История античной психологии
История античной психологии
ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь
зависит от богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники
часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость,
мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной практике своего
общения с ближними.
Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе.
Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми
вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с
последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии. Его
рудименты дают о себе знать в некоторых современных психологических учениях
и скрываются под "Я" (или "сознание", или "душа"), которое воспринимает
впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.
В некоторых других учениях того времени (например, знаменитого
математика и философа, чемпиона Олимпийских игр по кулачному бою Пифагора)
души представлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и
растений.
Позже древние греки под "psycho" понимали движущее начало всех вещей.
Им принадлежит учение о всеобщей одушевлённости материи - гилозоизм (от
греч. hyle - вещество и zoe - жизнь): весь мир - универсум, космос -
изначально живой, наделённый способностью ощущать, запоминать и
действовать. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Всё
рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии). Так,
по мнению древнегреческого мудреца Фалеса, магнит притягивает металл,
женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает
душой. Гилоизм впервые "поставил" душу (психику) под общие законы естества.
Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат об
изначальной вовлечённости психических явлений в кругооборот природы. В
основе гилозоизма лежал принцип монизма.
Дальнейшее развитие гилоизма связано с именем Гераклита,
рассматривавшего универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а
душу как его искру. ("Наши тела и души текут, как ручьи"). Им впервые была
высказана мысль о возможном изменении, а следовательно, и закономерном
развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту,
происходит через себя: "Познай самого себя"). Философ учил: "По каким бы
дорогам ни шёл, не найдёшь границ души, так глубок её Логос".
Термин "Логос", введённый Гераклитом, применяемый и поныне, для него
обозначал Закон, по которому "всё течёт", придаёт вселенскому ходу вещей
сотканному из противоречий и катаклизмов, гармонию. Гераклит считал, что
ход вещей зависит от Закона, а не от произвола богов. Из-за трудностей
понимания афоризмов философа современники называли Гераклита "тёмным".
Идея развития в учении Гераклита "перешла" в идею причинности
Демокрита. По Демокриту, душа, тело и макрокосмос состоят из атомов огня;
случайными нам кажутся только те события, причину которых мы не знаем;
согласно Логосу нет беспричинных явлений, все они - неотвратимый результат
соударения атомов. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом.
Принцип причинности позволил Гиппократу, дружившему с Демокритом,
построить учение о темпераментах. Нарушение здоровья Гиппократ соотносил с
дисбалансом различных "соков", присутствующих в организме. Соотношение этих
пропорций Гиппократ назвал темпераментом. Названия четырёх темпераментов
дошли до наших дней: сангвинистический (преобладает кровь), холерический
(преобладает жёлтая желчь), меланхолический (преобладает чёрная желчь),
флегматический (преобладает слизь). Так была оформлена гипотеза, согласно
которой бесчисленные различия между людьми умещались в несколько общих
картин поведения. Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без
которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между
людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма.
Душевные качества ставились в зависимость от телесных.
Однако не все философы принимали идеи Гараклита и его воззрение на
мир как огненный поток, идеи Демокрита - на мир атомных вихрей. Они строили
свои концепции. Так, афинский философ Анаксагор искал начало, благодаря
которому из беспорядочного скопления и движения мельчайших частиц возникают
целостные вещи, из хаоса - организованный мир. Он признал таким началом
разум; от того, какова степень его представленности в различных телах,
зависит их совершенство.
Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита
и идея закономерности Гераклита, открытые две с половиной тысячи лет назад,
стали на все времена основой познания душевных явлений.
Поворот от природы к человеку был совершён группой философов,
названных софистами ("учителями мудрости"). Их интересовала не природа с её
не зависящими от человека законами, а сам человек, которого они называли
"мерой всех вещей". В истории психологического познания был открыт новый
объект - отношения между людьми с использованием средств, доказывающих
любое положение, независимо от его достоверности. В связи с этим детальному
обсуждению были подвергнуты приёмы логических рассуждений, строение речи,
характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. На
передний план выступили речь и мышление как средства манипулирования
людьми. Из представлений о душе исчезали признаки её подчинённости строгим
законам и неотвратимым причинам, действующим в физической природе, так как
язык и мысль лишены подобной неотвратимости. Они полны условностей в
зависимости от человеческих интересов и пристрастий.
