – 1980. – С.
122
[21] Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996. – С.
156
[22] Социально-психологические проблемы производственного коллектива (под
ред. Шороховой Е.В. и др.). - М.: Наука ,1983. – С. 124
[23] Конфликт и пути его разрешения ( сост. Лисепкий К.С.). – Куйбышев: Изд-
во КГУ, 1990. – С. 8
[24] Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. – СП б:
изд-во Военмеха, 2000. – С. 17
[25] Конфликт и пути его разрешения ( сост. Лисепкий К.С.). – Куйбышев: Изд-
во КГУ, 1990. – С.9
[26] Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л.: Изд-во ЛГУ,
1986. – С. 88
[27] Данькова Т.М., Некоторые аспекты производственных конфликтов на
промышленных предприятиях / Материалы IV Всесоюзного съезда общества
психологов. Тбилиси, 21-24 июня 1971. – Тбилиси: Мецниереба , 1971. – С.
166
[28] Шепель В.М. приводит следующие данные: группы с высокой степенью
сплоченности определяют конфликт как «столкновение точек зрения»; группы с
межличностной несовместимостью определяют конфликт как «раздор», «стычка»,
«свалка», «схватка». В кн.: Шепель В.М. Управленческая антропология:
человековедческая компетентность менеджера. – М.: «Дом педагогики», 2000.
С. 484
[29] Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996. – С.
[30] Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема объективных детерминант
межличностного конфликта в группе.// Вестник МУ. –сер. 14, № 4. – 1977. –
С. 31
[31] Цит. по: Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 1984 . –
С. 144
[32] Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт.
псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С. 18
[33] Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа
конфликта // В сб. Психология конфликта (хрестоматия)( сост. Гришина Н.В.).
– СП б, Питер,. 2001. – С. 302
[34] Леонтьев Д.А. Шанс для творчества // Конфликт в конструктивной
психологии. Тезисы докладов и сообщений на II научно-практической
конференции по конструктивной психологии. Красноярск, 7-10 июня 1990 года.
Красноярск, 1990 стр. 17-19
[35] Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. – М.: Изд-во МУ, 1992.
– С. 29
[36] Ошуркова Н.А. Конфликт в трудовом коллективе и способы их разрешения.
-- М.: ,1992. – С. 5
[37] Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт.
псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С. 24
[38] Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт.
псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С.22-23
[39] Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт.
псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С.-27
[40] Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. –
Новосибирск: Изд-во СибАГС, 1998. –С. 18
[41] Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной
психологии.// Психологический журнал. – Т. 1, № 6. – 1980. – С. 126
[42] Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. – СП б:
изд-во Военмеха, 2000. – С. 11-12
[43] См. подробней: Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-
психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983; Выханский
О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996; Гришина Н.В. Я и
другие: Общение в трудовом коллективе. – Л.: Лениздат, 1990; Уткин Э.А.
Конфликтология: теория и практика. – М.: Асс авторов и изд. «Тандем», 2000.
[44] Игумнова Г.В. Методы разрешения конфликтов. – Йошкар-Ола: Изд-во
Марийского унив-та, 1996. –С. 5
[45] Ершов А.А., Личность и коллектив. - Л.: Знание, 1976. – С.14
[46] Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат,
1991.- С. 19
[47] Пищелко А.В. Личность в конфликте ( влияние установки на тип
конфликтного поведения). – Домодедово: Изд-во Всероссийского института
повышения квалификации работников МВД России, 1999. – С. 36
[48] По мнению Хасана Б.И., « вариативность образов действий немедленно
рождает болезненную трудность выбора,. Поскольку единовременно действие
может быть совершено только одно, то и выбор требуется однозначный…
Необходимость однозначного разрешения или линейная модель напрочь
отбрасывает те диапазоны стратегий поведения в конфликте, которые
предлагают, например, К. Томас. Такой диапазон может быть реализован лишь
во внешнем взаимодействии буквально разных носителей». Хасан Б..И. Природа
и механизмы конфликтофобии// Конфликт в конструктивной психологии. Тезисы
докладов и сообщений на II научно-практической конференции по
конструктивной психологии. Красноярск, 7-10 июня 1990 года. Красноярск,
1990. – С. 10
[49] Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СП б: Питер, 2001. – С.
95
-----------------------
????????????????????????????????????????????????????????????????????
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2, 3
|