Впоследствии слово "софист" стала применяться к людям, которые с
помощью различных уловок выдают мнимые доказательства за истинные.
Вернуть представлению о душе, о мышлении прочность и надёжность
стремился Сократ. Формула Гераклита "познай самого себя" означала у Сократа
обращение не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему миру субъекта,
его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо.
Сократ был мастером устного общения, пионером анализа, цель которого
- с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая
определённые вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы.
Создание техники диалога впоследствии стали называть сократическим методом.
В его методике таились идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в
психологических исследованиях мышления.
Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-
вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в её
привычном течении. Именно с такими задачами ставились вопросы, вынуждая
собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака - диалогизм,
предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая
тенденция, создаваемая задачей, - стали в XX веке основой экспериментальной
психологией мышления.
Гениальный ученик Сократа Платон стал родоначальником философии
идеализма. Он утвердил принцип первичности вечных идей по отношению ко
всему преходящему в тленном телесном мире. Согласно Платону, всякое знание,
есть воспоминание; душа вспоминает (для этого требуются специальные усилия)
то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения. Платон скупал
сочинения Демокрита с целью их уничтожения. По-этому от учения Демокрита
остались лишь фрагменты, в то время как до нас дошло чуть ли не полное
собрание сочинений Платона.
Опираясь на опыт Сократа, доказавшего нераздельность мышления и
общения, Платон сделал следующий шаг. Он оценил процесс мышления, не
получивший выражения в сократовом внешнем диалоге, как диалог внутренний.
("Душа, разышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама
себя, отвечая, утверждая и отрицая"). Феномен, описанный Платоном, известен
современной психологии как внутренняя речь, а процесс её порождения из речи
внешней (социальной) получил название "интериоризация" (от лат. internus -
внутренний). Далее Платон попытался выделить и разграничить в душе
различные части и функции. Их пояснял платоновский миф о вознице, правящем
колесницей, в которую впряжены два коня: дикий, рвущийся из упряжи, и
породистый, поддающийся управлению. Возница символизирует разумную часть
души, кони - два типа мотивов: низшие и высшие. Разум, призванный
согласовать эти два мотива, испытывает, согласно Платону, большие трудности
из-за
несовместимости низменных и благородных влечений. Так в сферу изучения души
вводился аспект конфликта мотивов, имеющих нравственную ценность, и роль
разума в его преодолении и интеграции поведения. Через несколько столетий
идея личности, раздираемой конфликтами, оживёт в психоанализе З.Фрейда.
Знание о душе росло в зависимости от уровня знаний о внешней природе,
с одной стороны, и от общения с ценностями культуры - с другой. Ни природа,
ни культура сами по себе не образуют область психического. Однако ее нет
без взаимодействия с ними. Софисты и Сократ в объяснениях души пришли к
пониманию её деятельности как феномена культуры. Ибо входящие в состав души
абстрактные понятия и нравственные идеалы невыводимы из вещества природы.
Они порождения духовной культуры. При этом предполагалось, что душа
заносится в организм извне.
Работа по построению предмета психологии принадлежал Аристотелю,
древнегреческому философу и естествоиспытателю, жившему в IV веке до н.э.,
открывшему новую эпоху в понимании души как предмета психологического
знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником
знания, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную
целостность. Душа, по Аристотелю, это не самостоятельная сущность, а форма,
способ организации живого тела. "Правильно думают те, - говорил Аристотель,
- кому представляется, что душа не может существовать без тела и не
является телом". Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении
медико-биологических фактов. Но это обобщение привело к преобразованию
главных принципов психологии: организации (системности), развития и
причинности.
По Аристотелю уже само слово "организм" следует рассматривать в связи
с родственным словом "организация", которое имеет значение "продуманное
устройство", которое подчиняет себе свои части для решения какой-либо
задачи; устройство этого целого и его работа (функция) неразделимы; душа
организма - это его функция, деятельность. Трактуя организм как систему,
Аристотель выделял в ней различные уровни способностей к деятельности. Это
позволило подразделять возможности организма (заложенные в нём
психологические ресурсы) и их реализацию на деле. При этом намечалась
иерархия способностей - функций души: а) вегетативная (имеется у животных,
растений и человека); б) чувственно-двигательная (имеется у животных и у
человека); в) разумная (присущая только человеку). Функции души - уровни её
развития, где из низшей и на её основе возникает функция более высокого
уровня: вслед за вегетативной формируется способность ощущать, из которой
развивается способность мыслить. В отдельном человеке при его превращении
из младенца в зрелое существо повторяются те ступени, которые прошёл за
свою историю весь органический мир. Впоследствии это было названо
биогенетическим законом.
Объясняя закономерности развития характера, Аристотель утверждал, что
человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. Мысль о
формировании характера в реальных поступках, которые у людей всегда
предполагают нравственное отношение к ним, ставило психическое развитие
человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности.
Раскрывая принцип причинности, Аристотель показал, что "природа
ничего не делает напрасно"; "нужно видеть то, ради чего совершается
действие". Он утверждал, что конечный результат процесса (цель) заранее
воздействует на его ход; психическая жизнь в данный момент зависит не
только от прошлого, но и желаемого будущего.
Аристотеля по праву следует считать отцом психологии как науки. Его
работа "О душе" - первый курс общей психологии, где он изложил историю
вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, а затем,
используя их достижения и просчёты, предложил свои решения.
Психологическая мысль эпохи эллинизма исторически связана с
возникновением и последующим быстрым распадом крупнейшей мировой монархии
(IV век до н.э.) македонского царя Александра. Возникает синтез элементов
культур Греции и стран Ближнего Востока, характерный для колониальной
державы. Изменяется положение личности в обществе. Свободная личность грека
утрачивала связи со своим родным городом, его стабильной социальной
средой. Он оказывался перед лицом
непредсказуемых перемен, дарованных свободой выбора. Со всё большей
остротой он
ощущал зыбкость своего существования в изменившемся "свободном" мире. Эти
сдвиги в самовосприятии личности наложили отпечаток на представления о
душевной жизни. Вера в интеллектуальные достижения прежней эпохи, в
могущество разума начали ставится под сомнение. Возникает скептицизм,
воздержание от суждений, касающихся окружающего мира, по причине их
недоказуемости, относительности, зависимости от обычаев и т.п. Отказ от
поисков истины позволял обрести душевный покой, достичь состояния атараксии
(от греческого слова, означавшего отсутствие волнений). Под мудростью
понималось отрешение от потрясений внешнего мира, попытка сохранить свою
индивидуальность. Люди испытывали потребность в том, чтобы устоять перед
превратностями жизни с её драматическими поворотами, лишающими душевного
равновесия.
Стоики ("стоя" - портик в Афинских храмах) объявили вредными любые
аффекты, усматривая в них порчу разума. По их мнению удовольствие и
страдание - ложные суждения о настоящем, желание и страх - ложные суждения
о будующем. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений,
способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку
выполнять своё предназначение, свой долг.
С этической ориентаций на поиски счастья и искуства жить, но на
других космологических началах сложилась школа безмятежности духа Эпикура,
который отошёл от от версии Демокрита о "жёсткой" причинности, царящей во
всём, что совершается в мире (и, стало быть, в душе). Эпикур допускал
самопроизвольность, спонтанность изменений, их случайный характер.
Запечатлев ощущение непредсказуемости того, что может произойти с человеком
в потоке событий, делающих существование непрочным, эпикурейцы закладывали
в природу вещей возможность самопроизвольных отклонений и тем самым
непредсказуемость поступков, свободу выбора. Они подчёркивали
индивидуализацию личности как величины, способной действовать
самостоятельно, избавившись от страха перед уготованным свыше. "Смерть не
имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, когда же
смерть наступает, то нас уже нет". Искусство жить в водовороте событий
связано с избавлением от страхов перед загробным наказанием и
потусторонними силами, ибо в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты.
Одновременно с построениями этих научных школ проводились важные
исследования в медико-биологических областях знания. Врачи Александрийского
научного центра Герофил и Эразистрат установили анатомо-физиологические
различия между чувствительными нервами, идущими от органов чувств (глаза,
уши, кожа и др.) к мозгу и двигательными волокнами, идущими от мозга к
мышцам. Открытие было забыто, но через две с лишним тысячи лет вновь
установлено и легло в основу важнейшего для психологии учения о рефлексах.
Позже древнеримский врач Гален (II век н.э.) в труде "О частях
человеческого тела), описал зависимость жизнедеятельности целостного
организма от нервной системы. В те времена запрещались анатомические
исследования, но Гален, врачующий гладиаторов, наблюдавший открытые раны
головного мозга, считал его производителем и хранителем разума. Гален
развивал, вслед за Гиппократом, учение о темпераментах. Он утверждал, что
первичными при аффектах являются изменение в организме ("кипение крови"),
субъективные, душевные переживания (например, гнев), вторичны.
Без эмпирической ткани психологической мысли античности не могли
появиться теоретические успехи, приведшие естествознание к современной
психологии. Древние греки выдвинули идею об определяющей зависимости
душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы (проблема
психического в материальном мире). Во-вторых, определили психику как форму
жизни (психобиологическая проблема). В-третьих, поставили душевную
деятельность в зависимость от форм, которые создаются не природой, а
человеческой культурой (психогностическая проблема). Таким образом были
сформулированы проблемы, веками направлявшие развитие науки о человеке.
Вместе с тем, бедствия, которые переживали народы Востока в жестоких
войнах
с Великим Римом, а затем под его владычеством, способствовали развитию
идеалистических учений о душе, которые подготовили воззрения,
ассимилированные позже христианской религией. К этим учениям относятся,
например, взгляды Филона (I век н.э.), что тело это прах, который получает
жизнь от дыхания божества. Это дыхание и есть "пневма", о которой мы
говорили выше.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА И В ПЕРИОД ВОЗРОЖДЕНИЯ
Победившее в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость
ко всем "языческим" знаниям. В IV веке был уничтожен научный центр в
Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа. Христианство
культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность
попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от
библейского понимания. Естественно-научное исследование природы
приостановилось. В интеллектуальной жизни Европы постепенно воцарилась
схоластика, которая сводилась к рациональному обоснованию христианского
вероучения. Накопление знаний о природе происходило в недрах арабоязычной
культуры, ориентированной на сближение философского мышления с эмпирическим
опытом.
В VII веке на фундаменте ислама произошло объединение арабских
племён. Вскоре арабами были покорены народы Востока, обладавшие знаниями
древних культур (эллины, народы Индии и др.). Возникло арабоязычное
государство Халифат. Сочинения Платона и Аристотеля сжигались в Европе. Но
на Востоке переводились на арабский язык, переписывались и распространялись
- от Пиренейского полуострова до Средней Азии. Появлялся мощный культурно-
научный строй, в котором проявились крупнейшие умы. Среди них особо следует
выделить среднеазиатского врача XI века Абу Али Ибн Сину, известного в
Европе как Авиценна.
Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной
психологии. Он изучал связь между физичесим развитием организма и его
психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом
важное значение им придавалось развитию теории воспитания, определяющего
воздействие психического состояния организма на его структуру. По мнению
Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аффекты, изменяющие течение
физиологических процессов, формируют их натуру. Идею о взаимосвязи
психического и физиологического - не только зависимость психики от телесных
состояний, но и её способность (при психических травмах, деятельности
воображения) влиять на них - он разрабатывал, исходя из своего обширного
медицинского опыта в области психофизиологии эмоциональных состояний.
В это время в европейской схоластике стали адаптироваться некоторые
положения античного естествознания, прежде всего - интеллектуального
наследия Аристотеля. Они наиболее убедительно раскрыты в учении Фомы
Аквинского (1225-1274), которое было канонизировано как истинно
католическая философия (и психология). Это учение получило название томизма
(несколько модернизированное в наши дни - неотомизма). Фома Аквинский
распространил иерархический шаблон на описание душевной жизни: каждое
явление имеет своё место; в ступенчатом ряду расположены души
(растительная, животная, человеческая); внутри самой души иерархически
располагаются способности и их продукты (ощущение, представление,
понятие).
Идеологи переходного периода от феодальной культуры к буржуазной -
эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей.
Один из титанов этого периода Леонардо да Винчи (XV - XVIв.), считал,
что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности,
преобразовывать природу своим творчеством. Испанский врач Х.Вивес в книге
"О душе и жизни" писал, что природа человека им познаётся путём наблюдения
и опытом; на природу ребёнка можно влиять, если правильно его воспитывать.
Другой испанский врач, Х.Уарте, в
книге "Исследование способностей к наукам" впервые в истории психологии
поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью
определения их пригодности к различным профессиям.
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XVII ВЕКЕ
И В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII ВЕК)
С утверждением простых технических устройств в общественном
производстве принцип их действия всё больше привлекал научную мысль, для
объяснения по их образу и подобию функций организма. Первым большим
достижением в этом аспекте стало открытие Гарвеем системы кровообращения, в
которой сердце представлялось своего рода помпой, перекачивающей жидкость,
для чего не требуется участия души.
Новый набросок психологической теории, ориентированной на объяснение
принципов Галилея и новой механики Ньютона, принадлежал французскому
естествоиспытателю Рене Декарту (1596 - 1650гг.). Он представил
теоретическую модель организма как механически работающего автомата. При
таком понимании живое тело, которое ранее рассматривалось как управляемое
душой, освобождалось от её влияния и вмешательства; функции "машины тела",
к которым относятся "восприятие, запечатление идей, удержание идей в
памяти, внутренние стремления ... совершаются в этой машине как движения
часов".
Позднее Декарт ввёл понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для
психологии. Если Гарвей "устранил" душу из разряда регуляторов внутренних
органов, то Декарт "покончил" с ней на уровне целостного организма. Схема
рефлекса сводилась к следующему. Внешний импульс приводит в движение лёгкие
воздухообразные частицы, "животные духи", заносимые в мозг по "трубкам", из
которых складывается периферическая нервная система, оттуда "животные духи"
отражаются к мышцам. Схема Декарта объяснив движущую телом силу, открыла
рефлекторную природу поведения.
Одно из важнейших для психологии сочинений Декарта называется
"Страсти души". В нём учёный не только "лишил" душу царственной роли во
Вселенной, но и "возвёл" в степень субстанции, равноправной другим
субстанциям природы. Произошёл поворот в понятии о душе. Предметом
психологии стало сознание. Полагая, что машина тела и занятое собственными
мыслями, идеями и желаниями сознание - это две независимые друг от друга
сущности (субстанции), Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же
они сосуществуют в человеке. Объяснение, которое он предложил, было названо
психофизическим взаимодействием. Оно состояло в следующем: тело влияет на
душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п.
Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая его
работать и изменять свой ход. Орган, где эти две несовместимые субстанции
общаются, - одна из желёз внутренней секреции - "шишковидная" (эпифиз).
Вопрос о взаимодействии души и тела поглотил на столетия
интеллектуальную энергию множества умов. Освободив тело от души, Декарт
"освободил" и душу (психику) от тела; тело может только двигаться, душа -
только мыслить; принцип работы тела - рефлекс (т.е. мозг отражает внешние
воздействия); принцип работы души - рефлексия (от лат. - "обращение назад",
т.е. сознание отражает собственные мысли, идеи, ощущения).
Декарт создал новую форму дуализма в виде отношения души и тела,
разделил чувства на две категории: коренящиеся в жизни организма и чисто
интеллектуальные. В своём последнем сочинении - письме к шведской королеве
Христине - он объяснял сущность любви как чувства, имеющего две формы -
телесную страсть без любви и интеллектуальную любовь без страсти. По его
мнению, причинному объяснению поддаётся только первая, поскольку она
зависит от организма и биологической механики; вторую можно только понять и
описать. Декарт полагал, что наука как познание причин явлений бессильна
перед высшими и наиболее значимыми проявлениями психической жизни личности.
Результатом его подобных рассуждений
стала концепция "двух психологий" - объяснительной, аппелирующей к
причинам, сопряжённым с функциями организма, и описательной, состоящей в
том, что только тело мы объясняем, тогда как душу - понимаем.
Попытки опровергнуть дуализм Декарта, утвердить единство мироздания,
покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания, предпринял
целый ряд великих мыслителей XVII века. Одним из был голландский философ
Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677). Он учил, что имеется единая вечная
субстанция - Бог, или Природа, - с бесконечным множеством атрибутов
(неотъемлемых свойств). Из них, считал философ, нашему ограниченному
разумению открыты только два - протяжённость и мышление; из этого явствует,
что бессмысленно представлять человека как место встречи двух субстанций:
человек - целостное телесно-духовное существо.
Попытка построить психологическое учение о человеке как целостном
существе запечатлена в его главном труде - "Этика". В нём поставлена задача
объяснить всё многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил
человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических
доказательств. Утверждалось, что существуют три побудительные силы:
влечение, радость и печаль. Доказывалось, что из этих фундаментальных
аффектов выводится всё многобразие эмоциональных состояний; при этом
радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль её
уменьшает.
Спиноза воспринял от немецкого философа и математика Лейбница (1646-
1716), открывшего дифференциальное и интегральное исчисление, следующее
представление о единстве телесного и психического. Основанием этого
единства является духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества
духовных сущностей - монад (от гр. monos - единое). Каждая из них
"психична", т.е. не материальна (как атом), но наделена способностью
воспринимать всё, что происходит во Вселенной. В душе непрерывно происходит
незаметная деятельность "малых перцепций" - неосознаваемых восприятий. В
тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря
тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт -
апперцепция. Она включает внимание и память. Итак, Лейбниц вёл в оборот
понятие бессознательной психики.
На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные
явления, Лейбниц ответил формулой, известной как психофизический
параллелизм. По его мнению они не могут влиять одно на другое. Зависимость
психики от телесных воздействий - это иллюзия. Душа и тело совершают свои
операции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость
сказывается в том, что между ними существует предустановленная гармония.
они подобно паре часов, которые всегда показывают одно и тоже время, так
как запущены с величайшей точностью.
При завершении этого раздела психологии необходимо упомянуть имя
английского философа Томаса Гоббса (1588-1679). До него в психологических
учениях царил рационализм (от лат. racio - разум). Гоббс предложил за
основу познания принять опыт. Рационализму им был противопоставлен эмпиризм
(от лат. empirio - опыт). Так возникла эмпирическая психология.
В XVIII веке в Европе, когда продолжался процесс укрепления
капиталистических отношений, расширялось и крепло новое движение -
Просвещение. Его представители считали главной причиной всех человеческих
бед невежество. Предполагалось, что в борьбе с ним общество избавится от
социальных бедствий и пороков и в нём повсеместно воцарятся добро и
справедливость. Эти идеи приобретали в различных странах разную тональность
в связи со своеобразием их общественно-исторического развития. Так, в
Англии И.Ньютон (1643-1727гг.) создал новую механику, воспринятую как
образец и идеал точного знания, как торжество разума.
В соответствии с ньютоновским пониманием природы английский врач
Гартли (1705-1757гг.) объяснил психический мир человека. Он представил его
как продукт работы организма - "вибраторной машины". Предполагалось
следующее. Вибрация внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают
вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц.
Параллельно с этим в мозгу
возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические "спутники" вибраций
- от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Всё это
происходит на основе закона ассоциаций. Гартли считал. что психический мир
человека складывается постепенно в результате усложнения первичных
сенсорных элементов путём ассоциаций смежности элементов во времени. К
примеру, поведение ребёнка регулируют две мотивационные силы - удовольствие
и страдание.
Задача воспитания, по его мнению, сводится к закреплению у людей
таких связей, которые бы отвращали от безнравственных дел и доставляли
удовольствие от нравственных. и чем эти связи прочнее, тем больше шансов
для человека стать нравственно добродетельной личностью, а для всего
общества - более совершенным.
Другими выдающимися мыслителями эпохи Просвещения были К.Гельвеций
(1715-1771гг.), П.Гольбах (1723-1789гг.) и Д.Дидро (1713-1784гг.).
Отстаивая идею возникновения мира духовного из мира физического, они
представляли наделённого психикой "человека-машину" как продукт внешних
воздействий и естественной истории. В завершающий период эпохи Просвещения
представлен врач-философ П.Кабанис (1757-1808гг.) выдвинул положение,
согласно которому мышление - это функция мозга.
При этом он исходил из наблюдений кровавого опыта революции,
руководители которой поручили ему выяснить осознание осуждённым, которому
отсекают голову на гильотине, своих страданий, свидетельством которых могут
быть конвульсии. Кабанис ответил на этот вопрос отрицательно. Только
обладающий головным мозгом человек способен мыслить. Движения же
обезглавленного тела носят рефлекторный характер и не осознаются. Сознание
- это функция мозга. К внешним продуктам мозговой деятельности П.Кабанис
относил выражение мысли в словах и жестах. К внешним продуктам мозговой
деятельности - выражение мысли в словах и жестах. За самой мыслью, по его
мнению, скрыт неизвестный нервный процесс, нераздельность психических
явлений и нервного субстрата. Доказывая необходимость перейти от
умозрительного к эмпирическому изучению этой нераздельности, он подготовили
почву для движения научной мысли в следующем столетии.
Итальянский мыслитель Д.Вико (1668-1744гг.) в трактате "Основания
новой науки об общей природе вещей" (1725г.) выдвинул идею о том, что
каждое общество проходит последовательно через три эпохи: богов, героев и
людей. Что касается психических свойств человека, то они, согласно Д.Вико,
возникают в ходе истории общества. В частности, появление абстрактного
мышления он связывал с развитием торговли и политической жизни. С именем
Д.Вико связано представление о надындивидуальной духовной силе, свойственой
народу в целом и составляющей первооснову культуры и истории.
В России духовная атмосфера эпохи Просвещения обусловила философско-
психологические воззрения А.Н.Радищева (1749-1802гг.). А.Н.Радищев искал
ключ к психологии людей в условиях их общественной жизни ("Путешествие из
Петербурга в Москву"), за что был приговорён к смертной казни, заменённой
ссылкой в Сибирь.
Итак, в эпоху Просвещения возникли два направления в разработке
проблем психологического познания: трактовка психики как функции
высокоорганизованной материи - головного мозга, что способствовало
экспериментальному изучению тех явлений, которые считались порождением
бестелесной души; учение, согласно которому индивидуальная психика
определяется социальными условиями, нравами, обычаями, духовным миром
людей, которыми движет собственная энергия культурного творчества.
ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались
открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая
руководствовалась "анатомическим началом". Психические функции человека
исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его
анатомии. Вновь были открыты (см. выше) различия между чувствительными и
двигательными
волокнами периферической нервной системы, описана рефлекторная дуга. Позже
был сформулирован закон "специфической энергии органов чувств", согласно
которому никакой другой энергией, кроме известной в физике, нервная ткань
не обладает. Австрийский анатом Ф.Галь, изучавший зависимость ощущений от
нервного субстрата, указал на извилины коры больших полушарий головного
мозга как место, где локализованы "умственные силы" (до него было принято
считать, что они - в мозговых желудочках).
Прежде чем были найдены объективные методы изучения целостного
поведения, в экспериментальном анализе деятельности органов чувств были
достигнуты крупные успехи в связи с открытием закономерной, математически
исчисляемой зависимости между объективными физическими стимулами и
производимыми ими психическими эффектами - ощущениями. Это сыграло решающую
роль в превращении психологии в самостоятельную экспериментальную науку.
Физиолог Эрнст Вебер (1795-1878гг.) исследовал зависимость континиума
ощущений от континиума вызывающих их внешних физических стимулов. Его опыты
и математические выкладки стали истоками психофизики. Таблица логарифмов
оказалась приложимой к явлениям душевной жизни, поведению субъекта. Прорыв
от психофизиологии к психофизике разделил принцип причинности и принцип
закономерности. Психофизика доказала, что в психологии и при отсутствии
Страницы: 1, 2, 3
|